Православные иконы: икона Спаса Вседержителя. Спас на престоле, с избранными святыми

Икона «Господь Вседержитель» может выглядеть по-разному, например, сам Христос изображается в разных положениях, но при этом суть самой иконы совсем не меняется. В каждом храме есть такая икона, она напоминает людям, что Спаситель пришел на землю в виде богочеловека, чтобы забрать все грехи человечества и сделать душу бессмертной, поэтому Иисус на иконе держит правую руку в благословляющем знаке.

В названии иконы присутствует термин «вседержитель», что обозначает, что Бог сильный, и только он может распоряжаться судьбами людей, также надо отметить, что слово взято из Ветхого Завета, ведь именно так изначально обращались к Богу, а потом стали обращаться и к Христу.

Какое значение у иконы «Господь Вседержитель»?

Этот образ должен находиться не только в храмах, но и в каждом доме православного христианина. В самом центре иконостаса всегда должна находиться икона «Господа Вседержителя», значение которой связано с обозначением силы Иисуса, ведь именно он может сотворить настоящее чудо, и не раз он доказывал это на деле всем верующим. Лик Господа очень важен для каждого христианина, так как Иисус - это самый главный судья, он восседает на троне, и в левой руке у него находится Евангелие или же свиток, а правой рукой он благословляет православных христиан.

Как выглядит икона?

Сам Иисус изображается по-разному, например, на некоторых иконах сидит на троне, а в некоторых он стоит в полный рост, но при этом ее значение не меняется. В левой руке Христа святое писание или свиток, а правая рука показывает знак благословения всех тех, кто уверовал в Господа. Евангелие изображается на иконе в развернутом виде, там видно всего лишь две буквы: альфа и омега. Каждая из этих букв имеет свое значение, например альфа - это начало, а омега - конец. Рассмотрим более подробно, что символизирует икона «Господа Вседержителя» (фото в статье). Она изображает Христа в возрасте, когда он идет к верующим с проповедью и учит людей правильно жить по Божим законам, над головой у Иисуса светится нимб в виде креста.

Символическое значение имеет даже одежда Спасителя, он одет в синий гаматий и красный хитон. В христианстве синий цвет всегда символизирует начало на небесах, а красный показывает сущность человечества, в которой есть место и мукам, и царственности. В общей сложности переплетение этих двух цветов указывает на то, что ничего не чуждо Господу, поэтому присутствует гармония небесного начала и земного конца.

Важность иконы «Господь Вседержитель» для православных христиан

Икона «Господь Вседержитель» важна для любого православного человека. В иконе имеется упоминание о том, что каждый христианин получит по своим заслугам пусть не в земном суде, а на небесном, который является самым ответственным и справедливым, поэтому в иконе можно прочитать призыв быть терпимее друг к другу и милосерднее. Образ имеет огромную силу, поэтому каждый верующий может произнести молитву и попросить Бога помочь преодолеть все трудности, чтобы достичь успеха в своих начинаниях. Стоит произносить молитву перед иконой, если человек находится в скорби и ему требуется умиротворение, чтобы побороть сложности. Перед иконой произносится специальная молитва, в которой человек не только просит Господа помочь, но и благодарит его за поддержку и помощь.

В чем может помочь икона «Господа Вседержителя»?

В том, что в иконе имеется сила, сомневаться не приходиться, так как верующие не раз убеждались, что икона «Господь Вседержитель» способна творить настоящее чудо. Ознакомимся подробнее, в чем именно может помочь эта икона:


Как икона может помочь в семейном счастье?

Образ имеет огромное влияние и в семейном счастье. Для многих семей икона «Господь Вседержитель» является оберегом, она помогает спасти детей от болезней, даже если врачи оказались бессильными, то молитва перед образом поможет преодолеть трудности и справиться с любыми напастями. Обращаться с молитвой к Спасителю необходимо искренне, только так может случиться настоящее чудо. Молодых людей, которые вступают в брак, родители благословляют именно с помощью этой иконы, считается, что только так брак сможет стать крепким и долгим.

Как и когда молиться перед иконой «Господа Вседержителя»

Многие православные христиане задаются вопросом о том, как должна выглядеть икона "Господь Вседержитель", в чем помогает она, какую именно молитву необходимо перед ней произносить. Данное божественное изображение не имеет специального дня, когда эта икона почитается, поэтому можно с уверенностью говорить, что обращаться перед ней к Спасителю можно в любое время, когда человеку требуется произнести благодарственную или просительную молитву. Всем известно, что сам Христос является и праздником, и радостью, и благодатью.

Обратиться к любой иконе можно, произнося молитву «Отче Наш», но существует и отдельная молитва иконе «Господа Вседержителя». В начале молитвы идет обращение к Всевышнему, который сошел на землю, чтобы спасти всех грешных людей, также описывается, что все верующие верят в чудо и благодарят Иисуса Христа, что он не покидает в беде всех просящих и не оставляет их в трудную минуту. В конце молитвы православный христианин просит Господа простить все согрешения и даровать прощение не только человеку, который молится, но и всем близким и родным.

Можно ли дарить икону «Господа Вседержителя»?

Икона может оказаться действительно хорошим подарком, поэтому ее можно подарить от чистого сердца своим близким и родным. Сделать это можно в любой праздник, который важен для любого православного человека. Часто этот образ становится подарком на венчании, ведь именно эта икона является важной составляющей пары, которая собралась венчаться.

Как видим, одной из самых главных икон для православных христиан считается икона «Господь Вседержитель». Значение, в чем помогает и как именно она может оберегать человека от бед - все это имеет огромное влияние на подсознание человека, поэтому, если верующий молится перед иконой с чистыми помыслами, он может надеяться на самое настоящее чудо в своей жизни.

Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) - образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос - Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы.

Описание иконы Спас Вседержитель

Спаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте.

Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего».

Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу.

Древняя икона

Появление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений - это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.).

Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах.

Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.).

Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми.

Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия.

Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий).

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный - мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Спас Вседержитель: икона, значение

Перед образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей.

Помощь

Икону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш».

На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос - главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса.

Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога.

Отношение к иконам

Да и вообще, любая православная икона - это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего.

Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу.

Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву.

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Икона Спасителя — центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона — это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест — мученичество, указующий перст — божий промысел, а Святой с копьем — победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград — знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение — это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему — его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона — икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов — Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом — юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Иконы Христа занимают главное место в православном храме и в доме верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописании, собственно и само иконописание существует только потому, что Неизреченное Слово Божье воплотилось: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного Отцу» (Ин.1:14).

Иисус Христос, как учит Церковь, совершенный Бог и совершенный Человек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона - это не портрет Христа, но его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит). В иконописи был выработан специальный канон изображения Иисуса Христа, по которому мы узнаем Его образ.

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе (682 г.) эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения т.н. исторический тип Христа - человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле.

Такие изображения Христа появилось не ранее IV в. Только в начале одни изображали Его юным, другие - в зрелых летах, одни - прекрасным как греческие боги, другие - намеренно в некрасивом и уничиженном виде. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение Христа в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и был принят как канонический. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа могут изображать только Его лик (Спас Нерукотворный), также Спаситель может быть представлен в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения (различные варианты иконографии Вседержителя). Христос изображается и как Младенец или Отрок (Спас Эммануил), и даже в ангельском образе (Спас Благове молчание, София Премудрость Божия).

На полуфигурных и ростовых иконах обычно правая рука (десница) изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу (закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия). Благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, и иконография выражает это через цвет одежд Спасителя, как правило, на иконах Христос предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ). Красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную. Обычно на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Иконы Спасителя могут быть различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый догматический и богословский смысл образа Спасителя. Основных иконографических типов шесть.

  1. Спас Нерукотворный
  2. Спас Вседержитель
  3. Спас на престоле
  4. Спас Эммануил
  5. Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия)
  6. Спас Ветхий денми

Спас Нерукотворный

Нерукотворный образ Спасителя - один из самых чтимых образов на Руси. Первые изображения появились в раннехристианский период (катакомбы Коммодилы, сер. IV в.), затем образ получил широкое распространение в Византии, и оттуда пришел на Русь. Существует три вида изображений Нерукотворного образа: на золотом фоне, на убрусе (греч. Мандилион) и на чрепии (греч. Керамида).

Согласно преданию появление этого образа связано с царем Авгарем, правившем в г. Эдесса. Царь заболел проказой, и тщетно искал лекаря. Услышав об Иисусе Христе, он послал за Ним своего слугу Ананию, но Спаситель отказывается оставить Иерусалим, но обещал помочь царю. Он попросил принести Ему воды и полотенце, умылся и вытер лицо, и тотчас на ткани - нерукотворно - отпечатался Его образ. Когда слуга доставил это полотенце в Эдессу, царь, приложившись к нему, получил исцеление, и уверовал во Христа. Авгарь хранил чудотворный образ в своем дворце как величайшую святыню. Но наследники царя вернулись к язычеству, и христиане замуровали чудесный образ в нише городской стены. Через четыре столетия, во время осады города персами (545 г.), епископ Эдессы получил откровение о местонахождении Нерукотворного образа. По его указанию кирпичная кладка была разобрана, и жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток его на глиняной доске (черепице), закрывавшей нишу. Так в иконописи появились изображения Нерукотворного образа «на убрусе» (полотенце) и «на чрепии» (череице). Иногда Лик Христа изображается просто на золотом фоне.

На православных иконах Спас Нерукотворный изображен со спокойным, величественным выражением Лика и с открытыми глазами. На католических, напротив, лик Христа пишется страдальческим, часто с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови. Западное предание объясняет происхождение Нерукотворного образа так: праведная женщина Вероника, увидев Христа, когда Он шел с крестом на Голгофу, утерла своим платком Лик Его истекающий кровью Лик, ион запечатлелся нерукотворно на этом платке. Такой иконографический тип получил наименование «Плат св. Вероники». Иногда на иконах изображается святая жена, держащая в руках плат с образом Христа. Такие изображения появились в России не ранее конца XVII в.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель или Пантократор (греч.‘ο Παντοκράτωρ) - основной тип икон Христа. Этот образ есть в каждом православном храме: в куполе и возле Царских врат, в алтаре и в отдельно стоящем киоте, его изображают на священнических облачениях и на богослужебных книгах. Этот образ представляет Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Спас на престоле

Образ представляет Христа как царя и судию. Престол - символ царственной славы Спасителя. Нередко рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча, такой образ получил наименование дейсис (греч. Моление) или в древнерусском написании - деисус. - Разновидностью этой иконографии является икона «Спас в силах», представляющая образ Второго и Славного пришествия Христа в силе и славе. Сложная символика кругов и квадратов (образ вселенной) и символическое изображение различных ангельских чинов призвана показать образ Христа-Вседержителя, соединяющего в весь видимый и невидимый мир. Обычно такая икона занимает центральное место в иконостасе. Этот образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Образ Христа в детском или отроческом возрасте. Имя Эммануил переводится как «с нами Бог» (евр.), взято из пророчества Исайи о Христе: «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Как и на многих иконах Христа помимо букв IC ХС (Иисус Христос) в нимбе встречается начертание греческих букв οωN (Сущий, имя открытое Богом Моисею на горе Синай), они обозначают, что и в детском возрасте во Христе пребывает вся полнота Божества, ибо Христос - Единородный Сын Божий и Единосущий с Отцом.

Спас Благое Молчание

Эта икона изображает Иисуса Христа до Воплощения, в виде Ангела Великого Совета, как именует Его Св. Писание. Этот образ называют также София Премудрость Божия, ибо в Св. Писание Христос назван Словом Божьим (греч. Логос) и Божьей Премудростью (греч. София). На таких иконах в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда, которую образуют два квадрата: один обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском образе, с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.

Спас Ветхий денми

Это довольно редкий образ, встречается чаще не отдельно, а в составе композиций. Он представляет Христа с белыми (седыми) волосами, как старца (не путать с изображением Бога Отца, являющегося неканоническим и запрещенным соборами). В этом образе отражены эсхатологические представления Церкви, он восходит к книге пророка Данила и символизирует Божественную полноту и предвечность Христа.

Конец XIII - начало XIV вв.

  • Смирнова 1976: Вторая половина XIII в.
  • Новгородская икона 1983: Вторая половина XIII в.
  • Булкин 2008: Вторая половина XIII в.

ГТГ, инв. 22938.
Вторая половина XIII в.
106 × 73.

Происхождение. Из поселка Крестцы, Новгородской области. Находилась в собрании А. И. Анисимова, (в описи этого собрания 1919 г. икона еще не названа). В 1931 г. поступила в ГТГ.

Раскрыта, очевидно, до поступления в ГТГ (точных сведений не имеется). При подготовке архивного наследия А. И. Анисимова к изданию Г. И. Вздорнову не удалось обнаружить там сведений о раскрытии «Спаса на престоле».

Доска липовая из трех частей, с двумя тыльными накладными шпонками и сохранившейся лишь вверху торцовой (на ней по коричневому фону орнамент из желтых кружков). Нижняя торцовая шпонка утрачена. Ковчег, паволока.

Сохранность. Многочисленные потертости красочного слоя частично тонированы при раскрытии. На гиматии Христа осталось много нетонированных мелких утрат. По нижнему краю тянется вставка позднего грунта с грубой реставрационной заделкой (синие, зеленые, коричневые пятна). Вверху по трещине досок - утраты грунта и выщербины доски (пострадало изображение головы архангела Михаила).

Описание.

Фигура Спаса представлена в среднике на киноварном фоне. Правой рукой Спас благословляет, а левой придерживает стоящее на колене раскрытое Евангелие с киноварным обрезом и черными строками текста по белым «листам»:

( Евангелие от Иоанна, 8, 12 : «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»).

Хитон Христа светло-коричневый, с розоватым оттенком; клав, поручи и оплечье желтые, гиматий сине-зеленый, мутноватого оттенка (типа земляной зелени). Нимб желтый, с синим перекрестием, обведенным белилами и украшенным красными «камнями».

Престол желтый, с окаймлениями из «жемчугов» и камней; на седалище киноварная подушка, поверх которой изображена накинутая белая ткань. Боковины и верхняя планка спинки слегка изогнуты. Подножие овальное киноварное. Весь престол, кроме подушки и подножия, густо покрыт черным орнаментом в виде изгибающихся стеблей и спиралей с завитками (такой же орнамент умеренно использован в украшениях одежд Христа - поруч хитона - и святых на полях).

На фоне средника, по сторонам нимба - крупные концентрические круги (белые с синей серединой) с белильными буквами: IC ХС.

Поля белые. На верхнем - «Этимасия» и полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. На боковых изображены стоящие святые: на левом Георгий, Климент и Илья Пророк, на правом Димитрий, Ипатий и Никола. На нижнем поле погрудные изображения Флора, Власия и Лавра. Георгий и Димитрий представлены воинами и мучениками: в пластинчатых доспехах и плащах, с крестами и мечами в руках. Климент, Ипатий и Никола - в святительских одеждах - в фелонях с омофорами; правой рукой они благословляют, на левой держат Евангелия. Илья - в хитоне и милоти, со свитком. У Флора и Лавра показаны красные плащи, у Власия белый святительский омофор.

Очертания фигур и драпировок обведены широким черным или темно-коричневым контуром. В среднике тени на хитоне переданы густо положенной краской того же тона, а блики - растушеванными пятнами белил. В одеждах фигур на полях тени и блики встречаются очень редко.

Лик Христа в среднике исполнен желтовато-розовой охрой, поверх которой лежат зеленоватые и красноватые тени, румянец щек и белильные блики (в виде тонких длинных линий, под глазами располагающихся веером); черты лика обведены густым черным контуром. Лики святых на полях имеют более обобщенный, схематичный рисунок и написаны плоскостнее: по светлой желтой охре - черные контуры черт, мазки красноватых теней и белильных бликов. Волосы Христа и юных святых - коричневые, старцев - санкирного оттенка, с графически прорисованными прядями. Нимбы желтые, обведенные черным контуром. По лузге - коричневая рамка.

Краски немногочисленные: кроме белил и черной, это киноварь, сине-зеленая (типа земляной), желтая (охра), светло-коричневая розоватого оттенка, коричневая. Краски жидкие, грубо тертые, лежат тонким, местами прозрачным слоем.

Надписи па полях черной краской, уставом. У фигур верхнего поля:

У фигур на боковых полях:

С. 161
с. 162 ¦

на нижнем поле:

Иконография.

Фигура Христа.

В искусстве византийского круга и связанных с ним течений в XII–XIII вв. существовали многие варианты изображения Христа на троне, различающиеся не принципиальными иконографическими признаками, а рисунком фигуры 1 . В одном из них, наиболее распространенном, ступни поставлены параллельно, от чего зависит и распределение драпировок 2 . В другом, который использован и в издаваемой иконе, ступни расположены под углом, и этим определяется иная постановка колен, расположение складок. Этот вариант был уже известен в XII в. 3

1 Об иконографии Христа см.:

2 См., напр., изображения Христа на синайских темплонах - эпистилиях XII в. (G. et М. Sotiriou. Icones du Mont Sinaї, I. Athenes, 1956, fig. 95–96, 57–61, 103–111).

Иконографическую и композиционную близость к изображению на новгородской иконе обнаруживает мраморный рельеф в Сан Марко в Венеции , исполненный около 1230 г. и восходящий к византийским комниновским традициям конца XII в. 4 (ср. сходный рисунок фигуры и драпировок; разница состоит в форме трона и в том, что в рельефе Евангелие закрыто; илл. стр. 162).

4 О. Demus. The Church of San Marco in Venice. History. Architecture. Sculpture. Washington, 1960, fig. 44.

Изображения на полях.

Изображение «Этимасии» - «Уготованного престола» - на верхнем поле характерно для икон Спаса 5 . Однако весь состав святых на полях необычен. Как правило, вокруг изображения Христа или «Распятия» представлены или апостолы, или фигуры различных святых, расположенные «по чину» в соответствии с иерархией: архангелы, апостолы, святители, мученики, святые жены и т. д. (см. ). В издаваемой иконе от такого «чина» остались лишь фигуры воинов-мучеников Георгия и Димитрия, оказавшиеся не в нижней зоне, где они обычно помещались, а в верхней. Состав остальных фигур, очевидно, отражает требования заказчиков и местные новгородские культы и верования.

5 Об изображениях «Этимасии» см.: Th. von Bogyay. Hetoimasia.- K. Wessel, M. Restle. Op. cit., Bd. II, Lief. 16. Stuttgart, 1971, Sp. 1189–1202 (с подробной библиографией).

Климент - это либо папа римский, либо епископ анкирский. Климент папа римский (был папой с 91 по 100 г., а в 101 г. умер в ссылке в Херсоне, память 25 ноября) 6 в силу ряда причин почитался не только в западной церкви, но и в православной, причем культ характерен не для Константинополя, а для некоторых провинций 7 . В Киеве хранились мощи Климента, перенесенные туда из Херсонеса при князе Владимире. По мнению В. Н. Лазарева, «почитание Климента было занесено в Новгород из Киева» 8 . Но в Новгороде был популярен и другой Климент - епископ анкирский (ум. в 312 г., память 23 января). Стефан Новгородец в 1342 г. и иеродиакон Зосима около 1419–1422 гг. видели его мощи в Константинополе 9 . Кажется, культ обоих Климентов смешивался, и их изображения не всегда можно различить 10 .

8 Там же, стр. 34, прим. 3.

9 Сергий, архим. Указ. соч., отд. I, стр. 20; отд. II, стр. 27–28.

10 Г. И. Вздорнов. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (в печати).

С. 162
с. 163 ¦ О почитании Климента в Новгороде в XII–XIV вв., кроме посвященных ему церквей в Ладоге (построена в 1153 г. при архиепископе Нифонте) и в самом Новгороде (в 1326 г. упоминается сгоревшая церковь около Славковой улицы, а в 1386 г. построена каменная церковь на Иворовой улице) 11 , свидетельствуют и изображения его в новгородском искусстве:

  • на обороте «Знамения» XII в. в Новгородском музее (если поновленные фигуры на полях повторяют оригинал) 13 ,
  • на обороте двусторонней иконы XIII в. из собр. П. Д. Корина 14 ,
  • на Васильевских вратах 1336 г. 15 ,
  • во фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения (в диаконнике).

15 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года. - В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, стр. 188.

16 Его же , стр. 83, табл. 64а.

На издаваемой иконе представлен скорее всего Климент папа римский. У него изображены вьющиеся волосы, а именно эту черту его облика подчеркивают иконописные подлинники: «...власы кудри с ушей...» 17 ; «...подобием кудряв аки Георгий...» 18 ; между тем характеристика Климента Анкирского более нейтральна: «...сед, брада Иоанна Богослова...» 19 .

17 . М., 1873, стр. 47.

18 «Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Филимонова». М., 1874, стр. 200.

Ипатий - один из нескольких почитавшихся в православной церкви епископов, например эфесский (ум. около 730–735 гг., память 21 сентября) 20 или, вернее всего, гангрский (ум. около 326 г., память 31 марта) 21 . Последний был более популярен. В Новгороде в 1183 г. была поставлена церковь Ипатия Гангрского; в 1369 г. на ее месте строится каменный храм; под 1396 г. упоминается еще одна церковь Ипатия «на Щеркове улице» 22 .

Иконописные подлинники описывают обоих святых сходно: оба они в целом похожи на Власия, но описания Ипатия Гангрского, более известного, отличаются большей полнотой 23 .

23 , стр. 87; «Сводный иконописный подлинник XVIII века...», стр. 156, 307–308. В последнем случае описание изображения Ипатия Гангрского осложнено множеством деталей, очевидно, позднего происхождения. Судя по иконе XV–XVI вв. , Ипатий Гангрский изображался с иной прической, чем в издаваемой иконе (см. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева , I, № 204, табл. 147; о датировке: . - «Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв.». М., 1970, стр. 328–329). Однако вряд ли эта деталь здесь может решить вопрос.

Изображения Ипатия в XII–XIV в. почти так же часты, как и Климента:

  • на медном эмалевом образке XII–XIII вв. в Новгородском музее 25 ,
  • на иконе Николы 1294 г. из Липенского монастыря (см. кат. № 5).

Они известны и в новгородской пластике:

  • медные литые образки с фигурами Стефана и Ипатия 26 .

26 Н. Г. Порфиридов. Об одной группе древнерусских медных литых изделий. - «Сообщения ГРМ», вып. VI. Л., 1959, стр. 52, 54–55. Автор относит изготовление образцов этого типа к XIV–XV вв.

На Васильевских вратах 1336 г. изображены два Ипатия 27 . Может быть, один из них Гангрский, а другой Эфесский?

27 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года, стр. 188.

Значение культа Климента и Ипатия в Новгороде не совсем ясно. Известно, что Климент папа римский рассматривался как покровитель новообращенных народов 28 , с его именем как-то соотносилась идея крещения, обращения. По одной из летописных версий считается, что дружина князя Владимира крестилась в Корсуни в церкви Климента 29 . Не этим ли оттенком его культа объясняется популярность Климента именно в Новгороде, где идея торжества новой веры заслуживала напоминания больше и дольше, чем, например, в Средней Руси и в Москве?

Можно предположить и другую причину его почитания. По легенде, Климент был сброшен убийцей с корабля, но тело его чудесным образом оказалось на суше. В русской «Похвале святому Клименту, патриарху Римьску», восходящей к древнему греческому тексту, многократно подчеркивается покровительство Климента на море: «Блаженый Климент лучами просвещающа състава водная, и сущая в нем животы,... киты и вся звери и рыбы морьскыя...»; Климента «сам Господь прослави, бездну морскую разделив, яко же древле Моисиеви, и непроходимо проходимо створи...»; у церкви, посвященной Клименту, произошло чудо с младенцем, едва не утонувшим во время морского прилива 30 . Почитание Климента, выявляющееся в этом тексте, напоминает один из аспектов культа Николы - защитника плавающих и путешествующих. Становится понятной популярность этого святого в Новгороде и на Севере - в областях, где культура имела выраженную народную окраску и где многие стороны повседневной с. 163
с. 164
¦ жизни и хозяйственной деятельности были связаны с водой.

30 «Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым». - , № XX, стр. 4 (комментарий), 71–79 (текст). В «Иерусалимской беседе»: «...А море морям мать акиян море великое, потому что в нем стоит церковь Клемента папы римского...» ( , изд. Г. Кушелевым-Безбородко, II. СПб., 1860, стр. 308). О Клименте: J. Ramseger. Кlemens I. (Romanus). - «Lexikon der christlichen Ikonographie», VII. Begründet von E. Kirschbaum, hrsg. W. Braunfels. Rom - Freiburg - Basel - Wien, 1974, Sp. 319–323.

Менее ясно почитание Ипатия. В. Н. Лазарев приводит сведение, что он считался патроном новгородских посадников и тысяцких 31 .

31 В. Н. Лазарев. Васильевские врата 1336 года, стр. 192. Ср. также: . М., 1948, стр. 649, прим. 154. Ср. также: . Новгород, 1913, стр. 249.
Для интересующих нас вопросов важно, что в Новгороде, в церкви Ипатия на Рогатице, хранились его мощи; когда церковь была упразднена и разобрана, то реликвии и храмовая икона Ипатия «в чудесах» были перенесены в церковь Климента на Иворовой улице ( , 2. М., 1860, стр. 112; В. П. Ласковский. Указ. соч., стр. 248–249).

В издаваемой иконе фигуры Климента и Ипатия скоординированы, они «парные». Климент чаще изображался не с Ипатием, а с Николой (вспомним о сходстве их культа):

  • оборот двусторонней иконы в собрании П. Д. Корина 32 ,
  • икона XV в. в Вологодском музее с изображением Богоматери на престоле и предстоящих Николы и Климента 33 .

Но встречается и сочетание Климента с Ипатием:

  • оба персонажа присутствуют в составе святительского чина в Нередице (обширного)
  • и на Васильевских вратах (довольно малочисленного).

Изображения этой пары святителей есть в XIII в. и в Суздале -

  • на правой створке южных врат Рождественского собора 34 ,

но в Новгороде мы их встречаем чаще. Скорее всего, их почитание имело не аграрно-хозяйственный, а более широкий оттенок и держалось в Новгороде несколько дольше в силу традиционности местных верований. В XV в. изображения Климента и Ипатия встречаются уже редко, причем главным образом в провинциальных произведениях.

33 Г. И. Вздорнов. Вологда. Л., 1972, илл. 29.

34 А. Н. Овчинников. Суздальские златые врата. - «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, стр. 153. Подробно о суздальских вратах и их иконографии см.: Г. К. Вагнер. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век., М., 1975, стр. 97–142 (глава «Декоративная система «золотых» дверей суздальского собора и вопрос об их датировке»), особенно прим. 44 на стр. 172–173.

В следующем ярусе представлены Илья Пророк и Никола. Не останавливаясь на многочисленных аспектах их почитания 35 , отметим, что образы этих святых часто встречаются в новгородском искусстве как парные. Ср.

  • «Рождество Богоматери, с избранными святыми », второй половины XIV - начала XV в. (кат. № 28);
  • иконы XV в.: «Илья, Никола и Анастасия » (ГТГ) 36 ;
  • «Богоматерь на престоле », с ангелами и избранными святыми (ГТГ), где на полях парное изображение Ильи и Николы 37 ;
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то