Как живут современные цыгане: три истории. Как живет цыганский барон

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.

Оригинал взят у platinym в Как живут современные цыгане

Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.

Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.

Итак, что мы знаем о современных цыганах?

Язык

Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».

Обычаи

Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова - главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана - главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе - то она считается испорченной - из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.

У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя - удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.

Свадьба - не менее главное обрядовое событие

Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко - устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.

Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет - танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».

Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал - богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.

Внешний вид

Цыганки в цветастых широких юбках - это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век - чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка - тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин - это оскорбление.

Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто

Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения - задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.

Заработок

Цыгане работать не любят - это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе - они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.

Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.

Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст - цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.

Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью - сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.

Образование и медицина

Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее - цыгане относятся с неприязнью.

Свидетельство о рождении - даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.

Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами

В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор - лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.

Томные романсы и пляски с медведями на потеху публике, отсутствие нормального жилья и даже начального образования, шикарные дворцы и масштабные фестивали - весь блеск и вся нищета повседневной жизни самого известного кочевого народа в нашем рассказе.

Цыгане - это явление воистину глобальное, интернациональное. Они живут на каждом континенте, где-то вбирая культуру местного населения, но всегда сохраняя свою. Непонятные широким слоям населения, что часто относится к цыганам предосудительно, они продолжают кочевать по миру со своим «цыганским духом», будто сами по себе. И эта проблема социализации в современном, сжимающемся под действием глобализации мире у них определяется тем же, чем и у израильских бедуинов . Цыгане не признают государственные границы, а государства не признают тех, кто не признает их границы.

Фото: borda, deviantart

И уж кому, как не нам, обитателям территорий бывших Российской Империи и Советского Союза, замечать метаморфозы, произошедшие с цыганским народом. Ещё столетие назад без цыган с их маленькими оркестрами и танцевальными труппами невозможно было представить ни одно более-менее крупное застолье, артисты цыганского рода отличали своим присутствием хороший кабак от плохого, на каждой ярмарке были они с обязательным дрессированным медведем. Сегодня же российские цыгане ассоциируются у большей части населения с полунищенским существованием в незаконно занятых хлипких хибарах, преступной деятельностью и прочими не слишком приятными вещами. Произошла эта трансформация, понятное дело, не сама по себе - ассимиляция и перевод на оседлый образ жизни цыган были важными пунктами социальной программы советской власти, чему сами цыгане зачастую не были рады. Во многих таборах запрещалось получение даже начального образования (это, в общем-то, считается в цыганской среде правилом хорошего тона), плоды чего в виде массовой необразованности российские цыгане пожинают до сих пор (не без исключений, конечно, например, сэрвы считаются одной из наиболее образованных цыганских этногрупп в мире).

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

И случай с Советской Россией отнюдь не уникален - цыгане в Европе всегда делили звание гонимого народа с евреями. Вместе с ними они оказались и в числе народов, ставшими жертвами Холокоста. В более демократичной форме это продолжается и сегодня (массовые выселения цыган с территории Франции в 2010 году, например). Так что же заставляет цыганский народ веками под чудовищным давлением жить так, как жили их предки, заниматься привычными (пусть зачастую и предосудительными с точки зрения закона) делами, сопротивляться совершенству современного мира до последнего? Ответ прост - романипэ. Это неписаная философия цыган, бытовая эзотерика (не религия, по вероисповеданию большинство цыган - христиане, немного - мусульмане), свод законов, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение. То, что принято назвать «цыганским духом» - образ жизни, выбранные профессии, культурные традиции.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Но под давлением современного мира и нашей реальности, не терпящей альтернатив от свободолюбивых людей, «цыганскому духу» остаётся всё меньше и меньше свободного пространства. Например, большая часть цыган, которых издревле принято считать исключительно кочевым народом, давно перешла на оседлый образ жизни. Многие таборы расселились по свободным домам в деревнях и на окраинах городов, пережив уже несколько поколений оседлости. Цыганский дом - небольшая хижина, часто, покосившаяся от старости, преимущественно одноэтажная. Последний факт связан с тем, что женское тело ниже пояса у цыган считается чем-то сакрально грязным, а, следовательно, им нельзя находиться этажом ниже того, по которому ходит дама. Хотя, не без исключений, например, жители цыганского гетто Столипиново в болгарском Пловдиве давно от этого правила отказались, иначе они просто не могли бы жить в престарелых пятиэтажных «хрущёвках». Из дизайнерских особенностей дома - обязательное наличие большого зала (часто в ущерб жилому пространству), в котором цыганская семья принимает гостей и проводит массовые праздники. У тех цыган, что по заветам предков продолжают вести кочевой образ жизни, роль зала выполняет свежий воздух. Вместить всех гостей в дома на колёсах, в наше время заменивших цыганам кибитки, понятное дело, представляется задачей невыполнимой.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Как и всем народам мира, цыганам не чуждо социальное расслоение - разница между благосостоянием простых людей и так называемых цыганских баронов может достигать невероятных размеров. Дома же баронов, глав таборов, в руки к которым зачастую стекаются незаконные финансовые потоки, могли бы остро контрастировать с покосившимися хибарами и замызганными грязью жилыми прицепами, если бы располагались среди них. Но, как правило, бароны ставят свои поражающие роскошью (и, часто бывает, полным безвкусием) особняки в весьма фешенебельных районах. Величина прибылей некоторых из цыганских лидеров иногда обусловлена тем, что приворовывать в цыганском обществе не считается чем-то зазорным. По одной из легенд, табор, проходивший мимо распятия Христа, прихватил с собой один из гвоздей - в следствии Бог разрешил народу немного присваивать чужое.

Фото: gdtlive.com

Но не воровством лошадей и попрошайничеством единым живут цыгане. Своих доходы многие из них предпочитают извлекать честным трудом. Не трудом на фабриках, который у этого народа считается «нецыганской» профессией, за которую могут даже изгнать из этнического общества, но талантами первоклассных артистов. Цыгане могут навсегда осесть на одном месте, они могут перестать разговаривать на родном языке, но при этом собственную культуру цыгане не забывают никогда. И даже гадания, с которыми у нас часто ассоциируются цыгане, воспринимаются в их среде как эзотерическое артистическое искусство. Но куда большего успеха цыганский народ добился в музыке и танцах. В России они до сих пор распевают романсы и отплясывают цыганочку, в Испании играют и танцуют фламенко не хуже самих испанцев, но со своим колоритом, в Турции исполняют свой особенный танец живота, в котором не прочь показать своё мастерство и цыганские мужчины. Всё это культурное разнообразие сегодня уже сложнее встретить на улице (тем более, в приличной концентрации, которая осталась если только на Балканах), зато буйным цветом оно расцветает на фестивалях цыганской культуры - майском «Кхаморо» в Праге, осеннем «Романи Яг» в Монреале, сентябрьском «Амала» в Киеве. И каждый день - в любом месте, где сегодня живут цыгане, ведь их образ жизни, «цыганский дух», романипэ - это и есть настоящее искусство.

Фото: Angelita70, panoramio

Материал подготовлен в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Вокруг цыган скопилось много стереотипов: до сих пор можно встретить мнения, что люди этой национальности живут в таборах, постоянно кочуют и промышляют исключительно гаданиями. «Большая Деревня» встретилась с тремя молодыми цыганами и попросила рассказать о своей жизни: какие из стереотипов правда, а какие нет, насколько современные цыгане верны традициям, как они зарабатывают и где развлекаются.

Камила Карабаненко

21 год

Я периодически слышу, что цыгане только просят милостыню и гадают, и каждый раз сильно обижаюсь. Есть много цыганских семей, члены которых стремятся учиться и чего-то добиваться, но собеседникам приходится постоянно об этом напоминать. Неприятно, что в самом начале знакомства о тебе думают нехорошо, но обычно в процессе общения люди меняют свое мнение и узнают, что современные цыгане мало отличаются от остальных людей.

Я работаю учителем в чапаевской школе-интернате № 1. Это моя детская мечта: когда я сама училась, мне нравились преподаватели и то, что они каждый день дают детям новые знания. Папа, который всю жизнь трудился шофером на заводе, поддержал мое желание. Мама тоже была не против, хотя у нее самой высшего образования нет, - она ведет домашнее хозяйство и воспитывает шестерых детей.

Я закончила педагогическое училище, и считаю, что не ошиблась в выборе профессии: мне очень нравится общаться с детьми, учить их русскому языку, математике, ИЗО и литературе. Последний предмет мне особенно близок, так как он всегда проходит очень эмоционально. Сама тоже очень люблю читать. Моя любимая книга - «Танцующий гном» Харуки Мураками.

Отдыха у меня как такового практически нет - в свободное время я помогаю маме по дому. У нас довольно большая семья и родители нуждаются в моей поддержке, - как в быту, так и материально. Меня это, в общем-то, устраивает, но совсем скоро я начну жить отдельно - вместе с будущим мужем мы переедем в Самару. Возможно, с ним я впервые в жизни схожу на вечеринку: родители не приветствуют клубы, но он любит так отдыхать.

Со своим женихом я знакома с самого детства. По традиции, нас сосватали родители, но это не значит, что меня ни о чем не спрашивали: мама с папой учли мое мнение и будущий супруг мне нравится. Обычно главный в цыганских семьях мужчина. Меня это устраивает, к тому же, я не думаю, что будущий муж будет против моего решения поступить на заочку на специальность «Государственное муниципальное управление». Мне хочется дальше строить карьеру и вырасти до завуча или директора школы.

Анатолий Глинский

24 года

Современные цыгане - не тот кочевой народ, что раньше: у меня была только одна знакомая семья, которая много переезжала в 1990-х годах, а остальные, как и все, несколько десятков лет живут на одном месте. Мои родные переехали в Чапаевск 1960-ые года прошлого века, и с тех пор мы живем и работаем здесь.

Высшего образования у моих родителей не было, но они все равно зарабатывали деньги сами, основав небольшой бизнес по продаже автомобилей в нашем городе и Самаре. Мама и папа были не против, чтобы я пошел учиться в университет, но когда мне исполнилось 18 лет, в семье была сложная финансовая ситуация, и я пошел работать диджеем в местные кафе и рестораны.

Вообще, желание начать зарабатывать как можно раньше, - распространенная причина, по которой цыгане не хотят учиться в университете. К тому же у нас принято рано жениться, - с 18 лет: когда появляется семья и дети, нужно думать о том, как их обеспечивать, поэтому на высшее образование просто не остается времени. Но это не значит, что нельзя повременить и завести семью позже. Я, например, женился в 20 лет. В браке был дважды, оба раза жену выбирал сам. У нас принято, чтобы родители одобряли невесту. Мои мама и папа мне доверяют, поэтому ни разу не были против моих девушек.

Несмотря на то, что у меня нет высшего образования, я никогда не сижу без работы: продолжаю работать диджеем в чапаевском баре «Клубника». Ставлю там популярную музыку, в стиле «Тает лед» и Heroina. Сам по себе я меломан: больше всего люблю песни Black Star Mafia, также мне нравится творчество Димы Билана, Майкла Джексона и Уитни Хьюстон.

Еще я пою в цыганском ансамбле «Романо Рат». Петь научился сам, в первый раз в 13 лет исполнил на свадьбе моей троюродной сестры песню Александра Серова «Я люблю тебя до слез». Всем понравилось моe выступление, и мне самому тоже, поэтому я начал чаще петь на праздниках у родственников, а потом и у незнакомых людей. Сейчас я обычно исполняю цыганский фольклор: в топе песни «Мохнатый шмель» и «Спрячь за высоким забором».

По работе мне приходится общаться с большим количеством людей, и не все хорошо относятся к цыганам. Конечно, хочется всех переубедить, но это не всегда реально. Вот прямо совсем недавно в чапаевском паблике был пост про новую детскую площадку, где в комментариях один из жителей написал, что все равно цыгане придут и все сломают. Мне было обидно это читать, но я не стал с ним спорить, - моя жизнь доказывает больше, чем комментарии в интернете.

Рамир Карабаненко

21 год

Я очень благодарен своим родителям: во многом благодаря им я окончил гимназию, получил высшее образование в СамГТУ и стал чемпионом мира по кикбоксингу в 2014 году. Но такие устои не в каждой цыганской семье: я знаю много людей нашей национальности, которые, как и раньше, учатся только в школе, а потом идут зарабатывать денег, прося милостыню. Я их не осуждаю: для этих людей выйти на улицу с просьбами пожертвовать немного средств - та же работа. Также часть цыган зарабатывают гаданиями, как, например, одна из моих сестер. Но в этом я точно не вижу ничего зазорного, потому что она честно получает деньги за свои предсказания.

Ужасно неприятно, когда в разговоре собеседник выдает что-то вроде «Все цыгане воры и наркодилеры». Но я никогда не прекращаю общения после таких слов - я все равно продолжаю развенчивать стереотипы и пытаться расположить человека к себе. В будущем я хочу устроиться работать в Министерство спорта, и с такими планами мне просто необходимо умение общаться.

Иногда я провожу свободное время в соцсетях: там я слушаю музыку, захожу в паблики с подборками кино. Есть несколько любимых пабликов, а из тех, что не нравятся, могу назвать «Подслушано»: там публикуют кучу мнений обо всем, которые мне не особо интересны. В свободный вечер можно пойти на вечеринку, но я не очень-то их люблю, мне больше нравится отдыхать на спортивных соревнованиях. Они проходят в разных городах, а я обожаю прогулки по новым местам. В Самаре мне тоже больше всего нравится гулять, - особенно по набережной.

Это фото, с давних времен популярное в интернете, наверно видел каждый. Обычно его прикрепляли к рассказам о новых русских и по убеждению большинства это обычный фотошоп. Так вот, открою тайну Это не фотошоп и не новые русские. Это цыгане. Конечно не простые цыгане. Это так называемые бароны.

Многие из нас встречают цыган лишь в виде неприметно одетых гадалок, стремящихся выбить из прохожишь какое-то количество денег. Однако, люди эти живут совсем иначе, и зачастую отдельно от остальных людей. Они зарабатывают много денег и это факт. Основные капиталы сосредоточены в руках баронов, которые вкладывают средства в недвижимость. Конечно, для себя любимых.

Цыгане-миллионеры ведут вызывающе роскошный образ жизни. О доходах цыганских баронов до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они такие. Король румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход короля и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

В нищей Молдавии цыганский барон Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан барона Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).

Как и большинство остальной элиты Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского короля Румынии Флориана Чиоаба ушло 55 кг золота). Из их сверхдоходов быдлу перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела.

Нищих это не раздражает, напротив, большинство из них мечтает, что когда-то тоже сможет стать поставить себе золотой унитаз и иметь право первой ночи.

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии.

В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его законам будут рассматриваться административные дела его подданных.

В могилу барона, которая похожа на комнату, вместе с покойником укладывают кучу вещей, чтобы он наслаждался ими и в загробной жизни. Как признавался сам цыганский барон Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину Волгу.

А теперь просто фото:

Флориан Чиоба не будствует

Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».

Похороны цыганской знати

Еще представители цыганской «элиты»

А так выглядят дома баронов изнутри

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то