Самый крупный православный храм средневековой европы. Самые красивые соборы европы

Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.

Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:

Собор Святого Стефана — Вена, Австрия

Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.

Кафедральный собор в Бургосе, Испания


Небольшой средневековый городок на севере современной содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии . Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реймсский собор — Реймс, Франция

Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.

Миланский собор — Милан, Италия

Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!

Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания

Йоркский собор — Йорк, Англия

Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.

Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция

Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.

На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер.

"Вести недели" поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви.

Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле.

Каждый день в "сердце Парижа", как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: "Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм".

Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю.

Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни.

"Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви", — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

За всю историю собор Парижской Богоматери лишь однажды отняли у католиков — 10 ноября 1793 революционеры-якобинцы превратили его в храм разума и отправляли в священных стенах культ Разума и Верховного Существа. Но уже 2 декабря 1804 года Наполеон короновал себя здесь императором всех французов. И хотя короновал он себя сам, церемонию освещал своим присутствием Папа Пий VII. Так храм снова стал храмом и остается им по сей день.

Собор Святого Петра — грандиозная сокровищница шедевров искусства: Рафаэль, Микиланджело, Бернини. Храм открыт ежедневно, а в среду в нем проходит папское богослужение и аудиенция Понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать и как музей.

Ватикан заинтересован в туристах. Доходы от них составляют значительную часть его бюджета. В музеи Ватикана — а это 54 галереи, где собраны редкие артефакты, — вход платный. А вот попасть в собор Святого Петра можно абсолютно бесплатно — достаточно отстоять очередь. Многие лучшие музеи Италии бесплатные именно потому, что они — действующие храмы.

"Двери храмов открыты всегда и всем, потому что их не воспринимали как музеи. Их воспринимали как литургию, что на греческом означает "общее дело", произведение народа", — отметил кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского совета по культуре.

Благодаря этому принципу в Риме можно, например, совершенно бесплатно полюбоваться шестью картинами великого Караваджо, что хранятся в нескольких христианских базиликах. Три шедевра мастера — "Мученичество Святого Матфея", "Призвание апостола Матфея", "Апостол Матфей и ангел" — находятся в храме San Luigi dei Francesi. Радиографический анализ показал, что лик Христа мастер переписывал неоднократно.

То, что доступ к фрескам открытый и бесплатный, — принципиальный вопрос для равного доступа всех к великому наследию. Во многом именно позиция Католической Церкви определила такое важное социальное равенство всех перед искусством.

Отделанный цветным мрамором храм является церковью французской диаспоры в Риме и обязательным местом посещения всеми любителями искусств.

Большая часть храмов — это национальные памятники, реставрацию которых осуществляет государство. Комплексную реставрацию скульптуры Моисея работы Микеланджело в базилике San Pietro in Vincoli государство завершило недавно.

Базилика — символ гармонии Церкви и государства. Периметр с папской гробницей работы Микеланджело принадлежит государству. Граница принадлежности — мраморная черта. Один-единственный шаг — вы оказываетесь на территории Ватикана, то есть Церкви. Государство и Церковь в одних стенах и под одним куполом сосуществуют вместе, друг другу не мешая.

Действительно, церковные службы ничуть не мешают экскурсионной и музейной практике. От туристов требуют лишь соблюдения правил посещения храмов.

"Нужно уважать историю стен. В церкви проходят богослужения, идет духовная жизнь народа. В то же время церковь как камни — это историческое наследие нации. Точкой равновесия между храмом и объектом культуры является уважение к истории", — отметил Паоло Николини, директор музейного комплекса Ватикана.

Такова, например, Сикстинская капелла, рассказывает монсеньер Николини. Священное место, где избираются Понтифики, открыто для публичного посещения. Только каждый час священнослужитель просит посетителей помолится в тишине в течение минуты. Но молится или просто молча любоваться грандиозными фресками, каждый пришедший решает для себя сам.

Кельнский собор, который посещают шесть миллионов человек в год, как до войны, так и сегодня остается собственностью Римско-Католической Церкви. Для посещений Кельнский собор открыт с утра и до вечера. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. Именно поэтому превращение собора в музей лишено всякого смысла.

Долгие столетия Айя София в Стамбуле был самым большим христианским храмом. Сюда приезжали люди со всех концов империи и не только. "Не знаю, на земле мы были или на небе" — так описывали свои ощущения князю Владимиру паломники из Руси. Теперь паломников здесь нет. Только туристы. Вход стоит 40 лир — это примерно 600 рублей — а сам храм открыт только ограниченное время — до середины дня.

Но Айя София уже давно не храм и не мечеть. Гулкое выхолощенное пространство, в центре которого смонтирован пюпитр для светских митингов, выглядит пустынным и бессмысленным нагромождением древностей, которых оторвали от их мистической сути. Впрочем, туристы все равно точно знают, куда они приходят.

В 1967-м Понтифик Павел VI пытался встать здесь на колени и совершить молитву. Ему помешал тогдашний премьер Турции: здесь вам не храм и не мечеть, никаких религиозных церемоний. Тем временем все больше историков называют музейный статус Айя София актом волюнтаризма правительства Ататюрка. А юристы говорят, что он нарушает Конституцию и законы страны, по которым места поклонения не могу служить каким-то иным целям.

Так в турецком обществе Аяй София, скорее, стала яблоком раздора, а не символом примирения. И главный спор сейчас не в том, храм это или мечеть, а в том, что подмена ценностного восприятия уничтожила весь тысячелетний мистический опыт Аяй Софии. И ныне лишенный духовных смыслов, ради которых и возводился, собор мало напоминает о двух великих конфессиях. И храмом Премудрости Божьей — своим историческим именем — сегодня его уже вряд ли кто-нибудь назовет.

Сегодня же мы хотим ознакомить вас со списком самых больших церквей мира. Данный рейтинг основывается на множестве различных критериев.

Базилика Пресвятой Богородицы Лихеньской - римско-католическая церковь, расположенная в деревне Лихень Стары близ города Конина, Польша. Была построена на пожертвования паломников между 1994–2004 годами по проекту Барбары Белецкой. Храм длиной 120 м и шириной 77 метров имеет 365 окон, символизирующих количество дней в году и 52 дверей, представляющих количество недель. Высота башни - 141,5 метра. На сегодняшний день это самая большая церковь в Польше и одна из крупнейших в мире. На площади перед базиликой может вместиться около 250 000 человек.


На девятом месте в списке самых больших церквей мира находится “Церковь Пресвятой Троицы” - католическая церковь, находящаяся в городе Фатиме, Португалия. Была построена на пожертвования паломников (€ 80 млн) между 2004–2007 гг. по проекту греческого архитектора А. Томбазиса. Церковь длиною в 95 м, шириной 115 м и высотой 20 м способна вместит внутри себя одновременно 9 000 верующих.

Нотр-Дам-де-ла-Пэ


Нотр-Дам-де-ла-Пэ - римско-католическая церковь, расположенная в Ямусукро - столице Кот-д’Ивуара. Нотр-Дам-де-ла-Пэ площадью в 30 000 квадратных метров и высотой 158 м (является одной из самых высоких церквей в мире) занесена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая церковь мира. Базилика была построена между 1985–1989 годами. Её сооружение оценивается в $ 300 млн. Внутреннее пространство церкви может одновременно вместить около 18 000 верующих. На площади перед храмом может разместиться ещё 200 000 человек.


Базилика Сакре-Кёр - католическая базилика, находящаяся в парке Елизаветы на вершине Кукельбергского холма в столице Бельгии городе Брюсселе. Это самое большое сооружение в стиле ар-деко в мире, способное вместить до 3 500 человек. Его высота 89 м, длина 164,5 метра и ширина 107 метров.


Ливерпульский собор - англиканский кафедральный собор, расположенный в городе Ливерпуле, графство Мерсисайд, Великобритания. Является главным храмом епархии Ливерпуля и крупнейшим храмом Великобритании. Его строительство началось в 1904 году по проекту архитектора Джайлса Гилберта Скотта, но полностью собор был завершён лишь в 1978 г. Занимает площадь в 9687 м². Его длина - 188 м, высота 101 метр.


Пятое место в рейтинге самых больших соборов в мире занимает “Собор Иоанна Богослова” находящийся в Нью-Йорке, США. Сооружение этого храма началось в 1892 году и по состоянию на июль 2014 года его строительство всё ещё не завершено. Длина храма - 183,2 м, высота 70,7 м. Занимает территорию площадью в 11 240 метров квадратных.


Четвёртое место в списке самых больших церквей мира занимает Севильский кафедральный собор, расположенный в городе Севильи, Испания. Является крупнейшим готическим собором Европы. Был построен между 1401–1519 гг. на месте бывшей мечети. Его длина 116 м, ширина 76 м и высота 105 метров.


Почётное третье место в рейтинге самых больших соборов мира занимает Миланский собор. Это кафедральный собор, возведённый между 1386–1805 гг. на центральной площади города Милана, Италия. Общая длина храма составляет 158 метров, высота шпиля - 106,5 м, общая площадь 11 700 метров квадратных. Собор способен вместить внутри себя до 40 000 человек.


Базилика Национальной Святыни Носса Сеньора Апаресида - римско-католическая базилика, расположенная в городе Апаресида-ди-Гояния, Бразилия. Строительство храма было начато в 1955 году по проекту архитектора Бенедито Каликсто Нето. 4 июля 1980 года собор был торжественно освящён Иоанном Павлом II. Это здание длиною в 188 м, шириной в 183 м занимает площадь в 18 000 метров квадратных и может вместить одновременно 45 000 верующих. Высота башни - 102 м. Ежегодно базилику посещают около 12 миллионов паломников со всех уголков Бразилии.


Собор Святого Петра - католический собор, расположенный в Риме, Ватикан. Является самым известным памятником архитектуры эпохи Возрождения, а также одной из самых высоких и самой большой церковью в мире. Его строительство началось 18 апреля 1506 г, и было завершено 18 ноября 1626 года. Собор длиною в 220 м, шириной 150 м и максимальной высотой 136,6 м, может вместить внутри себя 60 000 верующих. На площади перед храмом может одновременно расположиться ещё 400 тыс. человек.

Поделится в соц. сетях

Соборы – это величественные сооружения, которые строились по амбициозным проектам архитекторов в разные эпохи. Обычно правители выделяли на их возведение огромные средства, поскольку создание главных храмов страны связывали с историческими наиважнейшими событиями или посвящались покровительствующим святым.

А здесь – читайте о Петергофе.

Когда стали появляться соборы

В средневековье в Европе начали появляться первые храмы, которые поражали красотой не только обывателей, но и царствующих особ соседних стран. Так начали появляться в каждом государстве сооружения, которые должны быть особенными и неповторимыми. По этой причине сравнивать их нельзя, потому что в каждом из них выражен статус государства. Внутреннее убранство определяет выражение культурного уровня страны, ее стиль, национальный уклад.

Уникальных культовых сооружений по всей Европе насчитать можно достаточно много, но есть такие, которые можно с уверенностью назвать самыми красивыми:

Храм Василия Блаженного в Москве, Россия

Православный собор, посвящен взятию Казани и победоносному освобождению Руси от Казанского ханства, произошедшего в день Покрова Пресвятой Богородицы. Один из храмов носит имя этого христианского праздника.

На Красной площади (см. ), которая является объектом охраны ЮНЕСКО, храм Василия Блаженного занимает особенное место. Он объединяет 9 храмов в цельный комплекс, выдержанный в русском стиле, и считается визитной карточкой не только Москвы, но и России.

Миланский собор (Дуомо ди Милано), Италия

Собор Дуомо готического стиля строился в течение долгих пяти столетий, и его совершенный фасад стал самым известным среди подобных сооружений в Европе и мире. Являясь визитной карточкой Милана, он вполне заслуженно получил это почетное звание.

Стены здания из белого мрамора украшают 3400 статуй, исполненных великими мастерами – скульпторами. Шпиль вознесся на высоту 108 метров, длина здания – 158 метров при ширине 93 метра. Алтарь же в уникальном храме украшен ценнейшей реликвией древности и религии – гвоздем с распятия Иисуса Христа.

Кельнский собор, Германия

Кельнский собор – самая посещаемая достопримечательность мирового масштаба. Ежедневно сюда приходят до 20 000 человек. Величественное здание, которое сегодня стало таким популярным местом для туристов, прихожан и жителей страны, строилось в течение 6 веков, изменяясь и перестраиваясь.

Сегодня храм украшает два шпиля, торжественно вознесшихся в небо на высоту более 150 метров. Третий в мире по величине, он выстроен в готическом стиле и стал объектом, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Кельнский собор славится не только самым большим фасадом среди культовых сооружений, но и самым огромным действующим колоколом, носящим имя Святого Петра.

Собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне, Великобритания

Резиденцией лондонского епископа является собор, украшающий центральную часть . Это сооружение становится часто местом, где проводятся мероприятия государственного уровня: похороны, свадьбы и другие особенные события. Храм, благодаря своим размерам, не теряется среди высотных зданий современного Лондона.

А его внутреннее убранство восхищает наличием изумительной мозаики и скульптурных композиций. Ажурные кованые решетки и скамьи из дерева стали уникальным завершением соборного интерьера.

По сложившемуся порядку, в Сент-Поле хоронят царских особ и граждан страны за особые заслуги перед страной. На могиле архитектора Рена, чьим детищем является собор Святого Павла, нет памятника, и лишь на надгробной плите высечены слова, принадлежащие мастеру, призывающие не искать памятник, а просто оглядеться вокруг.

А это ролик о соборе Василия Блаженного

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то