Пресвятая богородица иверская значение. История иверской иконы

Празднование иконе совершается 25 (12) февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 26 (13) октября. Эти даты являются престольными праздниками нашего храма.

В царствование императора Феофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова с единственным сыном. У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону.

В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь. Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком.

Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя.

Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины.

Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею.

Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону.

Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители.

На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.

Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые.

Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь. Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келии, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых. Возвратясь в келию, к своему удивлению, почувствовал в ней чудное и невообразимое благоухание, сына же своего увидел сидящим на постели и совершенно здоровым.

Старец, пораженный этим, с радостными слезами сказал: «Чадо мое, что это такое с тобою?» «Не знаю, отец, — отвечал Евфимий, — недавно предстала мне какая-то окруженная славою Царица и сказала мне по-грузински: «Что это такое и что случилось с тобою, Евфимий?» «Царица моя, умираю!» — сказал я. Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: «Нет более с тобою никакой болезни, не бойся!» И затем сделалась невидимою. С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».

Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли — Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка.

Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель.

В другой раз монастырю угрожал голод. Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись, он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою.

На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток. Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями — два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.

В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника — Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собираются многие богомольцы и угощаются от обители в продолжение суток.

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события - Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» - то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор - светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она - свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Существует две иконы с таким названием. Одна была явлена на Афоне. Это известнейший образ Божией Матери, который почитается не только в Православии, но и в католицизме. Икона «Вратарница» также находится в одном из российских монастырей, но она имеет другую композицию и собственную историю.


История иконы

Благодатный остров хранит множество преданий. Согласно одному из них, Божией Матери пришлось покинуть Иерусалим, когда там начали преследовать христиан. По дороге на Кипр, пресвятая Дева остановилась на Афоне, который назвала одним из своих уделов. Всего их насчитывается несколько:

  • Грузия (Иверия);
  • Афонская гора;
  • Россия (Киевская Русь);
  • Дивеево (монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским).

С каждым из этих мест Богородица имеет особенные отношения. Например, на Афоне явлено очень много чудотворных икон. Одна из них - икона «Вратарница». Она пришла к братьям Иверского монастыря прямо из морских пучин в огненном столбе. Долго никто не мог достать чудесный образ, пока не позвали грузинского монаха - ныне известного как Гавриил Святогорец. Жил он в затворе, вкушал только травы, запивая их водой. Но однажды сама Пречистая велела ему вернуться в монастырь, чтобы принять свой образ.

Монах так и сделал. После молебна вся братия спустилась на берег, а Гавриил пошел прямо по воде, образ же двинулся ему навстречу. Монахи торжественно принесли святыню в алтарь, но утром он оказался на воротах. Так Божия Матерь показала свое желание ограждать монастырь и его насельников. С тех пор Иверскую икону и называют «Портаитисса», то есть «Вратарница».

С того времени образ находится на Афоне, но существует также много его чудотворных копий. Один из них - в самой Иверии (Грузии). Поскольку Богородица очень грустила о том, что в одном из ее уделов до сих пор люди не приняли Христа, поэтому решила послать туда апостола Андрея. В качестве благословения она дала ему свой образ - умыла лицо, приложила лик к доске, на ней чудесным образом остался отпечаток.


Где еще хранятся чудотворные иконы

Икона Богородицы «Вратарница» хорошо известна и в Дивеевской обители. Здесь уже много десятилетий бьет целебный источник. Находится он возле часовни во имя Иверского образа. Старица Александра собственноручно вырыла источник, чтобы могли пить воду труженики, которые возводили для обители Казанский храм.

Здесь местное население молилось во время засушливых периодов, приносило младенцев, чтобы искупать в целебной водичке. Уже в наше время обустроили водоем, чтобы можно было окунаться целиком. Вода помогает от разных болезней, а также тем, кто одержим злыми духами.


Значение и толкование иконы

Каждый образ Богородицы несет в себе общее значение - она воплощает единение Господа со своими детьми, которыми являются все христиане независимо от пола, возраста, национальности. Но есть особенные благословения именно для России: например, икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» («Неугасимая свеча»). Она разительно отличается от привычной иконографии Девы Марии.

  • Царица Небесная стоит в монашеских одеяниях.
  • В левой руке она держит четки (атрибут любого монаха), а также жезл. Это символ власти, покровительства, который могут носить только архиереи (высшее духовенство).
  • В правой руке Божия Матерь держит свечу - символ непрестанной молитвы.

Икона была обнаружена в конце 19 в. в г. Угличе. В тамошний монастырь обратился мужчина, которому во сне пришла Царица Небесная. По ее приказу он приехал из Питера, чтобы найти удивительный образ, который обнаружился в кладовке. Приезжий после молебна стал полностью здоров. В память об этом он заказал дорогой оклад для иконы, которая до сих пор находится в обители, расточая исцеления.

В чем помогает икона Вратарница

Для православных Богородица - все равно что родная мать. Они делятся с ней любыми горестями и печалями. Когда болеет ребенок, необходимо найти новое место работы, кого-то несправедливо обидели, муж страдает от пьянства - икона «Вратарница» поможет в каждой из этих бед. Может охранять жилище от врагов - недаром Богородица несколько раз возвращала свой образ на монастырские ворота.

До сего дня перед афонской иконой находится чудесная лампадка: перед трагическими событиями она начинается раскачиваться. Случалось такое и во время нападений врагов на монастырь, но ни разу Богородица не допустила врагов в свою обитель. Каждый верующий вправе рассчитывать на подобную защиту, если регулярно молится, посещает храм.

По благочестивой традиции православные приобретают для дома несколько икон. Среди низ обязателен лик Пресвятой Богородицы, хорошо подходит именно «Вратарница». Можно особенно в молитвах просить защиты для дома, ведь там мы храним все наше имущество, ради которого трудились долгие годы. Конечно, основным попечением христианина должно быть достижение Царства Небесного, но Господь не запрещает иметь вещи, быть рачительным хозяином. Главное - не привязываться к земным ценностям, не делать из них предметы поклонения.

Где лучше вешать Иверскую икону Пресвятой Богородицы («Вратарницу»)?

Исходя из названия, вполне можно разместить ее над дверным проемом. Обычно делается это изнутри квартиры, чтобы избежать кражи или того хуже - поругания над святыней. Снаружи на саму дверь можно приклеить крест.

Хорошим местом является и полка в прихожей, прямо напротив входа. Уходя, можно помолиться перед иконой, попросить удачи в делах, осенить крестом домашних, жилище. После возвращения надо тоже перекреститься и поблагодарить Господа за то, что сохранил в течение дня.

Помещать иконы возле детских кроватей особой необходимости нет - Господь итак их охраняет. Но это и не запрещено. Главное, чтобы место было подобающим - либо отдельная полочка, либо стена, свободная от украшений, мирских изображений. Будет хорошо, если ребенка с малых лет приучат молиться перед сном - для этого икона очень пригодится. Главное, чтобы домашние понимали, что сила Божия приходит через молитвы, а не через доски.

Молитва иконе Вратарница

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Что нужно обязательно знать про икону Вратарница

Икона Богородицы Вратарница - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

икона БогоМатери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»

25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы

Описание иконы Божьей Матери «ИВЕРСКАЯ» «Вратарница»:
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону БогоМатери и поставил её в храме.

Но на другой день икону Богородицы не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.

О чудотворной иконе БогоМатери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Написать икону Богородицы для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы Божьей Матери.

13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.

Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы.

Другие чтимые списки Иверской иконы Божьей Матери, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы.

В 1929 году часовня была разрушена, икона БогоМатери исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон.

Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

Празднование чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

_______________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иверская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Те­бе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, приими недостойную молитву на­шу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде кон­ца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, греш­ных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога наше­го, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак, глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

___________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ИВЕРСКАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавший щит крепкий, стену необоримую и стражу неусыпну. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: "Не разлучайся Иерусалима, жребии же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит". Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; Радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; Радуйся, Еюже Царство Христово утвердится. Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелиа воззвание; Радуйся, от рабства диаволу, в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая Служительнице Сына Своего и Бога; Радуйся, послушанием преслу- шание Евы исцеляющая. Радуйся, высото добродетелей; Радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; Радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; Радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; Радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; Радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, Подательнице земных благ; Радуйся, Споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая Ходатаице о живущих в жребии Твоем; Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; Радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея яко село пространное показа всем в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелиа в землю Иверскую; Радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; Радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; Радуйся, струю из него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; Радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благо-честивых укрепление; Радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; Радуйся, вечный покой им уготовляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к Западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше Небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимую силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; Радуйся, столпе огненный, на-ставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; Радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; Радуйся, еже како ниединаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; Радуйся, то многосветлое возсияваеши просвещение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: "Иди с ликом иноков к брегу моря, сниди в пучину и приими икону Мою". Онже, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся пояше: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма в верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; Радуйся, покров ея быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; Радуйся, благое о ней про-мышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; Радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; Радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; Радуйся, сирых нас Защитнице. Радуйся, ограждение наше; Радуйся, едина Радосте наша. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм на вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; Радуйся, Предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая, радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наше и Надеждо; Радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; Радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; Радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; Радуйся, всему благому вход отверзающая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное, разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением; сребро и зла-то в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопи-ша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богоматерь, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачую-щи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, Взбранная Воеводо, враги побеждающая; Радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; Радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; Радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных Целительнице; Радуйся, всех скорбных Утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промышляющи и спасающи нас; Радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего; темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; Радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; Радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; Радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; Радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвале; Радуйся, иноков Наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебныя пения совершает; водою от чудныя иконы омывает деку, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы: еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неизчерпаемый; Радуйся, всякия милости Подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас Ходатаице к Богу; Радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; Радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; Радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; Радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; Радуйся, грешников к покаянию воззвание. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим; ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде изоранный; Радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в бури искушений скорая Помощнице; Радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; Радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; Радуйся, к Горнему умы и сердца направляющая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленным бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере: невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; Радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; Радуйся, от глада и напрасныя смерти нас освобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; Радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение. Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; Радуйся, оставленных врачами в Свои руки приемлющая. Радуйся, милосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных. Радуйся, самых отчаянных из рова погибели похищающая; Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12
Благодать дати восхотев долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя. Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно, буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному Престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая Престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; Радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; Радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая;
Радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с Собою вселяющая; Радуйся, крепкая Надеждо веч-наго спасения всем христианом. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13
О Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 кондак 1) - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то