Николай семенович лесков серийный убийца. Самый русский писатель

Николай Семенович Лесков - один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей.

Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович - это «писатель будущего».

Происхождение

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь.
Он родился в 1831 году, 4 февраля (16 по новому стилю), в Орловской губернии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина. К этому сословию принадлежала и Марья Петровна, мать писателя, урожденная Алферьева. Ее сестры были замужем за состоятельными людьми: одна - за англичанином, другая - за орловским помещиком. Этот факт в дальнейшем также окажет влияние на жизнь и творчество Лескова.

В 1839 году у Семена Дмитриевича вышел конфликт на службе, и он с семьей переселился на Панин хутор, где и началось настоящее знакомство его сына с самобытной русской речью.

Образование и начало службы

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. В 1841 году мальчика отдали в Орловскую губернскую гимназию, из которой он вышел через пять лет с двумя классами образования. Возможно, причина этого крылась в особенностях преподавания, построенных на зубрежке и правилах, далеких от живого и пытливого ума, каким обладал Лесков. Биография писателя включает в дальнейшем службу в казенной палате, где служил его отец (1847-1849 годы), и перевод по собственному желанию после его трагической смерти в результате холеры в казенную палату города Киев, где жил его дядька по матери С. П. Алферьев. Годы пребывания здесь дали многое будущему писателю. Лесков вольным слушателем посещал лекции в Киевском университете, самостоятельно изучал польский язык, какое-то время увлекался иконописью и даже посещал религиозно-философский кружок. Знакомство со старообрядцами, паломниками тоже повлияло на жизнь и творчество Лескова.

Работа в «Шкотт и Вилькенс»

Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», - писал впоследствии Николай Лесков. Биография его - знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.

В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.

Творчество Лескова: становление

Первые статьи писателя, посвященные коррупции в медицинских и полицейских кругах, были опубликованы еще в Киеве. Они вызвали бурные отклики и стали основной причиной того, что будущий писатель был вынужден оставить службу и отправиться на поиски нового места жительства и работы, чем и стал для него Петербург.
Здесь Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». На протяжении нескольких лет он подписывал свои произведения псевдонимом М. Стебницкий (были и другие, но именно этот использовался чаще всего), который вскоре приобрел довольно скандальную известность.

В 1862 году случился пожар в Щукином и Апраксином дворах. На это событие живо отозвался Николай Семенович Лесков. Краткая биография его жизни включает и такой эпизод, как гневная тирада со стороны самого царя. В статье о пожарах, опубликованной в «Северной пчеле», писатель высказал свою точку зрения относительно того, кто мог быть к ним причастен и какую цель имел. Он считал виноватой во всем нигилистически настроенную молодежь, которая никогда не пользовалась у него уважением. Власть же обвинялась в том, что недостаточно внимания уделила расследованию произошедшего факта, и поджигатели остались не схваченными. Обрушившаяся тут же на Лескова критика как со стороны демократически настроенных кругов, так и со стороны администрации вынудила его надолго покинуть Петербург, так как никакие объяснения писателя по поводу написанной статьи не принимались.

Западные границы Русской империи и Европа - эти места в месяцы опалы посетил Николай Лесков. Биография его с той поры включала, с одной стороны, признание абсолютно ни на кого не похожего писателя, с другой - постоянные подозрения, доходящие порой до оскорблений. Особенно ярко они проявились в высказываниях Д. Писарева, посчитавшего, что одного имени Стебницкого будет достаточно для того, чтобы бросить тень и на журнал, издающий его произведения, и на писателей, нашедших в себе смелость публиковаться вместе со скандальным автором.

Роман «Некуда»

Мало изменило отношение к подпорченной репутации Лескова и его первое серьезное художественное произведение. В 1864 году «Журнал для чтения» печатает его роман «Некуда», начатый двумя годами раньше во время западной поездки. В нем сатирически изображались представители довольно популярных в то время нигилистов, а в облике некоторых из них ясно угадывались черты реально живших людей. И вновь нападки с обвинениями в искажении действительности и в том, что роман - это исполнение «заказа» определенных кругов. Критически относился к произведению и сам Николай Лесков. Биография его, в первую очередь творческая, на много лет была предопределена этим романом: его произведения еще долго отказывались печатать ведущие журналы того времени.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого - это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Проявление истинного таланта

Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема - противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои - священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных. Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.

«Сказ о тульском косом левше…»

Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого - цеховая легенда - определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере. Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение - всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле "Левша" - это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека. Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем - сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» - это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников - героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Личная жизнь

Непросто складывалась и семейная жизнь Лескова. Первый раз он женился в 1853 году на О. В. Смирновой, дочери состоятельного и известного в Киеве коммерсанта. От этого брака родились двое детей: дочь Вера и сын Митя (скончался в младенчестве). Семейная жизнь была недолгой: супруги - изначально разные люди, все больше отдалялись друг от друга. Ситуацию усугубила смерть сына, и уже в начале 1860-х годов они расстались. Впоследствии первая супруга Лескова оказалась в психиатрической больнице, где писатель навещал ее до самой своей смерти.

В 1865 году Николай Семенович сошелся с Е. Бубновой, они жили гражданским браком, но и с ней общая жизнь не заладилась. Их сын, Андрей, после расставания родителей остался с Лесковым. Позже он составил жизнеописание отца, вышедшее в 1954 году.

Такой личностью был Николай Семенович Лесков, краткая биография которого интересна каждому ценителю русской классической литературы.

По следам великого писателя

Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле - постамент из гранита и большой чугунный крест. А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году.

По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова. Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.

А в старой части Орла к юбилейной дате - 150 лет со дня рождения - был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане - церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 10 класс >>Литература: Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества

Николай Семенович Лесков

1831,4(16) февраля - родился в селе Горохово Орловской губернии.
1841-1846 - учеба в Орловской гимназии.
1857-1860 - коммерческая служба и поездки по России.
1862 - опубликовано первое произведение «Погасшее дело».
1865-1866 - изданы повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
1864 - опубликован роман «Некуда».
1871 - напечатан роман-памфлет «На ножах».
1872 - опубликована хроника «Соборяне».
1873 - написаны рассказ «Запечатленный ангеЛ» и повесть «Очарованный странник».
1883 - созданы рассказы «Левша», «Тупейный художник».
1889-1890 - издание собрания сочинений.
1895,21 февраля (5 марта) - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Детство и юность .

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Eгo отец, Семен Дмитриевич Лесков, был мелким судейским чиновником, вышедшим из духовной среды и лишь перед смертью получившим документы о личном дворянстве. Мать писателя, Марья Петровна, была дочерью обедневшего дворянина, женатого на купеческой дочери. Разночинское происхождение Лескова во многом определило демократический характер eгo будущего творчества. Среди картин детства, открывавшихся на соседском степном выгоне, - солдатская муштра и палочный бой, характерные для времени правления Николая I . С деспотизмом крепостничества мальчик столкнулся в доме богатых родственников Страховых, где он и получил первоначальное образование. Когда Николаю исполнилось восемь лет, отец купил в долг Панин хуторок на речке Гостомле и семья переехала в деревню. Этот черноземный южно-русский край стал eгo настоящей poдиной. Для будущего писателя жизнь на Панином хуторе стала началом познания народа. Там он услышал нaродные сказки, увидел народные обряды , познакомился с народной жизнью. Там он ощутил себя плоть от плоти народной, эти места разбудили в нем творческую натуру художника. «Я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек... я с народом был свой человек, и у меня есть в нем мнoгo кумовьев и приятелей... Я стоял между мужиком и связанными на нeгo розгами», - напишет позже Н. С. Лесков.

С 1841 по 1846 год Николай учился в Орловской гимназии. Одаренный мальчик был страстным любителем чтения, и эта страсть сопутствовала ему всю жизнь, но сама учеба в казенном учебном заведении не вызывала у нeгo интереса. В 16 лет, завершив образование, он нaчал службу писцом низшего разряда в Орловской yгoловной палате, затем в 1849 году перевелся в Киевскуюказенную палату. Живя у свoeгo дяди, профессора медицины Киевского университета С. П. Алферьева, Лесков попал в среду учащейся молодежи и молодых ученых. Он мнoгo читал, посещал лекции в университете, знакомился с сочинениями герцена, Фейербаха, Канта, Гегеля, Оуэна, с украинской и польской литературой. В Киеве произошла встреча с основоположником русской статистики Дмитрием Журавским, выкупавшим крепостных в ущерб своим материальным выгодам. Это знакомство повлияло на формирование гражданских взглядов писателя.

Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В старости, отвечая на вопрос журналиста: «Где вы черпаете материал для ваших произведений? »- Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я мнoгo видел и жил легко».

Журналистским дебютом писателя стала серия статей экономического и социально-бытового характера достаточно резкого, обличительного содержания. Определяя значение литературного слова, Лесков писал: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно. Сбросив вековой хлам предупреждений, мы ощутим себя близким к жизни наших меньших братий и сумеем помочь им вовремя и кстати, обнаруживая противящиеся гигиене стороны общественной жизни». Эти статьи дорогo обошлись писателю, обвиненному в клевете и по лжесвидетельству во взятке. Дело прекратили, но Киев пришлось покинуть.

В 1861 году Лесков переезжает в «самый умный город в стране» - Петербург, чтобы целиком отдать себя тому делу, которому он посвятит всю дальнейшую жизнь. Будущий писатель печатается в «Отечественных записках», работает в газете «Северная пчела»., пишет для Московского еженедельника «Русская речь».

Царский манифест 1861 года Лесков воспринимает как начало реформ . Раскол общественной мысли на либеральное и революционно-демократическое течение приводит eгo к «постепеновцам», умеренность которых казалась ему более надежной. Хотя он являлся безусловным сторонником широких реформ и искоренения остaтков крепостнического строя, но мысль о том, что объятый предрассудками народ способен реально изменить общество, не была близка писателю, о чем он и спорил с «Современником».

Начало писательского пути. 60-e годы.

В 1862 году в журнале «Век» было напечатано первое произведение писателя - рассказ «Погасшее дело». Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» (1862), «В тарантасе» (1862), «Овцебык» (1862), «Язвительный» (1863). Многие ранние произведения Лескова нaписаны в художественного очерка.

В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-x годов. «Антинигилистический» роман вызвал возмущение в передовых литературных Kpyгax, был даже пущен слух, что он написан по заказу III Отделения. Один из рецензентов признавался: «...г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить eгo cвoeгo рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым. .Роман этот носит в себе все знаки спешности и нeмелости моей», - заметил впоследствии сам писатель.

В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценскoгo уезда» (1865), «Воительница» (1866). Тема женской судьбы - одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-x годов, и Лесков решает ее с глубоким coчувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: кpeстьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.

В повести «Леди Макбет Мценского уезда» - одной из вершинных в творчестве писателя - Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где « нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни дeтей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку - красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «.. .Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни - ее любовь, она, мстя своему обидчику - бывшему возлюбленному - и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса.

Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина , Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вeковой косности русской жизни, в устойчивости ее стaрых, отживших форм.

Творчество Лескова 60-x годов отличается большим жанровым разнообразием. Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии - пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» (1867), поставленную в московском Малом театре.

Творчество 70-x годов.

«Очарованный странник». В 1871 году Лесков создает памфлетный роман «На ножах», изобразивший перерождение бывших нигилистов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным пере менам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.

Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: poман-хроника «Соборяне» (1872), имитирующий нapoдную легенду рассказ «Запечатленный ангел» (1873), повесть «Очарованный странник» (1873). В центре этих произведений - яркие и сильные национальные xapaктеры. Положительные герои Лескова - люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и coвестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте - «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты pyccкoгo национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливогo самоучки» и «тип праведника».

В « Соборянах»- в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведниЕОВ», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве cвoeгo пастырского служения, он oтвepгaeт всякие компромисы и этим портит отношения с духовным и светским нaчальством. Eгo обличительная проповедь привела к дpaматическому финалу - отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив тoгo, что мoг. Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни.

«Запечатленный ангел» одно из самых ярких произведений Лескова и по языку, и по силе чувства. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа - рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше вceгo они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором. В рассказе каменщика Марка Александрова о том, как живописная святыня с изображением архангела Михаила сотворила чудо воссоединения раскольников с церковью, слышатся авторские раздумья о необходимости преодоления идейных и иных распрей во имя национального единения. В рассказе Лескова тонко и гармонично нарисована личность «благочестивого» художника-простолюдина, человека предельной душевной чистоты, хранителя народных традиций в искусстве. Писатель иконописно рисует портреты, пейзажи, наполняя текст старославянизмами, вплетая в их канву просторечье. «Древние храмы, монастыри святые со многими святых мощами; сады густые и дepeва таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, т. е. островерхие тополи» .

Атмосфера «очарованности» жизнью, пронизывающая многие произведения Лескова, во многом определила характер центрального героя в eгo творчестве. Яркому, полусказочному миру соответствует и герой - человек цельной натуры, щедрой души, богато одаренный, настоящий богатырь. Такой герой предстает перед читателем в повести «Очарованный странник». Талантливый русский человек, беглый крепостной Иван Северьянович Флягин, прошедший через тяжелые жизненные испытания, символизирует физическую и нравственную стойкость pyccкoгo народа, постепенный, но неуклонный рост eгo духовных сил, развитие самосознания.

В процессе исследования жизни в поле зрения писателя попадают различные казусы, анекдоты, странности, несообразности. Анекдот у Лескова из небольшой комической истории с неожиданной развязкой превращается в структурообразующий принцип eгo произведений, нередко становится центральным событием: «Путешествие с нигилистом» (1882), «Дух госпожи Жанлис» (1881), «Маленькая ошибка» (1883), «грабеж» (1887) и др.

Такое увлечение курьезным характеризует мировосприятие Лескова - eгo интерес к яркому, колоритному,
необычному. Жизнь в восприятии писателя необычна и сказочно интересна. Любые самые обыденные явления
жизни, попадая в художественный мир автора, стaновятся увлекательной историей или «веселой старой сказкой, под которую сквозь какую-то теплую дрему свежо и ласково улыбается сердце... ». «Старая сказка» у Лескова - это связь с прошлым, с национальными основами жизни, это то поэтическое, что есть в жизни каждого человека и каждого народа. Это проявление свойственной писателю.очарованности» жизнью, русской землей, поэтическим миром и широтой души pyccкoгo человека.

Творчество 80-х годов.

Цикл «Праведники». Поиск положительного героя при водит Лескова к ярким, нeoбычным народным характерам, запечатленным писателем в произведениях цикла «Праведники». Eгo праведники, по выражению Горького, - это «маленькие великие люди», они несут в мир добро. Их общие черты прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться с несправедливостью. Лесков находит праведников в самых различных слоях pyccKoгo общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они вступают в борьбу со злом, руководствуясь в своих поступках голосом совecти. Таковы герои рассказов «Однодум» (1879), « Человек на часах» (1887), «Несмертельный Голован» (1880) и др. Герой несмертельного Голована» в эпидемию чумы ухаживает за больными, а кончает свою жизнь, спасая людей на пожаре. «В этакие горестные минуты общего бедствия среда народная выдвигает из себя гepоeв великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных. В обыкновенное время они не видны и часто ничем не выделяются из массы; но наскочит на людей «пупырышек» , и народ выделяет из себя избранника, и тот творит чудеса, которые делают eгo лицом мифическим, баснословным, «несмертельным». Свое понимание раведничества Лесков дал в статье «О героях и праведниках» (1881).

Материальные затруднения вынудили писателя поступить на государственную службу. В 1874 году он был назначен членом особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, но в 1883 году был уволен за «несовместимость» eгo литературных занятий со службой. Министр народного просвещения, знавший писателя лично, просил подать eгo прошение об отставке якобы по собственному желанию. Лесков отказался и потребовал уволить eгo без прошения. Уволить без прошения извecтнoгo писателя было неловко, и смущенный министр спросил: «Но зачем же это вам нужно, Николай Ceмeнович, непременно без прошения-то?» «Нужно! Хотя бы для некрологов: мoeгo... и вашего», - ответил Лесков.

К этому времени писатель начал сотрудничать в ряде журналов и газет без определенного политического coдержания. А со второй половины 80-x годов eгo печатают либеральные журналы «Русская мысль», «Неделя», «Живописное обозрение », «Вестник Европы » .

Критический взгляд Лескова проникал в самые различные области русской жизни. Он писал о трагической участи талантливых людей из народа («Левша» 1883; «Тупейный художник», 1883). Образ pyccкoгo умельца, художника-мастера наиболее удался Лескову в «Левше». Созданию рассказа помогли фольклорные источники, устные рассказы о сметливости и поразительном мастерстве тульских оружейников. Рисуя образ героя, писатель противопоставляет мастерству левши eгo нeвeжество, а eгo патриотизму - бездушие правителей стpaны и их безразличие к делу. О том, каким было положение простого pyccкoгo человека, даже отмеченного цapским вниманием, говорит трагический конец левши.

Последние годы творчества .

В 80-90-e годы усиливается сатирическая линия в творчестве Лескова. Все более едким становится изображение и помещиков, и купцов, и офицеров, и чиновников. Сила сатиры еще увеличивается оттoгo, что речь идет о реально существовавших людях. Писатель разоблачает подлые методы работы царской охранки, моральное разложение общества.

Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.

В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.

Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.

В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Лескова .

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Творчество Лескова

Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.

Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.

Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.

Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.

Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.

Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.

В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.

Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.

Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.

Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.

В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.

В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.

Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.

После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.

В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.

На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.

К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.

Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.

Отзывался о Николае Лескове так:

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Личная жизнь

В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.

Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.


Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова

В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.

Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.


Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова

Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.

Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».

Смерть

На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.

Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Николай Семёнович Лесков – родился в 1835, а умер в 1895.

Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу. Переезд его семья совершила из-за трагической смерти отца и потери в пожаре всего имущества.

Неизвестно по каким причинам, но учёба никак не давалась юному писателю и его едва брали на работу, и то благодаря друзьям. Только в юношеском возрасте у Лескова начинает формироваться творческий взгляд на многие вещи.

Его карьера писателя начинается с публикации статей в разных журналах. Дела идут в гору после переезда Лескова в Петербург. Уже там им пишется множество серьёзных произведений, но об их содержании ходят разные отзывы. Из-за разногласий с революционными демократами и устоявшимися в той эпохе взглядами, Лескова отказываются публиковать многие издательства. Но писатель не сдаётся и продолжает работать над рассказами.

Николай Семёнович имел два брака, но оба они оказались неудачными. Официально у Лескова было трое детей – двое от первого брака (старший ребёнок скончался в младенчестве) и один от второго.

Умер Лесков от астмы, которая в последние годы его жизни активно развивалась.

Интересные факты, 6 класс.

Биография Николаева Лескова

Писатель, в будущем прозванный «самым русским из всех русских», родился 4 февраля 1831 г. в деревне Горохово Орловского уезда. Мать была из несостоятельной дворянской семьи, а отец был в прошлом семинаристом, но ушел из духовенства и стал следователем, сделал блестящую карьеру и мог бы дослужиться до получения дворянства, но крупная ссора с руководством разрушила все планы и ему пришлось уволиться и перебраться с супругой и пятью детьми из Орла в Панино. По достижении десятилетнего возраста Лесков идёт учиться в гимназию, правда ненадолго: спустя 2 года он покидает учебное заведение, не справившись с обучением. В 1847 г. поступает на службу в Уголовную палату. Через год отец заболевает холерой и умирает. Лесков просит перевести его в Киев и, получив одобрение, переезжает.

Ровно спустя 10 лет Лесков покидает службу и уходит работать в сельскохозяйственную торговую компанию «Шкотт и Вилькенс». Время работы на компанию благодаря множеству рабочих поездок по всей стране Лесков назовет впоследствии лучшим периодом в своей жизни. Именно в этот период он начинает писать. В 1860 г. торговый дом закрывается, и Лескову приходится вернуться в Киев. На этот раз он пробует себя в журналистском деле. Спустя несколько месяцев он срывается в Санкт-Петербург, где и начинается его литературная карьера.

В 1862 в одной из своей статей, Лесков требует от власти прокомментировать слухи о поджогах в Петербурге, чем навлек на себя обвинения в доносе и критике власти. Его статьи дошли до самого Александра II. С 1862 года публикуется в «Северной пчеле», и его очерки начинают получать первые высокие оценки современников.

В 1864 году отдает в печать свой первый роман «Некуда» о жизни нигилистов и повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1866 г. вышла повесть «Воительница», прохладно встреченная современниками, но получившая высокую оценку потомков.

В 1870 году публикуется роман «На ножах», полный насмешек над нигилистически настроенными революционерами, сросшимися, по мнению писателя, с уголовниками. Лесков был сам недоволен произведением и получил критику от современников. Сразу после этого его творчество обращается к духовенству и поместному дворянству. В 1872 г. он публикует роман «Соборяне», ставший причиной для конфликта между писателем и Церковью.

В 1881 году выходит одно из самых успешных и известных произведений Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. В 1872 году написана повесть «Очарованный странник», очень холодно встреченная современниками и не допущенная к публикации в изданиях. Именно из-за «Странника» прекращается дружба с Катковым М.Н. – влиятельным критиком, публицистом и издателем.

В конце 1880-х гг. сближается с Л.Н. Толстым, что в корне меняет отношение Лескова к Церкви. Главными произведениями, показывающими его неприязнь к духовенству, являются повесть «Полунощники» и очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». После их публикации разгорелся скандал, и писателя увольняют из Министерства народного просвещения. Лесков вновь оказался в изоляции современников.

В 1889 г. начинает выпускать многотомный сборник, который был горячо принят публикой. Быстрые продажи помогли писателю поправить свои финансовые дела. Но в этом же году случился первый инфаркт, причиной которому стало, вероятно, известие о цензурных санкциях в отношении сборника. В последние годы творчества произведения Лескова становятся еще более хлесткими и циничными, что не нравилось публике и издателям. С 1890 года заболевает, мучаясь удушьем последующие 5 лет – вплоть до самой смерти 5 марта 1895 г.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

  • Михаил Михайлович Зощенко

    Михаил Михайлович Зощенко - известный советский писатель. Он родился в городе Санкт-Петербурге, где вырос и провёл в основном всю свою жизнь. В большинстве его сатирических произведениях мы можем увидеть борьбу

  • Гомер

    Гомер – основатель европейской литературы, легендарный древнегреческий поэт, имя и жизнь которого окутаны большим количеством тайн. Ещё в эпоху античности разными авторами было составлено 9 его жизнеописаний

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

1. Краткая биографическая справка.
2. Антинигилистические романы Лескова.
3. Расцвет творчества писателя. Жанр сказа.
4. Лесков и христианство.

Н. С. Лесков родился в 1831 году в имении своего отца Горохове, расположенном в Орловской губернии. Дед будущего писателя был священником; отец также учился в семинарии, однако впоследствии избрал судейскую карьеру. Лесков всегда помнил о своих корнях; знание быта и нравов духовенства нашло отражение в творчестве писателя. Ранее детство Лескова прошло в имении отца: здесь будущий писатель познакомился с бытом крестьян. Эти впечатления также явились богатым материалом для произведений Лескова.

Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату.

Нужно отметить, что разносторонние познания Лескова являлись результатом усиленного самообразования. В Киеве будущий писатель познакомился с преподавателями университета и иконописцами Киево-Печерской Лавры. Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.

Новый поворот в жизни Лескова был связан с поступлением на службу в коммерческую компанию, возглавлял которую его дальний родственник. По долгу службы Лесков много ездил по стране, посещал глухие уголки России, что дало немало новых впечатлений, которые позднее воплотились на страницах художественных произведений.

В 1861 году писатель переехал в Петербург. Лесков и до этого писал статьи, фельетоны, но теперь он занялся литературой всерьез. Его публицистические произведения вскоре обратили на себя внимание читателей.

В своих статьях и художественных произведениях Лесков выступал как противник революционных преобразований. Негативное отношение к революционерам нашло отражение в романах «Некуда» и «На ножах», направленных против модного в то время идейного течения «нигилистов», как называли себя сторонники революционных преобразований. Эти романы были отрицательно восприняты многими современниками писателя; некоторые даже высказывали предположение, что роман «Некуда» написан Лесковым по заказу III Отделения.

Однако дарование писателя по-настоящему проявилось в таких произведениях, как рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница», хроники «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» и «Соборяне».

Стоит сказать несколько слов о хронике «Соборяне». В этом произведении писатель проводит идею о том, что духовенство является не только хранителем традиционных ценностей, но и способно спасти Россию от раздирающих ее противоречий.

Обобщенный образ России встает со страниц рассказа «Запечатленный Ангел» и повести «Очарованный странник», которые практически сразу завоевали успех у читателей. Интересно отметить, что эти произведения Лесков написал в виде сказов, в которых практически отсутствует авторская оценка описываемых событий. В форме сказа написаны наиболее известные произведения Лескова, которые литературоведы рассматривают как образцы стиля писателя, «Левша» и «Тупейный художник».

Большой интерес Лесков проявлял к религиозной жизни общества, к духовным исканиям смысла жизни и истинной веры. Постепенно Лесков пришел к пониманию христианства как надконфессиональной религии, в связи с чем в произведениях писателя можно наблюдать критическое отношение к православию и сближение со взглядами Л.Н. Толстого.

Интересно проследить, как эволюционировали взгляды писателя на православие. Если в рассказе «На краю света» Лесков рассматривает православие как основу народной жизни, то в очерках «Мелочи архиерейской жизни» и «Синодальные персоны», а также в повести «Полунощники» Леской критикует принципы официальной церковности. Гуманистические взгляды писателя нашли отражение в цикле «легенд» из жизни первых христиан. Эти «легенды» являются художественно обработанными и творчески переосмысленными сказаниями, которые Лесков позаимствовал из «Пролога» - древнерусского сборника житий и сказаний. «Повесть о богоугодном дровоколе», «Скоморох Памфалон», «Зенон-златокузнец» выступают как своего рода художественная проповедь «хорошо прочитанного Евангелия», чуждого «церковной набожности, узкой национальности и государственности».

Лесков всегда с интересом относился к творческому эксперименту. Так как писатель создавал свои произведения в разных жанрах - новеллы-анекдота, сказки, легенды, мемуарной повести и так далее - это предполагало и существенное различие в художественном стиле. Нужно отметить, что Лесков достиг больших успехов в языковой стилизации. В цикле рассказов «Заметки неизвестного» писатель удачно имитировал язык XVIII века, в «Заячьем ремизе» он использовал эзоповскую манеру повествования, легенда «Прекрасная Аза» написана красочным языком, а рассказ «Под Рождество обидели» создан в изысканно-простой манере.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Действительно, масштаб и своеобразие дарования этого писателя были оценены по достоинству только в XX веке. М. Горький написал ряд статей, посвященных судьбе и творчеству Н. С. Лескова, Б. М. Эйхенбаум в своих работах анализировал особенности сказовой манеры Лескова, Б. М. Кустодиев создал серию иллюстраций к произведениям писателя. Д. Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; многие произведения Лескова были поставлены на театральной сцене, а также экранизированы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то