А.Горький. Вехи жизни и творчества

Максим Горький - жизнь и творчество.



Дом - музей Горького в Нижнем





  • Увлечение Горького революцией логично вытекало как из его убеждений. Произведения Горького революционизировали общество сильнее любых зажигательных прокламаций. События Кровавого воскресенья, происходившие на глазах писателя, побудили его написать гневное обращение «Ко всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». «Мы заявляем, - говорилось в нем, - что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной и упорной борьбе с самодержавием». 11 января 1905 г. Горький был арестован, а на следующий день заключен в Петропавловскую крепость . Но известие об аресте писателя вызвало такую бурю протестов в России и за рубежом, что игнорировать их было никак нельзя. Через месяц Горького отпустили под крупный денежный залог. Осенью того же года он вступил в члены РСДРП, каковым оставался до 1917 г.




А. А. Богданов, М . Горький , В. И. Ленин


Известно, что Сталин ему не очень нравился.Однако отношения его с генсеком оставались ровными до самой смерти и не были омрачены ни одной крупной ссорой. Более того, Горький поставил на службу сталинскому режиму свой огромный авторитет.

И.В.Сталин и А. М . Горький



М . Горький

с сыном Максимом

Горький с женой Екатериной Павловной

Пешковой и сыном Максимом


А. Горький и Е.Пешкова

с детьми Максимом и Катей.

  • Мария Игнатьевна Закревская была необыкновенной женщиной. Старинного дворянского рода, прекрасно образованная, умная, чрезвычайно привлекательная. Восемнадцати лет она вышла замуж за барона Бенкендорфа. После революции Мура осталась в Москве: она влюбилась в английского дипломата Брюса Локкарта.
  • Локкарт был разведчиком, он оказался замешан в так называемом «заговоре послов». Локкарта арестовали, а вслед за ним на Лубянку попала и Мура. Но ее скоро выпустили: в тюрьме она умудрилась соблазнить знаменитого чекиста Петерса, который был правой рукой Дзержинского. Закревская оказалась в Москве совершенно одна, без денег и документов. В апреле 1919 года она узнала, что ее муж убит в Эстонии. Она перебралась в Петроград,. Кто-то надоумил ее пойти к Чуковскому, Мура пришла к нему просить переводов: она прекрасно знала английский. Когда Горький посетовал, что совсем замучился без грамотного секретаря, Чуковский и привел к нему Муру. Ее английский был очень кстати: Горький писал письма известным зарубежным писателям и общественным деятелям.
  • Очень скоро Мура поселилась у Горького. Она быстро привела в порядок все бумаги писателя,
  • Мура уверенно заняла место хозяйки. ОН и умер на руках Закревской

Мария Закревская


В. И. Качалов, М . Горький , К. С. Станиславский.


Особняк Рябушинского (дом - музей М. Горького ).



  • он чувствовал и усиление политического зажима, потихоньку жалуясь на то, что его окружили и контролируют каждый шаг: «Как собака - все понимаю, а молчу». Он терпел до самой смерти. Крепкая связь Горького с большевиками проявилась и в некоторых совершенно удивительных вещах: он умер в Горках, где двенадцатью годами раньше скончался Ленин, а внучка Максимыча вышла замуж за сына Берии!
  • 68–летний писатель умер от очередного воспаления легких, которые потом врачи демонстрировали студентам для демонстрации разрушительной работы туберкулеза. Версия об отравлении разделяется большинством исследователей, но базируется на шатком фундаменте.

Алексей Максимович Горький (1868 -1936г.)

900igr.net


Детство писателя

  • Отец - Максим Савватеевич Пешков-столяр-краснодеревщик, работал в мастерской Волжского пароходства, умер от холеры.
  • Мать - Варвара Васильевна Каширина(1842-1879)-из мещан; овдовев, вскоре вышла снова замуж. Умерла от быстротечной чахотки.
  • Детство прошло в семье деда, после разорения подростком начал тяжелую жизнь «в людях», служил «мальчиком»при магазине, посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской.

… Казань - любимейший из моих «университетов»

  • Казанские «университеты»: случайная поденщина, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани, жизнь в ночлежках, среди «бывших людей», изнурительный труд в пекарне, работа в булочной, общение с передовой, революционно настроенной молодежью, посещение студенческих кружков, нелегальных собраний, изучение народнических теорий, первое знакомство с марксизмом, первые душевные драмы…
  • «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно- в Казани.»

«Хождение по Руси» - 1888г.

  • Из Самары «зайцем» добрался до берегов Каспия, скитался по Моздокской степи, пришел в Царицын, затем отправился в Ясную Поляну к Толстому, вернулся в Нижний Новгород.
  • «Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть - где я живу, что за народ вокруг меня»

Уроки жизни

  • Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям. Мне казалось, что я чувствую кое-что не так, как другие; это смущало и настраивало меня беспокойно, говорливо…В эти годы я уже считался хорошим рассказчиком, меня внимательно слушали грузчики, булочники, «босяки», плотники, железнодорожные рабочие.

Личная жизнь

  • В юности решился на самоубийство, оставив печально-ироничную записку:
  • « В смерти моей прошу обвинить немецкого поэта Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце…»
  • Судьба не одарила Горького феноменом счастливой любви. В разные годы и с разной длительностью он состоял в семейном союзе с О.Ю.Каменской, Е. П. Волжиной,(матерью двоих его детей: Максима и Екатерины), М.Ф.Андреевой.

… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде

  • Первый изданный рассказ- «Макар Чудра»-1892год.
  • В «Самарской газете» печатается под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1895году были изданы рассказы «Старуха Изергиль», «Вывод», «На плотах», «Два босяка», «Мой спутник», «Однажды осенью»и др.


Эстетическая декларация писателя

  • О, если бы явился суровый и любящий человек с пламенным сердцем и могучим всеобъемлющим умом! В духоте позорного молчания раздались бы вещие слова, как удары колокола, и, может быть, дрогнули бы презренные души живых мертвецов.
  • «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и - как запомнишь,- век свой будешь свободной птицей»


Пламень сердца

  • Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал: «Так и все мы…Хоть бы разгореться ярче!»


Человек…Вот правда!

  • Пьеса «На дне»-1902год
  • Горький подытожил свои многолетние наблюдения за жизнью «бывших людей», «золоторотцев», босяков.

Теперь совершенный человек не нужен, нужен боец, рабочий, мститель. Совершенствоваться мы будем потом, когда сведем счеты.

  • Роман «Мать»-1906год.
  • Горький после ареста уезжает за границу: Живет в Америке, Италии.
  • Мысль о «бойце и мстителе» завершается тоской по «уважению и доверию»

Роман «Мать» « Мировой процесс, как шествие детей к правде»

  • Идут дети к новому солнцу…Дети наши, обрекшие себя на страдания за всех людей

«Несвоевременные мысли»

  • В1918году Горький принимает участие в издании газеты «Новая жизнь».Газета вступает в полемику с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруженном восстании. Писатель убежден, что Россия еще не готова к решительным социальным преобразованиям. Газету закрывают. В1921году писатель вынужден уехать на лечение за рубеж. Возвращается в Россию в 1931году.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.ГОРЬКОГО Подготовлена Мировской Н.А., учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП г.Кирс Кировской области Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) – выдающийся русский художникмаринист армянского происхождения. Фридрих Ницше – создатель теории «сверхчеловека» индивидуалистический культ сильной личности Картина И.К.Айвазовского «Среди волн» Творчество М.Горького в 1890-е годы (ранние романтические произведения) «Макар Чудра» (1892) «Челкаш» (1894) «Старуха Изергиль» (1894) «Песня о Соколе» (1899) «Песня о Буревестнике» (1901) Драматургия М.Горького «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) «Дети солнца» (1905) и др. Итальянский период творчества (1906-1913) «Сказки об Италии» Возвращение Горького в Петербург Автобиографическая трилогия: «Детство» «В людях» «Мои университеты» М.Горький в 1917-1918 годы Публицистика «Несвоевременные мысли» Послереволюционное творчество Горького «Дело Артамоновых» (роман) «Жизнь Клима Самгина» (роман) «Егор Булычев и другие» (пьеса) и др. «Если человек опаршивеет своди его в баню, вымой, надень чистую одежду – выздоровеет! А как же изнутри очистить человека?!» (М.Горький) Черты романтизма в произведении Протест против пошлости, обыденности и прозаичности жизни. Общая пессимистическая направленность. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу "Решительно, Горький - не драматург; у него бывают прекрасные отдельные сцены, бывает живой диалог и замечательные характеры; но того, что нужно именно для драмы, у Горького нет; в драме он почти всегда теряет свой пафос". (Александр Блок) "На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал ее сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта» (Иннокентий Анненский) Особенности драматургии М.Горького Чехов создает объективные картины жизни, а Горький - в противоположность ему - всегда более склонен изобразить "душевные настроения личностей", соответственно "запросам своей души". «У Горького нет ни одного героя, который бы не философствовал. Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, а только для афоризмов. Живут и движутся не для движения, не для жизни, а чтобы философствовать". (К.Чуковский) Е.Тагер писал, что "в основе пьес Горького лежит" отнюдь не "естественное течение жизни", в ходе которой зреют драмы и конфликты, а - "философема", узел которой завязан в плоскости не личных, а идеологических отношений". Идеология – система взглядов и идей, мировоззрение Философичность горьковской драмы проявляется не только в том, что в своих спорах персонажи затрагивают вопросы самого высокого уровня, проблемы бытия и его познания, проблемы существования. Каждая реплика, каждое действие персонажа в горьковской драматургии могут быть рассмотрены и с бытовой, и с философской (идеологической) точки зрения. (Юзовский) "Отношение к миру, выраженное в чувстве, в переживании героя, обычное у Чехова, обогащалось у Горького отношением к миру, переданным в мысли» (Е.Тагор) «Если диалог чеховских героев исключительно богат психологическим подтекстом, то горьковский диалог, сохраняя остро психологическую выразительность, подчеркнуто афористичен, философичен" (Е.Тагор) Драма Чехова - это социально-психологическая драма. Драма Горького социальнофилософская. Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко Начало новой репертуарной линии Московского худож-го театра – общественно-политической - связано прежде всего с постановками пьес М.Горького. Оглушительный успех имела постановка пьесы «На дне» (1902), которая была написана специально для МХТ (Сатин – К.Станиславский, Настя – О.Книппер и др.) О пьесе «На дне» - в зарубежной печати "Нет более плохой драмы, более невозможного литературного произведения!" ("Der Tag"). "Горький не драматург..." ("Berl. Neueste Nachrichten"). "С точки зрения искусства и эстетики это произведение стоило бы отодвинуть на задний план" ("Germania"). Пьеса «На дне» посвящена К.П. Пятницкому (на фото - рядом с М.Горьким) Константин Петрович Пятницкий – писатель, участник литературного кружка «Среда», 1902 г. Система персонажей в пьесе М.Горького «На дне» (1902 г.) Квашня «…свободная женщина, сама себе хозяйка…» «…ни за сто печёных раков – под венец не пойду!» Клещ: А с Абрамкой (Абрам Медведев) ты обвенчаешься… Торговка пельменями Как издох мой милый муженёк… так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему… Клещ и Анна Анна: …Дайте хоть умереть спокойно! Анна: Андрей Митрич (Клещ)…Там пельмени мне оставила Квашня…возьми, поешь. Андрей Митрич…Душно мне…трудно… Клещ: Я – рабочий человек… я с малых лет работаю…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Анна: Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Сатин Кто это бил меня вчера? Потому что – дважды убить нельзя. Макробиотика…ха! А то ещё есть – транссцедентальный… Люблю непонятные, редкие слова…Я был образованным человеком… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность… Барон Пепел: Ну, полай! Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… Я… бывало… проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью… кофе! – со сливками… да! Бубнов: Он и теперь – нет-нет, да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё. Бубнов Я вот – скорняк был…своё заведение имел… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся… (Насте) Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние… Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь… Скорняк – мастер по выделке мехов из шкур Актёр Мой организм отравлен алкоголем… В драме «Гамлет»…Я играл в ней могильщика… …талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка! Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я… Костылев, Василиса (хозяева ночлежки) (Клещу) Надо будет накинуть на тебя полтинничек… Сатин: Жену ищет… И чего ты не пришибёшь его, Василий? Бубнов: Н-да, она своего даром не отдаст… баба – лютая… Лука: Ах, и неласкова ты, мать… Бубнов: Сколько в ней зверства, в бабе этой!.. К любовнику, видишь, пришла, а его нет… Абрам! Иди… Василиса Наташку… убивает… (Пеплу) Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту… Васька Пепел Актёр: Василису он давно поймал… Кто бы я ни был, а… захочу – и не видать вам больше Наташки! Вор, а тобой не пойман… Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Красивая ты, Васка – а никогда не лежало у меня сердце к тебе… Лука Старику – где тепло, там и родина… Все мы на земле странники… Говорят… что и земля-то наша в небе странница. Он (человек) – каков ни есть – а всегда своей цены стоит… Мяли много, оттого и мягок… …если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил… Любить – живых надо… живых… Выводы На тесной площадке подвалапещеры собраны горемыки, маргиналы, каждый со своей бедой, трагедией. Маргинал - человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой Связывает обитателей ночлежки мрачная власть реального круговорота событий, бессолнечная жизнь (варианты названия пьесы – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно») Философия, «правда» Луки Желание героя «Правда» Луки Неужто и на том свете мука мне назначена? Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё!.. Ты – надейся… Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно. Мечтает избавиться от постыдной зависимости и вернуться на сцену. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат. Да я тебе город назову!.. Ты пока готовься! Анна Актёр Желание героя «Правда» Луки Стремление к свободной, вольной жизни. Иди… в Сибирь! А Хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике! Говорит всем, какая сильная, настоящая любовь была у неё Твоя правда… Коли ты веришь… значит – была она! Пепел Настя Оценка личности Луки после его исчезновения (акт 4) Настя: Хороший был старичок! Сатин: Любопытный старикан… Клещ: Он… жалостливый был… Татарин: Старик хорош был… Сатин: Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал… Барон: Старик – шарлатан! Сатин: Он – умница!.. Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Правда Луки – Правда сострадания, жалости и утешительной лжи, вселение в человека надежды на исполнение того, во что он верит: «Во что веришь, то и есть». Правда Бубнова – правда факта. Правда Сатина «Человек – вот правда!.. Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.. Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… уважать надо!» Правда веры в человека, которому не нужна ложь. Основной вопрос пьесы Что лучше: жестокая правда, которая «обух для человека», или утешительная ложь? «Как бы мы должны были оценить врача, который исходил бы из убеждения, что все больные неизлечимы и что его единственная задача – скрыть это от больных? Лука – именно такой врач… его проповедь на деле приносит им только вред». (Бялик Б., 1969г.) «…Теория Луки, его утешения не вредят людям, а напротив, пробуждают в них дремавшие надежды… Лука – не только утешитель… но ещё носитель добра, доброго человеческого слова, которое так нужно озлобленным душам». (Вишневская И., 1979г.) Домашнее сочинение по творчеству М.Горького «Романтические герои ранних произведений Горького» (по рассказу «Старуха Изергиль») «Причины падения героев «на дно», трагичность их положения». «Образ Луки в пьесе».

Раннее творчество М. Горького (1868-1936 гг.)

Рождение писателя. 16 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде родился в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова и Варвары Васильевны сын Алексей. В 1871 году умирает отец мальчика и мать возвращается в дом родителей.

Дом деда по материнской линии.

В людях… В 1884 г. Пешков предпринимает безуспешную попытку поступить в университет, после чего работает в самых разных местах: пристань, булочная.

Первые литературные опыты. Весной 1891 г. Пешков отправляется в «путешествие» по Руси, работает на Кавказской железной дороге, начинает свои литературные опыты.

Первый рассказ. Уже в 1892 г. публикуется первый рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький.(По имени ветхозаветного пророка Иезекиля. Которого нарекли «горьким» за притеснения и гонения, испытанные им при жизни).

Романтические рассказы. 1894-1895 гг. – рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Ошибка». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Семья Максима Горького. В 1896 г. Писатель женится на Е. П. Волжиной, которая станет матерью двух его детей: Максима и Екатерины.

Писатель с женой и детьми.

Горький и писатели. В 1895-1900 гг. Горький знакомится с А. П. Чеховым, А.Н. Толстым и др.

М. Горький и Л. Н. Толстой.

Премьера пьесы. 18 декабря 1902 г. На сцене МХТ состоялась премьера пьесы «На дне», прошедшая с огромным успехом. 1905 год – время активной общественной деятельности Горького, призывает к борьбе с самодержавием, после чего заключен в Петропавловскую крепость.

М. Горький. Нижний Новгород.

Журналистская деятельность. С 1906 по 1913 г. Живет на Капри. В 1925 г. Работает в журнале «Летопись» в издательстве «Парус». В газете «Новая жизнь « писатель дает отрицательную оценку победе Октябрьской революции, после чего издание было закрыто.

Трилогия Горького. Пережитое за все годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913-1923)

Горький в Италии. В 1920 г. Горький пытается заступиться за интеллигенцию. С с 1925 по 1933 г. Писатель проживает в Италии, однако Горький рвется на родину. Сталин пытается заполучить под свои знамена культовую фигуру писателя и приглашает его на родину.

М. Горький и Сталин.

Герберт Уэллс и М.Горький. В 1934 г. Горький встречается с Г. Уэллсом, Р. Ролланом.

Смерть писателя. В 1935 г. Писатель совершает поездку по Волге. В конце мая 1936 г. Горький заболевает гриппом, а 18 июня писателя не стало.

Ф. Шаляпин о Горьком. « В Горьком говорило глубокое сознание, что мы принадлежим своей стране, своему народу, и что мы должны быть с ним не только морально,- как я иногда себя утешаю,- но и физически …» Ф. Шаляпин.

Горький и Шаляпин 1901 г.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то