Латвийские мужчины. Прибалты бывают разные

Во всем мире более 1, 5 миллиона латышей. Около 90 % из них проживает в Латвии, но также их можно встретить в США, России, Австралии, Канаде, Великобритании и Германии, а еще в Бразилии, Литве, Швеции, Эстонии и Ирландии. Вообще, вряд ли есть какая-нибудь страна в мире, где латыши не обозначили своего присутствия, так что, если вы даже никогда не посетите Латвию, у вас есть все шансы встретить латыша где-нибудь еще. Предназначение данной брошюры – дать представление о том, кто же такие латыши. Конечно, каждый человек уникален, но мы попытались осветить некоторые из наиболее заметных особенностей, присущих большинству латышей.

Дома и семьи латышей

Исторически сложилось так, что латыши предпочитали жить в семейных крестьянских дворах, а не объединяться в деревни. Многие из проживающих в сельских районах Латвии сегодня по-прежнему живут таким образом. Эта латышская склонность к уединению на комфортной дистанции от других, возможно, объясняет их замкнутый, самодостаточный и независимый характер. Даже сегодня латыш ставит свой дом и свою семью выше всего остального, и приветствует только близких друзей и родственников в этом домашнем святилище. У латыша может быть не много близких друзей, но такие устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. Женщины играют особенно важную роль в латвийском обществе. В семье женщина – это клей, который связывает семью воедино и передает семейные традиции. Сегодня женщины страны взяли на себя ведущие роли в жизни общества, включая пост президента государства. Мужчины Латвии гордятся тем, что наши женщины не только умны и заботливы, но и очень красивы.

Что едят латыши

С незапамятных времен латышские праздники были грандиозными торжествами, на которых с огромным аппетитом поглощалось бесконечное множество яств и алкогольных напитков. Но и в обычные дни хорошая еда для латыша имеет огромное значение. Традиционная латышская кухня включает в себя разнообразные продукты: ржаной хлеб, картофель, сосиски и мясо, рыбу, различные молочные продукты, пиво и квас. Завтрак обычно состоит из бутербродов с сыром или колбасой и чая или кофе. На обед чаще всего суп с овощами и мясом, а также картофель и стаканчик кефира или фруктового сока. Рис, гречка или макароны в качестве гарнира к мясному блюду употребляются реже. Латыши обожают свой традиционный ржаной хлеб, особенно домашний. Однако и кисло-сладкий ржаной хлеб тоже популярен. Во многих латышских семьях на десерт пекут пироги, в том числе яблочные, и сладкие ватрушки.

Латыши и природа

Все латыши благоговеют перед природой: землей, морем, животными и особенно перед цветами и деревьями. Это не зависит от того, живут они в городах или же в сельской местности. Величественные дубы особенно почитают. Все вековые деревья записывают и регистрируют для специальной охраны. Такая тесная взаимосвязь с вековыми деревьями уходит корнями в древние, дохристианские верования, к традициям и фольклору, к тому моменту, когда латыши поклонялись различным природным божествам и проводили различные ритуалы вокруг этих священных деревьев и под их кронами. Латышам присуща также особая любовь к аистам, а гнездо аиста рядом с домом считается добрым знаком – это особое благословение для жильцов дома. Такие древние верования продолжают жить в мышлении современных латышей, многим из которых близка «зеленая» философия. Поэтому не удивительно, что многие районы Латвии сохранены в их первозданном виде, не тронуты человеческим развитием.

Латыши под открытым небом

Любовь к природе является частью образа жизни многих латышей. Хотя многие поколения латышей решили жить и работать в сельской местности, даже горожане предпочитают проводить отдых вдали от городской сутолоки и суеты. Они проводят выходные и праздники на берегу моря, на пикниках у озера или рядом с рекой, или ходят на прогулки по огромным латвийским лесам. Это особенно актуально в летнее время, когда латыши загорают, купаются и ловят рыбу или занимаются более активными видами спорта, такими, как езда на велосипеде или гребля. Благодаря большому количеству диких животных в Латвии охота по-прежнему популярна среди мужчин. Независимо от того, как они провели день, латыши часто проводят вечера вокруг костра, где готовят еду, поют песни и мечтают.

Латыш и его земля

Небольшие семейные фермы и крестьянские дворы рассматриваются как места, где латвийская душа чувствует себя как дома. Это здесь зародились и поддерживаются латышские традиции. В Латвии такие фермы известны не по улице или адресу, а по их уникальным названиям, многие из которых вековой давности. Для многих латышей работа в семейном саду с лихвой заменит экскурсию на природе. Садоводство – популярное времяпрепровождение и даже приводит к соревнованиям по самым красивым и наиболее ухоженным садам. Пожилые латыши проводят много времени на своих садовых участках, они готовят запасы на зиму, заготавливают варенье, фруктовые соки, маринуют и солят овощи, особенно капусту и огурцы. Обилие лесов делает сбор ягод и грибов одним из любимых способов времяпровождения для всех поколений латышей. С июля по сентябрь латвийские леса полны латышей, занятых наполнением плетеных корзин клубникой, малиной, черникой, брусникой и грибами.

Латыши и цветы

Латыши любят цветы и любят дарить их (и женщинам, и мужчинам), чествовать места и события. Предпочтения могут варьироваться, но есть определенные неписаные правила, которыми латыши руководствуются в традиции дарения цветов. Букет должен состоять из нечетного количества цветов: трех, пяти, семи или девяти. Но, когда цветы приносят на могилу, их должно быть четное число. Цветы дарят, чтобы выразить признательность, в ознаменование дня рождения, юбилея, свадьбы, продвижения по службе или какого-либо достижения, да и просто, чтобы вызвать чью-то улыбку. С незапамятных времен цветы, дубовые листья и цветочные букеты использовали в качестве украшения во время праздничных мероприятий. Сегодня латыши украшают цветами себя, свои дома, своих домашних животных, свой скот, и даже свои машины.

Латыши и огонь

Возможно из-за более прохладного Североевропейского климата, или просто потому, что латыши сохранили многие из своих древних традиций, все латыши очень любят огонь. Он играет важную роль во время Лиго (Янова дня, дня летнего солнцестояния), когда сельскую местность Латвии освещают тысячи костров. Ни один латышский праздник не будет полноценным без свечей, так как они рассматриваются как неотъемлемая часть праздничной атмосферы. Свечи зажигают на тортах в честь дня рождения, на похоронах, ставят на окна, а также зажигают во время выпускных вечеров. На Рождество многие латыши предпочитают украшать свои Рождественские елки настоящими свечами, а не разноцветными электрическими лампочками. Свечи горят на столе во время свадебного пир, а также их несут участники традиционного полуночного свадебного таинства, когда с невесты снимают фату (mičošana). Подсвечники и канделябры, изготовленные из дерева, керамики или металла также являются важной частью традиционного латвийского ремесла и искусства. Латыши получают огромное наслаждение от фейерверков, причем не только на крупных общественных мероприятиях, но и на частных вечеринках.

Латыши, их песни и танцы

Если и можно определить народ, по какому-либо универсальному признаку, то для латышей такой признак – любовь к пению. Латыши поют все время, в любом месте и по любому поводу. Они поют на праздниках, юбилеях, торжествах, свадьбах, выпускных балах и на спортивных мероприятиях. Несмотря на то, что латыши поют в различных стилях, будь то опера, поп, джаз или рок, особое место в их сердцах занимают традиционные латышские народные песни, известные как «дайны». Дайны можно петь в одиночку, группой или большим хором. Около миллиона известных дайн затрагивают любой значимый повод. Существуют дайны по любому поводу и под любое настроение, и даже политики не стесняются исполнить дайну, когда для этого есть подходящий случай. Во время впечатляющих фестивалей песни, десятки тысяч латышей собираются большими хорами, чтобы спеть. Они одеты в национальные костюмы, история которых насчитывает столетия. У многих латышей есть свой собственный национальный костюм, который они одевают по особым случаям, таким как фестивали песни или различные праздники. Песни часто сопровождаются танцами, и многие из латышей участвуют в группах народного танца или просто присоединяются к танцующим, когда есть настроение.

Латыши и их праздники

Четыре самых популярных праздника для латышей – это Рождество, Новый год, Пасха и Лиго, или Янов день (день летнего солнцестояния). Лиго, который празднуется в канун 24 июня, особо значим. Большинство латышей встречают этот праздник в сельской местности на открытом воздухе: люди собираются возле ферм, крестьянских домов, в поле или в лесу, при свете огромного костра на вершине холма во время заката и желательно возле большого дуба. Любой пролетающий над Латвией в канун Янова дня, увидит впечатляющее световое представление, поскольку всю страну пересекают пунктиры тысяч пылающих костров. К празднику люди готовят специальную еду: сыр с тмином, пирожки с беконом, и запасаются огромным количеством пива. Девушки украшают себя венками из полевых цветов, а парни – из дубовых листьев. Несмотря на то что, пение традиционных Яновых песен все чаще дополняется музыкальными записями и выступлениями со сцены, кажется, что практически каждый латыш знает по крайне мере несколько Яновых песен, характерных для праздника Лиго. Весельчаки с достаточным количеством выдержки не будут спать всю ночь, чтобы встретить рассвет Янова дня после ночных песен и танцев. Романтично настроенные парочки проведут вместе ночь в лесу в поисках мистического цветка папоротника.

Латыши и их символика

Латыши не демонстрируют свой патриотизм открыто, несмотря на то, что глубоко любят свою землю и страну, и очень гордятся своими культурными и спортивными достижениями. Суть бытия латыша заключается в нескольких общих символах. Некоторые символы, такие как флаг и памятник Свободы в Риге связаны с Латвийской государственностью и свободой латвийского народа. Дуб символизирует силу, выносливость, долголетие и способность выживать. Поэтому дубовый венок, который носят мужчины во время празднования Янова дня или который дарят атлетам или ветеранам труда за особые достижения, воплощает все эти качества. Женские венки из цветов также символизируют традиционные латвийские ценности. Костер, который освещает праздничные мероприятия, символизирует свет и тепло. Кроме того, с 1991 года, он символизирует костры, освещавшие дни баррикад, которые привели к возвращению независимости Латвии. Богатый набор символов, обнаруженный в латышских орнаментах и художественном оформлении также несет широкий спектр значений из древних времен, символизирует мудрость, силу, безопасность и духовные верования.

Латыши и их язык

Общее число носителей латышского языка в мире превышает 2 миллиона человек и для 1, 4 миллиона этот язык является родным. Латышский принадлежит к индоевропейскому семейству языков и вместе с литовским образует балтийскую языковую группу, отдельную, но родственную славянским и германским языковым группам. Латышский язык, так же как и литовский сохраняет множество элементов праиндоевропейского языка как в лексике, так и в грамматике, и с этой точки зрения представляет огромный интерес для лингвистов. Хотя современный литературный латышский язык используется практически во всех жизненных сферах на всей территории страны, в разговорном латышском часто встречаются элементы различных местных диалектов. Публикуется около 150 газет на латышском языке, общий тираж которых составляет 110 миллионов экземпляров. Выпускается также 200 журналов. Кроме того, в Латвии каждый год публикуется около двух тысяч книг, общим тиражом 5 миллионов экземпляров.

Латыши и их имена

Существует около тысячи латышских имен, и каждый день латвийского календаря всегда освещает одно или несколько из них. Этот день называется днем имени. В свои именины латыши обычно принимают поздравления, подарки и цветы, и ждут гостей без приглашения. Самое популярное латышское мужское имя – Янис, за ним следуют Андрис, Юрис, Эдгар, Марис и Айвар. Самые популярные женские имена – это Анна, Кристина, Мария, Инесе, Инга и Илзе. Мода на имена также переменчива, так что набирают оборот новые, современные имена или же возвращаются старые, давно забытые. Тем не менее, некоторые имена с вековой историей, такие как Карлис, Илзе, Петерис, Анна, Юрис и т. д выдерживают натиск времени. Большинство латышских имен являются местным вариантом европейских христианских имен, в то время как некоторые были заимствованы у соседних народов, а около десяти процентов являются уникальными для латышей, например: Ирбе, Сниедзе, Виестурс, Дзинтарс, Аусеклис. Многие из латышских имен олицетворяют животных или природные явления, такие как янтарь, звезду, снег или породу птиц. Висвалдис, например, означает «вседержитель».

Около половины всех латышских фамилий имеют латвийские корни: Берзиньш, Калныньш, Озолиньш. Большинство фамилий латвийского происхождения олицетворяют какой-нибудь конкретный предмет. Таким образом, среди премьер министров Латвии были г-н Гайлис («петух»), г-н Крастс («берег»), г-н Шкеле («ломоть»). Менее распространенными являются немецкие, шведские и польские фамилии, в последние годы возросло число русских фамилий. При изучении фамилий можно проследить отношение семьи к конкретному церковному приходу.

Наиболее распространенные латышские имена и фамилии в 2010 году

Мужские имена Женские имена Фамилии
1 Янис Анна Берзиньш
2 Андрис Кристине Калныньш
3 Юрис Инесе Озолиньш
4 Эдгарс Инга Янсонс
5 Марис Илзе Озолс
6 Айварс Лига Лиепиньш
7 Мартиньш Даце Круминьш
8 Петерис Анита Балодис
9 Иварс Мария Эглитис
10 Каспарс Ева Зариньш
11 Валдис Ивета Петерсонс
12 Улдис Диана Витолс
13 Айгарс Сандра Клявиньш
14 Карлис Айя Карклиньш
15 Александрс Рита Ванагс
Представляясь в различных кругах своим полным именем - Кришьянис Майя Волдемаровна, нередко слышишь вопрос, касающийся национальной принадлежности. На то я с гордостью отвечаю, что мой отец - латыш. Однако ряд невежественных людей, чьи мозги напрочь атрофированы современным российским телевидением, в придачу начинают задавать каверзные вопросы на тему «А почему в Латвии не любят русских и т.п.», ну а некоторые представители старшего поколения ворчат из серии «Сами жили в нищете, а кормили вашу Прибалтику». Честно говоря, подобные разговоры откровенно раздражают, причем особенно, когда об этом говорят люди ни разу не побывавшие в Латвии. Поэтому, опираясь на личные впечатления и интернет-источники и решила написать эту статью, для тех, кто привык мыслить стереотипными штампами.
Я родилась в СССР, когда были «пятнадцать республик советских, пятнадцать могучих сестер» и в тексте гимна которой были такие строки «дружбы народов надежный оплот». И для меня развал моей Родины, и особенно потеря Латвии, в какой-то мере личная трагедия.
В Советском Союзе Латвийская ССР была республикой высокотехнологичной промышленности, передовой науки и высокоразвитого сельского хозяйства. Рижские электрички, трамваи, первый высокоскоростной поезд ЭР-200, электроника, не уступающая японской, микроавтобусы РАФ, красивый и качественный трикотаж, вкусные продукты без всяких добавок и т.п. В настоящее время об этом остались одни воспоминания. Но про настоящее чуть позже.
Для начала немного истории. Сложные исторические условия, в которых развивались народы Прибалтики в эпоху средневековья (начиная с XIII в. происходили захваты прибалтийских земель немецкими рыцарями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был в определенной степени нарушен процесс их самобытного социально экономического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы создали в XIII в. свою государственность.
В XVIII в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее положение в Эстонии и Латвии продолжали занимать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и пропольски настроенная литовская знать.
В условиях феодальной России продолжался процесс консолидации народов Прибалтики, а в период капитализма происходило формирование эстонской, латышской и литовской наций.
После Октябрьской революции в Прибалтике установилась на короткий период советская власть. Но местные националисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную власть. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в состав народов СССР.
Латыши, литовцы и эстонцы в силу исторического развития обладают национально-психологическими характером, отличающими их от других народов. Результаты работы отечественных этнографов и социологические исследования позволяют сделать вывод, что им свойственны психологические черты, обусловленные средством социально-психологического развития, территориальной близостью, одинаковыми экономическими условиями. К числу таких общих особенностей можно отнести сравнительно высокую образовательную и техническую подготовленность, любовь к технике; уравновешенный темперамент, высокую эмоциональную устойчивость, невозмутимость, хладнокровие в сложных ситуациях; терпеливость и обстоятельность во всех видах деятельности; приверженность логике в мышлении, тщательное осмысление явлений, событий, фактов; пунктуальность, аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению трудовых обязанностей; исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело; умение доводить дело до конца; способность выдерживать большие нагрузки, стойко переносить трудности и лишения повседневной жизни ; некоторую замкнутость во взаимоотношениях с представителями других национальностей. (Немного о личном - кто меня хорошо знает, то полностью подпишется под этими словами)
Как правило, представители этой группы народов внешне спокойны, внутренне уравновешенны, в движениях, действиях кажутся несколько медлительными, что выясняется их склонностью к рациональности и привычкой работать обдуманно.
Ни для кого не секрет, что успехи или проблемы в социально-экономическом развитии той или иной страны, или отдельной территории в частности в определенной степени зависят от менталитета населения. Поэтому я не случайно выделяю характерные черты латышей и других прибалтийских народов. Разве могут люди, обладающие столь превосходными качествами жить плохо? - Это я к высказыванию отдельных личностей относительно «кормили Прибалтику». Опять-таки не случайно, что первый Политехнический университет в Российской Империи был открыт в Риге в 1862 году. До этого инженерное образование в Российской империи было либо военным, либо узкоспециализированным. В Петербурге же Политехнический университет был открыт только через 40 лет - в 1902-м году.
Более того, в Российской Империи Рига была на 5-м месте по численности населения после Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Варшавы. Столь стремительный рост города в преимущественно аграрной стране был обусловлен развитием промышленности, требовавшей рабочих рук. Появление во второй половине 19 века передовых предприятий (электротехника, химия, машиностроение) в Санкт-Петербурге объясняется столичным статусом города. Появление же высокотехнологичных предприятий в Риге (1895 год Рижский вагоностроительный завод, Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» - 1909 и т.д.) , бывшей тогда центром Лифляндской губернии можно было объяснить менталитетом населения, обладающего недюжинным трудолюбием и любовью к технике.
Ну вот еще один факт - в 1926-м году в СССР проводилась перепись населения. Латвия тогда в состав СССР не входила, однако за время Первой мировой войны в Россию переехало более полумиллиона латышей. И вот, на данном фото представлен уровень грамотности народов СССР.

Латыши, как видите на втором месте.
Итак, итог первый - социально-экономическое развитие Латвии (как в СССР так и в Российской империи) было обусловлено в определенной степени местным менталитетом. Почему там плохо сейчас - об этом тоже скажу, но позже. Еще раз желание полагаться на самого себя и индивидуализм - вот основные черты латышей.
Особенности латышей:
· умеренность;
· трудолюбие;
· упорство;
· консервативность;
· выносливость;
· стремление познавать новое;
· прилежность;
· основательность;
· терпение
Представители латышской национальности отличаются прямотой в поведении и поступках. Когда решаются серьезные вопросы, они смело высказывают свое мнение. Позиция латыша всегда продуманна, а потому — весома. Некоторые говорят, что латыши замкнуты, необщительны. Все дело в сложившейся психологии, культуре, образе жизни народа. Веками латыши жили уединенно, на хуторах, вели хозяйство единолично, хлеб добывали в тяжком труде. Не случайно, оценивая человека, они прежде всего оценивают его трудолюбие, умение работать, мастерство. Латыш с лентяем, даже земляком, дружить не будет.
Латыш прежде всего привык полагаться на себя, на свои силы, свои знания, свой опыт, а уж потом рассчитывать на помощь со стороны. Поэтому он редко обращается за поддержкой к товарищам, хотя сам в ней никогда не отказывает. Если вы увидите, что у латыша что-то не получается, не ждите, пока попросит вас о помощи. Этого скорее всего не будет. Сами предложите помощь, и ваше участие будет оценено по достоинству.
Латыши, как правило, внимательны, аккуратны на занятиях, неторопливы и осмотрительны в работе, педантичны и дисциплинированны в выполнении служебных обязанностей, любят работать по инструкции, по плану, решать задачи последовательно. Особенно возмущает многих латышей недобросовестность, легкомысленность нарушение правил и мер техники безопасности и нежелание овладевать специальностью. Представители этой национальности не любят конфликтовать, весьма терпеливы во взаимоотношениях, однако они не мирятся с недостатками.
Склонность к образованию национальных микро-групп проявляется редко. Вместе с тем, при определенных условиях они могут сплотиться, но эта мера чаще всего бывает вынужденной, ответом на притязания какой-либо национальной микрогруппы подчинить их своему влиянию. В большинстве же случаев латыши с представителями других национальностей успешно трудятся и выполняют любые задачи в составе многонационального коллектива, чему способствует с том числе и высокий уровень общеобразовательной подготовки.
В целом латыши легко адаптируются к трудностям жизни. Они начитанны, эрудированны, а потому у каждого из них есть вполне сформировавшееся мнение многим, в том числе по политическим вопросам.
Ну что, узнали меня? И секрет моего успеха?
Продолжим. В Латвийской ССР был самый низкий уровень семейно-бытового насилия. Дело в том, что в Латвии свойственно доминирования матриархального уклада семьи. Профессор психологии Олег Никифоров вывел интересную теорию, основанную на разработках немецкого ученого Карла Юнга. - В подсознании всех людей существуют древние образы - архетипы, - рассказывает этнопсихолог Олег Никифоров. - Они находятся даже глубже, чем бессознательные инстинкты. Это коллективное бессознательное и определяет так называемую ментальность. У каждого народа есть один ведущий архетип. У русских это всегда был архетип мудрого старца. Вспомним дохристианскую Русь. Это главный бог языческих славян Перун, это богатыри народных сказок. Кстати, в русских сказках отец семьи всегда главный. Матушка тоже присутствует, но она - второстепенный персонаж: испекла пирожки, дала в дорогу, и этим ее роль ограничивается. В латышских народных сказках все иначе. Там мать всегда очень активна. Причем даже в языческие времена на первом месте у предков латышей были женские богини - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате. У латышей более матриархальное сознание, у русских - патриархальное. И это видно даже по современным семьям. У латышей все дела в семье решает мать. О домовитости латвийских мужчин также ходят легенды - они ценят уют и комфорт в доме и строго заботятся о родном гнезде. Латыш с удовольствием помоет посуду, приготовит ужин и сделает уборку по дому. В русских отец - добытчик и воплощение власти. В старообрядческих семьях раньше на столе лежали две книги - Библия и Домострой. По законам домостроя вся власть в доме принадлежит мужчине, соответственно мудрому старцу. Латыши домостроем никогда не увлекались.
- То есть если девушка хочет быть в семье главной, то ей лучше выходить замуж за латыша? - Точно. Потому что матриархатное сознание у латышей сохранилось на ментальном уровне. Древние фигурки Праматери, которой поклонялись как богине, найдены и на территории Латвии. Это глиняные обереги, амулеты и фигура Каменной бабы, которая хранится в Музее медицины. Памятник Свободы - типичный образ архетипа матери! В этом глубинное различие между нашими народами. Казалось бы, подумаешь, мифы и легенды! Но это впиталось в нашу кровь и подсознание. Латышский народ обладает всеми женскими признаками: эмоциональность, незащищенность, поиск крепкой руки, которая будет управлять и защищать. Причем эту власть латыши постоянно ищут вовне.
Кстати, я родилась в русско-латышской семье матриархального уклада. Мама в силу более высокого уровня образования занимала более высокий социально-материальный статус, а папа - был просто Папа, да именно так для меня - с большой буквы. В моих воспоминаниях о детстве я помню, как папа читал мне сказки на русском и латышском языках (до 10 лет я довольно прилично владела языком), вместе с ним мы рисовали, играли в настольные игры, ходили в лесопарк - где катались с ним на лыжах, ездили на велосипедах на пикники. И еще помню, как мне завидовали сверстники - друзья по школе, двору, спортсекции - считая, что мне очень повезло с отцом. Тот образ отца, каким я его знала на первом десятке своей жизни был для меня идеалом. Кроме того, именно папа постоянно, начиная с самых ранних лет говорил, что я должна быть независимой и всего добиться. Поэтому рядом со мной я хотела бы видеть именно такого человека, который станет для меня надежным тылом. К сожалению, я пока что не встретила такого человека. А может еще все сбудется? Моя мама, кстати, насмотревшись алкогольно-кулачно-матерного патриархата среди родственников и подруг, мечтала выйти замуж за иностранца. Потому и ждала свою половину так долго. Ее мечта в какой-то степени сбылась. Жаль, что на 6-м десятке своей жизни мой папа, попав под влияние заводского быдла стал выпивать.
Итак, латышская семья - матриархальна, поэтому и крепка. Латышские девушки и женщины, как и в скандинавских странах выглядят по-европейски, кому-то может показаться и безлико - бесформенные пуловеры, мешковатые куртки, джинсы, толстовки, грубая обувь, короткие прически. И, часто, вовсе ни грамма косметики на лице. Всем своим аванградным видом девушка выражает презрение к мещанским предрассудкам. Демонстративный отказ от атрибутов, подчеркивающих женскую привлекательность - это манифест внутренней свободы. - Ну, что узнали меня? - Я тоже люблю комфорт и свободу.

Латвия современная.

Развал СССР - это трагедия, которой нет равных. Досталось всем. Нет ни одной республики, которая бы выиграла. Как в притче о венике. По прутику переломали всех. Перессорили. Может быть, нищета помирит. Кстати, сегодняшняя Латвия - по словам политолога Розенвальдс - страна- беспризорник. "Латыши чувствуют себя нацией второго сорта по отношению к Европе. Мы, как беспризорники, подобраны и приняты в семью европейского сообщества. И должны как-то перед собой оправдываться, что мы все-таки лучше арабов и негров. Я, человек не из Западной Европы, по определению там человек второго сорта. И этого дурака из Латвии Европа все время учит, как и что делать. Отсюда рождается комплекс неполноценности. ", - замечает Розенвалдс.
Советская Латвия была самой передовой республикой в СССР. Латвия современная - задворки Европы. Взгляните на эти фото.






Нет, это не районный центр российской глубинки. Это окраина некогда гордой Риги. Теперь не до гордости. Автор блога, у которого были взяты эти фотографии, пишет про обреченный и затравленный взгляд в глазах прохожих, независимо от их национальности, про печать безысходности на лицах многих людей и т.п. Все это явно не от хорошей жизни. И если в туристической старой Риге жизнь более менее теплится, то на окраинах она замерла. Да, иногда довольно чисто и ухоженно. Но как то безжизненно. Я приезжаю в Ригу летом - так еще ничего, есть какое-то движение.
Все можно описать словами латвийского музыканта Ренарса Каперса: «Время все расставляет по местам, шелуха, т. е. эмоции, отпадают, а зерно остается!
С 1991 года латышам усиленно внушали, что все советское — плохое. Я, признаюсь, сам так думал до тех пор, пока не занял пост советника министра культуры, им тогда был Раймонд Паулс.

Я стал знакомиться с учебными пособиями, и оказалось, что за годы независимости Латвия не издала ничего! Все учебники латышского языка, литературы, словари — все из Советского Союза! Сравнивая с наследием советской Латвии, я увидел, что наши современные лингвисты, фольклористы, культурологи близко не могут подойти к тому, что делали их коллеги в СССР. А ведь это великая ценность. Так я понял, на каком высоком уровне в Союзе была латышская культура, ее уважали, давали свободу развития. Сегодня нашей культуры нет, ее заменили на евро-американскую.

Люди тысячами покидают Латвию: дома для них нет, нет работы и веры в будущее. Для нашего маленького народа это трагедия. Когда-то мы летали в космос и пели песни на Лиго, теперь мы моем посуду в Лондоне и думаем, сможем ли прокормить хоть одного ребенка.

Мне почти 40, я довольно известный музыкант и по опыту прожитых лет хочу сказать, что плохо — нет, очень плохо — что Советского Союза больше нет. Ценить потерянное начинаешь со временем и опытом, собственными глазами замечая всю полноту утраты.»

Жаль, конечно, что заканчивать статью приходиться на такой грустной ноте, но все-таки мне свойственен оптимизм и я еще надеюсь увидеть союз России и Латвии.

Жизнь народа Латвии всегда была насыщенной и разнообразной. Их культура, история и кухня являются доказательством богатства прибалтийских народов. Латвия многое переняла у своих соседей, в том числе Белоруссии, России и Эстонии.

История

Точная дата появления латышей неизвестна. Предполагается, что первые племена здесь появились в 3 тысячелетии до н.э. Считается, однако, что первые представители современного народа Латвии появились в Прибалтике в первом тысячелетии до н.э. Жизненный уклад народа формировался под влиянием племен латгалов. Длительный мирный период позволил людям успешно развиваться до конца Средневековья. В конце 12 века католическая Европа обратила взор на Латвию и отправила в страну войско крестоносцев. Ливонский орден захватил территорию современных Латвии и Эстонии, основав здесь Рижское архиепископство.
К концу 15 века происходит установление крепостничества, что сильно сказывается на жизни коренного населения. Уже тогда начинает зарождаться идея реформации и сопротивления феодальным властям. Несколько стран начинают активные споры за здешние территории. В них участвуют сама Ливония, Россия, Швеция, Дания. Ливония переходит от одного государства у другому, позже к борьбе за земли присоединяется Польша.
Первую независимость страна смогла обрести в 1920 году, когда был подписан договор между СССР и Латвией. Однако уже через 14 лет здесь воцаряется диктатура, затем к власти приходит коммунистическая партия. Позже сюда вторгаются войска фашистской армии. В итоге настоящая независимость ждала Латвию только в 1991 году.

Традиции

Культура праздников в Латвии сложилась особая. Зимой латыши празднуют Рождество, весной - Пасху, летом - праздник Лиго, а осенью - Апъюмибас.
Лиго является главным праздником. Вместе с ним отмечают Иванов день. Это два государственных выходных, поэтому 23–24 июня вы вряд ли сможете увидеть много людей на улицах. Большинство уезжает поближе к природе. Лиго считается языческим праздником, что удивительно для сугубо католической страны. В этот день люди пекут хлеб, варят сыр и пьют пиво. На Лиго принято плести венки, чтобы пустить их по реке. Народ поет песни, а парни с девушками прыгают через костер. В период Рождества люди стремятся посетить церковь и поучаствовать в организуемых повсеместно уличных сценках, посвященных празднику. Латыши едят в этот знаменательный день серый горох.
Пасху празднуют примерно так же, как на Украине и в России. Правда, есть одна примечательная особенность: яйца не только красят, но и устраивают соревнование, в ходе которого одно яйцо должно перекатываясь «обогнать» другое.
Апъюмибас традиционно отмечался с окончанием работ в поле. Сейчас празднество отмечают довольно редко. Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан.

Язык

Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. При этом русским языком владеет более 81% населения. Это связано с давними отношениями между странами. Еще несколько веков назад в каждой латвийской школе должны были вести уроки на русском языке. Существовали экзамены, в ходе которых ученики были обязаны читать литературу на русском.

Название

Название страны происходит от названия племен латгалов. Немцы называли Латвию «Леттия», а современное название произошло от литовского «латвяй».

Культура


Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой. Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект.
Музыка у латышей изначально была народной. После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы. Сюда приезжают именитые музыканты со всего мира.
Самые известные архитектурные шедевры сосредоточены в Риге. Ее исторический центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность архитектуры страны заключается в использовании готического модерна. Примером ярчайшего достижения архитектуры является здание братства Черноголовых. Многие дома и крепости строились из дерева.

Танец занимал особое место в жизни людей. Во времена феодализма люди тайно собирались в харчевнях и создавали танцы, которые в будущем стали национальным достоянием. Традиционно все они напоминают о жизни сельчан. В движениях угадываются сбор урожая, посев пшеницы, покос травы.

Еда


Формирование латышской кухни длилось очень долго. В ней явно угадываются мотивы немецкой, белорусской, эстонской и российской кухонь. Европейским и арабским народам всегда было свойственно готовить простую, но сытную еду. Латыши пополняют список.
Одним из известных национальных блюд является скабпутра - кислая каша, хотя сейчас она утратила былую популярность. Повседневная еда латышей хорошо знакома каждому, кто родился и вырос в России или на Украине - это котлеты, овощные салаты, запеченная рыба. Основные блюда можно условно разделить на:

  • рыбные
  • мясные
  • овощные и бобовые
  • сладкие
  • хлеб.

Последний является особым ингредиентом. Из хлеба в Латвии могут приготовить йогурт, мороженое, суп. В магазинах хлеб пекут с добавлением сухофруктов, орехов и моркови. Из наиболее популярных видов мяса латыши предпочитают свинину. Раньше в пищу шла вся тушка - от хвоста до ушей. Во многих рижских ресторанах можно попробовать средневековые блюда из свинины. Самым популярным мясным блюдом остается свиная рулька.
Овощи всегда должны присутствовать на столе. К ним добавляют тмин, картофель, капусту. Очень много людей в Латвии ест гороховые супы, а на Рождество бобовые похлебки становятся главным блюдом на столе.

Наиболее распространенными десертами являются булочки. Они уступают место тортам и пирожным. Булочки выпекают простые: с маком, повидлом или творогом. Экзотическими десертами являются буберте, которые готовятся из манки и взбитых сливок, и хлебный суп с добавлением варенья и изюма. Существует ряд чисто национальных блюд.

  1. Крестьянский завтрак - отварная картошка с копченой корейкой, домашней колбасой, залитая яичницей.
  2. Ржаной овощной пирог скландраусис, похожий на ватрушку с добавлением моркови, яиц, сметаны и картофеля.
  3. Бифштекс клопс, приправленный луковым соусом.
  4. Силькю пудиньш - запеканка с сельдью и картофелем.
  5. Для латышей является обычным сочетание творога и картошки. Такое блюдо они едят каждый день.

Внешность


Различные этнографы по-разному описывали латышей. Например, Густав Паули говорил, что латыши сплошь роста среднего, с длинными лицами, толстыми щеками и длинным носом. Меркель называл латышей сильными, румяными, угрюмыми на вид людьми.
Большинство этнографов сходятся во мнении, что латыши преимущественно стройные. Редко среди них можно встретить толстых людей. От природы они довольно сильные и физически развитые.

Одежда


Народный костюм различается в зависимости от региона. Многих историков удивляет, насколько сложными являются элементы исполнения, ведь в давние времена люди шили традиционные наряды вручную. Изготовление одного костюма могло занять целый год. В основном использовали шерсть и лен. Шерсть требовалось промыть, расчесать и высушить. Пряжа вилась исключительно ручным методом. Лен требовал еще больше внимания, ведь он добывался из стеблей дерева. Чтобы получить пригодный для изготовления наряда материал, требовалось проводить комплексную и длительную процедуру подготовки нитей. Далее следовало отбеливание. Красители использовали исключительно натуральные, что еще больше осложняло процесс.
Основным элементом одежды у латышей служила рубашка, причем женские достигали голени. У мужчин были полукафтаны и длинные штаны.
Головным убором пользовались мужчины и женщины, причем у незамужних женщин был простой венок из цветов, а замужние красавицы носили платки. Мужчина был обязан надевать шляпу. Основным вариантом обуви у женщин служили маленькие туфли черного цвета, у мужчин - сапоги. Одежду украшали брошью и подвязывали тканым поясом.

Жизнь

Жизнь жителей столицы и других городов отличается достаточно сильно. Например, Юрмала, считающаяся наиболее известным курортом Прибалтики, привлекает много туристов и считается наиболее востребованной у студентов благодаря регулярному повышению финансирования. Жители небольших городов часто сталкиваются с безработицей, поэтому устремляются в другие страны Европы или в столицу. Правительство старается поддерживать даже такие города, где фиксируется наивысший уровень бедности. Постоянно выделяются дотации и пособия. Однако наиболее комфортный уровень жизни, по отметкам самих латышей, есть только в Риге.
Рига отличается от многих европейских столиц - здесь довольно тихо, мало автомобилей, много кафе и общественных заведений. Город считается небольшим, поэтому до многих мест можно дойти пешком. Одновременно город считается дорогим, если сложить все расходы среднестатистического жителя. Сами местные говорят, что высокие цены компенсируют море, отсутствие суеты и чистота города. Наиболее дорогим является отопление, однако от него можно отказаться. Государство частично компенсирует расходы на оплату детского сада. Развитость информационной сферы позволяет пользоваться многими услугами через интернет. В Латвии сейчас проживают помимо латышей русские, украинцы, белорусы, немцы и другие народности.

Характер

Латыши доброжелательные и улыбчивые люди, однако историю их страны нельзя назвать простой, поэтому туристы часто отмечают угрюмость местных жителей. Латышам не свойственна пунктуальность, они не любят спешить и считают расторопность скорее недостатком, чем достоинством. О прошлом предпочитают не вспоминать, считая это дурным тоном. Большинство людей много работает, поэтому проводят время в развлечениях не часто.
Латыши - народ, которому предстоит еще много интересного в будущем. Благодаря финансовой помощи Европейского союза и большому интересу со стороны туристов, у их страны есть все возможности для дальнейшего развития. Многообразие культуры и постоянный вклад в нее со стороны правительства делает Латвию еще более привлекательной.

Яркий пример насыщенности народных танцев в исполнении горожан.

Российский этнограф Светлана Рыжакова предполагает, что русские и латыши могли бы ладить лучше, если бы разобрались в том, что принято называть национальными особенностями.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Светлана Рыжакова более 20 лет исследует латышские культуру, историю и язык. По итогам своих научных изысканий Светлана написала несколько книг и несколько десятков статей.

Ее последний труд - «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей» - посвящен вопросу, как латышская национальная историография моделирует и воспринимает свою историю и как это отражается в современной жизни.

Любопытно, что второе поле интереса Светланы Рыжаковой лежит на другом конце Евразии - это история и культура народов Южной Азии. Она специалист по индийской этнографии, индийскому искусству… и профессиональная исполнительница танцевального стиля катхак.

«Суббота» встретилась со Светланой и попыталась понять, почему все так непросто складывается у русских и латышей.

Откуда у вас такая страстная любовь к Прибалтике?

Что касается Латвии - я почти родилась тут. В детстве бабушка и дедушка каждое лето снимали дачу в Латгалии - по соседству с нами отдыхало множество представителей питерской и московской интеллигенции. Латышского языка я тогда практически не слышала, но хорошо помню латышские книги в маленькой сельской библиотеке Вертукшне недалеко от Малты. Мне нравилось их рассматривать и пытаться понять, что там написано. Позднее, уже начав учиться в университете, когда услышала латышскую речь - влюбилась, мне очень нравилось ее звучание.

У меня были чудесные учителя. Академик Владимир Николаевич Топоров, представитель знаменитой московско-тартуской школы, который знал все балтийские (и не только) языки, научил быть внимательной к деталям, но смотреть на все широко. Мой другой учитель - выдающийся российский этнограф, японист, эскимосовед, кавказовед Сергей Александрович Арутюнов назвал это умением чередовать «взгляд в микроскоп» с «взглядом в телескоп».

Я тоже всегда много внимания уделяла мелочам, материальной культуре, быту, конкретике: это безбрежное поле возможностей понимания истории, культуры.

Как возникают этнические культуры? Они ведь не существуют вечно, а появляются, самоопределяются, исчезают, переформировываются… Одним словом, живут. Мне стало интересно проследить, как изначально крестьянская латышская культура набирала темы, вырисовывала конфигурацию и грани: историю, язык, литературу, религию.

Латышский язык вам дался легко?

Вполне. Я впитывала его в живом общении с друзьями, шлифовала на курсах в Обществе латышской культуры, выпевала и проживала. Кстати, моих первых учительниц латышского и хинди звали одинаково - Гита. Обычное имя для латышей и индийцев.

То, что латышский язык близок к русскому, даже не надо доказывать. Все языковые группы индоевропейской семьи «родственники», а славянские и балтийские - вообще «сестры». По лексике и грамматике очевидно, что они разошлись позднее других.

Говоря чисто технически, русским не составляет труда выучить латышский. Английский и немецкий - значительно труднее. Все связано с личным желанием и психологическими установками.

Скажем, сербский и хорватский - практически один язык. Но в ситуации этнического напряжения люди воспринимают этот язык как два разных и подчас умудряются «не понимать» друг друга. Уверена, что многие установки существуют лишь в сознании или политике. Подчас очень далекие вещи мы при желании можем соединить, а в совсем близких вещах ощутить границы.

Однако если лингвистически балтское и славянское пространства очень близки, то культурно они отличаются несколько больше.

Латышские крестьяне и русская империя

В чем принципиальные различия русской и латышской культур?

Нужно понять, что русская культура - по сути дела имперская, она вобрала в себя, ассимилировала много этнических начал. Русским становился кто угодно, кто принимал имперское сознание. В этом смысле нет отличия в понятиях «русский» и «россиянин». И в этом русские похожи на британцев, которые тоже включают в себя много разных этнических культур.

Латышская же культура, хоть и находилась долгое время под влиянием России, оформлялась, моделировалась за пределами имперской модели. Дело в том, что латыши долгое время были крестьянским народом, их интеллигенция начала возникать преимущественно в середине XIX века - тогда и начала строиться нация. Россия как империя тогда уже давно существовала.

В эпоху младолатышей проходило проигрывание нескольких возможных концепций Латвии (это видно по биографиям и работам Кришьяниса Валдемарса, Андрея Пумпурса и др.). Возобладала идея отстраненности от Российской империи и местной немецкой дворянской власти.

Латышская этническая культура формировалась, опираясь на свое - крестьянское и то новое, что создавалось. Латышский язык во второй половине XIX века был обогащен значительным пластом лексики. Впрочем, и крестьянская латышская культура создавалась во многих контактах. Тут, например, очень значимой оказалась культура протестантского движения гернгутеров, нашло мощную поддержку движение хоровых коллективов.

Разумеется, латышская культура формировалась как западная (по сравнению с российской), под значительным католическим и протестантским влиянием. Здесь создавалось много нового, зачастую при участии российского капитала и предпринимателей, но именно здесь, а не где-то еще. Здесь всегда было место встреч - хотя подчас эти встречи были трагедиями (если вспомнить войны). А иногда - благом, если посмотреть, что тут было создано.

Что именно вам нравится в латышской культуре?

Лично я восхищаюсь способностями латышей освоения культурного и социального пространства. Как они умеют организовать праздники, быть вместе, красиво убирать кладбища, чтить память своих предков.

Интересное латышское явление - стремление к образованию. Известен факт, что латышские стрелки, чью историческую роль сейчас оценивают по-разному, на деле в своей повседневной жизни любили петь в хорах, ходить в музеи. Один мой коллега - историк из Ижевска обнаружил, что одно конкретное подразделение латышских стрелков не творило там, в Уральском регионе, приписываемых им ужасов, зато они регулярно писали заявки в центр: пришлите нам такую-то подборку книг. Хотя в истории всякое было, разумеется.

Циклон национализма: пережить как ветрянку

Прошедший год стал годом особого напряжения и разногласий между русской и латышской общинами Латвии. Как вы это объясните?

Я не поклонница мистических теорий Гумилева, но волны национализма - они подчас какого-то… чуть ли не геологического происхождения. Есть в них свои приливы и отливы, жара и холод, муссоны, циклоны. Они то вдруг начинаются, то внезапно сходят на нет.

С национальными напряжениями что-то вроде этого. Пока общаешься с человеком один на один, ты можешь в чем-то его убедить, объяснить свою позицию, договориться (очень важно также - услышать и понять). Но как только вступает в силу массовое поветрие, средний фон - с этим ничего нельзя поделать. Он не обязательно связано с чьим-то злым умыслом или мафией. Его не всегда можно четко объяснить конкретной причиной. Его надо пережить как ветрянку.

Современная Россия тоже не избежала националистических, даже фашистских настроений. Хорошо еще, что пока они не доминируют. Но даже в моем университете иногда видишь нарисованную свастику. И это в сердце Москвы, победившей фашизм… грустно.

В Москву стекаются приезжие из Азии - это естественный процесс, обусловленный и экономикой, и политикой, но он подчас вызывает раздражение людей, которые не хотят задумываться. Национализм - это кроме прочего еще и психологическое явление, перекладывание своих беспокойств на «другого», «чужого».

Тема «других» в регионе Балтии выражена, причем «другим» может быть не обязательно «русский», это может быть и гей, и еще кто-то… В этой стране много полей напряжения, «русский - латыш» - лишь одно из них.

Господа - немцы, шведы, поляки, русские

Почему немцев, под которыми латыши страдали веками, здесь ценят, а на русских гонят телеги?

Потому что немцы были раньше, тема тех страданий уже почти совсем изжита. Вы почитайте публикации начала XIX века - там хорошо видна ее актуальность. На самом деле этнические понятия «немцы», «поляки», «шведы», «русские» очень часто используются как аналоги или метафоры социального слоя господ, которые здесь всегда противопоставлялись «латышам» в смысле трудового народа.

Латвия уже по своему географическому положению всегда была такой - розой ветров. Она как будто прижата к морю сильными государствами: Россией, Польшей, Литвой…

По выражению философа А. М. Пятигорского в интервью журналу Riigas Laiks, это «двойная периферия». Идут войны с запада на восток, с востока на запад, как ветра, которые продувают эти земли насквозь, отчего происходит «заострение породы», которая всеми силами старается удержать свою форму.

Именно поэтому тут всегда было обостренное ощущение «своего» и «чужого», что рождало определенные стратегии поведения, с которыми вы и сталкиваетесь в повседневности.

Как же быть русским в такой обостренной ситуации?

Здесь надо соблюдать определенные законы жизни, которые пишет сама история и география.

Типологически ситуацию Латвии я могу в чем-то сравнить с Индией. Туда в разные времена приходили разные группы, но далеко не всех принимали с распростертыми объятиями. Скажем, когда бежавшие из Персии от мусульман зороастрийцы в VIII-IX веках хотели причалить в Гуджарате - местный правитель прислал на их корабль полный стакан молока: мол, самим места нет. Парсы отправили стакан обратно, насыпав в молоко ложку сахара, тем самым ответив: много места нам не надо, а сахар молоко не ухудшит!

Парсов тогда приняли, но заставили подписать хартию - обязательство принять местный костюм, язык, кухню, не распространять свою религию… И они выполняют эти пункты до сих пор. Сохранили свой язык, но выучили гуджарати, их костюм похож и не похож на индийский, еда очень похожа на местную, но имеет свои черты, религия полностью сохранена внутри общины (они женятся только на своих и передают знания в религиозных школах, среди жрецов).

Парсы считаются лучшими переводчиками и предпринимателями (они очень честны), именно они основали киноиндустрию Бомбея, многие сталелитейные концерны…

Среди них нет нищих - они помогают друг другу, как евреи. В общем, парсы заняли свою успешную нишу и заслужили хорошую славу. Чем-то они похожи на староверов. Для Индии они уже не чужие, но все равно для основной массы индийцев-хинду - «другие». Хотя там таких «других» полно.

В общем, чтобы вписаться в любое общество, нужна определенная стратегия. Распался СССР - это смена карты и ландшафта в голове. Многие люди еще не живут в новой карте, а оперируют понятиями прошлого. Это типичная проблема переналожения двух карт. Чтобы ситуация прояснилась, нужно пройти двум-трем поколениям. Как говорил Михаил Жванецкий: «Время лечит, но когда вы вылечитесь - оно уйдет!»

Какую роль в этом процессе сыграл референдум о русском языке?

Вообще, мне кажется, это в чем-то попытка измерить, какая температура, какое умонастроение. Что-то вроде практического эксперимента. Такого рода вещи очень объединяют противоположную сторону, в данном случае латышей. Сравните с ситуацией на Украине. Вообще-то понятно, что в Латвии сильна повседневная роль русского языка. Также ясно, что молодое поколение русских знает латышский.

Просто надо понимать, что значительную часть латышей беспокоит демографическая и экономическая картина, отток населения. И единственный рецепт тут - уважение, желание понять и время.

Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности? (не риторический вопрос)

Мне вспонился один фильм, как немка из маленького городка полюбила польского военнопленного. Глава города не желал крови и предложил поляка признать немцем на основании анропологических измерений черепа. Поляк, естественно, отказался и его повесили. Отказались ли бы вы в таком случае и почему?

Я хочу рассказать о некоторых странностях поведения латышей.

При встрече даже самых поверхностных знакомых латыши стараются быть как можно приветлевее и теплее друг к другу. Сухие приветствия очень коробят латышей и они постараются в дальнеййшем избегать ситуации, когда нужно будет здороваться с этим неприятным человеком - они будут искать что-то в сумке, изучать содержимое карманов или доску обьявлений. Вполне допустимым считается не здороваться и не прощаться в больших компаниях - если кто-то громогласно обьявляет о своем прибытии или отбытии, все чувствуют себя неловко.

Наиболее распространенные темы для длительной болтовни (в гостях): родственники должны обговорить всех родственников - это не простое сплетничание; родственные связи латышам очень важны, и если кому-то из родственников не перемыли все косточки, это значит, что он совершил что-то ужасное (Ужасное - это не преступления, описанные в уголовном кодексе, а, например - его дети не говорят по латышски, в общем-то это та вещь, что я упоминала вначале - утеря национальной идентичности). Еще разговоры ведутся о праздниках - кто, где и с кем отмечает; сейчас уже меня распрашивают - что я собираюсь делать на рождественские праздники, я хотя и не знаю пока, но начинаю перечислять варианты. Разговор о празднике не в коем случае не означает, что последует приглашение - рождество проводят исключительно с семьей, новый год чаще всего с коллегами, на пасху посещают родственников, а официальные праздники, как правило, отмечают в местном доме культуры, где по этому случаю происходит концерт, а затем банкет - но не для всех, а для избранных. Только на праздник Лиго (Иванов, Янов день) собираются разнородные компании и, как правило, у каждого есть несколько приглашений от самых разных людей.

Если разговаривают о детях, семье, бытовых вещах или здоровье - принято жаловаться, даже если все благополучно.

Вообще латышам очень важна их связь с деревней, престижно считается иметь не просто дачу, а настоящий дремучий хутор в глубинке; с показным сожалением обычно отказываются от приглашения провести где-то вместе выходные, говоря при этом "Мы должны ехать в свой деревенский дом, там так много работы!". На самом деле сообщение таково "У нас, порядочных латышей, есть свое родовое гнездо, не то что у некоторых, перекати поле!" Хотя это родовое гнездо может быть вовсе не родовым, а купленым совсем недавно. На эту причуду тратятся огромные средства - реставрация старых домов требует вложений, не говоря о транспортных расходах и затраченном времени.

Кстати. У меня в саду есть только газон и несколько деревьев и кустов, нет ни однолетних цветов, ни огорода, так что моя репутация ужасно испорчена. У женщины в саду обязательно должны быть цветы и хотя бы малюсенький огородик с зеленью.

Для латышей-лютеран, религия носит лишь символический характер, они крестят детей, венчаются и хоронятся в церкви, а также посещают церковь, если эти события случаются с кем-то из родственников или друзей. Это делается скорее для порядка, "порядок" - ключевое слово в системе ценностей латыша, но настоящий религиозный экстаз им незнаком. Противоположность им - католики, которые живут в основном в Латгалии. У тех - наоборот, вся жизнь пронизана связью с богом, с девой Марией, полна мистики и чудес.

Дети дожны быть тихими. Это - главное. Они должны тихонько играть где-нибудь в углу. Детей принято обучать в местных школах; если кто-то решит все же своего отпрыска направить в учебное заведение попрестижнее, то будет считаться выскочкой с толстым кошельком (даже если отдает последнее, лишь бы дети получили качественное образование). В общем, в средне зажиточной семье детей не особенно берут в расчет. Хотя есть и другая крайность - в бедной семье все от мала до велика рвут жилы, что выучить одного из всей семьи престижной профессии - врача, юриста, раньше - и учителя, но теперь, как и везде, престиж учительства падает.

Также латыши не церемонятся с домашними животными. В деревнях больше заботятся о коровах, курах и свиньях, а вот собаки на хуторах обычно привязаны цепью, тощие, злые; коты облезлые, с гноящимися глазами. В городах - другое дело, там домашние любимцы получают больше внимания, хотя все равно отношение к ним не такое трепетное, как в других странах.

Латыши любят уговаривать гостя поесть, но сами обычно стойко отказываются от таких предложений. Мне кажется, таким образом утверждается статус (хотя и иллюзорный) - кормит хозяин слугу, вышестоящий нижестоящего, но не наоборот. Так что не попадитесь. Хотя среди молодежи может быть и противоположное поведение - гость сразу соглашается и сьедает-выпивает демонстративно много - таким образом он протестует против старомодных стереотипов поведения.

Латыши, не очень стеснительны в вопросах отправления естественных нужд - очень робкая и стеснительная в других ситуациях девушка все-таки довольно спокойно сообщает окружающим, что ей нужно в туалет. Шутки на тему секса также воспринимаются благожелательно - свежий пример: на работе парень начал жаловаться, что на губах будет герпес, нет ли у кого-нибудь мази? Одна девушка дала ему свою -у нее тоже герпес. Коллега многозначительно сказал: "О, как много у вас общего, с чего бы это?" намекая на возможные интимные отношения, раз у них одновременно выскочили болячки на губах, и все весело смеялись.

С другой стороны черезмерно заботиться о здоровье, по крайней мере заговаривать на эту тему - посещение спортзала, преимущества турецкой или финской бань, духовные практики - это можно обсуждать только с очень близкими друзьями или наоборот через дискуссию в женском журнале, например. Но на работе я стесняюсь сказать начальнице, что тороплюсь в спортзал, вместо этого говорю "у меня встреча". Хотя о своем здоровье, среднего поколения женщины во всяком случае, очень заботятся, только не принято об этом говорить, а то прослывешь "странной". В спортазале тоже все как бы сами по себе, нет никакого общения, как бы не ваше дело, чем я здесь занимаюсь.

Латыши ужасно любят театр, но это не связано с любовьью к искусству вообще. Иностранец может и не понять, отчего так много народу собралось на премьеру местного любительского театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков. (Чуть не написала слово "классиков" в кавычках:) Для многих быть в курсе абсолютно всех театральных событий - вопрос престижа, но новая мода - выбрать из всего происходящего любимый коллектив, или режиссера, или драматурга и не интересоваться прочим.

Конечно же латыши любят петь. Они поют в хоре, они поют шлягеры за столом, они поют на конкурсах, которых проводится множество в самых разных песенных жанрах - от местных домов культуры, до международных, они поют с детства - шепелявыми писклявыми голосами, до глубокой старости (детьми обычно громко восхищаются, дают им сладости, стариков - вежливо слушают и по возможности - подпевают). Недаром "Праздник песни", который происходит раз в четыре года - одно из самых грандиозных событий, и на его проведение средств не жалеют.

Одна из страннейших вещей - долгие прощания. Вы можете в прихожей простоять минут сорок, пока вас отпустят. Они вдруг вспомнят что-то важное, или начнут расспрашивать о каком-то роственнике, пойдут за записной книжкой, чтобы записать чей-то номер телефона или чтобы ты его записала, а пока что тебе поднесут еще рюмочку и закуски, завернут тебе остатков еды для собаки или кусочек торта для детей, но любое неосторожное слово может стать причиной задержки еще минут на десять-пятнадцать.

Рецензии

"Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности?"

Для меня это невозможно. Потому что прежде всего национальная идентичность определяется языком, на котором думаешь. И русский для меня - это единственный возможный для этого язык.

АВы наблюдательный человек. Кое-какие пометки на полях:
- история с немкой и поляком. Да, такое вполне вероятно: арийка полюбила неарийца. Немке, кстати, по законам 3-го Рейха вовсю улыбался концлагерь. Но ситуация была бы разрешима, потому что поляк мог бы быть признан "фольксдойч". Однако градус взаимной ненависти был слишком высок - шла Вторая Мировая война. Так что тут речь идет скорее о том, насколько возможно ради собственного спасения пойти на сотрудничество с врагом. То есть, по сути, на предательство.
- "...театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков." Тут дело судя по всему вот в чем. Латышский язык в то время развивался только благодаря трудам националистически настроенной интеллигенции и сельской аристократии. В Украине было, вобщем, тоже самое. Поэтому, действительно, хорошим тоном и обозначением наличия национального самосознания является просмотр пьесок сомнительной культурной ценности, но написанных в позапрошлом веке вышеозначенными провинциальными "титанами духа". Другой культуры у этих национально озабоченных несчастных просто нет. Вообще-то мне кажется, что истинная культура интернациональна. То есть, даже будучи написанной на национальные темы, произведения обозначают отношение автора к общечеловеческим ценностям, а национальные или временные особенности проходят как фон, подчеркивая идеи автора.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то