Скульптуры Сальвадора Дали: фото и описание скульптур. Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму Мягкие расплавленные часы

Оригинал взят у nikolai_endegor в Дали-скульптор

Дали-скульптор во многом отличается от Дали-художника: он строже, лаконичнее и, как мне показалось, реалистичнее, если такое выражение уместно применительно к сюрреализму. Складывается ощущение, что скульптуры Дали - это объемные варианты его картин, очищенные от многих деталей, доведенные до логического завершения и как бы поднятые на уровень обобщения идеи.

Возможно, это влияние плотности реального материала, который сопротивлялся бурной фантазии художника, ранее безудержно выплескивавшейся на плоскость холста. Возможно, результат осмысления и переосмысления своих же собственных живописных работ - а практически все скульптуры Дали есть повторения и развитие мотивов, появлявшихся в его рисунках и картинах. Возможно, наконец, это лишь мое субъективное впечатление, сложившееся под влиянием события и места - выставки скульптур Дали в петербургском музее Эрарта.


Главный зал выставки "Скульптуры Сальвадора Дали".
Музей Эрарта, Санкт-Петербург

Прошедшая петербургская выставка - это продолжение путешествия скульптур Дали, заказанных и собранных Беньямино Леви, президентом компании Dali Universe, другом художника, знатоком его творчества и страстным коллекционером его работ. Ранее эти скульптуры показывались в Париже, Шанхае, Флоренции, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Они были отлиты в бронзе при жизни художника по созданным им эскизам и восковым моделям методом "вытеснения": вокруг восковой модели создавалась керамическая форма, затем воск расплавлялся и сливался, а на его место в форму заливался горячий металл.

Dali Universe владеет и Центром Сальвадора Дали на Монмартре, где располагается крупнейшая выставка скульптур художника. Но честно скажу, работы, представленные в прекрасно организованной питерской экспозиции, произвели на меня гораздо большее впечатление, чем парижские. Да и не видел я в Париже многих из представленных в Питере скульптур - на Монмартре они меньшие по размеру, и словно не так детально проработанные.


Улитка и ангел, 1980. По рисунку 1977 года

Эта скульптура занимает особое место во вселенной Дали, поскольку она отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого Дали считал своим духовным отцом. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего неподалеку от дома Фрейда, поразила воображение Дали. И улитка, общепринятый символ праздного времяпровождения, получила здесь крылья и легко движется по волнам. Крылатый посланник богов, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


Женщина в огне, 1980.

Эта скульптура объединяет два постоянных мотива Дали: огонь и женскую фигуру с выдвижными ящиками. Кажется, что пламя живет своей жизнью, представляя скрытое напряжение бессознательного желания. Вместе с тем выдвижные ящики отсылают к тайне и сокрытому. Эта прекрасная женщина без лица становится символом всех женщин, ведь для Дали настоящая красота женщины заключается в тайне.

"Женщина в огне" отсылает к одной из ранних программных работ художника под названием "Пылающий жираф", которая создавалась в период гражданской войны в Испании.


Пылающий жираф, 1937

На переднем плане изображена фигура женщины, с протянутыми вперед руками. И руки, и лицо женщины окровавлены. Голова, лишенная глаз, исполнена отчаяния и беспомощности перед надвигающейся катастрофой. Позади двух женских фигур изображены костыли-подпорки - мотив, который многократно появлялся затем в произведениях Дали, символизируя слабости человека.


Ликующий ангел, 1984. По рисунку 1976 года.

Невесомые ангелы, способные преодолеть притяжение Земли, становятся лирическим выражением мира сна и фантазии Дали. Художник однажды сказал: "Ничто не вдохновляет меня так, как идея ангела!". С концах 40-х годов, когда художник начинает вплетать в свои работы религиозные темы, ангелы часто появляются в его работах. Эта скульптура изображает ангела с расправленными крыльями и запрокинутой головой, играющего на трубе божественную музыку и передающего ликующую весть всем, кто его услышит.


Дань моде, 1984. По гуашевому оригиналу 1974 года.

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову этой удивительной Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - самые изысканные цветы. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. На одно колено перед ней встал джентльмен, "денди", отдающий дань этой музе XX века.


Поклонение моде, 1971


Алиса в Стране чудес, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Алиса — один из самых любимых героев Дали. Она вечный ребенок, отвечающий на путаницу мира Зазеркалья несокрушимой наивностью детства. После встречи с жителями этого фантастического мира она возвращается в действительность не только невредимой, но и неизменившейся. В скульптуре Дали скакалка Алисы превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. Ее руки и волосы расцвели розами, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость.


Рисунок-прототип, 1977


Поклонение Терпсихоре, 1984. По рисунку 1977 года.

Терпсихора — одна из девяти прославленных мифологических муз. Интерпретируя образ музы танца по-своему, Дали создает два зеркальных образа, противопоставляя мягкую и чувственную фигуру твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме современной жизни.


Леди Годива и бабочки, 1984. По рисунку 1976 года.

Одним из любимых персонажей великого мастера сюрреализма была Леди Годива. Создавая эту скульптуру, Дали прославляет ее чувственный и женственный образ. Бабочки, объявляющие о прибытии Леди Годивы, не только парят вокруг нее и ее благородного коня, но и украшают ее тело, пока она играет на трубе. Леди Годива воплощает земную красоту, в то время как бабочки представляют бесплотный потусторонний мир.

По средневековой легенде, прекрасная Леди Годива была женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива безуспешно упрашивала своего мужа их снизить. Однажды на пиру, будучи пьяным, Леофрик пообещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Граф был уверен, что его условие невыполнимо, но Леди Годива сделала этот смелый шаг, поставив интересы своего народа выше личной чести и гордости. Жители города, любя и уважая свою госпожу, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, и никто из них не вышел на улицу. Граф, поражённый самоотверженностью жены, сдержал свое слово.


Рисунок - прототип скульптуры


Леди Годива и бабочки, деталь


Космический слон, 1980

Из рассказа Беньямина Леви, президента Dali Universe: "Моя любимая скульптура - «Космический слон». Она как раз вызвала у нас с Дали настоящие баталии. Он хотел сделать слону ноги с тремя пальцами, как у птиц. Мне казалось, что это не очень понравится публике, что такое решение не будет удачным с коммерческой точки зрения. Я предложил Дали поставить слона на ноги лошади. Но он не хотел! К счастью, вмешалась супруга Дали - Гала. Она сказала: «Сделай так, как месье Леви хочет». И Дали поменял работу. Гала очень любила деньги. А Дали, честно говоря, было все равно - он не знал цены деньгам, у него всегда было пусто в кармане. Для него деньги ничего не значили, но Гала была другой - она деньги любила."

Скульптура "Космический слон" олицетворяет важный для Дали символ, родившийся в 1946 году, когда художник работал над знаменитым полотном "Искушение святого Антония". Образ слона, несущего по египетской пустыне обелиск, был создан Дали как символ присутствия и развития технологий в современном мире. На картине четыре слона бредут на паукообразных ногах, означающих желание, и предлагают дары искусства, красоты, силы, наслаждения и знания.


Искушение Святого Антония, 1946.Королевский музей изящных искусств, Брюссель.


Космическая Венера, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года

Венера - богиня красоты. Дали, воздавая должное женской фигуре, наделяет ее своими особыми элементами. В основе скульптуры лежит классическая форма мраморной статуи женского торса, к которой добавлены четыре элемента: мягкие часы, яйцо, два муравья и разделение тела на две части. Перекинутые через шею часы сообщают две противоположные идеи. С одной стороны, красота плоти временна и непременно исчезнет. С другой стороны, красота искусства вечна и находится вне времени.


Космическая Венера, деталь

Муравьи служат напоминанием о человеческой смертности и непостоянстве. Между двумя частями «Космической Венеры» мы видим яйцо, которое, как и муравей, было любимой темой Дали. Оно воплощает в себе двойственность твердой внешней оболочки и мягкого содержания. Яйцо оказывается положительным символом, олицетворяющим жизнь, возрождение, воскрешение и будущее.


Единорог, 1984. По рисунку 1977 года.

Легенды изображают единорога символом чистоты. Его рогу приписывают способность обезвреживать любой яд. Это мифическое животное также ассоциируется с целомудрием и девственностью, как мужской, так и женской. По этой причине его образ стал условным изображением или эмблемой благородного рыцаря. Кроме того, некоторые легенды представляют единорога символом мужественности. Дали решил изобразить его как некую фаллическую фигуру, чей рог пронзает каменную стену сквозь отверстие в форме сердца, из которого стекает капля крови. Чувственную природу скульптуры подчеркивает фигура лежащей на переднем плане обнаженной женщины.


"Агония любви", 1978.

Еще два рисунка Дали со схожими мотивами:


Адам и Ева, 1984. По гуашевому оригиналу 1968 года.

В этом совершенном произведении Дали изображает сад Эдема: Адама, Еву, змея и сложное напряжение между ними. Художник воссоздает тот самый момент, когда Ева предлагает Адаму запретный плод. Адам, не ведая, что их ждет, если он поддастся искушению, ️в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущих страданиях пары змей пытается утешить обреченных и сворачивается в форму сердца. Тем самым он напоминает Адаму и Еве о том, что любовь️ создает целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


Адам и Ева, деталь.


Благородство времени, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Мягкие часы Дали ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин "корона часов" в английском обычно обозначает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Однако время во Вселенной Дали невозможно установить, и сами часы не обладают внутренней силой и движением. Без движения "корона" становится королевской короной, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, но властвует над ними.


Видение ангела, 1984. По рисунку 1977 года.

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение сквозь призму сюрреалистического восприятия. В этой скульптуре большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Бога. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону — ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.


Рисунок - протоип скульптуры


Святой Георгий и дракон, 1984. По гуашевому оригиналу 1977 года.

Самая большая скульптура выставки - "Святой Георгий и дракон". Это известный сюжет битвы Света против сил Зла. Но в образе Георгия Дали изобразил самого себя, а женщина, приветствующая героя, символизирует музу сюрреализма.

Символы Вселенной Сальвадора Дали

Дали постоянно использует некоторые символы, чтобы усилить звучание своих работ. Контраст жесткой оболочки и мягкой внутренней части - это одна из центральных идей его Вселенной. Она согласуется с психологическим понятием, по которому люди ставят (жесткую) защиту вокруг своей (мягкой) уязвимой психики.

Ангелы
Они обладают способностью проникать в небеса, общаться с Богом и находить мистический союз с художником. Фигуры ангелов, написанные Дали, часто заимствуют черты Гала, воплощающей для Дали чистоту и благородство.

Подпорки (костыли)
Это символ поддержки слабых фигур, неспособных удерживать форму. Еще ребенком, Дали обнаружил старый костыль на чердаке дома отца и никогда не расставался с ним. Этот объект придавал ему самому уверенность и гордость.

Слоны
Слоны Дали обычно наделены длинными ногами, на их спинах - обелиски как знаки власти и господства. Тяжелый груз, поддерживаемый тонкми хрупкими ногами, словно обретает невесомость.

Улитки
Улитка связана с знаменательным событием в жизни Дали: его встречей с Зигмундом Фрейдом. Дали считал, что ничего не происходит случайно, и с тех пор улитка у него ассоциировалась с Фрейдом и его идеями. Его также очаровывали сочетание жесткой раковины улитки и ее мягкого тела.

Муравьи
Символ распада и разложения. Дали впервые встретил муравьев в детстве, наблюдая за поеданием ими разложенных останков мелких животных. Он с увлечением и отвращением наблюдал этот процесс и продолжал использовать муравьев в своих работах, как символ декаданса и эфемерности.

Мягкие часы
Дали часто говорил: «Воплощение гибкости времени и неделимости пространства - это жидкость». Мягкость часов Дали также отсылает к ощущению, что скорость времени, точная в научном определении, может сильно различаться в субъективном восприятии человека.

Яйцо
Христианский символ воскресения, чистоты и совершенства. Яйцо для Дали ассоциируется с предыдущей жизнью, внутриутробным развитием и новым возрождением.

Морской еж
Его «экзоскелет», ощетинившийся шипами, может быть очень опасным и болезненным при контакте. Но в этой оболочке есть мягкое тело - и оно было одним из любимых блюд Дали. Раковина морского ежа, очищенная от шипов, появляется во многих картинах художника.

Хлеб
Дали всегда был большим поклонником хлеба. Он начал изображать хлеб на своих картинах из-за страха его потери. Он также включал хлеб в свои сюрреалистические композиции. При этом хлеб чаще всего выступает в "твердой" фаллической форме, в противоположность "мягким" часам.

Пейзажи
Классические реалистичные пейзажи, полные странных, а порой и невозможных объектов часто появляются в работах Дали. Они помогают создать атмосферу нереальности на его картинах, но в то же время напоминают о его родной Каталонии и обширной равнине, которая окружает Фигерас, где жил Дали.

Выдвижной ящик
Человеческие тела с выдвижными ящиками неоднократно встречаются в картинах и скульптурах Дали. Они символизируют память и бессознательное и относятся к фрейдистскому "ящику идей", выражая тайные побуждения и спрятанные секреты, которые однако можно открыть.

Венера Милосская
Издавна является частью личной мифологии художника. Она была первой женской фигурой, которую Дали, еще будучи мальчишкой, слепил по репродукции, украшавшей семейную столовую.


"Тот факт, что в момент работы над своими картинами я сам не понимаю их смысла, вовсе не означает, что смысла в них нет."
Сальвадор Дали

Великолепная столица Андорры – Андорра ла Велла является основным туристическим местом. Здесь собраны лучшие исторические памятки, включая и скульптуру Сальвадора Дали, которая носит название «Дворянское время» или «Благородство времени».

История возникновения и архитектура

Главная площадь королевства Андорры - Ротонда Андорра-ла-Велья имеет очень ценное художественное украшение, автором которого является всемирноизвестный скульптор Сальвадор Дали. В самом центре площади столица располагается скульптура, которая изображена в виде дерева. Пиковую часть дерева украшает корона, которая является символом времени над человечеством. Пятиметровая скульптура отображает плавящиеся часы, которые потихоньку сползают к корневой системе. Основание дерева имеет мощные корни, что символизирует наше крепкое основание. Но, не смотря на мощное основание и символ власти, расположенный вверху, середина является подвластной времени. С двух сторон скульптуры располагаются два силуэта. Один из них ангел, печально склонивший голову над потерянным временем. Эта скульптура касается каждого из нас и является своего рода сигналом к тому, чтобы мы рационально использовали своё время, которое отведено нам на земле. Что же касается самого памятника, то он является точной копией работы великого мастера Сальвадора Дали. Этот дар княжество Андорра получило от мецената Энрика Сабатеро, который являлся близким человеком и доверенным лицом Сальвадора Дали в период с 1968 года по 1982 год. Андоррский министр Антони Арменлог охарактеризовал данный подарок как самое выдающееся архитектурное сооружение, которое позволит привлечь дополнительное внимание гостей города. Аналоги данного творения великого мастера можно встретить во многих знаменитых европейских городах. Например, в Лондоне, Берлине, Вене, Париже, Куршавеле и так далее. Скульптура Сальвадора Дали стала настоящей жемчужиной, которая расположена в неожиданном месте, так как неосведомленные туристы могут попасть на неё совсем неожиданно и сделать фото на память на её фоне.

Архитектура

Скульптура Сальвадора Дали выполнена из бронзы. Это одна из многих работ, которые принадлежат к серии «Течение времени». Сальвадор Дали решил создать целую коллекцию согласно данной тематике, так как тема времени была и будет актуальной во все времена. Памятник располагается на невысоком пьедестале и окружён с четырёх сторон невысокой оградой из хромированных труб. Во время жаркого периода времени эта скульптура обретаёт новую жизнь, так как палящее солнце над головой является точным фактором, который плавит на своём пути абсолютно всё.

Окрестности

В Андорре ла Велла есть масса замечательных мест, которые стоит посетить во время отдыха: Музей комиксов, Национальный музей автомобилей, замок Каса де ла Валль, музей парфюмерии, церковь Святого Арменола, церковь Святого Андрея, церковь Сент-Висенк д’Энклар, озера Эстани-дель-Эстани. Многие туристы выбирают Андорру, чтобы совместить приятное с полезным, так как это зона беспошлинной торговли. Здесь можно приобрести качественные товары по доступным ценам. Лучше всего проводить свой шопинг на Авеню Меритсель. Именно здесь сосредоточены все лучшие брендовые магазины и торговые центры.

Туристу на заметку

Скульптура Сальвадора Дали располагается на открытом воздухе, поэтому гости столицы Андорры могут посетить это достопримечательное место в любое удобное для них время.

Музей Эрарта представляет выставку скульптур Сальвадора Дали, самого известного художника-сюрреалиста в мире. Помимо живописи, Дали оставил вклад в самых различных областях искусства. Он получил широкое признание как писатель, иллюстратор, ювелирный дизайнер, режиссер и скульптор. Глубокое исследование работы Дали со скульптурой и стало целью данной выставки.

Основоположники и художники-адепты сюрреализма как художественного движения стремились бросить вызов идее рационального и раздвинуть границы своего воображения. Андре Бретон придумал этот термин в своем «Манифесте сюрреализма» 1924 года. По его словам, сюрреализм должен соединить сознательные и бессознательные переживания, сферы сна, фантазии и реальности, и таким образом создать некую «абсолютную реальность, сюрреальность» (от фр. sur - над, т.е. «над-реализм», «сверх-реализм»).

Несмотря на то, что Дали известен больше всего своими рисунками и живописью, важным направлением творчества художника было создание коллекции бронзовых скульптур.

Стремясь перейти через границы двумерного пространства холста, Дали обратился к скульптуре, которая позволила ему наиболее полно воплотить свое сюрреалистическое видение и художественные формы в пространстве. Дали сам создал оригинальные макеты и проекты, отлитые в бронзе при жизни художника. Все скульптуры отливались на известных международных литейных заводах Европы с использованием техники восковой модели. Этот метод, известный также как “cire-perdue ” (фр. «с потерянным воском»), подразумевает заливку расплавленного металла в форму, сделанную с помощью восковой модели. После изготовления формы восковая модель расплавляется и сливается.

Этим летом в музее Эрарта можно будет посмотреть на скульптуры, которые переосмысляют некоторые из самых знаковых работ Дали. В частности, представленный здесь трехметровый бронзовый «Космический слон» перекликается с живописной работой 1946 года «Искушение святого Антония». Слоны Дали стоят на нитеобразных многосуставных ногах и обычно изображаются несущими предметы на спине. По Дали, слоны олицетворяют силу и будущее, особенно, когда они загружены обелисками, символизирующими власть и превосходство. В то же время в них есть нечто сверхъестественное, какой-то метафизический дисбаланс, ведь их хрупкие, длинные ноги не должны выдерживать тяжесть обелиска.

К своему самому известному образу, мягким часам, Дали возвращался в нескольких работах, среди которых «Постоянство памяти» 1931 года и «Мягкие часы» 1954 года. «Благородство времени» - это их скульптурный эквивалент. На выставке он будет представлен в своей монументальной форме размером в 4,9 метра. «Тающие» часы становятся символом вездесущности времени и его властью над людьми, неизбежности его движения только в одном направлении. Время господствует и над искусством, и над реальностью.

Эта выставка - часть коллекции Дали, собранной президентом компании Dali Universe Беньямино Леви, страстным коллекционером и знатоком творчества Дали. Монументальные скульптуры, выставленные в Эрарте, показывались по всему миру, в том числе на Вандомской площади в Париже (1995), Piazza dell’Accademia во Флоренции (2013), Родео-драйв в Беверли-Хиллз (2016) и в Тайм-Уорнер-Центре в Нью-Йорке (2010-2011). Каждое произведение Сальвадора Дали на выставке имеет сертификат подлинности и представлено в каталоге-резоне скульптур Сальвадора Дали “Le Dur et Le Mou”, написанном известными исследователями творчества Дали Робертом и Никола Дешарном.

Беньямино Леви первым представил итальянской публике таких известных во всем мире художников, как Миро, Магритт, Массон, Кандинский, де Кирико, Пикассо и Дали. Во время выставки сюрреалистов в галерее Леви в 1960 году коллекционер познакомился с Дали, и с тех пор он часто встречался с художником в Париже, Нью-Йорке, приезжал в его дом в Испании. Леви был восхищен ранними скульптурами Дали, привезенными из Парижской галереи, и поддерживал желание мастера сюрреализма вернуться к скульптурной форме. Он заказал художнику серию бронзовых скульптур, основанных на сюжетах из самых известных картин сюрреалиста. Леви читает лекции и является автором работ на эту тему. Кроме того, он опубликовал исчерпывающую книгу о Коллекции Скульптур Дали.

Биография Сальвадора Дали:

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе. С ранних лет Дали считался художественно одаренным, и его занятия искусством поощрялись. В 1922 году Дали уехал учиться в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, где он получил известность за свою эксцентричность и дендизм. На него повлияли несколько различных художественных направлений, в их числе и кубизм. Незадолго до выпускных экзаменов в 1926 году Дали обвинили в организации беспорядков и исключили из академии. В 20-е годы Дали бывал и работал в Париже, где он общался с такими художниками, как Пикассо, Магритт и Миро, что стало толчком для первой фазы сюрреализма Дали. В августе 1929 года Дали встретил свою главную музу, источник вдохновения и будущую жену Галу, которая была русской иммигранткой, на десять лет старше художника. Они поженились в 1934 году. После прихода к власти в Испании фашистского лидера Франсиско Франко художник был исключен из группы сюрреалистов, но это не помешало ему продолжить свою художественную работу. Сальвадор Дали умер в Фигерасе от сердечной недостаточности в 1989 году в возрасте 84 лет.

С 25 мая в Эрарте открывается выставка бронзовых скульптур самого известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Галерея привезла коллекцию Беньямино Леви, приятеля и покровителя Дали. Именно он предложил художнику отлить в бронзе фантазийные образы с его картин. Рассказываем, что смотреть в экспозиции и как понимать работы художника.

«Адам и Ева»

Одна из наиболее ранних (среди представленных) работ. На бумаге оригинал гуашью был сделан в 1968-м, а отлили скульптуру в 1984 году. Дали изображает самый драматичный момент в Эдеме: Ева предлагает Адаму вкусить запретный плод. Он, еще не зная, чем для человечества обернется его грехопадение, в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущем изгнании из рая змей пытается утешить обреченных (и в скором времени смертных) людей и сворачивается в форму сердца, напоминая Адаму и Еве о том, что у них все еще есть любовь. И она нечто целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


«Благородство времени»

Один из самых растиражированных образов, придуманных Дали: часы перекинуты через ветку мертвого дерева. Время у сюррелиста не линейно – оно сливается с космосом. Мягкость часов также намекает на психологическое восприятие времени: когда нам скучно или некомфортно, оно идет медленнее. Безвольные часы больше не показывают время, не измеряют его течение. Значит, скорость нашего времени зависит только от нас.

Часы ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин «корона часов» в английском языке также означает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Но по часам Дали оно неизменно – его невозможно установить. Без движения «корона» становится королевской, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, а властвует над ними. Его сопровождают два повторяющихся фантастических символа: созерцающий ангел и женщина, укутанная в шаль. Время царствует как над искусством, так и над реальностью.


«Алиса в Стране чудес»

Как и героиня Кэрролла, Дали, вооруженный творческим воображением, путешествовал по трудной и длинной дороге в стране снов. Художника притягивал невероятный сюжет и экстравагантные персонажи сказки. Алиса - вечный ребенок, способный постичь абсурдную логику и Страны чудес, и Зазрекалья. В скульптуре ее скакалка превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. На ее руках и в волосах расцвели розы, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость. А платье-пеплум напоминает об античных образцах совершенства формы.


«Дань моде»

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит перед ней на одном колене.


«Поклонение Терпсихоре»

Муза танца в интерпретации Дали создает два зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни.


«Улитка и ангел»

Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли отражение во многих произведениях. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего недалеко от дома Фрейда, поразила воображение Дали. Он увидел в ней человеческую голову - самого основателя психоанализа.

Дали был одержим образом улитки, поскольку в ней заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь). Поэтому общепринятый символ праздного времяпрепровождения получает у него крылья и легко движется по волнам. А посланник богов, способный развить безграничную скорость, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


«Видение ангела»

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение. Большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Абсолюта. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону - ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.

Сюрреализму всегда было нелегко в двух измерениях живописи. Дали - несомненно живописец. Но и ему, время от времени, было необходимо создавать объемные модели своих сложных образов, чтобы самому лучше понять собственную идею и способ ее воплощения на холсте.

Мастер работал исключительно с воском, поскольку никогда сам не рассматривал свои скульптуры, как самостоятельные произведения. Мир узнал о Дали-скульпторе только благодаря коллекционеру Исидру Клоту, который выкупил у мастера его восковые модели и по ним заказал бронзовые отливки. Представленные публике скульптуры произвели сенсацию в мире искусства. Многие скульптуры впоследствии были многократно увеличены и украсили не только музейные коллекции, но и площади многих городов.

По своему содержанию абсолютно все скульптуры Дали - пластическое воплощение образов, хорошо знакомых по его живописным работам. Благодаря объемности, многие образы приобрели дополнительную выразительность и эстетическое звучание.


Адам и Ева


Работа представляет собой композицию из фигур Прародителей, а также Змея, изогнутого в виде сердца. В эту фигурную петлю Ева подает яблоко Адаму. Автор трактует библейскую историю, как познание радостей плотской любви через преступный грех, привлекательный и вожделенный.
Фигуры людей выглядят несколько обобщенно, они лишены индивидуальных черт, что несомненно сделано осознано. Змей - напротив, выполнен тщательно и точно. Центр композиции четко обозначен яблоком с дерева Познания. Бронза позволила обозначить акценты, выделив их цветом. Змей выполнен в золотистых цветах, а яблоко - идеальная сфера - зеркально отполирована и выглядит почти перламутровой.


Профиль времени


Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы. Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма, воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов, загадочных, сложных и неясных. Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального внимания автора.

Святой Георгий и Дракон


Классический сюжет в трактовке автора выглядит несколько иначе, чем мы привыкли его видеть. Иконический символ Святого на коне, поражающего копьем Дракона, дополнен небольшой фигурой женщины, стоящей несколько поодаль, которая подняла руку, приветствуя подвиг Георгия. Автор тем самым напоминает о тех, ради кого был совершен подвиг, о даме, во имя которой рыцари совершают все свои подвиги, о любви и защите слабых. Художник раздвигает рамки классического сюжета, заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к классике.


Космическая Венера


Известные всему миру формы античной Венеры в работе Дали несколько изменены, осовременены, эротизированы. Скульптура дополнена деталями, которые и заключают в себе идею автора. Первая деталь - "текущие часы", призванные напомнить зрителю об изменчивости вкусов и эстетических представлений людей. Вторая деталь - золотое яйцо - символ великого предназначения женщины - дарить жизнь. Символы вечного и проходящего объединены в работе. Автор иронизирует над изменчивостью человеческих вкусов, противопоставляя им вечную и постоянную мудрость природы.


Персей


В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону, уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места.

На сегодняшний день в европейских и находится более трех сотен скульптур . Большинство из них - третьи и четвертые копии, отлитые в оригинальных формах коллекционера Клота. Оригиналы скульптур хранятся в его частной коллекции.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то