Культурная революция сталина. Егэ

Цели культурной революции в СССР:

1) ликвидация безграмотности;

2) создание новой государственной системы образования, обеспечение минимизированного образования;

3) формирование социалистической интеллигенции;

4) превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы, утверждение в них метода социалистического реализма;

5) превращение науки в рычаг социалистического строительства;

6) преодоление религиозного сознания.

Осуществление культурной революции и её итоги:

1. В декабре 1919 г. вышел декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» , согласно которому рабочим сокращали на 2 часа смену с сохранением зарплаты для учебы в кружках ликбеза.

В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В 1923 г. произошло создание массового общества «Долой неграмотность!» и шефских обществ, которые посылали в деревню грамотных рабочих для обучения крестьян («культпоходы в деревню »).

За годы первых двух пятилеток было обучено грамоте 40 млн. человек, уровень грамотности в СССР достиг 81 %. К 1939 г. грамотных в РСФСР насчитывалось 89,7 %.

2. В 1918 г. вышло «Положение о единой трудовой школе» , согласно которому школа делилась на две ступени образования: 1-ая ступень предполагала 5-летнее обучение, а 2-ая – 4-х летнее при сохранении преемственности, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая высшим образованием. Предусматривалась связь обучения с производственным трудом.

С 1930 г. начался переход к всеобщему начальному образованию , созданию фабрично-заводских училищ (ФЗУ) и школ комсомольской молодежи (ШКМ) , которые заложили основы специального профессионально-технического образования в СССР. К концу 1932 г. 98 % советских детей были охвачены учебой. Если в 1928 г. расходы на образование в СССР составляли 8 руб. в год на одного человека, то в 1937 г. – уже 113 руб.

В 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу ввести всеобщее среднее образование в городе и семилетнее – в деревне.

3. В августе 1918 г. вышел декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» , который предусматривал приём в вузы без экзаменов и документов о среднем образовании, причем, преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшим крестьянам. Для подготовки рабочих при вузах создавались рабочие факультеты (рабфаки) .

С 1921 г. было введено обязательное изучение марксизма (философское, экономическое и политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса, которое использовалось представителями общественного движения второй половины ХIХ-начала ХХ вв. для подготовки и осуществления социалистической революции) во всех вузах страны, при этом к работе привлекались лояльно настроенные представители старого профессорско-педагогического состава. Так началось формирование новой советской интеллигенции . Старая интеллигенция оказалась невостребованной. В 1922 г. произошли массовые высылки так называемой буржуазной интеллигенции из страны. Самой крупной из них стала высылка большой группы религиозных философов: Н.Бердяева, С.Франка, Л.Красавина, И.Ильина, Н.Лосского и многих других («философский пароход» ). Десятки профессоров, писателей по решению ГПУ были пожизненно высланы из РСФСР на двух пароходах.



В 1927 г. в РСФСР существовало уже 90 вузов (первый советский вуз открылся в 1918 г. по инициативе М.В.Фрунзе в Иваново-Вознесенске, им стал Иваново-Вознесенский политехнический институт) и 672 техникума, в которых обучалось 209 тыс. студентов. К 1941 г. в СССР насчитывалось 14 млн. представителей социалистической интеллигенции.

4. В СССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг. произошло превращение литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы. Насильственно внедрялись партийные нормы понимания культуры, марксистская идеология была утверждена в качестве государственной, страна оказалась в идеологической изоляции. В литературе и искусстве утвердился «единственно правильный метод» – социалистический реализм , отсекалось всё, что не несло идеологической нагрузки, преувеличивались достижения социализма, отрицался любой авангардизм (условное название художественных движений и литературно-художественных течений ХХ века (экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, и др.). Для него характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её традициями, поиски новых, необычных средств выражения и внеэстетических способов воздействия на зрителя).

Созданный Пролеткульт пропагандировал классовый характер культуры , враждебное отношение к старой «буржуазной культуре», вылившееся в направление «чистой пролетарской культуры» .

Был установлен контроль над творческой интеллигенцией: создание в 1923 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР ), в 1934 г. Союза писателей СССР .

5. В 1920-1930-е гг. отечественная наука и техника развивались достаточно динамично . Всемирно известными становятся имена ученых Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о ноосфере), А.Л.Чижевского (гелиобиология), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика), А.Фридман (космология), Е.В.Тарле (история) и др.

Одновременно руководство партии и государства всемерно поощряло и поддерживало авантюристические направления в науке (например, лжеучение Т.Лысенко), нацеленные на быстрый результат без достаточных научных оснований. При этом сворачивались действительно перспективные направления в науке (генетика, молекулярная биология). В результате здесь советская наука стала серьезно отставать. Многие выдающиеся отечественные ученые были репрессированы (Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский).

Крупнейшие достижения фундаментальной науки в СССР использовались, прежде всего, в интересах ВПК. Постепенно произошла идеологизация научных исследований.

7.В 1920-1930-е гг. власти действовали в рамках известного высказывания В.И.Ленина: «Религия – опиум для народа». Была развернута антирелигиозная пропаганда через журнал «Революция и церковь» и газету «Безбожник» . Руководители государства инициировали создание антирелигиозного общества «Союз воинствующих безбожников». При этом следует отметить, что в 20-е гг. ХХ века достаточно часто проводились публичные диспуты на религиозные темы с приглашением оппонентов от церкви.

В тоже время, осквернение религиозных чувств верующих стало повсеместным явлением. Например, в 1921 г. власти практически отвергли добровольную помощь голодающим со стороны Русской Православной Церкви, приняв, при этом, решение о принудительном изъятии всех её ценностей, включая богослужебные и культовые предметы. Это вызвало сопротивление, были жертвы, в стране начались судебные процессы против священников, которых обвиняли в сокрытии ценностей от государства. Патриарх Тихон в 1922 г. был объявлен пособником эсеров и меньшевиков и через год оказался в тюрьме. В 1925 г. он скончался.

Очередной удар по церкви был нанесен в 1929 г., когда на места пошла директива за подписью Л.Кагановича, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. После этого по всему СССР началось массовое разрушение ценных исторических памятников церковной архитектуры. Яркий пример – взрыв храма Христа Спасителя в Москве (1931 г.).

********************

Таким образом, в 1930-е гг. можно выделить следующие характерные черты советского общества:

Огосударствление всех сфер жизни;

Корпоративный характер общества и общественных отношений;

Жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером;

Репрессии и внеэкономическое принуждение;

Мифологизация общественного мнения и отрицание опыта Запада;

Закрытость страны.

Литература:

1. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительные жизнеописания. В 2-x тт. Смоленск, 1994.

2. Верт Н. История coветского государства. 1900 - 1991. Любое издание. Главы 5, 6.

3. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

4. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Совет­ского Союза. Любое издание.

5. Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Размышления о пред­посылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40 гг. М., 1989.

6. Елисеев А. В. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой тер­рор»? М., 2008.

7. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года // Во­просы истории. 2002. № 1.

8. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.

9. Илизаров Б. С. Тайная жизнь Сталина. М., 2004.

10. Миронин С. С. Сталинский порядок. M., 2007.

11. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

12. Осокина Е.А. Иерархия потребления о жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928 - 1935 гг. М., 1993.

13. Прудникова Е., Колпакиди А. Двойной заговор. Тайны сталин­ских репрессий. М., 2006.

14. Рогачевекая Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. 1993. №8.

15.Романенко К. К. Сталинский 37 -й. Лабиринты заговоров. М.,2007.

16. Соколов Б.В. Сталин. Власть и кровь. М., 2004.

17. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 - 1929: история и лич­ность. М., 1991.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е гг. М., 2001.

19. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. М., 2001.

Гражданская война 1917-1922 и иностранная интервенция в России

Причины революции:

· разгон большевиками Учредительного собрания;

· стремление получивших власть большевиков удержать ее любыми способами;

· готовность всех участников использовать насилие как способ разрешения конфликта;

· подписание в марте 1918 г. Брестского мира с Германией;

· решение большевиками острейшего аграрного вопроса вопреки интересам крупных землевладельцев;

· национализацию недвижимости, банков, средств производства;

· деятельность продотрядов в деревнях, приведшую к обострению отношений новой власти с крестьянством.

Интервенция - Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств, преимущ. вооружённое, во внутренние дела какой-н. страны.

Ученые выделяют 3 этапа гражданской войны. Первый этап продлился с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. Это время прихода к власти большевиков . С октября 1917 г. отдельные вооруженные столкновения постепенно переходят в полномасштабные военные действия. Характерно, что начало гражданской войны 1917 – 1922 гг., разворачивалось на фоне более масштабного военного конфликта – Первой мирово й. Именно это стало основной причиной последующей интервенции Антанты. Необходимо отметить, что каждая из стран Антанты имела свои причины для участия в интервенции(). Так, Турция желала утвердиться в Закавказье, Франция - распространить свое влияние на север Причерноморья, Германия – на Кольский полуостров, Японию интересовали сибирские территории. Целью Англии и Соединенных Штатов было одновременно расширение собственных сфер влияния и предотвращение усиления Германии.



Второй этап датируется ноябрем 1918 – мартом 1920 гг. Именно в это время произошли решающие события гражданской войны. В связи с прекращением военных действий на фронтах Первой мировой и поражением Германии постепенно боевые действия на территории России утратили интенсивность. Но, в то же время, наступил перелом в пользу большевиков, которые контролировали большую часть территории страны.

Заключительный этап в хронологии гражданской войны продлился с марта 1920 по октябрь 1922 гг. Военные действия этого периода велись, преимущественно на окраинах России (Советско-польская война, боевые столкновения на Дальнем Востоке). Стоит отметить, что, существуют и другие, более подробные, варианты периодизации гражданской войны.

Окончание гражданской войны ознаменовалось победой большевиков. Важнейшей ее причиной историки называют широкую поддержку народных масс. Серьезно повлияло на развитие ситуации и то, что ослабленные Первой мировой войной, страны Антанты не смогли скоординировать свои действия и нанести удар по территории бывшей Российской империи всеми силами.

Военный комунизм

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

· крайняя степень централизации управления всей экономикой;

· национализация промышленности (от мелкой до крупной);

· запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

· государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

· милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

· тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.

Именно на основе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где все равны и все получают ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизни.

Вопрос 41. Политическое развитие СССР в 1920-1930гг.

В период с 1928 по 1937 гг. в СССР было окончательно сформировано тоталитарное государство.

Рыночные механизмы были заложены государственным регулированием, а во всех сферах жизни общества был установлен режим тотального контроля, осуществляющегося партийно-государственным аппаратом.

Наблюдались и другие признаки тоталитарной системы:

1) монопартийность;

2) отсутствие оппозиции;

3) сращивание государственного и партийного аппарата;

4) фактическая ликвидация разделения властей;

5) уничтожение политических и гражданских свобод;

6) унификация общественной жизни;

7) культ руководителя страны;

8) контроль за обществом при помощи всеохватывающих массовых общественных организаций.

На вершине политической пирамиды оказался генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

К началу 1930-х гг. ему удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В. И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Г. Е. Зиновьевым, Н. И. Бухариным). и утвердил в СССР режим личной диктатуры. Основными структурами данной политической системы, были:

1) партия;

2) управления ЦК ВКП(б);

3) Политбюро;

4) органы государственной безопасности, действовавшие под прямым руководством И. В. Сталина.

Массовые репрессии как один из главных инструментов режима преследовали несколько целей:

1) устранение противников сталинских методов строительства социализма;

2) уничтожение свободомыслящей части нации;

3) удержание партийной и государственной машины в постоянном напряжении.

Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.

По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции – союзы, зависящие от рода деятельности.

Логическим продолжением политического курса партии стало принятие 5 декабря 1936 г. на VIII всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР. В ней было закреплено создание двух форм собственности:

1) государственной;

2) колхозно-кооперативной.

Система государственной власти также претерпела изменения:

1) высшим органом оставался Верховный совет СССР;

2) в перерывах между его сессиями властными полномочиями обладал Президиум Верховного совета.

Вопрос 42. «Культурная революция» в СССР (1920-30-е гг)

В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930‑х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Большущим делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести увеличение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание широкой системы общеобразовательных школ, существенное развитие науки и искусства.

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция .

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

    Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

Цели

    Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

    Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

    Ликвидация безграмотности

    Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

    Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

    Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

    23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

    Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К ., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В .), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

    Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

    Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

    Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование . По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»

    Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

    Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

    Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

    Активно привлекались к работе учёные царской России.

    Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе » (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

    С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

    С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

    Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

    В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм

Итоги

    К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

    Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

    Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%.

Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука.

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов.

Школьная система 1920-х гг. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы. Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней(9 лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ).

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (патриарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг .Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра истории и экономической теории

по Истории Отечества на тему:

Культурная революция в СССР (1922-1941 гг.)

Выполнила: студентка I курса,

5 группы Фирсова В.Е.

Санкт-Петербург


Введение

Живопись

Литература

Архитектура

Наука и образование

Заключение

Библиография


Введение

«Культурная революция в СССР - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры» [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. - в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.- С.368-390]«Что же касается официально зафиксированных суждений партийных инстанций, то впервые понятие «культурная революция» встречается в резолюции ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятой 18 июня 1925 г. Отмечая достижения в сфере экономики, рост благосостояния населения, усиление массовой активности и «переворот в умах», вызванный резолюцией, ЦК констатировал: «Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции…» [Соскин В.Л., Российская советская культура (1917-1927 гг.) :очерки социальной истории / В.Л. Соскин.- Отв.ред.: д.ист.н. И.С. Кузнецов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-с.106]

«Как ставил вопрос Владимир Ильич, когда он подходил к расшифровке понятия культурной революции?

Он говорил:

"Перед нами являются две главные задачи, составляющие эпоху. Это - задача переделки нашего аппарата, который ровно никуда не годится и который перенят нами целиком от прежней эпохи; переделать тут серьезно мы ничего за пять лет борьбы не успели и не могли успеть. Вторая наша задача состоит в культурной работе для крестьянства. А эта культурная работа в крестьянстве, как экономическая цель, преследует именно кооперирование. При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве. Но это условие полного кооперирования включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции"».

[Мартынов И., Д. Шостакович, М.- Л., 1946.-с.25-27] «Сущность культурной революции раскрывается Лениным в работах «Странички из дневника», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше» и др». [ Иван Пазий, Культурная революция в СССР: была ли она? [Электронный ресурс]. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17862/ (дата обращения: 4.10.2010)]

«Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс - на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.

Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны - в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия - Реальное училище - Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу». [Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. - в кн.: Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988.- С. 368-390]


Живопись

«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, что они якобы хотят уничтожить русскую культуру и подавить "свободную" личность художника.

Для 1920-х годов характерна острая борьба творческих групп различных направлений. Многие из них были в плену формализма. Эти группировки тормозили поступательный ход развития советского искусства, ослабляли его роль в борьбе за новую, социалистическую идеологию.

Появилась насущная потребность в объединении художников-реалистов, творчество которых было бы понятно и доступно народу и могло бы в ярких и доходчивых образах выражать существо великих революционных преобразований, происходящих в нашей стране. Такой организацией стала возникшая в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР).

В АХРР вошли мастера старшего поколения и молодые художники, преимущественно участники Товарищества передвижных выставок и "Союза русских художников". На первой выставке АХРР был широко представлен своими работами один из крупнейших передвижников Н.А. Касаткин, вошедший в историю русского дореволюционного искусства как художник, широко отобразивший жизнь пролетариата. Касаткин пытливо вглядывался в новую, революционную жизнь, он создал галерею образов советской молодежи. Ему первому из советских художников было присвоено в 1923 году почетное звание Народного художника Республики. Вместе с Касаткиным в АХРР вошли другие крупные художники старшего поколения: А.Е. Архипов, С.В. Малютин, В.Н. Бакшеев, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон, В.К. Бялыницкий-Бируля. Вместе с ними в одном коллективе работали более молодые: И.И. Бродский, М.Б. Греков, М.И. Авилов, Г.К. Савицкий, С.М. Карпов, С.В. Рянгина, Б.В. Иогансон, А.М. Герасимов, П.А. Радимов, Г.Г. Ряжский, Ф.С. Богородский, В.Н. Яковлев, Е.А. Кацман и многие другие. Живая, непосредственная связь молодых художников с представителями русского идейно-реалистического искусства была очень плодотворной.

Ассоциацией были организованы большие тематические передвижные выставки: "Жизнь и быт рабочих" (1922), "Жизнь и быт Красной Армии" (1923), "Революция, быт и труд" (1924), "Жизнь и быт народов СССР" (1926) - и ряд других.»[«Владимир Ильич Ленин». [Электронный ресурс]. URL: http://ussr.km.ru/rulers/lenin/ (дата обращения: 4.10.2010)]

«До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетическими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, поставленного под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом” отношении.

“Тихое искусство”, тенденции в искусстве 20 в., подверженных строгой цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь “легальным”, участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая помпезным официальным темам лирические пейзажи, сцены семейного быта, незаказные портреты друзей и близких. От собственно “неофициального искусства” отличается обычно своей стилистической “умеренностью”, относительным традиционализмом. Эти тенденции характерны для многих художников советского периода, таких, как Л.А. Бруни, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, М.К. Соколов, Н.А. Тырса, В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин и др.

С момента запрета группировок социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения реальности, хотя во всех его описаниях невозможно было обнаружить признаков структуры художественного языка. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения “основного метода” литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии”, сочетающегося “с задачей воспитания трудящихся в духе социализма”. Эстетическое понятие “реализм” было соединено с определением “социалистический”, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки расширить “теоретическую базу” социалистического реализма идеями “народности” (в кон. 30-х гг.), “социалистического гуманизма” (с 50-х гг.) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия.

Все художники были обязаны состоять в Союзе художников. Отдельные художники отказались вступить в Союз. Их творчество осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или оформительской работой. Некоторые из них получили международное признание.

Яркий пример - Родченко, в 1925 участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль. Но уже в 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию. Травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951, он восстановлен в 1954. В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (“10 лет Узбекистана”, 1934; “Первая Конная”, 1935-37; “Красная Армия”, 1938; “Советская авиация”, 1939, и др.).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то