Социальные отношения и семейный быт лезгинцев. Религия

К началу XIX в. на территории лезгин не было бек- ских владений, если не считать сел. Кака Самурского округа, где в конце XVIII в. обосновались беки из рода казикумух- ских ханов. Какинским бекам подчинялись и соседние селения Ялаг и Луткул. Каждое селение поставляло бекам 75 рупе пшеницы (112,5 пуда) и отрабатывало по три дня с дыма.

Но уже в 1813 г. после образования Кюринского ханства, куда вошли в основном предгорные районы, лучшие земельные угодья здесь были розданы бекам, также принадлежавшим к казикумухскому ханскому дому. Закрепощенные крестьяне (раяты) обязаны были платить бекам подать и отбывать феодальные повинности. Так, жители селений Нютюг, Куркент, Карчаг, Екендил, Зизик и Чилик нынешнего Касумкентского района, подчинявшиеся бекам из сел. Карчаг, не имели права без разрешения последних отлучаться из своих селений, платили подать, обрабатывали земли беков, возили им дрова на своих подводах и т. д. Во второй половине XIX в., с проникновением капиталистических отношений в лезгинское село, усилилось расслоение среди горцев. Наряду с выделением горстки крупных землевладельцев и барановодов, быстро росло число крестьяп-бедняков. По переписи 1886 г., из 2927 хозяйств Курахского наибства (нынешний Курахский район), считавшегося крупнейшим скотоводческим районом в Дагестане, совершенно не имели крупного рогатого скота 655 хозяйств, овец и коз - 1851 и лошадей 1961 хозяйство. В Самурском округе в 1917 г. не имело крупного рогатого скота 69% хозяйств, рабочего скота 39,9% хозяйств и земли 20% хозяйств. В то же время отдельные хозяйства сосредоточивали в своих руках большое количество скота и земельных угодий. Так, житель сел. Маза Джафар Гаджи Джалил-оглы имел 20 голов рабочего скота, 11 голов крупного рогатого скота, 1470 голов овец и 45 сабов пахотной земли. Еще в начале XX в. зависимые сословия в лезгинском обществе, как и во всем Дагестане, продолжали нести феодальные повинности в пользу беков. Под влиянием революции 1905 г. крепостные Кюринского округа стали в 1906 г. отказываться от выполнения этих повинностей. В 1907 г. то же произошло в селениях Луткул и Ялаг Самурского округа. Но только в 1913 г. был опубликован закон об освобождении зависимых сословий в Дагестане, причем вплоть до Великой Октябрьской революции «освобожденные» крестьяне вносили большие выкупные платежи. Наряду с беками лезгинское крестьянство эксплуатировали крупные барановоды-кулаки, торговцы и мусульманское духовенство. Жестокому угнетению подвергались и лезгинские рабочие. Царское правительство душило народ непосильными налогами.

Лишь установление Советской власти избавило трудящихся лезгин от ига эксплуататоров. На смену старому обществу, делившемуся на угнетателей и угнетенных, пришло социалистическое содружество рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции.

Современная семья у лезгин состоит чаще всего из пяти - восьми человек. В состав ее, кроме отца, матери и детей, входят родители мужа или жены, часто несовершеннолетние братья и сестры жены или мужа, овдовевшие невестки. В некоторых селениях (Касумкенте, Икре, Ахтах, Ми- крахе и др.) встречаются семьи, состоящие из 15-17 человек, в том числе двух - четырех женатых братьев. Но вообще большие семьи у лезгин были редкостью уже во второй половине XIX в. Взаимоотношения между членами семьи в течение многих веков строились на беспрекословном повиновении старшим и на неравноправии женщин. В советское время лезгинка - колхозница, работница, служащая - стала экономически независимой, получила доступ к образованию и общественной деятельности. Все это вместе с проведением в жизнь советского законодательства о браке и семье высвободило лезгинку из неограниченной зависимости от отца, брата и мужа. Однако есть еще много фактов, свидетельствующих о силе патриархально-родовых традиций, которые все еще мешают многим лезгинкам занять действительно равное положение с мужчиной. Во многих семьях женщина при посторонних не станет принимать пищу вместе с мужчинами, а мужчины стыдятся открыто помочь женщине в работе и т. п. Необходима еще немалая разъяснительная работа, чтобы эти пережитки ушли в прошлое.

В недавнем прошлом большую роль в лезгинском быту играли пережитки патриархально-родовых отношений. Правда, еще не исследовав вопрос о существовании у лезгин родовой собственности, но такие остатки родового строя, как кровомщение, взаимопомощь родственников, компактное проживание родственников в одном квартале, беспрекословное повиновение старшим родственникам и т. д., еще долго сохранялись. Кровомщение исчезло у лезгин лишь незадолго до Октябрьской революции, а взаимопомощь родственников давно уже дополняется и сменяется взаимопомощью односельчан вообще.

Многие старые обычаи и предрассудки за последние годы исчезли или претерпели существенные изменения. Так, изменению подверглись обычаи, связанные с родами. В связи с открытием больниц и родильных домов перестают применяться, например, магические средства, к которым прибегали бабки для «облегчения» родов. Прежде на время родов отец удалялся из дома. Тот, кто первым сообщал ему о рождении ребенка, получал от него подарок. Рождение дочери считалось менее радостным событием, чем рождение сына. Имя ребенку давал кто-либо из старших родственников. Это сопровождалось семейным праздником и угощением. Нередко ребенку давалось, да и теперь дается, имя покойного деда или другого умершего родственника.

Браки у лезгин в прежнее время заключались предпочтительно среди родственников. В настоящее время этот обычай эндогамии исчезает. Заключению брака предшествовал предварительный сговор между родителями жениха и невесты, причем нередко, когда последние были еще детьми. Иногда браки заключались и путем похищения невесты; но к нему прибегали при нежелании невесты вступить в брак или в случае сопротивления ее родителей. Свадьбе предшествовала процедура сватовства. Близкий родственник жениха приходил к родителям невесты и делал им предложение. После получения согласия одна из близких родственниц жениха приносила невесте блюдо плова, кольцо и платок. Спустя некоторое время отец жениха в сопровождении нескольких мужчин приносил в дом невесты деньги и платок. Тут же, за угощением, стороны договаривались о размерах калыма. С этого времени и до свадьбы жених не смог встречаться с невестой.

Свадьба начиналась пиршествами в доме жениха и в доме невесты, происходившими порознь. При браке внутри одной родственной группы родственники во время свадьбы разделялись на два лагеря - сторону жениха и сторону невесты, между которыми инсценировалось состояние борьбы. Жених в начале свадьбы уходил к одному из своих родственников или товарищей и там веселился в кругу друзей. Потом жених и его свита с музыкой и танцами отправлялись за невестой. Ей полагалось некоторое время отказываться покинуть свой дом. Наконец, невесту с лицом, закрытым платком, сажали на коня или в экипаж (арбу, фаэтон) и везли в дом жениха. Впереди шел распорядитель свадьбы, за ним музыканты, затем жених и его товарищи, остальные мужчины и женщины. В конце процессии ехала невеста, которую сопровождали пожилая родственница и одна из подруг. За ними везли приданое.

Когда невеста подъезжала к дому жениха, в нее из соседних домов бросали деньги, орехи, конфеты, сахар и пр. При входе в дом жениха невеста должна была раздавить правой ногой положенную на пороге ложку с маслом. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с приданым. Все время, пока продолжалось гуляние, невеста должна была сидеть молча. Около полуночи к ней приходил жених, а окружавшие невесту девушки и женщины уходили. Утром жених уходил на речку купаться, а потом весь день проводил в доме своего приятеля или родственника.

Теперешняя свадьба лезгин во многом отличается от старой свадьбы. Браки заключаются без уплаты калыма и без участия муллы. Исчезли случаи похищения невест и обручения несовершеннолетних. Свадебная церемония в общем не изменилась, за исключением отдельных моментов. Так, во многих селениях невесту везут в дом жениха уже не на коне или на арбе, а на легковой автомашине, а ее приданое - на грузовой.

Похороны у лезгин, как и у других народов Дагестана, по своей внешней форме не отличаются от обычных мусульманских похорон (покойника завертывают в саван, кладут в могилу на правый бок, головой на запад и пр.). Теперь, в связи с массовым отходом населения от религии, религиозные обряды при погребении соблюдаются все реже и реже.

Религия

До Великой Октябрьской социалистической революции официальной религией лезгин был ислам суннитского толка. Жители сел. Мискияджа Докузпаринского района издавна были шиитами. Известно, что в Южном Дагестане ислам стал насаждаться еще в VIII в. арабскими завоевателями. Неудивительно, что он глубоко проник в общественный и семейный быт лезгин. Не только в период присоединения Дагестана к России, но и во время Октябрьской революции и гражданской войны, а также в последующие годы лезгинское духовенство выступало в союзе с крупными скотоводами и торговцами. Вплоть до коллективизации у лезгин повсеместно существовали мечети, не только общие для всего селения (джума-мечети), но и квартальные. До утверждения Советской власти в Дагестане мечети владели значительным количеством сенокосных и пахотных угодий (вакуфы), которые Советская власть передала в руки трудящихся. Ныне все больше и больше среди основной массы лезгин изживаются религиозные предрассудки. Они в особенности чужды молодежи и людям среднего возраста. Это является следствием невиданного роста культуры и просвещения народа. Было бы, однако, неправильно думать, что с религией у лезгин все уже покончено. Еще есть немало таких, которые совершают намазы, украшают жертвенными тряпочками могилы «святых», так называемые пиры и т. д.

Несмотря на длительное существование в лезгинском обществе ислама, здесь сохранялись до недавнего времени и некоторые следы древних верований. Лезгинское слово гъуцар, употребляемое как синоним «аллаха», в прошлом, видимо, было именем одного из языческих богов. Такой же доисламский характер имели праздник весеннего равноденствия, сопровождавшийся обрядом зажигания костров, через которые прыгали юноши; майский праздник сбора цветов; шествие мужчин с разукрашенными ветками во время засухи, участники которого обливали друг друга водой; шествие девушек с куклой во время чрезмерно обильных дождей; поклонение «священной» горе Шалбуздаг; вывешивание во дворах в качестве оберега от «дурного глаза» подков, черепов и костей собаки и коня; разнообразные магические средства, употреблявшиеся при родах, на свадьбах, при постройке дома и т. д.

Из города Баку.

Лезгины - народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Численность лезгин в России 473,7 тыс. чел. (по данным переписи населения 2010 года), численность лезгин в Азербайджане оценивается по-разному: от 180 тыс. по официальным данным до 800 тыс. по данным лезгинских организаций. Еще одна крупная лезгинская община (около 40 тыс. чел.) есть в Турции.

Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской языковой семье.

Религия лезгин - ислам суннитского толка.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа.

В честь лезгин назван знаменитый танец народов Кавказа - лезгинка.

7 место: Камран Мамедов - дзюдоист, мастер спорта международного класса. Родился в 1967 г. в городе Кусары (Азербайджан). Камран начал свою спортивную карьеру в 1980 году, когда он в 13-летнем возрасте впервые пришел в Кусарскую детско-юношескую спортивную школу и начал заниматься дзюдо. Уже в 1983 году Камран занимает 1-е место в первенстве Азербайджана. В 1984 году он занимает 1-е место на 16-ой междушкольной спартакиаде в Ташкенте. Камран Мамедов является также неоднократным призером международных турниров в Москве, Париже, Берлине, Кишиневе, Минске, Киеве. 1985 г - 3-е место в молодежных спортивных играх в Киеве; 1989 г - 2-е место в чемпионате СССР в Алма-Ате; 1990 г - 1-е место в кубке мира в Каракасе, Венесуэлла.


6 место: Сулейман Керимов - российский предприниматель, член Совета Федерации от Дагестана. Контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», владеет футбольным клубом «Анжи». Родился 12 марта 1966г в городе Дербенте, Дагестан, Россия.

5 место: Сердер Сердеров - российский футболист, нападающий махачкалинского футбольного клуба «Анжи» и молодежной сборной России. Родился 10 марта 1994 года в г. Махачкала, Дагестан, Россия.

4 место: Осман Эфендиев - представитель известной борцовской династии, которая начиналась с его отца Сулеймана и дяди Султана и которую сегодня продолжают внуки этих незаурядных в прошлом мастеров ковра, стоявших у истоков зарождения в Дагестане вольной борьбы как вида спорта. Осман достойно продолжил семейную традицию, он был финалистом чемпионата мира и призером чемпионата Европы, побеждал на чемпионате страны и Спартакиаде народов СССР.

3 место: Эмре Белёзоглу - турецкий футболист, полузащитник. Родился 7 сентября 1980 года в Стамбуле. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.

2 место: Ариф Мирзакулиев - советский и азербайджанский актёр. Родился 6 июня 1931 года в Баку. Снялся всего в двух фильмах, которые впоследствии стали очень популярны на весь Советский Союз «Встреча» 1955 года и «Не та, так эта» 1956 года.

На вопрос Кто такие лезгины, и что вы о них знаете, встречались ли вы с ними, какие люди? заданный автором Керосинка лучший ответ это Лезгины (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины - мусульмане суннитского толка.
Лезгиноязычные народности испокон веков известны под названием «леги» (леки) , от которого в последствии и произошел современный этноним «лезги» . Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племен, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками» , персы и арабы - «лекзами» . Кроме того, танец «Лезгинка» у Грузин именуется «Лекури»
Лезгинский язык - язык лезгин и других лезгиноязычных народов. Относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на юге Республики Дагестан и в северных районах Азербайджана. Число говорящих в мире около 1,5 млн человек. Является древним языком Кавказской Албании.
Имеются 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф» . Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа (18 падежей) и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений. Основные конструкции простого предложения - номинативная, эргативная, дативная, локативная. Отмечается разнообразие типов сложного предложения.
P.S Я сам лезгин. Есть и хорощие люди, есть и плохие, как в любом другом народе. В общем есть черты присущие всем лезгинам: гостеприимные, трудолюбивые, принципиальные, прямолинейные люди.Источник: мнение

Ответ от Procul negotiis. [гуру]
Одна из народностей Дагестана, а их там сто с лишним.. . да, служил с таким.О человеке злостный, обидчивый, подхалим когда ему в угоду.. в общем, ничего хорошего не скажу.


Ответ от Владимир Мазур [гуру]
Естиь танец лезгинка, А так как я полагаю это один из народов, скорее народностей из Дагестана


Ответ от Невроз [гуру]
одна из коренных национальностей дагестана. менее нервная, но все равно отличаются от нас всех понятимями о жизни. не связывайся.


Ответ от Косоглазие [гуру]
Лезгины народность проживающая в оновном на территории современного Дагестана. Народный промысел бандитизм и торговля людьми. Могут быть услужливыми но до тех пор пока не расположат к себе и не найдт ваше положение зависимым. В этом случае будут воздействовать унижением и сломом воли для полного подчинения и ипользования в своих целях.


Ответ от Orlova Elena [гуру]
Встречалась, хорошие люди попадались, у меня повар был лезгин, да и женщины работали тоже. Трудолюбивые, добрые, вкусно готовят, гостеприимные.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Лезги́ны (самоназвание: лезгияр) - один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 600-650 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.) , Киргизии (7,5 тыс.) , Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке. Сулейман Стальский -советский поэт. Как все люди, разные втсречаются. Зависит и от того, какой ты сам.


Ответ от Омар [гуру]
Леками (и лезгинами) в Грузии называли аварцев, лакцев, даргинцев.То есть эти и есть народы занимавщие набегами на Грузию. И танец"Лезгинка" их танец и от них её приняли грузины. И сегодня танец "Лезгинка"танец всех народов Дагестана (включая ногайцев и казаков) кроме самых лезгин. Проблема в том что исторические лезгины (аварцы, лакцы, даргинцы) вовсе не лезгиныони (русских источниках кюринцы) куринцы. Кюринское ханство, кюринская милициякюринское востание-вот термины времен русско-кавказской войны.Лезгинами кюринцы стали (кюринцы работающие нефтепромыслах в Баку даже 1900 годуне знали что они "лезгины") по воле коммунистов.


Ответ от Залимхан Гаджимурадов [эксперт]
Кюринское ханство- это одно из ханств и вольных обществ, основным населением которого были лезгины. Лезгины-видоизменённое арабское название леков (или лекъ, так как у арабов нет буквы "къ", на конце они "зг" лезг или лакз). Что касается танца, лек с лезгинского переводится как "орёл", а лезгинка-танец орла. Ни в аварском, ни в даргинском, ни в лакском языках такого слова нет. Лезгины и до 1900 года прекрасно знали кто они.


Ответ от Зульфия Абдулазизова [активный]


Ответ от Магомедович [новичек]
Лезгины умный и трудолюбивый народ, не любят фальшивить и выставляться.



Ответ от Асланбек Исрапилов [новичек]
Ахты - лезгинское село в Южном Дагестане является уникальным местом. Среди выпускников местной СОШ №1 более 80-ти кандидатов и докторов наук (от сельскохозяйственных до философских). По количеству ученных на душу населения (18000 жителей) это мировой рекорд. Лезгины - один из самых порядочных, интеллигентных и ненасильственных народов Северного Кавказа.


Ответ от рустам фазлыев [новичек]
Встречался я с лезгинкой)))) ненасытные и хитрые люди))) ну эта особа точно, рассказывала сказки что разведена с мужем больше не живёт, и что беременна от меня))) в этого это было все вранье они просто хотели меня развести))) итог у неё разбитое лицо и позор на всю округу))) я просто не ожидал такого от неё думал кавказская девушка должна быть преличной и я совершенно не обратил внимание как мы с ней на следующий день после знакомства переспали))) p.s я татарин она лезгинка


Ответ от Rail Batyrshin [новичек]
Жил с пацанами с Дагестана в общаге от универа, чистокровные лезгины. Очень умные, отзывчивые, трудолюбивые, не пьющие, не курящие парни. Служил в армии на дальнем востоке с лезгинами дружил. Гостеприимные очень, сами готовы поголодать, но соседа накормят. Я сам татарин, но лезгин очень уважаю! Говорю на собственном опыте, не по наслышке. Просто уважайте друг друга, в такой момент и чеченец уберет волчий оскал и улыбнется!


Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Лезгины - один из крупных народов Дагестанской АССР. Они проживают компактно в юго-восточноой части республики и в сопредельных районах северной части Азербахтджанской ССР. В Дагестанской АССР они населяют районы Курахский, Касумкентокий, Ма- гарамкентский, Докузпаринский и Ахтынский, а также частично Рутуль- ский и Хивский, а в Азербайджанской ССР - Кубинский и Кусарский районы. Лезгины сами себя называют лезги. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинами нередко неправильно именовалось все горское население Дагестана. Численность лезгин по переписи 1959 г.-223 тыс. человек, из них в Азербайджане - 98 тыс. человек.

Язык лезгин относится к лезгинской группе дагестанской ветви кавказских языков. В эту группу входят также табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, хиналугский, крызский, будугский и удин- ский языки. За исключением "собственно лезгинского и табасаранского, все эти языки бесписьменные. К собственно лезгинам очень близки агулы, в большинстве владеющие лезгинским языком. На лезгинском языке свободно говорят также южные табасаранцы и часть рутульцев. Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка, подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский (оба в Дагестане) и кубинский (в Азербайджане). Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект.

Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную. Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров. Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Самура. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории (самые крупные - Самур и Гюльгерычай), имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков.

Лезгины - исконное население Южного Дагестана. Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. знали в Южном Дагестане «царство лакзов». Находки куфических надписей в селениях Ахты, Зрых, Кочхюр, Гельхен, Ашага-Стал, Курах позволили считать, что эти, как, очевидно, и многие другие лезгинские селения, возникли до XIV в.

В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. не составляло единого целого. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам. В XVIII в. лезгинская территория временно была захвачена сосед- н-ими казикумухскими ханами. В 1812 г. в долине р. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство (с центром в сел. Курах), вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин (Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара). Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии.

Хозяйство

Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство.

Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.

Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.

Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство. Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника (сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т. д.).

Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г., в горном Ахтынском районе площадь пастбищ и сенокосов почти в пять раз больше посевной площади, то в предгорных.Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами. Сеюг к У к УРУзу, пшеницу (преимущественно озимую), рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т. д. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур. Значительная часть полей имеет искусственное орошение.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. у русских. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.

За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками. Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. имелось более 50 тракторов (в 15-сильном исчислении), два десятка комбайнов, около сотни грузовых автомашин и т. д. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями.

Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Особенно богатые сады имеются в селениях Гильяр Магарамкентшого района, Касумкент, Ашага^Стал, Куркент и Орта-Стал Касумкентского района и в сел. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им. Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района. Кроме садов, которые занимают 782 га (1959 г.), этот совхоз имеет значительное полеводческое и животноводческое хозяйство.

Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентском г Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды. Большие успехи достигнуты и в области электрификации. Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане.

В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами. Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана. Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение.

За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы! , рыборазводные станции, заводы минеральных вод, маслосырозаводы, пищевые комбинаты, типографии, а также ряд кооперативных производственных артелей, среди которых большое значение имеют ковровые артели, объединяющие свыше 1,5 тыс. мастериц. Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий. В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов (печей-времянок, тазов, кувшинов и пр.), одежды, обуви и т. д.

До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Из ряда селений Самарского и горной части Кюринского округов (Ахты, Кана, Хрюк, Микрах, Икра, Хучхюр, Курах, Гельхен и др.) уходили на заработки почти все взрослые мужчины. Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане. Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством.

Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т. д. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г. среди лезгин существовала уже значительная прослойка промышленного пролетариата, принявшая активное участие в борьбе большевистской партии за утверждение Советской власти в Дагестане и Азербайджане. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла,

Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья. Ныне лезгинские селения связаны между собой т. с другими районами хорошими автомобильными и колесными дорогами. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то