Знакомство с абстрактно-логическим мышлением. Ступени развития мышления

Учителям приходится иметь дело с разными уровнями интеллектуального развития детей. Некоторые из них «застряли» на этапе наглядно-действенного мышления. Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации. В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в вопросах развития ребенка. Мы не можем смиряться с таким положением, поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абстрактное мышление – выделение одних признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или для данного человека. Без развития этого вида мышления невозможно становление успешной личности.

Под успехом здесь понимается личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям. Не следует путать успех с престижем. Престиж это социально обусловленное представление о достойной жизни. Он может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком.


Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.


Этапы формирования мышления ребенка:

Наглядно-действенное (до 3 лет),
- наглядно-образное (до 9 лет),
- словесно-логическое (абстрактное) (к 14 годам).

Развитие мышления ребенка начинается с информации, поданной в виде вопроса, задачи. Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознают важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.


До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, нельзя торопить их с осознанием реальности, всему свое время. А этот период необходим для развития воображения, фантазии – основы творческой деятельности человека. Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу; «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка», - его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в игровой деятельности.


Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе выбора своих поступков и ответственности за выбор. Его действия чаще импульсивны или продиктованы страхом наказания. Если взрослые создают для ребенка такие сложные обстоятельства выбора, ребенок испытывает психологическое беспокойство и неуверенность.

Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому ребенку нуждается в «сильных» родителях, которые бы руководили им.


Для развития мышления ребенка взрослому не стоит торопиться отвечать на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его «думанье». В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их.

Не надо загружать ребенка разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. В этом возрасте абстрактное мышление должно опираться на наглядно-образное мышление, на приобретенный жизненный опыт ребенка.


Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать о его настроениях, желаниях, учить соотносить потребности с возможностями и последствиями их реализации, - так приобретается опыт свободы выбора.

Подростков с 12 - 14 лет, пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и какие пути ее решения они видят. В этом возрасте уже возможно самостоятельно принимать решения. Надо только отчетливо дать понять подростку, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет. Такова норма психического развития личности.


Идеал в познании – МУДРОСТЬ , а не эрудиция, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда и при отсутствии официального свидетельства об образовании).

Детям дошкольного возраста свойственно мыслить образами, для них чрезвычайно важен визуальный ряд. Ближе к 6 годам ребенок учится словесно-логическому и абстрактному мышлению. Т.е. он может оперировать символами, которые нельзя ни потрогать, ни увидеть.

Родители часто узнают о трудностях с абстрактным мышлением у малыша, когда начинают учить простейшие математические действия. Плюс и минус могут оказаться слишком непонятными для дошкольника. Прежде всего, его не следует за это ругать и заставлять «подумать лучше».

Ты можешь понять насколько твой малыш владеет абстрактными понятиями, проделав несложный тест.

Набери в два стакана одинаковое количество воды. Покажи малышу и скажи что ты сделала. Теперь вылей содержимое одного стакана в узкую прозрачную бутылку; другого - в литровую банку. Спроси: в какой емкости воды больше?

Если ребенок уверенно покажет на бутылку, тебе стоит воспользоваться советами по развитию абстрактного мышления, так как оно у него пока работает слабо. Малыш правильно ответил на вопрос? Это свидетельствует о том, что он готов к изучению математики.

Все занятия проводи в форме игры, чтобы они не наскучили ребенку. День изо дня меняй упражнения, и малыш даже не поймет что с ним занимаются! Начнем с самых простых.

Убери лишнее слово

Ты называешь понятия, явления или предметы, и одно не связанное с ними слово.

Например

Ворона, сова, аист, воробей, мышь, голубь. Со временем усложняй цепочки, ставя «ловушки». К примеру так. Снег, лед, мороженое, сахарная вата, сосулька (все холодное, кроме сахарной ваты).

Что общего и чем отличаются?

Выбирай поначалу простые варианты, к примеру «куст-дерево». Чем больше расскажет малыш про сходства и отличия - тем лучше!

Идея

Участвуй активно в игре. После того, как ребенок ответит на твой вопрос, пусть даст тебе задание. Выбрать подходящую пару - это тоже тренировка!

Антонимы

Кроха без труда подберет противоположность слову «день» или «солнце». Но пусть попробует найти антоним к таким словам, как «стоять», «просить прощения», «аромат», «финал»… В этой игре твой помощник - словарь антонимов. Заодно научи ребенка им пользоваться.

Зарядка наоборот

Это веселое и подвижное упражнение так же поможет малышу развить внимательность. Попроси ребенка повторять твои движения, не обращая внимания на слова. Поднимая руки вверх, говори: руки вниз. Опуская руки вниз, говори: руки в стороны. И так далее. После этого - наоборот. Ты делаешь не правильно, а говоришь верно.

Ассоциации

Этой словесной игрой можно заниматься на прогулке, в дороге. К примеру, ты начинаешь: «машина». Ребенок должен назвать слово, так или иначе связанное с машиной. Пусть будет «колесо». Твоя очередь: «круг». А теперь малыш может сказать хоть «Земля», хоть «чашка». Главное - чтобы объяснил почему его слово связано с понятием «круг».

Эти занятия полезны как для развития мышления и внимания, так и для концентрации. Ты и сама сможешь придумать подобные игры. А еще лучше - придумывайте вместе!

Паланик писал в одной своей книге: "Все родители калечат своих детей".
Да и не только он.

Хочу написать об очень-очень важном, но не знаю с какого конца подойти.
Психологи говорят, что большинство наших проблем из детства и юности. Говорят, что мы подсознательно копируем поведение родителей. Чем меньше оно нам нравится - тем больше копируем.
Например, мой папа во многом по жизни не был прав, а я часто узнаю в себе его и очень этого боюсь. Но оно как-то на подсознании и не контролируется.

Одна моя подруга, Маша, очень не любит свою мать. Её мать деспотичный человек, она всю жизнь ломала Машу. У неё на Машу был свой план: универ, диплом, свадьба с обеспеченным мужчиной, дети, семья. Дочь, конечно, никто ни о чём и не спрашивал.
Маленькую Машу мама одевала в дорогущие брендовые шмотки, а потом ругала, если Маша что-то пачкала.
Не разрешала общаться с "простыми детьми", потому что не тот круг.
Не разрешала есть сладкое. Никогда, потому что девочка должна с трёх лет сидеть на строгой диете, чтобы не вырасти жирной.

Маша поступила на бюджет на экономику, хотя туда не хотела. К тому времени у Маши была булимия.
Пока мамы не было дома, Маша покупала торт, съедала его большой ложкой, а потом блевала в ванной.
Самое страшное воспоминание, она рассказывала: мама пришла с работы раньше, а Маша торт только съела и не успела проблеваться. Ритуал не был закончен. Рвотный позыв подступал, торт ещё был внутри, а мама уже была дома. Ужас, ад и кошмар.

А потом она свалила из дома. Из дома, от мамы, сбежала. Сняла квартиру с друзьями, бросила универ и как-то начала работать.
И чаще всего всё у неё хорошо. Пока в жизни не появляется мама.

К слову, Маша - татуировщик, а её муж - стилист.
И её мама твёрдо уверена, что Маша делает это ей назло. Назло занимается какой-то ху*ней, назло вышла замуж за такого вот - ни машины, ни костюма, голь.
И постоянно её этим тыкает. А она совсем не назло, ни капельки. Она просто кайфует от того, чем занимается. Это прикольнее, чем офис, бухучёт, принтеры и факсы. Это новые люди, искусство, путешествия, общение. Это яркая жизнь. Это сама Маша говорит.
Вот только каждый раз, когда Маше приходится сталкиваться с мамой, Маша впадает в депрессию, она сидит, злится, качается в разные стороны и пытается найти оправдание маминой злости.

Последний раз она встречалась с мамой два месяца назад. Это была как всегда очень сложная встреча, уже совсем взрослая Маша приняла от мамы очередную порцию яда, вытерла с себя прожигающую слюну, встала и ушла.
И тогда Маша поняла, что оправдания маме - нет. Мама просто дура, мама - злой человек, мама - человек гнилой. И с мамой больше не нужно общаться.
Маша ничего не должна маме. Ничего не должна.
И не потому, что Маша обесценивает чувство долга, нет. Все эти годы она поддерживала общение с мамой, потому что ведь мама. Мама же хоть и плохенькая, но всё-таки её родила.

После последней встречи она отовсюду отключила маму. Переехала, поставила в чёрный список, удалила где смогла и оборвала связи. Она говорит, что опять пытается поднять свою самооценку после их последней встречи.
Но есть и другая проблема.
Маша не хочет детей.
Нет, она не чайлдфри, просто она не хочет детей и пока не очень уверена, что захочет. Инстинктом захочет. Но в Маше есть жажда внутренней свободы и постоянная борьба.
Мы сидим на балконе, и Маша говорит мне, что родила бы только для того, чтобы показать, как надо воспитывать. Что она понимает: ребенок - маленький свободный человек. И что он имеет право на мнение и свои ошибки. Что нет смысла его опекать и что есть смысл принимать и любить.
Она хочет ребёнка не для того, чтобы дать новую жизнь.
Она хочет показать на нём как правильно. Как надо.

Маша такая не одна. И не одна такая у меня.
И более того, где-то в глубине души мне кажется, что я и сама такая.
Я не хочу детей, не хочу прямо сейчас и не знаю, захочу ли когда-то, возможно, если полюблю или что-то такое. Но я уже, прямо сейчас хочу себе абстрактного ребёнка, потому что я хочу, как и Маша, его воспитать. Не родить, но воспитать. Воспитать правильно, потому что от того, как вокруг люди воспитывают своих детей, просто волосы дыбом.

Ещё одна моя знакомая, Лера, никогда не хотела детей, а потом взяла и родила, потому что... потому что вот да, воспитать.
Она делает это неплохо, насколько может, потому что мужа нет, она одна, денег не хватает и... А сейчас она сидит на антидепрессантах. Ребёнок это тяжело и сложно, а материнский инстинкт так и не проснулся. Абстрактный ребёнок стал реальным, а она оказалась не готова.

В общем, я к чему это всё. Да фиг знает, поблотать.
Абстрактный ребенок - это как выраженное нежелание сделать больно своему будущему сыну или дочери. Не делать так больно, как делали тебе.
Это попытка показать родителям, в чём они были неправы. И в этом глупость есть какая-то такая, понимаете... Абстрактный ребёнок - его нет, а когда он будет - он же живой и ты по сути не должен на нём ничего никому показывать.
Вроде бы, просто люби, а нет - уже есть мыслишки, что я-то вот так смогу, в этом я буду лучше родителей...

И получается... получается, что в этом ты их просто повторяешь. Потому что они тоже, наверняка, хотели "лучше" и кому-то что-то доказать.
Абстрактные дети... как-то это ужасно страшно.
________

© Екатерина Безымянная

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно?

В научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета, так написано в толковомсловаре русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова). Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее они благополучно справляются со своей задачей – символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее.

Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть – манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха.

В крайнем случае, упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – придумать, на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма – это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда – пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? «Толковый словарь русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова) утверждает, что в научном понятии абстракция - это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета. Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее благополучно справляются со своей задачей - символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее. Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть - манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха. В крайнем случае упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем - абсолютно жизнеспособные. Но они - как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, - на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма - это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда - пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков - за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка - это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк - это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение - тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то