Уличное искусство выросло — оно больше, чем граффити. Граффити делает веселее серые городские кварталы – потрясающая подборка интересных работ уличных художников

Приветствую любителей путешествий по страницам Музея Дизайна.


В любом большом городе, каким бы красивым и ухоженным он не был, всегда найдется квартал старых домов с грязными и облупившимися стенами. Граффити делают их более веселыми и яркими.

Не всегда декор стен интересен и часто рисунки появляются вопреки запретам местных властей. Зато красочные и интересные тематически картины надолго остаются в памяти жителей города и даже привлекают туристов.

Начнем с Америки. Эта парочка целуется на улице Нью-Йорка. Костюмы карнавальные, на лицах маски. Парень одет моряком, а девушка веселый Арлекин.

От них исходит радуга романтического сияния, которая яркими и насыщенными тонами украсила торец дома и осветила праздником весь квартал.

Подпись на настенных полотнах Kobra можно встретить и в других городах. Уличный художник с таким псевдонимом известен за пределами страны.

Его работы украшают Берлинскую стену в Германии. Встречаются его граффити и в других странах. Для работ Кобры характерно высокое мастерство и философский смысл работ.

Необычный дом смотрит на мир через пальцы в знаке V – победа и силуэт человека. Большой зрачок отражает женский образ, другие более мелкие детали.

Несложный белый рисунок оживил не только фасад, но сделал более светлой и интересной улицу перед домом. Очень точно переданы черты лица, часть которого видна, каждая деталь и морщинка на пальцах. Силуэт мужчины полупрозрачный стоит на пороге, словно прикованный широким поясом к дверному полотну.

Своеобразный антихудожественный флэшмоб. Молодежь Нью-Йорка решила залить краской рисунок на фасаде дома. Они взобрались на крышу, и поливают стену краской, создав своеобразный перформанс из своего протеста.

Заодно портят плющ, который местами вьется по стене, окна жильцов и рисунок кролика, который был нарисован давно.

Дуэт польских художников Etam Cru расположил свои полотна по всему городу. Точнее большую часть по городам Польши, но много картин украшают торцы многоэтажных домов и в других странах.

Чаще всего это соседняя Болгария и далекие Штаты. Sainer и Bezt имеют специальное оборудование, в виде вышек, чтобы создавать свои шедевры на несколько этажей вверх.

Интересна тематика стрит арта, создаваемого дуэтом. В рисунках много юмора и мистики, чувствуется влияние востока и народный фольклор. Часто от их героев веет сарказмом.

Девушка любит птиц, ее японская прическа увенчана скворечником, на пальце сидит птица в шляпе. Своеобразные символ городских сумасшедших защитников природы. Но, в общем, картина смотрится красиво и в ней много доброты.

Оформление стен черно-белыми красками. Возле входа в магазин хорьки воруют яйца. Зверушки выглядят веселыми и довольными. Их гибкие тела балансируют на тонких веревках и ловко передают добычу.

Зеленый слон и его пестро одетый всадник летят на воздушном шарике. Вероятнее всего, что они просто падают, поскольку слон трубит, а парень испугано зажмурил глаза.

Веселая картина украшает участок фасада без окон. Фон дуэт Etam Cru не закрашивает, предоставляя возможность героям выглядеть более ярко и контрастно.

Жители Вальпарасо сделали декор стен своими руками. А вот росписью ступеней занимался настоящий художник. Каждый торец изображает городской пейзаж на берегу океана.

Даже в развешенном на веревке белье чувствуется морская тематика. Оно выглядит, как сигнальные флажки.

Сразу несколько видов искусства смешались в оформлении лестницы и зданий возле нее. Это и традиционная чилийская мозаика из камней. Панно из штурвалов, сухих веток и живых цветов.

Уродливое граффити на стене, которое сделали подростки. И музыкальные ступени в виде клавиш пианино.

Стрит арт Сантьяго более пестрый и наполнен чилийским искусством. Красный цвет создает фон. По нему расположены рисунки символические для индейских племен.

На лице полумаска из перьев и изображение глаз в виде птиц. Яркие насыщенные тона, использование контраста на грани китча.

Аналогичный торец украшает карта Чили и ее символы. Страна лежит на сомбреро, символе солнца. Гитара и жаркая пустыня с кактусами, пестрые попугаи и прямоугольники домов современных городов.

Эту стену в Мехико разрисовывали поклонники журнала Unknown, который много десятилетий подряд печатал только фантастические рассказы и мистику.

Издавался он в Америке, но популярным был во всех англоязычных странах. Жуткие существа, смесь животных и механизмов, часто описывались на его ненаучных страницах.

Таким увидели читатели журнала жителя другой планеты. Декор стен в стиле мексиканского фэнтези.

На фоне полукруглой стены из бетона и коричневого камня огромный аспид сражается с крысами. Черно-белый рисунок передает напряжение тел.

Прорисована каждая чешуйка на теле змея. Видно, как из последних сил борются серые зверьки. Здание стало интересней, но веселее его художник не сделал.

У чехов свои традиции в стрит арт. Большое печальное лицо во всю витрину смотрит на улицу. Глаза широко открыты и в них удивление и любопытство.

Еще один невеселый человек на улице. Самое главное, что картонку не забыли подстелить. И туфли сняли заранее.

Философский рисунок на стене. Знак бесконечности и повторение истории. Разрушаем и строим, затем опять приходят танки и снова идет строительная техника. Такое движение вечно.

Размышление о жизни после или мысли о том, что будет по ту сторону. Прага красивая и неповторимая своими историческими зданиями, гостиницами, памятниками.

Туристам интересно осматривать город. Только настенными рисунками их столица Чехии привлечь не сможет.

Лондон любит видеть на своих стенах сюрреализм. Англичан считают консерваторами, но они создали много новых течений в искусстве, с улиц столицы Великобритании вышла на подиумы мини юбка.

Оформление стен мифическими созданиями традиционно для острова. Вот и этот осьминог обзавелся головой слона. Но такие фасады намного привлекательнее чешских страшилок.

Обратите внимание на объемность рисунка из цветных клякс и мазков. Какие грустные и мечтательные глаза. Художник настоящий мастер своего дела. Девушка просто очаровывает своей скрытой красотой и натуральностью.

Лис задремал в уголочке, обняв свой хвост. Он устал и присел на минутку. Такой рисунок украшает железные ворота в Бристоле.

По синему небу ходит солнце, ныряет в море, чтобы отдохнуть и снова продолжает свой путь. Именно так изобразил английский художник смену дня и ночи.

Бразилия известна своими карнавалами, яркими красками, темпераментными танцами ночи напролет. Поэтому и идеи декора стен включают в себя всю палитру насыщенных тонов.

Художник рисует птичку. Голова как живая, влажные глазки отражают свет. Гладкий клюв блестит. Перышки мягкие и пушистые. По наброску видно, что пичуга будет малиновой и веселой.

Портрет старика в традиционном для Сан Пауло стиле. Лицо и сложенные пальцы рук словно сшиты из пестрых лоскутов разной формы. Рядом располагаются контрастные по цвету участки.

Словно жизнь пожилого человека проявилась на его изображении. Часть тяжелая, черная, но много светлых радостных событий. Все они оставили свой след на лице и руках морщинками, мозолями и седым волосом.

Этот закашлявшийся любитель сигарет и пускающая пузыри рыбка украшают решетки для стока дождевых вод. Так веселые бразильцы украшают обочины дорог.

В Рио-де-Жанейро портрет пожилого мужчины нарисован на ступенях длинной лестницы. Он черно-белый, но такой стрит арт также можно встретить в солнечной стране.

Самый веселый и пестрый район города. Хотя его жители имеют уровень жизни ниже среднего и такие дома чаще называют трущобами. Но яркие краски на стенах преобразили фасады, и жить в таких строениях приятнее, печали отступают.

Глаза парижанки полны любви, романтики, надежды. Художник не стал использовать цветные краски, они только отвлекут от главного, эмоций и чувств, которые можно увидеть в женском зеркале души.

Старый Солдовский склад текстиля расположен на улице Форигни в столице Франции. Вот так рекламируют качество своего товара старые купцы. Моряки просто отнимают друг у друга простынь. При этом она остается целой, поскольку еще и крепкая.

Девочка в цветном зонтике мечтаний смотрит на пролетающих мимо рыб. Под ней черные и неинтересные реальные будни. Люди наглухо закрылись, не пропуская в свою жизнь надежду и сказку.

В Австралии своя культура и традиции. Поэтому декор стен отличается. К рисункам аборигенов добавилась живопись разных народов, которые приплыли на этот далекий материк. Каждый внес свою лепту, и образовалось интересное, ни с чем несравнимое направление, которое отражает близость с природой и местный быт.

Фасад украшен реальными изображениями, но они несколько необычны. Смешались вместе звери, люди, морские рыбы и жучки. Реалистичнее всего изображены мартышки.

Только они значительно больше девочки и женщины-птицы. Морской конек нарисован очень подробно, он летит впереди и показывает дорогу.

О том, что такой декор стен непривычен для Мельбурна, говорит перекошенный пожарный кран. Видно водитель засмотрелся и наехал на него.

Фоном для зеленого богомола служит рисунок отвалившейся штукатурки. Красный кирпич покрыли белой краской и нарисовали объемный переход.

Затем посадили сверху улыбающуюся саранчу. Красиво и весело. На двери соседнего гаража вариант пчелки Маи в детском исполнении.

Портрет юного аборигена в боевой раскраске. Мальчик вышел на охоту.

Немцы практичны и большие педанты. Поэтому они не стали долго раздумывать и рисовать, а создали лицо из пленки и украсили стену берлинского завода в месте, где из здания выходит труба. Теперь пловец в шапочке потягивает коктейль.

Пародия на чиновника, полная сарказма. Деловой человек скован временем, поскольку у него каждая минута на счету. К занятости добавляется еще и немецкая пунктуальность.

Главное, это часы и дресс-код, поэтому закованные руки поправляют галстук. Отсутствие головы не мешает исполнять свои обязанности и указания начальства.

Часы на башне превращены в глаз, наблюдающий за окружающими.

Кейптаун расположен в жарком пустынном климате. И судя по рисунку, зебры пасутся в его окрестностях в большом количестве.

Стрит арт Южной Африки традиционными приемами показывает единство человека и животного мира. Ведь они очень во многом схожи, отличие только в лице.

Достаточно надеть маску, и ты становишься частицей дикой природы. Примерно так выразил свои мысли художник.

На стене подробно, во всех деталях изображено, как взлетает лебедь. Потекшая краска только подчеркивает его связь с землей и как нелегко ему оторваться и подняться ввысь.

Парочка среди цветущих деревьев украшает торец московского дома. Основные цвета одежды традиционны для русского костюма. Белый, черный и красный. Хотя по внешнему виду герои картины больше похожи на жителей Прибалтики. Такое оформление стен создано недавно.

Старичок смотрит в окно старого дома. Стекло отражает новые высотки Москвы. Такая грустная и реалистичная картина на глухой части фасада исторического района столицы.

Русские люди, даже если они не ходят в церковь, в душе остаются православными. Не удивительно, что портрет батюшки украсил одну из стен.

Теперь мы перебрались на западный берег реки Иордан, в Вифлеем. На заборе, увенчанном колючей проволокой, среди мусора, нарисован мальчик.

Он символ местной природы. Рубашка синяя, с белыми облаками и поющей птицей. А ноги одеты в брюки из железных труб.

Еще один символ жизни Пакистана. Птица, символ мира, в бронежилете и под прицелом, держит в клюве зеленую ветвь.

Декор стен в Стамбуле выполнен в национальном стиле. Два всадника сражаются. Красный фон и воины нарисованы в коричневых тонах.

Цвет огня и крови символизирует доблесть и отвагу, которую проявляли турки в боях согласно их легендам. А под копытами лошадей машины и строительный мусор, реальность современной жизни.

Эта многоцветная пестрая лестница, также находится историческом районе Стамбула. Улица ведет на вершину горы и полностью, на всю ширину состоит из ступеней.

В Боготе семья решила искупаться прямо на площади и заодно украсить стены домов. Два перпендикулярных торца превратились в картину. Вместо серого кирпича синее море и почему то краснокожие люди.

Оригинальные идеи декора бетонной скамьи для свиданий. Каждому определено свое место. Думать за всех будет шляпа. А влюбленные просто посидят рядышком молча.

Девчонка с фоторужьем на стене дома поразила мальчишку своим фотоаппаратом. Такая великолепная и мощная оптика позволит сделать четкие снимки с очень большого расстояния. А нижняя часть похожа на автомат. Великолепная реальная картина на кирпичной стене в Колумбии.

В Аргентине можно увидеть совершенно противоположные по стилю рисунки на стенах. Это реалистичное изображение плывущей черепахи.

Неуклюжие на земле, они просто парят в воде, как птицы в небе. Для предания ей фантастических размеров, которые описывают моряки в своих рассказах, художник на нижнюю кромку трубы посадил мужчину с собакой.

Этот декор стен дома также в Буэнос-Айрес. Только это типичный сюрреализм. Определить точно, что изображено, невозможно.

Четыре мужчины на фоне теплохода и радужного сияния идет по переходу. Это своеобразные этапы развития и становления человека. Его взлеты и падения, уверенное движение по дороге к достижению благополучия.

В Лиссабоне много старых домов с заложенными кирпичом окнами. Местные художники решили украсить эти мертвые фасады. Это тень крадется ночью. Она сбежала от своего хозяина и начала вести преступную жизнь.

Низ дома разрисован подростковым граффити. Зато вверху крокодил просунул свои лапы через дверные проемы и высматривает что-то вверху. Рядом мультяшный герой.

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений - граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.com

Из Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.


Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.com

Сейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.


Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.com

Относительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Каждый раз, гуляя по Москве, мы находим в ней что-то новое и интересное. К небанальным объектам города относится уличное искусство, мы уже . Сегодня мы покажем рисунки на стенах домов, служебных строениях и прочих сооружениях, нарисованные разными уличными художниками. Такие рисунки подразделяются на нелегальные, то есть сделанные без разрешения, и легальные, сделанные с разрешения местных властей (или коммерческих структур, законным образом согласующих свой заказ с местными властями).

Самые интересные граффити Москвы 2016 года —>

Сегодня я покажу нелегальный стрит-арт, появившийся в 2016 году. Как вы можете убедиться, нелегал в Москве – это не только вандализм, не только раскрашенные электрички, загрязняющие городские стены теги, не только бесконечные разрисованные теми же тегами заборы вдоль железных дорог. Отмечу, в настоящее время в городе нет мест, выделенных для размещения «разрешённого нелегала». Не буду касаться городских граффити-фестивалей, когда для жаждущих рисовать даётся стена в специально отведенной резервации, на которой можно рисовать что угодно. К нелегалу я эти работы не отношу. Обычно нелегальные рисунки существуют в «неформальных двориках» в основном в центре Москвы, где подобные работы местные власти не закрашивают. Помимо Zoom, творчеству которого , в городе рисуют сотни других уличных художников. Полагаю, что творения некоторых из них заслуживают внимания.


В январе на Покровском бульваре появилась стена Кинчева. Рисунок на ней посвящен 25-летию фанатского сообщества «Армия Алиса», созданного в 1991 году по инициативе Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». В мае и в октябре стену закрашивали, но фанаты каждый раз восстанавливали рисунок.


Alex214 расписал в Кузьминках несколько гаражей, в результате получился поезд метро. Среди фигур – Марта Купер, легендарный персонаж для любителей стрит-арта. Она известна во всём мире как фотограф, запечатлевший зарождение граффити-культуры в Нью-Йорке 1970-1980-х годов.


***


Портреты девушек от Keirs из команды Insmut. Некоторые уличные художники критикуют метод его работы. Они считают, что смысл стрит-арта – пришел и нарисовал. А когда автор приходит несколько раз, чтобы доделать работу, использует скотч, чтобы проводить прямые линии, это уже не уличное искусство. Я к подобным рассуждениям отношусь спокойно. Мне только странно, что некоторые девушки выходят у Keirs какие-то мужеподобные.


Akor (Артем Коротков) рисует на юге Москвы, и до его работ я обычно не доезжаю. Ироничный рисунок на строении в Бирюлевском лесопарке.


Akor на Шипиловском проезде.


Там же, на Шипиловском проезде, лиса от Choys. Интересно, что он один из немногих, пишущих ник кириллицей – Чойс.


Медведь из зелёных листочков от Чойс с Менделеевской.


Choys сказал, что на этом рисунке он захотел показать эмоции учеников от прихода 1 сентября.


Музыкант от Choys.


Антония Гапотченко, выбравшая себе ник Lev, приехала из Липецка в 2011 году, чтобы учиться на иллюстратора, и осталась в столице. По образованию она графический дизайнер. Считает себя иллюстратором, всегда им была и осталась, просто теперь рисует еще и на стенах. Удивительно, что она вообще не писала свой ник, а сразу начала с рисунков. Первый из них появился в мае 2015 года в Санкт-Петербурге у железнодорожных путей. Антония имеет собственный узнаваемый стиль, её любимый персонаж – обнаженная девушка в джунглях, пышущая красотой и здоровьем, и нарисованная без излишнего реализма форм. И хотя девушку, рисующую девушек, в граффити-сообществе обычно серьезно не воспринимают, за короткий срок ей удалось завоевать авторитет. Через год и месяц после начала карьеры ей уже поручили расписать стену 8х5 метров, у других авторов на такой путь уходит десятилетие. Правда, фестиваль Outline, для которого стена делалась, не состоялся, так что эту работу зрители не увидели.


Иногда в ее рисунках появляются мужчины.




Антония любит найти какую-нибудь «заброшку», так как для нее важно сочетание рисунка со средой вокруг.



Уличный художник Фрэнки, также как и Бэнкси, и Zoom, работает в жанре трафарета. Ник F20 когда-то обозначал название группы из двух человек. Со временем состав группы менялся, а сейчас под ником F20 остался один Фрэнки. Он получил архитектурное образование и работает архитектором. «Но хочется еще что-то такое делать, где ты сможешь делать все, что хочешь, без согласований – просто хочешь и делаешь». Рисовать Фрэнки начал давно, но художником себя ощущает с февраля 2010 года, когда он нашел свой стиль. Сейчас он получает второе образование по специальности «Графический дизайн».


Две его работы 2015 года находятся около МЭИ. Из интервью: «Иногда само место диктует желание нарисовать. Рядом с МЭИ, между корпусами есть очень трущобный переулок – даже не поймешь, что это ВУЗ, – и там я сделал работы три. Две из них до сих пор остались, их никто не трогает, хотя тэги вокруг закрашивают. Может, администрация вуза не против того, что они там висят, не знаю».


Детское воображение на Маросейке.


Работа на Арбате появилась ко Дню святого Валентина.


«Так ровно, дорогая?» на Огородной слободе.


Аист во многих культурах является символом новой жизни. Бочка из-под отходов как символ губительного влияния техногенного фактора на природу. Аист свил гнездо на старой бочке, природа победила. Во дворе в Печатниковом переулке.


И снова аист и современная цивилизация.


Чудо-юдо рыба-кит. Вместо деревушки — панельный микрорайон.


Потерявшаяся девочка с мишкой на Рождественском бульваре.


Часто прослушиваемая Фрэнки группа Magnetic Poetry в Селиверстовом переулке.


Sourt – мастер жанра, который называют «черно-белый фотореализм». Его работы можно найти на юге Москвы, от меня это далеко. Первый раз я съездил зимой, и нашел только одну его работу 2014 года – портрет Маяковского, остальные были закрашены. Интересен персонаж – представляете, кто-то взял и нарисовал нелегально Маяковского на заборе парка!
В 2016 году недалеко от метро «Беговая» появился Бенисио дель Торо в роли Гонзо в фильме Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас Вегасе»(1998).


Недалеко от метро «Менделеевская» появился Юрий Никулин.


Этого человека на Шипиловском проезде я не опознал.


Актер Энтони Хопкинс, недалеко от ТЦ «Облака» на Ореховом бульваре.


Актер и музыкант Петр Мамонов, писатель Виктор Пелевин на Веселой улице (есть и такая у метро «Царицыно»).

Закончу обзор работами двух уличных художников, которые по статусу уже стали просто художниками, хотя иногда и продолжают рисовать на улицах.


Алексей Mednoy родился в 1985 году. Он с отличием закончил отделение дизайна Ивановского художественного училища имени Малютина, но позже переехал в Москву - город, в котором он родился. Первый фасад в Москве на Цветном бульваре создал в рамках фестиваля «Лучший город Земли» (2013). В его живописных и графических работах уверенно читается сформировавшийся авторский стиль, выражающийся в характерных приемах. Он использует ахроматическую гамму цветов, ломанные формы, дробленные изображения. Мозаичные композиции, словно собранные из цветных стеклянных осколков, отсылают к традиции художников-модернистов.

***
Андрей Бергер родился в 1986 году в Барнауле. Он известен под ником Aber, происхождение которого понятно без объяснений. По образованию он дизайнер архитектурной среды, закончил Алтайский государственный технический университет. Андрей увлекся стрит-артом в 2001 году и с тех пор рисует на стенах и активно занимается творчеством. Жил в Новосибирске, сейчас живет в Москве, возглавляет Первое граффити-агентство.


Первая его заметная работа на фасаде столичного дома «Вдохновение» (2013) находится недалеко от метро «Проспект Мира» и выполнена вместе с Маратом Мориком из Новосибирска. Девочка на ней реалистична, но сам Андрей предпочитает геометрические абстракции. Мне удалось сфотографировать его нелегальную работу. Ну как, вам этот стиль нравится?
Позже в 2016 году в этом же стиле Андреем будет выполнены работы в Дании на Aarhus Art Convention, и в Германии (Мюнхен) на Stroke Art Fair. Подобной же графикой в 2016 году были расписаны фарфоровые тарелки для пятизвездочного отеля Silken Puerta America в Мадриде. Точнее, специально для одного из этажей этого отеля, который проектировала великая Заха Хадид. Другие этажи проектировали Норман Фостер и Жан Нувель.

***
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Каролина А. Миранда, журналист и блоггер из Нью-Йорка, написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве ARTnews . Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме.

Каролина А. Миранда - журналист из Бруклина. Пишет о культуре, искусстве, и путешествиях в Time, ArtNews, Budget Travel. Ведет программу о культурных событиях на нью-йоркском радио WNYC. В 2010 New York Times назвал ее в числе 9 людей, за кем следует следить [в твиттере](https://twitter.com/cmonstah). Написала ряд научно-исследовательских работ об уличном искусстве. Ведет арт-блог (http://c-monster.net/), который был упомянут в Wall Street Journal и New York Times в числе рекомендуемых.

Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры: вездесущий и суровый черно-белый лик рестлера-гиганта Андре «Obey» от Шепарда Фейри (Shepard Fairey), изображенный на улицах всего мира; портреты нахальных крыс от британца Бэнкси (Banksy); или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире.

Тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объемным работам.

Франко-испанский художник Эльтоно (Eltono) рисует геометрические лабиринты, которые напоминают тюнингованную вилку или фантазию на имя «Тон». Габриэль Риз «Спектер» (Gabriel «Specter» Reese), канадо-американский художник, превращает городской мусор в скульптуры, инсталлируя их в заброшенных местах Нью-Йорка и Торонто. Американец по происхождению, живущий в Берлине Брэд Доуни (Brad Downey) разбирает брусчатку и выстраивает из нее разного рода геометрически упорядоченные конструкции. Объекты являются частью продолжительной серии «Спонтанные скульптуры», логическим завершением которого станет выпуск одноименной книги.

Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону.

«Первоначальная идея заключалась в добавлении чего-то яркого и красочного в городскую среду, - говорит Доуни о своей работе. - Сейчас я думаю, лучшее, что можно сделать - изменить смысл того, что уже есть, реорганизовать имеющуюся информацию». Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону. Доуни был не раз задержан полицией.

Несмотря на различные законы о вандализме, новая школа стрит-арта привлекает повышенное внимание кураторов международного уровня. В 2008 году галерея Тейт Модерн (Tate Modern) представила выставку с участием многих уличных художников. В прошлом году Фундасьен Каиса Галисия (Fundación Caixa Galicia) организовала общегородскую экспозицию «Пост-граффити, Геометрия и Абстракционизм», в которой приняли участие художники абстрактно-геометрического стиля. И, наконец, прошедшая в январе 2011 года выставка «Да здравствует революция: диалог с городским ландшафтом», включая работы Акая (Akay), шведского художника, построившего однажды собственное жилище на разделительном участке дороги.

Уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность.

Что интересно, эстетические теории некоторых форм уличного искусства выглядят, по сути, совсем академическими. Студийные художники Джон Балдессари (John Baldessari), Йозеф Бойс (Joseph Beuys) и другие делали незаконные инсталляции на улицах еще в 1960-х. Что делает уличное искусство особенным, так это то, что оно вдохновлялось и развивалось из граффити. Большинство из этих художников в какой-то момент брали балончики с краской и ставили теги на стенах.

«Эти художники вынесли из граффити материалы, техника и идеологию - крайне амбициозную, - говорит Седар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор выставки уличного искусства в галерее Тейт Модерн и автор книги «Абстрактное граффити» (выпускаемое издательством Меррел в марте). - Но уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность».

Художники пришли к новым формам стрит-арта различными путями. MOMO - художник из Нью-Йорка, который с 2004 создавал коллажи из яркой бумаги и краски в виде цветных завитушек и четкой геометрической формы. Как и большинство уличных художников, он начинал, вдохновленный традиционными методами, с теггинга на грузовых поездах и портретов знакомых на бесхозных стенах. (MOMO - детский никнейм, как многие интервьюируемые художники, он предпочитает не называть свое настоящее имя).

Еще в 2003-м, с замаячившей войной в Ираке, МОМО все в большей степени не вдохновляли собственные работы.

«Это был момент, когда я чувствовал себя оторванным от общества в целом. Я не хотел потакать ему фигуративными рисунками. Я не хотел пробуждать чувство ностальгии».

В результате, его работы на улицах превратились в чистую абстракцию. В то время он создал ряд полотен по заказу Музея изобразительного искусства и звука в Сан-Пауло (Museum of Image and Sound) и фонда «Каиса» (Fundación Caixa Galicia). Как и многие уличные художники, работая на абстрационистской и концептуальной сцене, он не выставлялся в галерее и жил на комиссионные с продажи работ в маленьких галереях, выставочных залах и музеях.

Безусловно, факт отхода от фигуративного принципа изображения связан с тем, что многие сегодняшние стрит-художники имеют минимальное художественное образование. У Доуни магистерская степень колледжа изобразительных искусств в Лондоне (Slade School of Fine Art in London), Эльтоно имеет диплома Политехнического Университета в Мадриде. Другие, как МОМО заканчивали художественную школу.

«Эти ребята не просто пытаются “подняться”, - говорит нью-йоркский арт-критик Карло Маккормик, поддерживает городское партизанское искусство с ранних 1980-х. - Здесь гораздо более глубокие корни, что заставляет меня думать о таких художниках как Джон Фекнер и Гордон Матта-Кларк, как о людях, пришедших к этому концептуальным путем».

«Абстрактное искусство не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». К. Маккормик, «Нарушение: история запрещенного городского искусства».

Маккормик исследует уличные работы в своей новой книге «Нарушение: история запрещенного городского искусства» ([«Trespass: A History of Uncommissioned UrbanArt»](http://www.taschen.com/pages/en/catalogue/art/all/05719/facts.trespass_a_history_of_uncommissioned_urban_art.htm)) в соавторстве с Марком и Сарой Шиллер (Marc and Sara Schiller), авторов популярного блога об уличном искусстве Wooster Collective. «Большинство того, что сделано в стрит-арте и граффити, было декларативным, - говорит он. - Мы можем сказать об абстрактном искусстве, что оно не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». Для многих художников уход от слов и фигуративных изображений был ключевым. «Это не для того, чтобы навязать какую-то идею, - говорит мадридская художница Нурия Мора ((http://www.nuriamora.com/)), чьи угловатые абстракции хаотично сплетаются с цветочными элементами, навеянными текстильным узором. - Это спокойные работы. Я стараюсь создать в городе немного тишины». По заказу арт-галереи Йоханнесбурга она построила внутри музея деревянную конструкцию грязно-розового цвета, а затем разбирала ее элемент за элементом и восстанавливала на улицах центра города – временами с соответствующим разрешением властей, временами без.

Представители новой волны стрит-арта пытались создать что-то отличное от того изобилия незаконных тегов, оставленных на любой доступной поверхности города. Многие годы Эльтоно бомбил тегами туннели вокруг Парижа, но когда приехал в 90-х в Мадрид, то обнаружил, что весь город заполонен граффити.

«На улицах баллончик – это дьявол». Эльтоно.

Тогда и зародился его узнаваемый сегодня фирменный стиль - разноцветные прямолинейные линии и фигуры. (Сегодня Эльтоно в первую очередь создает арт-объекты и инсталляции, его работы появляются в таких галереях как Тейт Модерн и Миро Фундасьон (Miró Foundation).

В этой эволюции сыграло также роль отношение к техническим материалам. Во многих городах аэрозольная краска ассоциируется с самым разрушительным примером вандализма. По словам Эльтоно, он сменил баллончик на кисть, не только потому, что это дает выразительную и четкую линию, но и потому что «на улицах баллончик - это дьявол». Но если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно». Часто наоборот, это дает ему возможность подискутировать с простыми прохожими, поскольку некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства». Ad Deville .

Нелегальность уличного искусства для многих опрашиваемых художников является надуманной проблемой. Они видят свое творчество как интересный способ коммуникации с городской средой. Скьювил (Skewville) - дуэт из Нью-Йорка, чьи иронические объемные инсталляции заигрывают с архитектурой города (их работы выставлялись в галереях Лондона, Дублина и Лилля). Они дразнят прохожих вырезанными из дерева сникерсами на проводах электропередачи и мастерят скульптуры из кабелепроводов, которые монтируют на фасады зданий.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства, - говорит Эд Дэвиль (Ad Deville), одна вторая дуэта. - Для нас это значит оставаться настоящими - но в буквальном смысле, играя с настоящей уличной материей и встраивая ее в городскую среду».

Риз, чья работа была показана в Королевском Музее Онтарио, Торонто, говорит, что он начинал свой путь с более концептуальных и объемных проектов. Для серии работ «Canner Tribute» он сконструировал пьедестал с тележкой из супермаркета, наполненной коробками с пустыми стеклянными бутылками, в знак уважения к людям, сдающим алюминиевые банки на переработку. Он устанавливал арт-объекты без разрешения в неиспользуемых пространствах около мостов и железнодорожных путей в Нью-Йорке. «Я хочу создать объект в знак уважения. Но мне нравится и его эстетика. Я бы соврал, если бы сказал, что не думал об этом».

«Улицы для машин, не для искусства». Патрик Миллер.

По мере того как работы выходили за установленные границы граффити и стрит-арта, среди художников появлялся вопрос, как это называть. Термин «стрит-арт» раздут до неприличия. «Я борюсь с идеей “стрит-арта”, - говорит Патрик Миллер (Patrick Miller), член нью-йоркского коллектива Faile, которые в 90-х начинали с трафаретов прежде чем с головой окунулись в объемные инсталляции. - Улицы для машин, не для искусства».

В 2009 году Faile установили на бруклинских улицах два больших молитвенных барабана, покрытых резьбой, изображающей потребительское отношение и жадность. Они были вдохновлены молитвенными барабанами тибетских буддистов. На улицах инсталляции предлагали неожиданное соседство: ритуальный предмет, незаконно и внезапно установленный посреди потрепанного городского пейзажа.

В целом, работы Faile находятся на стыке партизанского и изобразительного искусства, поп-арта и концептуализма, скульптуры и архитектуры. Несмотря на то, что дуэт занимается нелегальным искусством, они единственные упомянутые здесь художники, у кого есть собственный представитель в галереях Нью-Йорка и Лондона. Их коллаж на дереве оценивается более чем в 60000 долларов. В прошлом году пара закончила крупный заказ - историческую копию храма в торговом центре в Лиссабоне - как участники фестиваля Portugal Arte 10. «Это размытая область на стыке уличного и публичного искусства и интервенцией в общественное пространство. Где-то между».

Хавьер Абарка (Javier Abarca), куратор, критик и преподаватель университета Мадрида, который ведет граффити-блог Urbanario, говорит, что пришло время переосмыслить систему уличного искусства. Пока граффити является термином для обозначения теггинга баллончиком с краской, стрит-арт, вмещая в себя все-что-подразумевается-под-улицей, становится слишком громоздким понятием. Абарка использует понятие «пост-граффити» для обозначения любого рода иконического теггинга на улице.

«Если у нас проблемы со словами – как пить дать, грядет что-то новенькое». MOMO.

Сначала термин подразумевал таких фигур как поп-художник 80-х Кейта Харинга (Keith Haring), который придумал четкий словарь, вдохновленный граффити, но не копирующий его. Сегодня пост-граффити может включать в себя и работы таких художников как МОМО и Эльтоно (также как и Фейри и Бэнкси), которые совершенно расширили набор визуальных символов. Для классификации более зависящих от среды объектов как работы Доуни или Риза, Абарка использует термин «интервенция» - вторжение арт-объекта в уличную среду.

Разумеется, не всегда можно четко определить типологию уличного искусства. Практически все художники говорили о смещении границ и переходе из одной категории в другую, избегая категоризации: от улицы к галереям, от граффити к пост-граффити и интервенции. «Меня привлекает эта неопределенная зона, где слова уже не играют большой роли, - говорит МОМО. - Если у нас проблемы со словами - как пить дать, грядет что-то новенькое».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Стрит-арт не расправится с мировой нищетой, но он может заставить вас думать и улыбаться».

Уличные рисунки давно уже перешагнули ту грань, когда они считались только вандализмом и не несли в себе ничего разумного, доброго, вечного. Нет, конечно, бессмысленные и чаще всего бесталанные «теги» есть и никуда не денутся. Но современный стрит-арт уже куда глубже и шире, чем просто теги, выражение протеста или своей позиции. Он разросся и принял в себя, помимо всего прочего, социальную функцию.

сайт подготовил список художников, работы которых делают города красивее, а людей немножко лучше и счастливее.

Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта. Добрые глазастые создания Никиты, органично вписанные в пространство, обыгрывающие форму стен, существуют уже во многих городах России: в его родном Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Казани и так далее.

Алексей Меньшиков

Художник из Пензы Алексей Меньшиков украшает улицы своего города забавными рисунками, удачно вписывая их в окружающий пейзаж. Его позитивные герои не оставят равнодушным никого и заряжают позитивом на весь день.

Этот талантливый уличный художник из России является приверженцем сюрреалистического стиля, который тонкой нитью пронизывает все его работы. Тематика работ весьма разнообразна – начиная с рисования представителей героев субкультур и различных явлений и заканчивая сюрреалистическими и сказочными мотивами.

Художник из Екатеринбурга Слава PTRK - настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции - это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.

Еще один художник из Екатеринбурга, знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями.

Московский уличный художник Женя 0331С (Оззик) привык сравнивать то, что рисуют в его родном городе и на улицах мира. Это помогает ему осознать, для чего он создает свои работы. Для Оззика стрит-арт - это полноценное искусство, возможность передать чувства или эмоции через то, что ты умеешь делать.

Молодой, продуктивный и чертовски талантливый граффити-художник из Питера. Работает в технике фотореализм и создает ярких, незабываемых персонажей.

Андрей Адно (Adno) родился в 1986-м году и сейчас живет в Калининграде. Художник утверждает, что граффити никогда не было его основным источником вдохновения. Ему близка старая школа графического дизайна, советский плакат и все то, что балансирует на грани граффити и общепринятого искусства.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то