Потребительское отношение к близким людям. Не будь ко мне жестока! Почему мы обижаем своих близких

Работа с клиентом и
его проблемами в привязанности
– это работа с маленьким,
нуждающимся в любви ребенком.

Первичные и вторичные чувства

В терапевтической работе с клиентами приходится сталкиваться с разной степенью осознавания, идентификации и выражения ими своих чувств. В данной статье мы остановимся лишь на содержании и качестве тех чувств, которые характеризуют особенности отношений клиента со значимыми для него людьми, а также на особенностях терапевтического процесса с такими чувствами. Именно эти чувства, как правило, лежат в основе психологических проблем клиентов.

Чаще всего в терапии у клиентов можно наблюдать проявления следующих типов чувств по отношению к значимым для них людям: первичные чувства, вторичные чувства и демонстрируемое отсутствие чувств.

Идея разделения чувств на первичные и вторичные не является новой (см.,например, статью Микаэлян Л.Л. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика./ЖПП 2011, №2).

Данная статья написана в парадигме разрабатываемого авторами (Г.Малейчук, Н.Олифирович) системно-аналитического подхода в психотерапии, предполагающего целостный взгляд на возникновение и развитие исследуемого феномена.

Первичные чувства. Это чувства отвержения, страха, одиночества. За ними очень легко можно увидеть потребности, первичные чувства, как правило, их напрямую и выражают. Чаще всего за такими чувствами стоят следующие потребности: в безусловной любви, принятии, привязанности.

Предъявление клиентом в начале терапии первичных чувств достаточно редкое явление, оно свидетельствует о его хорошем контакте со своим Я. Чаще всего такое бывает в состоянии жизненных кризисов, депрессии.

Вторичные чувства. Это злость, гнев, ярость, раздражение, обида. Эти чувства возникают в случае невозможности предъявить близким людям первичные чувства. Чаще всего это бывает по причине страха (отвержения) или стыда (непринятия). Вторичные чувства, например, гнев или обида, затеняют чувства первичные, говорящие об эмоциональных потребностях привязанности.

Отсутствие чувств или эмоциональная анестезия. Клиент в этом случае заявляет, что у него нет никаких чувств к близким людям (к отцу, матери), они для него чужие люди, и он в них уже не нуждается. Данный фокус терапии редко является запросом и чаще всего появляется в процессе терапии по другим запросам.

Травма привязанности

Вышеприведенная типология чувств тесно перекликается с этапами развития травмы, предложенными Дж. Боулби. Дж. Боулби, наблюдая за поведением детей в ответ на разлуку с матерью, выделил у них следующие этапы развития чувств:

Страх и паника – первые чувства, охватывающие ребенка при расставании с матерью. Ребенок плачет, кричит в надежде вернуть мать;

Гнев и ярость – протест против брошенности, ребенок не смиряется с ситуацией и продолжает активно добиваться возвращения матери;

Отчаяние и апатия – ребенок примиряется с ситуацией невозможности вернуть мать, впадает в депрессию, физически цепенеет и эмоционально замораживается.

В результате такого рода травматического взаимодействия у ребенка формируется либо повышенная «прилипчивость» к родительской фигуре (если он еще не потерял надежды получить ее внимание и любовь – фиксация на втором этапе по Боулби), либо холодное отстранение (в том случае, если такая надежда была для него потеряна – фиксация на третьем этапе).

Наиболее серьезные проблемы возникают у детей именно на третьем этапе. Если поведение привязанности, направленное на поиск и поддержание контакта с фигурой привязанности, не достигает цели, у ребенка возникают такие чувства, как гневный протест, цепляние, депрессия и отчаяние, кульминацией же этого процесса становится эмоциональное отчуждение от фигуры привязанности.

Причем, важно не столько физическое присутствие объекта привязанности, но также его эмоциональная вовлеченность в отношения. Объект привязанности может присутствовать физически, но при этом отсутствовать эмоционально.

Травмы же привязанности могут возникать не только по причине физического отсутствия объекта привязанности, но и в силу его психологической отчужденности. Если фигура привязанности воспринимается как эмоционально недоступная, то, как и в ситуации физического ее отсутствия, наступает сепарационная тревога и дистресс. Это очень важный момент, мы к нему еще вернемся.

В обоих случаях ребенок растет в дефиците безусловной любви и родительского принятия, потребность в привязанности оказывается в силу фрустрации хронически неудовлетворенной.

Его Я является дефицитарным (термин Г. Амона), неспособным на самопринятие, самоуважение, самоподдержку, такой человек будет с низкой неустойчивой самооценкой, крайне зависим от мнений других людей, склонный к созданию созависимых отношений.

В терапии можно встретиться с клиентами, фиксированными на разных уровнях нарушения потребности в привязанности. Наиболее сложная ситуация безусловно та, когда терапевт встречается с эмоциональным «бесчувствием» клиента.

Можно встретиться с разными видами эмоциональной нечувствительности – от полной анестезии до алекситимии различной степени. Все алекситимики, как правило, – травматики. Причиной такого бесчувствия, как говорилось ранее, является психическая травма – травма отношений с близкими людьми или травма привязанности.

Травмы, как известно, бываю острые и хронические. Травмы привязанности, как правило, хронические. Столкнувшись в терапии с бесчувственностью клиента к близкому человеку и совершенно справедливо предположив травму в отношениях, терапевт, чаще всего безуспешно, пытается искать в его анамнезе случаи, являющиеся этому подтверждением.

Однако клиент часто не может вспомнить ярких эпизодов отвержения со стороны значимых лиц. Если же попросить его вспомнить теплые, приятные моменты отношений, оказывается, что и таковых тоже нет.

Что же тогда есть? А есть нейтральное вплоть до безразличия отношение к клиенту-ребенку, хотя при этом часто родители безупречно выполняют свои функциональные родительские обязанности. К ребенку относятся не как маленькому человеку с его уникальными душевными переживаниями, а как к функции.

Они могут быть внимательны к его физическим, материальным потребностям, такой ребенок может расти в полном материальном достатке: обут-одет, накормлен и т.д. Область же духовно-душевного контакта с ребенком отсутствует.

Либо родители могут быть так поглощены своей жизнью, что напрочь забывают о нем, предоставляя его самому себе. Такие родители, как правило, часто «возбуждаются» в своих родительских функциях, вспоминают, что они родители, когда с ребенком что-то случается (например, он заболевает).

Клиентка М. вспоминает, что мать «появлялась» в ее жизни, когда она болела – тогда она «выходила из Интернета» и начинала активно выполнять все необходимые лечебные процедуры. Неудивительно, что у этой клиентки закрепился болезненный способ существования – именно через болезнь ей удавалось хоть как-то «вернуть» маму.

Ребенок в вышеописанной ситуации пребывает в состоянии хронического эмоционального отвержения. Хроническое эмоциональное отвержение – неспособность родительской фигуры (объекта привязанности) на безусловное принятие своего ребенка. При этом фигура привязанности, как отмечалось выше, может физически присутствовать и функционально выполнять свои обязанности.

Причины неспособности родителей безусловно любить и принимать своего ребенка не являются для терапевта предметом этики и морали, а связаны с их психологическими проблемами. Они (проблемы) могут быть обусловлены как их жизненной ситуацией (например, мать ребенка пребывает в ситуации психологического кризиса), так и связаны с особенностями их структуры личности (к примеру, родители с нарциссической либо шизоидной характерологией).

В некоторых случаях причины родительской нечувствительности могут выходить за пределы их личной жизненной истории, а быть переданы им посредством межпоколенных связей. Например, мать одного из родителей сама находилась в состоянии психической травмы и в силу своей эмоциональной анестезии не смогла быть чувствительной к своему ребенку и дать ему достаточно необходимых для него принятия и любви.

В любом случае, мать оказывается неспособна на эмоциональный отклик и в силу этого не в состоянии удовлетворить потребность ребенка в привязанности и в лучшем случае физически и функционально присутствует в его жизни. Вышеописанную ситуацию может исправить присутствие эмоционально теплого отца, либо другой близкой фигуры, но, к сожалению, не всегда в жизни так бывает.

Во взрослой жизни попытка восполнить дефицит в любви и привязанности осуществляется, как правило, не напрямую – через родителей, а замещенным образом – через партнеров. Именно с ними и разыгрываются сценарии созависимого поведения, в которых на первый план выступают вторичные чувства, предназначенные для родителей.

С родителями же такие клиенты ведут себя чаще контрзависимым способом, разыгрывая сценарий отсутствия чувств. И лишь попав на терапию и пройдя этап обсуждения созависимых отношений клиента с партнером, удается выйти на эмоционально отстраненное, дистантное отношение к его родителям.

Клиентка Н. ведет себя с партнером типично созависимым способом – контролирует, обижается, обвиняет в недостаточном внимании, ревнует. В ее контакте с партнером проявляется весь набор «вторичных» чувств – раздражение, обида, гнев.

С родителями же отношений нет: отец, по словам клиентки, никогда не был с ней эмоционально близок, мать была всегда занята больше собой. Клиентка уже давно смирилась с таким отношением к ней и уже ничего не ждет и не хочет от своих родителей. В тоже время весь свой поток нереализованной потребности в любви и привязанности она направляет на своего партнера.

Терапевтические размышления

Чаще всего клиенты с вышеописанными проблемами в привязанности обращаются с запросом по поводу созависимых отношений с партнером.

Терапевтическая работа с такими клиентами – это работа с травмой отвержения. В процессе терапии у клиента разворачивается процесс погружения в имеющуюся на раннем этапе его развития травму отвержения, который мы называем актуализированный кризис.

Это целенаправленная, контролируемая терапевтическая актуализация раннее не пережитой травмы с целью ее ре-переживания в терапевтическом процессе.

Процесс терапии здесь имеет несколько последовательных этапов. Начинается он, как правило, с обсуждения реального кризиса отношений с партнером, что обычно и является клиентским запросом.

Здесь клиент в терапии активно предъявляет вторичные чувства (злость, обида, ревность и др.) по отношению к своему партнеру. Терапевтической задачей на этом этапе является переключение клиента в область первичных чувств (страх отвержения, непринятия).

Это непростая задача, так как у клиента будет присутствовать сильное сопротивление к осознаванию и принятию стоящих за вторичными чувствами первичных чувств-потребностей (в принятии, безусловной любви). Сопротивление поддерживается, как отмечалось выше, сильными чувствами страха и стыда.

Следующим этапом в терапии будет осознавание и принятие того факта, что первичные чувства-потребности являются смещенными с первичного объекта и направлены на другой объект. Этим первичным объектом является родительская фигура, с которой были нарушены отношения привязанности.

Терапевтической задачей этого этапа терапии будет последовательное прохождение этапов чувствительности к объекту с нарушенной привязанностью от этапа отсутствия чувств через этап вторичных чувств и, наконец, к первичным чувствам-потребностям.

Терапевт разворачивает эмоциональный процесс от эмоциональной анестезии и вторичных эмоций, выполняющих защитную функцию, к первичным чувствам, говорящим о потребностях в близости-привязанности и страхах не получить желаемое.

Работа с клиентом и его проблемами в привязанности – это работа с маленьким, нуждающимся в любви ребенком. Наиболее подходящая здесь модель терапии – модель отношений мать-ребенок, в которой терапевту необходимо много контейнировать и давать своему клиенту.

Если представить себе, что в моменты переживания первичных эмоций (страха, боли утраты, ощущения собственной ненужности и покинутости) мы находимся в контакте с детской и уязвимой частью «Я» клиента, то легче удастся его понимать и принимать. Это работа «здесь-и-сейчас», на близкой дистанции, требующая эмпатической настройки на актуальное состояние клиента.

Работать с эмоциями, находясь в отстраненной позиции, неэффективно. Эмпатическая включенность – основной инструмент работы терапевта с рассматриваемыми проблемами. Эмпатия – это способность представить себя на месте другого человека, понять, каково ему, испытать сочувствие и выразить его в контакте.

Эмпатия, безоценочное и безусловное принятие и конгруэнтность терапевта (триада Роджерса) помогают построить безопасные и доверительные терапевтические отношения – отношения эмоциональной близости, которых клиенту не хватало в его жизни.

В результате человек, обратившийся к терапевту, чувствует себя понятым и принятым. Подобные терапевтические отношения являются оптимальной питательной, поддерживающей и развивающей средой, способствующей процессу личностного роста клиента.

Тут возможны аналогии с надежной привязанностью, являющейся безопасной гаванью, защищающей от жизненных стрессов, и надежной базой, с которой можно рисковать и исследовать окружающий и внутренний мир. Даже самые сильные и отвергаемые чувства могут быть пережиты и ассимилированы в близости, каким бы трудным и болезненным это не представлялось.

В процессе взаимодействия людям с проблемами в привязанности сложно находиться в терапевтическом контакте. В силу их гипертрофированной чувствительности к отвержению они не способны удерживаться также и в реальном контакте и часто пускаются в отреагирования.

В ситуации, которую они «считывают» как отвержение, у них возникают сильные вторичные чувства – обида, ярость, гнев, боль – и они не позволяют им оставаться в контакте. Партнер же по взаимодействию является вторичным объектом, на которого проецируются чувства, адресованные первичным отвергающим объектам.

Клиентка Н. обратилась за терапией с проблемами в отношениях с мужчинами. В процессе терапии выяснилось, что эти отношения в ее жизни всегда разворачиваются по схожему сценарию: после благополучного первого этапа в отношениях у клиентки начинает возникать все больше претензий к избраннику, раздражения, ревности, упреков, обиды, контроля.

За этими действиями и вторичными чувствами в процессе анализа обнаруживается сильный страх брошенности, отвержения, ненужности, одиночества. Клиентка в реальных отношениях, не осознавая этих чувств, пытается все сильнее давить на своего спутника. Неудивительно, что ее мужчины с завидным постоянством «сбегают» из этих отношений.

Это та точка в отношениях, которую можно осознать в терапии и разорвать привычный паттерн взаимодействия, вырваться из привычных стереотипных патологических способов контакта.

Задача номер один для таких клиентов – пытаться удерживаться в контакте, не пускаясь в отреагирование и говорить партнеру (используя Я-высказывания) о своих чувствах-потребностях. Это очень сложно еще и по той причине, что в этой ситуации актуализируется страх отвержения. Хотя ведущим чувством чаще является обида, которая «не позволяет» открыто говорить о своих чувствах (боли, страхе).

Не всегда данная терапия может быть успешной. Такая терапия, как говорилось выше, предъявляет большие требования к личности терапевта, к его зрелости, проработанности, к его личностным ресурсам. Если терапевт сам уязвим в плане привязанности, он не сможет работать с клиентами со схожими проблемами, так как не может ничего дать такому клиенту.

Для иногородних возможна консультация и супервизия у автора статьи через интернет.

Одной из самых распространенных и обсуждаемых тем является отношение человека к человеку. Сочинение об этом пишут даже школьники. Хотя эту тему включают в программу старших классов. И это правильно, поскольку говорить об отношениях до подросткового возраста (то есть до того времени, пока у детей не сформируется хоть какое-то сознание) - практически бессмысленно.

Главное - понять суть

Итак, что же это такое - отношение человека к человеку? Сочинение на эту тему написать не очень просто, если хочется изложить свои мысли так, чтобы они были поняты и, что самое главное, прочувствованы другими.

Издавна суть человеческих отношенияй интересовала мыслителей. Они старались найти как можно больше способов, чтобы достичь баланса и гармонии друг с другом. Но эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Какие бы советы не давал Фрейд, Достоевский, Сократ или Соломон - отношения всегда будут даваться с трудом. Иногда, в особенности в начале, так не кажется, однако практика показывает обратное - трудности есть у всех.

Что ж, для написания действительно интересного эссе со смыслом, стоит задуматься над самой сутью темы. Выявить для себя её проблему, проанализировать жизненные случаи и ситуации, попробовать изложить их на бумаге в черновом варианте, а затем сделать из этого определенные выводы, желательно даже с советом.

Оформление

Соблюдать традиционную структуру сочинения нужно, однако будет оригинально, если основную часть составить из нескольких мини-эссе. Чтобы было понятнее, можно привести пример. Итак, введение написано, теперь нужно приступить к главному.

Чуть выше говорилось, что для лучшего изложения своих мыслей стоит описать конкретные жизненные ситуации. Можно вкратце рассказать о чём-нибудь, например, о том, что порой даже самые крепкие отношения, проверенные не одним десятком лет, рушатся из-за того, что один из пары перестал слушать другого. Сказать, как важно прислушиваться к мнению близкого человека, идти на компромиссы, иначе из-за собственного эгоизма можно всё разрушить.

Вот и пример. К написанию эссе на такую животрепещущую тему нужно подойти не с точки зрения отработки слога или грамотности. Здесь нужен психологический подход. Необходимо думать, вспоминать, анализировать и ставить себя в те или иные ситуации, рассматривая их под разными углами. Тогда сочинение "Отношение к людям" станет не только интересным, но и, возможно, поучительным.

Тонкости психологии

Подавляющее большинство, услышав слово "отношения", сразу думают о парах "мужчина+женщина". Это логично, поскольку эта тема волнует практически всех. Но стоит заметить, что данным словом обозначаются ещё и многие другие межличностные контакты.

В психологии существует масса терминов. Виды отношений к человеку многочисленны - тождественные, дуальные, тонизирующие, расслабляющие, побуждающие, параллельные, противоположные, зеркальные - и это только малый список терминов, под которыми скрывается подробная и разноплановая характеристика. Но для сочинения это всё не нужно. Даже если школьник знает терминологию и сможет объяснить суть каждого понятия - то эссе получится чересчур объемным. И не каждый сможет его понять. Так что для сочинения вполне подойдёт тема любви, приятельства, семьи, товарищества, дружбы, работы. Всё это соответствует такой теме, как "отношение человека к человеку". Сочинение, конечно, пишут чаще всего о своих друзьях или родителях, реже - о возлюбленных, в силу возраста. Однако можно написать и рассуждение о том, в чем ещё нет личного опыта, но зато имеются кое-какие мысли по этому поводу.

Изложение мысли и его специфика

"Отношение человека к человеку" - сочинение, которое должно заставить задуматься. Очень уж тема подходит для размышлений. Не стоит впадать в отчаяние, если на первый взгляд покажется, что никаких мыслей нет. Они есть, так как материала для написания много, даже чересчур. Он вокруг нас.

Мы ежедневно наблюдаем со стороны отношение людей друг к другу, сами принимает непосредственное участие в межличностном контакте. Для того чтобы написать об этом, необходимо только приложить некоторые усилия и вспомнить то, что впечатлило. Это может быть хорошая ситуация, в которой проявилась доброта и человеколюбие, или то, что задело душу в плохом смысле слова - это тоже нужно освещать.

К слову, эссе на подобные морально-этические темы запоминаются лучше, если в них было прокомментировано что-то аморальное, нечеловеческое. Такие тексты заставляют задуматься, а иногда и пересмотреть своё отношение к чему-либо. А ведь это - главная награда для автора.

Отношение к близким людям порой зависит от твоего настроения, хотя они могут быть и не причастны к ситуации, повлиявшей на тебя. Хочу обсудить тему взаимоотношений с близкими людьми, с родственниками. У каждого из нас были моменты недопонимания в отношениях с родными. Порой нам кажется, что мы знаем лучше, как надо и как не надо.

От чего зависит наше отношение к близким людям?

Есть ключевой вопрос, который я задам. Он натолкнет тебя на важные мысли, а, может, позволит тебе вернуть ответственность за происходящее, то есть вернуть тебе свою же силу. А вопрос такой: во взаимоотношениях ты добрый или ты строгий человек?

Есть идея о том, что хорошо бы, чтобы близкие и родные люди поддерживали тебя во всем, были бы всегда за тебя, прощали бы тебе какие-то оплошности. Но есть действительность, которая порой существенно отличается от идеальных представлений. И порой на самом деле к близким людям мы максимально строги. Бывает, что им достается больше всего. А если вдруг они в чем-то провинились, то почему-то наша реакция иногда не соответствует степени серьёзности произошедшего. Только потому, что они не так совершенны, как бы тебе хотелось. Либо они не выполняют ту роль или функцию в твоей жизни, которую, как ты считаешь, они должны выполнять. И это составляет очень большое количество проблем, возникает много боли.

Порой вместо того, чтобы поддержать близкого человека, мы начинаем его осуждать или как-то ему препятствовать, потому что его мнение или представления о чем-то отличаются от наших. Почему ты строгий человек по отношению к маме, но не замечаешь оплошности за собой? Почему ты не можешь простить что-то отцу, но легко прощаещь себя за несдержанные слова?
На самом деле каждому из нас очень важна поддержка близких людей. А самый простой способ ее получить – это давать ее самому. В очередной раз напоминаю вам, что если в вашей жизни чего-то не хватает, то надо начать это испытывать или делать максимально. Хочешь, чтобы тебя любили близкие люди? Начни любить и принимать их такими, какие они есть, без попыток изменить, наставить на путь истинный.

Лучше быть строгим к себе или относиться строго к близким?

На самом деле строгим быть лучше по отношению к самому себе. Например, держать данное слово. А отношение к близким людям должно быть доброе, честное и любящее. Очень важно, когда необходимо, поддержать близкого человека. Итак, все, что ты хочешь получить от родных, - давай сам. Твоя забота и твое понимание могут творить чудеса, потому что твои близкие люди дают тебе силу. Любя их и получая ответную любовь, ты становишься сильнее.

Есть замечательный фильм, снятый по роману Элинор Портер «Полианна». Кто не смотрел – обязательно посмотрите. Главная героиня – жизнерадостная храбрая девочка, которая любила своих родственников, не смотря ни на что, и в конце концов получила награду. Ее игра «в радость» оживила весь город.

Просто подумай про своё отношение к близким людям. Стоит ли быть строгим или необходимо просто любить их и принимать?

Наши близкие – те, кому мы безоговорочно доверяем и не боимся быть перед ними уязвимыми, проявлять свои подчас не самые радостные эмоции и даже гнев.
Мы настолько привыкли к ним и к тому, что они нас поддерживают в трудную минуту (ведь на то они близкие, разве нет?), что зачастую не придаем значения их мелким, на наш взгляд, проблемам, а иногда нам вообще не приходит в голову, что они ждут от нас поддержки. Мы попытались сформулировать для вас правила, которые помогут вам быть настоящим другом и опорой для самых дорогих для вас людей.

Быть действительно рядом

Правило первое. Будьте рядом с теми, кто вам дорог. Что мы имеем в виду? Как минимум, мы имеем в виду то, что вам нужно хоть иногда уделять внимание близким людям, действительно и по-настоящему присутствуя «в моменте», а не отвлекаясь на разговоры в «Вайбере» или посты в «ФБ». Просто переключите телефон в беззвучный режим. А если вы, к тому же, не хирург, от которого зависят жизни десятков людей, и не супергерой, от которого зависят миллионы жизней, то и вообще отложите ваш девайс на время в сторонку. Сосредоточьтесь на человеке, с которым вы разговариваете. Пусть он почувствует ваше присутствие и заботу.

Быть внимательным и искренним

Это совсем не сложно – быть внимательным. Нужно всего лишь однажды промолчать самому и услышать того, кто вам дорог. Не просто слушать, но и услышать, что именно и каким образом он говорит. Ведь, согласитесь, частенько мы предпочитаем монологи, а не диалоги. Как часто в разговоре вы присутствуете «чисто формально», то есть, вроде бы и слушаете собеседника, но на самом деле ваши мысли в этот момент заняты совершенно посторонними и никоим образом не относящимися к собеседнику вещами?


Поэтому правило второе: внимательно слушайте, не перебивайте, попытайтесь понять, что именно говорит вам близкий человек. Иногда ему нужно просто выговориться, и кто, как не человек, который сам не однократно подставлял вам свое плечо в трудную минуту, вправе рассчитывать на ваше сочувствие.

Быть правдивым


Всем известно, как подчас трудно сказать правду, а особенно тому, кто вам дорог. Иногда это объясняется нежеланием выдерживать и переживать чужие негативные эмоции и состояния, и получается, что солгать, промолчать или скрыть неприятные вещи, сгладить острые углы, представить ситуацию в лучшем свете, обесценить чужую проблему гораздо легче, чем сказать правду, поставив себя и близкого вам человека в некомфортное положение. Но если вы действительно хотите стать опорой для родных вам людей, вам придется отбросить страх и взять на себя часть их чувств, научивших пропускать через себя их переживания. Поэтому правило третье: будьте правдивы и откровенны. И еще, не стесняйтесь выражать свои чувства, иногда так важно поплакать вместе.

Близкие люди- это родители, брат, сестра, друзья... Естественно, что к родственникам относятся с уважение. Родители с самого раннего детства заботятся о своих детях, а друзья поддерживают в трудные минуты. Конечно, и я отзываюсь на их просьбы, не остаюсь равнодушным к их проблемам. Но главное для меня семья, и я понимаю, что родителям нужно мое внимание, помощь.

В романе- эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстого показаны разные семьи. Читая роман, особое внимание обращаешь на то, какие искренние, теплые отношения в семье Ростовых. Хочется вспомнить эпизод когда Наташа неустанно ухаживает за свой матерью, которая слегла от горя, когда семья Ростовых получила известие о смерти младшего сына Пети. Думаю, что именно такими должны быть отношения между близкими людьми.

К сожалению, в жизни бывает всякое известный случай когда не общаются годами выросшие дети с родителями, им совершенно безразлична судьба матери, отца. И в художественной литературе это нашло отражение. Например, в рассказе "Телеграмма" К.Г. Паустовского молодая женщина Настя проявляет равнодушие по отношению к своей матери, одиноко доживающей свой век в селе Заборье. За три года она ни разу не приехала к матери, даже когда Катерина Петровна впервые попросила Настю в письме приехать повидаться с ней, Настя не откликнулась на эту просьбу, хотя почувствовала внутренне беспокойство, проявив равнодушие к матери.

Этот рассказ заставляет задуматься: Всегда ли мы должным образом относимся к близким людям? Почему мы бываем так нравственно глухи по отношению к своим близким? Почему не чувствуем, как тяжело и одиноко бывает нашим родным, как чувствует это Наташа Ростова, Марья Болконская? Эти героини из романа"Война и мир"Льва Толстого являются примером чуткого, доброго, милосердного отношения к родным людям.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то