Иин музыкальный инструмент древнего китая. Китайские национальные музыкальные инструменты

Юэцинь

Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.

В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.) . Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".

_____________________________________________________

Дицзы

Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой. Её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бамбуковой мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.

______________________________________________________

Цин

"Звучащий камень", или цин (磬) - один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи.

______________________________________________________

Шэн


Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы.

______________________________________________________

Эрху

Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки.

Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.

Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Пипа

Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям.

Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.

Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.

______________________________________________________

Сяо

(箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.).

Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.

______________________________________________________

Сюаньгу

(подвесной барабан)
______________________________________________________

Пайсяо

Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента.

______________________________________________________

Суона

Китайский гобой суона (唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях.

______________________________________________________

Кунхоу

Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.

Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.

Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.

______________________________________________________

Чжэн

Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.

Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра . Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет, а струн примерно в 3 раза меньше.

С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".

Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".

Первые упоминания о музыке в Китае встречаются уже в эпоху Цинь (2 в до н. э.). Получение удовольствия через прослушивание музыки воспевалось Конфуцием. Великий мудрец сам играл на музыкальных инструментах, прежде всего, конечно на «царе всех инструментов» – гуцине.
Уже тогда сформировалось много форм ансамблевой музыки. Например, самый известный дуэт шелка и бамбука (丝竹 si zhu). Он назван так по материалам, из которых изготовлены инструменты, входящие в дуэт.

Вообще в Китае существует восемь категорий инструментов в зависимости от материала:

  • бамбук
  • дерево
  • металл
  • камень
  • тыква-горлянка
  • земля (глина)

Гуцинь (цинь)

С гуцинем связаны многие легендарные имена китайской истории: Конфуций, поэты Ли Бо, Тао Юань Мин, Бо Цзюи, полководец Гжуге Лян – все играли на цине и воспевали его в своих высказываниях и ипроизведениях.

Сама форма циня – округлая сверху и плоская снизу – символизирует «круг» Неба и «квадрат» Земли, как они понимаются в натурфилософии Китая. То есть сам инструмент гуцинь – это весь мир, все сущее между небом и землей.

Все измерения инструмента также имеют символический смысл:

  • длина гуциня равна 36 цуней (китайская мера измерения, равная примерно 3,73 см), что символизирует 360 дней в году
  • на корпусе циня 13 точек для ориентации во время игры. Они обозначают 12 месяцев и 1 месяц високосного года.
  • самое широкое место инструмента равно 8 цуней, что означает восемь ветров.
  • а самое узкое – 4 цуня, времени времени года.

«Ночные крики воронов»

Гучжен (чжен)

В толковом словаре разъясняется, что название инструмента произошло от звуков, которые он издает: «чжен-чжен-чжен».

В отличие от циня гучжен имеет колки, с помощью которых можно влиять на высоту звука. В странах Юго-Восточной Азии часто встречается подобный инструмент. Например в Японии – это кото, в Корее – каягым.

Количество струн у гучженя в древности было сначала равным тринадцати, затем – пятнадцати, сейчас – может достигать двадцати одной и даже двадцати четырех.

«Цветущая лунная ночь на весенней реке»

Пипа

Название происходит от техники игры на пипе. Прием, когда струна играется сверху, зазывается «пи», снизу: – «па».
У пипы 4 струны, а на корпусе есть лады.

Существует два типа пьес для пипы: масштабные и миниатюрные. В стилевом плане эти пьесы могут различаться по характеру: военные или светские.

В истории была одна известная битва. Легендарную борьбу царств Чу и Хань в Китае вспоминают до сих пор. Одна из самых известных пьес для пипы – военного характера и описывает те события. О том, насколько древней является эта пьеса, можно судить по тому, что имеется запись 700-летней давности, в которой описывается, какие чувства человек испытал от ее прослушивания. Очень красочная пьеса, в которой можно услышать и ржание лошадей, и удары оружия, и крики человек. В каждом маленьком разделе можно узнать конкретную боевую сцену.

«Осада со всех сторон»

Эрху

Эр (二 er) означает «два» (у пипы две струны), а ху – название народа, жившего на севере и западе от Китая в древние времена.

Начиная с эпохи Тан инстурмент приходит в Китай и получает большое распространение. Появляется даже целое семейство инструментов – хуцинь – состоящее из различных разновидностей эрху.

Эрху часто используется в народной и театральной музыке, соло или под акомпанимент к пению.

В разных акомпаниментах используются разные виды из семейства зуциней. Самый распространенный вид: смычок продет между струнами, корпус обтянут кожей удава. Также часто встречаются баньху – с полностью деревянным корпусом – и цзинху, который используется в Пекинской опере и весь сделан из бамбука.

«Отражение луны в двух водоемах»

Флейта дидзы

Сделана из бамбука. Благодаря тому, что идея довольно проста, очень многие народности дошли до изобретения подобного инструмента. У дидзы, однако, есть отличие от других флейт – на одном из отверстий наклеена пленка. Она позволяет сделать звук более звонким. На юге используется длинная дидзы, на севере – короткая.

В Китае обнаружены 8000-летние инструменты, подобные дидзы, сделанные из кости. Вдревности иероглиф «ди», входящий в название инструмента, означал также «отмывать», «очищать». Поэтому дидзы называют инструментом, очищающим душу.

Шен

Этот экстравагантный инструмент состоит из трех частей: корпус, трубки и трость с отверстием для губ. Удивительно, но и этот инструмент с довольно замысловатым устройством насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. В старинных шенах, однако, корпус делался из тыквы горлянки, поэтому данный инструмент относится к этой категории. В Китае считают, что аккордеоны и орган произошли от шена.

Посмотрите на игру а шене и – на нем возможно извлекать звуки и во время вдоха, и на выдохе.

Сона

Некоторые говорят, что сона пришла в Китай из Персии. Сейчас этот инструмент широко используют во многих народных ритуалах от свадеб до похорон.

Невероятная композиция «Сто птиц встречаются с фениксом» часто играется на свадьбах – в ней можно услышать подражание радостным звукам птиц.

Окарина сюнь

Относится к категории земля, так как сделана из глины.
История насчитывает более 7000 лет. По легенде, сюнь произошел от древнего метательного оружия. Предки, охотясь, часто использовали камни или комки глины на веревке. Некоторые из них были полыми и в полете издавали свистящие звуки. Людям это понравилось, и впоследствии они стали специально дуть в полые куски глины или выдолбленные камни, извлекая эти звуки, а потом и изготавливать такие инструменты самостоятельно.

Игра на сюне профессора Тяньзиньской консерватории Ван Цзяньсиня:

Сяо

Один из важнейших инструментов и традиционная пара гуциню в знаменитом дуэте 丝竹 – шелка и бамбука. На верхнем торце флейты – наклонённое внутрь отверстие, в которое исполнитель направляет воздух. Изначально у сяо было только четыре пальцевых отверстия, позднее к ним добавились ещё два: пять на лицевой стороне и одно - на тыльной.

Длина сяо может варьироваться в разных регионах и быть от 50 до 75 сантиметров и длиннее. В Японии такой вид флейт известен под названием сякухати.

Китай - самобытная страна, и это проявляется во всех ее составляющих, в том числе и в музыкальной культуре. Туристов, которые знают толк в музыке и хотят новых ощущений на этом фронте, туры в Китай приятно удивят.

Традиционная китайская музыка очень не похожа на все, что привыкли слышать уши представителей западной цивилизации. В ней играют национальные музыкальные инструменты, и прослеживается особая постановка выступлений.

Зарождение и развитие китайской народной музыки

Свое начало этот вид искусства в Китае берет со времен V века до н.э., с произведения под названием «Книга песен». В этом сборнике было зафиксировано 305 лирических стихотворений.

Следующим этапом развития традиционной китайской музыки является создание в IV веке до н.э. песенно-поэтической школы, основателем которой стал Цюй Юань. Наиболее значимым его вкладом является сборник под названием «Чускими строфами».

Правление династии Хань и Чжоу было благоприятной эпохой для развития музыкального института в Китае. Специально назначенные чиновники занимались сбором фольклора. Серьезное воздействие не музыку в это время оказывало конфуцианство, часто в произведениях этого времени можно услышать церемониальные и религиозные нотки.

Губной орган (шэн)

В эпоху династии Тан и Сун музыкальная наука продолжала развиваться. Композиторы писали гимны, произведения для широкой и узкой публики, лирику, воспевал китайский народ, красоту природы.

Важно: В традиционном китайском написании слова «музыка» и «красота» пишутся одним и тем же иероглифом, отличаясь только в произношении.

VII-XI века примечательны появлением в Китае музыкального театра и традиционной китайской оперы. Спектакли представляли собой комплексные выступления, включавшими танцы, музыку, костюмы, диалоги и актеров.

Вплоть до XVII века музыка Китая развивалась в замкнутой среде. Зародившиеся тысячелетия назад традиции трансформировались в скудные жанры, мало отличавшиеся друг от друга, и только к началу XVIII столетия начались подвижки в формировании новых направлений музыки.

К XX веку Китай стал активно заимствовать западные веяния в музыке, сохраняя при этом исключительную аутентичность. Вплоть до начала нового тысячелетия в Поднебесной появилось несколько сотен музыкальных жанров, так или иначе, имеющих основу в традиционной народной культуре.

Китайские народные инструменты

Дицзы

Дицзы, или просто Ди - это деревянная поперечная флейта, активно используемая практически во всех направлениях китайской музыки. По легенде, инструмент был создан специально для Жёлтого императора Хуанди. Существует несколько вариантов флейты Ди - их изготавливают из дерева, кости и даже нефрита.

Шэн

Китайский губной орган , или шэн , является одним из символов традиционной музыки Поднебесной. Классический орган шэн имел 12 октав звучания, благодаря трубочкам, изготавливаемым из бамбука. Современные инструменты выполнены из металла, их делят на три типа по высоте звука - верх, альт и бас.

Гонг

Пожалуй, самый известный из китайских народных инструментов, первые столетия своего существования использовался лишь для церемоний и ритуалов. Сейчас гонг имеет более 30-ти разновидностей, каждая из которых является атрибутом своего музыкального жанра - от классики до экспериментального рока.

Китайская скрипка (эрху)

Пайсяо

Китайский вариант панфлейты - пайсяо - был изобретён ещё во II тысячелетии до н.э. До наших дней инструмент дошёл практически в неизменном виде - 12 бамбуковых трубочек образуют единую флейту с мягким, но глубоким звучанием.

Гуань

Ближайший китайский родственник гобоя. Гуань - это язычковая флейта, изготавливаемая из бамбука или других пород дерева. Классический инструмент имеет ряд из 9-ти отверстий, хотя в последнее время стали популярны и укороченные варианты гуаня.

Эрху

Традиционная китайская скрипка с двумя струнами. Звучание максимально близко типичным смычковым инструментам с высоким строем. В настоящее время один из самых востребованных инструментов на всей территории восточноазиатского региона. Нередко эрху можно услышать и в музыке западных фолк-групп.

Цисяньцинь (гуцинь)

Цисяньцинь

Один из древнейших китайских инструментов, имеющий второе название - гуцинь . Струнный щипковый инструмент, своеобразный аналог классической гитары. Диапазон звучания - 4 и более октавы. В классическом исполнении имеет 7 струн, отстроенных очень близко к гитаре, насечки на «грифе» соответствуют хроматическому звучанию и традиционной пентатонике.

Пипа

Китайская разновидность лютни . В отличие от европейской «сестры», пипа имеет всего 4 струны и ограниченный диапазон звучания. Была изобретена предположительно в III веке, сейчас же активно используется в народных оркестрах, а также в сольных номерах исполнителей.

Китайская лютня (пипа)

Современные жанры китайской музыки

Джунго Фэн

Современный жанр китайской музыки - Джунго Фэн - появился в самом начале XXI века. По сути - это смесь всех популярных жанров Запада с уникальным азиатским колоритом. Строгих рамок стиль не имеет и сильно зависит от сиюминутных модных течений.

Менгу Минге

Монгольский стиль - Менгу Минге - несмотря на близость культур двух народов и целый регион Внутренней Монголии для большинства китайцев - экзотика. Для Поднебесной этот жанр часто встаёт на одну ступень с европейским фолком, хотя по своему звучанию и сценическому антуражу это, безусловно, азиатская эстетика.

Сиань Минге

Традиционные напевы Тибета к концу XX века превратились в один из жанров китайской поп-музыки. Сиань Минге теперь - один из самых востребованных стилей эстрады от регионального уровня - до государственных концертов. Певучие мелодии Тибета нередко используются в различных китайских школах вокала.

Дайцу Минге

Традиционный жанр провинции Юньнань - Дайцу Минге - это мажорные песни и инструментальные композиции для быстрых танцев. Частый элемент исполнения - смешанный хор из мужских и женских голосов. Фирменным инструментом жанра является флейта хулуси .

Лао Шанхай

Появившийся в эпоху колониальной зависимости Шанхая жанр Лао - это симбиоз традиций кабаре и джаза с народными мелодиями южных провинций Китая. Окончательно сформировался жанр к 1930-м годам, и с тех пор активно внедряется в разные пласты китайской музыки. Непременный атрибут Лао - блюзовые и джазовые баллады в стиле золотого века Голливуда и «гангстерский» имидж музыкантов.

Гантай Гекю

Термин Гантай Гекю - фактический синоним китайской эстрады, исполняемой на кантонском или мандаринском наречии. Долгое время два варианта текстов были непримиримыми конкурентами, сейчас же наблюдается ослабление противоречий и некий симбиоз диалектов. На официальных концертах Пекина преобладают песни, написанные на мандаринском диалекте, кантонское же наречие ближе Гонконгу или Шанхаю.

Сяонань Миняо

Китайская студенческая песня - Сяонань Миняо - это уникальное явление в национальной музыке, сравнимое лишь с культурой советских бардов. По сути - это один из аналогов авторской песни, исполняемой под аккомпанемент акустической гитары с минимальным привлечением других инструментов. Тексты песен различны - от романтики до протеста.

Сибэй Фэн

Основанный на северо-западной музыке Китая жанр Сибэй Фэн впитал в себя традиции региональной оперы и заимствований из европейской культуры. Отличительная черта - насыщенная ритм-секция и яркие тексты на остросоциальные темы. Жанр часто называют китайским вариантом американского поп-рока.

Яогун

Китайским словом яогун принято называть рок-музыку во всей её проявлениях - от классического рок-н-ролла до тяжёлого металла. Появился этот жанр в Китае относительно поздно - лишь в конце 1980-х, но с развитием культуры мгновенно стал популярным. Сейчас в жанре яогун работает несколько тысяч групп и сольных артистов по всей стране. В Пекине и других городах основаны целые школы, готовящие музыкантов этого жанра.

Сяо Циньсинь

Появившийся в середине 2000-х жанр Сяо Циньсинь стал своеобразным ответом китайской молодёжи на появление культуры хипстеров. В основе музыки Циньсинь - минималистические аранжировки и сентиментальные тексты о любви и современном мире. Из западных жанров максимально близкий - инди-поп .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Китайск ие национальные музыкальные инструменты

Китайцы -- очень музыкальный народ. Они так любят музыку, что научились ещё в древности изготовлять музыкальные инструменты «восьми видов»: из камня, шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры, глины и тыквы. Королевой инструментов была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает русский музыкальный инструмент гусли. Семь струн символизировали семь известных китайцам планет. В длину цинь имела четыре меры и ещё пять частей, что означало четыре времени года и пять элементов природы: огонь, землю, металл, дерево и воду. Китайцы считали, что человек никогда не должен расставаться с цинь, так как её звуки помогают совершенствовать разум и направлять свои желания на добро.

Традиционные музыкальные инструменты (’†Ќ‘?ѕ№ zhongguo yueqi)

Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней. Самый ранний из них датируется возрастом более 8000 лет.

Традиционные китайские музыкальные инструменты тесно связаны с появлением музыки в Китае. Они символизируют китайскую культуру, и в древности так же были показателями уровня производительности.

Исследователи древности разделяли все инструменты на восемь категорий или "восемь звучаний", согласно материалу, который был взят за основу при изготовлении того или иного инструмента, а именно: метал, камень, струнные, бамбук, высушенная и выдолбленная тыква, глина, кожа и дерево.

Металлические: имеются в виду сделанные из металла инструменты, такие например как гонг и бронзовые барабаны.

Каменные: инструменты из камня, такие как карильон и каменные пластины (своего рода колокола).

Струнные: инструменты со струнами, на которых играют непосредственно пальцами или в специальных напёрстках - маленьких плектрах-ноготках, надетых на пальцы исполнителя или же при помощи смычка, как например на китайской скрипке, 25-струнной горизонтальной арфе и на инструментах с большим количеством струн, подобных цитре.

Бамбуковые: инструменты, преимущественно флейты, сделанные из стебля бамбука, например бамбуковая флейта с восемью отверстиями.

Инструменты из тыквы: духовые инструменты, в которых сосуд из высушенной и выдолбленной тыквы используется в качестве резонатора. К их числу относятся шэн и юй.

Глиняные: сделанные из глины инструменты, такие как сюнь, духовой музыкальный инструмент в форме яйца, размером с кулак, с шестью или меньше отверстиями, и фоу, глиняный ударный инструмент.

Кожаные: инструменты, резонирующая мембрана которых сделана из выделанной кожи животных. К примеру, барабаны и тамтамы.

Деревянные: инструменты, изготовленные преимущественно из дерева. Из них наиболее распространены муюй - "деревянная рыба" (полая деревянная колодка, используемая для выбивания ритма) и ксилофон.

Сюнь (? Xun)

Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. Археологические исследования показывают, что около 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. Во время правления Иня династии Шан (17 - 11 вв. до н.э.) сюнь вытачивался из камня, костей животных и слоновой кости. В эпоху династии Чжоу (11в. - 256 г. до н.э.) сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.

Чжэн (в¶ Zheng)

История струнного инструмента «чжэн» насчитывает более 2000 лет. Особо популярен он был во времена царства Цинь (221-206 гг. до н.э.) на территории современной Шэньси, поэтому его также называют «цинь чжэн».

Согласно древним источникам, первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. При Цинь число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. После падения династии Тан (618 - 907 гг.) чжэн превратился в 13-струнный инструмент, струны которого натягивались на продолговатый деревянный резонатор. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

Гуцинь (ЊГ‹Х Guqin)

Гуцинь, семиструнный щипковый инструмент (в какой-то степени напоминающий цитру), был широко распространён в эпоху Чжоу, и часто использовался в игре вместе с другим струнным инструментом «сэ».

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами.

Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух. Звуки средней тональности - громкие, а нижней тональности - нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

Сона (?? Suona)

Повсеместно известная как горн или рожок, сона является ещё одним древним духовым инструментом, который достаточно широко используется в различных народных представлениях. Впервые она обрела популярность в Центральном Китае в 16 веке. В фольклорных концертах для духовых и ударных инструментах, а так же в операх, сона часто играет роль "первой скрипки".

Звучный и внятный, этот инструмент идеально подходит для исполнения изумительно живых и приятно поражающих слух номеров и часто бывает ведущим инструментом в духовых и оперных оркестрах. Его громкий звук легко различить среди других инструментов. Он так же способен задавать ритм и имитировать щебетание птиц и стрекот насекомых. Сона является по праву незаменимым инструментом для народных празднеств и фестивалей.

Шэн (в™ Sheng)

Шэн - ещё один древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Шэн завоевал себе популярность в эпоху правления династии Чжоу, поскольку часто использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях.

Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозностью в смене нот, с чистым, звонким звучанием в верхней тональности и нежным в средней и нижней, он является неотъемлемой частью фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

Сяо и д и (? Xiao , “J Di )

Сяо - вертикальная бамбуковая флейта, ди - горизонтальная бамбуковая флейта - традиционные духовые инструменты Китая.

История «сяо» насчитывает около 3000 лет, тогда, когда «ди» появилась в Китае во 2 веке до н.э., попав туда из Средней Азии. В своём первоначальном виде сяо напоминала нечто вроде свирели, состоящей из 16-ти бамбуковых дудочек. В наши дни сяо чаще всего можно встретить в форме отдельной флейты. И поскольку такую флейту достаточно легко изготовить, она довольно-таки популярна среди населения. Две самые ранние свирели, датируемые периодом Борющихся Царств (475 - 221гг. до р.х.), были обнаружены в захоронении правителя Цзэн в уезде Суйсянь провинции Хубэй в 1978 г. Каждая из них состоит из 13-ти прекрасно сохранившихся бамбуковых дудочек, связанных вместе по порядку убывания их длины. Мягкое и элегантное звучание сяо идеально подходит для соло, а так же для игры в составе ансамбля, чтобы выразить глубокие проникновенные чувства в продолжительной, нежной и сентиментальной мелодии.

Пипа (”ъ”i Pipa)

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент, заимствованный из Месопотамии к концу периода Восточная Хань (25 - 220), и дошедший через Синьцзян и Ганьсу вглубь страны к четвёртому веку. При династиях Суй и Тан (581 - 907) пипа превратилась в основной инструмент. Практически все музыкальные пьесы эпохи Тан (618 - 907) исполнялись на пипе. Универсальный инструмент для соло, ансамблей (из двух и более инструментов) и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно. Используют ее, как и для сольных выступлений, так и в оркестрах.

китайский национальный музыкальный инструмент

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    Казахские национальные струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, идиофоны. Описание устройства, применение и звучание кобыза, домбыры, скрипки, домры, виолончели, флейты, органа, сыбызгы, сырная, ханга, треугольника, кастаньет, жетыгена.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Виды чувашских народных музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Шапар - род пузырной волынки, методика игры на ней. Источник звука мембранофонов. Материал самозвучащих инструментов. Щипковый инструмент - тимер купас.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Музыкальные инструменты средневековой Скандинавии и Британии. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры. Разновидности сыбызгы, с которым связано множество легенд и преданий. Русские, индийские и арабские народные инструменты.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Биография Антонио Страдивари - знаменитого мастера струнных инструментов, ученика Николо Амати. Его наиболее выдающиеся инструменты, изготовленные в период с 1698 по 1725 годы. Споры о таинственном "секрете Страдивари", фантастические версии ученых.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Клавишные музыкальные инструменты, физические основы действия, история возникновения. Что такое звук? Характеристика музыкального звука: интенсивность, спектральный состав, длительность, высота, мажорная гамма, музыкальный интервал. Распространение звука.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    Физическая основа звука. Свойства музыкального звука. Обозначение звуков по буквенной системе. Определение мелодии как последовательности звуков, как правило, особым образом связанных с ладом. Учение о гармонии. Музыкальные инструменты и их классификация.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Тембры эстрадного джазового инструментов, стратегические и специфические приемы. Виды тембров: натуральных, измененных, смешанных. Специфические приемы электро-клавишных и электрогитар. Музыкальные термины, применяемые в эстрадной и джазовой музыке.

Китайская музыка - искусство древнейшей китайской цивилизации, уходящее корнями в культуру II-I тыс. до н.э . В истоках китайской традиционной музыки находятся племенные песни и пляски, обрядовые формы ритуального искусства. Китайские музыкальные инструменты, как и сама музыка, в корне отличается от любой другой музыки какой-либо страны.

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии . Она впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

Началом собственной истории китайской музыки считают появление в VI в. до н. э. «Книги песен» - «Шиц-зин», хотя нотные записи в ней не сохранились. Составление сборника приписывают Конфуцию .

В него вошли гимны и народный песни, большей частью распространенные на севере Китая. В сборнике также упоминается более 25 музыкальных инструментов . Среди них струнные щипковые - цинь, сэ; духовые - юа, ди, шэн, гуань, ударный инструмент чжун и другие.

Духовые инструменты – сяо, свирель и дудка-сона

Смычково-струнные – эрху, цзиньху и баньху

Щипково-струнные – гучжен, гуцзинь, пипа

Гуцзинь – самый древний китайский струнный инструмент, его история насчитывает более 3 000 лет.

Ударные музыкальные инструменты – гонги и барабаны

В период X-VII вв. до н. э. песни с широким жизненным содержанием стали постепенно обособляться от плясок, превращаясь с VI в. до н. э. в самостоятельной искусство. С развитием конфуцианства в Китае, в целом отвечающего интересам правящей аристократии, начиная с V в. до н. э. музыка приобретает новое общественное значение. В ней находят отражение основные категории конфуцианской доктрины: ритуал - ли и гуманность - жэнь.

Согласно Конфуцию, музыка являет собой микрокосмос как воплощение великого космоса . Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует государственному устройству, так как обладает совершенной структурой. Многие элементы китайской музыки носили символический характер, обусловленный древней натурфилософией. Но то же время музыкальная система была строго определена, а любые нарушения в ней могли привести, по верованиям древних китайцев, к различным бедствиям.

  • “Весеннее солнце и белый снег”,
  • “Сотни птиц поклоняются фениксу”,

Эти мелодии и сейчас можно услышать в Китае и за рубежом. Некоторые из них получили премии на международных конкурсах исполнителей.
Китайцы любят свою национальную музыку за её оригинальность и неповторимость. Почти в каждом районе Китая есть оркестр национальных инструментов, некоторые из которых самодельные. Эти оркестры часто приглашаются в зарубежные гастрольные поездки. В последние годы Государственный оркестр национальных инструментов приглашают выступать в Вене на Праздник Весны .

Современная Китайская музыка

Современная китайская музыка развивается тем же путем, что и музыка других стран: шансон, поп, рок, рэп и т.д. Азия всегда притягивала к себе, особенно Китай. Однако, не секрет, что в нашей стране китайская музыка практически нигде не слышна. Практически никто не знает, что современная музыка Китая, это не пекинская опера, а нормальная заводная прикольная красивая музыка, которая завораживает. Современную Китайскую музыку можете послушать в нашей группе вконтакте –

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то