Расшифровка вступления к поэме руслан и людмила. Литературная сказка
а, о своеобразии вступления к поэме “Руслан и Людмила”; 2. А. Развивать творческое воображение, умение делового общения в парах, в группах; Б. Развивать память, внимание; В. Развивать речь; Г. Отработать навыки самостоятельного осознанного чтения; 3. Приобщаться к национальным истокам русской литературы.
Какие впечатления, связанные с именем этого человека, у вас возникают? Чей портрет перед вами? Что вы о нём знаете?
Запишите в словарь: ЛУКОМОРЬЕ - изгиб морского берега. (стар.). Морской залив. ДОЛ - То же, что долина. Туманный д. Горы и долы. По горам, по долам (в сказках: повсюду). За горами, за долами (в сказках: очень далеко). ПРИХЛЫНУТЬ - Хлынув, приблизиться. Прихлынули волны. Прихлынула толпа. Прихлынут воспоминания (перен.). ВИТЯЗЬ - В Древней Руси: отважный, доблестный воин. ЧРЕДА - То же, что череда 1. Всему своя ч. Ч. дней. Ч. годов. Ч. облаков. ЧЕРЕДА 1. То же, что очередь. Всему приходит своя ч. 2. То же, что вереница. Облака идут волнистой чередой. ТУЖИТЬ - Горевать, кручиниться. Т. о своей беде. Не тужи, всё образуется. Живёт - не тужит (о том, кто живёт хорошо). МИМОХОДОМ - 1. По пути, проходя мимо. М. зайти куда–н. 2. перен. Между прочим, вскользь (разг.). М. сказать, услышать.
1.Каковы ваши впечатления? Понравилось вам произведение? Чем? 2. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? 3. Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? 4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкин а?
Запишите тему урока (понравившуюся из предложенных) на пропущенной строке, а также домашнее задание к следующему уроку. Всем спасибо за работу. 1. Что на уроке понравилось, показалось интересным? 2. Хотите прочитать всю поэму? 3 Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты.
Домашнее задание Выучить наизусть вступление к поэме. По желанию - нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе или написать сочинение “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);
Урок литературного чтения во 2 классе.
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема . Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила. У лукоморья дуб зелёный»
Цель . Познакомить детей с вступлением к поэме «Руслан и Людмила»; начать формировать представление о логике сказочного жанра; добиться понимания содержания; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Ход урока
I . Организационное начало урока
Вновь мы учебник открываем.
Что же ждёт нас впереди?!
Какие тайны мы узнаем?
От предвкушенья замирают
Сердца, горящие в груди!
II . Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.
1. Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа).
2. Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный. (Кощей.)
3. Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (Русалка.)
4. Герой фольклора, имеющий отчество Горыныч. (Змей.)
5. Жених Василисы Прекрасной. (Иванушка.)
6. Единовластный государь в тридесятом королевстве. (Царь.)
Какое слово по горизонтали получилось? ( Сказка .)
Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.
Сказка – это:
а) Небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) Произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) Прозаическое произведение небольшого размера.
Ответ: (б)
Чтоб творчество Пушкина лучше узнать.
Прочитайте высказывание, записанное на доске.
«Сказка - не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…»
Как поняли? О каких сказках пойдет речь? (О волшебных)
Что значит «волшебные сказки»? (В них действует волшебство, чудодейственная сила, происходят чудеса) А кто поведёт нас в мир сказки? (А.С.Пушкин)
Что о нём знаете? Рассказ учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Став взрослым, А.С.Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.
Какие сказки Пушкина знаете? (Выставка книг.)
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о Попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке».
Какое бы название дали этой выставке? (Авторские сказки А. Пушкина)
Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чём она? (О том, как злой волшебник унёс со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как он и ещё три её жениха, отправились искать Людмилу, об их приключениях и счастливом конце).
III . Работа по теме урока
Откройте учебник на странице 7.
1.Работа над иллюстрацией.
Прочитайте, какой вопрос задал Миша Учёному Коту?
Так к какой сказке художник Васильев нарисовал картинку?
Вы помните, как называются картинки к произведению? (Иллюстрации)
Проверим. Для этого перевернём страницу. Учитель читает продолжение интриги.
К какому произведению эта иллюстрация? (К вступлению к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Познакомимся с этим произведением.
2.Чтение стихотворения учителем. (Дети следят по учебнику и делают пометки слов, значения которых непонятны)
Лексическая работа.
Что такое лукоморье? Где можем найти значение этого слова? Найдите.
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске). Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Значение каких ещё слов непонятны? Давайте вместе разберёмся.
Златая, брег, песнь, чредой – это старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает « дол »? (Пространство без деревьев – долина, удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор)
Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много призраков, приведений.)
О заре – на заре.
Почему воды названы ясными? Подберите синоним. (Прозрачные).
Пленяет – берёт в плен.
Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет – сохнет.
Прихлынут – набегут на берег.
Чредой – чередой, по очереди
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница – темное помещение без окон.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд.
3.Вернёмся к нашей иллюстрации. Найдите подтверждения, что она к этому произведению. Что видите?
Могучее дерево дуб, к которому прикреплена золотая цепь;
Кота, который лежит на цепи и читает книгу;
Русалку;
Избушку на курьих ножках;
Бабу Ягу в ступе.
Найдите строчки, из стихотворения, подходящие к каждому персонажу, изображённому на иллюстрации. Что объединяет эти персонажи? (Это герои волшебных сказок) Какие свои персонажи добавил художник?
Филин в дупле;
Сказочная птица Сирин;
Рядом с русалкой на ветке сидит А.С.Пушкин.
Как вы думаете, для чего художник так это сделал? (Чтобы картинка была ещё более сказочной)
Создаётся ли у вас впечатление, что перед нами сказочный лес? (Да, он густой, заросший, непроходимый, ветки его деревьев переплетены)
Можно ли утверждать, что на иллюстрации «живой» лес? (Да, ветви его деревьев похожи на руки, которые готовы схватить любого, кто проникнет в этот лес)
Перечитайте произведение и подумайте, кто же рассказчик? (Лирический герой) Найдите подтверждение в тексте.
«И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.»
Куда он попал? (В волшебный мир) Найдите в тексте подтверждение, что мир волшебный. («Там чудеса …») Прочитайте, какие чудеса наблюдал наш герой-рассказчик?
На сколько частей можно разделить это произведение? (На три: вступление, основная часть, концовка) Прочитайте строчку, которой заканчивается основная часть. Кто в сказке обычно так говорит? (Это Баба-Яга) А в произведении А.Пушкина? (Рассказчик)
Как вы думаете, является ли рассказчик сказок частью волшебного мира? (Нет, он только наблюдает, а сам он является представителем реального мира)
Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти? Прочитайте.
«И я там был, мёд-пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало»
Где они находятся: в начале или в конце сказок? А в тексте А.Пушкина? Почему рассказчик говорит, что мёд-пиво в рот не попали? (Потому, что речь идёт о том сказочном мире, где всё нереально, выдумано)
Кот учёный у А.Пушкина умеет только сказки рассказывать? Докажите свою точку зрения строчками из текста. (Он песни заводит и сказки говорит) А герою Пушкина кот учёный поёт песни или сказки рассказывает? (Он рассказывает сказки – «Свои мне сказки говорил»)
Чтение учителем интриги на странице 10 .
На плакатик
Летучей Мыши взгляни,
Важные сведения
Там ты найди.
Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши. Что поняли?
Внимательно перечитайте стихотворение.
Обратите внимание на слово в тексте, которое выделено цветом и многократно повторяется. Как вы думаете, с какой целью это делает автор? Чтобы понять и ответить, попробуйте сказать его несколько раз вполголоса. Страшновато? Так зачем автор-рассказчик использовал этот приём? (Чтобы подчеркнуть таинственность волшебного мира)
IV . Физкультминутка
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
V . Продолжение работы по теме урока
1.Работа над выразительностью чтения.
Учитель читает произведение по частям и вместе с детьми обсуждают, как нужно читать.
1) У лукоморья дуб зеленый
Что заметили? Если бы вы строили предложение, то как бы сказали? (Нарушен порядок слов; прилагательное после существительного)
А знаете ли вы, что такой литературный приём называется - ИНВЕРСИЯ
2) Златая цепь на дубе том ( Выделяем слово златая – принадлежность к волшебному миру)
3) И днем и ночью кот ученый
Как поняли слова? (Постоянно, беспрестанно!) Как надо прочитать эти строчки?
4) Все ходит по цепи кругом;
На какое слово падает логическое ударение? Выделим голосом это слово.
5) Идет направо - песнь заводит ,
Ставим паузу - // перед дефисом.
6) Налево // - сказку говорит.
(Пауза, ожидание чуда: что же будет?)
Прочитайте первую часть выразительно. (Заслушиваются несколько вариантов чтения)
7) Там чу-де-са:
Прочитайте следующие строчки . Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним никто не ходил.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
8) Там лес и дол видений полны;
Создадим звуковой образ этой строки, выделим ударные звуки.
[ А Э И О Э О ]
Пропоём их. Что слышится и представляется? (Простор, бескрайность русской природы)
9) Там о заре прихлынут волны
Кого накрывало волной? Какое возникало ощущение? (Дух захватывает) Попробуйте передать это голосом.
10)
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Слова брег, чредой – какой придают оттенок речи? (Придают речи торжественность.)
11) Чтение следующих 10 строк. О чём говорится в эти строчках? Вспоминаются герои различных волшебных сказок.
12) Там русский дух… Там Русью пахнет!
Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? (Гордость за Россию)
13) Самостоятельное чтение последних четырёх строчек.
И там я был, // и мёд я пил; //
У моря видел дуб зелёный; //
Под ним сидел, // и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Прочитайте выразительно всё стихотворение.
2.Чтение продолжения интриги учителем на странице 11.
Что для человека является в жизни самым важным и ценным? (Семья, друзья, наше прошлое, наши обычаи) Как понимаете значение слова «обычаи»?
Обычаи - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Как кот объяснил. Почему дуб – это тоже «ценное»? Найдите ответ в учебнике. Какое слово требует поиска значения в Толковом словаре? Откроем толковый словарь и найдём значение слова «предки».
Предки – это древние предшественники по роду.
Вспомните, кого ещё из мира природы древние люди считали своими предками? (Зверей и птиц; доказательство мы можем найти в русских народных сказках, так как в них животным давали имена людей)
VI .Работа по тетради для самостоятельной работы №1
Откройте тетрадь на странице 4.
Выполнение задания №2.
Прочитайте стихотворение «Дерево».
О чём оно? (О необычном дереве) Что вас удивило? Найди строчки, из которых видно, что дерево огромное. Подчеркните их одной чертой. Найдите строчки, в которых жизнь дерева сравнивается с жизнью человека. Подчеркните их двумя чертами. Чем необычно это дерево? (Оно включает в себя всю семью: и дочек, и сыновей, и дедов древних) Это дерево – прародитель и его можно назвать тотемом.
VII .Итог урока
Что нового узнали на уроке? Вам понравился урок? Какими мыслями и чувствами поделились бы с вашими родителями?
Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением урока.
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть законченный отрывок (Или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки до конца).
2. По желанию – нарисовать рисунок к одному из эпизодов.
РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
История создания
Александр Пушкин начал поэму «Руслан и Людмила» в 1817 p ., когда учился еще в Лицее, а завершил 1820 г. в Петербурге. Того же года поэма появилась в российских журналах, сразу сделав имя автора знаменитым. Он послал произведение выдающемуся писателю того времени - Василию Жуковскому, которого считал своим учителем. После выхода поэмы В. Жуковский искренне обрадовался успехам юного поэта и подарил ему свой портрет с надписью: « Победителю-ученику от побежденного учителя». Ко второму изданию поэмы (вышло в свет в 1828 г.) художник специально написал вступление, навеянное рассказами няни, Арины Родионовны в Михайловском.
Край луїсомор"я1 дуб зеленый,
И золотая цепь на нем:
Каждый день, каждую ночь кот ученый
На цепи кружит том;
Идет направо - пение заводит,
Налево - сказку повіда.
Чудеса там: лісовик2 там бродит,
В ветвях русалка3 спит бледная;
На неизвестных там дорожках
Следы неслыханных ужасов;
Там хатка на курьих ножках
Без окон, без дверей стоит;
У лукоморья дуб зелены й;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учены й
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомы х дорожках
Следы невиданны х зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
1 Лукоморье (рус. лукоморье) - морская зотока; изгиб морского (или речного) берега.
2 Леший (рус. леший) - образ в устном народном творчестве, предстает в облике очень старого лохматого деда; олицетворяет опасность, что подстерегает человека в лесу; сбивает людей а дороги, всячески вредит им.
3 Русалка - образ в устном народном творчестве, богиня водоема; в древних народных преданиях воплощен представление о том, что молодые красивые девушки живут на самом дне рек, имеют длинные волосы и рыбий хвост, завораживают и зовут людей в воду, где они могут погибнуть.
О. Куркин. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
В примарах там леса и долины;
Там на рассвете волна несется
На дикий берег песчаный,
И тридцать витязей прекрасных
Из волн выходят изумрудных,
Да еще и дозорный их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
С Ягой ступа там бредет,
Вперед сама собой идет;
Там царь Кащей
над золотом чахне1;
Там русский дух...
там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Своих сказок меня учил.
Одну вспомнил я: добрые люди,
Пусть для вас эта сказка будет...
(Перевод Николая Терещенко)
Там лес и дол видений полны ;
Там в налого прихлы нут волны
На брег песчаны й и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод вы ходят ясны х,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богаты ря;
В темнице там царевна тужит,
А буры й волк ей верно служит;
Там ступа с Бабой Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей
над златом чахнет;
Там русской дух...
там Русью пахнет!
И там я бы л, и мед я пил;
У моря видел дуб зелены й;
Под ним сидел, и кот учены й
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку э ту
Поведаю теперь я свету...
Ю. Валкович. Иллюстрация к поэме
О. Пушкина «Руслан и Людмила». Вторая половина XX ст.
Комментарии
Кто такой кот ученый и почему именно этот образ подан в начале вступления к поэме «Руслан и Людмила»? Кот с традиционным образом в сказочных произведениях разных стран. В древности люди считали, что кот с добрым духом дома и хранителем детей. Кроме того, поскольку кот наделен свойством видеть не только днем, но и ночью, ему приписывали способность ведать то, чего не знали люди. То есть это был кот-вещун, другими словами, -
«кот ученый», «ученость» которого измерялась не знаниями, а мудростью.
В народных преданиях кот также наделялся свойством говорить - кот-баюн (древнерус. баять, то есть рассказывать). Итак, кот в пушкинском произведении воплощает вечную мудрость человечества, в том числе древнего фольклора (он поет песни, рассказывает сказки). Во вступлении этот образ создает атмосферу домашности и одновременно сказочности, таинственности.
Дуб зеленый - это воплощение вечности жизни, его постоянного коловорота, обновление, целостности. Дуб был священным деревом у разных народов, в том числе славянских. Обожествление дуба в глубокой древности связано с его долговечностью, исключительной прочностью древесины, из которой люди делали жилье и Другие вещи. Дуб также воплощает единство человека и природы.
Работа с текстом
1. Назовите сказочных персонажей, которых поэт упоминает во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
2. Назовите волшебные предметы, которые упоминаются в произведении, вспомните, в каких народных сказках они используются, определите свойства этих предметов.
3. Возможно в любом фольклорном произведении сочетание героев и волшебных предметов из разных сказок? Почему это стало возможным в произведении А. Пушкина?
4. Как вы поняли выражения русский дух. Русью пахнет? Раскройте их значение в произведении.
Сравните российский оригинал и украинский перевод произведения и ответьте на вопросы.
1. Все персонажи, что есть в оригинале, присутствуют в переводе М. Терещенко?
3. Отметьте места, где есть расхождения оригинала и перевода. Как вы думаете, почему не все составляющие оригинала можно абсолютно точно перевести на другой язык?
Красота слова
Александр Пушкин в стихотворении дважды использует слово «золото» в значении драгоценного металла, ценности. В первом случае - это золотая цепь на дубе, по нему ходит кот ученый, рассказывая свои сказки и распевая песни. В другом месте мы читаем о золоте царя Кащея, над которым он чахнет. Представьте себе золотую цепь на зеленом дубе, кота у него... Автор создал для читателя замечательную картину, а золотой цвет только подчеркивает эту красоту, открытую для всех. А теперь попробуйте представить Кащея и его золото. Автор уже не подсказывает нам подробностей, акцентирует внимание только на одном слове - чахнет, что означает гибель Кащея.
Сравните иллюстрации Ю. Валковича и О. Куркина к стихотворению О. Пушкина. Найдите общее и отличное в них. Как художники подчеркнули, что они иллюстрируют именно литературную, а не народную сказку?