Характеристика героев сказки мертвая царевна. Противоречия между внешней и внутренней сущностью героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным в Болдино в 1933 году. Полный ее текст можно прочесть . Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вторая царица , жена царя – красавица. Отрицательный герой.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.

Самовлюбленная эгоистка

горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

У нее было волшебное зеркальце, которое на протяжении лет тешило ее непомерное самолюбие. В один прекрасный день зеркальце отказалось уверять ее в том, что она

всех милее,
Всех румяней и белее.

И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю. Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила перед собой цель извести юную царевну. И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

Царевна девушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

Чернавка сенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье. Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.








Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою?...» «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»

А. С. ПУШКИНА

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.

Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.

Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.

Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Сочинение на тему: ЦАРИЦА И ЦАРЕВНА В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

4.2 (84.64%) 466 votes

На этой странице искали:

  • характеристика героев сказки о мёртвой царевне и семи богатырях
  • в чем превосходство царевны над царицей
  • в чем превосходство царевны над царицей в сказке о мертвой царевне
  • сочинение на тему в чем превосходство царевны над царицей
  • характеристика мертвой царевны


Разработка урока
учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти
Мальковской Наталии Николаевны
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке.
Дата проведения: 03.03.2014г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: 1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4.развитие навыков самоконтроля;
Образовательная цель: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Формирование УУД:
Личностные действия: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Познавательные действия: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные действия: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Вы узнали песенку, которая играла перед уроком? Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки. Называют песню.
Включение в учебный процесс
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляцияАктуализация знаний и постановка учебных целей. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова грузинского поэта Шота Руставели.
- Напомните мне, что такое сказка?
- Какими качествами обладают сказочные герои?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебных целей на этот урок
Ругулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Делать выводы, обобщения.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
«Открытие нового знания».
Работа с текстом. - Что же такое добро и зло? Как вы понимаете эти слова? Чем они являются с точки зрения русского языка? Можем ли мы сказать, что добро и зло – это противоположные понятия?
- Назовите добрых и злых героев сказки?
- Какой вывод можно сделать?
- Составьте сравнительную характеристику Царевны и Царицы? Представьте ее в виде таблицы.
- Почему Мачеха решила погубить падчерицу?
- какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
- обладает ли добрый человек такими качествами?
- А как относится царевна к царице?
- Зачитайте и проанализируйте поведение царевны в доме богатырей.
- Как царица пытается второй погубить царевну? Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.



Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:


3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
Первичное закрепление - Что же получается, что Зло все-таки победило?
- В сказках у Добра всегда много помощников, а зло одиноко.
- Что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Выразительно читают нужные отрывки текста.
Анализируют отдельные эпизоды сказки.
Обобщают, подводят итог, высказывают свою точку зрения.
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Выступать перед аудиторией.
Самостоятельная работа Викторина по иллюстрациям сказки на знание текста Ребята в группах работают по тексту
Познавательные:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рефлексия деятельности - Ребята, скажите, какой вопрос на уроке был главным?
- К какому выводу мы пришли?
- Оформите свое впечатление от урока в виде синквейна. Самостоятельное написание сиквейна на сказку.
Афиширование результатов.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Итог урока - В произведениях литературы отражается жизнь. Но в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы любим, желаем добра, здоровья. Но тут же и завидуем, обижаемся, бывает, ненавидим. Домашнее задание Ответьте письменно на вопрос: «Считаете ли вы себя добрым?» Записывают
задания в дневники.

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

- Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)



- Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь - человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь - человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

- Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

- Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро - 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло - 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои - ца­рица и царевна.)

Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива - упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна - уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав - характер, душев­ные качества. Кроткий - незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?



Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

- Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой - от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

- Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица - отрицательная героиня, а царев­на - положительная.)

- Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то