Профессиональные деструкции психолога. Классификация уровней профессиональной деструкции

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности <...> вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа" сменяется депрофессионализацией <...> на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции.

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии).

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).

Таблица 3

Психологические особенности кризисов профессионального становления

Факторы, обусловившие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (с 14-15 до 16-17 лет)

Неудачные формирование профессиональных намерений и их реализация.

Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.).

Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям).

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.

Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.

Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется на зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей").

Смена мотивов учебной деятельности. Во-первых, это большая ориентация на предстоящую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель. Вокруг таких идей и целей знания как бы "кристаллизуются", но без идеи знания быстро превращаются в "кучу" знаний, которая вряд ли способствует развитию учебно-профессиональной мотивации.

Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых двух-трех лет обучения имеется возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру.

Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым", как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать".

Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы "возиться" с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка "повозится" со своими немногочисленными учениками.

Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т.е. кризис профессиональной адаптации)

Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями"),

Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной.

Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

Корректировка мотивов труда и "Я-концепции". Основой такой корректировки является поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.

Увольнение, смена специальности и профессии рассматриваются Э. Ф. Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как "слабака", не сумевшего справиться с первыми трудностями.

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них.

Потребность в дальнейшем повышении квалификации.

Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация "экономит" на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования.

Ориентация на карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению.

Смена места работы, вида деятельности на данном этапе допустимы, так как молодой работник уже доказан себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще.лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности.

Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач на основной работе. С точки зрения Э. Ф. Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за "хорошо зарабатывающих" мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома и заниматься хозяйством.

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось).

Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.

Ревизия "Я-конценции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких.

Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха

в карьер" лежат не только профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию.

Освоение новой специальности и повышение квалификации.

Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э. Ф. Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе.

Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу-консультанту следует рассматривать такие "способы" с особой деликатностью.

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.

Коррекция "Я-концепции", также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы.

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом.

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов.

Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)

Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.

Сужение социально-профессионального поля (работнику поручают меньше заданий, связанных с новыми технологиями).

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. В этот период увлечение хобби, досуговыми занятиями или хозяйством вполне может быть желательным способом компенсации.

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов.

Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)

Новый способ жизнедеятельности, главная особенность которого - появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу.

Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми членами своей семьи.

Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров.

Вовлечение в общественно полезную деятельность. Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, и даже вообще бесплатно.

Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости. Еще Л. Н. Толстой говорил: "Если старики говорят "разрушай",

а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи".

Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и Т.П.

Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было).

Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и помогал).

Чувство собственной "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, о ком пенсионер совсем недавно искренне заботился) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения.

Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства собственной "ненужности").

Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее пожилой человек, смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков действительно немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал.

И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют.

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления.

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности.

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью).

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций.

Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).

Профессиональные деструкции в самом общем виде - это нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.

Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).

Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность: многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны временные периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.

Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

Назовем психологические детерминанты профессиональных деструкций .

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо не соответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;

3) образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;

4) разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение;

5) эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");

6) на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

8) индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причиной образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

9) акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

10) старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);

в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Уровни профессиональных деструкций

Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность). Все это может проявляться в самых разных профессиях.

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акценгуаций. Например: сверхответствениость, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э. Ф. Зеер.

Примеры профессиональных деструкций педагога и психолога . Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики.

Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа Я", эгоцентризм.

Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.

Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"".

Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации , позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций.

Повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности.

Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.

Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах.

Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.

Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Э.Ф. Зеер).

Э.Ф. Зеер все факторы, обусловливающие профессиональные деструкции разделяет на три группы:

· объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

· субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

· объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Выделяют следующие психологические детерминанты деформации личности , порождаемые этими факторами. Необходимо отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.

1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, - так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления сформированного у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.

3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами дл человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.

Стереотипы – неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.



Итак, стереотипизация является одним их достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты . Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действии защитные механизмы психики. Наиболее на образование профессиональных деструкций влияют следующие виды психологической защиты: отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.

5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций.

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального выгорания». Это синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.

6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.

7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта . Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.

8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельности, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являютя различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста.

10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:

· социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

· нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

· профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Интересной является точка зрения С.П. Безносова. По его мнению, взаимоотношения между специалистом и пациентом (учеником, клиентом, подсиненным) в рамках профессий типа «человек-человек» могут носить только лишь субъект-объектный характер . В процессе выполнения любой профессиональной деятельности специалист выступает только как субъект, но никак не личность. Автор рассматривает предмет профессиональной деятельности как фактор деформации сознания личности. Им предложена новая классификация профессий по различиям их предметов труда, которая позволила выделить и проанализировать новый подтип профессий – «человек – ненормальный человек». Например, педагоги в процессе профессиональной деятельности имеют дело с еще необученными, не способными, не воспитанными людьми – школьниками, студентами, курсантами и т.п. И в этом плане с «ненормальными», еще «не окультуренными».

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Введение в профессию

На тему: Профессиональные деструкции психолога

Выполнила:

Студентка группы ППЗ-101

Баукина Ю.Б.

Челябинск, 2015

Введение

Что такое «профессиональные деструкции»?

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Профилактика профессиональных деструкций

Заключение

Список литературы


Давно было отмечено, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Идя на поводу у своей профессии, человек начинает вести себя неадекватно как в повседневной жизни, так и на рабочем месте.

Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя личность профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные последствия.

Вряд ли можно найти какую - либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.

Исключением не стали и психологи. По роду своей деятельности им приходится сталкиваться со множеством людских судеб, пропускать через себя жизненные ситуации других людей, искать выходы из различных жизненных коллизий. Такая колоссальная работа не может не оставить отпечатка на характере психолога и его поведении.

Для меня, как для начинающего практикующего специалиста эта тема весьма актуальна, так как я стала отмечать изменения в своём поведении и в отношении к окружающим меня людям. И, дабы избежать, печальных последствий, в виде подавления и даже разрушения отдельных компонентов структуры личности, я приняла решение более подробно изучить тему профессиональных деструкций и возможностей их профилактики.

Что такое «профессиональная деструкция»?

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе - соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

Профессиональная деструкция - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по: Зеер, 1997. С. 149-156):

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деструкции нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности; крайне негативно отражаются на характере личности.

Все вышеперечисленные тенденции характерны для психологов. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть личности - в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Профилактика профессиональных деструкций

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально - профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально - экономических отношений.

С целью психологической профилактики профессионально обусловленных деструкций личности используются следующие личностно ориентированные технологии.

Повышение социально - психологической компетентности специалистов. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии личности и её деструктивным изменениям, профессиональному становлению и росту, проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни.профессиональный деструкция психолог

Личностно-ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение профессионально обусловленных деструкций:

для исследования психологических предпосылок формирования выученной беспомощности рекомендуется использовать диагностики «Мотивация достижения» и «Мотивация избегания неудач»;

для определения психологических детерминант развития профессиональных деструкций целесообразно использовать диагностику «Профессиональная дезадаптация», «Стратегия преодолевающего поведения»;

для определения профессионально обусловленных акцентуаций можно использовать опросник «Ригидность», опросник К. Леонгарда; для изучения профессиональных деформаций рекомендуется использовать опросник Басса - Дарки, опросники «Педантичность», «Демонстративность», «Авторитарность».

Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной саморегуляции.

Сопровождение профессиональной карьеры на всех стадиях профессионального развития. Профессиональное развитие специалиста реализуется посредством комплекса личностно-ориентированных технологий. К ним относятся целеполагание, проектирование содержания учебного материала, разработка средств диагностики, применение разнообразных развивающих психотехник, организация учебно-пространственной среды, мониторинг профессионального развития.

Оптимизация межличностного взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т.е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смещение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения профессиональных деформаций.

Предполагаемые направления деятельности позволят предупредить развитие профессионально обусловленных деструкций личности.

Заключение

В процессе написания этого реферата я ознакомилась с большим количеством специальной литературы и пришла к весьма интересному выводу. Оказывается, большинство деструкций присутствовало или, до сих пор, присутствуют в моей профессиональной деятельности. Но основной моей проблемой является излишняя «романтичность», идеализация профессии психолога. С одной стороны в этом не ничего плохого, ведь не будь такой чистоты помыслов, я бы не смогла так искренне помогать людям преодолевать их жизненные трудности. С другой, профессиональные неудачи очень сильно травмируют мою психику, заставляют сомневаться в своей профпригодности и правильности выбора профессии. Досконально изучив тему профессиональных деструкций психолога, я поняла, что мне предстоит регулярно вести над собой серьёзную работу, проводить бесстрашный нравственный самоанализ и, на основе внутренних честных выводов, отслеживать и пресекать проявления деструкций в своей деятельности и повседневной жизни.

Список литературы

Бозаджиев, В.Л. Педагог: профессия и личность/ В.Л. Бозаджиев.- Челябинск: Печатный двор, 2011. - 424 с.:

Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2007.

Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2006.

Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов/ Э.Ф. Зеер Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 240с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

Введение

Давно было отмечено, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Идя на поводу у своей профессии, человек начинает вести себя неадекватно как в повседневной жизни, так и на рабочем месте.

Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя личность профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные последствия.

Вряд ли можно найти какую - либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.

Исключением не стали и психологи. По роду своей деятельности им приходится сталкиваться со множеством людских судеб, пропускать через себя жизненные ситуации других людей, искать выходы из различных жизненных коллизий. Такая колоссальная работа не может не оставить отпечатка на характере психолога и его поведении.

Для меня, как для начинающего практикующего специалиста эта тема весьма актуальна, так как я стала отмечать изменения в своём поведении и в отношении к окружающим меня людям. И, дабы избежать, печальных последствий, в виде подавления и даже разрушения отдельных компонентов структуры личности, я приняла решение более подробно изучить тему профессиональных деструкций и возможностей их профилактики.

Что такое «профессиональная деструкция»?

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нель-зя найти профессиональной деятельности, которая вооб-ще не имела бы таких отрицательных последствий. Проб-лема в балансе -- соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии, или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывают так называемые профессиональ-ные деструкции. Профессиональные деструкции прояв-ляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное -- в формировании отрицательных личностных качеств и даже -- в распаде целостной личности работника.

Профессиональная деструкция - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда взаимодействии с другими участниками этого процесса.

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций (цит. по: Зеер, 1997. С. 149-156):

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии);

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деструкции нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности; крайне негативно отражаются на характере личности.

Все вышеперечисленные тенденции характерны для психологов. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъ-екта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь форми-рованием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть лично-сти -- в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

В итоге такая фрагментарность порождает ситуации, когда психолог, во-первых, пытается оправдать для себя свой профессиональный примитивизм (выражающийся в сознательном уходе от более сложных профессиональных проблем и формированием фрагментарного человека, но не целостной личности) и, во-вторых, неизбежно превра-щает самого себя во фрагментарную личность. Важная черта такой фрагментарной личности проявляется в том, что она лишена главной идеи (смысла, ценности) своей жизни и даже не пытается ее найти для себя -- ей и так «хо-рошо». Это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

1. Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

Деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе, соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывает так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции – это изменения сложившееся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное - в формировании отрицательных личностных качеств и даже - в распаде целостной личности работника.

А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкции :

1. Отставание, замедление профессионального развития. Для психолога-профконсуль-танта это может быть связано с тем, что «все надоедает» в работе, теряются мотив освоения новых способов работы, стремление решать новые проблемы.

2. Несформированность профессиональной деятельности. У психолога-профконсуль-танта это может быть связано с «застреванием» в профессиональном и личностном развитии, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

3. Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, - нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты. Особенно велика опасность «ложных смыслов» и «нереалистических целей» в такой «экзотической» профессии, как психолог, где так и хочется «оторваться от реальности» или «строить иную реальность».

4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация. К сожалению, у психологов еще развито некоторое профессиональное высокомерие (если не сказать, профессиональное «жлобовство») по отношению к представителям других (менее престижных и менее «экзотических») профессий, и опасность такой деструкции вполне реальна.

5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает. У психологов, например, час то встречаются ситуации, когда в работе используются только «забавные» методы работы, с помощью которых легко завоевать дешевую популярность и «любовь» клиентов или когда студенты-психологи изучают только «интересные» курсы, а «скучные» курсы и спецкурсы просто игнорируют. В результате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняли бы друг друга разные методы и формы работы, где совмещалось бы всё то позитивное, что накоплено в разных направлениях психологии и в разных научных школах.

Одним из вариантов рассогласования (дисгармонии) профессионального развития психолога может быть чрезмерное увлечение «психологическим знанием», стремление стать «эрудитом» без соотнесения этого знания с реальными психологическими проблемами, неспособность полноценно применять метод научного познания. Речь идет о так называемых психологических «качках», которые «накачивают» себя знаниями, часто бессистемными и бессмысленными. Главная проблема таких «психологов-качков» (по аналогии с «качками», до одурения развивающими свою мускулатуру) в том, что у них часто отсутствует идея, цель, смысл их профессиональной деятельности, ради которых и могли бы использоваться эти знания. В итоге получается «знания ради самих знаний». Даже для банального самоутверждения это не самый лучший вариант, поскольку человек, не использующий свои возможности (например, свои несомненные обширные психологические знания) в ответственных жизненных ситуациях, это и есть «дурак» .

6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента - и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, т.е. перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста-психолога дополнительного напряжения. В результате такое качество может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что психолог становится «противен сам себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств. Например, специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе школьных учителей, деятельность которых по интенсивности и нервным затратам во многом близка психологам :

Авторитарность (в основе чего лежит «психологическая защита в виде рационализации», а также завышенная самооценка учителя и схематизация типов учащихся, когда педагог не способен видеть в учениках конкретные личности); демонстративность (и педагог, и психолог имеют множество возможностей для самокрасования и самоутверждения, в основе чего лежит завышенная самооценка и эгоцентризм);

Дидактичность (в основе - стереотипы профессионального мышления и речевые шаблоны);

Доминантность (в основе - неспособность к эмпатии, а иногда - и обычный страх перед учениками);

Педагогическая индифферентность (якобы «вынужденное» профессиональное равнодушие, формирующееся в условиях, когда приходится принимать участие в проблемах учеников чуть ли не ежедневно);

Педагогический консерватизм (в основе - стереотипы мышления, когда приходится много раз повторять один и тот же, часто уже устаревший материал, что усугубляется традиционными перегрузками учителей);

Педагогическая агрессия (в основе часто лежит «психологическая защита» от возможной «агрессии» самих детей);

Педагогическая экспансия (в основе - тотальная перегруженность работой и стремление передать свою «самоотверженность» в труде детям, заставляя и их перенапрягаться);

Педагогическое социальное лицемерие (когда приходится говорить на уроках вещи, в которые педагог уже сам давно не верит, например, на уроках истории в современной российской школе времен «демократических преобразований»);

Педагогический трансфер (проявление реакций и поведения, свойственных значимым для педагога ученикам, например, перенос в свое поведение некоторых высказываний «трудных» учащихся, с которыми у педагога наладился контакт).

Появление деформаций личности (эмоционального истощения и «сгорания», а также ущербной профессиональной позиции). И в работе педагога, и в работе психолога такие деформации также вполне реальны хотя бы потому, что психогигиенические нормы нагрузки еще очень плохо разработаны. У психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем (и эмоциональной усталости) он постоянно начинает «срывать свое зло» на других людях, в частности, на доверившихся ему клиентах.

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. К сожалению, в психологии возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной чему служит обычно нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интересов и блага клиентов», но в ущерб интересам своим собственным и своих близких. Иногда причиной психических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в психологии и неспособность перейти с восторженно-романтического уровня на уровень настоящего творчества...

Э.Ф. Зеер специально исследовал проблему профессиональных деструкции разных специалистов и пришел к выводу, что основной причиной является длительное выполнение однообразной деятельности, которое часто приводит к притуплению профессиональных способностей и неготовности подстраиваться к развивающемуся производству . При этом Э.Ф. Зеер ссылается на опыт подготовки различных специалистов в западногерманских фирмах, отраженный в исследованиях Martens.

Естественно, многие из перечисленных примеров профессиональных деструкции педагогов характерны и для психологов. Но у психологов есть одна важная особенность в формировании негативных качеств. По сути своей психология ориентирована на развитие подлинного субъекта жизнедеятельности, на формирование целостной самостоятельной и ответственной за свою судьбу личности. Но многие психологи часто ограничиваются лишь формированием отдельных свойств, качеств и характеристик, из которых якобы и складывается личность (хотя суть личности - в ее целостности, в ориентации на поиск главного смысла своей жизни).

В итоге такая фрагментарность порождает ситуации, когда психолог, во-первых, пытается оправдать для себя свой профессиональный примитивизм (выражающийся в сознательном уходе от более сложных профессиональных проблем и формировании фрагментарного человека, но не целостной личности), и, во-вторых, неизбежным превращает сам себя во фрагментарную личность. Важная черта такой фрагментарной личности проявляется в том, что она лишена главной идеи (смысла, ценности) жизни и даже не пытается ее найти для себя: ей и так «хорошо». Когда у человека нет такой ведущей ценности, его легко можно «купить с потрохами» - по частям.

При этом человек легко оправдывает такую свою «продажность» тем, что хоть в чем-то его «купили», но в другом он остался «хорошим». Таким образом, фрагментарность личности не позволяет человеку в полной мере реализовать самое главное - утвердить свое достоинство, а ведь именно чувство собственного достоинства выделяется часто в качестве ведущей, смыслообразующей жизненной ценности и рассматривается даже как «первичное благо» . Интуитивно чувствуя, что в чем-то самом важном приходится идти на компромисс, психолог, опираясь на свое «образование» и наверняка имеющиеся интеллектуальные способности, пытается оправдать себя (и конечно же оправдывает - он ведь такой «умный» и «образованный»!). Но это порождает самую страшную деструкцию - деструкцию изощренного самообмана.

Конечно, призывая к целостности личности, мы не имеем в виду некий «монолит». В своем развитии личность психолога также преодолевает «кризисы» и проходит различные стадии от состояния внутреннего противоречия (как основы кризиса) до состояния, когда противоречия снимаются и появляется ощущение некоторой целостности. Психолог - тоже живой человек, и он тоже находится в постоянном внутреннем движении и в противоречивом развитии. Ощущение целостности образуется на основе выделения (или творческого поиска) какого-то внутреннего «стержня», который и может стать смыслообразующей основой для утверждения именно своего достоинства, именно своей неповторимости, а в итоге - и утверждения своего права «реально быть в этом мире», а не просто являться чьей-то «тенью», чьей-то «копией» или «подобием».

Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привыкать к этим свои негативным тенденциям в развитии, и деструкции становятся неотъемлемой частью его личности.

Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных деструкции в работе психолога могло бы стать развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Рассматривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дистрессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц» . При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и работы, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профессии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной» .

Профессия психолога предоставляет личности прекрасные возможности и для творческого напряжения, и для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и самореализации психолога. Проблема лишь в том, чтобы увидеть эти возможности и воспользоваться ими, не доводя идею творческого напряжения в труде («мук творчества») до абсурда и печального посмешища.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то