Музыкальный ритм и его воспитание в классе сольфеджио. Разработка урока по предмету сольфеджио; Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Метр и ритм. Теория музыки

Метр и ритм. С момента своего возникновения музыка была тесно связана с движением . Равномерность , характеризующая движение, оказала воздействие на музыку. В музыке важную роль играет пульсация , организующая ее движение. Единица пульсации называется долей . Доли неравноценны: есть сильные и группирующиеся вокруг них слабые . Чередование сильных и слабых долей образует метр произведения. Сильная доля образует метрический акцент . Акцент - это реальное или мысленное выделение какого-либо звука. Кроме метрического существуют ритмические акценты (выделение длительностью), а также динамические акценты (выделение громкостью - sf).

Равномерное чередование сильных и слабых долей образует строгую метрику , неравномерное чередование - свободную метрику . Существуют 2 разновидности метр ов - 2-хдольный и 3-хдольный . 2-х дольный метр связан с связан с движением шага , с четким размеренным членением, в то время как 3-х дольный - с большей плавностью, закругленностью движений. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом . Граница между тактами обозначается тактовой чертой . Размер - числовое обозначение количества долей метра в такте и длительности каждой доли . Размеры бывают

1) простые - имеют 1 сильную долю - 2/2, 3/2, 2/4, 3/4, 3/8

2) сложные образуются от сочетания 2-х или нескольких простых размеров:

а) однородные (сочетание одинаковых простых размеров)4/4=2/4+2/4, 9/8=3/8+3/8+3/8, 6/8=3/8+3/8, 6/4=3/4+3/4, 6/16 (у Баха),24/16.

б) смешанные (сочетание разных простых размеров) 5/4=3/4+2/4, 7/4=3/4+2/4+2/4, 5/8=2/8+3/8, 11/4

Римский-Корсаков - размер 11/4 в "Снегурочке" и "Садко"

3) Переменные размеры (изменяются на протяжении произведения). Если это изменение равномерно, то при ключе выставляются 2 размера. В противном случае размер ставится по мере необходимости. Скрябин Прелюдии опус 11 №24, №16, №21.

Одновременное сочетание различных метров называется полиметрией .

Метр тесно связан с синтаксисом . Окончание построения на сильной доле вызывает ощущение законченности, на слабой - незавершенности.

Метр связан с ладом . Разрешение в устойчивость ярче воспринимается на сильной доле. Связь метра и лада проявляется в гармонической пульсации (смена гармонии, ритм гармонических смен). Гармония может меняться на каждую долю, на сильную и относительно сильную долю, по полтакта. Ритм гармонических смен имеет важное выразительное значение. Учащение смены гармонии вызывает ощущение активизации гармонического движения, эмоционального подъема. И наоборот, замедление создает ощущение торможения, успокоения.

Ритм - это чередование длительностей музыкальных звуков и пауз, организованное при помощи метра. Графическая запись ритма образует ритмический рисунок . Виды ритмического рисунка:

1) пунктирный ритм (от латинского punctus - точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки.

2) синкопа - несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Синкопа бывает междутактовая (Моцарт, Соната для ф-п доминор, III часть), внутритактовая (Бородин "Князь Игорь" хор девушек-невольниц "Улетай на крыльях ветра") и внутридолевая (Мийо "Бразильский танец").

В музыке танцевальной, подчеркнуто метризованной, синкопа выявляет остроту и пружинистость ритма. Лирической мелодии синкопа может придать особую распевность благодаря ослаблению метрического акцента, поскольку на сильном времени звук, слигованный с предыдущей легкой долей, не берется, а только преодолевается.(Рахманинов "Элегия").

Особые виды ритмического дробления доли и такта . Деление доли на три равных длительности вместо двух - триоль (Альбенис "Серенада"), деление трехдольного такта на две равные длительности - дуоль (Григ "Ноктюрн"), деление длительности на пять частей вместо четырех - квинтоль (Брамс "Симфония №3, III часть), деление 3-хдольного такта на 5 длительностей вместо 3-х - тоже квинтоль, деление 3-хдольного такта на 4 длительности вместо 3-х - квартоль (Скрябин Вальс op 38), деление длительности на 6 частей вместо 4-х - секстоль , деление такта или длительности на 7 частей - септоль , деление длительности на 10 частей вместо 8 - децимоль . Возможно более мелкое деление длительностей на произвольное количество одинаковых частей, что приводит к свободной мелодической орнаментике (Шопен Ноктюрны, Римский-Корсаков "Шехеразада", I часть).

Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии.

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Ритмическая группа

Разработка открытого урока

по сольфеджио для 2 класса

Гиль Екатерина Сергеевна

Преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин

г. Шемонаиха

2015-2016 учебный год

Ритмическая группа четыре шестнадцатых

Разработка открытого урока

Гиль Екатерина Сергеевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предмет: сольфеджио

Уровень обучения учащихся: 2 класс

Методическое обоснование темы: Музыка – вид искусства не только звукового, но и временного. Организация музыки во времени обязана одной из важнейших ее сторон – ритму. При слушании музыки у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей – одно из главных направлений работы на уроках сольфеджио с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над интонацией и слухом.

Сольфеджио – комплексная дисциплина. При правильном и систематическом подходе в обучении формируются навыки, позволяющие будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных средств. Ритм здесь играет одну из главных ролей – развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике.

Тема для открытого урока в рамках районного конкурса «Педагогический дебют» - «Ритмическая группа » выбрана мной не случайно. Это один из ключевых этапов освоения учащимися ритмической организации музыки. Во втором классе дети уже обладают навыками соотношения простейших длительностей. Знакомство с шестнадцатыми завершает этот этап. Кроме того, тема соответствует календарно-тематическим планам, составленным согласно государственной программе Республики Казахстан курса сольфеджио для ДМШ и ДШИ.

Так как на уроке происходит знакомство с новой темой и первичное закрепление полученных знаний, возможны некоторые ошибки со стороны учащихся в выполнении предусмотренных заданий. Это объясняется естественным рабочим процессом. Но еще раз нужно подчеркнуть, что только комплексное развитие знаний, умений и навыков способствует формированию целостной музыкальной личности.

Цель урока:

Задачи:

    Объяснить новую тему путем обращения к ЗУН учащихся и сравнением с жизненными персонажами.

    Выработать навыки воспроизведения нового ритма через двигательные, вокально-интонационные и слуховые упражнения.

    Осуществить коммуникативную связь учащихся посредством работы в паре, в группе.

    Закрепить теоретические знания учащихся.

    Развитие образного и творческого мышления.

Вид урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока: коллективная.

Дидактические материалы: Слайд-презентация, А. Варламова, Л. Семченко Учебник сольфеджио 1 класс; Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» Учебник сольфеджио 2 класс; Л. Жуманова «Ритмические упражнения» Учебное пособие по сольфеджио; Е. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках», аудиозапись, карточки с ритмослогами, карточки с ритмическими группами.

Оборудование : парты, доска, шумовые инструменты, ноутбук, проектор, фортепиано.

Технологии: Личностно-ориентированная, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения: Познавательный, практический, аудиовизуальный, словесный, наглядный, метапредметный.

Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, интеллектуально-познавательные.

Принципы обучения:

    связи теории с практикой;

    последовательности, систематичности;

    доступности при необходимой степени трудности;

    наглядности, разнообразия методов;

    активности обучаемых;

    прочного усвоения ЗУН в сочетании с опытом творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

План-конспект урока

План урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.

    Распевание, вокально-интонационные упражнения.

    Объяснение новой темы.

    Физическая минутка.

    Ритмические упражнения. Ритмослоги.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

    Чтение с листа.

    Ритмический диктант.

    Домашнее задание.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка уч-ся по журналу, подготовка принадлежностей.

    Вступительное слово учителя.

Преподаватель: Здравствуйте дорогие девочки, сегодня наш урок будет несколько необычным. К нам пришли гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся на уроках сольфеджио, чему учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Замечательно! Сегодня точно не придется скучать, потому что нас с вами уже ждут новые знания и самые разные задания. А покажет результат нашей работы на уроке вот это замечательное солнышко. Но, только посмотрите, оно совсем невеселое и на солнце не похоже. Зимой оно растеряло все свои лучи. А скоро весна и ему без лучей никак нельзя! А что мы можем сделать, чтобы помочь солнцу? А вот что! Если вы все вместе, дружно будете справляться с заданиями, то солнышко за каждое из них будет получать сразу по четыре луча, ведь вас четверо. И, если в конце урока у солнца появится много новых, ярких лучей, то оно засияет и станет веселым. А мы сможем уверенно гордиться своей работой. Ну что, поможем солнцу?

Дети: отвечают.

Но нужно сначала как следует подготовиться к выполнению заданий и, конечно, первым делом, распеться. Распевка нам уже знакома. Это наши любимые упражнения.

    Распевка.

    Попевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» отрабатывает интонацию в направлении движения мелодии с использованием динамических оттенков крещендо и диминуэндо. Учитель исполняет упражнение на фортепиано, поднимая каждую следующую тональность на полтона. Дети поют сначала все вместе, затем по одному.

    Попевка «Я стою на месте, я шагаю вниз; я стою на месте, я шагаю вверх» исполняется с постепенным убыстрением темпа и активной артикуляцией слов, способствует разогреву певческого аппарата.

    Объяснение новой темы.

Преподаватель:А вот появились и первые улыбки. Наше солнце, кажется, тоже хочет улыбнуться, поэтому мы приклеим к нему первые лучи.

Я вижу, настроение у всех хорошее, а, значит, самое время узнать что-то новое и прибавить к тому, что вы уже знаете. Сегодня, девочки, я хочу познакомить вас с новым ритмом. Он записан на доске и называется «Ритмическая группа четыре шестнадцатых». Что это за ноты и почему именно четыре, давайте попробуем выяснить.

Чтобы исполнить любую мелодию, нужно не только знать, как звучит нота, но и как долго она длится. Если все ноты будут звучать одинаково, музыка станет скучной. Поэтому очень важен ритм. Ритм – это когда короткие и длинные звуки чередуются друг с другом. Сначала одни, затем другие. Записывается ритм длительностями, их вы уже знаете. Кто мне назовет, какие бывают длительности?

Дети: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Преподаватель: Правильно. У нас в классе на этот случай всегда висит подсказка, на которой они нарисованы.

Чтобы показать, что они отличаются друг от друга, музыканты придумали по-разному их записывать. Давайте вспомним как. Самая долгая нота какая?

Дети: целая.

Преподаватель: Действительно. Целая нота живет дольше всех. Представьте, что это прабабушка в семье длительностей. (Схема на экране) Она самая большая и совсем седая, поэтому мы ее не закрашиваем. Как мы считаем целую ноту?

Дети: Раз и, два и, три и, четыре и.

Преподаватель: Ей тяжело ходить, шаги медленные, поэтому и звучит она редко. Дочки прабабушки – бабушки, это ее половинки. Они так и называются половинные. Эти ноты похожи на целую, они тоже белые, но ходят быстрее. Считаются на раз и, два и. Или привычным нам ритмослогом Та-а. У бабушек есть свои дети – мамы и папы. Это четвертные ноты, потому что их четыре. Им нужно работать, поэтому звучат они часто и ходят быстрее: раз и, два и (с хлопками) или Та-та. Их маленькие детки восьмые – девочки с хвостиками. Они веселые, бегают туда-обратно. Их мы считаем на каждый слог: раз-и-два-и или Ти-ти-ти-ти.

Со всеми этими длительностями мы уже подружились. А сегодня попробуем поймать самых быстрых и шустрых деток, которые называются шестнадцатыми. Потому что у целой ноты их шестнадцать правнучек. Они очень смешные, с двумя хвостиками и любят баловаться и быстро бегать. Для удобства будем называть их на слоги: Ти-ли-ти-ли. Попробуем прохлопать шестнадцатые с проговариванием слогов?

Упражнение.

Эти ноты любят танцевать и петь веселые песни, поэтому и музыка с ними становится быстрой и интересной. Давайте послушаем пьесы с этими длительностями.

Исполнение учителем на фортепиано:

1. Латышский танец.

2. Песня «Жучка и кот» (из учебника Сольфеджио 1 класс А.А. Варламовой и Л.В. Семченко, с. 87).

Преподаватель: Веселая музыка?

Преподаватель: Теперь вы знаете, что шестнадцатые ноты нужно исполнять быстро. А почему, все же, на доске написаны вместе четыре шестнадцатых, а не две, не три, не пять? Потому что ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который ставится в начале мелодии. Какие вы уже знаете размеры?

Дети: 2/4, 3/4, 4/4.

Преподаватель: Хорошо. Размеры говорят нам, из скольких частей состоят такты. Например: (схема на экране) в размере 2/4 две четвертные ноты, две части или доли, как разрезать на части или доли яблоко. А вы уже знаете, что четвертную ноту можно поделить на две восьмые или четыре шестнадцатые, но частей должно быть две. Поэтому мы соединяем хвостики у восьмых и шестнадцатых. Вот почему четыре шестнадцатых ноты мы пишем вместе, потому, что это одна доля такта. Не запутались?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Все это время вы очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. А солнце немного заскучало. Давайте добавим ему еще четыре луча и отправимся дальше.

А, пока вы внимательно слушали – немного устали, поэтому сейчас проведем небольшую разминку. Так как мы сегодня изучаем быстрые ноты, то и разминку мы будем делать с ускорением.

    Физическая минутка

А на улице мороз, ну-ка, все взялись за нос.

По коленкам постучали, головою покачали.

По плечам похлопали и чуть-чуть потопали.

Пополам скорей согнулись, и напоследок потянулись.

    Ритмические упражнения, ритмослоги.

Преподаватель: Что-то долго мы говорили про ноты. А ноты не любят, когда про них говорят. Ноты должны звучать. Мы ведь с вами настоящие музыканты, поэтому сейчас мы будем исполнять музыку. И для начала, закрепим ритм, с которым только что познакомились. Перед вами, девочки, карточки с разными ритмическими рисунками. Какие ритмы вы здесь уже успели увидеть?

Дети: восьмые, четвертные, шестнадцатые, четверть с точкой и восьмая.

Преподаватель: Сначала хлопаем первую строчку, все вместе, затем по очереди (вторую строчку аналогично).

Выполнение упражнения.

    Ритмические упражнения, шумовой ансамбль.

Преподаватель: Прекрасно. Вот, что я думаю: с ритмом вы справились отлично и теперь даже можете организовать свой ритмический квартет. Знакомо вам это слово – квартет?

Дети: кварта обозначает цифру четыре.

Преподаватель: И вас в группе тоже четверо. В учебнике как раз есть пьеса, где нужен ритмический ансамбль.

Раздать шумовые инструменты и исполнить Эстонский танец (учебник «Мы играем, сочиняем и поем» Сольфеджио 2 класс, А. Перцовская, Ж. Металлиди, с.50).

    Чтение с листа.

Преподаватель: Молодцы. Лучи так и тянутся к солнцу. Ритм успешно освоили, самое время научиться петь шестнадцатые ноты. В самом начале урока мы пели распевку, а знаете ли вы, что в этой распевке используются шестнадцатые ноты. Вот послушайте: исполнить, проанализировать на ритмослоги.

А теперь, давайте послушаем, как в пении легко и подвижно звучат эти длительности.

Прослушивание музыкального фрагмента. П.И. Чайковский. Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин». Слова на экране.

Преподаватель: понравилось? Какой характер был у этой песни?

Дети: веселый, задорный и т.д.

Преподаватель: Инструментальным ансамблем вы уже были, а теперь превратимся в хор и попробуем спеть небольшой фрагмент этой песни. Давайте посмотрим на мелодию и проанализируем ее.

Анализ мелодии: тональность, размер, длительности.

Проговорить хором ноты, отметить повторы. Исполнить сначала нотами, а затем со словами под аккомпанемент преподавателя.

Преподаватель: Какой хороший получился хор, за него к солнцу можно еще четыре луча добавить.

    Ритмический диктант.

Преподаватель: И у нас осталось последнее и самое любимое задание – это ритмический диктант. Если мы с ним справимся, наше солнце, наконец, засияет.

Каждому ученику раздается набор карточек с длительностями нот, включая ритмическую группу . Задача за 8 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.

    Домашнее задание.

Преподаватель: Сейчас вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет придумать свой ритм с использованием шестнадцатых нот. Нужно будет его записать в тетрадь и на следующем уроке прохлопать.

А пока вы записываете домашнее задание в дневник, я наклею лучи, которые вы заработали, пока писали диктант.

    Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

Преподаватель: Ну, вот и подошел к концу наш такой насыщенный и сложный урок, где мы не только узнали о новом ритме, но и научились его исполнять и слышать. А что вам понравилось на уроке или может быть не понравилось? Что запомнилось?

Дети: отвечают.

Преподаватель: Посмотрите сколько лучей у нашего солнца. Вы сегодня очень хорошо поработали, и оно теперь не имеет права грустить. А с приходом весны станет только ярче.

Ну, а я хочу сказать, что у вас сегодня многое получилось потому, что вы работали не только каждая отдельно, но и все вместе, дружно, командой. Как ансамбль, как хор, как объединенный ритм . Спасибо за работу.

1. Названия звуков

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Названия белых клавиш фортепиано:

  • Белая клавиша между двумя черными - РЕ.
  • Две белые клавиши справа от РЕ - МИ, ФА.
  • Две белые клавиши справа от ФА (между трех черных) - СОЛЬ, ЛЯ.
  • Две белые клавиши справа от ЛЯ (после трех черных) - СИ, ДО.

2. Названия октав

Октавой называется группа звуков от ДО до каждого следующего ДО.

Октава, которая находится в середине фортепианной клавиатуры, называется первой .

Октавы, которые находятся выше (правее) первой октавы, называются: вторая октава, третья октава, четвертая октава.

Октавы, которые находятся ниже (левее) первой, называются: малая октава, большая октава, контроктава , субконтроктава .

3. Размещение нот на нотоносце

Ноты - это знаки для записи музыки. Нотным станом , или нотоносцем , называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх.

Ноты располагаются на линиях, между линиями, под первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных линиях.

4. Скрипичный ключ

Скрипичный ключ - это знак, который указывает, что звук СОЛЬ первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе записываются так:

ДО - на первой дополнительной линии, РЕ - под первой линией, МИ - на первой линии, ФА - между первой и второй линиями, СОЛЬ - на второй линии, ЛЯ - между второй и третьей линиями, СИ - на третьей линии.

5. Нотное обозначение длительности звуков

Продолжительность звука обозначается различными видами нот.

Белая нота (круг) без палочки - целая нота.

Белая нота (круг) c палочкой - половинная нота.

Черная нота (круг) с палочкой - четвертная нота

Черная нота с палочкой и хвостиком - восьмая нота.

Основное деление длительности звуков:

Целая делится на 2 половинные, половинная - на 2 четверти, четверть - на 2 восьмые

Направление палочек нот на нотоносце: до третьей линии палочки пишутся вверх, выше третьей линии - вниз.

6. Размер 2/4

Размер 2/4- это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть, первая доля сильная, вторая - слабая.

Схема дирижирования на 2/4: вниз, вверх.

7. Восьмые в двухдольном такте

Длительности, которые исполняются в 2 раза быстрее, чем четверти, называются восьмыми. На одну четверть приходятся две восьмые.

Деление первой доли такта на две равные части: две восьмые, четверть

Деление второй доли такта на две равные части: четверть, две восьмые

Деление первой и второй долей такта на две равные части: две восьмые, две восьмые.

8. Запись песни со словами и без слов

Если песня записывается без слов, две восьмые, которые составляют четверть, соединяются ребром.

Если песня записывается со словами, то каждая восьмая, которая приходится на один слог текста, пишется отдельно.

9. Мажор и минор. Тоника

Мажор и минор - наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным мелодиям, светлым мелодиям соответствует мажорный лад. Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад. Главный, опорный звук лада называется тоникой . На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

10. Гамма ДО мажор

СОЛЬ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад с одним диезом в ключе).

Звуки, из которых состоит СОЛЬ мажор:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА-диез, (СОЛЬ).

Ключевой знак в тональности СОЛЬ мажор:

  • ФА-диез.

Гамма Соль мажор и ее ступени:

  • СОЛЬ - I, ЛЯ - II, СИ - III, ДО - IV, РЕ - V, МИ - VI, ФА-диез - VII, (СОЛЬ) - I.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ мажоре:

  • СОЛЬ - I, СИ - III, РЕ - V.

Вводные звуки в СОЛЬ мажоре:

  • ФА-диез - VII, ЛЯ - II.

17. Тональность ФА мажор

ФА мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад с одним бемолем в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА мажор:

  • ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ, (ФА).

Ключевой знак в тональности ФА мажор:

  • СИ-бемоль.

Гамма ФА мажор и ее ступени:

  • ФА -I, СОЛЬ - II, ЛЯ - III, СИ-бемоль - IV, ДО - V, РЕ - VI, МИ - VII, (ФА) - I.

Тоническое трезвучие в ФА мажоре:

  • ФА-I, ЛЯ - III, ДО - V.

Вводные звуки в ФА мажоре:

  • МИ - VII, СОЛЬ - II.

18. Транспозиция

Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.

При этом в мелодии с первоначальной тональностью проставляются номера ступеней, номера ступеней подписываются под новый нотный стан, затем приписываются над номерами ступеней ноты мелодии уже в новой тональности.

19. Пауза

Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).

Целая пауза , равная по длительности целой ноте, записывается как черный прямоугольник под четвертой линейкой.

Половинная пауза , равная по длительности половинной ноте, записывается как черный прямоугольник на третьей линейке.

Четвертная пауза , равная по длительности четвертной ноте, записывается как знак, напоминающий зигзаг.

Восьмая пауза , равная по длительности восьмой ноте, записывается как знак, напоминающий цифру четыре.

20. Музыкальная фраза

Фразы - это части, на которые разделяется мелодия.

Ритмические остановки или паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии - точная или с некоторыми изменениями - создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Конец фразы обозначается знаком "галка" или "запятая".

21. Реприза

Репризой называется знак повторения, это две точки - выше второй и выше третьей линеек около двух вертикальных линий.

22. Басовый ключ

Басовый ключ - это знак, который указывает, что звук ФА малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.

Соответственно расположению ноты ФА на четвертой линии располагаются и другие ноты, например, нота ДО большой октавы записывается на второй дополнительной линии снизу, а нота ДО малой октавы - между второй и третьей линией.

23. Тональность ЛЯ минор

ЛЯ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ. Это лад, параллельный ДО мажору.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоника параллельной минорной тональности является шестой ступенью мажорной тональности.

Гамма ЛЯ минор и ее ступени:

ЛЯ - I, СИ - II, ДО - III, РЕ - IV, МИ - V, ФА - VI, СОЛЬ - VII, (ЛЯ) - I.

Тоническое трезвучие в ЛЯ миноре: ЛЯ - I, ДО - III, МИ - V.


Данная методическая разработка является обобщением многолетнего опыта работы на уроках сольфеджио в младших и старших классах ДМШ № 15 и ДМХШ «Жаворонок».

Автором разработаны семь ритмических таблиц с разными размерами и ритмическими группами, изучаемыми в курсе сольфеджио. Таблицы раздаются каждому учащемуся как пособия на весь курс обучения. Работа с ними ведётся каждый урок в течение пяти или десяти минут. Иногда, чтобы закрепить изучаемый материал - ритмическую группу, размер, отработать группировку, даётся ритмический диктант.

Начинается работа в подготовительном классе с таблиц I степени 2/4 и II степени 3/4 после знакомства с длительностями, ритмическим пульсом и ритмическим рисунком. Несколько уроков посвящены работе с ритмо-слогами, чтобы ребята почувствовали интонацию ритма, а затем происходит переход к исполнению со счётом и внутридолевой пульсацией. Формы исполнения ритмических упражнений могут быть разнообразными (см. Рекомендации, пункты 1–8).

Помимо ритмических таблиц в младших классах целесообразно использовать ритмические блоки - двусторонние карточки с однотактовым ритмическим рисунком на 2/4 и 3/4 . Ритмические блоки помогают отработать переменные размеры в игровой форме. Устные ритмические диктанты-загадки и ритмические кубики используются используются для сложения и вычитания длительностей (см.задания Г. Калининой в рабочих тетрадях).

Далее, во 2-м и 3-м классах добавляются ритмические таблицы V степени сложности размер 6/8. Здесь идёт знакомство с новой пульсацией, размером, группировкой и счётом. Добавляется исполнение ритмических упражнений разными движениями руками и ногами, включается ритмическое остинато и ритмический канон (2-х и 3-х-голосие).

Начиная с 4-го, и в старших классах даются ритмические таблицы III и IV степеней сложности. Прорабатываются новые ритмические группы: пунктирный ритм, синкопа, триоль и межтактовая синкопа. Рекомендуются упражнения с ускорением и замедлением темпа, упражнения с метрономом, исполнение двумя руками и задания по группировке с использованием ритмического рисунка любого номера. Все номера можно исполнять со счётом вслух, прохлопывая или простукивая, разными движениями, с шумовыми инструментами. Паузы отмечают, разводя руки в стороны, продолжая считать. Счёт должен быть обязательно с внутридолевой пульсацией.

Ритмические пособия помогают сделать урок более живым, интересным, разнообразным. Часто дети импровизируют, предлагая свои формы работы по таблицам. Ребята занимаются с увлечением и практически не устают на уроке, что ведёт к успешному усвоению материала и даёт хороший конечный результат.

Подготовительный кл., 1 кл. (Ритмические таблицы I-II ст. 2/4, II ст. 3/4)

1. Исполнение ритмических упражнений ритмо-слогами и со счетом.

2. Прохлопать ритмические упражнения со счетом в среднем темпе без остановок (далее с динамическими оттенками и кульминацией).

3. Включение в ритмические упражнения пауз

4. Исполнение ритмических упражнений на разных инструментах (ложки, барабан, треугольник, свистульки). Ритмический оркестр.

6. Чтение ритма с музыкальным сопровождением педагога.

7. Исполнение ритмических упражнений с творческими заданиями (Характер исполнения: весело, грустно, шутливо, нежно, бодро и т.д. по фразам).

8. Сочинение мелодий на данный ритмический рисунок. Изменение ритмического рисунка в любом такте.

П-Ш класс (ритмические таблицы V ст. 6/8,1 ст. 2/4, II ст. 3/4 )

1. Использование предыдущих приемов. Совершенствование качества исполнения.

2. Исполнение ритмических упражнений разными движениями.

3. Включение ритмического остинато, ритмического канона (2-х - 3-х голосно).

IV, V, VI, VII класс (ритм.табл. III ст. 2/4, 3/4, V ст. 6/8, IV ст. 2/4, 3/4 )

К предыдущим формам работы добавляются:

1. Ритмические упражнения с внутри и междутактовыми синкопами.

2. Исполнение ритмических упражнений с ускорением и замедлением.

3. Выполнение группировки, используя ритмический рисунок любого номера.

4. Ритмические упражнения с метрономом.

5. Игра-импровизация:

переменный размер (включая ритмические блоки);

двумя группами учащихся, используя разные ритм, таблицы (2/4 и 3/4).

Закрепление ритмических групп

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс


Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:

2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».

Я купила кошке
К празднику сапожки.

5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.


8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1. Распевка: пение гаммы, опевание, Т5/3, Т6, Т6/4.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
Пение гаммы, опевания, Т5/3, Т6, Т6/4, с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на немой клавиатуре.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
Например:


Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
Молодцы, спокойно садимся.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настроечку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где?
Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды.
Первая команда стучит:


Вторая:


Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то