Музыкальный инструмент похожий на панцирь черепахи. Всё самое интересное о музыкальных инструментах

Калимба

Калимба - древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов).

Калимба - национальный инструмент народности шона, племена которой проживают на территории Зимбабве и Мозамбика и именно там можно встретить самых искусных исполнителей на калимбе. Калимба – не единственное название инструмента. Вот только некоторые из них - мбира или мбила, цанца, санса, санза или занза, баивенда или лукембу, кабир, селимба, ндимба, малимба, нданди, ижари, мганга, лала и многие другие. Это лишний раз доказывает широкое распространение инструмента по континенту и его безоговорочную популярность.
Однако есть и европейское название калимбы - "пианино для больших пальцев" (Thumb piano) или "африканское ручное фортепиано". Такое название инструмент получил не случайно. Все дело в способе игры на нем - инструмент находится в ладонях или на коленях. Большими пальцами обеих рук, а также указательными защипывают и отпускают язычки, настроенные на определенный лад, тем самым приводя их в состояние вибрации. Калимба пригодна и для игры аккордами, что ставит ее в один ряд с аккомпанирующими инструментами.

Происхождение
Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Инструмент используется не только в традиционных обрядах, но и профессиональными музыкантами. Музицирование может длиться часами, и часто организуется в ночное время. Согласно поверьям, такое музицирование помогает войти в транс не только музыкантам, но также и всем присутствующим. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.

Устройство калимбы
На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30) Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков.
Калимба может быть разных размеров, от чего зависит и ее звучание. Длина корпуса может быть от ста до четырехсот миллиметров, длина язычков – от тридцати до ста миллиметров, а их ширина – до пяти миллиметров. Так, для создания низких звуков нужна большая калимба, а для тонкого и призрачного звучания понадобится маленкий инструмент. Классическая калимба состоит из деревянной дощечки, на которой размещаются от восьми до шестидесяти металлических язычков различной длины. Количество язычков зависит от региона и племени. Язычки сделаны из металлических, бамбуковых или деревянных пластин. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков. В нижней части калимбы есть отверстие. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Спойлер :

На инструменте играют двумя руками. Можно играть стоя, сидя или на ходу. Звук извлекается либо большими пальцами обеих рук - движением сверху вниз, либо указательными - снизу вверх. В качестве резонатора иногда используется полая тыква или панцирь черепахи. Сегодня можно встретить калимбы с пластмассовым резонатором.
Калимба настраивается путём регулировки длины пластинок, благодаря чему инструмент можно настроить на любую тональную систему. Соседние по высоте звуки находятся по разные стороны от длинной средней пластины.
Таким образом, две соседние пластинки дают большую терцию. Две пластинки, находящиеся через одну друг от друга, - тритон. Для калимбы более характерно консонансное звучание, так как секундные интервалы можно извлечь только двумя руками.

Применение
При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

В настоящее время калимба – это не только древний инструмент, на который можно полюбоваться только в музее. Многие народные ансамбли имеют исполнителей на калимбе. Калимба широко используется в эстрадной музыке Зимбабве. Наиболее известные исполнители - Эуфат Муджуру, Думисани Марайре, а также Морис Уайт (Earth, Wind & Fire). В 2001 году в Германии был даже создан вариант калимбы - "Sansula". Ее автор - Петер Хокема. Инструмент состоит из деревянного обода с барабанной кожей, в который встроена калимба. В звучании нового инструмента легко узнаётся калимба, но оно имеет намного больше экспрессивности.

Звукоряды калимбы у разных народов
бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.



Древнейший и самый распространенный в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов).




Происхождение

Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее чудесные звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire .

Применение

Используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное »; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.

Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

Устройство калимбы

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30) Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков.

При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

Калимбы бывают различных размеров ; длина корпуса 100-350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм.

Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Звукоряды калимбы у разных народов

  • бакве (Конго): a1, f1, d1, c1, e1, g1, h1;
  • лемба (Юж. Африка): b1, g1, f1, g, c1, h, d1, c2;
  • баквенда (Юж. Африка): b, as, f1, f, e1, es, c1, H, d1, des, ges1, ges, b.

Видео: Калимба на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

В продолжение темы о бродячих потешниках давайте познакомимся с теми музыкальными инструментами, с которыми они высмеивали людские пороки и злободневные проблемы. Ведь музыка – основа их творчества.

Скоморохи кочевали от селения к селению, и поэтому их инструменты были малы по размеру и легки по весу. Репертуар потешников был разнообразным и требовал не только развесёлых сопелей и балалаек, но и гуслей для аккомпанемента баллад.

Самыми распространенными музыкальными инструментами скоморохов были балалайки, домры, гусли, бубны, гудки, волынки, дудки и жалейки. С балалайкой все уже давно и хорошо знакомы, и теперь давайте рассмотрим другие инструменты.

Домра . Мы привыкли считать, что в этом слове ударение падает на первый слог, но некоторые лингвисты предполагают, что всё-таки на последний. Этот трёхструнный щипковый инструмент попал на Русь во времена монголо-татар, но широкую популярность получил лишь в 16-17 веках. Причём, он звучал не только на выступлениях бродячих потешников, но и при княжеских дворах.

Домра по звучанию и виду похожа на балалайку, но её корпус (или кузов) имеет форму полусферы. Играют на ней с помощью овального плектра (медиатора). Лучшим материалом для его изготовления считается сейчас панцирь черепахи. Основной приём игры – тремоло. Это когда домрист (именно так называется исполнитель) часто и быстро ударяет по струнам вверх-вниз.

Домра исчезла вместе со своими умельцами – скоморохами. «Воскресил» её в 1896 году В. В. Андреев, музыкант и исследователь народной музыки. Свой современный вид домра обрела благодаря ему.

Гусли . Это один из самых древних русских струнных инструментов. В народном сознании звук гуслей считается благородным. Под их аккомпанемент гусляра пели былины, а в народном эпосе на них играют прославленные богатыри.

Существует версия, что этот инструмент пришёл к нашим предкам из Греции как разновидность кифары. Но, на самом деле, и сама кифара, и арфа, и лира, и русские гусли имеют общего «предка» – древнейший щипковый инструмент, который условно называют гуслями. Зато от русских гуслей пошли чувашские и марийские гусли, финские кантеле, латышские кокле и литовские канклес.

Различают крыловидные, шлемовидные и лирообразные гусли. В начале 20-ого века изобрели ещё клавишные гусли, напоминающие рояль.

Бубен . Думаете, нечего сказать про бубен? Что это простой кусок кожи, натянутый на обруч? Но нет. Начать, хотя бы с того, что это самый древнейший ударный инструмент. У него много «родственников», известных всем народам мира (тимпан, тамбурин). Особенность его нехитрой конструкции в том, что на ободе могут быть закреплены металлические тарелочки или бубенцы, тогда по нему можно либо стучать, либо звенеть ими. А сейчас он чрезвычайно популярен во всех видах музыки: от этно, до поп и рока.

Гудок. Первая ассоциация при названии этого инструмента – труба или что-то в этом роде. Но нет! Гудок – струнный смычковый инструмент. Он имеет грушевидный корпус с плоской декой, короткий гриф и 3-4 струны. Одна из них солирует, а остальные издают звук постоянно. Играли на нём с помощью короткого смычка, напоминающего охотничий лук. Устанавливали корпус гудка либо вертикально, либо горизонтально, как гитару.

Гудок – истинно русский инструмент, в музыкальной истории не известно ни схожих инструментов, ни его «предков» или «потомков». Также как и балалайка, и домра, гудок пропал вместе со скоморошеством. И до сих пор он остаются «вымершим» инструментом.

Волынка . В древности этот инструмент был распространен не только в Шотландии, а по всей Европе, в том числе и на Руси. Правда, среди наших предков она особой популярностью не пользовалась – её звучание считалось некрасивым и монотонным. Но скоморохи дудели в неё на ура. Славянская волынка изготовлялась из бараньей или козьей кожи и имела 4 дудочки: через одну нагнетали воздух, две гудели басом, а на третьей играли. На Украине волынка называлась «козой», и её даже украшали козьей головой и копытцами из глины. А в 19 веке русская волынка «вымерла»: её окончательно вытеснили баян и гармонь.

Дудка . Это простая деревянная трубка с различным числом отверстий и мундштучком для вдувания воздуха. Она могла быть от 20 до 50 см, прямой или с расширением на конце, а также конусообразной формы. На Украине называлась сопилкой или сопелью.

Дудка на Руси наравне с балалайкой пользовалась большой популярностью. О ней сложено множество поговорок и пословиц. Например, выражение «дудеть в свою дудку» означает, что человек твердит одно и то же, не глядя ни на что. А значение слов «плясать под чужую дудку» известно всем.

Жалейка . Это трубка из дерева с 6-ю дырочками и с раструбом из коровьего рога на конце. Её также называют жаломейка или брёлка, и она широко использовалась не только скоморохами, но и пастухами. Играют на жалейке, как на обычной дудке, но звук жалейки выше и пронзительнее, не очень приятный на слух.

какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы

Альтернативные описания

Денежная единица Италии (в 2002 г. заменена евро), Турции, Мальты

Созвездие Северного полушария

Старинный струнный музыкальный инструмент

. ""Музыкальная"" валюта

Музыкальный инструмент, ставший символом поэзии

Хвост тетерева-самца

Северное созвездие

. "Арфа" в руках поэтической музы

. "Гусли" поэта

. "Музыкальная" валюта

. "Музыкальные" валюта и созвездие

100 турецких пиастров

Аквариумная рыба

Античная арфа

Античная бренчалка

Античная бренчалка, ставшая итальянской валютой

Арфа Орфея

Бренчалка, ставшая валютой

Бывшая валюта Италии

Бывшая валюта римлян

В руках музы Эрато

Валюта Ватикана

Валюта Италии

Валюта Турции

Валюта Турции и Италии

Валюта в Италии до евро

Валюта в Риме до евро

Валюта в Стамбуле

Валюта в кассах римских магазинов

Валюта, что бродила по улицам Рима

Валюта, что ходила по улицам Рима

Гусли в далеком, далеком прошлом

Денежный знак Турции

Деньги макаронника

Древняя арфа

Ж. музыкальное орудие древних; ныне переиначено в рыли, на которых играют, припевая, слепцы в Малороссии и заморские нищие в Питере. Новоголландская птица, у которой хвост лирою. Одно из северных созвездий. Лирный, к лире относящ. Лиран м. тюльпановое дерево, тюльпанник, Lireodendron tulipiferа. Лирик м. или лирический поэт; лирическая поэзия противополагается эпической и заключает в себе: оды, гимны, песни, где господствует не действие, а чувство. Лиризм м. лирический дух, направление; возвышенное, вдохновенное песнопение

Женское имя

Инструмент Орфея

Инструмент Терпсихоры

Инструмент в хвосте птицы

Инструмент поэтической музы

Историческая валюта Италии

Итальянский денежный "вклад" в музыку

Между Геркулесом и Лебедем

Музыкальный символ вдохновения поэта

Название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо

Оружие музы

Прабабка арфы

Прабабушка арфы

Символ вдохновения

Символ поэзии

Созвездие со звездой Вега

Сотня турецких пиастров

То, что Некрасов "посвятил народу своему"

Турецкая валюта

Что в руках муза поэзии Евтерпа

Экс валюта Италии

Эксвалюта "маде ин" Италия

Будильник добрых чувств (поэтическое)

Денежная единица, = 100 пиастрам (курушам), Ватикан, Италия, Турция

Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества и вдохновения

Древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами

Испанский автоматический пистолет

Крайние рулевые перья, сильно (лирообразно) изогнутые наружу у тетерева-косача

Символ искусства (в переносном смысле)

Созвездие с главной звездой Вегой

Созвездие Северного полушария

Хвост тетерева-самца

Этот инструмент Гермес изготовил из черепашьего панциря

Символ поэтического творчества, вдохновения

Под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина

В каком созвездии находится звезда Вега

Струнный смычковый музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент Орфея

Музыкальный инструмент Терпсихоры

Музыкальный символ вдохновения

Денежная единица Италии

Денежная единица Ватикана

Денежная единица Мальты

Денежная единица Турции

20 сольдо до 1947 г

В Италии до евро

Созвездие

В руке у Эрато

В руке у Евтерпы

20 сольдо до 1947 года

Прототип арфы

Эмблема военных оркестров

. "...над могилой" из пушкинского стихотворения "Гроб Анакреона"

Старинный струнный музыкальный инструмент

Эмблема и атрибут поэта

Под аккомпанемент какого инструмент, если верить древним грекам, рождались стихи Сапфо, Анакреона, Пиндара, Есенина?

Какой музыкальный инструмент изобрел Гермес, натянув на черепаший панцирь бычьи жилы?

Название какого созвездия связано с тем что Зевс в благодарность за искусную игру Орфея поместил его золотую кифару на небо?

. «гусли» поэта

В каком созвездии находится звезда Вега?

То, что Некрасов «посвятил народу своему»

. «музыкальная» валюта

. «музыкальные» валюта и созвездие

Итальянский денежный «вклад» в музыку

Что в руках муза поэзии Евтерпа?

. «арфа» в руках поэтической музы

. «...над могилой» из пушкинского стихотворения «Гроб Анакреона»

Эксвалюта «маде ин» Италия

Деньги Италии

Северное созвезд. и "гусли" поэта

Северное созвезд. и «гусли» поэта

Валюта Италии до евро

Национальная валюта Италии

Гусли в далёком, далёком прошлом

Анаграмма к слову "риал"

Анаграмма к слову «риал»

Струнный щипковый инструмент

Мешанина из слова "лари"

Мешанина из слова "риал"

Предки современных черепах жили на Земле бок о бок с динозаврами.

Панцирь, закрывающий все тело черепахи за исключением головы, лап и хвоста, отличает ее от всех позвоночных животных. Верхняя часть панциря называется щитом или карапаксом, бывает обычно куполообразной у сухопутных черепах и более плоской у черепах, живущих преимущественно в воде, - для уменьшения давления воды. Щит по бокам тела соединяется с нижней частью панциря, пластроном, состоит из кости, сверху его щитки покрыты роговыми пластинами.

Для фиксирования рёбра, позвонки, тазовый и плечевой пояс срастаются с панцирем. Отверстия в панцире располагаются так, чтобы конечности легко втягивались.

Внешний вид панцирей зависит от окружающей среды. Форма панциря - удивительное изобретение природы для пассивной защиты черепах - зависит от образа жизни этих животных. Карапакс сухопутных черепах обычно высокий, куполообразный, часто он неровен, отдельные щитки могут иметь форму небольших куполов, пирамидок. Карапакс черепах, живущих в более плотной, чем воздушная, водной среде, как правило, уплощенный, гладкий, обтекаемый, куполообразность его небольшая. Морские черепахи пошли еще дальше в приспособлении к водной среде, панцирь у них каплеобразный, наиболее совершенной формы для достижения большой скорости в воде.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то