Как проехать автостопом повсюду и без проблем. Как можно отдыхать бесплатно: путешествие автостопом

Как вы знаете, с недавних пор я перешел на новый уровень путешествия самостоятельно – автостоп. И в этом году с 1 июня мы с Милой отправились в . Кроме этого условия наша поездка была еще бессрочной, а за плечами имелась палатка. Это не значит, что теперь я буду колесить по миру только таким образом, однако, как любой развивающийся человек, нужно повышать уровень сложности, чтобы расти. Я знаю, что не многие путешественники могут позволить себе такую проверку нервов. А ведь это действительно проверка, прежде всего самого себя и своих сил. Я бы сказал, что путешествуя автостопом, человек начинает по настоящему жить (для кого-то, может, и выживать), а именно при таких условиях законы жизни (аксиомы) начинают более явно проявляться. Я могу утверждать, что они работают для всех людей и в привычном мире, но заметны они становятся только когда остается больше места для внезапности, случайности, неизвестности, не запланированности, называйте как хотите. И сегодня я хочу осветить 10 аксиом (именно аксиом, потому что они просто работают без доказательств и причин), с которыми мы столкнулись в пути, путешествуя по миру автостопом с палаткой .

Запомнить нужно одно – аксиомы действуют при любых обстоятельствах, хотите вы этого или нет, все зависит от времени. Но, если вы добавите хотя бы капельку веры, то работать они будут чуть быстрее, вы уж поверьте.

Правило №1. Если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас подвезет бесплатно.

Это правило включает в себя сразу две аксиомы:

  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который вас увезет,
  • если есть дорога, значит на ней есть транспорт, который подвезет бесплатно.

Давайте рассмотрим первый случай. Бывало такое, что стоишь в какой-нибудь глуши уже несколько часов, а дорога настолько безжизненная, что кажется, мы отсюда не уедем никогда. Такая ситуация была с нами в Турции, когда нам очень хотелось попасть на , что располагается на вершине горы. Населенных пунктов по близости раз-два и обчелся, транспорта почти нет. Одна автостопщица рассказывала, что они с группой добирались до Немрут Дага пару дней, ночуя по дороге на обочине, так как совершенно не было попуток. Место на тот момент было еще не очень туристическим, а автобусы туда не ходят, поэтому мы не знали, уедем ли вообще. И что вы думаете, уехали. В тот же день на маршрутке с рабочим, который как раз приводил в порядок эту достопримечательность. Обратно спустились по счастливой случайности с тем же дядькой.

Теперь второй случай – широкая автострада с огромным количеством машин, которые просто не останавливаются, а те единицы, которые притормозили просят денег. Такая ситуация была с нами в Азербайджане, где в туристических местах встретить сердобольного водителя просто нереально, там все подрабатывают таксистами, даже если перед вами остановился крутой белый лексус – это тоже такси. А если вы решите отойти пешком на пару километров, то таксисты, которые вас увидят, будут специально “тащиться” за вами, вдруг передумаете. Это хорошо в Азербайджане еще русский язык знают, а в странах, где у вас проблемы с языком нужно обязательно выучить фразу на местном “нет денег”, чтобы избежать возможных проблем. В итоге мы потратили кучу времени на смену позиций и на ловлю нормальной машины, но все равно уехали.

Правило №2. Если долго не можешь поймать машину, смени позицию.

На первый взгляд, кажется, что это и так понятно любому автостопщику, зачем об этом писать. Однако, есть нюансы. Это правило применяется даже в спецефических случаях, когда кажется место выбрано идеально, машин ходит нормально, автостоп в стране хороший, проблем не должно быть. Но блин! Никто не останавливается, хоть тресни, даже пресловутые таксисты, сидя в салоне в гордом одиночестве, проезжают мимо и в ус не дуют. А нужно всего лишь сменить позицию, можно просто пройти вперед или назад буквально на несколько шагов. Смешно?! Проверьте сами! По началу и мне было смешно, а потом начал этим пользоваться.

Правило №3. Закон подлости.

Кстати, одни законы можно использовать, чтобы сократить время работы других законов. К примеру, всем известный закон подлости. Если среди вас есть те, кто курит (я себя к таким не отношу, но видел как это работает по факту), то наверняка они знают, что если долго стоять на остановке, а автобуса все нет и нет, то достаточно только достать сигарету и прикурить, как по закону подлости подойдет нужный автобус. Причем чем сильнее вы хотите курить, тем быстрее и точнее сработает этот закон.

В нашем случае часто точно так же срабатывало с едой. К примеру, мы долго находимся в дороге, сменяя одну машину другой, не находя времени даже на перекус. И вот, когда наконец выдалась свободная минутка, я полез в рюкзак (расстегивая крышку, развязывая узел, доставая пакет со съестным), как неожиданно перед нами тормозит автомобиль с предложением подвезти. Даже руку поднимать не надо.

Так вот, как я уже говорил, этот закон можно легко пробовать использовать, совмещая с первыми двумя правилами, чтобы быстрее поймать машину.

Правило №4. Дают — бери!

В дороге частенько что-то предлагают совершенно безвозмездно, от души. Когда мы с Милой только-только начали путешествие автостопом, то как “воспитанные” люди отказывались от предложенного, стесняясь или думая, что это “не прилично”. Пока не наступал тот момент, когда предложенная ранее вещь (услуга) реально была нужна.

В Казахстане, будучи уже на выезде из страны, и замерзая от наступивших сентябрьских холодов, мы потратили последние местные деньги, думая что осталось нам недолго. Тут вдруг очередной водитель предложил нам 1000 “тугриков”. Это не так много, буквально на обед на двоих. Мы сначала отказывались, думая, что до границы дотянем, но водитель настоял, и я их взял. В итоге автостоп в тот день был совершенно плохой, а в рюкзаке кроме полбулки хлеба ничего съестного. Вот и пригодились деньги на восстановление энергии в холодную погоду.

Еще один пример: в дороге у Милы случилась небольшая проблема с зубом. Прибыв в Догубаязит (Турция), мы познакомились с ребятами-курдами, среди которых была девочка-стоматолог. Она предложила Миле совершенно бесплатно “отремонтировать” зуб. Договорились на прием после , но потом девушка забыла, а Мила не стала настаивать из-за типичной “скромности”. В итоге запустила зуб, теперь его лечение вышло в два раза дороже.

Поэтому, дорогие друзья, если вам окружающие что-то предлагают от чистого сердца, не отказывайтесь, потому что мир считает, что на данный момент вам это нужно. Только не надо путать с такими понятиями, как “наглость”, “попрошайничество” и “обязанность”, эти качества с данным правилом не работают.

Правило №5. Если в пути вам кто-то что-либо пообещал и не выполнил, то за него это сделает другой.

А вот это очень интересная аксиома. Если об остальных я еще где-то слышал или интуитивно догадывался, то этот закон всплыл совершенно случайно. И началось это в Азербайджане. Вообще азербайджанцы очень добрый и гостеприимный народ, но есть у них в менталитете такая штуковина, как “словесная показуха”. Не раз сталкивались с примерно следующим азербайджанским поведением.

Вы познакомились, подружились, вас пригласили в гости, рассчитывая как раз на вашу природную “скромность” и отказ. А вы берете и соглашаетесь. Опа! И после этого неожиданно ваш новый знакомый испаряется в неизвестном направлении. С таким мы сталкивались не только в этой стране, но там больше всего. Очень обидно было по-первости, рассчитывал на человека, доверился, а он… Однако, не стоит отчаиваться раньше времени, потому что если человек вам пообещал “в гости”, и вы ему поверили, ожидая выполнения обещанного, то мир вам это даст, только с помощью кого-то другого.

Клянусь, так и есть! Пример, в Грузии на границе нас подвозил азербайджанец, ехавший на свадьбу к родственникам. И по привычному менталитету пригласил нас туда же в гости, рассчитывая что мы откажемся. Но, мы то уже на тот момент знали, что не стоит отказываться, если предлагают, взяли и согласились. Азербайджанец не ожидал, и до места назначения нас так и не довез. Высадил где-то на середине пути, сказав, подождите 5 минут, я спрошу у своих родственников насчет вас, а потом вернусь в любом случае. Мы час простояли, так он и не вернулся. За это время стоянки мы познакомились с грузином, который после 5 минутного разговора с нами, увез к себе домой.

Еще один пример в Узбекистане мы двигались в сторону Самарканда. Один паренек, подобравший нас, и ехавший совсем не туда, решил помочь. Он позвонил своему другу, который тоже собирался в Самарканд, но через час, и договорился с ним о том, чтобы тот забрал двух туристов в указанном месте. Мы прождали этого товарища полтора часа, собираясь вновь выходить на дорогу голосовать, как вдруг к нам подошли трое незнакомых узбеков и спросили, куда мы направляемся. Оказывается ребята тоже ехали в Самарканд и решили нас подбросить.

Как видите, закон в нашем случае срабатывал в тот же день.

Правило №6. Земля-то она круглая!

Или я бы еще назвал так: “Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Не нужно беспричинно обижать людей, которые встречаются вам на пути, потому что эти же самые люди могут встретиться вам вновь и оказать помощь.

Такой случай у нас был в . Мы с Милой шли по одной из тропинок, разговаривая между собой, как вдруг, проходящий мимо молодой турок, услышав нашу речь, на чисто русском спросил “откуда?”. Мила, уставшая от чрезмерного внимания горячих турков решила, что он хочет выпендриться и хотела уже ответить ему в грубой форме, однако, вовремя передумала. И что же? На выходе из долины, когда мы не знали, на чем же выбраться с того места, мы случайно столкнулись с тем самым парнишкой, который предложил подвезти на своей машине. Как вы думаете, захотел бы он помочь, если бы ситуация изначально сложилась иначе?

Правило №7. В любом заборе есть дыра.

Этот закон действует в основном на достопримечательности, которые имеют очень большую территорию, и зачастую расположены под открытым небом. Но даже в закрытые помещения можно найти “черный ход”. Такие ходы находились, к примеру в собор или в . Лично я нашел дыру даже в обычном заборе в Элисте. Так что если у вас есть какое-либо ограждение, советую пройтись по его периметру, там наверняка найдется “секретный лаз” ;).

Правило №8. Чем хуже отзываются о какой-либо стране (нации), тем гостеприимнее и добрее там люди.

А эта аксиома выявлена уже не первым автостопщиком. Люди такие существа, которые любят всякие байки, особенно о тех местах, где сами не бывали. Что поделать, жить-то скучно, приходится себя развлекать историями, благо воображение развитое.

Очень часто можно услышать негативные или компрометирующие отзывы о соседних народах. К примеру в Узбекистане таджики плохие, а в Таджикистане – узбеки. В Турции курдов боятся и смакуют . Армяне азербайджанцев не жалуют понятно по каким причинам, а азербайджанцы армян. Вот только многим невдомек, что я, как турист, не отношусь ни к тем ни к другим, я не террорист, не убийца, не вор, не взяточник, и даже не гастарбайтер. Почему ко мне в той стране должны относиться плохо? Я еду в гости, страну посмотреть, с людьми познакомиться, у меня самые добрые намерения.

А смешнее всего, что самые страшные истории рассказывают те, кто сам никогда не был в в той стране, о которой нелестно отзывается и не общался с ее местными представителями. Или еще распространенный шаблон: многие фурщики по ходу поездки общаются только с определенными “органами”, а потом делают вывод, что весь народ такой. О чем тут еще можно рассуждать?

Правило №9. Чем больше вкладываешь (материально, физически, морально), тем больше получаешь.

Об этой аксиоме вам расскажет любой успешный миллиардер или бизнесмен. И работает она не только с деньгами. Как вы думаете, почему многие богатые люди мира занимаются благотворительностью? Или являются спонсорами крупных проектов? Да потому что они знают, как работает этот закон (аксиома) жизни.

Мы тоже с наглядным примером столкнулись только в путешествии автостопом. И вкладывали мы не только деньги, убедиться в этом достаточно, если посмотреть . Но всегда лучше рассматривать ситуацию на примере. Заметил, что если мы потратим в день на билеты, еду, транспорт, больше, чем рассчитывалось, то в это же день нас могут угостить бесплатно обедом, пригласить в гости, или на ужин. Да даже вспомним ужасный физически затратный спуск в каньоне Ихлара, совсем не ожидал, что после такого у меня руки и ноги ходуном ходить будут. И в тот же вечер мы попадаем (что случилось единственный раз в Западной части Турции).

Или в Узбекистане от местной еды заработали расстройство желудка, так в этой стране мы вообще палаткой не пользовались, ночуя у кого-то в гостях. Конечно, в гостеприимных странах все намного легче получается, чем к примеру в той же Боснии и Герцеговине. Однако не стоит забывать, что любое правило действует лучше и быстрее только в определенном состоянии, о чем я расскажу ниже.

Правило №10. Будь оптимистом и все получится!

Думаю, нет смысла говорить о том, что позитив притягивает позитив, а негатив – соответственно, сто раз писал об этом на блоге. Сколько раз бывало, выйдем с Милой на дорогу не в духе, так ни одна машина останавливаться не хочет. А если и останавливается, то не везет с водителем. Попадается какой-нибудь “шумахер” в лучшем случае, а в худшем – товарищ, с которым проблем не оберешься. Поэтому прежде, чем “стопить”, мы с Милой стараемся разобраться в конфликте между нами, а уже потом с чистыми мыслями идем навстречу судьбе.

Если вы занимаетесь своим личным развитием, то данное правило должно быть для вас первостепенным. Об этом говорят все эзотерические и духовные учения: трансерфинг, симорон, эзотерические практики, йога и т.д. По идее это правило надо ставить на первое место, потому что оно является на мой взгляд основой для всех остальных. Но, уж очень хотелось завершить список чем-нибудь позитивным. Так что будьте оптимистами, друзья, и все у вас получится вне зависимости от того, чем вы занимаетесь в этой жизни.

Несмотря на свою популярность, женский автостоп плотно оброс мифами. Чтобы развеять некоторые из них, беларусские путешественницы рассказывают о своем опыте в дороге, о том, насколько безопасно ездить одной и как защитить себя, если водитель распускает руки.

Автостоп набирает популярность: всё больше людей собирают рюкзаки и отправляются в безвременное путешествие по городам и странам. Автостоп - это не только самый дешёвый способ объездить мир, но и попытка убежать от повседневности, разобраться в себе и почувствовать жизнь во всех её проявлениях. И если к мужскому автостопу общество понемногу привыкло, то женские странствия многими воспринимаются неоднозначно.

Помню, у моего старшего брата была девушка-путешественница, и моя мама её недолюбливала, объясняя мне это фразой: «Ну как девушка, которая ездит автостопом, может быть порядочной?! Ты же знаешь, чем они рассчитаются в дороге…» Тогда мне было 14, я не знала ничего про автостоп, ровно как и моя мама, но после этого стала поглядывать на девушку брата подозрительно.

И даже сейчас, когда прошло много лет и я сама проехала уже около 20 000 км на попутках, я всё равно не могу признаться в этом маме. Для нее, как и для многих, женский автостоп остается темой, о которой в «приличном обществе» говорить не принято.

Я попросила беларусских путешественниц самим рассказать о том, почему они выбирают автостоп и что нужно делать, чтобы обезопасить себя в дороге.

Вероника
25 лет, маркетолог, Могилёв - Минск

Активно автостопом я путешествую всего год. Успела покататься пока только по Польше и Грузии. Первая моя самостоятельная (одиночная) поездка случилась в Польше. Я тогда опоздала на все автобусы, было уже темно и очень нужно добраться до места тренинга. Меня подобрал поляк, который, как потом оказалось, учился в Минске. Выходить на трассу в темноте было страшновато, но остановилась первая же машина, и водитель оказался очень дружелюбным.

Мне кажется, автостоп люди выбирают осознанно. Если путешествуешь с палаткой, смысла ехать поездами-автобусами нет никакого. Именно местные водители показали нам самые красивые места: мы ночевали на поляне с коровами в Польше, возле огромного озера в Словакии, на недостроенном курорте в Грузии. Думаю, если бы мы ехали общественным транспортом, никогда бы там не побывали.

Я себя чувствую спокойнее, если еду автостопом в паре с хорошо знакомым, проверенным парнем, ведь водитель, подбирая парочку, вряд ли думает о приставаниях. Когда я ездила с парнем, он был «менеджером по безопасности», а я - «менеджером по коммуникации». Угрозы безопасности ни разу не было, а вот болтать приходилось постоянно! По моему опыту, девочки меньше ждут машину, получают больше комплиментов и улыбок от водителей.

«Безопасность женского одиночного автостопа зависит во многом от страны, в которую едешь. А вообще в любой одиночной поездке особо не расслабишься. Нужно постоянно следить за водителем и дорогой»

Таня
27 лет, путешественница, Брест

Я проехала автостопом около 70 000 км. Была в Африке, Непале, Республике Тыва, Грузии, Крыму, России, Молдове и странах Западной Европы. Первый раз на большое расстояние автостопом, как ни странно, я поехала одна - это был тур по России на 28 дней. Я ехала на Грушинский фестиваль и попутно заезжала к своим друзьям в разные города. Хотелось свободы действий, не хотелось зависеть от попутчиков. Это оказалось не так страшно, как я думала. Но уже тогда я поняла, что это не совсем моё: я могу ездить одна, но мне не так интересно, как в паре с кем-то. Я всё-таки существо социальное, мне хочется делиться впечатлениями не только с водителями.

Кататься, мне нравится как с парнями, так и с девушками. Но если я путешествую в регион, где широко распространены фундаменталистские убеждения и женщину «предпочтут» видеть с мужчиной, то выбираю парня-попутчика.

«Одиночный женский автостоп я считаю опасным и не советовала бы девушкам ездить одним. Тёмная сторона автостопа существует»

Я знаю девочек, которых и в лес завозили, и электрошокером ударяли. К сожалению, такое бывает не только в автостопе - психа можно встретить и в городе, и в тёмном переулке.

Сейчас появилось много информации, популяризирующей женский автостоп: я часто вижу статьи и воодушевлённые посты в социальных сетях о том, что это безопасно и не страшно. Мне кажется, к этому нельзя относиться легкомысленно. Надо чётко понимать, какие могут быть риски у поездки, подумать о стратегиях поведения и экипировке, которые помогут себя обезопасить. Я стараюсь выбирать спортивные туристические наряды для поездок, не использую косметику или парфюмерию в дороге, собираю волосы.

А в первую очередь обезопасят, а может, и спасут вашу жизнь пристёгнутые ремни безопасности, потому что вероятность аварии на дороге гораздо выше вероятности любых других неприятностей.



Женя

Лично я считаю, что в теме автостопа не может быть никаких тенденций - ни положительных, ни отрицательных. Одни ездят всю жизнь, и ничего негативного с ними не происходит, вне зависимости от внешнего вида и поведения. Другим случается нарваться на неприятности, единственный раз в жизни подняв большой палец. Это всего лишь дело случая. Мне кажется, если неадекватный водила вдруг решит поразвлечься, он найдет себе жертву, и её внешний вид будет для него неважен.

Мой личный опыт: как-то мы с подругой стопили по очереди, и я, одетая несколько вызывающе (с точки зрения обвинителей), не смогла поймать машину за полчаса. Подруга, одетая более чем целомудренно, выйдя на обочину, начала крутить в воздухе светодиодные приспособления - целое шоу устроила. Машину словила меньше чем за минуту. Креатив никогда не помешает, проверено. Мне кажется, главное в путешествии автостопом - не бояться и настроиться на нужную волну: позитива, готовности и принятия. Иначе удовольствия от автостопа не получить, факт. Ну и, конечно, иметь на случай опасности минимальный алгоритм действий и способов защиты.

К сожалению, при посадке в машину никогда нет достаточно времени для оценки. При выборе попутчика у девушки предположительно есть больше времени хотя бы на уровне интуиции понять, насколько безопасное впечатление он производит, чтобы при малейшем подозрении во внутренней чистоплотности дать заднего. Думаю, этим временным зазором и объясняется большее доверие к попутчикам. С этой точки зрения, если и давать советы в выборе попутчика - то пусть вся имеющаяся интуиция используется по полной.

От девушек-попутчиц, как правило, ждут вполне конкретного поведения. Сговорчивая, услужливая и веселая - такой обобщенный образ идеальной попутчицы с доски почёта дорожно-боевых подруг. И желательно красивая - тогда и бонусов от водителей, глядишь, обломится каких. Чтобы не разочароваться в очередном путешествии с парнем-попутчиком, девушке придется проговорить нюансы заранее, чтобы взаимные ожидания не стали друг для друга сюрпризом.

Иногда, когда читаешь истории об автостопе и проблемах, с которыми сталкиваются девушки в дороге, в том числе и со стороны попутчиков, просто убивает обилие стереотипов и ярлыков, причем у девчонок тоже. Сообщество стопперов - это мини-модель общества в целом. К сожалению, правила везде одинаковые: «оправдывай ожидания и не имей проблем». В такой модели, если парень оказался, к примеру, вором или бросил её одну в лесу, дождаться сочувствия и понимания девушка сможет только если ей поверят, а не заподозрят в желании свести личные счеты. А комментариями к жалобам на типичное поведение парня-попутчика, возжелавшего нежности и тепла, чаще всего становятся советы вроде «радуйся, глупая, пользуйся моментом и поднимай самооценку».

Оля

Не только в среде любителей автостопа можно услышать про провокацию насильников, но и они не исключение. Вера в «справедливый мир» очень характерна для автостопщиков. Признать, что насилие бессмысленно и непредсказуемо, что оно может случиться с каждой, - значит признать, что мир устроен не очень справедливо. И тогда проще найти причину насилия в самой пострадавшей: «это произошло потому что… а я буду вести себя как «прокачанная стопщица», и со мной такого не произойдет».

«Грустно, что миф о «провокации» подпитывают девушки, чьё мнение авторитетно среди других стопперов»

Некоторые из них утверждают, что изнасилований на дороге мало, что обычно это происходит из-за нечеткого невнятного поведения самой девушки: либо она была не так одета, либо не так вела себя, что сексуальные приставания на дороге - норма и не надо этого бояться, а если драйвер при тебе подрочит, то ничего в этом страшного нет и т.д. Следуя логике советов на таких сайтах, как Академия Вольных Путешествий, нужно не париться, расслабиться и получать удовольствие, раз уж сама_дура_виновата и в такую ситуацию попала.

Огорчает также, что для многих людей сексуальное насилие сводится непосредственно к изнасилованию, а все остальные формы насилия - домогательства, принуждение, оскорбления, угрозы, сальные пошлые шуточки, нежелательные прикосновения и т.д. - это вроде как допустимое поведение. С таким же представлением ездят и водители, и попутчики.


Тем более не стоит замалчивать и обесценивать такую проблему. Надо говорить об этом, а для драйверов разработать инструкции вроде «если вы не уверены, что не нападете на девушку, чтобы ее изнасиловать - не подбирайте ее на дороге», «используйте систему друзей! если вы опасаетесь, что не удержитесь от нападения на других людей, попросите вашего друга сопровождать вас в машине», «если вы не спросили разрешения или не проявили уважения к первому ответу, то вы совершаете уголовное преступление и неважно, если кажется, что "все так делают"» и т.д.

Миф про безопасность путешествий с попутчиком исходит из того, что общество нас учит, будто женщины должны остерегаться незнакомцев, темного времени суток, парков, подъездов, при этом умалчивая, что 80% изнасилований по всему миру совершают люди, которых девушки знают: это друзья, коллеги, парни, мужья, соседи, родственники и т.д.

Мне кажется, что вера в «справедливый мир» - это хорошее качество, именно оно позволило мне покататься стопом по Беларуси и близлежащим странам, обычно в девичьей компании или иногда одной. Но важно иметь план безопасности, который просто своим существованием придаст тебе немного уверенности (хоть иногда и иллюзорной), что всё под контролем.

«Например, однажды, когда мне пришлось отделиться от подруг на трассе и поехать одной в машине, я прислала им смс с описанием машины на всякий пожарный»

И, конечно же, сообщила об этом водителю, когда он начал приставать: что у меня есть такая договоренность с моими близкими, что я выслала им номер и описание машины, в которой я еду, для их и моего спокойствия. Это его немного привело в чувство)))

Возить с собой личное средство защиты (отвертка, баллончик, ножик) тоже помогает почувствовать уверенность. Стоит продумать, конечно, готовы ли вы будете им воспользоваться или, например, выйти из машины на ходу (это можно сделать, когда машина сбрасывает скорость, что бы свернуть с трассы на проселочную дорогу). Продумать, как можно привлечь внимание водителей других машин, если дверцы заблокированы, и т.д.

Если едете с незнакомцем-попутчиком, скиньте его данные из соцсетей - фамилию имя, телефон и т.д. - своим близким. Можно вести в инстаграме дневник путешествия либо, если не пользуешься соцсетями, просто отписываться подруге, где ты, в какой город направляешься и т.д. Хорошо договориться с близкими про кодовое слово/фразу - иногда это может очень сильно выручить: если вы пришлете смс или во время звонка скажете пароль, ваши близкие начнут вас искать.

Стоит ещё сказать про другие виды насилия, которые не так очевидны, - тут нужна смелость и уверенность. Например, четко и конкретно заранее обсудить с попутчиком правила совместного перемещения, вопросы с прикосновениями, возможными сексуальными отношениями. При малейшем нарушении сообщать об этом. В сексистском и насильственном поведении водителя или попутчика нет ничего нормального - ты не должна таким образом «платить» за возможность ехать или развлекать кого-то. Спокойных и безопасных вам дорог.

Навык езды автостопом я считаю достаточно полезным.

Во-первых, путешествуя автостопом, вы учитесь быстро оценивать обстановку и принимать решения. Действительно, когда вы садитесь (а в идеале еще до того как сели) в автомобиль к водителю, вам необходимо быстро оценить что перед вами за человек, какие у него жизненные интересы и т.п. Замечать приходится буквально все: кольца на пальцах, висюльки на зеркале, наклейки в салоне, выражение лица и прочее.

Во-вторых, начав ездить автостопом, вы учитесь находить с совершенно незнакомым человеком общий язык , выводить водителя на интересные для вас темы или раскручивать его на разговоры о нем самом. Конечно, иногда водитель вовсе не собирается с вами разговаривать – тогда автостопер просто отдыхает и наслаждается музыкой или дорогой.

Кроме того, вы учитесь преодолевать страх и робость . Впервые выйти на трассу и поднять большой палец верх – нередко сложная задача. Когда человек только начинает ездить автостопом, в голову лезут всякие глупые мысли «а как на меня посмотрят люди? А возьмут ли меня?» Когда машина останавливается – вы учитесь входить в контакт с новым человеком. Иногда водители сами будут открывать вам дверь с криком «садись, а то я засыпаю». Это зачастую бывалые дальнобойщики, для которых автостопер – особенно желанный гость. В целом, вы поймете, что ехать автостопом не так опасно и страшно, как может показаться тем, кто ни разу так не ездил.

На трассе вам встретится много интересных людей. Вы сможете познакомиться с психологами, профессиональными охотниками, хоккеистами, изобретателями и бизнесменами. Конечно, не в каждой пойманной машине вас будет ждать увлекательный собеседник, но иногда они встречаются и такие поездки запоминаются на всю жизнь

Научившись ездить автостопом, вы почувствуете свободу от автобусов и поездов. На попутках можно хоть с Москвы до Хабаровска доехать, а можно и дальше. Но лучше конечно же начинать с более коротких дистанций.

Следуя определенным правилам, и не забывая работать головой, вы сможете вполне безопасно ездить автостопом, открывая новые города и дороги.

Итак, мои правила как ездить автостопом:

Оденьтесь правильно если вы девочка – все должно быть закрыто, не в обтяг и неэротично. Автостоп это не показ мод, а средство передвижения. Одевайтесь ярко. Идеальный вариант – наличие светоотражателей (даже днем). Камуфляж и кожаные куртки это может быть круто во дворе, но не на трассе. Тут вас не должны спутать с местным жителем (хотя, если вы в камуфляже весь из себя турист – то, сойдет).

Идеально ездить автостопом парой мальчик-девочка. Берут проще, принимают за пару, к девочке не пристают.

Вещи желательно хранить в рюкзаке, а не в сумках или пакетах. Рюкзак – еще одна вещь, которая намекает, что вы путешественник, а не житель окрестной деревни. В рюкзак положите фонарик, зонтик, если грозит дождь, влажные салфетки. Не забудьте взять с собой и документы.

Если вы хотите начать ездить автостопом — первый маршрут выбирайте километров в 150-300. И выезжайте утром. Так при жестком невезении, вы хотя бы к вечеру приедете (а если все нормально, то через 2-4 часа).

Место для автостопа выбирайте там, где водителю будет легко вас заметить. Либо это участки, где автомобили еще не успели набрать скорость (после поста ДПС, например) или там, где они естественным образом ее снижают (перед поворотами).

Когда машина остановится – помните, вы не обязаны в нее садиться , только потому что она остановилась. Более того, если машина остановилась сама, когда вы ее даже не стопили – лучше перестраховаться и не садиться. Ваша безопасность – в ваших руках. Автостопер сам выбирает машины, на которых едет.

По этой же причине, стопить стоит не все подряд (держа поднятой руку, по потоку машин), а ловить взглядом понравившуюся машину и поднимать руку именно ей (заранее конечно).

Один из оптимальных вариантов фраз, которую нужно сказать, когда открываете дверь автомобиля: «Здравствуйте, автостопом в сторону …… возьмете?». Из этой фразы водителю сразу становится понятно, что А) вы едете автостопом. Б) вас устроит, если вас просто подбросят в сторону нужного города, и ему не обязательно вас везти прямо до нужного вам места, вас устроит, что он подвезет вас пока ему с вами по пути (обычно они говорят «я только до деревни Гадюкино/до поворота на Урюпинск» — «отлично! На повороте …., высадите»). В) Это уже правило из психологии. Когда автостопер говорит «в сторону Хабаровска не подбросите?», гораздо легче на автомате сказать «не подброшу», чем, если вы предлагаете утвердительно «взять».

Если вы полчаса ничего не можете поймать – такое бывает. Это в пределах нормы. Но возможно стоит сменить позицию или умыться. Как правило, автостоп доступен каждому, но бывают мелочи, которые заставляют водителей проехать мимо вас.

В беседах с водителем, есть мнение, что нельзя касаться трех тем: политики, религии и секса. Любое правило автостопа – это не правило, а рекоммендация. В любом случае, по первым двум темам не стоит вступать в жесткую конфронтацию, а лучше просто перевести тему. По третьему – если едете с девушкой – есть смысл тему менять сразу же.

Не страдайте фигней на трассе. Если лОвите машину – так ловИте ее. Помните, что пока вы гуляете по полям, прыгаете на стогу сена возле трассы, вы не только потеряете «товарный вид», но и пропустите кучу добрых водителей. Так же не бросайте монетку «в жертву дороге». Это бред и те кто сорят деньгами ездят не лучше тех, кто никогда этого не делает. Это суеверие – лишь демонстрация несистемности их .

Самый лучший вариант – в первые поездки ехать с бывалым стоппером. С ним будет и безопасней, и узнаете много его собственных правил езды автостопом.

И помните, что автостоп это не поездка задарма, это не халява, а взаимовыгодное сотрудничество автостопера и водителя.. Это не водитель делает вам великое одолжение, что берет вас с собой, а вы делаете ему интересное предложение пообщаться и совместно скоротать время в дороге.

Теперь вы, в общих чертах, знаете, зачем и как ездить автостопом. И, если вы решитесь на свой первый автостоп — надеюсь мои правила вам помогут.

А теперь вы можете перейти на
или посмотреть другие интересные записи из рубрики .

Если вы планируете увлекательную поездку, но не хотите или не имеете возможности купить билеты, идеальным вариантом может стать путешествие автостопом — бесплатная поездка по определенному маршруту на попутных легковых или грузовых автомобилях.

Путешествие автостопом многие воспринимают просто как способ сэкономить, но в этом заключается не вся суть подобных поездок. Это еще и образ жизни, особое мышление и возможность познакомиться с новыми людьми. Автостоп дает шанс посмотреть мир и побывать даже в самых отдаленных уголках Земли, при этом не потратив ни копейки на транспорт и весело проведя время.

Преимущества путешествий автостопом

По сравнению с организованными туристическими поездками, автостоп характеризуется следующими неоспоримыми преимуществами:

  • маршрут движения полностью независим и индивидуально подобран под ваши предпочтения;
  • вы можете посетить все достопримечательности и провести в каждом городе столько времени, сколько считаете нужным;
  • вы активно общаетесь с новыми людьми и заводите интересные и необычные знакомства;
  • это хорошая языковая практика и психологическая подготовка;
  • это выброс адреналина, азарт, новые знания и огромный жизненный опыт.

Поездка автостопом — это положительный опыт и новые впечатления

Если вы хотите узнать, как организовать поездку автостопом, предлагаем вам несколько полезных рекомендаций, которые помогут сделать ваше путешествие комфортным и безопасным.

Продумайте внешний вид и одежду

Все знают о важности первого впечатления, а в случае с автостопом от вашего внешнего вида часто зависит, подвезет ли вас проезжающий мимо водитель. Одежда должна быть чистой, максимально удобной для длительных путешествий и тщательно подобранной с учетом возможных изменений погодных условий.
Чтобы холода не застали вас врасплох, позаботьтесь о наличии термобелья и теплых сменных носков, ведь нет ничего хуже, чем промочить ноги в дороге.

Также необходимо иметь запас чистой сменной одежды. Если вы одеты неопрятно, то ваши шансы остановить машину существенно снижаются – никто не захочет подбирать человека с подозрительной внешностью. Особенно важно помнить о внешнем виде девушкам, путешествующим автостопом. Про слишком открытую одежду лучше забыть, чтобы не вызывать неприятные ассоциации и не провоцировать опасные ситуации.

Для ночных переездов важно наличие ярких и светоотражающих элементов на одежде или рюкзаке. Многие путешественники предпочитают яркую верхнюю одежду насыщенного желтого или кислотно-оранжевого цвета — это снижает риск того, что человека собьют невнимательные участники дорожного движения, а также делает вас более приметным объектом для водителей, которые готовы взять попутчика.

Изучите правила дорожного движения

Если вы сами не водите машину, перед поездкой почитайте правила дорожного движения, чтобы потом не пытаться остановить попутку под знаком «остановка запрещена», перед поворотом, на скоростном автобане или на мосту. Также вас вряд ли подберут на дорожной развилке или железнодорожном переезде. Кроме того, за неправильный переход дорожного полотна вас могут оштрафовать – во многих странах мира законы довольно строгие.

Определите маршрут путешествия

Автостопщики, наездившие определенный стаж, советуют в первую очередь планировать маршрут поездки. Купите карту автодорог той местности, куда вы направляетесь, внимательно изучите расположенные по пути города, деревни, поселения (там есть магазины, чтобы пополнить запасы еды и воды), а также гостиницы, хостелы, мотели и кемпинги. Заранее спланируйте, где вы будете делать остановки для ночлега. Полноценный отдых часто имеет решающее значение для комфортной поездки.

О маршруте путешествия автостопом нужно позаботиться заранее

Нужно четко представлять начальную и конечную точку вашего путешествия. Если вы — начинающий автостопщик, выберите простой пробный маршрут в пределах вашей страны протяженностью до 150 км – для начала этого хватит, а вы сможете оценить свои силы и уровень готовности к таким путешествиям. Прокладывая маршрут, отдавайте предпочтение более оживленным дорогам, нежели короткому пути в глуши.

Если вы отправляетесь за границу, вам пригодится знание названий ключевых пунктов на местном языке. Помощь при планировании маршрута вы найдете на форумах продвинутых автостопщиков – посмотрите отзывы и рекомендации московской школы автостопа, академии вольных путешествий или белорусской команды экстремальных путешествий «Sky Division».

Научитесь собирать рюкзак

Собираясь в путешествие, в первую очередь возьмите документы и определенную сумму денег на непредвиденные расходы. Определитесь, будете вы ночевать в палатке, или ваш ночлег ожидается в хостелах или мотелях. Путешественнику, который планирует комфортную ночевку в помещении, будет достаточно среднего рюкзака объемом до 50 литров. Если планируете ночевать «в чистом поле», вам понадобится большой туристический рюкзак, ведь кроме палатки понадобятся горелка, спальник и каремат.

Укомплектуйте аптечку, в которой должны быть бинт, анальгин, йод, антибиотики, спирт, аспирин, средства от расстройства желудка, бактерицидный пластырь и т.д. Запаситесь средствами личной гигиены. Не забудьте о небольшом количестве продуктов, которые должны иметь длительный срок хранения и не занимать много места (орехи, сухарики, галеты, шоколадные батончики). Также возьмите с собой дневной запас воды (1,5-2 литра). В дороге вам пригодится компас, фонарик, спички и раскладной нож.

Правильное место для начала путешествия

Поездку автостопом лучше всего начинать за пределами города, поскольку в самом городе будут останавливаться такси или те водители, которые подрабатывают, подбирая пассажиров по своему маршруту. Место для голосования должно быть таким, чтобы водитель мог увидеть вас издалека и иметь время и возможность для остановки. Тогда вы сможете спокойно попросить его подвезти и рассказать о своем маршруте.

Обратите внимание на категорию и значение дороги, на которой вы останавливаете транспорт. Чем выше значимость трассы, тем более оживленное на ней движение, а значит — более высокий шанс поймать транспорт, с которым вам по пути. Не стоит пытаться ловить попутную машину на съездах с возвышенности и на объездных дорогах – опытные путешественники говорят, что шансы на удачу в таких местах минимальны. Если вы едете ночью, постарайтесь найти освещенное место на трассе.

Общение с водителем поможет скорректировать маршрут

Путешествие автостопом требует позитивного настроя в любой ситуации

Национальные особенности автостопа

При путешествиях за границу вам понадобятся хотя бы минимальные знания английского языка, чтобы иметь возможность объясниться с водителем. Кроме того, в европейских странах машинам запрещено останавливаться на автобане – там вы никогда не поймаете попутку. Автостопщики со стажем советуют начинающим путешественникам учитывать некоторые особенности автостопа в разных странах Европы:

  • Италия . Здесь автостоп вообще запрещен. Постарайтесь не попадаться на глаза представителям правопорядка, а то вам придется уплатить немаленький штраф.
  • Германия . На вас могут пожаловаться автоинспекции, как на нарушителя закона. В этой стране советуют становиться на выездах с заправочных станций, а на самом автобане вас никто не подберет.
  • Польша . Уехать автостопом можно довольно быстро и просто, главное – остановиться на оживленной трассе в удобном для парковки месте.
  • Дания . Можно легко уехать в нужном направлении – датчане очень отзывчивые и не боятся подвозить незнакомцев.
  • Голландия . Автостопщиков подбирают с наименьшей охотой.
  • Австрия . Это одна из самых сложных стран для остановки машины на скоростных магистралях. Здесь советуют ехать, договорившись с водителем, пока он заправляет машину или отдыхает в кемпинге.
  • Чехия . Местные жители считают автостопщиков довольно подозрительными. В этой стране больше шансов, что вас подвезет иностранец.
  • Венгрия . Водители берут попутчиков легко, иногда даже нарушая правила движения по трассе.
  • Словакия . Попутчиков чаще подбирают дальнобойщики, а не водители легкового транспорта.
  • Португалия . Здесь на трассах не слишком оживленное движение — лучше договориться с водителем на заправке. Проще всего в этой стране так и перемещаться – от одной заправочной станции к другой.
  • Франция . Путешественников подбирают практически все, даже женщины и семьи с детьми, однако в стране запрещен автостоп в выходные дни.

Опытные автостопщики также утверждают, что европейцы гораздо охотнее берут в машину незнакомцев, чем жители постсоветского пространства, и никогда не удивляются просьбе подвести бесплатно. А вот жители стран СНГ чаще всего пытаются получить хоть какую-то оплату своих услуг.

Помните: чем более ответственно вы подойдете к предстоящему путешествию автостопом, тем более увлекательной будет ваша поездка. Внимательность, безопасность и доброжелательность – главные особенности успешного автостопщика!

И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то