Где сегодня выставка военной техники. Музей военной техники под открытым небом в парке победы

Сейчас часто говорят, что не нужно поощрять интереса мальчишек к оружию, поскольку это развивает агрессивность. Нужно, дескать, внушать мальчикам, что оружие – это плохо. Но воспитывай не воспитывай, а тяга к военному делу у ребят всегда была и, наверное, будет.

И я здесь не исключение, поэтому с детства по возможности с интересом посещал места, где была представлена военная техника.

Особенно интересовала вражья военная техника. Хотелось увидеть её своими глазами, сравнить и попробовать понять, чья же лучше. И как получилось, что немцы сначала дошли до Москвы и даже до Волги, а война всё же закончилась в Берлине и на Эльбе. И действительно ли «тридцатьчетвёрка» – «лучший танк второй мировой войны», как писалось в учебниках истории в советское время. И всё же — хороши или плохи танки и самолёты наших врагов? Да и про технику «союзников» разное писалось. Особенно если учесть, что эти самые союзники стали в годы «холодной войны» самыми главными противниками.

Известно, что отличное собрание техники находится в подмосковной Кубинке. Но туда пока не добрался.

А теперь не надо долго ехать из Москвы, а можно сесть на метро и доехать до станции «Парк Победы».

Там рядом с Центральным музеем ВОВ под открытым небом расположилась отличная выставка военной техники, где представлено самое разное вооружение и оборудование времён Второй мировой. В ближайшей перспективе будет и выставка современного вооружения. Экспонаты уже расставлены, только доступ туда пока закрыт.

недоступная пока экспозиция современной техники

Билет стоит 250 рублей. За эти деньги пока можно посмотреть технику и вооружение времён Второй мировой войны. Может со временем к этому добавится и оружие более ранних времён. Надеюсь, что будет так.

Сначала, после предъявления билетов, попадаем на выставку немецких танков, самоходок и пушек, развёрнутых против наших укреплений. От некоторых немецких танков остались только остовы. Понятно — это начало войны.

Очень интересны немецкие т-3 и т-4, а так же чехословацкий т-38. После оккупации Чехословакии её техника исправно служила нацистам. Сразу видно, что небезызвестный Резун-«Суворов» напрасно смеялся над отсталостью немецких и чешских машин. Выглядят они грозно. А если учесть всем известное немецкое и чешское качество, то многое становится более понятным.

чехословацкий т-38

самый массовый немецкий т-4

Вражеским противостоят наши танки, пушки и укрепления начального периода войны. Смотрятся тоже внушительно.

т-26 о двух головах

т-26, самый массовый наш танк начала войны

«полуторка»

Роль транспорта в войне, когда нужно было подвезти невероятное количество боеприпасов, оборудования и продовольствия, доставить к фронту миллионы солдат и увезти обратно миллионы же раненых, всем понятна.

Много места занимает артиллерийская экспозиция.

«боги войны»

Отдельно представлена бронетанковая техника конца войны. Наша и союзников. Жаль нет немецких «пантер» и «тигров», не с чем сравнить.

Советские тяжёлые танки впечатляют, вот только всегда ли качество соответствовало внешнему виду. Ведь профессиональных рабочих, ушедших на фронт, на заводах заменили женщины и дети. А были ли они достаточно квалифицированы для производства сложной техники?

ис-2, «зверобой»

ис-3, к сожалению в войне поучаствовать не успел

Привлекает внимание самоходка ису-152. Не знаю, как она проявила себя на фронтах, но выглядит воистину устрашающе.

Внушительны и американский «шерман», и английская «матильда». Может, у «матильды» калибр пушки маловат. Но ведь не всё определятся калибром. А к концу войны был он увеличен до соответствующих времени 75 мм.

американский «шерман»

смертоносный «мессер»

После прохода через воссозданный партизанский район с землянками, между которыми притаились кафе с посетителями, мирно попивающими пивко, попадаешь на выставку военно-морского флота.

«партизанский лагерь»

Там представлены мины и торпедные аппараты, корабельные пушки, подводные лодки и даже пара военных кораблей.

«как жахнет»

Как при таком мощном вооружении наш флот почти не проявил себя в годы войны именно как флот? Например, немцы без особых потерь эвакуировались из Крыма.

Нельзя же считать, что военно-морской флот должен быть поставщиком морской пехоты да служить для поддержки наземных операций? Снятые с кораблей матросы, не обученные сухопутному бою и даже не переодетые в защитную форму ведь не становятся полноценной пехотой, несмотря на весь свой героизм и морской шик.

Очень интересна коллекция японской техники. Слава богу, наша армия много её взяла в качестве трофеев: и при капитуляции Квантунской армии в Маньчжурии, и при освобождении Курильских островов. Может и в самой Японии такого полного собрания нет.

Самолёты японские соответствовали требованиям времени.

А вот танки на вид уступали европейским и были на уровне середины 30-х годов. Что не удивительно. Ну не было у японцев достойного противника в Китае и Юго-восточной Азии. Не с кем было соревноваться, так сказать. Но ведь отставали японские танкостроители всего лет на 5 – 7, а так ли это много?

Хорош плавающий танк Ка-Ми.

плавающий танк «Ка-Ми»

Плавучесть его обеспечивалась 2-мя понтонами, которые сбрасывались после выхода на берег. И опять же вспоминается Резун-«Суворов» много посмеявшийся над этим японским изобретением. «Вот, дескать», писал он, «у тов. Сталина были плавающие танки без всяких понтонов. Плавали они самостоятельно, а у глупых японцев только с понтонами. Ерунда японская». И ведь поверил я Резуну. Но я–то не специалист, а Резун — профессиональный военный. И он должен знать, что танк и не должен плавать. Плавать должны катера и подлодки. У танка совсем другие задачи. Он даже на поле боя может пребывать не своим ходом, а на тягаче. Как у умных израильтян. Ну, или приплыть на понтонах, а перед боем их сбросить, как у японцев. А не гонять по всей Европе на колёсах, как предполагали наши стратеги перед 2-й мировой войной.

Наше вооружение представлено на выставке достаточно полно. Помимо оружия, участвовавшего в боях много опытных образцов, которые, как следует из надписей на пояснительных табличках, никогда не стояли на вооружении. Про многие виды танков и пушек указано, сколько их было произведено. Прямо скажем, военной техники у нас делалось много. И самых разных образцов и модификаций. Денег партия и правительство, и лично товарищ Сталин, на армию не жалели. Выглядит наша техника очень достойно, особенно та, что производилась ближе к концу войны.

В московском представлена большая экспозиция боевой техники времён Великой Отечественной Войны.

Легковые автомобили Германии — «Mercedes» и «Opel».

Плавающий автомобиль-амфибия «Ford GPA». Автомобиль союзников был предоставлен Советскому Союзу по программе ленд-лиз (программа ленд-лиз предполагала передачу Штатами военной техники и боеприпасов союзникам для борьбы с теми, кто мог представлять опасность для самих Соединённых Штатов). В автомобиле используются всего две передачи — одна для передвижения техники по суше, вторая — по воде. Вместимость амфибии шесть человек.

ДЗОТ. Не путать с ДОТ-ом. ДЗОТ — деревоземляная огневая точка. Это полевое оборонительное сооружение. Как правило, представлял собой деревянный сруб несколько прикопанный в землю. Сверху присыпался грунтом и маскировался под окружающую местность. На снимке — амбразура ДЗОТа, располагалась непосредственно в сторону противника и из неё и вёлся огонь.

А это как раз ДОТ — долговременная огневая точка. Чаще всего ДОТы строились как укрепления из железобетона, металлических балок и брони. Но иногда использовали просто прикопанную бронетехнику не способную к передвижению. Также, был и танкобашенный ДОТ — когда на железобетонную конструкцию водружали башню танка.

Польская 40-миллиметровая зенитная пушка Bofors L60.

Боевая машина БМ-13Н, она же «Катюша». На этой модели использовались шасси от американского Студебеккера. В каждой из машин присутствовал заряд для самоуничтожения, чтобы противник не смог захватить её и получить образец.

Бронетехника

Marder III Vis-mod Pz.38(t). Германское самоходное противотанковое орудие Мардер III. Непосредственно эта самоходка основана на шасси чешского лёгкого танка Pz.38(t). Экипаж машины 4 человека, боекомплект 38 снарядов.

Советский танк Т-34. Средний танк, который являлся основным танком советских войск в ВОВ. Серийно выпускался по 58-й год, а некоторые из стран до сих пор держат его на вооружении. Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Заслужил он это звание благодаря основным своим характеристикам — баллистика, эксплуатационные и ходовые качества. Это не смотря на то, что изначально установленная пушка ЗИС-4 прошла испытания неудачно. Экипаж танка составлял четыре человека, а боезапаса хватало на 77 выстрелов. На базе этого танка выпускались и штурмовые орудия и самоходные гаубицы.

Похоже на останки германского Panzerkampfwagen III (PzKpfw III). Средний танк был разработан компанией «Даймлер-Бенц». На вооружение поступил в 1937 году, став заменой танка Pz-1. Экипаж танка состоял из пяти человек. Запас хода танка составлял 165 километров по ровному покрытию и 95 по пересечённой местности.

Германское штурмовое орудие StuG III. Самоходная артиллерийская установка выполнялась на базе танка PzKpfw III и являлась самой массовой единицей бронетехники выпущенной с 1940 по 1945 годы.

Японский лёгкий танк Тип 95. Второе название танка «Ха-Го». Был разработан компанией «Мицубиси» в 1934 году и использовался для сопровождения кавалерии.

Железнодорожные войска

Разрушенный железнодорожный мост и останки германского стратегического истребителя Мессершмитта Bf.110. Чуть дальше советская 37-миллиметровая зенитная пушка 61-К.

Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник». Бронепаровоз бронепоезда был построен ещё в 1896 году рабочими мастерских Среднеазиатской железной дороги.

305-миллиметровая морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Проект установки был утверждён в 1936 году, а орудия на опытном образце установили с потонувшего несколькими годами ранее линкора «Императрица Мария».

Авиация

Полноразмерная копия советского истребителя И-16. Создан в конструкторском бюро Поликарпова. Это был первый в мире серийный самолёт с убирающимися шасси. Имел прозвище «Ишачок».

Советский двухместный истребитель Ди-6. Также как и И-16 был первым в своём классе самолётом с убирающимися шасси. Только И-16 был монопланом, а Ди-6 бипланом.

Бомбардировщик Су-2 от конструкторского бюро Сухого. Отлично спроектированный фонарь кабины обеспечивал отличный обзор. Эта черта позволяла использовать машину и в качестве ближнего разведчика.

Дальний бомбардировщик Ил-4. Машина оказалась очень сложной в эксплуатации, были и трещины, и отказы шасси, и не самые надёжные двигатели. Лётчики отзывались о самолёте как об очень своенравным, со сложным управлением. Тем не менее, экипажи достаточно успешно справлялись с задачами.

Минздрав последний раз предупреждает на фоне учебного самолёта Миг 15. Этот самолёт был разработан в конце 1940-х годов и использовался для подготовки пилотов.

Вооружение советского бронированного штурмовика Су-25. Установлены блоки НАР — неуправляемые авиационные ракеты. Впервые такое оружие было применено в 1939 году в конфликте на реке Халхин-Гол.

Вертолёт Ми-24. Советский транспортно-боевой вертолёт. Выпускаться начал в 1971 году. Очень активно использовался во время Афганской войны и во время боевых действий на территории Чечни. Имеет прозвище «Крокодил».

Вооружение Ми-24 мало отличается от вооружения штурмовиков.

Ка-26. Многоцелевой вертолёт, был разработан в конструкторском бюро Камова.

Партизаны

У партизан всё хорошо. Быт, чистота, уют.

Военно-морской флот

Торпедный катер «Речник Ангары» водоизмещением 23 тонны. Спущен на воду в 1944 году. В этом катере использовались авиационные двигатели «Паккард». Экипаж катера семь человек.

Боевая рубка подводной лодки Щ-307. Эта подводная лодка была в составе Балтийского флота. Литера «Щ» в индексе означает серию проекта — «Щука».

Морская мина. Впервые морские мины были использованы в Китае в 14-м веке для борьбы с японскими пиратами. Похоже, применение было успешно, раз они дотянули до наших дней.

Интерес россиян к событиям и героям Великой Отечественной войны никогда не ослабнет. С годами он даже становится больше. Для того чтобы лучше узнать, с помощью чего удалось победить немецких захватчиков, непременно стоит посетить Открытый музей военной техники в Москве. Местонахождение

Даже у тех туристов, которые плохо знают город, не будет проблем, как найти эту площадку. Поклонная гора, или парк Победы – одно из главных мест в столице, где обычно проходят торжественные мероприятия и где любят отдыхать москвичи. «Минская» – ближайшая к Открытому музею станция метро. От нее до входа на площадку с боевой техникой придется преодолеть около 500 метров. Другой путь – от метро «Парк Победы». В этом случае предстоит пройти через всю территорию Поклонной горы до Музея Великой Отечественной войны, позади которого расположился Военный музей под открытым небом в Москве.

Стоимость билетов

Для того чтобы зайти на площадку, каждому желающему потребуется 300 р. для приобретения входного билета. Льготная цена – 200 р. К этой группе посетителей относятся военнослужащие, пенсионеры, студенты университетов и институтов, инвалиды и старшеклассники. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение площадки, размещен на сайте Музея Великой Отечественной войны. Там же можно узнать подробности об условиях предоставления этой услуги. Открытый музей не работает по понедельникам.

Экспозиции

Ни один российский город, кроме Санкт-Петербурга, не может похвастать таким большим числом мемориальных комплексов, как Москва. Музей военной техники под открытым небом, привлекающий самых разных посетителей, занимает особое место среди подобных заведений. Для гостей учреждения открыто несколько экспозиций:

Артиллерии;
военно-воздушных сил;
бронетехники;
железнодорожных войск и сооружений;
военно-морского флота;
фортификационных сооружений;
автомобильной техники.

Прогуливаясь среди более чем 300 машин и установок, посетители погружаются в историю последней войны. Несколько экспонатов – это макеты, но большая часть – подлинная боевая техника. Среди посетителей встречаются представители разных поколений. Подростки и молодежь проявляют повышенный интерес к нескольким экспонатам:

Танкам и гаубицам;
зенитным и артиллерийским установкам;
мотоциклам и минометам;
пушкам и бронеавтомобилям;
самолетам-истребителям и торпедным катерам;
вертолетам и паровозам;
траншеям и подводным лодкам.

Большинство посетителей Открытого музея предпочитают присоединяться к познавательным экскурсиям, во время которых опытные экскурсоводы не только рассказывают о военной технике, но и отвечают на вопросы любознательных гостей заведения.

Небольшая часть экспонатов музея военной техники в Кубинке размещена под открытым небом. Непосредственно за входными воротами на небольшой площадке стоят танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Рядом стенды с фотографиями героев-танкистов, участников Великой Отечественной войны.

Первый экспонат на площадке - советский легкий танк Т-50

До наших дней сохранились только три боевые машины. Кроме двух, находящихся в Кубинке, есть еще одна, хранящаяся в финском танковом музее в Парола: в ходе боев на Петрозаводском направлении Т-50 был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года.

Т-50 был создан на базе разработанного в 1930-е годы Т-126СП. Новый танк изготовили в металле в январе 1941 года, и через месяц, после успешно пройденных заводских и государственных испытаний, под индексом Т-50 был принят на вооружение Красной Армии.

Боевые машины находились в составе в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа в августе 1941 года, а также осенью 1941 года несколько Т-50 числились в войсках 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. В 1943 году один Т-50 числился в составе 5-й гвардейской танковой бригады. До 1943 года всего было выпущено 75 легких танков это модификации.

Рядом с T-50 - советский средний танк Т-34 "Сталинец" образца 1941 года. Это один из немногих сохранившихся до наших дней танк данной модификации, изготовленный заводом №183 в Харькове в 1941 году.

Здесь же легендарный Т-34-85 в зимней раскраске . "Дмитрий Донской" - танковая колонна, созданная по инициативе Русской Православной Церкви на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В её состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34.

Всего церковью было собрано свыше 8 миллионов рублей, которые пошли на строительство 40 танков. Построенные на Нижне-Тагильском танковом заводе, боевые машины были перегнаны к деревне Горелки Тульской области, где 7 марта 1944 года состоялась их торжественная передача Армии. Перед бойцами Красной Армии с напутственной речью выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами.

Передача колонны танков "Дмитрий Донской" митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, 7 марта 1944 года

После окончания Великой Отечественной войны, уцелевшие машины колонны "Дмитрий Донской" хранятся в музеях Москвы, Ленинграда и Тулы. В 2005 году, по благословению патриарха Алексия II, один из танков установили в московском Донском монастыре в память о прихожанах и священнослужителях, на чьи пожертвования были построены боевые машины.

В 1943 году, в ответ на появление германских "кошек" - тяжёлых танков "Тигр" и "Пантера", был создан танк ИС-2. Аббревиатура ИС означает "Иосиф Сталин", индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства.

Тяжелый танк ИС-2, 1943 год

ИС-2 были универсальными боевыми машинами: участвовали в танковых сражениях, поддерживали пехоту, уничтожали фортификационные сооружения. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме Кёнигсберга, Вены, Праги и Берлина. Модернизированные ИС-2 находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года.

Подходим к следующему танку - советской тяжёлой самоходно-артиллерийской установке (САУ).

СУ-152 ("Зверобой"), 1943 год

Самоходка СУ-152 (индекс 152 означает калибр основного орудия машины), принятая на вооружение 14 февраля 1943 года, стала неприятным сюрпризом для немцев в битве на Курской дуге. Бронебойный 152-мм снаряд массой в полцентнера срывал башню "Тигра" и проламывал броню "Пантеры", за что танк получил прозвище "Зверобой". СУ-152 находилась в серийном производстве до начала 1944 года.

"Валентайны", или "Валя-Таня", как их называли танкисты, поставлялись в Советскую армию по ленд-лизу, и впервые вступили в бой на Можайском направлении.

Танк МАРК III (Valentine VI), 1938 год

Легкий британский пехотный танк, спроектированный в 1938 году фирмой Vickers-Armstrong, использовался вплоть до 1945 года практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский "Стюарт" (M5A1), 1943 год

Обратите внимание на гусеницы "Стюарта".

Лёгкий танк М5А1 "Stuart" ("Стюарт"), произведенный фирмой Cadillac, назван в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. Главное отличие от предыдущей модели M3A1 - наличие двух карбюраторных двигателей вместо одного авиационного. В СССР по ленд-лизу было поставлено всего 5 таких танков.

Неподалеку от танков-победителей на небольшой площади установлена памятная стела на братской могиле четырех бойцов 119 танкового полка прорыва, погибших под деревней Гнездилово Спас-Деменского района Калужской области 8 августа 1943 года во время Смоленской операции. Об этом дне в сводках написано следующее: "8 августа 1943 г. танки полка совместно с пехотой 22-й гв.сд в упорном бою овладели хутором Безымянный, д. Веселуха и к 10.00 вышли на северные скаты высоты 233,3. В этом бою танками уничтожено: 4 пулеметных дота, 8 пушек, до батальона пехоты противника, 12 пулеметов, 5 автомашин, 6 мотоциклов".

Останки бойцов найдены поисковиками и перезахоронены на территории музея. Когда стоишь рядом с памятником, слышишь звон, напоминающий колокольный - это от порывов ветра ударяются друг о друга подвешенные к стеле макеты танковых гильз.

Рядом со стелой - мраморная плита с выбитым на ней текстом: "Здесь покоятся останки механика-водителя танка Т-34 "Московский пионер" сержанта Сергея Лукоянова, 215 танковый полк. Погиб 7 декабря 1942 года при переправе через озеро Боз-Лазава Великолукского района Псковской области".

О танках "Московский пионер" и сержанте Лукоянове отдельная история. На 5 млн. рублей, собранных пионерами Москвы и Московской области, была построена танковая колонна "Московский пионер". Осенью 1942 года 18 машин было передано в 215 танковый полк.

В декабре полк был направлен на Калининский фронт в район Великих Лук. На маршруте Торопец - Кузнецово в метельную ночь 7 декабря экипаж танка сбился с дороги и провалился под лед на озере Бор-Лазава в 40 метрах от берега. Экипаж танка, кроме механика-водителя, успел спастись. Машина ушла под лед и оставалась на дне озера долгие годы.

Летом 1997 года Псковские поисковики со слов местных жителей нашли место, где затонул танк. В марте 2000 года танк подняли, очистили и обнаружили на борту надпись "Московский пионер". Останки механика Лукоянова захоронили у часовни музея.

Отреставрированный танк Т-34 "Московский пионер" занял своё место в Кубинке.

Рядом с "Московским пионером" установлен Т-34 "Полярник" .

Пройдя по центральной аллее, между 6 и 7 ангаром можно увидеть еще один мемориальный камень.

Неподалеку - памятник зенитчикам.

У входа в 4 павильон выставлен броневик, о котором я уже рассказывала. Пройдя вглубь территории, за 7 ангаром вы увидите монструозного вида махину - мотоброневагон.

Мотоброневагон МБВ, 1936-1937 гг.

Передние башни броневагона.

Центральная башня броневагона.

МБВ был разработан в 1935-1936 годах на Кировском заводе в Ленинграде. При создании боевой машины были использованы узлы, агрегаты и орудийные башни среднего танка Т-28. Всего было собрано два экземпляра мотоброневагона, активно применявшихся железнодорожными войсками РККА в ходе Великой Отечественной войны. Преимуществом мотоброневагона были скорость, маневренность и отсутствие дыма, что затрудняло противнику обнаружить его место нахождения. В музее выставлен единственный сохранившийся экземпляр МБВ.

В самом конце аллеи, под березами спрятаны два миниатюрных танка 1920-х годов. Т-18 (МС-1 - "малый сопровождения") - первый отечественный лёгкий пехотный танк 1920-х годов разработан танковым бюро при ГУВП в 1927 году. Боевое крещение получил при конфликте на КВЖД.

Т-18 "Рабкриновец", 1929 год

Танк создан на базе французского танка Renault FT-17 и его итальянского варианта Fiat 3000. Всего с 1928 по 1931 год было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В 1938-1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны.

На соседнем постаменте установлен макет танка "Борец за свободу тов. Ленин" . Это танк типа М или КС, сокращение от "Красное Сормово".

Лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты также известен как "Рено русский": он представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка Renault FT-17. Всего на Сормовском заводе было собрано 15 машин. Машины принимали участие в гражданской войне. Ни одного экземпляра танка КС до наших дней не сохранилось.

На площадке за 2 и 3 ангарами есть необычный экземпляр - макет танка НИ Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания. "НИ" расшифровывается как "На испуг".

По сути, это бронированный трактор. Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и заводу выделили три трактора СТЗ-НАТИ, материалы и вооружение. В дальнейшем, с увеличением количества выпущенных бронетракторов (порядка 60 шт.), из НИ был создан танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. И. Юдина.

2 октября 1941 года танковый батальон Н. И. Юдина участвовал в атаке позиций 4-й румынской армии, в результате которых не ожидавшие атаки румынские части были разгромлены, а танкисты захватили 24 артиллерийских орудия, миномёты и пулемёты.

Ну и напоследок. Организаторы музея не лишены чувства юмора. На кирпичном сортире модификации "дырка в полу" прибита табличка:

Оставим этот музейный объект и вернемся к осмотру военных машин в ангарах.

Сегодня Поклонная гора и заложенный возле нее в 1958 Парк Победы считается главнейшей достопримечательностью Российской столицы. Для ветеранов ВОВ она является знаковым местом. Здесь герои собираются ежегодно 9 мая. На Поклонной горе побывали миллионы туристов, и у каждого историческая местность оставила целую бурю непередаваемых эмоций, трепетных воспоминаний.

Как добраться

В какой бы части Москвы не находилась мини-гостиница, в которой остановились путешественники, добраться до знаменитой Поклонной горы достаточно просто. Мемориальный Парк расположился между Кутузовским проспектом и Минской улицей. Доехать до исторической местности можно на метро, высадившись на одноименной станции. Далее на автобусе до остановки Поклонная гора.

В Парке Победы предусмотрено несколько входов. Один расположен на пересечении проспекта Кутузовского и улицы Минской. Второй находится со стороны Объездной дороги. Возле каждого входа предусмотрена бесплатная парковка. Въезд на территорию парка возможен по улице Генерала Ермолова через Объездную дорогу.

Разнообразие экспозиции

Выставка военной техники в парке на Поклонной горе расположилась непосредственно под открытым небом. Грандиозная, впечатляющая своим размахом, экспозиция насчитывает не менее 300 образцов боевой техники. Некоторые экспонаты представлены в виде габаритных, искусно выполненных макетов. Однако для посетителей этот факт не имеет особого значения, ведь основателям музея все-таки удалось передать тревожную, волнующую атмосферу времен Второй Мировой.

Уникальная выставка представляет не только все образцы тяжелой Российской техники, но и Германии и прочих стран, принимающих непосредственное участие в кровопролитной войне.

  • Для экспонатов вооружения морского флота специально создали искусственный водоем. На его территории размещены огромные макеты кораблей. Артиллерийские судовые башни, торпеды и прочие орудия расположили по берегам водоема.
  • Недалеко от второго входа в музей представлена японская техника. Она получена в качестве трофеев. Среди экспозиций присутствуют артиллерийские установки, с максимальной точностью воссозданные макеты самолетов, реконструкция пулеметного ДОТа, несколько танков.
  • Сверхтяжелая, колоссальных размеров артиллерийская система на транспортере. Была захвачена финнами. Возвращена после перемирия и успешно использовалась в Балтийске для обороны.
  • Партизанская поляна. Здесь воссозданы уникальные сооружения – солдатские землянки, фронтовой командный пункт, наблюдательная вышка, окопы. Все они использовались во время войны партизанами.
  • Основная экспозиция музея представлена на длинной аллее. Представлено несколько артиллерийских установок.

Отдельно на площадке находится настоящий Ли-2, являющийся знаменитым военно-транспортным самолетом. Именно на такой модели 9 мая из Берлина в Российскую столицу переправили Победное Знамя, а также акт о капитуляции Германии. За артиллерийской площадкой посетители музея увидят несколько огромных ангаров. Здесь также экспонируется техника времен Второй Мировой. В первом ангаре представлены десятки видов артиллерии, а второй отдан исключительно под самолеты. Среди них не только советские машины, но и зарубежные воздушные суда.

Уникальные экспонаты

Ознакомившись с экспозицией, предложенной в ангарах-навесах, гости музея попадают на открытую площадку. На огромной территории представлено несколько видов зенитных артиллерийских установок, танков и САУ. Конечно, не обошлось и без легендарного Т-34 и реактивной системы залпового огня "Катюши". Кстати, последнюю можно встретить далеко не в каждом музее.
Не менее интересна для гостей музея экспозиция спецформирований НКПС, железнодорожных войск. Представлено немало уникальных экспонатов. Среди них присутствует часть знаменитого бронепоезда "Красновосточник", изготовленная в 1917 году, платформа для транспортировки вооружения, грузовой и санитарный вагоны.

Отдельно в коллекции музея представлен "Крюк" – это немецкий путеразрушитель. Он предназначен специально для быстрого, эффективного уничтожения железнодорожного полотна. Использовали его немцы еще в 1943 году во второй его половине. Неподалеку представлена зрелищная инсталляция, названная Разрушенный железнодорожный мост.
Далее проложена военно-автомобильная дорога. На ней также расположена историческая техника времен войны. Затем посетители попадают в сектор Инженерно-фортификационных сооружений. Один из самых трогательных экспонатов музея под открытым небом – памятник фронтовой собаке.

Рядом с отважным псом расположен огнеметный танк Т-46-1. Его можно по праву назвать редчайшим экземпляром. Таких моделей выпущено было всего 4. Перед посетителями предстают останки одного из двух уцелевших танков. Отдельного внимания заслуживает сектор, где размещена трофейная немецкая артиллерия и бронетехника.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то