Как научиться правильно петь? Советы вокалистки Елизаветы Боковой. Начальные занятия вокалом с учащимися

Начальные занятия вокалом с учащимися.

Начальный период занятий с учеником и в особенности первый урок, являются для руководителя весьма ответственным моментом. От того как удастся провести первый урок, часто зависит судьба дальнейших занятий.

Первые занятия являются не только учебными. На них углубляется знакомство с учеником: как с его голосом, так и с психическим складом. На этих уроках выявляются отдельные черты психики, характера: активность учащегося на занятиях, его восприимчивость к навыкам и занятиям, память, способность собирать и удерживать внимание, волевые качества характера, такие как настойчивость и уверенность в себе.

В результате такого детального знакомства составляют индивидуальный план работы с учеником (наряду с воспитанием общих, необходимых навыков голосообразования, намечают и методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности ученика).

Уроки с начинающими должны быть кратковременными, по возможности ежедневными. Развивать голос следует в начале на центральном участке диапазона, отталкиваться от наиболее благоприятно звучащих гласных на примарных звуках, используя умеренную силу голоса. Для правильной организации работы необходим осмотр голосового аппарата врачом-фониатром. Посещение врача и его оценка строения голосового аппарата может быть полезной для определения типа голоса, который свойственен данному ученику. Диагностика типа голоса является одной из важных задач первого периода работы с учеником.

Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования - с установления правильного положения головы и корпуса. Для этого надо добиться, чтобы поза поющего была естественной – чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад.

Непосредственно голосообразованию предшествует вдох, он во многом определяет выдох. Если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счёт движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки – выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области. Вдох можно регулировать сознательно и поэтому его организации нужно уделить особое внимание. После этого необходимо добиться бесшумного и достаточно спокойного вдоха, характерного для нижнерёберно- брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака. Надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от голосообразования ученика.Главное надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без « въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитание такой атаки могут помочь упражнения на staccato . Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положении полузевка.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной силе звука (mezzo forte ). Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нём навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на legato на несколько близко лежащих звуках.

Уже на первых уроках нужно обострять слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округлённый и неокруглённый звук, место его наибольшего резонирования. Затем слуховое восприятие и оценки станут всё более усложняться. Учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлён звук, как он звучит – в высокой или низкой позиции, ярко ли и т.п. Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Умение слышать различные особенности певческого звука, критически к ним подходить и распознавать по этим особенностям, как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.

Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании – воспитание высоко развитого вокального слуха – является основным звеном всего учебного процесса.

И с самого начала, чтобы создать благоприятные условия вокальных навыков, учащегося прежде всего надо научить хорошо слышать себя, особенности своего звучания.

В начальный период формируются основные слуховые критерии, закладывается фундамент оценки вокального звучания, на котором в дальнейшем будет строиться не только вокально- техническое, но и художественное воспитание певца.

Желание заняться вокалом порой возникает во взрослом возрасте. Предпосылок для этого множество: веселые встречи в культурных кругах, проявление тяги к музыке и музыкальных способностей, смена жизненных взглядов. Поэтому, прежде чем начать посещать , необходимо оценить собственные способности к вокалу и музыке.

Помощь профессиональных вокалистов и педагогов школы эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» будет как нельзя кстати. После прослушивания учащегося и оценки его музыкальности составляется индивидуальная программа занятий и методики преподавания. Цель занятий – развитие у взрослых первоначальных музыкальных способностей и правильного сценического поведения.

Особенности курсов вокала для взрослых

Курсы вокала для взрослых – комплекс занятий, направленных на выявление и выработку музыкальных возможностей ученика. Основным аспектом, необходимым вокалисту, является умение интонировать заданные мелодии. Музыка, являясь точным искусством, предполагает гармонию во всем: каждая нота должна соответствовать нужной ячейке песни, независимо от того, была ли она спета или воспроизведена на музыкальном инструменте.

В вокальная техника преподается специалистами посредством различных методик, подобранных индивидуально для каждого учащегося.

Учитываются:

  • слух и степень музыкальности;
  • умение интонировать;
  • способность к продолжительному фонационному выходу;
  • ровность звучания воспроизводимых мелодий.

Однако основой обучения вокалу является правильное дыхание – именно в воздушной среде человек производит звуки. Поэтому уроки вокала для начинающих взрослых в первую очередь направлены на разработку дыхательной системы. От ее правильного использования зависит ровность и длительность фонационного выдоха. Этот навык необходим начинающим вокалистам для правильного распределения воздуха на всю длину вокальной фразы, длина которой может быть разной в зависимости от того, какое произведение исполняется. И разрывать смысловую и эмоциональную «ткань» песни никак нельзя!

Как проходят занятия по вокалу для взрослых?

Занятия вокалом в Москве в школе эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» проходят следующим образом:

  • для начала учащиеся записываются на пробное занятие, происходит знакомство с педагогами и прослушивание кандидатов;
  • исходя из результатов предварительного прослушивания, для учащихся составляется индивидуальная программа занятий и подбирается репертуар;
  • устанавливается график вокальных занятий с учетом свободного времени курсанта;
  • осуществляется собственно обучение вокальному мастерству в группе или индивидуально.

Преимуществом нашего центра обучения является то, что возможность обучения вокалу предоставляется всем желающим, независимо от их возраста и уже имеющихся навыков. Со стороны учащихся необходимы лишь настрой и желание постичь вокальные вершины. К тому же, в школе вокала «Vokal-Profi» всегда царит творческая и дружеская атмосфера, а это также является одним из важнейших факторов успеха.

Добавляют адреналина постоянные выступления на сцене. Отчетные концерты – это своего рода экзамены на каждом пройденном уровне обучения. Интенсивность курсов вокала для взрослых в результате выплескивается адреналином и незабываемыми эмоциями. Успех в обучении гарантируют правильно подобранные программы, подстроенные индивидуально под цели самого ученика.

Почему стоит обратиться в школу вокала «Vokal-Profi»?

Школа эстрадного вокала Ларисы Кудрявцевой «Vokal-Profi» - это студия, в которой сотрудничают в одной команде наилучшие педагоги, музыканты и просто творческие люди. Мы постарались создать наилучшие условия для качественного обучения вокальному искусству и плодотворного творчества наших выпускников.

  • у вокалистов существенно расширяется певческий диапазон;
  • формируется правильная вокальная позиция, дикция и вокальное дыхание;
  • поднимается уровень владения собственным голосом;
  • передается художественный смысл исполняемых произведений и образа;
  • достигаются видимые успехи в работе с микрофоном и поведении на сцене.

Таким образом, в школе эстрадного вокала «Vokal-Profi» специалисты помогут вам раскрыть истинные возможности вашего голоса, его природу, а также почувствовать и развить его до желаемого уровня. Курсы вокала в студии Ларисы Кудрявцевой идеально подойдут для тех, кто желает заниматься пением профессионально или просто научиться владеть музыкой для себя. Также эти занятия направлены на развитие уверенности в собственном таланте. Поэтому мы готовы предложить своим курсантам наилучшее – качество обучения и высокопрофильную подготовку в вокальном искусстве. И пусть все сцены будут покорены вашим талантом!

Уроки вокала от Марии Струве: что это такое, как это работает, что это дает?

Сегодня я могу ответить однозначно со 100% уверенностью — мои уроки вокала , в основе которых лежит работающая технология постановки и развития певческого голоса являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом для занятий вокалом и обучения вокалу.

Почему «технология»?

Технология - это четкая последовательность конкретных шагов, всегда приводящая к заранее известному результату. Для технологии вокала Марии Струве этот результат — ваш голос, полностью раскрытый во всем диапазоне, ровный и мощный. Звук без провалов и «рваных» нот, точное попадание в ноты, правильное, естественное дыхание.

Побочные эффекты, с которыми мы сталкиваемся — голос не устает даже после 7 часов классического вокала! Это демонстрируют наши педагоги и студенты, когда распеваются, дают 3-х часовую репетицию в полный голос и концерт практически без перерыва, шокируя тем самым опытных концертмейстеров.

В случае обучения вокалу технология вокала дает три самых важных элемента как для педагога вокала, так и для ученика.

  1. Точное, выверенное знание «как правильно», «как должно быть», идеальную картину звучания полностью раскрытого голоса. Без мнений, без ненужной информации, основанное на физике, математике и физиологии
  2. Точные, выверенные и многократно проверенные данные, как и куда смотреть и на что обращать внимание а что игнорировать. Эти данные позволяют оценить реальную, существующую картину состояния голоса. При проведении исследований, я проводила оценку звука, извлекаемого студентом с использованием своего голосового аппарата по 12 конкретным физическим параметрам. Для стандартной работы педагога по моей технологии используются 4 главные физические характеристики.
  3. Точная система оценок и шагов, постепенно переводящая текущее состояние голоса все ближе и ближе к идеальному.

Эту систему, эту мою технологию изучают все — и студенты и педагоги, прежде чем приступить к занятиям. Все мои студенты являются экспертами в технологии вокала Марии Струве и они точно знают, что с ними делает на уроках вокала педагог и почему. Именно это позволяет работать слаженно как команда педагогу и студенту. Именно это отличает мою школу от тех школ, где педагог вокала говорит студенту «сделай то», «сделай это» а тот часто вообще не понимает что с ним делают и к чему это должно привести.

Как проходит урок вокала?

Все мои уроки вокала и уроки вокала моих педагогов проходят по стандартному сценарию. Педагог руководит студентами при выполнении серии тренировочных упражнений по развитию голоса. В процессе упражнений педагог следить за звукоизвлечением и ходом работы каждого студента в группе или своего студента при индивидуальных занятиях.

При достижении максимального результата для данного конкретного упражнения педагог переходит к следующему в серии упражнений. Периодически проводится индивидуальная оценка и коррекция каждого студента. Упражнения, из которых состоит серия содержат как упражнения на развитие голоса, так и упражнения на развитие дыхания и координацию управления телом.

Упражнения одни для всех

Все упражнения, из которых состоит технология вокала Марии Струве, применяются одинаково для всех типов голоса и для любого уровня раскрытия голоса. Эта система упражнений дает рост голоса вверх на конкретную величину от любой «ступеньки», на которой вы находитесь. В этом уникальность технологии. Различается только интенсивность.

Такой подход демонстрирует полную логичность, так как, например, для развития тела вы в спортивном зале используете проверенную систему упражнений и последовательность их выполнения. Для разного состояния развития тела вы используете больший или меньший вес. Это естественно и ни у кого не вызывает непонимания.

В вокале то же самое, так как мы развиваем совершенно конкретные органы этого же самого тела для того чтобы петь. Если какой-либо педагог говорит вам, что нужны разные упражнения для разного типа голоса или для разных стадий его освоения, для меня это показатель того, что этот педагог не понимает чего-то в постановке голоса и обучении вокалу. И это не его вина — это его беда. Возможно, его так научили. Возможно, в ходе разработки собственной методики ему не хватило знаний, времени и количества «подопытных» студентов, чтобы упростить свою личную методику до уровня технологии.

Если вы такой педагог и хотите гарантированных результатов — приходите, я вам помогу во всем разобраться. Поверьте, вы вздохнете с облегчением и ваши результаты экстремально вырастут.

Если вы поете профессионально или только мечтаете научиться петь — приходите и занимайтесь. Я вам гарантирую, что такой скорости и качества звука как у меня вы не добьетесь при занятиях ни по какой другой школе. Это проверено.

Конкуренты

У моей технологии вокала сегодня нет конкурентов. Никто, судя по моим наблюдениям, не продвинулся в разработке методик постановки голоса дальше меня. Поэтому я в себе абсолютно уверена. Я настолько в себе уверена, что говорю студентам:

«Освоив технологию вокала Марии Струве вы можете заниматься вокалом у кого угодно. Просто изучите мою технологию вокала, освойте основы постановки голоса и занимайтесь с кем угодно. Только следите, чтобы делать все правильно.»

Когда вы освоите основы моей технологии вокала вы будете делать меньше ошибок с другими педагогами. По факту вы будете делать все правильно, а педагог будет сидеть на стульчике и подыгрывать вам. Однако, те кто попробовал и понял мою технологию вокала, даже позанимавшись у других педагогов все равно бегут ко мне.

И в большинстве случаев мы снова повторяем уже проделанную работу: кому голос зажали, кому верхушки срезали, кому сделали провал в середине вокального диапазона, кому сделали голос «тупым» и «плоским», «эстрадным», подавив богатство обертонов, которое мы с таким трудом восстановили человеку.

Теперь, с появлением технологии вокала Марии Струве, у каждого есть выбор: заниматься у тех, кто ближе или дешевле или заниматься у меня, гарантированно возвращая себе свой настоящий, природный, богатый, красивый голос, который летит и звенит, который ни с чем не спутать. Которые несет радость не только окружающим, но и его владельцу.

Который когда звучит, когда попадаешь под его волну эстетического созидания звука настоящего живого голоса, на самом деле понимаешь, что имеют ввиду, когда говорят «душа поет».

ТЕПЕРЬ ВЫБОР ЕСТЬ, И ОН — ЗА ВАМИ!

Ваша
Мария Струве

Целебная сила пения научно доказана. Звуковые вибрации положительно влияют на человеческий мозг и внутренние органы, эмоциональное и психологическое состояние, продолжительность жизни и развитие лидерских качеств личности. Кроме профессиональной деятельности, занятия вокалом – полезное хобби. Красивый поставленный голос ценится на сцене и дома, в кругу друзей и коллег.

Уроки пения придают голосу силу, глубину и богатство оттенков, а дикции четкость. На Youtube сегодня достаточно бесплатного контента для самостоятельных занятий в домашних условиях. Предлагаем несколько видео для начинающих вокалистов.

5 способов определить музыкальный слух


Степень развития музыкального слуха определяет уровень вокальных данных. При поступлении в музыкальную школу первым делом проводится проверка на наличие слуха: умение попадать в ноты, повторять ритм и подбирать мелодию. Существует несколько способов определить способности к музыке и пению. От результата зависит, насколько быстро пойдет прогресс в занятиях. В любом случае не стоит расстраиваться, если результат далек от желаемого: музыкальный слух поддается развитию.

Распевка голоса


Каждое занятие вокалисты, будь то новички или профессионалы, начинают с распевания. Голосовые упражнения нужны для разогрева связок, расширения диапазона и раскрытия гортани. Со стороны повторы странных слогов и буквосочетаний нараспев звучат смешно и нелепо. Но исполнение после разминки становится ровным, гладким и звучным. При исполнении высоких нот без предварительной распевки связки могут серьезно пострадать.

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню


Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.

Какие виды вокала бывают


С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.

Уроки вокала. Мелизмы


Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу "Голос", когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд.

Раскрытие гортани


Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань - залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки.

3 упражнения для развития дыхания вокалиста


Правильное дыхание и развитая диафрагма - азы профессионального пения. Существует специальное выражение "пение с опорой". Несведущим в вокальных вопросах сразу представляется облокотившийся на рояль исполнитель. На самом деле под опорой имеется в виду сильная диафрагма, которая тренируется дыхательными разминками. Разучите 3 простых упражнения с педагогом по вокалу и выполняйте их самостоятельно перед каждым домашним уроком пения.

Вокальные резонаторы


Поиск резонаторов - одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать.

Артикуляция и дикция в пении


Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению.

Вокальные упражнения для развития голоса


Преимущество занятий вокалом перед другими видами хобби – отсутствие дополнительного оборудования и снаряжения. Главный инструмент – голос. Можно без труда подобрать удобное время и место для занятий и репетировать каждый день, даже на отдыхе. Запомните упражнения из онлайн уроков и регулярно повторяйте самостоятельно. Со временем заметите: диапазон станет шире, а голос и выдержка сильнее.

Не стоит разочаровываться в своих силах на первом уроке и бросать заниматься. От занятия к занятию голос неизбежно приобретает глубину и уверенность, и вы научитесь петь красиво с нуля.

Людям, только начинающим петь, если они никогда не занимались вокалом, профессиональные педагоги дают один важный совет: чтобы научиться правильно петь, нужно научиться правильно дышать. Когда жизнь не связана с пением или актёрским мастерством, мы не обращаем на собственное дыхание никакого внимания, и потому совет вызывает некоторое удивление.

Впрочем, оно быстро проходит, стоит только длительное время протянуть одну нотку, расположенную, для комфорта, примерно в середине голосового диапазона. Воздух из легких быстро заканчивается, и солист вынужден «взять» дыхание, то есть сделать вдох, чтобы продолжить звук. Но выступление – не разминка, голос должен звучать ровно и красиво, а для этого и дыхание должно быть долгим. Видео-уроки Елизаветы Боковой подскажут, как научиться правильно петь.

Вы можете посмотреть эту потрясающую запись прямо сейчас или сначала почитать о том, что вас ждёт:

Что такое диафрагма и как она помогает певцу?

Набрать побольше воздуха в грудь и громко запеть – это для тех, кому никогда не приходилось петь долго (профессионалы поют часами – буквально целый день). На самом деле воздух набирается вовсе не в грудь, а «в живот». Вы этого не знали? Можете считать, что вам открылся один из основных секретов! Регулировать и сознательно удерживать дыхание нам помогает наша диафрагма.

Небольшой экскурс в медицину. Диафрагмой называется тонкая, но очень сильная мышца-мембрана, которая находится между лёгкими и пищеварительным трактом. От этого органа зависит сила подачи звука в естественные резонаторы – грудные и головные. Кроме того, активная работа диафрагмы оказывает общее положительное .

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Для того чтобы развить и натренировать диафрагму, автор видео-урока использует некоторые упражнения известной вокалистки Александры Стрельниковой, предложившей уникальную методику не только для тех, кто хочет знать, как научиться правильно петь, но и излечить различные заболевания. Одно из них, простое и эффективное, выполняется так:

  • делаем полный выдох через рот;
  • кладем ладонь на область диафрагмы, чтоб контролировать дыхание;
  • начинаем ритмично втягивать и расслаблять живот от 5 до 10 раз, воздух при этом не вдыхаем;
  • стараемся постепенно увеличивать время упражнения до 30-50 секунд.

Научиться длинному дыханию помогут… Руки!

Помимо этой методики, используются и другие упражнения, общепринятые для преподавания вокала. Например, на то, чтобы научиться чувствовать диафрагму, удерживая длительное время негромкий свистящий или жужжащий согласный звук. Основная сложность в том, чтобы он был очень ровным и максимально длинным.

Третье упражнение заключается в следующем: берём дыхание и начинаем тянуть любую гласный звук (например, уууу или ииии). При этом нужно помогать себе петь… руками! Это ассоциативный метод. Нужно поставить руки таким образом, как будто между ними сосредоточен объём вашего дыхания. Другая ассоциация – как будто вы держите за концы ниточку и растягиваете её, и она совершенно спокойно и плавно растягивается.

Что ещё поможет научиться правильно петь?

Кроме развивающего силу голоса и оздоровительного эффекта, правильное дыхание диафрагмой позволяет сберечь здоровье голосовых связок. Звук находит в ней мощную опору и работает в полную силу, не перегружая последние и не заставляя работать их за «двоих». Однако не последнюю роль в пении играют дикция и открытое, чёткое произношение звуков, особенно гласных.

Наблюдение за поющими профессионалами позволяет заметить, как они широко раскрывают рот и подают голос и звуки. Их брови приподняты, лицевые мышцы растянуты – на лице так называемая «вокальная маска», помогающая приподнять нёбо и получить сильный, красивый звук.

Другие секреты красивого и профессионального пения вы можете узнать из остальных уроков по вокалу, которые подходят для любых . Эти уроки вы можете получить, перейдя по этому баннеру:

Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что без правильного дыхания певец не сможет петь подолгу (а петь должно быть легко и приятно), и именно дыхание является базовым навыком в освоении непростого искусства вокала.

В заключение мы предлагаем вам посмотреть ещё один видео-урок по вокалу того же автора. Суть и тема та же – как научиться правильно петь, но подход немножко с другой стороны. Если что-то не усвоилось с первого раза, то самое время познакомиться с повторным объяснением:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то