История киргизии. Кыргызы – самая древняя нация в Центральной Азии

В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история - это и есть положительный имидж.

Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями.

После обретения суверенитета и независимости в 1991 году многие республики бывшего Союза, а ныне независимые государства кинулись изучать и восстанавливать историческую справедливость своих народов, поскольку во времена коммунизма этого нельзя было сделать, так как все архивы были засекречены, а мы все были одной исторической общностью под названием советский народ. Не явился исключением и кыргызский народ, который хотел знать свою историю и правду, а также родословную, поскольку, как говорил один известный философ, «у народа, который не знает своей истории, нет будущего». Кроме того, история как наука является одним из важнейших предметов в мире, и ее изучение, в особенности исторических ошибок в прошлом, помогает народам избежать их в будущем. Ведь не зря говорят, что на ошибках учатся.

Я не являюсь профессиональным историком, и занимаюсь по долгу службы больше дипломатией, но меня очень заинтересовала история моего народа после посещения Монголии в декабре прошлого года. Когда я работал консулом Кыргызстана в Южной Корее, посол Монголии в Южной Корее пригласил меня в город Улан-Батор на празднование 800-летия Чингизхана. В программе пребывания были запланированы конференции, приемы, поездки в монгольскую степь. Однако кроме официальной программы мне самому удалось посетить исторический музей Монголии, который находится вблизи площади Сухэ-Батора, и открыть для себя сенсационные факты из истории кыргызского народа.

Империя гуннов III в. до н.э. - I в.н.э.

Хотел бы особо подчеркнуть, что Монголия не была в составе СССР и имела возможности, в отличие от Кыргызстана, как суверенное государство беспристрастно изучать историю своего народа и собирать исторические документы. Войдя в исторический музей Монголии, уже с начала экспозиций я был шокирован историческими картами, датированными I-V веками нашей эры, на которых наглядно было видно, что наши предки, кыргызы, уже тогда проживали в Урало-Алтайском регионе на территории низовьев Енисея.

Далее меня уже поражали рунические надписи и стенды музея, на которых было упоминание о кыргызах. Я не знаю, знают ли наши историки-аксакалы о существовании этого музея в Монголии и исторических материалах, находящихся в нем. Но как мне видится, это одна из реальных версий истории кыргызского народа, причем написанная не самими кыргызами, а независимыми западными и китайскими учеными и подтвержденная русскими путешественниками. Кыргызы - один из древнейших народов в мире. Подтверждением этого являются исторические карты и рунические надписи на камнях, с которыми могут ознакомиться наши читатели и историки.

Одним из наглядных доказательств нашей древнейшей истории является кыргызский эпос «Манас», самая длинная поэма в стихах в мире, 1000-летие которого Кыргызстан и мировое сообщество отмечало в 1996 году. Несмотря на все перипетии истории - войны, победы и поражения, взлеты и падения, мы, кыргызы, смогли донести нашу государственность до сегодняшних дней, и наш национальный флаг реется перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. А ведь многие народности в историческом прошлом, такие как усуни, тюргеши, карлуки, найманы, просто растворились как нации. Даже уйгуры, татары, калмыки не смогли сохранить свои независимые государства, мы, кыргызы, смогли. Значит, можем, если сильно захотим.

Некоторые могут задаться логичным вопросом: «А почему нас так мало и на маленькой территории?». Ответ простой: это участь всех древних наций. Например, посмотрите на сегодняшнюю Грецию и греков, или сегодняшний Рим, или тех же монголов, которые завоевывали половину мира. И я не удивлюсь, если, согласно гипотезе и исследованиям наших историков, Чингисхан окажется кыргызских кровей. Поскольку мы близки с монголами - потомками чингизидов - не только исторически, но и генетически. Ведь у каждого кыргызского и монгольского новорожденного дитя на копчике имеется синее пятнышко, которое называется в народе «монгольским пятном или седлом». И ни одна наука и медицина до сегодняшних дней не может объяснить этот феномен, объединяющий наши народы.

В современных условиях нашим идеологам и государству необходима национальная идея, которая помогала бы реформировать наше современное общество, поднять дух нации, объединить наши регионы и политические партии. Древнейшая история кыргызского народа могла бы стать ею, а также быть опорой для дальнейшего экономического и культурного развития. Кроме того, древнейшая история кыргызов могла бы стать национальным брендом Кыргызстана для мирового сообщества. Ведь золотовалютные запасы государства, также как и нефтедоллары, сегодня могут быть, а завтра их нет, но история народа будет всегда.

Нашу историю необходимо распространять через средства массовой информации, телевидение, и это должно стать приоритетом государственной политики в сфере идеологии. Нужна правительственная концепция и программа развития духовной жизни нашего общества. Ведь для этого у нас есть все необходимое, и самое главное - наша древнейшая история, которую, к большому сожалению, мы сами, кыргызы, не очень знаем и почитаем. У нас в Кыргызстане должны издаваться современные книги и учебники о нашей древнейшей истории и культуре. Мы должны ее знать, изучать и распространять как свое наследие. Наша молодежь и дети должны гордиться, что они родились и живут в Кыргызстане и являются гражданами своей страны, даже несмотря на временные экономические проблемы, которые, я уверен, мы сможем решить и уже решаем. Ведь народ с такой древней историей и духом достоин лучшего будущего.

В заключение я хотел бы представить вашему вниманию один из исторических стендов из государственного исторического музея Монголии - «Тюркский период 6-9 век н.э.» и его перевод с монгольского и английского языков, а также приложить исторические карты из данного музея с упоминанием о кыргызах, из которых читатели поймут, что кыргызы - самая древняя нация в Центральной Азии.

Тюркский период (VI-IX в.н.э.)

Алфавит кок-тюрков и его расшифровка

Культурные окрестности Кок-Тюрк были обнаружены западными учеными и исследователями, проводимыми с XVII века. В то же время в период исследований Енисейских памятников, обусловленных теми же целями, Николай Михайлович Ядринцев, направленный в Монголию Российским географическим обществом в 1898 году, обнаружил памятники Кол-Тигин и Билге-Каган, находящиеся в 400 км от Улан-Батора и в 60 км от развалин Каракорума и Балгасума, расположенных около озера Кочо-Цайдам.

Георг фон дер Гобелент (1840-1893) сделал перевод с китайского языка Кол-Тигинских надписей, а Габриэль Деверия (1844-1899) перевел с китайского языка текст Билге-Каганских надписей.

После опубликования в Финско-российском атласе каменных надписей, найденных в Орхоне, и перевода данных находок было получено подтверждение, что эти памятники относятся к Тюрскому Кагану и Тигинам. Началось состязание ученых в этой области по расшифровке данного алфавита. Это состязание было выиграно датским лингвистом Вильгельмом Людвигом Петером Томсэном (1842-1927).

Томсэн догадывался, что это был Тюркский текст. Он пытался определить количество знаков, которые не повторяются в этих двух памятниках. Он обнаружил 38 разных знаков. После этого он определил, что строки написаны сверху вниз, а столбцы справа налево, подобно китайскому письму. В 1893 году Томсэн расшифровал систему алфавита Кок-Тюрк. Томсэн письменно проинформировал Рэдлоффа о прочтении данных надписей. После этого он направил ему экземпляр своего отчета. Рэдлофф тоже начал публиковать информацию, собранную по этим двум памятникам. В то же время известный археолог, историк и этнолог Дмитрий Александрович Клементс (1848-1914) обнаружил Тонюкукские надписи в районе Баин-Цокто, находящиеся в 66 км от Улан-Батора.

В период с 1894 по 1899 гг. Рэдлофф первым прочитал и перевел 40 Енисейских, 10 Хайту-Тамирских и 6 Монгольских (Кол-Тигинских, Билге-Каганских, Тонюкукских и т.д.) надписей - всего 56, и завершил составление словарей и грамматики этих языков и оценил находку в различных аспектах.

Государство кок-тюрков (V-VII века)

Государство Кок-Тюрк появилось на исторической сцене в первой половине 5-го столетия н.э. Это государство было основано в 552 году н.э. во времена правления Бумин Хана, а его брат Истеми Хан был назначен Он-Окским правителем на западе.

Государство сяньби I-III в.н.э.



После смерти Бумин Хана это государство переживало одно из своих сильных периодов во времена правления Мо-Хан Хана (552-572 гг.). Под предводительством Мо-Хан Хана процветали отношения с его южным соседом Китаем, и впервые в истории были установлены отношения с Византийской империей, являющейся далеким и не имеющим общих границ государством. Ввиду своей слабости последующие правители были вынуждены признать суверенитет Китая примерно в 630 году.

После 50-летнего рабства Кутлуг Тигин, являющийся членом имеющей глубокие корни и уважаемой тюркской семьи Берулер, вновь объединил тюрков и обеспечил им процветание. Кутлуг Тигин получил титул «Иттерис Хана», что означает «тот, кто объединяет провинции». Его министр Тонюкук сыграл важную роль в достижениях Иттерис Хана. После смерти Иттерис Хана в 691 году на трон взошел его брат Капган, т.к. его дети были слишком молоды. Период правления Капган Хана был золотым веком Кок-Тюрков. В этот период границы Кок-Тюркского государства простирались до Китайского моря на востоке, до Кавказа на западе, до Тибета на юге и до Сибири на севере. Ему удалось объединить тюрков, проживающих в этих границах, под единым флагом.

В 716 году Билге Хан возглавил государство Кок-Тюрк и правил им в мире и благополучии вместе со своим братом Кол-Тигином и знаменитым государственным деятелем Тонюкуком. После смерти Тонюкука и Кол-Тигина в государстве начался хаос. В 734 году, когда умер Билге Хан, последующим правителям уже не удалось вновь добиться стабильности, что привело к исчезновению Кок-Тюрков с исторической сцены.

Уйгурское государство (741-840 гг.)

Государство Кок-Тюрк пало в результате сражений с китайцами, с одной стороны, и тюркскими племенами внутри страны, такими как Догуз Огузлар, Карлук и Басмилс, с другой стороны. Уйгурские тюрки, представлявшие местные племена и проживающие в Орхунской и Селегинской долинах, основали третье великое Тюркское государство. Уйгуры представляли одну и ту же этническую группу, как и Кок-Тюрки. Таким образом, тюрки, которые в свое время объединились под знаменем Кок-Тюрков, расселились среди уйгуров и других племен. Уйгурское государство уделяло внимание торговле и продолжало поддерживать обычаи и традиции Кок-Тюрков. Торговля развивалась и Маникеанские храмы со временем превратились в подобие храмов из-за влияния официальной религии Маникенизма.

Со временем военные аспекты уйгурского государства постепенно отходили на второй план, в то время как культура и торговля развивались. Кыргызские тюрки, проживающие на северо-западе, воспользовались данной ситуацией и предприняли внезапное нападение на столицу уйгурского государства, которое закончилось войной и падением уйгурского государства. Благодаря уйгурам сельскохозяйственный бассейн стал известен как Туркестан. В 1229 году монголы положили конец уйгурскому суверенитету и стали их культурными и политическими менторами.

Государство жужаней 402-552 года н.э.



Мирбек Эшалиев - экс-консул Кыргызстана в Южной Корее, профессиональный дипломат. Работал в системе МИД Кыргызской Республики, Посольстве Кыргызстана в Малайзии, в международном отделе Администрации Президента Кыргызской Республики. Является автором монографии «Дипломатический протокол Кыргызской Республики».

Древний период

Первые следы человеческой деятельности на территории Кыргызстана уходят в эпоху раннего или нижнего палеолита. Памятником этого времени было каменное орудие, найденное А.П.Окладниковым в 1953 году в Центральном Тянь-Шане, на левом берегу реки Он-Арча. Техника обработка каменного орудия позволяет датировать время его изготовления как 300 тысяча лет тому назад. Аналогичное изготовленное орудие выявлено в Ходжа-Бакырган-Сае на юге Кыргызстана.

Эпоха энеолита представлена только древнейшей частью рисунков, выбитых на камнях урочища Саймалы-Таш. Это грандиозный культовый центр эпохи энеолита и бронзы до средневековья.

Скотоводческие народы Средней Азии середины I тысячалетия до н.э. в источниках именовались – «саками». Это были воинственные племена, игравшие активную роль в политических событиях Центральной Азии I тысячалетии до н.э.

В III веке до н.э. на территории Центральной Азии господствовала империя гуннов. В 201 году до н.э. Модэ (Маодунь) подчинил владение Гэгунь (Кыргыз), которое располагалось тогда в Восточном Тянь-Шане. Правление Маодуня стало важной изначальной вехой в истории кыргызского народа: в китайской летописи в 201 г. был впервые упомянут этноним «кыргыз».

Преемниками саков стали усуни. Заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань, они создали здесь один из древнейших государств. Усунский правитель кюнбаг в 71 году до н.э., в союзе с Ханской империей, нанес гуннам сокрушительное поражение. В то время часть Кыргызстана входила в состав государства Давань в Ферганской долине. Давань (по древнеперсидским источникам – Паркана) был густонаселенной страной. Особенно славились ферганские кони, которых Китай стремился заполучить их для своей конницы. В 104–99 годах до н.э. Давань отстояло независимость в борьбе с Ханской империей.

В середине VI века на Алтае образовался Тюркский каганат (551-744). В 70-х годах VI века он достиг вершины могущества, территория его простиралась от Хингана до северокавказских равнин, от верховьев Енисея до верховьев Аму-Дарьи. В 603 году произошел официальный раздел Тюркской державы на Восточный и Западный каганаты.

Западнотюркский каганат (603–704) занимал обширную территорию – от Восточного Туркестана, предгорья Тянь-Шаня и Семиречья до Северного Кавказа. Админстративно-политическим и главным торговым центром был г.Суяб (развалины Ак-Бешим близ г.Токмак).

С распадом западнотюркского каганата на территории Кыргызстана существовал Тюргешский каганат (704–746), в 746 году в него вторгаются карлуки. Государство карлуков состояло из сильного союза кочевых племен.VIII– IX вв. ознаменовался господством Карлукского каганата на Семиречье и Тянь-Шане. В этот период в Южной Сибири начало возвышаться государство Енисейских кыргызов. В результате 20-летней войны с уйгурами (820–841), кыргызы разгромили их. Разгром Уйгурского каганата и завоевание обширных территорий Центральной Азии привело к созданию Великого Кыргызского каганата.

С образованием Караханидского каганата (X– нач. XIII в.в.) на территории Кыргызстана начала распространяться исламская культура. Это означало бурный подъем городской культуры, письменности, литературы и истории. Великие мыслители Жусуп Баласагуни и Махмуд Кашгари творили свои бесценные произведения.

С завоеванием Чингиз ханом Средней Азии образовался улус Чагатая. За ним следовала государство Хайду и Моголистан. В период существования Моголистана на историческую арену вышли кыргызы. Моголистанский историк Мухаммед Хайдар назвал их «дикими львами Моголистана», что свидетельствует об их политическом превосходстве в названном регионе.

Во второй половине XV–XVI вв. кыргызы окончательно обрели свой нынешний этнический облик и в основном занимали территории Тянь-Шаня и Памиро-Алая.

Начиная с середины XVII до середины –XVIII вв. кыргызы отстаивали свою независимость в связи нашествием Джунгарского ханства.

В середине 60-х годов XVIII в. южные кыргызы, а затем в 20–30-е годы XIX в. северные кыргызы, попадают под влияние Кокандского ханства. В конце XVIII и начале XIX вв. северокыргызские племена начали самостоятельно установливать контакт с Россией. В 1785 г. первых представителей в Россию отправил сарыбагышский бий Атаке баатыр. 1855 году племя бугу приняло Российское подданство, что означало начало процесса присоединения Кыргызстана. В 1868 году северная часть Кыргызстана окончательно присоединилась к России, а южная была завоевана после подавления антикокандского восстания 1876 г.

В 1867 г. в Кыргызстане начало действовать админстративно-территориальное управление России. Переселенческая и налоговая политика царизма усиливала национальный и экономический гнёт. Первое антиколониальное выступление народов Средней Азии произошло в Ферганской долине в 1898 г. в г. Андижане.

Процесс присоединения привел к постепенному изменению экономического и хозяйственного уклада кыргызов. Началось изучение географии, природы, истории и культуры кыргызского народа, что является прогрессивным явлением. Однако колониальная политика царизма привела к восстанию 1916 г. закончившегося трагедией.

Советский период

Октябрьская революция (1917г.) в России, утверждение социалистического строя, права народов на самоопределение и образование СССР, стали переломным историческим этапом в истории Кыргызстана.

С образованием Кара-Киргизской автономной области (14 октября 1924 г.) началось развитие кыргызской государственности советского типа, что позволило без политических осложнений приобрести полный суверенитет в 1991 году.

Эпоха социализма преобразила Кыргызстан, сделала его индустриально-аграрным. Многоотраслевая промышленность, строительная индустрия и строительство, транспорт, связь, технически оснащенное сельское хозяйство, торговля и другие виды услуг стали органичными составными частями единого народнохозяйственного комплекса республики. В целом успешно решалась проблема занятости трудовых ресурсов, поднялся материальный уровень жизни населения.

Особенно развивался топливно-энергетический комплекс, в котором на долю угольной промышленности в 80-е годы приходилось до 40% добываемого в Средней Азии угля. Успешно развивались энергетический комплекс, цветная металлургия, ведущее место в которой заняло производство сурьмы, ртути, редкоземельных и других цветных металлов. Сурьма Кадамжайского комбината являлась эталоном качества на международном рынке. Продукция Хайдарканского ртутного комбината поставлялась более чем в 40 стран мира. Ведущую роль в сельском хозяйстве играло животноводство. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства, уступая только РСФСР и Казахстану.

По темпам роста произведенного национального дохода Кыргызстан опережал такие союзные республики, как Украина, Казахстан, Литва, Молдова, Туркмения и Эстония. Возникали и благоустраивались города и населенные пункты, а научно-техническая революция стала элементом не только индустриального развития, но и социальной составляющей.

Следует отметить и тот факт, что в победу в Великой Отечественной войне свой достойный вклад внес и народ Кыргызстана; в действующую армию было направлено 360 тыс. кыргызстанцев. Они мужественно сражались на всех фронтах, 73 были удостоены звания Героя Советского Союза, 21 награжден орденом Славы трех степеней. Кыргызстан стал надежным бастионом единого военно-хозяйственного организма страны, эвакуированные предприятия не только восстановились, но и расширили свою производственную мощь.

Одним из главных направлений культурного строительства стала ликвидация неграмотности, создание новой системы образования, успешно функционировали вузы и средне-специальные учебные заведения, готовившие квалифицированные кадры. В становлении и развитии науки большую роль сыграл Киргизский филиал АН СССР (1943), получивший статус Академии наук республики в декабре 1954 года.

Национальная профессиональная литература начинается с создания письменности на кыргызском языке. Особое место в национальной и мировой литературе принадлежит Ч.Айтматову, произведения которого переведены на более чем 80 языков народов мира. Успешное развитие получило профессиональное кыргызское искусство – театральное, музыкальное, изобразительное и кинематография.

Вместе с несомненными позитивами, советский период отмечен негативами тоталитарного режима, приведшего к трагедии многих человеческих судеб.

Независимый Кыргызстан

С 1991 года, после распада СССР, открывается новая страница в многовековой истории кыргызского народа. 31 августа Кыргызстан объявил себя суверенным государством и начался этап реформирования. Прежний тоталитарно-авторитарный режим КПСС был заменен авторитарно-демократическим. Внедрялись принципы демократического управления, вместо так называемой общенародной собственности (государственной) были внедрены разные формы собственности с приоритетом частной. Плановая экономика заменена рыночной, прежде социально однородное общество резко дифференцировалось. Коммунистическая идеология уступила буржуазно-либеральной, коллективистское сознание вытеснилось индивидуалистским.

В общественно-политическом плане республика приобрела все атрибуты государственности, стала равноправным членом мирового сообщества. Однако разрыв хозяйственных связей бывшего СССР негативно отразился на социально-экономическом положении республики. В связи с нарастанием инфляционного процесса в 1993 году вводится национальная валюта (сом), что позволило ей вести самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику. В том же году принимается первая Конституция суверенного Кыргызстана. Однако недоработки рыночных реформ привели к высокому дефициту государственного бюджета и республика становится аграрно-индустриальной, а около половины населения находится за чертой бедности.

Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводит Кыргызстан к свержению существующего режима власти (24 марта 2005 и 7 апреля 2010 гг.). После переходного Временного правительства в Кыргызстане устанавливается парламентская республика; Жогорку Кенешу предоставляется широкие полномочия.

Сложная социально-экономическая ситуация заставляет Кыргызстан проводить многовекторную политику, он налаживает необходимые контакты с целью притока в республику соответствующих инвестиций. Он становится членом Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной Торговой Организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЮНЕСКО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламского Сотрдуничества (ОИС), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств (ССТГ), предпринимает интеграционные шаги в Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, налаживает связи не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья.

В духовной жизни суверенного Кыргызстана также произошли значительные изменения, вызванные процессом демократизации. В связи с этим принимается ряд законов в сфере образования для адаптации ее к рыночным отношениям. Негативные последствия экономического кризиса отразились на деятельности научных учреждений, но они, в том числе и Академия наук, все же пытаются адаптироваться в этих сложных условиях и концентрируются на решении приоритетных направлений развития науки. Для духовного возрождения общества огромное значение имеет бережное отношение к культурному наследию, в частности, к шедевру устного народного творчества – эпосу «Манас».

Однако нельзя не отметить того факта, что негативные процессы особенно коснулись сферы культуры, которая практически выживает за счет спонсорства международных организаций. Тем не менее государство, несмотря на определенные трудности, все же приняло ряд мер по созданию ее нормативно-правовой базы.

Как и все государства Средней Азии , является одним из древнейших центров зарождения человеческой цивилизации . Самые древние следы пребывания человека на этой территории обнаружены в центральном Тянь-Шане и Ферганской долине , возраст артефактов, указывает на то, что все они принадлежат эпохе палеолита.

В августе того же года президент отказался выполнять приказы ГКЧП и к 1 сентября республика объявила о своей независимости.

А. Акаев избирался и переизбирался на пост президента Кыргызстан а 3 раза. Его намерениями было сделать из республики «вторую Швейцарию», построив «демократию европейского типа». Поэтому он позволил создание и деятельность оппозиционных партий и движений, пытался предотвратить отток русскоязычного населения. С его «благословения» был открыт славянский Университет , его усилиями была создана Ассамблея народов Кыргызстан а , которая боролась за единство интересов этнических образований, населявших страну, а в 2001 году, был принят ряд поправок к Конституции, гарантировавший русскому языку официальный статус в государстве.

Администрация Акаева стала очень решительно претворять в жизнь соиально-экономические реформы: ввели национальную валюту, объявили частную собственность на землю, осуществили приватизацию, очень долго сдерживали рост инфляции в стране. Кыргызстан стал первой страной в СНГ , вступившей в ВТО .
Внешнеполитическая деятельность первого президента была направлена на установление равноправных партнерских отношений между регионами и государствами. Им было предложено восстановить Великий Шелковый Путь , Акаев поддержал идею сделать центральноазиатскую зону свободной от ядерного оружия. Всесторонне поддерживая дружеские отношения с Россией, одновременно он позволил США разместить на территории страны военные базы в рамках «борьбы с терроризмом».
Однако, с годами, правление Акаева стало все больше подвергаться критике за нарастание авторитарных тенденций, его открыто обвиняли в коррупции.

Последней каплей стал арест одного из оппозиционеров и расстрел демонстрации протеста в его защиту.

Состоявшиеся в 2005 году выборы, на которых снова победил Акаев и его сторонники, были признаны фальсифицированными, и по стране прокатилась волна восстаний. 24 марта 2005 года восставшие захватили Бишкек и дворец президента. Акаев с семьей был вынужден бежать в Россию, где и подписал заявление об отставке с поста президента.

Так идеализм первого президента республики разбился о жесткие правила политической борьбы в азиатском регионе.

Сегодня Кыргызстан - независимое суверенное государство, идет выбранным демократическим путем управляемое первой, в своей истории, женщиной - президентом - Розой Отунбаевой .

Формирование кыргызской народности

Современная территория Кыргызстана определилась в результате длительного исторического процесса. Древнюю и средевековую этническую историю Кыргызстана и сложение кыргызской народности нельзя представлять в отрыве от общей истории всего региона Притяньшанья и Южной Сибири. Так как эти территории плотно входили в зону миграционных потоков древних кочевников. На исторической арене кочевых народов кыргызы появились еще в эпоху древности. Первые упоминания о кыргызах были в 201 году до н. э. в китайских источниках под названием гяньгунь.

Существуют разные мнения по вопросу формирования кыргызской народности. Но общая концепция состоит из того, Что существуют 3 главных компонента, которые являются определяющими в формировании кыргызской народности.

  1. Местное европеоидное, преимущественно тюркоязычное население Тянь-Шаня.
  2. Монголоидные тюркоязычные племена Южной Сибири.
  3. Часть монголоязычных племен Центральной Азии

По рассовому типу кыргызы относятся к южносибирской монголоидной подрасе, которая складывалась во 2-й половине 1 тыс. н. э. Современный тип кыргызов сложился не ранее 13 в. н. э. Основные физические предки – выходцы из Южной Сибири. Язык кыргызов входит в кыпчакскую группу тюркоязычных народов. А по другой классификации кыргызский язык относится к “ новейшим языкам” вместе с алтайским, казахским, каракалпакским и ногайским.

Три главных объединения формировавшейся кыргызской народности: левое крыло (сол канат), правое крыло (он канат) и группа “ ичкилик” .

Конец 14 века, начало 15 века – один из критических моментов в формировании кыргызской народности. Это было связано с истреблением войсками Тимуридов всего скотоводческого населения Тянь – Шаня и всей территории до Алтая. Кыргызские и Казахские племена, которые находились в Восточном Притяньшанье менее страдали от этих вторжений.У них шел процесс консолидации народностей. Таким образом, в середине 15 века происходит образование собственного государства – Кыргызского улуса или ханства. В конце 15 века кыргызы полностью вытеснили за Нарын и Кашгарию все моногольские племена, впоследствии вели полувековую войну, отражая нападения монголов.

Начало 16 века можно считать временем окончательногоформирования кыргызской народности. Имелись основные признаки: этническое самосознание общности, закрепившееся самоназвание, общность территории, которую кыргызы отстаивали при наличии собственной государственности, народный язык. Общая численность кыргызского населения в то время составляла около 300 тысяч человек. Сложившаяся к 16 веку кыргызская народность претерпевала определенные изменения в силу этнокультурного развития, как и каждый этнос. Это был естественно – исторический процесс развития нации вплоть до момента вхождения в состав Советского государства.

Кыргызстан в 16-18 вв.

Главным занятием, как и в прежние века, было скотоводство. Животных круглый год кормили подножным кормом. В основном, разводили лошадей и овец, рогатый скот выращивали в меньших количествах, на равнинах – верблюдов, в высокогорье – яков. Небольшая часть земель возделывалась в Ферганской, Чуйской, Таласской долинах и Иссык-Кульской котловине. Сеяли преимущественно просо и ячмень, меньше – пшеницу. Хозяйство было натуральным. Большое значение имела охота. Было развито прикладное искусство, исполнение многих изделий было сделано на высоком художественном уровне. Но в условиях скотоводческого хозяйства развитие производительных сил шло медленно. В тот период кыргызское общество состояло из 2 основных классов: феодалов – баи, манапы, бии, духовенство и зависимого населения – букара. Существовало большое правовое и имущественное неравенство: феодалы распоряжались пасбищами и пахотной землей и имели в своем распоряжении большую часть скота; крестьянское население зависело от них и имело меньшую часть скота. Особую прослойку занимали патриархальные рабы – кулы, которыми в большинстве становились военнопленные, преступники и беднейшие слои населения. С дальнейшим развитием феодальных отношений усиливается зависимость букары.

В условиях кочевого хозяйства военно-экономические ресурсы Кыргызстана оставались слабыми, однако был достигнут определенный подъем экономики и культуры. С усилением могущества кыргызские феодалы, не придерживаясь традиционного наследования власти, выдвигают своих правителей. Один из таких правителей был Мухамед, именовавший себя эмиром. Он вел борьбу за полное освобождение Кыргызстана от вмешательства монгольских ханов. В этот момент складывается военно-политический союз кыргызов и казахов в борьбе против завоевателей. В течении 16-18 веков кыргызский народ вел борьбу против йоратских ханов. Однако взамоотношения Кыргызстана не сводились только к войнам, исторически отмечаю многочисленные посольства, торговые связи, дружественные отношения между народами. Начинает распространятся ислам. Известный суфийский шейх Ходжа Исхак сделал мусульманами 180 тысяч человек.

В 1747-49 гг. проходила кыргызско-калмакская война, которая привела к свержению калмаков в Кыргызстане. Во второй половине 18 века внутреннее и внешнее положение страны претерпевает значительные изменения: окончательно определены границы территории, Кыргызстан полностью становится независимым. В последней четверти 18 века устанавливаются посольские связи с Россией. В 1785 году послы Абдырахман и Шергазы едут в Россию с просьбой о покровительстве, и к их просьбам благосклонно отнеслась императрица Екатерина Вторая.

Кыргызстан во власти Кокандского ханства

В начале 19 века Кыргызстан попадает во власть Кокандского ханства. Кокандский период вошел в историю Кыргызстана как период налогов, гнета, произвола, восстаний. Одним из главных руководителей борьбы против кокандского гнета был манап рода солто Чуйской долины Байтик Баатыр. В 1860 году принял подданство России. Он возглавлял восстания против кокандских завоевателей, учавствовал с русскими экспидиционными силами в разгроме крепостей Пишпек, Токмок, Мерке, Аулие-Ата. Был награжден орденом Станислава 3-й степени и золотой медалью с Анненской лентой.

Торговые пути Восточного Туркестана проходили через Кыргызстан, и правители Кокандского ханства стремились установить свой контроль над ними. В этот период ислам стал распространятся особенно сильно. Кыргызы платили кокандскому хану подать. Не один раз кыргызский народ поднимал восстания. Осенью 1873 года южные кыргызы решают принять подданство России и тем самым избавится от кокандского гнета. Им было отказано в данной просьбе. Но после ряда неудачных восстаний кыргызского народа, российская сторона принимает решение ликвидировать Кокандское ханство путем присоединения его к составу России.

После отмены крепостного права, с ростом крупной капиталистической промышленности, России больше, чем прежде, стали необходимы рынки сбыта и источники сырья, одним из которых могла стать Средняя Азия. А среднеазиатские народы, и в частности Кыргызстан, видели в лице России защитника от захватчиков и мощного экономического партнера. Процесс присоединения Кыргызстана к России на севере страны был мирным, а на юге завоевательным. Создавал трудности еще и тот факт, что царские власти, вводившие новое административное деление, не учли специфику кыргызского общества. Во главе областей были царские офицеры и приставы. Местными волостями руководили родо-племенные баи. Прииссыкульские кыргызы племени бугу 17 января 1855 года приняли присягу на подданство Российской империи . Манапом рода бугу был Боромбай Бекмурат уулу. В 1844 году он направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство. В 1853 году получил чин русского полковника. В 1855 году дал в Омске клятву о принятии российского подданства.

В 1862 году с просьбой принять в подданство России обратились кыргызы, занимавшие восточную территорию чуйской долины. В этом же году подданство приняли и кыргызы, населявшие среднюю полосу Чуйской долины. В 1864 русское подданство приняли кыргызы, занимавшие Суусамыр и Кетментебинскую долину. В 1864 году 24 декабря кыргызское племя саяк подало прошение о принятии племени в российское подданство.

Прошение манапа о принятии племени саяк
в состав Российской Империи

Прошение манапа племени саяк Рыскулбека
Начальнику зачуйского отряда М. Г. Черняеву
С просьбой о принятии саяков в российское подданство

Начальнику Ак-Мечети, Туркестана, Чимкента, Пишпека и Токмака свидетельствую свой поклон и прошу следующую просьбу: я, Рыскулбек, кочующий между Андижаном и Кетмен-Тюбе и управляющий девятью тысячами кибиток саяковского рода, изъявляю настоящим письмом свое желание вступить в верноподданство Белого царя, вместе с управляемым мною народом. Если просьба эта будет принята, Вы сообщите мне о том, что я оставаясь на местах прежних своих кочевок, буду служить государю и вам. Места на Кетмен-Тюбе с давнего времени принадлежат мне и я оттуда никуда не кочую. Сарыбагыши и султы уже 2 года делают мне притяснения и, если Вы пришлете мне письмо, то они не посмеют больше притяснять меня.

С подлинным верно, обер-квартирмейстер полковник Бабков

Уже к 60-м годам 19 века большая часть владений кокандского хана вошла в состав России. Южная часть Кыргызстана оставалась еще под гнетом Кокандского ханства.


Памятник Курманжан Датке
в дубовом парке Бишкека

Одной из основных причин стремления южных кыргызов к принятию русского подданства было их желание воссоединиться с северными кыргызами. Россия отвергала все просьбы юга страны принять их в состав Российской империи. Объяснялось это тем, что российская сторона боялась восстаний и считала более целесообразным осваивать территории, уже приобретенные и удовлетворяющие потребности русской промышленности в рынках сбыта и сырья. Вхождение южной части Кыргызстана в состав России тесно связано с восстанием 1873-76 гг., ликвидацией Кокандского ханства и присоединением его в состав России. В то сложное время лидером южных кыргызов была Курманжан Датка. На протяжении 50-ти лет своего правления она боролась против раздробленности своего народа, против кокандского гнета. Заслужив уважение народа, была прозвана алайской царицей.

19 февраля 1876 года указом императора Александра Второго территория Кокандского ханства была присоеденина к России как Ферганская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом завершилось присоеденение Кыргызстана к России.

Кыргызстан в составе России

Во второй половине 19 века - начале 20 века на экономической и социально-политической жизни и культурном развитии кыргызского народа сказались последствия добровольного вхождения в состав России. Важнейшим из них являлось приобщение трудящихся кыргызов к общероссийскому революционному движению. Революционные события 1905-07 гг. в Кыргызстане были составной частью первой буржуазно-демократической революции в России. В начале 20 века Кыргызстан оставался экономически слаборазвитой окраиной Российской империи. Тяжелым было положение кыргызского дехканства. Переселенческая политика царизма лишала сельских тружеников необходимой земли. Значительная часть крестьян все более разорялась. Нищета масс толкала их на борьбу с царизмом и местными угнетателями. Выступления кыргызских рабочих были стихийными и неорганизованными. Они выражали протест против феодального и колониального гнета. Осенью 1905 года в Пишпеке состоялись многолюдные политические митинги. Революционное движение в Кыргызстане развивалось под влиянием местных социал-демократических групп и организаций. Однако, в силу неорганизованности и малочисленности рабочих и слабости местных социал – демократических организаций, а также господства патриархально – феодальных отношений, революционное движение в Кыргызстане развивалось гораздо слабее, чем в европейской России. В ходе революционных событий укреплялась интернациональная солидарность, было положено начало боевому содружеству русских рабочих и крестьян с кыргызскими трудящимися массами.

В годы нового революционного подъема усиливаются революционно-демоктарические тенденции в национально – освободительном движении кыргызского народа.

Первая мировая война приводит к резкому ухудшению положения трудящихся масс и усилению национально-колониального гнета. Весной 1916 года по стране прокатилась волна “голодных бунтов”. По своему характеру эти восстания носили антивоенный, антиимпериалистический, а в некоторых районах и антифеодальный характер.

Февральская революция 1917 года в Кыргызстане началась через несколько дней после ее победы в Петрограде и стала важной предпосылкой победы октябрьской социалистической революции. Важное значение для победы социалистической революции имела активная революционная деятельность широких трудящихся масс, Советов и профсоюзов. В Кыргызстане функционировали исполнительные комитеты, областные и уездные комиссары Временного правительства.

С победой Октябрьской революции перед партией большевиков и всеми трудящимися страны встали новые задачи создания и упрочения Советского государства, строительства социализма, защиты страны от вражеских сил. Осуществление мероприятий Советской власти в Кыргызстане осложнялось наличием пережитков патриархально-феодального строя. В преодолении этих трудностей важнейшая роль принадлежала коммунистической партии. В Кыргызстане выросли существовавшие рабочие профсоюзы – Союз рабочих и ремесленников в Пишпеке, Союз рабочих и Союз мусульманских рабочих в Оше. Решающее значение в создании социалистического уклада в экономике имели такие меры, как введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов, национализация земли, банков промышленности, транспорта, торговых фирм и др.

Гражданская война 1918-1920 гг. нанесла огромный урон экономике всей страны. Серьезно пострадали все отрасли народного хозяйства Кыргызстана. В восстановительный период в Кыргызстане была проведена земельно-водная реформа. Большую роль сыграл факт перехода к новой экономической политике. Прямым продолжением земельно-водной реформы явилось землеустройство. Историческую роль в судьбе кыргызского народа сыграло образование Каракиргизской автономной области в составе РСФСР (1924). А через 2 года была преобразована в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Важным условием построения социализма в Кыргызстане, как и в других районах СССР, явилось социалистическое преобразование сельского хозяйства.

Культурная революция

В ходе социалистического строительства в Советском Кыргызстане произошли коренные изменения в области культуры и идеологии. В Кыргызской ССР культурная революция осуществлялась сложно в силу различных причин. Определялись они экономической и культурной отсталостью края в прошлом, кочевым и полукочевым образом жизни, малочисленностью рабочего класса, неграмотностью. В 1924 году была создана писменность кыргызского народа. За первое десятилетие Советской власти были сделаны первые шаги в борьбе с неграмотностью. И уже в 1926 году общая грамотность населения составляла 15%. Усилиями партийных, советских организаций к 1939 году в Кыргызстане уровень грамотности у населения в возрасте от 9 до 49 лет поднялся до 82%. За годы Советской власти сложилась система народного образования. В ходе культурной революции в республике были созданы национальная писменность, печать и культурно – просветительные учереждения.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов продемонстрировала прочность СССР. Перед страной встали проблемы дальнейшего развития. Промышленность республики уже в 1946 году полностью перешла на выпуск продукции для нужд народного хозяйства и населения. В 50-х годах Кыргызстан достигает новых успехов в развитии экономики, повышения материального благосостояния и культурного уровня страны. На протяжении следующих десятилетий был создан мощный экономический комплекс, основу которого составили многоотраслевая индустрия и крупное сельское хозяйство, передавая наука и квалифицированные кадры рабочего класса и крестьянства. В период с 60-х годов в Кыргызстане создаются свыше 150 промышленных предприятий, а также предприятия, имеющие важное значение для всего среднеазиатского региона и Казахстана. Заметно возрастает уровень механизации сельского хозяйства.

Основной путь развития экономики Кыргызстана на рубеже 70-80-х годов был экстенсивный. Это явилось главной причиной застоя и спада в экономике страны. Стало ясно, что необходима перестройка механизма экономической и политической систем. Большую роль в перестройке сыграло “Демократическое движение Кыргызстан”. Благодаря некоторым экономическим преобразованиям удалось на некоторое время снизить спад в экономике. Но экономические проблемы страны продолжали расти. Компартия Кыргызстана утратила свою силу, а после августовских событий 1991 года была распущена. В этом же году всенародно был избран первый президент Кыргызской Республики Аскар Акаев. 31 августа была принята Декларация о независимости Кыргызстана, а в 1993 – Декларация о независимости.

Демократические убеждения президента проявлялись в массовых реформах. Стало выпускаться огромное количество печатных СМИ, после либерализации цен в России, спустя пару дней та же реформа происходит и в Кыргызстане. Страна долгое время опережала Россию по темпам приватизации. Но это не помогдо вывести республику на должный экономический уровень. Так, уже к середине 90-х годов уровень инфляции состовлял 100%. Но не смотря на это, сохранялась основа для демократических реформ. Кыргызстан первый из всех стран СНГ вступил во Всемирную торговую организацию.

Основной проблемой в политике страны было столкновение жестких правил азиатской политики и идеализма президента.

К 2000 году две третьи населения находятся за чертой бедности. Экономические реформы окончательно терпят поражение, а политическая система не способна решать проблемы по выводу страны из кризиса.

Упадок экономической и политической системы, коррупция в высших эшелонах власти, бедность населения – все это привело к тому, что 24 марта 2005 года Акаева свергли с поста президента. На его место всенародно был избран Курманбек Бакиев, который и по сегодняшний день занимает кресло главы государства.

Территория Киргизии, как и вся Средняя Азия, является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Исследования археологов показывают, что первобытный человек освоился здесь со времен каменного века. Киргизы - этнос, известный в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры, донесли сквозь века до наших дней свое самоназвание.

Первые государственные образования на территории современного Киргизии возникли во втором веке до н.э., когда южные, земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. В 4-3 вв. до нашей эры древние киргизы входили в мощные племенные союзы кочевников, которые весьма серьезно тревожили Китай. Именно тогда началось строительство Великой Китайской стены. В 2-1 вв. до нашей эры часть киргизских племен ушла из-под власти гуннов (Хунну) на Енисей ("Эне-сай" по-киргизски означает "Мать-река") и Байкал ("Бай кел" по-киргизски - "Богатое озеро"). Именно здесь они образовали первое свое государство и Киргизский Каганат. Он явился центром консолидации киргизского народа, формирования его культуры. Здесь возникла первая письменность киргизов. Рунические надписи сохранились на каменных памятниках. Разрушение государства под ударами завоевателей привело к потере письменности, но не народной памяти. Беспрецедентный по объему эпос "Манас" - подлинная энциклопедия, вобравшая в себя события истории, сведения об обществе, обычаях и быте.

В V веке начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северную Киргизию. К Х веку относятся первые свидетельства письменных источников о населяющих Тянь-Шань киргизских племенах. Широко известным памятником древности являются наскальные изображения в урочище Саймалы-Таш. Эти уникальные росписи говорят о высоком уровне цивилизации киргизов того времени. До сих пор поражают воображение башня Бурана и Узгенский архитектурный комплекс, свидетельствующие о высоком мастерстве зодчих и строителей. С середины до начала 10 века великокиргизское ханство охватило Южную Сибирь, Монголию, Байкал, верховья Иртыша, часть Кашгарии, Иссык-Куль и Талас. Период расцвета киргизского государства был не только периодом завоеваний, но и торгового обмена с китайцами, тибетцами, народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Именно в этот период истории киргизы, после победы над Уйгурским каганатом, впервые вступили на территорию Тянь-Шаня. Однако в 10 в. под властью киргизов остались лишь Южная Сибирь, Алтай и Юго-Западная Монголия. В 11-12 вв. их владения сократились до Алтая и Саян.

Между тем, рассеянные по огромному пространству части киргизских племен принимали активное участие в событиях, которыми богата история Центральной Азии. Они сумели сохранить свою этническую самостоятельность и стать ядром притяжения других этносов. Заключительный этап этногенеза связан с монгольским, ойротским (калмацким), найманским и другими центральноазиатскими народами. Начиная с XIII века киргизам пришлось вести кровопролитные войны за независимость от различных завоевателей. Во второй половине XV века на территории Киргизии в результате объединения киргизских племен впервые сложилось самостоятельное ханство, в состав которого вошла основная часть сформировавшейся к тому времени киргизской народности. Большое значение Киргизия имела на Великом Шелковом Пути. Города Ош - главный города юга современной Киргизии в течение многих тысячелетий из-за географически удобного расположения был транзитным городом Ферганской ветки Великого Шелкового Пути. Местные жители обслуживали путешественников и торговцев караванов.

Ош как удобное место для торговли и обмена товаров привлекал торговцев, ремесленников, скотоводов и земледельцев. В 1863 году Северная Киргизия был присоединен к Российской империи, а в 1876 году - Южный. После победы Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами бывшей царской России вошли в состав Советской республики. В 1918 году Киргизия - часть Туркестанской АССР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 года - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, 1 февраля 1926 года преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 года - в Киргизскую ССР. Национальную независимость и национальный суверенитет киргизский народ получил мирным путем после распада СССР. В октябре 1990 года на сессии Верховного Совета республики было принято решение о переименовании Киргизской ССР в Республику Кыргызстан.

15 декабря 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете республики, а 31 августа 1991 года - Декларацию о независимости Киргизии. 5 мая 1993 года была принята первая Конституция Киргизской,Республики как независимого суверенного государства. 10 мая 1993 года в Киргизии была введена собственная национальная валюта - сом. В данный момент Киргизия - суверенное, президентское государство, стоящее на пути демократического развития.

История


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то