Французский писатель гюго. Гюго, Виктор – краткая биография

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне - умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л"Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 - это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» - Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как , и . Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d"être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L"Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

×

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (фр.)русск. (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 учится в лицее «Людовика Великого». В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire (франц.), литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur (франц.). Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (франц.) (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)

Леопольдина (франц.), (1824-1843)

Шарль (франц.), (1826-1871)

Франсуа-Виктор (франц.), (1828-1873)

Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d"Islande), получивший сдержанный приём.Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится до 1827-1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош (франц.), в Бьевре (франц.), поместье Бертьена л"Эне (франц.), редактора Joual des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Deier Jour d"un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Бензаносе, в семье Жозефа Гюго и Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. Его отец был капитаном в наполеоновской армии, но со временем дослужился до звания генерала, мать же была рьяной роялисткой. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. Мальчик рос, и под влиянием постоянных путешествий формировался его характер и романтичное мировосприятие.

Когда парнишке было всего 12, его отец и мать расторгли брак, инициатором стала Софи, а причиной тому послужила ее любовная связь с генералом Лагори. Распад семьи произошел, когда семейство проживало в Мадриде, после чего Софи окончательно перебралась в Париж, забрав с собой и Виктора.

Юность

Образование мальчика до 12 лет носило непостоянный характер, и только в 1814 году Виктор смог стать учеником пансиона Кордье, а после поступить в лицей Людовика Великого. Талант писателя стал проявляться в парнишке в довольно юном возрасте — в 14 лет им были написаны «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», «Louis de Castro», в 15 он получил свой первый почетный отзыв Тулузской академии, в конкурсах которой регулярно участвовал, а позже и вовсе был отмечен королевским правительством.

По окончанию учебы, Гюго всерьез занялся развитием своего творчества. Его ранние творения, включая и начальный вариант известнейшего романа «Бюг Жаргаль», (1821) опубликовали в «Консерватер литерер» — популярном издании тех времен.

1822 год стал для юного Виктора выдающимся – на свет появился его первый сборник «Оды и разные стихотворения», пропитанный духом классицизма. Всего через год уже был издан второй роман автора — «Ган Исландец», который получил довольно сдержанные отзывы. Одним из критикующих роман выступил Шарль Нодье, чьи конструктивные замечания и весомые аргументы не могли оставить Гюго равнодушным. Позже писателям выпала возможность увидеться лично, и эта встреча стала началом дружбы. Однако продлилась она относительно недолго – примерно с 1827 по 1830 год, пока Нодье не стал все жестче поддавать критике произведения Гюго.

Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь

Примерно в этот же период (1827-1830 годы) завязывались приятельские отношения писателя с многими выдающимися личностями литературы, с которыми они основывают при журнале «Мюз франсез» собственную группу Сенекаль. Творчество группы имело ярко выраженную романтичную направленность.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сбоник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз». Триумф автора становится разрушением «Бастилии классицизма» в драматургии, а романтизм наконец-то выходит на первое место.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго - легендарный французский писатель-прозаик, лидер французского романтизма. Наиболее известные работы: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель». Родился 26 февраля 1802 года на востоке Франции в Безансоне. Отец будущего писателя служил в наполеоновской армии, а мать была роялисткой. Он был младшим из трех братьев. Когда Виктор был маленьким, семья часто путешествовала, поэтому его детство проходило в разных местах: в Париже, в Марселе, в Мадриде, на Корсике. Основным домом для семьи Гюго был Париж. Путешествия оставили неизгладимый след в душе романтичного ребенка и позже проявились в его творчестве.

Вскоре его родители разошлись, а маленький Виктор остался с матерью. Образование он получал в лицее Людовика Великого, а в 14 лет уже всерьез занимался литературной деятельностью. В таком молодом возрасте он написал одну трагедию, посвященную матери, переводы работ Вергилия и множество стихотворений. За свои стихотворения он неоднократно был награжден Академией. Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец». Однако он не был особо популярен.

Вскоре писатель подружился с критиком Шарлем Нодье, который оказал влияние на его творчество. Однако их дружба продлилась недолго. В 1830-х Нодье стал критично отзываться о работах Гюго. Возобновив отношения с отцом, писатель посвятил ему оду - «Ода моему отцу» (1823). В 1828 году отец Виктора, к тому времени ставший генералом в армии Наполеона, скончался. Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа. В 1841 году писатель стал членом французской академии, а спустя несколько лет - пэром.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям. Одним из самых известных романов писателя является «Человек, который смеется» (1869). Действие романа происходит в Англии конца XVII - начале XVIII века. Виктора Гюго умер 22 мая 1885 года из-за развившейся пневмонии. На его похоронах присутствовало более миллиона человек.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то