Поэма «Мцыри» как романтическое произведение.

8220 Мцыри 8221 как романтическая поэма

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о “мастерах”романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в “Старухе Изергиль”. Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, которая наряду с его “Демоном”, стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что “Мцыри” – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он “занемог” и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим “оковам” - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью “там”. Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на “черное” и “белое”, поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского “Шильонский узник”. Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением “вздыхает” о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После “взрыва” чувств произошел “взрыв” силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице “цветка”. Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира “келий душных и молитв”. И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира “келий душных и молитв” и чудесного мира “тревог и битв” – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на “родину”, найти утраченный “рай”.

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

8220 Мцыри 8221 как романтическая поэма

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о “мастерах”романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в “Старухе Изергиль”. Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”, которая наряду с его “Демоном”, стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина “Кавказский пленник”, а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что “Мцыри” – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он “занемог” и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим “оковам” - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью “там”. Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на “черное” и “белое”, поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского “Шильонский узник”. Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением “вздыхает” о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После “взрыва” чувств произошел “взрыв” силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице “цветка”. Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира “келий душных и молитв”. И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира “келий душных и молитв” и чудесного мира “тревог и битв” – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на “родину”, найти утраченный “рай”.

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

Другие работы по теме:

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия поэта.

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент - чувство мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела, из-за того, что жизнь часто - “пустая и глупая шутка”.

Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.

Поэтический мир. Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный одаренный скептик. Печорин и озлобленный опустошенный ненавистью. Демон презирающий ничтожество земли и пылкий мятежный борец.

Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.

Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье настроение жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Значение эпиграфа к поэме "Мцыри" Автор: Лермонтов М.Ю. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?

Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.

Романтическое произведение М. Лермонтова - поэма «Мцыри» - как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30–40-х годов XIX века. Мцыри – пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник».

Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где

Почему не удался побег Мцыри Побег Мцыри, юного героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, для всех монахов монастыря, где он воспитывался, был внезапным и необъяснимым. Привезенный в монастырь шестилетним ребенком, Мцыри долго тосковал по родине, но затем, как все думали, смирился и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет». «Как вдруг однажды он исчез осенней ночью».

Мцыри - «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», - как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем - трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал.

«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки - из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе.

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" разворачиваюся на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести.

Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”).

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. На уроке, учительница спросила, что же разного между двумя «Узниками» Пушкина и Лермонтова. Все были в замешательстве, и тогда она сама сказала нам ответ, в Узнике Лермонтова больше демонического, отчаяния, безысходности.

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэма «Мцыри». Она отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и людей, свободных и непреклонных, - в гордый Кавказ.

В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы.

М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.

Романтизм -это одно из основных литературных направлений XIX века. Главное в романтизме-это духовное,творческое становление личности,стремящейся к идеалу,через вымышленные события,на фоне бушующих эмоциональных страстей.Поэма Мцыри-это одно из ярчайших произведений русского романтизма.
Лермонтов отклонился от канонов классицизма,ввёл вольное композиционное построение произведений.Действие поэмы не происходит в одном месте,за один день и одними лицами.Поэма охватывает три дня жизни Мцыри,смена пейзажей,предыстория,побег,встреча грузинки,бой с барсом,возвращение,
исповедь.Нарушены главные принципы классицизма,поэтому поэма -это яркое произведение романтизма.
Основа произведения романтизма-это конфликт между реальным миром и вымышленным,идеальным миром.Реальный мир Мцыри-это монастырь,его тюрьма,а он рвётся на свободу,не зная,что это такое,но мечтая об этом.
Конфликт Мцыри-это оторванность его от реально мира,где он живёт и грёзы о вымышленном мире свободы,где он никогда не был.
Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен,стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.Мцыри мечтает о свободе,он стремится в вымышленный мир,для него идеал-это его родные места,память о них,а на деле-он пленник,заточённый в монастырь.Борец,сильная личность погибает-это трагедия Мцыри.
Использование ярких,эмоциональных средств художественной выразительности,передающих человеческие страсти.Лермонтов использует яркие эпитеты,передающие душевное состояние Мцыри,олицетворяет природу с живым существом,метафоры, описывающие монастырь,состояние монаха,после исповеди Мцыри,сравнения дают нам образ страсти юноши.
Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.Мцыри и есть герой -бунтарь,рвущийся на свободу.Он пленник души,но его дух вырывается наружу и он обретает покой.Всё происходящее мы видим глазами юноши,мы ощущаем природу,страсти,боль,разочарование через ощущения юноши.
Чувства на первом месте,отрицание рациональности,разумности,на фоне природных явлений.Разум Мцыри пленён идеей о свободе,он пленник своих мечтаний.Страсти бушуют на фоне природы,гроза,ночь,небеса,ветер-буйство стихии,как выражение чувств Мцыри.Его побег неразумен,он теряет путь и возвращается назад в тюрьму,но разум молчит,его гонит душа,жаждущая свободы.
Исповедь беглеца потрясает,три дня сделали юношу по-настоящему свободным.Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника.Мцыри-настоящее дитя природы,он рвётся на свободу.Открытие,что он вернулся туда,откуда бежал,убивает свободолюбие юного горца.Мцыри сдаётся,его дух сломлен.Но он счастлив,он увидел за три для столько,сколько не видел за всю свою жизнь.
Жизнь Мцыри коротка,три дня свободы и обретение покоя.Мцыри умирает в согласии с собой,его дух свободен,его могила смотрит на горы родного Кавказа,ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.

"Мцыри" М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Примерный текст сочинения

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. "Любимый идеал" поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны "пламенная страсть" к свободе, стремление к действию, "боренью". Его "огненной душе" близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу "меж бурным сердцем и грозой". Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".

Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. "Душой дитя, судьбой монах", он был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы.

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты ("сердитый вал", "горящая бездна", "сонные цветы"). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему "братьев в пляске круговой". Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, "играя и нежася". Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно как яркий образ хищника вообще. Этот "пустыни вечный гость" наделен "кровавым взором", "бешеным скачком". Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям "Думы". Белинский назвал Мцыри "огненной душой", "исполинской натурой", "любимым идеалом нашего поэта". Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Герои соприкасаются в точке, которая неизменна почти для всех произведений Лермонтова. Образ Мцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма, а, напротив, является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Демона с Мцыри сближает мечта о свободе, "небесном" рае, где он не знал дисгармонии. В рамках "Божьего мира" его...

И стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более...

И самого царя. В призыве гусляров: «Каждому правдой и честью воздайте!» слышится голом народа имеющего право судить всех, не исключая и носителя верховной власти. Поэма Лермонтова проникнута духом общественно политического протеста против социальной несправедливости и просветительского произвола. По меткому выражению А.В. Луначарского, она содержит «заряд гигантского мятежа». Демократическая идея...

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты». Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».

Тест по произведению

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то