Что такое эпос эпопеи. Эпос это

род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, - ход событий в жизни персонажей (см. Сюжет).

Специфическая же черта эпоса

Специфическая же черта эпоса - в организующей роли повествования : носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда-к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпического произведения непринужденно взаимодействует с диалогами и монологами персонажей (в том числе их внутренними монологами). Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее.

Между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная дистанция : эпический поэт рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от себя» (Аристотель. Об искусстве поэзии). Эпическое повествование ведется от лица, называемого повествователем, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. «Дух повествования» часто бывает «невесом, бесплотен и вездесущ» (Манн Т. Собрание сочинений). Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком (Гринев в «Капитанской дочке», 1836, А.С.Пушкина, Иван Васильевич в рассказе «После бала», 1903, Л.Н.Толстого). Повествовательная речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т.е. субъекту повествования, или «образу повествователя» (понятие В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Г.А.Гуковскош).

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени (см. Художественное время и художественное пространство). Писатель либо создает сценические эпизоды, т.е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А.П.Шерер в первых главах «Войны и мира», 1863-69, Толстого), либо - в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с эпосом способно соперничать лишь кино и телевидение . Арсенал литературно-изобразительных средств используется эпос в полном его объеме (поступки, портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, жесты, мимика), что придает образам иллюзию пластической объемности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие «формам самой жизни» и, напротив, резкое их пересоздание. Эпос, в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», т.е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы «выдает» вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.

Сюжетные построения эпоса

Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто (романы Ф.М.Достоевского), в других - изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза А.П.Чехова 1890-х, М.Пруста, Т.Манна); в романах У.Фолкнера событийная напряженность достигается тщательной детализацией не столько самих «поворотных моментов», сколько их бытового и, главное, психологического фона (подробные характеристики, раздумья и переживания героев). По мысли И.В.Гёте и Ф.Шиллера, замедляющие мотивы-существенная черта эпического рода литературы в целом. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен - от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О.Генри) до пространных эпопей и романов («Махабхарата» и «Илиада», «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова). Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом «Эпос» связано представление о показе жизни в ее целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе эпоса-универсально-широкое использование познавательно-изобразительных возможностей литературы и искусства в целом. «Локализующие» характеристики содержания эпического произведения (например, определение эпоса в 19 веке как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о «великодушном» отношении эпоса к человеку) не вбирают всей полноты истории эпических жанров.

Пути формирования эпоса

Эпос формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений, основу которых составляли мифы. Повествовательная форма искусства складывалась и независимо от публичного обряда: устная прозаическая традиция вела от мифа (преимущественно неритуализованного) к сказке. На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторического предания. В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос. Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для традиционного эпоса (понимаемого как жанр, а не род литературы) характерны (в отличие от романа) активная опора на национально-историческое предание и его поэтизация, отделенность художественного мира от современности и его абсолютная завершенность: «Ни для какой незавершенности, нерешенности, проблематичности нет места в эпическом мире» (Бахтин, 459), а также «абсолютизирование» дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и «всевидения» (недаром Гомера уподобляли в новое время богам-олимпийцам), и его образ придает произведению колорит максимальной объективности. «Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости» (Шеллинг Ф. Философия искусства). Но уже в античной прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестает абсолютизироваться: в романах «Золотой осел» Апулея и «Сатирикон» Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном.

В литературе последних трех столетий, отмеченных преобладанием романических жанров (см. Роман), доминирует «личностное», демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, «всеведение» повествователя распространяется на мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении, с другой - повествователь нередко перестает созерцать изображаемое со стороны, как бы сверху, и смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в «Пармской обители» (1839) Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л.Толстому. Ф.М.Достоевскому, Чехову, Г.Флоберу, Т.Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя («Последний день приговоренного к смерти», 1828, В.Гюго; «Кроткая», 1876, Достоевского; «Падение», 1956, А.Камю). Внутренний монолог как повествовательная форма абсолютизируется в литературе «потока сознания» (Дж.Джойс, отчасти Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере («Герой нашего времени», 1839-40, М.Ю.Лермонтова; «Иметь и не иметь», 1937, Э.Хемингуэя; «Особняк», 1959, Фолкнера; «Лотга в Веймаре», 1939, Т.Манна). В монументальных образцах эпоса 20 века («Жан Кристоф», 1904-12, Р.Роллана; «Иосиф и его братья», 1933-43, Т.Манна; «Жизнь Клима Самгина», 1927-36, М.Горькош; «Тихий Дон», 1929-40, Шолохова) синтезируются давний принцип «всеведения» повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения.

В романной прозе 19-20 вв. важны эмоциональносмысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придает художественной речи внутреннюю диалогичность; текст произведения запечатлевает совокупность разнокачественных и конфликтующих сознаний, что не было характерно для канонических жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон которому высказывались и герои. «Голоса» разных лиц могут либо воспроизводиться поочередно, либо соединяться в одном высказывании - «двуголосом слове» (М.М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского). Благодаря внутренней диалогичности и многоголосию речи, широко представленным в литературе двух последних столетий, художественно осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними (см. Полифония).

Слово эпос произошло от греческого epos, что в переводе означает - слово, повествование, рассказ

Эпос (в переводе с греческого - "слово", "повествование") - это литературный род, объективно повествующий о жизненных явлениях. В эпических произведениях все происходящее совершается как бы независимо от воли автора: герои живут сами по себе, их поступки и события, с ними связанные, мотивируются логикой сюжетных отношений.

Еще Аристотель говорил о том, что "подражать... можно, рассказывая с событии как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер" * . Такое воспроизведение действительности характерно для самых древнейших фольклорных произведений, авторы которых смотрели на события, по выражению Белинского, глазами своего народа, не отделяя от этих событий своей личности. В фольклористике эпосом и называют произведения устного народного творчества, подобные русским народным былинам, исландским и ирландским сагам, французской "Песни а Роланде" и т. д. ** .

* (Аристотель. Об искусстве поэзии, стр. 45. )

** (В этом узком смысле эпос в настоящем учебнике рассматриваться не будет. Сведения о жанрах устного народного творчества, в том числе и о былинном эпосе, содержатся в пособиях по фольклору. )

В более широком истолковании эпосом называют произведения различных областей искусства, в которых судьба героев соотносится с судьбой народа, например "Богатырская" симфония Бородина или "Богатыри" В. Васнецова и др.

Главное в эпосе - воспроизведение событий. Вне участия в событиях не могут быть раскрыты характеры действующих лиц. Значительное внимание в эпических произведениях уделяется описанию той среды, в которой существуют герои.

Эпическая полнота изображения достигается разносторонним показом героев на протяжении всей их жизни или важнейших этапов формирования их характеров. Автор сочинений этого рода не ограничен в возможностях изображения места и времени действия, в показе самых различных жизненных явлений, ситуаций, в изображении действительности с различных позиций (с точки зрения автора, участников событий, персонажей, наблюдающих их со стороны), в выборе и сочетании форм повествования (от автора, от участника, в виде переписки, дневников и т. д.). Все это способствует глубокому и всестороннему объяснению сложных жизненных процессов в эпосе.

В отличие от лирики и драмы, использующих средства и приемы из смежных областей искусства, эпос ориентируется целиком и полностью на возможности поэтического языка как основного элемента литературы. Отсюда и известные представления об эпизации театра или кино, как о сближении их с литературой, использовании ее специфических средств.

Классификация видов эпоса

При классификации эпических произведений обычно учитываются различные возможности отражения действительности в сочинениях разного объема. Отсюда разграничение на большую, среднюю и малую формы. Однако никаких четких критериев для подобного разграничения не существует. Поэтому одно и то же произведение (например "Мать" М. Горького) различные литературоведы относят то к роману, то к повести.

К большим эпическим произведениям принадлежит роман, к средним - повесть.

Виды малой эпической формы - рассказ, новелла, анекдот - разграничиваются не только по объему, но и по особенностям композиции. Сказка же отличается от рассказа и повести своим содержанием. Таким образом, ни один из принципов разграничения эпоса по видам не является всеобщим.

При классификации произведений по видам надо учитывать их эволюцию и многочисленные разновидности. Так, например, сочинения, называемые в XIX в. повестями (скажем, "Повести Белкина" Пушкина), сейчас могут быть определены как рассказы. Каждый из основных видов эпоса имеет свои разновидности (социально-политический, психологический, сатирический роман и др.). Границы между разновидностями бывают весьма условными и каждый раз принадлежность произведений к той или иной разновидности определяется по ведущим признакам.

При рассмотрении некоторых произведений обнаруживается, что они находятся на границе не только различных разновидностей, но и видов, и даже родов. Б таких повестях, как "Дневные звезды". Берггольц или "Сумка, полная сердец" Федорова, явно преобладает лирическое начало, что дает основание некоторым критикам рассматривать их как лирическую прозу, сочетающую признаки двух родов - эпоса и лирики. Такое же "промежуточное положение" занимают "Стихотворения в прозе" Тургенева.

Роман

Роман - один из самых распространенных видов эпических произведений. Его основными признаками являются - воспроизведение значительных этапов жизни центральных героев и большой, по сравнению со всеми другими жанрами этого рода, объем. Широкий охват явлений действительности определяет сложность его композиции, объединяющей обычно несколько сюжетных линий вместе с авторскими отступлениями и вставными эпизодами. Все это дает возможность романистам с исчерпывающей полнотой охарактеризовать условия жизни героев, их окружение, их эпоху. Использование самых разнообразных приемов построения образов дает возможность глубоко и всесторонне показать душевный мир героев, проследить во всех подробностях формирование их чувств, страстей, помыслов. Не случайно именно в литературе критического реализма роман становится ведущим жанром, позволяющим раскрывать типические характеры в типических обстоятельствах. Прежде чем раскрыть свои безграничные возможности, роман прошел многовековой путь очень неравномерного развития. Его возникновение историки литературы относят к I-VIII вв. н. э. и связывают с поздней древнегреческой и древнеримской прозой. Однако окончательно этот жанр сформировался лишь в эпоху Возрождения.

Термин "роман" возник в период средневековья. Первоначально романами назывались самые различные художественные произведения, написанные на романских языках. Однако преобладание среди этих романских книг больших по объему эпических произведений, содержащих вымышленные истории, способствовало закреплению именно за этим жанром названия "роман", тем более, что для обозначения других, более кратких эпических видов появились соответствующие термины (фабльо, шванки и др.). Но и после обособления и выделения в самостоятельный вид роман с его многочисленными разновидностями продолжительное время игнорировался авторами поэтик. Не только классицисты, но и просветители XVIII в. не уделяли ему внимания в своих теоретико-литературных работах.

Одна из первых попыток определить специфические особенности этого жанра была сделана в трактате французского епископа Юэ "О происхождении романов" (1670). В нем роман определялся как "выдумки о приключениях, прозой написанные для развлечения и поучения читателя", причем отмечалось, что "любовь должна быть главным сюжетом романа" * .

* (Цит. по кн.: Б. А. Грифцов. Теория романа. М., 1926, стр. 15. )

В дальнейшем специфику романа стремились раскрыть многие теоретики и художники - Гегель, Фильдинг, Бальзак и др. Особенно важное значение имеют суждения В. Г. Белинского. Говоря о романе XIX в., Белинский определяет его как "эпопею нашего времени", сфера которой "несравненно обширнее сферы эпической поэмы". Этот вид созвучен современной эпохе, когда "все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны, жизнь разбежалась в глубину и ширину в бесконечном множестве элементов" * . Роман оказывается в состоянии лучше других литературных форм дать художественный всесторонний анализ жизни общества.

* (См.: В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 5, стр. 30-40. )

На протяжении многовековой истории развития этого вида постепенно выделялись его разновидности; одни из них (например, рыцарские и пасторальные романы) имели исторически ограниченный характер и быстро исчезли, другие эволюционировали и в своих устойчивых особенностях сохранились и в современной литературе. К последним относятся, например, сатирический, исторический, психологический романы. Границы между ними в современную эпоху являются весьма подвижными и во многом условными.

Среди многочисленных разновидностей этого жанра роман приключений - самый древний. Истоки его восходят к произведениям поздней героической прозы. В "Эфиопиках" Гелиодора, в книге "О Дафнисе и Хлое" Лонга и во многих других сочинениях этого периода излагаются очень замысловатые, изобилующие "приключенческими элементами" истории встреч, вынужденной разлуки, взаимных поисков и, наконец, счастливого брака влюбленных. Романы античности включали в себя многочисленные мотивы из фольклора и письменной литературы; многие из них оформлялись в виде "вставных новелл", весьма отдаленно связанных с сюжетом. Сосредоточенность на изображении разнообразных событий из жизни различных стран и народов, куда попадают в поисках друг друга герои этих романов, препятствовала созданию четко обрисованных, впечатляющих" характеров.

К роману приключений близки рыцарские романы, созданные в XII-XVI вв. Ориентация на показ приключений из жизни любящих друг друга центральных героев - рыцаря и его дамы - сближает "Роман о Ланчелоте" (XIII в.) и другие ему подобные произведения с античными романами.

В XVI-XVIII вз. роман приключений претерпевает значительные изменения. Наряду с произведениями о похождениях рыцарей, которые продолжают появляться вплоть до середины XVIII в., создаются так называемые плутовские романы, воспроизводящие не менее запутанную богатую всевозможными осложнениями и неожиданными поворотами судьбу выходца из непривилегированных слоев общества, чаще всего безродного сироты-бродяги ("Лосарильо из Тормеса" анонимного автора XVII в., "Жиль Блаз" Лессажа, XVIII в.).

Плутовской роман испытал сильное воздействие жанра новеллы, интенсивно развивающегося в период Возрождения. Многие романы такого рода, построенные по "циклическому принципу" и содержащее вполне завершенные эпизоды из жизни различных действующих лиц, трудно разграничить с циклами новелл, объединенных вокруг одного персонажа.

Плутовской роман очень близок сатирическому рома н у, в котором высмеиваются явления современной писателю эпохи. Так, "Дон Кихот" Сервантеса пародировал рыцарские романы и вместе с тем обличал феодальный строй, их породивший. Для этой разновидности романа характерны гротеск и гипербола, условные, порою даже фантастические приемы, цель которых - резкое осмеяние реальных событий и лиц.

Используя композиционные принципы, близкие роману приключений, выдающиеся писатели разных времен и народов - Рабле, Свифт, Франс, Чапек - создали замечательные произведения этого жанра.

В русской классической литературе непревзойденными шедеврами сатирического романа являются "Мертвые души" Гоголя, "История одного города" и другие романы Салтыкова-Щедрина.

В советской литературе этот жанр начал интенсивно развиваться в конце 20-х годов, когда появились такие выдающиеся произведения, как "12 стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова. В последние десятилетия советскими сатириками Лагиным, Васильевым и другими предпринимаются энергичные попытки возродить сатирический роман.

В XVIII-XIX вв. получают широкое распространение романы путешествий. Эти произведения содержат обильный познавательный материал. Особенной популярностью пользовались романы Ф. Купера ("Последний из могикан"), Майн-Рида ("Всадник без головы"), Р. Стивенсона ("Остров сокровищ").

В творчестве Жюль Верна, особенно в его "Таинственном острове" (1875), роман приключений сближается с научнофантастическим. Специфической особенностью научно-фантастических романов является воссоздание таких жизненных явлений и событий, которые при всей своей фантастичности основываются на прогрессивных достижениях современной писателю науки и техники. В произведениях научных фантастов изображаются, например, еще не осуществленные сейчас, но вполне возможные в ближайшем будущем полеты космонавтов на Марс или на другие планеты. В "Туманности Андромеды" Ефремова описывается расцвет культуры в будущем коммунистическом обществе, гигантские достижения человечества, позволяющие установить постоянные связи с обитателями вселенной. Автор научно-фантастического романа может также намеренно заострять, преувеличивать, доводить до нарушения правдоподобия существующие в самой жизни события и характеры. Так, А. Беляев в "Человеке, потерявшем свое лицо" исходил из реальных достижений современной медицины, но явно преувеличил результаты косметической операции, превратившей урода в красавца, и предельно заострил сюжеты ситуации, связанные с этой метаморфозой.

В научно-фантастическом романе не только изображается загадочное, таинственное, неосуществленное и непознанное. Его специфическая особенность заключается в том, чтобы найти для всех этих явлений и событий научное объяснение и обоснование. Поэтому введение познавательного материала, основанного на новейших достижениях современной автору науки и техники, является его жанровой особенностью.

Детективный роман, возникший на рубеже XIX-XX вв., представляет собой наиболее "распространенную модификацию романа приключений в современной литературе ("Мисс Мэнд" Шагинян, "И один в поле воин" Дольд-Михайлика и др.). Все внимание авторов подобных книг сосредоточивается на сложных и запутанных приключениях - описании подвигов разведчиков, раскрытии таинственных преступлений, загадочных происшествий, разоблачении скрытых врагов, диверсий и т. д. Изощренно-занимательная интрига отдаляет на задний план обрисовку характеров персонажей. Многие из них намеренно лишены определенности и ясности. Вплоть до заключительных строк произведений писатель скрывает подлинную сущность событий и героев.

Отличительные особенности романа приключений - композиция, которой свойственно нанизывание эпизодов, обилие перипетий и ложных развязок, сосредоточенность на описании поступков и внешних проявлениях характеров героев, - все это с большой отчетливостью проявляется именно в детективных сочинениях.

Советские прозаики не раз предпринимали удачные попытки обновить этот жанр (в значительной мере скомпрометированный сочинениями реакционных буржуазных писателей), сближая его с научно-фантастическим ("Гиперболоид инженера Гарина" А. Толстого) и даже социально-паихологичеоким ("Щит и меч" Кожевникова) романами.

Не только по своему содержанию, но и по композиции, сюжету, образам и языку психологический роман резко противостоит роману приключений.

Психологический роман связан, прежде всего, с глубоким раскрытием внутреннего мира действующих лиц. Стремление к детальнейшему показу душевных движений персонажей определило на раннем этапе эволюции этого жанра замедленность развития сюжета, сужение круга героев и событий.

А. Н. Веселовский видит истоки этого жанра в "Фиаметте" Боккаччо (XVI в.) * . Однако с наибольшей отчетливостью он развивается в эпоху сентиментализма". Романы Руссо, Стерна, Ричардсона представляют своеобразную исповедь центрального героя, очень близкого самому автору, подчас полностью совпадающего с ним. Эти произведения обычно одноплановы: вокруг главного действующего лица группируются все жизненные явления.

* ("Боккаччо дал нам первый почин психологического романа", - утверждал Веселовский в "Теории поэтических родов" (ч. 3. М., 1883, стр. 261). )

Композиционные особенности, широко используемые в этом жанре: повествование от первого лица, форма дневников, писем, воспоминаний, записок и т. д., - предоставляли неограниченную свободу для субъективных излияний героев, сближая тем самым психологический роман с лирической поэмой. С особенной отчетливостью это сближение ощущается в лирических романах романтиков XIX в., например в "Рене" Шатобриана и "Адольфе" Костана. Естественно, что представители психологического романа, сосредоточивая внимание на личных неудачах своих героев, чаще всего вызванных несчастной любовью, намеренно отказывались от, подробного и обстоятельного изображения окружающей социальной среды. Поэтому, достигнув невиданной прежде глубины в раскрытии душевной жизни персонажей, выработав в связи с этим особые языковые приемы, психологический роман в начале XIX в. в значительной мере уступал в объективном показе явлений действительности даже роману приключений. Герой психологического романа, сосредоточившись на интимных переживаниях, был далек от социально-политической жизни эпохи.

Эта существенная ограниченность жанра романа в значительной мере преодолевается в литературе критического реализма. А. С. Пушкин, О. Бальзак и другие представители метода критического реализма создают социально-психологический роман, сочетающий психологическую тонкость и глубину в изображении характеров героев с социальным объяснением их формирования под влиянием окружающей среды, общественных условий. В этом отношении знаменательно определение Белинским "Евгения Онегина" Пушкина как энциклопедии русской жизни.

Социально-психологический роман не только возвращает присущую самому эпическому роду широту и объективность в отражении действительности, но и значительно раздвигает рамки раскрытия душевной жизни персонажей. В произведениях Тургенева, Достоевского, А. Толстого, Флобера и Мопассана психологический анализ душевных движений персонажей достигает невиданной глубины и тонкости. Через характеры героев раскрывались сложнейшие явления жизни эпохи.

Один из первых социально-психологических романов в русской литературе - "Герой нашего времени" Лермонтова - отличается прежде всего социально обусловленным, глубоким, последовательным раскрытием мыслей и чувств героя.

Огромные достижения социально-психологического романа в XIX-XX вв. свидетельствуют о безграничных возможностях поисков и открытий в этой области.

Развитие романа в литературе социалистического реализма наглядно продемонстрировало плодотворность попыток Горького, Шолохова, Федина, Леонова и других художников подробно и обстоятельно проследить не только рост классового сознания героев, участвующих в революционной борьбе, но и серьезные изменения, происходящие под воздействием этого в сфере их чувств. Так, в романе Малышкина "Люди из захолустья" очень тонко и глубоко раскрыты резкие сдвиги в психологии героев Ивана Журкина и Тишки, приехавших из маленького далекого городка на строительство завода-гиганта. Эгоистическое стремление "выбиться в люди", собственнические инстинкты к обогащению изживаются у них по мере того, как они начинают проявлять интерес к строительству, увлекаться трудом, жить полноценной многогранной жизнью сплоченного рабочего коллектива.

Сложный процесс коренной переделки психологии крестьянина-собственника, вступившего в колхоз, с большим художественным мастерством раскрыт в романе Шолохова "Поднятая целина" на судьбах Майданникова и многих других героев.

Безграничные возможности этого жанра в раскрытии душевного мира героев способствовали его расцвету в послевоенной советской литературе, когда особенно возросла роль искусства в воспитании лучших качеств строителя коммунистического общества.

Современные же зарубежные модернисты, стараясь уйти от реальных противоречий действительности, пытаются создавать чисто психологические романы, углубляясь в сферы "подсознания", стремясь бесконтрольно и подробнейшим образом передать хаос мыслей и чувств своих персонажей. А это приводит уже к разрушению жанровой формы, превращает произведение в регистрацию потока представлений и ощущений. Таковы, например, "антироманы" Саррот, Роб-Грийе и др.

Своеобразной модификацией социально-психологического романа является очень близкий к нему "роман воспитан и я", прослеживающий основные этапы формирования личности с детских лет до поры зрелости- ("Годы учения Вильгельма Мейстера", "Годы странствий Вильгельма Мейстера", "Театральное призвание Вильгельма Мейстера" Гете; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры" Гарина-Михайловского и др.).

Многие "романы воспитания" написаны на основе подлинных событий из жизни автора и близких ему людей, выведенных под их собственными или измененными именами, и являются поэтому автобиографическими. Таков, например, роман Н. Островского "Как закалялась сталь". Однако их основное отличие от художественных мемуаров заключается в широком использовании творческого вымысла. Даже в том случае, когда повествование ведется от первого лица и основные вехи жизненного пути рассказчика, его личные свойства совпадают с биографией художника, сам принцип отбора и обобщения жизненного материала не позволяет отождествлять автора и его героя. В произведениях этого жанра главной задачей писателей-реалистов является отражение типических черт людей своего поколения.

Излюбленной формой повествования в "романах воспитания" и в автобиографических произведениях являются воспоминания. Они дают возможность свободно, не подчиняясь строго логическому развитию сюжета, излагать события из жизни героев. Частые и пространные авторские отступления, в которых с позиций зрелости оцениваются люди и события далекого прошлого, широкое использование временных ассоциаций усиливают лиризм подобных произведений.

Семейно-бытовои роман настолько близок к социально-психологическому, что порой их невозможно разграничить. Семейно-бытовой роман характеризует, прежде всего, подробное воспроизведение истории одной или нескольких семей, обстоятельное описание их представителей. Стремление передать явление жизни в формах, близких самой действительности, определяет своеобразие композиции (очень замедленное развитие сюжета) и языка (обилие просторечий, диалектизмов и т. д.).

В лучших семейно-бытовых романах Бальзака ("Евгения Гранде"), Гончарова ("Обломов"), Диккенса ("Домби и сын") показ семейно-бытовых отношений способствует глубокому раскрытию характерных особенностей жизни общества в целом.

Во многом сходен с социально-психологическим роман философский. В центре внимания его авторов анализ не только чувств, но и взглядов героев на коренные проблемы жизни. Его персонажи зачастую больше рассуждают на философские темы, чем действуют. Среда, в которой они находятся, раскрывается лишь как фон, а иногда приобретает характер чисто условного окружения. Зато внутренние монологи и пространные диалоги мыслителей занимают в них большое место. Многие из действующих лиц являются прямыми проводниками авторских идей, что усиливает публицистичность философского романа. К лучшим его образцам принадлежат, например, "Что делать?" Чернышевского, "Остров пингвинов" Франса, "Доктор Фаустус" Т. Манна.

В литературе социалистического реализма философский роман чаще всего смыкается ссоциально-политическим. Классическим его образцом является "Мать" Горького.

Исторический роман отличается ото всех других разновидностей прежде всего своей особой тематикой: он воспроизводит действительные исторические явления и характеры подлинно существовавших лиц. Развитие действия приурочивается обычно к какому-нибудь значительному событию прошлого. Известные исторические деятели могут занимать центральное место в повествовании ("Петр I" A. Н. Толстого), а могут играть и эпизодическую роль; однако во всех случаях от них зависит судьба главного героя как, например - в "Капитанской дочке" Пушкина.

В историческом романе, по определению В. Г. Белинского, наука "сливается" с искусством. И не случайно многие исследователи и в прошлом, и в настоящем пытаются выделить исторические произведения в особый литературный род.

Однако и в этом жанре действуют общие законы художественного творчества, подразумевающие сочетание исторически достоверного с творческим домыслом, хотя художник и ограничен в последнем отношении известными рамками. Не допуская искажения общеизвестных фактов, писатель обладает неограниченными возможностями в самостоятельной трактовке второстепенных, а также не подтверждаемых документами событии, в особенности при изображении персонажей в быту, в их личных взаимоотношениях.

Жанр этот получил широкое развитие в литературе социалистического реализма. Обращение к нему связано со стремлением авторов рассмотреть события прошлого в соответствии с исторической правдой и в перспективном развитии, что возможно только с позиций самого передового, диалектико-материалистического мировоззрения. Таковы романы "Петр I" А. Толстого, "Цусима" Новикова-Прибоя, "Абай" Ауэзова и др.

Многие исторические романы близки к романам-эпопеям, отличающимся своей масштабностью. Их возникновение связывают с созданием "Войны и мира" Л. Толстого. В дальнейшем к этому жанру обращались Э. Золя ("Разгром"), Р. Роллан ("Жан-Кристоф") и другие выдающиеся художники. Подлинного расцвета роман-эпопея достиг в литературе социалистического реализма ("Хождение по мукам" А. Толстого; "Первые радости", "Необыкновенное лето" и "Костер" Федина и многие другие).

Роман-эпопея не только безгранично расширил рамки охвата социально-исторических событий, но и-это самое главное - углубил возможности проникновения в смысл этих событий за счет многостороннего раскрытия духовной жизни героев.

Роман-эпопея является большим эпическим произведением, в котором изображаются важнейшие исторические события в жизни народа; при этом участием в них определяются судьбы центральных героев. Так, например, в "Войне и мире" личные отношения между Андреем Болконским, Наташей Ростовой и Анатолем Курагиным резко изменяются в связи с наполеоновским нашествием.

Это обусловливает масштабность, монументальность произведений подобного рода, исключительную широту охвата различных явлений эпохи, полноту и обстоятельность характеристик. То, что в произведениях других жанров может являться лишь фоном, необходимым для исторически-конкретного показа характеров героев, в романе-эпопее приобретает особое и очень важное значение. Роман-эпопея немыслим без оригинальной исторической концепции, не только изложенной ее автором с достаточной полнотой, но влияющей на самое развитие сюжета произведения, систему образов и всю его композицию. Такой зависимостью от философских представлений автора о сущности и ходе исторических событий и отличается роман Л. Толстого "Война и мир".

Роман-эпопея всегда строится как произведение с многочисленными, параллельно развивающимися сюжетными линиями, с рядом относительно самостоятельных эпизодов и исторических лиц, необходимых для конкретного изображения эпохи.

Большой объем произведений этого жанра предусматривает использование самых разнообразных приемов ведения повествования (от третьего лица, от лица очевидцев, в виде дневников, писем и т. д.), многообразных средств раскрытия образов, различных лексических слоев языка.

Повесть

Повесть - один из наиболее распространенных видов средней эпической формы в русской литературе. Многие исследователи подчеркивают национальный характер этого жанра, для которого отсутствуют определенные обозначения в западноевропейских классификациях. Между тем повесть была очень популярна в древнеиндийской и других литературах Востока.

В древнерусской литературе повестями называли самые различные эпические произведения; одни из них были близки к "житиям" ("Повесть об Акире премудром"), другие - к "хождениям" ("Хождение за три моря" Афанасия Никитина), третьи - к "словам" ("Слово о полку Игореве"). Основным жанровым признаком таких произведении являлось преобладание повествовательного элемента. Таким образом, термин "повесть" употреблялся для обозначения принадлежности произведения к эпическому роду и являлся своеобразным синонимом понятия эпос * .

* (В этом значении употребляли его многие русские писатели, например М. Горький, который почти все свои большие произведения, в том числе многотомную "Жизнь Клима Самгина", называл повестями. )

В русской литературе XVIII в. в связи с интенсивным развитием других жанровых форм, в том числе и романа, повесть начинает рассматриваться как особый литературный вид, хотя и с очень нечеткими, неясными специфическими чертами. Она получает довольно широкое распространение у сентименталистов ("Бедная Лиза" Карамзина и др.) и у романтиков ("Амалатбек", "Испытание" Бестужева-Марлинского; "Княжна Мими" В. Одоевского и др.). Однако ведущим жанром повесть становится в литературе критического реализма. В. Г. Белинский отмечает широкое распространение русской повести в статье "О русской повести и повестях г. Гоголя".

Однако и после своего утверждения в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и других классиков этот вид не приобрел еще отчетливых жанровых признаков. В русской литературе первой половины XIX в. повестями называют произведения, которые можно отнести к рассказам или романам. Так, например, Пушкин включил "Гробовщика" в цикл "Повестей Белкина", хотя это произведение по жанровым признакам - рассказ.

Во второй половине XIX в. в связи с более четкой дифференциацией эпических жанров критического реализма повесть приобретает более определенные очертания. Основным признаком повести становится однолинейность развития сюжетных линий. Обычно изображается несколько важнейших эпизодов из жизни центрального героя; ограниченный круг других действующих лиц характеризуется лишь в отношениях с этим героем.

Так, например, в "Тарасе Бульбе" Гоголя воспроизводится один из эпизодов борьбы украинского казачества XVII в. против польских панов. Лишь в связи с участием в борьбе за национальную независимость раскрываются судьбы центральных героев произведения. В повести, по существу, одна сюжетная линия, включающая в себя изображение жизненных путей основных действующих лиц. Почти ничего не говорится о жизни Тараса Бульбы до приезда сыновей, совпавшего с его решением вместе с ними отправиться в Запорожскую Сечь. Очень сжато излагаются и основные события из "бурсацкого" прошлого его сыновей. Даже романтическая история любви Андрия к польской красавице освещается лишь в тех ее моментах, какие объясняют решение сына Тараса перейти на сторону врагов.

Разновидности, на которые подразделяется повесть в современном литературоведении, в основном совпадают с соответствующими разновидностями романа.

В творчестве современных писателей повесть занимает все большее и большее место. Этот эпический вид предоставляет большие возможности для отражения новых жизненных явлений, позволяя художникам сосредоточиться на самом главном и определяющем.

Рассказ и новелла

Рассказ принадлежит к широко распространенным видам малой формы эпоса. Первые рассказы в русской литературе появляются в XVII- XVIII вв. и, почти не отличаются от бытовых сказок и повестей. Более отчетливо жанровая специфика этого вида выявляется в литературе критического реализма, хотя многие рассказы А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя называются повестями. Исключительную популярность рассказ получает в конце XIX - начале XX в.

В советском литературоведении рассказ рассматривается как небольшое эпическое произведение с ограниченным кругом действующих лиц, воспроизводящее более подробно один или, реже, несколько эпизодов из жизни центрального героя. Внимание к рассказу активизировалось в период гражданской и особенно Великой Отечественной войны, когда именно он позволял прозаикам оперативно откликнуться на волновавшие народ исторические события (рассказы Серафимовича, А. Толстого, Шолохова и др.).

Среди прозаиков верность этому жанру - основному на всем протяжении творческого пути - проявили К. Г. Паустовский, В. Г. Лидин, Л. С. Соболев, Н. С. Тихонов.

Естественно, что ограниченный объем произведений определяет сжатость фабулы, краткость характеристик, лаконизм языка. Краткость рассказа обусловливает особенности диалога, который иногда бывает сжат до двух-трех реплик.

Авторы рассказов в гораздо большей мере, чем создатели произведений других жанров, заинтересованы в использовании таких приемов "ведения повествования", которые предоставляют им возможность предельно экономно, компактно и вместе с тем выразительно раскрывать образы. В связи с этим они особенно часто прибегают к изображению событий с точки зрения одного из их участников. Этот прием, по словам известного советского прозаика С. Антонова, "помогает автору показать давно знакомые события и персонажи словно впервые, с непривычной и неожиданной стороны и, главное, быстро и отчетливо передать читателю сущность характера героя" * . Так построен, например, рассказ А. П. Чехова "Кухарка женится", в котором все события из жизни взрослых - кухарки Пелагеи, ее мужа-извозчика и других - даны через восприятие семилетнего мальчика Гриши.

* (С. Антонов, Заметки о рассказах. В сб,: "Первая встреча".М., 1959, стр. 400. )

Еще большие возможности для быстрого и отчетливого выявления характера персонажей предоставляет прием "рассказа от первого лица" ("Судьба человека" Шолохова).

Исключительно важное значение в рассказах имеет деталь, которая помогает избежать подробных описаний и выразительно, впечатляюще обрисовать природу, бытовой фон, окружение героя.

Все эти особенности рассказа позволяют писателю сосредоточить внимание на подробном, обстоятельном изображении того жизненного события, в котором наиболее отчетливо раскрываются характеры главных действующих лиц.

В рассказе Л. Н. Толстого "После бала" из всей жизни дворянина Ивана Васильевича подробно воспроизводятся именно те два эпизода, которые резко изменили его судьбу. Счастливая ночь, проведенная на балу с любимой девушкой Варенькой, сменяется неожиданной встречей на следующее утро с ее отцом-полковником, который избивает солдата. "Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра", - к такому выводу приходит сам рассказчик.

В этом рассказе предельно сужен круг действующих лиц; лишь полковник, его дочь и избиваемый татарин охарактеризованы более отчетливо, причем взят также определенный момент в их жизни, о том же, что было с ними в прошлом, что стало в дальнейшем, не сказано. Сама форма повествования - воспоминания от лица героя - позволяет опускать описание целых жизненных периодов или характеризовать их всего несколькими словами.

Разновидности рассказа совпадают с разновидностями повести и романа. Широко распространены рассказы бытовые ("Телеграмма" Паустовского), психологические ("Последний разговор" Чуковского), социально-политические ("Октябрьская ночь" Никитина), исторические ("Подпоручик Киже" Тынянова), юмористические ("Рогулька" Зощенко), сатирические ("Прохор семнадцатый" Троепольского).

Довольно широко распространены произведения, состоящие из цикла рассказов (иногда включающие и очерки). Таковы "Записки охотника" Тургенева, "Рассказы о героях" Горького.

Новелла очень близка к рассказу. Это небольшое повествовательное произведение с четким, целеустремленным развитием конфликта, динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Многие литературоведы отождествляют новеллу с рассказом (отметим, что во многих зарубежных странах они обозначаются одним и тем же термином). Однако развитие этих жанров в современную эпоху позволяет их дифференцировать.

Новелла обычно более кратка и более насыщена действием, чем рассказ. Автор ее отказывается от подробных мотивировок героев, устраняет связующие звенья между эпизодами, предоставляя простор читательской фантазии и ограничиваясь лишь показом самых необходимых для сюжета поступков персонажей. В новелле О. Генри "Дары волхвов" весь интерес сосредоточен на неожиданной развязке. Попытки бедных влюбленных во что бы то ни стало вручить друг другу рождественские подарки завершаются неожиданно: молодой женщине, пожертвовавшей своими великолепными волосами, преподносится в подарок роскошный гребень, а возлюбленный получает от нее цепочку к единственной своей драгоценности - часам, которых он лишился, чтобы купить украшение.

В западноевропейской литературе новелла возникла в средневековой итальянской письменности. Сам термин novelle обозначал "новое" произведение. Утверждение этого вида в мировой литературе связано с творчеством Боккаччо и его гениальным "Декамероном".

Обостренный интерес к этому жанру проявляли немецкие романтики (Гофман, Тик и др.), разрабатывавшие и его теорию (Ф. Шлегель и Др.).

Исключительного расцвета новелла достигает на рубеже XIX-XX вв. в литературе США. Замечательные произведения М. Твена, О. Генри и других новеллистов оказывают несомненное воздействие на все возрастающий - вплоть до наших дней - интерес к этому жанру у писателей всех стран.

Известное развитие этот жанр получил и в творчестве советских писателей (Ильф и Петров, Катаев, Яновский).

Сказка

Сказка принадлежит к самым древним и самым распространенным, в литературах всех народов жанрам. Возникнув еще в доклассовом обществе, на первых ступенях развития устного творчества, она за многовековую историю своего развития претерпела настолько значительные изменения, что само определение этого жанра представляет сейчас исключительные трудности. Продолжительное время этим термином пользовались для обозначения произведений различных родов (в том числе драмы) с отчетливо выраженным фантастическим элементом.

Сказка продолжает существовать не только в фольклоре, но и в литературе письменной, как своеобразный вид эпоса. В этом узком смысле сказками называют небольшие прозаические (реже стихотворные) эпические произведения с установкой на фантастический вымысел. Все изображенное в них намеренно и подчеркнуто противостоит жизненной достоверности.

В сказке изображаются вымышленные существа (баба-яга, девятиглавый змей и т. д.), а реальные люди и звери наделяются такими качествами и поступками, которыми в действительности они обладать не могут.

Однако установка сказки на изображение небывалого, невероятного отнюдь не говорит о том, что этот литературный жанр вообще оторван от жизни и не отражает ее явлений. Как правило, сказки не только своеобразно показывали уже сложившееся и определившееся в жизни, они воплощали и реальные мечты людей о расширении и упрочении власти человека над природой, о возможности полетов по воздуху или беспрепятственном проникновении в морские глубины, обо всем том, что ныне стало явью.

Композиционные особенности, которые отличают сказку от наиболее близкого к нему жанра новеллы, заключаются в традиционном, исключающем эффект неожиданности (столь важный для новеллы) построении фабулы, обязательно завершающейся победой положительных героев над своими врагами.

Широко распространенная в устном творчестве всех народов мира, сказка оформилась как особый жанр еще на самой заре развития письменной литературы. Позднее Ш. Перро, братья Гримм, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Г.-Х. Андерсен утверждали этот жанр в различных художественных направлениях.

К наиболее распространенным разновидностям сказок относятся сказки о животных ("Теремок" Маршака), волшебные ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина), бытовые ("Сказка о попе и его работнике Балде" Пушкина), хотя признаки их в отдельном произведении чаще всего переплетаются.

Очень нужный и полезный урок! :)) По крайней мере мне очень пригодился.

Понятия “род”, вид”, “жанр”

Род литературный - ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания.

Деление литературы на роды основано на различении функций слова: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения.

Традиционно выделяются три рода литературных, каждый из которых соответствует определенной функции слова:
эпос (изобразительная функция);
лирика (выразительная функция);
драма (коммуникативная функция).

Цель:
Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями.
Предмет:
Внешний мир в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности: характеры, обстоятельства, социальная и природная среда, в которой взаимодействуют герои.
Содержание:
Объективное содержание реальной действительности в ее материальном и духовном аспектах, представленное в художественно типизированных автором характерах и обстоятельствах.
Текст имеет преимущественно описательно-повествовательную структуру; особую роль играет система предметно-изобразительных деталей.

Цель:
Выражение мыслей и чувств автора-поэта.
Предмет:
Внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий, вызванных взаимодействием с внешним миром.
Содержание:
Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества.
Особенности организации худ. речи:
Текст отличается повышенной экспрессивностью, особую роль играют образные возможности языка, его ритмическая и звуковая организация.

Цель:
Изображение человеческой личности в действии, в конфликте с другими людьми.
Предмет:
Внешний мир, представленный через характеры и целенаправленные действия персонажей, и внутренний мир героев.
Содержание:
Объективное содержание реальной действительности, представленное в художественно типизированных автором характерах и обстоятельствах и предполагающее сценическое воплощение.
Особенности организации худ. речи:
Текст имеет преимущественно диалогическую структуру, в которую включены монологи героев.
Литературный вид- устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.

Жанр - группа произведений внутри литературного вида, объединенная общими формальными, содержательными или функциональными признаками. Для каждой литературной эпохи и направления типична своя определенная система жанров.


Эпос: виды и жанры

Крупные формы:
Эпопея;
Роман (Жанры романа: Семейно-бытовой, Социально-психологический, Философский, Исторический, Фантастический, Роман-утопия,Роман воспитания, Любовный роман, Авантюрный роман, Роман-путешествие, Лиро-эпический (роман в стихах))
Роман-эпопея;
Поэма-эпопея.

Средние формы:
Повесть (жанры повести: Семейно-бытовая, Социально-психологическая,Философская, Историческая, Фантастическая,Сказочная, Приключенческая, Повесть в стихах);
Поэма (жанры поэмы: Эпическая,Героическая, Лирическая, Лиро-эпическая, Драматическая, Ирони-комическая, Дидактическая, Сатирическая, Бурлескная, Лирико-драматическая (романтическая));

Малые формы:
Рассказ (жанры рассказа: Очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”), Новеллистический (конфликтно-повествовательный);
Новелла;
Сказка (жанры сказки: Волшебная, Социально-бытовая, Сатирическая, Социально-политическая, Лирическая, Фантастическая, Анималистическая, Научно-познавательная);
Басня;
Очерк (жанры очерка: Художественный, Публицистический, Документальный).

Эпопея - монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики.

Роман - крупная форма эпоса, произведение с развернутым сюжетом, в котором повествование сосредоточено на судьбах нескольких личностей в процессе их становления, развития и взаимодействия, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи “организации” мира и анализа его исторической сущности. Являясь эпосом частной жизни, роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии. История индивидуальной судьбы в романе обретает общий, субстанциальный смысл.

Повесть - средняя форма эпоса, произведение с хроникальным, как правило, сюжетом, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития.

Поэма - крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом; в разных жанровых модификациях обнаруживает свою синтетичность, сочетая нравоописательное и героическое начала, интимные переживания и великие исторические потрясения, лиро-эпическую и монументальную тенденции.

Рассказ - малая эпическая форма художественной литературы, небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью.

Литературная сказка - авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.

Басня - малая форма эпоса дидактического характера, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Бытование басни универсально: она применима к разным поводам. Художественный мир басни включает традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические фигуры людей, поучительные сюжеты), нередко окрашенных в тона комизма и социальной критики.

Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, отличная от рассказа и новеллы отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Очерк затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния “среды” и обладает большим познавательным разнообразием.

Лирика: тематические группы и жанры

Тематические группы:
Медитативная лирика
Интимная лирика
(дружеская и любовная лирика)
Пейзажная лирика
Гражданская (общественно-политическая) лирика
Философская лирика

Жанры:
Ода
Гимн
Элегия
Идиллия
Сонет
Песня
Романс
Дифирамб
Мадригал
Дума
Послание
Эпиграмма
Баллада

Ода - ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные - “пиндарические”, нравоучительные - “горацианские”, любовные - “анакреонтические”).

Гимн - торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия - жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего - от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия - жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет - стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:
“французский” сонет - abba abba ccd eed (или ccd ede);
“итальянский” сонет - abab abab cdc dcd (или cde cde);
“английский сонет” - abab cdcd efef gg.

Венок сонетов - цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс - небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб - жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее - в честь других богов и героев.

Мадригал - небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума - лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание - жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) - преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма - короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.

Баллада - стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады - небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование, драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Синтез лирики с другими родами литературы

Лиро-эпические жанры (виды) - литературно-художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы, как саморефлексия повествователя, как психологически-бытовая мотивировка рассказа, как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете, как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции. Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Лирический герой - образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Формы лирического высказывания:
монолог от первого лица (А.С. Пушкин - “Я вас любил…”);
ролевая лирика - монолога от лица введенного в текст персонажа (А.А. Блок - “Я - Гамлет, / Холодеет кровь…”);
выражение чувств и мыслей автора через предметное изображение (А.А. Фет - “Уснуло озеро…”);
выражение чувств и мыслей автора через размышления, в которых предметные образы играют подчиненную роль или принципиально условны (А.С. Пушкин - “Эхо”);
выражение чувств и мыслей автора через диалог условных героев (Ф. Вийон - “Спор между Вийоном и его душою”);
обращение к какому-либо неопределенному лицу (Ф.И. Тютчев - “Silentium”);
сюжет (М.Ю. Лермонтов - “Три пальмы”).

Трагедия - “Трагедия рока”, “Высокая трагедия”;
Комедия - Комедия характеров, Комедия бытовая (нравов), Комедия положений, Комедия масок (commedia del’arte), Комедия интриги, Комедия-буффонада, Лирическая комедия, Сатирическая комедия, Социальная комедия, “Высокая комедия”;
Драма (вид) - “Мещанская драма”, Психологическая драма, Лирическая драма, Повествовательная (эпическая) драма;
Трагикомедия;
Мистерия;
Мелодрама;
Водевиль;
Фарс.

Трагедия - вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Комедия - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию.

Драма (вид) - один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.

Трагикомедия - вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием - вплоть до признания алогичности мира.

Мистерия - жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность - с богохульством.

Мелодрама - вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль - один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Фарс - вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.

(наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля , эпос, в отличие от лирики и драмы , беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпические жанры

  • Крупные - эпопея , роман , эпическая поэма (поэма-эпопея);
  • Средние - повесть ,
  • Малые - рассказ , новелла , очерк .

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка , эпопея , былина , историческая песня.

Значение

Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».

Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах , но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).

Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».

Литература

  • Хализев В. Е. Теория литературы. - М ., 2009. - С. 302-303.
  • Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпос (род литературы)" в других словарях:

    - (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п.… … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [от греч. epos слово, повествование] 1. Спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы). Великие мастера эпоса. 2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной… … Энциклопедический словарь

    эпос - а, м. 1) только ед. Один из трех (наряду с лирикой и драмой) основных родов литературы, представляющий собой произведения повествовательного характера. Эпос и драма. Эпос и лирика. 2) Совокупность произведений народного творчества (обычно… … Популярный словарь русского языка

    I м. Повествовательный в отличие от драмы и лирики род литературы. II м. Совокупность произведений народного творчества: народные песни, сказания, поэмы и т.п., объединенные единой темой или общей национальной принадлежностью. III м. Ряд… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    эпос - а; м. (от греч. épos слово, повествование) см. тж. эпический 1) спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы) Великие мастера эпоса. 2) Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой,… … Словарь многих выражений

    РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь

    Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… … Литературная энциклопедия

    Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь

    РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Современная энциклопедия

Эпический способ создания художественных произведений самый древний, первым появился на Земле, представляет собой самый естественный способ изложения материала. Он рассказывает о событиях, действиях героев либо в хронологической последовательности (то есть так, как они произошли), либо в той последовательности, которая нужна автору для воплощения его замысла (тогда это называется ломаная, обратная, кольцевая композиция). Например, в романе М.Ю. Лермонтова мы сначала узнаем о современных событиях, а потом переносимся назад на пять лет, так как это необходимо автору для полного раскрытия характера главного героя - Григория Александровича Печорина.

Эпические произведения - эпопея, басня, рассказ, повесть, роман, баллада, поэма, очерк и т.д.

Первым из жанров эпических произведений надо остановиться на эпопее. Эпопея появляется в эпоху раннего формирования народностей и народов из героических народных песен, повествующих о наиболее знаменательных и славных событиях истории народа. Благодаря циклизации этих песен появляется эпопея, самый яркий пример которой "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

Классическая эпопея могла родиться и существовать только на определенном этапе человеческой истории, так как её содержание неразрывно связано с мифологическими представлениями людей, живших в период "детства человечества", и обусловлено общественными отношениями, которые тогда существовали.

Предмет эпопеи - важное для жизни всего народа событие недавнего прошлого. Это произведение представляло героический характер совершенных действий в очищенном виде, объем изображения воспеваемого предмета был чрезвычайно широк, отражала она все стороны жизни народа. Эпопея включала в свои рамки большое число действующих лиц.

Басня - древнейший вид эпической поэзии, маленький стихотворный аллегорический рассказ, преследующий нравоучительные цели (басни И.А. Крылова).

Рассказ - малая форма эпического произведения, характеризуется как произведение, которое чаще всего имеет одну сюжетную линию, показывает один или несколько отдельных эпизодов из жизни героев, изображает небольшое количество действующих лиц.

Повесть - встречается только в славянской литературе, связана с традициями древнерусской литературы. Иногда одно и то же художественное произведение называют попеременно то повестью, то романом ("Капитанская дочка" А.С. Пушкина)

Роман - современная большая эпическая форма, которая характеризуется сложным разветвленным сюжетом, охватывает значительный период жизни героев и имеет большое количество действующих лиц ("Война и мир" Л.Н. Толстого).

Поэма - большое сюжетное произведение лиро-эпического характера, сочетающее показ душевных переживаний и поступков героев, может включать в себя образ лирического героя наряду с образами действующих лиц повествования ("Мцыри" М.Ю. Лермонтова).

Баллада - небольшое сюжетное стихотворное произведение исторического, героического, фантастического или бытового содержания, имеющее черты лиро-эпического произведения, в котором автор не только передает свои чувства и мысли, но и изображает то, что вызвало эти переживания ("Светлана" В.А. Жуковского).

Очерк - небольшое эпическое произведение, в котором рассказывается о каком-либо реальном событии, жизненном факте или лице.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то