Что написал Достоевский? Произведения Федора Михайловича Достоевского - краткий обзор.

Вряд ли кто-то будет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский. Его хочется перечитывать и перечитывать. Особенно эти 8 книг!

Конечно, этот роман на первом месте (по крайней мере, для меня). Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. «Идиот» – лучший из лучших - и как роман, и как главный персонаж. Более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин, трудно себе представить. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что врезаются в память своей неповторимостью и особенностью.

Книга впервые была издана в 1868 году и пережила неоднократную экранизацию.

Роман, над которым автор работал два года, был опубликован в 1880 году, незадолго до смерти Достоевского. Глубоко философский, психологический, аналитический роман, в котором автор пытается разгадать человеческую суть, тайну человека. С помощью главных героев – семьи Карамазовых, автор задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души – божественного и дьявольского в ней.
До сих пор этот самый объемный труд Федора Михайловича остается наиболее спорным и обсуждаемым.

Роман вышел в 1866 году в «Русском вестнике». Как по мне, так слишком тяжелое это произведение для юного, неокрепшего школьного сознания. Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой – молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы Родион Раскольников со своим топором, стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, что сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки человеческой души…

Роман, вышедший в журнале «Время» в 1861 году, хочется перечитывать снова и снова. Достоевский написал роман по возвращении из ссылки в Санкт-Петербург и посвятил начальные главы своему брату Михаилу. Затем эти журнальные рассказы выросли в полномасштабный роман.

Казалось бы, тема не нова: городское «дно» и роскошь, «идущие рука об руку». Но так об этом мог написать только великий мастер! Обязательно прочтите роман.

Роман, изданный в 1872 году, для меня оказался самым тяжелым. Возможно, из-за излишней политизации произведения. Возможно, автор настолько живо и ярко смог передать свои самые тягостные предчувствия о катастрофической судьбе своей родины. Уже тогда Федор Михайлович, как и любой писатель-пророк, видел в рядах интеллигенции «брожение» террористических и радикальных настроений, разложение человеческих душ. И, конечно, понимал, что ничего конструктивного из этого не выйдет, а наоборот, принесет беду…

Роман опубликован в 1866 году. Во многом, это автобиографическое произведение. Как известно, Федор Михайлович сам грешил азартными играми и проигрывался в пух и прах. Собственно, этот роман был заказом издательства, чтобы писатель смог расплатиться с долгами. Как известно, за три года до публикации романа, игрок-Достоевский проиграл в Висбадене не только свои средства, но и деньги своей подруги.

В повести, опубликованной в 1864 году, рассказ ведется от первого лица, бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги – идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания – все это и многое другое присуще главному герою повести.

Роман написан в 1845 году в эпистолярном жанре. Это ранний роман «начинающего таланта», как сказал о Достоевском Белинский. Чтобы захотеть прочесть произведение, достаточно сказать, что им были потрясены Некрасов и Белинский.



Федор Михайлович Достоевский – один из величайших классиков 19 века, который подарил отечеству далеко ни один десяток книг, ставшими настольными во многих семьях, как в России, так и за рубежом. Некоторые из произведений входят в школьную программу в список обязательных к прочтению. Наиболее глубоко с творчеством прозаика знакомятся в высших учебных заведениях на филологическом отделении и не только. Многие книги Достоевского список которых представлен ниже неоднократно экранизировались и инсценировались в театре.

10 Подросток

«Подросток» − одна из ранних книг Федора Михайловича Достоевского. В художественном произведении великий русский классик затрагивает тему судьбы человека, которая не укладывается в привычные психологические и духовные рамки. В романе присутствуют элементы детектива, что делает книгу еще более интригующей и предрасполагающей к дальнейшему чтению. По Достоевскому, главная причина всех человеческих бед заключается в гордости. Главный герой произведения девятнадцатилетний молодой человек приравнивает себя к великим грешникам, который ведет записки. Они же выступают и основной составной частью романа.

9 Идиот

«Идиот» − одно из величайших произведений русского писателя, которое он больше всего любил. Замысел художественного труда Федор Михайлович обдумывал в период нахождения за границей. На его написание у прозаика ушло порядка двух лет. Роман включает в себя четыре части. Главным его героем выступает князь Мышкин – положительный герой, именно такой, каким представлял его себе сам Достоевский. В герое соединились черты ребенка и Христа. Мышкин испытывает умиротворение, несколько беспечен и безмерно чувствителен к чужому горю. В обществе, погрязшем в меркантильности и зависти главный герой – идиот. Именно таковым считают его большинство окружающих, утонувших в фальши.

8 Игрок

«Игрок» − популярный роман Достоевского. Книга повествует о том, как для главного героя азартные игры стали жизненной необходимостью и единственной целью, и смыслом. Действия произведения разворачиваются в одном из немецких курортных городков с вымышленным названием. Главного героя зовут Алексей Иванович, который путешествует с семьей генерала в отставке и является преподавателем его отпрысков. В скором времени в мир иной должна отойти бабушка семейства, после которой останется огромное наследство. Главный герой испытывает теплые чувства к неродной дочери генерала, которая не спешит отвечать ему взаимностью. В скором времени выясняется, что бабушка здорова и приезжает в тот самый городок, где проигрывает большую сумму денег в рулетку. Полине срочно нужны деньги, и Алексей достает их, выиграв в азартные игры. Однако она не принимает денег, но случается так, что главный герой превращается в азартного игрока, который теперь не может остановиться и играет уже ни ради денег.

7 Записки из мертвого дома

«Записки из мертвого дома» входят в список самых известных произведений Достоевского. Повествование в книге ведется от первого лица. Герой описывает годы, которые были проведены им на каторге в тюрьме. Он описывает все тяготы, которые выпали на долю тех, кто оказался в ссылке. Произведение не имеет целостного сюжета и представлено в виде небольших зарисовок, которые имеют хронологический порядок. Автор описывает, как личные впечатления, так и истории друзей по несчастью, оказавшихся вместе с ним.

6 Двойник

«Двойник» входит в список лучших повестей Федора Михайловича. В произведении прослеживаются темы психологизма и сатирического взгляда на общество. Писателю как никому другому удалось отразить душевные изменения в человеке с нарушенной психикой. Книга относится к такому литературному течению, как реализм. В повести Достоевский вновь поднимает тему маленького человека, которого унижают, опуская ничтожного существа. Однако в душе его теплится хоть и задавленное обществом, но достоинство.

5 Вечный муж

«Вечный муж» является одной из лучших повестей Достоевского. В книге представлен традиционный любовный треугольник. Прозаик выступает в качестве тонкого психолога, который способен проникнуть в самые потаенные уголки человеческого существа. Сюжет книги разворачивается после гибели героини между любовником и супругом усопшей. Муж умершей направляется к любовнику якобы под видом дружбы, но в ходе дальнейшего повествования выясняются детали, раскрывающие главную цель визита одного из главных героев.

4 Братья Карамазовы

«Братья Карамазовы» входит в список наиболее известных книг Достоевского. Роман состоит из четырех частей. Это последнее величайшее произведение русского классика, работу на которым он закончил за пару месяцев до смерти. В книге освещены такие извечные вопросы человечества, как свобода, Бог и мораль. В художественном труде прослеживаются нотки триллера, переплетающиеся с глубокой философской мыслью. Также в произведении затронуты темы божьего и дьявольского начала в душе человека.

3 Бесы

«Бесы» − одно из самых противоречивых творений Федора Михайловича Достоевского, в котором критики видят различные жанры. Сюжет основан на реальных событиях, которые происходили в 70-х годах 19 века. Революционеры одного из небольших кружков решают убить своего товарища из-за того, что тот решает отойти от дел. В романе задействовано огромное количество действующих лиц, под которыми спрятаны великие мыслители тех времен.

2 Белые ночи

«Белые ночи» входит в список ранних произведений Ф. М. Достоевского. События повести разворачиваются в любимом городе писателя Санкт-Петербурге. Главный герой совершает прогулку по вечернему городу в ходе которой знакомится с девушкой по имени Настенька. Между молодыми людьми возникает дружба. Они начинают встречаться вечерами и прогуливаться вместе. Однажды беседуя с главным героем Настенька делится с ним своей историей любви к постояльцу, который стоял у них с бабушкой на квартире. Через некоторое время он уехал, но обещал вернуться главной героине через год, когда сможет встать на ноги и обеспечить свою возлюбленную. Но случилось так, что новоиспеченный друг Насти сам без ума в нее влюбляется, но жертвуя своими чувствами вызывается разыскать ее возлюбленного.

1 Бедные люди

«Бедные люди» завершает список лучших книг Федора Михайловича. Это первый роман великого классика, написанной в эпистолярной форме. В произведении ведется переписка между пожилым титулярным советником Девушкиным и его дальней родственницей Доброселовой. Главные персонажи регулярно испытывают нехватку денег, и единственной отрадой для них в серых буднях становится переписка, которую они ведут между собой.

Ф.М. Достоевского знают все без исключения. Его романы читают во всем мире, но кроме этого он написал ещё много интересных рассказов.

Литературный портал Букля подготовил полный список произведений великого русского писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского.

Романы

Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени – позволяет ближе узнать прошлое.

Повести

  1. «Хозяйка» появилась в 1847 году в журнале «Отечественные записки», при этом была опубликована по частям, в 10 и 20 номерах. В этой повести автор уходит от темы и образов чиновничества, а создает нового героя – героя-мечтателя. Повесть насыщена и переполнена снами, видениями, переплетениями реального и мистического, бредом героя и символами. Сюжет повести завязан на главном герое Василии Ордынове, который пишет работу по истории церкви в уединённом месте. На старике-старообрядце Мурине, которого Василий считает колдуном и на девушке Катерине, которая находится во власти Мурина. Василий силой своей любви и веры хочет вырвать прекрасную Катерину из лап нечестного и злого Мурина.
  2. «Слабое сердце» опубликована в 1848 году. В центре повествования находится бедный молодой чиновник Вася Шумков, который собирается жениться. Он ответственный работник, которому начальник поручает переписывать документы. Вася из-за предстоящей свадьбы часто отвлекался от работы, а по ночам не щадил себя. Нервное напряжение и желание всё сделать вовремя сыграли злую шутку с молодым человеком.
  3. Повесть «Неточка Незванова» рассказывает о жизни главной героини с 8 до 17 лет. История о ребенке, которая прошла через бедность, страдания, предательство и клевету. Но при этом она верит в людей, любовь и умеет мечтать.
  4. «Белые ночи» одна из самых известных повестей Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки» в 1848 году. Главный герой повести – мечтатель, очень робкий и одинокий человек. Однажды он встречает прекрасную девушку, которая рассказывает ему свою грустную историю. Хоть она и не любит мечтателя, решает ответить на его чувства. Но женщины коварны и когда Настена встречает свою любовь, уходит от мечтателя, оставляя его в одиночестве.
  5. После длительной паузы в творчестве Фёдор Михайлович в 1859 году написал повесть «Дядюшкин сон». Действие разворачивается в небольшом городке, где почтенная дама мечтает выдать свою дочь удачно замуж. Но в небольшом городе достойных кандидатов нет, кроме Павла. Девушка отвергает его предложение. Однажды в их город приезжает старый князь, который страдает старческим слабоумием. И вот у дамы созревает план выдать свою кровиночку за князя. Женщинам почти удается воплотить замысел в жизнь, но вмешивается Павел и убеждает князя, что ему приснилась будущая семейная жизнь. Вскоре князь умирает, а судьба надолго разводит главных героев.
  6. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» издана в 1859 году в журнале «Отечественные записки». В небольшой повести довольно много действующих лиц, которые играют важную роль в судьбе бедной девушки Настеньки и полковника Ростанева. Одни пытаются расстроить свадьбу, а другие пытаются помочь соединить их жизни.
  7. Произведение «Записки из Мёртвого дома» состоит из повести в двух частях и нескольких рассказов. Ф.М. Достоевский написал эту повесть после заключения в Омском остроге и носит документальный характер. Эта история знакомит читателей о жизни и быте заключенных преступников сосланных в Сибирь. С помощью художественного слова автор смог передать все свои переживания и пережитое за время свой четырёхлетней каторги.
  8. «Записки из подполья» одна из самых знаменитых повестей автора, изданная в 1864 году. Повествование идет от лица бывшего чиновника. Он рассказывает о своей жизни, сначала очень скупо, но потом все подробнее. Особенно ярко выделяет два эпизода, которые стали главными в его жизни.
  9. В 1870 году в свет вышла повесть «Вечный муж» . В основу этого произведения легла реальная история. Роман случился между другом писателя Врангелем с замужней дамой Екатериной. Кроме этого писатель вложил в повесть свои воспоминания и впечатления.
  10. Повесть «Кроткая» является одной из последних произведений автора и опубликована в 1876 году. Сам Фёдор Михайлович назвал эту повесть фантастической и стремился в ней показать человека из подполья. История о мужчине, который потерял жену, а вернее она закончила жизнь самоубийством. История о двух людях, которые прожили непростые жизни.

Рассказы

  1. совместная работа Фёдора Достоевского, Николая Некрасова и Дмитрия Григоровича. Это шуточный рассказ в стихах с элементами прозы, который был опубликован 1 апреля 1846 года. Главный герой чиновник Блинов, которому сниться хороший сон. В это время в квартиру проникает вор, и приятный сон сменяется кошмаром. Блинов просыпается и понимает, что его ограбили. Он гонится за преступником практически раздетый, а на улице встречает начальника. А дальше действие развивается стремительно и не очень хорошо для Блинова.
  2. «Господин Прохарчин» вышел в «Отечественных записках» в 1846 году. В этом рассказе автор показывает жизнь мелких чиновников, их быт и закулисные интриги.
  3. В 1847 году был опубликован юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» . Переписка идёт между двумя шулерами Петром Ивановичем и Иваном Петровичем. Каждый старается перехитрить другого, но в дело вмешивается третье лицо.
  4. «Ползунков» (1848) – история о чиновнике, который обхитрил сам себя и в результате остался у разбитого корыта.
  5. «Честный вор» (1848) – история о Астафии Ивановиче, который был честным и благородным человеком. Он рассказал историю о том, как приютил у себя пропащего, но хорошего человека – Емелю. Емеля пил и все деньги тратил на выпивку и ничего не помогало. И вот у Астафия Ивановича как-то пропали новые рейтузы. И украл их Емеля. И признался он в краже только перед самой смертью.
  6. «Ёлка и свадьба» (1848). Рассказчик хочет рассказать о свадьбе, но чтобы передать свои впечатления, он вначале говорит о детском празднике, который произошел пять лет назад. Эти две истории связаны главными героями.
  7. «Маленький герой» (1857). Рассказчик вспоминает своё детство, вернее одно лето и свою первую любовь, ради которой он мог совершить подвиг. Ради любви он стал настоящим героем для одной единственной женщины.
  8. Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» (1859). Это рассказ появился из двух других рассказов «Чужая жена» и «Ревнивый муж». Рассказ написан в форме диалога и раскрывает тему неверности и предательства.
  9. «Скверный анекдот» (1862). Статский советник проникся идеей гуманизма. Он считал, что если люди будут верить и любить его, то и реформы государственные тоже. Однажды он случайно попал на свадьбу своего подчинённого и, выпив лишнего, опустился до уровня маленьких людей. Автор очень тонко и саркастично описывает быт и нравы низших чинов.
  10. Сатирический рассказ «Крокодил» (1865). Чиновника по имени Иван Матвеич проглотил крокодил, но чиновник остался жив. И планирует прожить 1000 лет, вещая умные мысли из крокодила. Другие персонажи ведут себя также странно, как и главный герой.
  11. Фантастический рассказ «Бобок» (1873). Повествование ведет спившийся литератор, который стал меняться, а самое главное слышать голоса. Чтобы разогнать скуку он отправляется на похороны дальнего родственника. После похорон он остается на кладбище и засыпает. Просыпается от того, что слышат спор мёртвых. Но стоило ему чихнуть и разговоры стихли. Он отправляется на другое кладбище, чтобы узнать больше о загробном мире.
  12. «Мужик Марей» (1876). Рассказ имеет под собой реальные воспоминания их жизни писателя. Это рассказ вошел в «Дневники писателя».
  13. «Мальчик у Христа на ёлке» (1876). Нищий мальчик смотрит в окно богатого дома, где стоит ёлка и много-много игрушек, еды, счастья и тепла. А мальчик мерзнет на улице, всеми покинутый и забытый. Он мечтает о счастливом и спокойном детстве. В какой-то момент он оказывается на празднике среди других детей. И это были предсмертные грёзы замерзающего ребёнка.
  14. «Сон смешного человека» (1877). Один из самых знаменитых и читаемых рассказов Фёдора Михайловича Достоевского. Молодого человека с детства считают чудаком. Он хочет застрелиться, но его мучает одно воспоминание. Он засыпает перед оружием, а во сне видит идеальный мир без пороков. Но мир этот умирает и становится таким же, как Земля. Мужчина просыпается и понимает, что в мире надо сеять добро и любовь.

За время своей творческой жизни Ф.М. Достоевский писал не только романы, повести и рассказы, а также очерки. Занимался публицистикой и критикой своих коллег современников.

Кроме этого писатель выпустил свои дневники. Первый вышел 1873 году, второй спустя три года. Два дневника в 1877 году во временные промежутки январь-август и сентябрь декабрь. И ещё два дневника в 1880 и 1881 годах. Эти записи имеют огромное значение для понимания как личности Ф.М. Достоевского, так и того трудного времени в которое он жил.

Отметим и сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная» или «Сибирская тетрадка». Этот сборник автор написал во время своей каторги.

Важно отметить, что Фёдор Достоевский кроме прозы писал и стихотворения. Их вышло совсем немного, но каждое по-своему прекрасно.

Каждое из произведений великого писателя нужно прочитать хотя бы единожды, чтобы понять всю суть России прошлого и гений самого автора.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского
Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789-1839),- врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800-1837). В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара (1822-1893), Андрей, Вера (1829-1896), Николай (1831-1883), Александра (1835-1889).
В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: "...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья...ставят в караул, и в этом проходит все время...". Тяжелое впечатление о "каторжных годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским.
Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно "сочинял роман из венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о своих собственных литературных опытах". Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений - "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова".
О работе над драмой "Жид Янкель" Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".
Роман "Бедные люди", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов от уличного нищего до "его превосходительства".
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".
Рассказ "Господин Прохарчин" (1846) и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860-1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского - в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" - расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А. В. Старчевского).
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев - друзья Достоевского. С марта-апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов - П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести - "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.
18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 - в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"- произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома".
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" - специфической модификации идей славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского - возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) - философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя.
Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!".
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861-1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского - одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863- апреле 1864- в Москве, наезжая по делам в Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны - "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны - "Идиот"). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский - частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман "Преступление и наказание".
"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он - кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Точно и многогранно изображены в романе Петербург и "текущая действительность", богатство социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя".
В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами - "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой - "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".
Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 - сын Фёдор; 12 авг. 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.
В 1867-1868 Достоевский работал над романом "Идиот". "Идея романа,-указывал автор,- моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь..."
К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж". Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова - вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально - это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина.
В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.
В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала "Гражданин". По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство "Гражданина", заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В "Гражданине" (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры "Иностранные события"). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в "орган людей с независимым убеждением". Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине" и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в "Отечественных записках" свой новый роман "Подросток" - "роман воспитания", своего рода "Отцы и дети" Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке "всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в "безобразном" и утратившем "нравственный центр" мире, медленное вызревание новой "идеи" под мощным влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого.
В кон. 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе - "моножурналу" "Дневник писателя" (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: "„Дневник писателя" будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично". "Дневник" 1876-1877 - сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в "Дневнике" занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры "нового создания", основы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда".
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий - до народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с "живой жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике писателя" вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении "Дневника" в связи с намерением заняться "одной художнической работой, сложившейся... в эти два года издания „Дневника" неприметно и невольно".
"Братья Карамазовы" - итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,- это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" - такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29 января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Федор Михайлович Достоевский — известнейший русский писатель, мыслитель. Родился 30 октября 1821 года в Москве. В шестнадцать лет переехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, где увлекся литературой и попробовал себя в качестве писателя. Уже в двадцать два года опубликовал свое первое произведение. После окончания училища работал в должности полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Прослужив всего год, будущий писатель решил полностью посвятить себя литературе.

Первой публикацией Достоевского стал перевод повести Бальзака «Евгения Гранде». В то же время Федор Михайлович начал работу над собственным романом «Бедные люди», который был опубликован в 1846 году и восторженно принят публикой. Следующий год стал для писателя непростым — его произведения натолкнулись на непонимание Белинского, Тургенева и Некрасова. Острое переживание резкой критики трудов писателя, бедность, вынуждавшая браться за любую работу, отразились на здоровье Достоевского — у него появились первые признаки эпилепсии.

Найдя друзей в литературно-философском кружке братьев Бекетовых, Достоевский посещает собрания, организованные Буташевичем-Петрашевским, и принимает участие в создании тайной типографии для печатания и распространения революционных воззваний. В 1849 году писатель был арестован за участие в революционной деятельности и приговорён к казни по обвинению в недоносительстве о распространении письма Белинского к Гоголю. В последний момент указом императора расстрел был заменен на четырехлетнюю каторгу в Сибири. Свои ощущения во время казни Достоевский впоследствии выразил словами князя Мышкина в романе «Идиот».

Период каторги и военной службы стал поворотным в жизни писателя, именно тогда он превратился в глубоко религиозного человека и до конца жизни проповедовал христианские ценности. Несмотря на лишения, Достоевский много писал — тогда были созданы «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Маленький герой» и получивший широкую известность роман «Преступление и наказание». В это время писатель публикует статьи, редактирует, пишет разные по формату произведения, печатается в журналах «Время» и «Эпоха». Вскоре вышел роман «Униженные и оскорбленные», чуть позже — «Записки из мертвого дома». Тогда же Достоевский стал идеологом славянофильского движения «почвенничество». Пребывание за границей сформировало у писателя критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада, которые нашли своё отражение в «Дневнике писателя» и ряде статей и заметок, в том числе, политических обзорах российских и иностранных событий.

По возвращении в Россию писатель переехал в Москву, вскоре потерял жену и брата. Еще через год Достоевский повторно женился и на несколько лет опять уехал за границу, где у него родилась дочь. После окончательного возвращения на родину Федор Михайлович поселился в городе Старая Руса и следующие восемь лет стали расцветом его творчества. Он работал редактором газеты «Гражданин», писал политические статьи и заметки, издал романы «Бесы», «Подросток», «Кроткая» и возобновил отношения с критиками, что привело к росту популярности среди читателей. Однако подлинная слава пришла к нему уже после смерти. Творчество писателя оказало большое влияние на русскую и мировую культур — Федор Михайлович стал самым ярким представителем так называемой «рефлексивной» литературы он был убежденным патриотом и более всего ценил и воспевал человеческую душу и любовь, верил в их бесконечную силу и торжество над любым насилием. Эта тема прослеживается во всех его произведениях, где он проповедует идеи всепрощения и призывает к познанию Бога.

В последние годы жизни писатель вел активную общественную и литературную деятельность. В 1877 году Достоевский был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, в 1879 году принял участие в Международном литературном конгрессе в Лондоне, где был избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации. В 1880 году Достоевским был закончен последний роман — «Братья Карамазовы». В феврале 1881 года Федор Михайлович умер от эпилептического припадка, был похоронен на Тихвинском кладбище.

Произведения Федора Михайловича Достоевского в нашем магазине можно не только прочесть онлайн, но и приобрести в электронном виде для домашней коллекции.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то