Знамения оптических явлений. Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Что значит хотят прикрыть четыре солнца
Julio Guerrero, штат Иллинойс, февраль 2016
Это гало можно было наблюдать в течение часа - примерно от 8 до 9 часов утра.
Такое гало образуется, когда солнечный свет преломляется в кристаллах льда, имеющих форму карандаша. Свет проходит через одну из боковых граней этих кристаллов и отклоняется на 22 градуса перед альтернативным выходом через другую боковую поверхность.
Гало может быть разным: это и радужные полосы, и пятна, и дуги, и круги на небосводе. И это такое же атмосферное оптическое явление, как радуга или северное сияние. Его природа – в преломлении света в кристаллах льда или капельках воды.
В отличие от воды ледяные кристаллы бывают разной формы и могут летать разными способами: парить, вращаться, медленно падать и т. д. Вот почему летняя радуга располагается всегда в одном месте на небе, а зимние гало – в разных, разнообразие их видов составляет около сотни.
Зимой, при установившейся морозной погоде, появление гало предвещает снижение морозов, потепление в связи со снижением и уплотнением облаков и выпадение осадков обложного характера: дождя, снега или мокрого снега.
Рерих. Поход князя Игоря.
С гало связаны также различные суеверия. Дуги и световые столбы далекие предки называли огненными мечами ангелов. Историки находят в архивах массу свидетельств наблюдения гало.
Князь Игорь
Как только князь Игорь с войском выступил 1 мая 1185 г., произошло солнечное затмение. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло». Но гордые князья не повернули коней. Первое сражение с половцами было победным. А затем бились еще три дня. Превосходящие по численности половцы начали одолевать русских. И тут четыре солнца появились на небе. «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца... Быть грому великому...» Дух воинов упал, войско русское все полегло, а Игорь был взят в плен.
Иван Грозный
Рассказ о том, как великий князь московский воспринял увиденное на небе: «...Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине застыло крестообразное небесное знамение
...
Опираясь на посох, вышел царь на Красное крыльцо наблюдать дивное видение, о котором только что сказала ему царица.
Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости... прошептал:
– Вот знамение моей смерти. Вот оно...»
Наполеон
После падения Наполеона во Франции наблюдали, как над солнцем появилось светлое пятно , напоминавшее многим треугольную шляпу императора. И люди расценили это как знак его возвращения из ссылки, с острова Святой Елены.
Разделы: Литература
Слайд № 1.
Название темы.
Цели:
- Обучающая: прививать интерес к древнерусской литературе; показать художественные особенности произведения, определив роль главных героев «Слова…» в раскрытии идейного замысла автора; обозначить проблемы, поднятые автором в произведении, актуальность произведения, способствовать пониманию обучающимися неоднозначности оценки исторической личности.
- Развивающая: создать условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций, развивать аналитические умения и навыки обучающихся, определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, расширять знания о древнерусской литературе, проследить связь литературы и живописи.
- Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать любовь к родному краю.
Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.
Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация , мультфильм (отрывок) .
Слайд № 2.
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев
Ход урока
Введение в тему (слово учителя).
Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.
Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.
Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьба земли тесно связана с солнцем. Издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом. Богом солнца финикиян был Геракл, египтян - Озирис, Ра; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; славян - Даждь-бог, Хорс. Славянские праздники - Коляда, Масленица, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу.
Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения. Постарайтесь определить цели нашего урока . (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова...», на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.
I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.
Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения ? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)
Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.
Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.
- Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);
- Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);
- Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);
- Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?" (с. 39);
- «Солнце светится на небеси - Игорь князь в Русской земли» (с. 44).
А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).
В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):
- Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);
- Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).
ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).
Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи... въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).
Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в "Слове"? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.
Почему так происходит? Описание двух затмений имеет чрезвычайную символическую значимость. Чтение текста. От Игорь "<...> наведе своя <…> плъкы на землю Половѣцькую... Тогда Игорь възрѣ на <...> солнце и видѣ отъ него тьмою <...>", а затем "Игорь <...> пoѣxa по... полю. Солнце ему тъмою <...>" Сначала солнце предупредило Игоря, только прикрыв "тьмою" его войско, а затем оно преградило путь ("заступаше") ему самому. И тогда уже исход нападения "русичей" на "сватов" был предрешен. Игорь как бы дважды пренебрег роковым для его предков солнечным символом.
Вывод . Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.
Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».
Слайд № 8. Как это характеризует Игоря? С одной стороны, поступок предосудительный, а с другой - геройский.
В чем парадокс природного явления, описанного в «Слове…»? Солнце - источник тьмы.
В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.
Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей "солнечного рода" Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.
Вывод. Образ Солнца играет в произведении важную роль, являясь едва ли не основным символом. Мотив борьбы света с тьмою - лейтмотив всего повествования. Метафора «князь-солнце» лежит в основе композиции, реализуясь на протяжении всего произведения.
Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото - устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.
Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в "кластере". Обосновать свое размещение князей в кластере .(Кластер (гроздь)-это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» - это главное, вокруг нее - «планеты» (крупные смысловые единицы).
Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!
Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.
Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.
II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.
Слайд № 15.
Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.
Игорь Святославич (1151 - 1202), из рода князей Черниговских, сын Святослава Олеговича - князь Новгород-Северский. Известен походом в половецкую землю (1185 год). Участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, против Мстислава Изяславича, великого князя киевского. Ходил со своими северскими дружинами воевать на землю половецкую и одержал недалеко от р.Ворсклы знаменитую победу над ханами половецкими Кобяком и Кончаком. В 1198 г. Игорь занял черниговский престол. Оставил после себя пятерых сыновей.
Слайд № 16.
Всеволод Святославич - князь Трубчевский и Курский (история родного края ) младший брат Игоря Святославича был женат на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Курск впервые упомянут в летописях в 1095 г., возник он в том месте, где ручей Кур впадает в реку Тускарь. Первоначально Курск был городом Переяславского княжества, но позже примкнул к Новгород-Северскому. В конце XI в. Курск уже был мощной крепостью, один из пограничных форпостов Киевской Руси. Опасность нападения врагов возникала внезапно, поэтому возле Курска располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу.
Слайд № 17.
Во время похода в половецкую степь в 1185 г. Всеволод командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на р. Каяле, за что автором «Слова» назван был Буй Туром и Яр Туром, который сыплет на врагов стрелы и гремит о шлемы неприятелей мечом булатным; "где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие". Таковы же были и его куряне, которые "под звуком труб повиты, концом копья вскормлены, - пути им сведомы, овраги знаемы, луки у них натянуты, колчаны открыты; рыщут они в поле, как серые волки, ищут самим себе чести, а князю - славы".
Слайд № 18.
Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.
Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков - зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости - говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.
Слайд № 19.
Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» - половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.
Слайд № 20.
Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.-?) - князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.
Слайд № 21.
Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: "Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!"
Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: "Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие".
Взаимовыручка и взаимоподмога - неотъемлемые черты во взаимоотношениях с братом, которые выделяет автор. В тяжелые минуты боя, когда Всеволоду было трудно справляться с превосходящими силами врага, Игорь спешит ему на помощь: "Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода".
Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:
Князь Игорь
Храбрый, недальновидный.
Любит, заботится, хочет прославиться.
«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»
Сын своей эпохи.
Буй Тур Всеволод
Доблестный, самоотверженный.
Сражается, ранен, пленен.
"Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие".
Русский богатырь.
Беседа после услышанного:
– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).
Слайд № 22.
В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.
Слайд № 23.
В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? "На врага не вовремя напали", "ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном".
- К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять " за Русскую землю, за Игоревы раны". Себя он сравнивает со старым соколом, который "никому не даст гнезда в обиду".
ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» - символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова...» осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.
Слайд № 24.
Когда и при каких обстоятельствах в тексте «Слова…» снова возникает образ Солнца? (Подготовленное чтение наизусть). Жена Игоря Ярославна обращается к трем силам для нее - живым "господам": к ветру, Днепру Словутичю и, наконец, к могущественнейшему из них - "Светлое и тресветлое солнце!»
Почему тре светлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.
Слайд № 25,26.
"Ярославна – юная жена Игоря - оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. Её речь, обращённая к природным силам, по литературной форме (Вопрос-ответ) – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся Солнцу.
Слайд № 27
Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: "Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?" Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.
Отрывок из мультфильма.
Слайд № 28.
Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.
Слайд № 29.
Какое же теперь Солнце, как оно встречает князя Игоря ? Подтвердите текстом. (Ранее - "тьмою", теперь - "горячюю лучю"), ("свѣтлое" - "свѣтится"). Русская земля, русские князья ассоциируются у автора с солнцем, светом. Для автора солнце всегда светлое, независимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце».
Слайд № 29. Автор показывает связь солнца с главными героями «Слова». Как и при первом своем появлении в виде знамения, солнце продолжает влиять на события. В конце произведения возвращение Игоря из плена сопоставляется с сиянием на небе солнца. Борьба солнца с тьмою завершена "княжеская судьба" Игоря снова встречается с солнцем, но теперь: "Солнцѣ свѣтится на небесѣ - Игорь князь въ Рускои земли".
Вывод . В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –
Слайд № 30.
Какой? - идее единства Руси : Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.
“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания "Слова…", но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.
Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)
Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).
Слайд № 33. Д/З: Написать сочинение «Мое золотое слово» или станьте участником Игорева похода «Иду в поход с Игорем» (Напр. «Что мне шумит, что мне звенит рано-рано перед зорями? Скоро, видимо, забрезжит рассвет. Звезды меркнут, и ветер сдувает с черной тверди светила - одно за другим. По небу несутся тревожные облака. Мне нынче опять видятся…»)
Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.
Слайд № 34. Рефлексия
- СЧИТАЮ СВОЮ РАБОТУ УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи? Как новое знание (умение) изменило меня, как я буду применять его в жизни?
- МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить для того, чтобы работа была удачной? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду использовать в жизни?
- ЕСЛИ НЕИНТЕРЕСНО. Как бы я хотел изучать материал так, чтобы мне было интересно?
Задание 1
Какое атмосферное оптическое явление описано в этих отрывках?
"Дремлет в поле Олегово храброе войско. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, чёрный ворон, поганый половец! Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому. На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого! Тут копьям преломится, тут саблями пробиться о шеломы половецкие, на реке на Каяме, у Дона Великого!"
"Слово о полку Игореве"
Неизвестный летописец свидетельствует:
"В 7293 году (то есть в 1785-м. - прим. авт.) явилось знамение в именитом граде Ярославле, с утренних часов стоял... круг до полудня с тремя солнцы, и при сих к полудни явился второй круг, в нем крест с короною, и солнце мрачное, и под большим кругом явилось подобно радуге..."
Цель:
Исследовать загадочные оптические явления
Задачи:
1. Изучить теоретические основы явления, аргументировано объяснить эти оптические явления.
2. Создать презентацию по данной теме на своём Googlе Диске. Критерии оценки презентации . Как создать Google презентацию смотрим на вкладке Инструкции. Открыть доступ для просмотра всем , у кого есть ссылка. (ссылку вствить в Таблицу достижений).
Информационные ресурсы:
Задание 2
О каком атмосферном оптическом явлении идёт речь?
Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал:
«За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собрались дивится сему чуду:вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, болотный Сиваш. По левую руку была видна земля Галиченская».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы явления, аргументировано объяснить это оптическое явление.
Задание 3
Как неожиданно и ярко.
На влажной небе синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Ф.И.Тютчев
Конечно, ребята, вы догадались, какое явление описано в этих строках. Это - радуга.
Чем же можно объяснить это явление?
Перевод на современный русский язык Источник: Слово о полку Игореве. М., 2004.
- 1. Не подобало ли нам, братья.
начать старыми словами скорбных поучений –
о битве Игоревой, Игоря Святославлича? - 2. Начаться же той хвале по делам нашего времени,
а не по замыслу Боянову. - 3. Ибо вещий Боян если кому хотел песнь создать,
то растекался мыслию по Древу,
серым волком по земле, сизым орлом под облаками. - 4. Ибо вспоминали дела – первых времен усобицы,
тогда пускали десять соколов на стадо лебедей;
который достигал – и прежде песнь брал: старому
Ярославу, храброму ли Мстиславу, что зарезалРедедю пред полками касожскими, красному
Роману Святославличу. - 5. Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей пускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал –
они же сами князьям славу рокотали. - 6. Почнем же. братья, поучение это
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
что одолел ум твердостью своей
и возбудил сердца своего мужеством, – - 7. наполнился ратного духа,
навел свои храбрые полки
на землю Половецкую за землю Русскую. - 8. Тогда Игорь воззрел на светлое солнце
и видит: от него тьмою все свои вои
прикрыты - 9. И сказал Игорь к дружине своей:
- 10. «Братья и дружина! Лучше ж бы убитому быть
нежели полоненному быть. - 11. А сядем, братья, на своих борзых коней
да посмотрим синего Дону». - 12. Сожгло князю ум желание,
и досада ему знамение заступила.
-испытать Дону Великого. - 13. «Ибо хочу, – сказал, – копье преломить
в конце поля половецкого с вами, русичи,
хочу голову свою положить,
а либо испить шеломом Дону». - 14. О Боян, соловей старого времени!
если бы ты эти полки прославил,
скача, соловей, по мысленному Древу,
летая умом под облака,
свивая славы обе стороны сего времени.
рыща в тропу Трояна через поля на горы! - 15. Петь бы тебе песнь Игорю, того (Трояна) внуку
- 16. Не буря соколов занесла через поля
широкие Галки стадами бегут к Дону
Великому, – - 17. Сокола воспеть бы тебе,
вещий Боян, Велесов внук! - 18. Кони ржут за Сулою,
звенит слава в Киеве,
трубы трубят в Новгороде,
стоят войска в Путивле.
Игорь ждет милого брата Всеволода. - 19. И сказал ему Буй-Тур Всеволод:
- 20. «Один брат, один свет светлый ты,
Игорь,
оба мы Святославличи. - 21. Седлай, брат, своих борзых коней,
- 22. а мои ведь готовы, оседланы у Курска – впереди.
- 23. А мои ведь куряне, бывалые витязи.
Под трубами повиты.
под шеломами возлелеяны,
с конца копья вскормлены. - 24. Пути им ведомы,
яруги им знаемы,
луки у них напряжены,
колчаны открыты,
сабли изострены. - 25. Сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы». - 26. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя
и поехал по чистому полю. - 27. Солнце ему тьмою путь заступило.
- 28. Ночь стонущая ему грозою, филина пробудила;
свист звериный встал – - 29. забился Див.кличет в верху Древа,
велит повиноваться земле невладеемой, –
Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню,и тебе, Тмутороканский идол. - 30. А половцы неготовыми дорогами
побежали к Дону Великому.
Кричат телеги в полуночи, скажешь, лебеди распуганные.
Игорь к Дону войско ведет: - 31. теперь беды его стережет филин;
подобно ему, волки грозу воздвигают по яругам;
орлы клекотом на кости зверей зовут;
лисицы брешут на красные щиты. - 32. О воины Русской земли! Теперь за валом вы.
- 33. Долго ночь меркнет.
- 34. Заря свет зажгла, туман поля покрыл,
- 35. щекот соловьиный уснул, галичий гам пробудился.
- 36. Русичи великое поле красными щитами перегородили
ищучи себе чести, а князьям славы. - 37. Рано в пятницу потоптали
поганые полки половецкие, – и рассыпались стрелами по полю,
помчали красных девок половецких,
а с ними золото, и шелка, и дорогие бархаты; - 38. войлоком, и плащами, и кожухами
начали мосты мостить по болотам и грязным местам,
и всяким узорочьем половецким. - 39. Красный стяг, белую хоругвь,
красную челку, серебряный скипетр –
храброму Святославличу. - 40. Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо
далече залетело! - 41. Не было оно обиде порождено:
ни соколу, ни кречету,
ни тебе, черный ворон,
нехристь половчине! - 42. Гзак бежит серым
волком, Кончак ему след
правит к Дону Великому. - 43. Другого дня очень рано
кровавые зори свет возвещают, - 44. черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синий молнии. - 45. Быть грому великому,
идти дождю стрелами
с Дону Великого. - 46. Тут копьям преломиться,
тут саблям притупиться
о шеломы половецкие
на реке на Каяле,
у Дону Великого. - 47. О воины Русской земли!
Теперь не за валом вы. - 48. Вот ветры, Стрибожьи внуки,
веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы! - 49. Земля гудит, реки мутно текут,
пыли поля прикрывают, - 50. стяги глаголют, –
- 51. половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон,
русские полки оступили. - 52. Дети бесовы кликом поля перегородили,
а храбрые русичи перегородили красными щитами. - 53. Яр-Тур Всеволод! Стоишь на обороне,прыщешь на вои стрелами,
гремишь о шеломы мечами священными. - 54. Куда, Тур, бросишься,
своим золотым шеломом посвечивая,
там лежат некрещеные головы половецкие. - 55. Посечены саблями калеными шеломы аварские от тебя, Яр-Тур Всеволод!
- 56. Какая рана дорога, братья,
забывшему честь и достаток, и город Чернигов,
отчий золотой стол, и свою милую-желанную,
красную Глебовну, свычай и обычай! - 57. Выли сечи Трояновы, миновало время Ярославово;
были битвы Олеговы. Олега Святославлича. - 58. Ибо тот Олег мечом крамолу ковали стрелы по земле сеял.
- 59. Вступит в золотое стремя в граде Тмуторокани,
- 60. тот же звон-молву слышал
давний великий Ярославов сын Всеволод, - 61. а Владимир по все утра уши закладывал в Чернигове
. - 62. Бориса же Вячеславлича
слава на суд привела
и на Канине зеленое покрывало постлала –
за обиду Ольгову, – храброго и молодого князя. - 63. С той же Каялы Святополк
после сечи взял отца своего
между угорскими иноходцами –
ко Святой Софии, к Киеву. - 64. Тогда при Олеге Гориславличе
сеялись и растили усобицами,
губили жизнь Дажьбожья внука,
в княжьих крамолах года человеческие сокращались. - 65. Тогда по Русской земле редко пахари
покрикивали,
но часто вороны граяли, трупы себе деля,
а галки свое дело говорили,
желая полететь на поживу. - 66. То было в те битвы и в те походы,
а такой битвы не слыхано.
С утра до вечера, с вечера до света
летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы,
трещат копья священные в поле невладеемом,
среди земли Половецкой. - 67. Черная земля под копытами
костьми была посеяна, а кровью полита –
печалью взошли по Русской земле. - 68. Что мне шумело, что мне звенело
недавно рано пред зорями? - 69. Игорь полки заворачивает,
ибо жаль ему милого брата Всеволода. - 70. Билися день, билися другой –
третьего дня к полудню пали стяги Игоревы. - 71. Тут братья разлучилися на бреге быстрой Каялы,
- 72. тут кровавого вина недостало,
- 73. тут пир закончили храбрые русичи:
сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. - 74. Никнет трава скорбью,
а Древо с печалью к земле преклонилось. - 75. Ибо уже, братья, невеселая година
встала, уже пустыня силу прикрыла. - 76. Встала обида в силах Дажьбожья внука,
вступила Девою на землю Троянову, –
всплескала лебедиными крыльями, на Синем море у Дону
плещучи, пробудила лучшие времена! - 77. Усобица – князьям на безбожное разорение,
ибо говорили брат брату: это мое, а то – мое же!
И начинали князья про малое: это великое, – молвить,
а сами на себя крамолу ковать. - 78. А нехристи со всех сторон
приходили с победами на землю Русскую. - 79. О, далече зашел сокол, птиц бья, – к морю!
- 80. А Игорева храброго полку не воскресить.
- 81. За ним кликнули карьба и вопль,
поскакали по Русской земле, мча в пламенном роге огонь воскрешения. - 82. Жены русские восплакались, причитая:
- 83. «Теперь нам своих милых лад
ни мыслию смыслить, ни думою обдумать,
ни очами доглядеть,
а золота и серебра – того не мало загубить». - 84. А восстанал же, братья, Киев печалью,
а Чернигов напастьми. - 85. Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла средь земли Русской. - 86. А князья сами на себя крамолу ковали.
- 87. а нехристи сами победами нарыскивали на Русскую землю,
брали дань по белке денег от двора. - 88. Те же два храбрых Святославлича, Игорь и Всеволод,
теперь вражду пробудили, которую так, было,
усыпил отец их, Святослав Грозный Великий Киевский.
Грозою был. - 89. Устрашил своими сильными полками и священными мечами:
наступил на землю Половецкую;
потоптал холмы и яруги, возмутил реки и озера,
иссушил потоки и болота.
А нехристя Кобяка из Лукоморья.
от железных великих полков половецких,
как вихрь, исторгнул.
И пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославлевой. - 90. Тут баряне и венециане,
тут греки и Морава
поют славу Святославу,
бранят князя Игоря,
что погрузил добро на дно Каялы,
реки половецкой, – русского золота насыпали! - 91. Тут Игорь-князь
высел из седла золотого – а в седло невольничье. - 92. Уныли же городов забрала, и веселие поникло.
- 93. А Святослав тревожный сон видел:
- 94. «В Киеве, на горах, всю ночь с вечера
одевали меня, – говорит, – черным покрывалом
на кровати тисовой. - 95. Черпали мне синее вино, со скорбью смешанное;
- 96. сыпали мне похоронными колчанами нехристей-толковин
крупный жемчуг на лоно – - 97. и упокоивали меня.
Уже доски без матицы в моем тереме златоверхом. - 98. Всю ночь с вечера серые вороны возграивали,
- 99. у Плеснеска на оболоне была могила – податей ров.
и не послать – к Синему морю». - 100. И сказали бояре князю:
- 101. «Уже, князь, печаль разумом овладела;
- 102. потому что два сокола слетели
с отчего стола золотого
поискать града Тмутороканя,
а либо испить шеломом Дону.
Уже соколам крылья припешили нехристей саблями,
а самих опутали в путы железные. - 103. Темно было в третий день:
два солнца померкли,
оба багряных столпа погасли.
а с ними молодые месяцы, Олег и Святослав,
тьмою заволоклись. - 104. На реке на Каяле тьма свет покрыла:
- 105. по Русской земле простерлись половцы,
как пардужье гнездо,
и в море (мрака ее) погрузили,
и великое буйство подали слабым и злым. - 106. Уже взнеслась хула на хвалу,
- 107. уже ударила нужда на волю,
- 108. уже свергнулся Див на землю.
- 109. Вот же готские красные девы
воспели на бреге Синего моря –
звоня русским золотом, поют время Бусово,
лелеют месть Шаруканову. - 110. А мы теперь, дружина, жаждем веселья».
- 111. Тогда Великий Святослав
изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: - 112. «О мои племянники, Игорь и Всеволод!
рано вы начали Половецкую землю мечами примучивать
а себе славы искать.
Но недостойно одолели:
ибо недостойно кровь нехристей пролили. - 113. Ваши храбрые сердца из священной стали скованы.
а в отваге закалены. - 114. Это ли сотворили моей серебряной седине!
- 115. А уже не вижу власти сильного, и богатого,
и многовоинного брата моего Ярослава
с черниговскими былями, с могутами,
и с татранами. и с шельбирами.
и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами.
Ибо те без щитов, с засапожниками,
кликом полки побеждают, звеня в прадедову славу. - 116. Но сказали вы: помужествуем сами,
старую славу сами похитим,
а новою сами поделимся. - 117. А разве диво, братья, старому омолодиться?
- 118. Если сокол птенцов охраняет,
высоко птиц избивает, –
не даст гнезда своего в обиду». - 119. «Но вот зло, князь, миновала помощь,
- 120. времена от нас отвернулись.
- 121. Вот у Римова кричат под саблями половецкими,
а Владимир под ранами, – - 122. печаль и тоска сыну Глебову!»
- 123. «Великий князь Всеволод!
не мыслию все-таки прилететь бы издалече
отчий золотой стол поблюсти! - 124. Ибо ты можешь Волгу веслами раскропить.
а Дон шеломами вычерпать. - 125. Если бы ты был, то была бы рабыня по ногате,
а раб по резане. - 126. Ибо ты можешь посуху
живыми огненными стрелами стрелять –
удалыми сынами Гебовыми, - 127. Ты, отважный Рюрик и Давыд!
- 128. Не ваши ли по злаченые шеломы в крови плавали?!
Не ваши ли храбрые дружины рыкают, как туры,
раненные саблями калеными на поле невладеемом?! - 129. Вступите, господа, в золотое стремя
за обиду этого времени. - 130. Галицкий Осмомысл Ярослав!
высоко сидишь на своем златокованом столе!
Подпер горы Угорские своими железными полками,
заступил королю путь, затворил в Дунае ворота,
меча бремены через облака – суды рядя до Дуная! - 131. Грозы твои по землям текут:
отворяешь Киеву ворота,
стреляешь с отчего золотого стола султанов за землями. - 132. Стреляй, господин, Кончака, некрещеного раба,
за землю Русскую, за раны Игоревы, отважного Святославлича! - 133. А ты, отважный Роман и Мстислав!
храбрая мысль носит ваш ум на дело. - 134. Высоко летаешь на дело в отваге, что сокол на ветрах ширяяся, желая птицу в отваге одолеть.
- 135. Потому что у ваших железные подвязи
под шеломами латинскими.
Теми (воинами) ударила (Волынская) земля –
и многие народы вероломные:
литва, ятвяги, деремела и половцы –
копья свои повергли, а головы свои подклонили
под те мечи священные». - 136. «Но уже, князь, Игорю остыл солнца свет,и Древо не добром листья сронило:
- 137. по Роси, по Суле города поделили, –
а Игорева храброго полку не воскресить. - 138. Дон все-таки, князь, кличет и зовет князей на победу.
- 139. Ольговичи, храбрые князья, доспели на брань».
- 140. «Ингварь и Всеволод и все три Мстиславича!
не худого гнезда шестокрыльцы, –
не победными жребиями себе волости расхитили, не мечом. - 141. Где ваши золотые шеломы и копья ляшские и щиты?!
- 142. Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, отважного Святославлича!
- 143. Ибо уже Сула не течет
серебряными струями к городу Переяславлю.
И Двина болотом течет к оным грозным полочанампод кликом нехристей. - 144. Один же Изяслав, сын Васильков,
позвенел своими острыми мечами о шеломы литовские,
загубил славу деду своему Всеславу
и сам под красными щитами на кровавой травезагублен литовскими мечами.
И захотел, юный, на (походную) кровать - 145. и сказал:
: - 146. «Дружину твою, князь, птиц крылья приодели,
а звери кровь полизали». - 147. Не было тут брата Брячеслава. ни другого – Всеволода.
Один же изронил жемчужную душу из храброго тела
через золотое ожерелье. - 148. Уныли голоса, поникло веселье,
трубы трубят городенские. - 149. Ярослав и все внуки Всеславовы!
уже понизьте стяги свои,
вонзите свои мечи оскверненные, - 150. ибо уже
выскочили из дедовой славы, - 151. ибо вы своими
крамолами начали наводить нехристей на землю
Русскую, на достояние Всеславово, - 152. ибо какое было бы насилие от земли Половецкой?!»
- 153. На седьмом векеТрояна
бросил Всеслав жребий о девице, ему любой. - 154. Тот обманом (Ярославичей) подперся в конце,
и скакнул к городу Киеву,
и дотронулся скипетром золотого стола киевского. - 155. Скакнул от них лютым зверем в полночи, из Белгорода,
завесясь синим туманом.
Вначале же возник яростным отрядом, - 156. отворил ворота Новгороду, расшиб славу Ярославу,
- 157. скакнул волком до Немиги с Дудуток.
- 158. На Немиге снопы стелют головами,
молотят цепами священными –
на токе жизнь кладут, веют душу от тела
.Немиги кровавые берега не добром были засеяны,
засеяны костьми русских сынов. - 159. Всеслав-князь людям судил,
князьям города передавал,
а сам в ночь волком рыскал.
-Из Киева дорыскивал до зорь Тмутороканя,
великому Хорсу волком путь перерыскивал. - 160. Тому в Полоцке звонили заутреню
рано у Святой Софии в колоколы:
а он в Киеве звон слышал. - 161. Если и вещая была душа в дерзком теле,
но часто беды терпела; - 162. Тому вещий Боян и прежде укоризну, смыслящий, сказал:
- 163. «Ни хитрому, ни гораздому,
ни птице гораздой
суда Божьего не миновать». - 164. О! стонать Русской земле.
помянувши прежнюю годину и прежних князей! - 165. Того старого Владимира
нельзя было пригвоздить к горам Киевским: - 166. поэтому ныне стали стяги Рюриковы, а другие Давидовы.
Но розно им бунчуки развеваются, - 167. копья поют на Дунае.
- 168. Ярославнин голос слышится.
Кукушкой одинокой рано горюет: - 169. «Полечу, – говорит, – кукушкой по
Дунаю, - 170. омочу бобровый рукав в
Каяле-реке, - 171. утру князю кровавые
его раны на крепком его теле». - 172. Ярославна рано плачет в Путивле
на забрале и говорит: - 173. «О ветер-ветрило!
зачем, господин, насильно веешь?! - 174. Зачем молнишь-мчишь вероломные стрелы
на своих беззаботных крыльях на моего лады воев?! - 175. Но мало ли тебе было вверху, под облаками, веять,
лелеючи корабли на Синем море?! - 176. Зачем, господин, мое веселие по ковылию развеял?!»
- 177. Ярославна рано плачет в Путивле-городе
на забрале и говорит: - 178. «О Днепр Словутич!
ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую, - 179. ты лелеял на себе Святославовы насадыдо полка Кобякова, –
- 180. возлелей, господин, мою ладу ко мне,
чтобы не слала к нему слез на море рано!» - 181. Ярославна рано плачет в Путивле
на забрале и говорит: - 182. «Светлое и
тресветлое солнце! всем тепло и красно ты есть: - 183. зачем, господин, простерло горячие свои
лучи на лады воев?! В поле безводном жаждою
им луки сопрягло, скорбью им колчаны заткнуло». - 184. Взволновалось море полуночью,
идут смерчи туманами.
.Игорю-князю Бог путь кажет
из земли Половецкой на землю Русскую –
к отчему золотому столу. - 185. Погасли вечерние зори.
Игорь спит – Игорь бдит,
Игорь мыслию поле меряет
от Великого Дона до Малого Донца. - 186. Конь в полуночи.
Овлур свистнул за рекою,
велит князю разуметь:
князю Игорю уйти. - 187. Вскрикнула, загремела земля, восшумела трава,
вежи половецкие позадвигались, – - 188. а Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику
и белым гоголем – на воду. - 189. Бросился на борзого коня,
и скакнул с него легким волком, - 190. и понесся к лугу Донца,
и полетел соколом под облаками,
избивая гусей и лебедей к завтраку, и обеду, и ужину. - 191. Когда Игорь соколом полетел,
тогда Влур волком понесся,
труся собою студеную росу, –
ибо надорвали своих борзых коней. - 192. Донец говорил:
- 193. «Князь Игорь!
не мало тебе величия, а Кончаку неприязни,
а Русской земле веселия». - 194. Игорь говорил:
- 195. «О Донец!
не мало тебе величия, лелеявшему князя на волнах,
стлавшему ему зеленую траву на своих серебряных берегах,
одевавшему его теплыми туманами под сению зеленого дерева: - 196. стерег его гоголем на воде,
чайками на струях, чернядьми на ветрах. - 197. Не так ли, – говорил, – река Стугна:
тощую струю имея, пожрет чужие ручьи.
и струги обоюдоносые – к Устью?
Юноше князю Ростиставу
затворила днепровские темные берега. - 198. Плакалася мать Ростислава по юноше князю Ростиславу.
- 199. Уныли цветы печалью,
и Древо со скорбью к земле преклонилось». - 200. А не сороки застрекотали –
по следу Игореву ездит Гзак с Кончаком. - 201. Тогда вороны не граяли, галки примолкли,
сороки не трескотали, - 202. полозы ползали только.
Дятлы стуком путь к реке кажут,
соловьи веселыми песнями рассвет возвещают. - 203. Молвит Гзак Кончаку:
- 204. «Если сокол к гнезду летит,
соколенка расстреляем своими золочеными стрелами». - 205. Говорил Кончак ко Гзаку:
- 206. «Если сокол к гнезду летит,
а мы соколенка опутаем красною девицею». - 207. И говорил Гзак к Кончаку:
- 208. «Если его опутаем красною девицею –
ни нам будет соколенка, ни нам красной девицы, –
то начнут нас птицы бить в поле Половецком». - 209. Сказав, Боян и ходил на Святослава,
песнетворец старого времени Ярославова,
Ольгова, – царя любимец: - 210. «Тяжко и голове без плеч, зло и телу без головы» -Русской земле без Игоря!
- 211. Солнце светится на небеси
-Игорь-князь в Русской земле! - 212. Девицы поют на Дунае,
вьются голоса через море до Киева. - 213. Игорь едет по Боричеву
ко Святой Богородице Пирогощей. - 214. Земли рады, города веселы,
- 215. певши песнь старым князьям, а потом молодым.
- 216. Петь славу Игорю Святославличу,
Буй-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! - 217. Правы князья и дружина,
поратуя за христиан на нехристей полки! - 218. Князьям слава и дружине!
Аминь.
Добрый всем день! Что-то с настроением не то... То ли весна, то ли обстановка в мире, действует...Не хочется уже натюрмортов, любовной лирики и всего прочего, как-то надоело... На улице штормовое предупреждение, хотя, вроде только дождь, который смывает все следы... Солнца не видно. Хотя я хочу вам рассказать, что когда-то, а было это в седьмом классе моей школьной жизни, я видела своими глазами не одно солнце , а целых ЧЕТЫРЕ !
У нас была контрольная по математике. Я, и еще три моих подруги: две Надежды и Фатима, все сидели за партами так, что у всех был первый вариант. Мы дружили с первого класса, а Фатима приехала позже, но речь не об этом. Фатима была необыкновенно начитана, умница, с потрясающими способностями по математике и другим предметам. Про нее даже в то время сняли фильм, но я его не видела, почему-то. Ее способностям и яркому уму поражались даже учителя. Она была высокомерна, давила нас своими знаниями и авторитетом, Конечно, мы ее даже побаивались. Росла она в многодетной семье, была второй по старшинству. Уроки учила между делом, когда пеленала, кормила, стирала и т.д. Мы приходили к ней, видели одну и ту же картину. Она, снующая туда-сюда, и ее вечно беременная мать, которая восседала на подушках с каким-нибудь очередным грудничком.
И вот, после контрольной мы шли домой, размахивая портфелями и сменной обувью. На улице было так хорошо и солнечно. Обсуждали кто и как, решил все задания. Каждый рассказал, какую формулу или теорему применил и свои ответы. Выяснилось, что Фатима неправильно решила задачу. Для нас это было маленьким потрясением. Все замолчали и продолжили путь. Фатима, особенно придирчиво, посмотрела на меня и, увидев на мне маленькие золотые серьги, сказала, что такие носят только мещанки. В то же время она зажмурилась и сделала ладонью, как бы козырек от солнца. Я, почувствовав, что она оскорбилась, повернулась к ней, но заметила, что солнце меня ослепляет и тоже закрылась ладонью. Две Нади-Надежды сделали то же самое. ...Мы, сквозь размеженные пальцы увидели над головами каждой... по солнцу!!! .... ЭТО, было невероятное ослепление и странное явление. Мы побежали от этого места быстрее к дому.
(Жаль, не нашла подобных фотографий)
Почему-то дома... я об этом никому не сказала. Вечером мы вышли погулять, все встретились, все, как обычно. Смотрели в небо, вспомнили свои ощущения от увиденного. Хотели спросить учителей об этом явлении. Но, на следующий день, Фатима не пришла на занятия. А мы с подружками так и не решились спросить о четырех солнцах. Ведь все молчали и никто об этом не говорил, значит больше никто их не видел.
История странная и явление четырех солнц, тоже. Фатима стала плохо учиться, изменилась до неузнаваемости. Ее перевели в школу-интернат. Две Надежды живут и работают в Новосибирске. Если они узнали этот эпизод и меня, то вам девчонки большой привет!
А вам, приходилось видеть, что-то подобное?
Нашла в интернете объяснение такого явления.
3 февраля жители Читы могли наблюдать в небе над городом четыре солнца и огромную радугу. Ученые поясняют, что это "вполне обычное" явление возникает из-за наличия в атмосфере кристаллических облаков. Чаще всего оно происходит поздней осенью, ранней весной и в тёплые дни зимы. http://cursorinfo.co.il/news/mivzakim/2009/02/03/15-51 (Но,... был месяц сентябрь! )
"Четыре солнца и два солнца с лунами-месяцами, это не вымышленная аллегория, символ, метафора, а реальное событие, имевшее место в 1185 г. перед битвой на Каяле. ..Появление на небе четырех, трех, двух солнц или же двух солнц и лун, либо двух лун и солнца вполне реальное метеорологическое явление и в атмосферной оптике известно под наименованием «ложных» или «побочных» солнц и лун. В специальной литературе появление ложных солнц и лун называется парелиями и параселенами, а сложные световые отображения в виде кругов, столпов и различных фигур — гало. Эти явления происходят от настоящего солнца на расстоянии 22° вследствие преломления лучей в мельчайших ледяных кристаллах, иногда скопляющихся в огромном количестве в воздухе, а также вследствие отражения их от граней этих кристаллов. Они бывают красного, желтого и зеленоватого цвета и похожи на настоящее солнце. Подобные атмосферно-оптические явления исторически неоднократно имели место начиная с античных эпох вплоть до наших дней. И именно эпоха «Слова о полку Игореве» памятна изобилием ложных солнц и лун, огненных столпов, различных фигур, пятен и кругов. Первый случай появления трех солнц зафиксирован в 636 г. от основания Рима перед началом югуртинской битвы, до вторжения тевтонов. В 680 г. в том же городе видели три солнца, сверкавших над храмом Сатурна. То же повторилось в 710, 721-х годах. Что касается непосредственно эпохи написания "Слова", то 1104 г. известен затмением солнца и луны, падением звезд, огненными столпами, различными фигурами и кругами и т. д. В 1118 г. в царствование Генриха I было явление двух лун, в 1120 г. были замечены странные огненные фигуры и кровавые дожди, в 1156 г. , наряду со многими оптическими чудесами, было явление трех солнц, повторившееся и в следующем году. Нужно отметить, что и русскими летописями в 1185 г. было описано появление четырех солнц, а затем и двух солнц с луною.
Довольно редкое оптическое явление - сразу три солнца на небе - удалось заснять жителям столицы в Крещение. Фотографии паргелия - так называется появление ложных солнц - читатели прислали в редакцию M24.ru.
Существует множество типов паргелиев, но все они вызваны преломлением света в ледяных кристаллах в верхних слоях атмосферы Земли. Подобное явление иногда возникает в морозную погоду.
Несмотря на полностью "земной" характер, подобные явления в старину часто трактовали как зловещее предзнаменование. Упоминание о гало (еще одно название явления) содержится даже в "Слове о полку Игореве", где написано, что перед наступлением половцев "четыре солнца засияли над русской землей".