Какого числа воздвижение креста господня. Воздвижение Креста Господня: что это за праздник

1:502 1:507 1:607 1:610

Что такое Воздвижение Креста Господня

1:692



2:1198 2:1203

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

2:1468

Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

2:1708

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

2:276

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

2:688

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

2:1264 2:1269

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

2:1365

3:1871

3:4

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

3:238

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

3:796

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжестввенным, чем в обычные дни попразднства.

3:1160 3:1165

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

3:1535

3:4

События Крестовоздвижения

3:65

4:569 4:574

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

4:857

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

4:1205

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

4:2328
Цитата

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

4:316
5:822 5:827

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

5:1370

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

5:1716

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

5:186 5:191

История праздника Воздвижения Креста Господня

5:289



6:795 6:800

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

6:1117

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

6:1704

6:4

Богослужение Воздвижения Креста Господня

6:93

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

6:458

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

6:849

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

6:1042

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

6:1649

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

6:193 6:198

Молитвы Воздвижения Креста Господня

6:277



7:783 7:788

Тропарь Воздвижения Креста Господня

7:862

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

7:1138

Перевод:

7:1158

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

7:1397 7:1402

Кондак Воздвижения Креста Господня

7:1479



8:1985 8:4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

8:413

Перевод:

8:433

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

8:854 8:859

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

8:1109 8:1114


9:1618

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

9:131

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

9:541 9:546

Молитва вторая

9:580

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

9:3514

9:4

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

9:866 9:871

10:1619

10:4

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

10:217

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других - безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

10:710

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, - после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

10:2176
Цитата

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, - ничем другим нельзя откупиться за любовь.

10:317

11:823 11:828

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, - времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, - только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

11:3115

11:4

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер - неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

11:1210 11:1215


12:1719

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

12:179 12:184

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

12:807

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

12:1339 12:1344


13:1848

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

13:213

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

13:358 13:363

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

13:523

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

13:1145 13:1150

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

13:1833 13:4

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

13:171 13:176

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

13:545 13:550

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

13:1290 13:1295


14:1799

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

14:618

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновска армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

14:1346

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

14:1665

14:4


15:508

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

15:991

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

15:1638

15:4


16:508

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

16:820

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

16:1153

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

16:3198 16:4

17:508

Поговорки о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день.
На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.
Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!

17:1026

На Вздвиженье первая барыня – капуста!
На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!

17:1361

Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!
На Воздвиженье – осень к зиме быстрее движется.

17:1615

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

17:290 17:295

Воздвижение Креста Господня в 2017 году будет 27 сентября. Подробнее о предпосылке и проведении этого важного праздника Православной Церкви читайте в статье!

Воздвижение Креста Господня в 2017 году

Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) – 27 сентября 2017 года

На котором был распят Господь наш Иисус Христос, обрела святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого. С воцарением ее сына, царица Елена жила при дворе. Не вмешиваясь в политические дела, она посвящала оставшиеся годы своей жизни на укрепление христианской веры. Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину.

На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. Алтарь Юпитера помещен был на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. Намеренно или случайно места, освященные рождением и смертью Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям. Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.

По прибытии в Иерусалим первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя. “Пойдем, – сказала она, – пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать.” Но, к великому ее удивлению, никто не мог в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почитания, какое оказывали ей христиане. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать пещеру, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города намного изменилось.

Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя – Вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред этими препятствиями. По ее приглашению, к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых христианских местах.


Императрица Елена находит животворящий крест. Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Едва только определено было место страдания Иисуса Христа, как сама Елена, во главе работников и воинов, поспешила на указанное место и велела его расчистить. Работа представляла большие затруднения; нужно было разрушить большое количество построек, возвышавшихся на холме голгофском и его окрестностях. Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями. Разрушали и дома, и храмы языческие, копали глубокие ямы, и притом заботились как можно дальше уносить выкопанные материалы, дабы очистить святое место от всего, что было сделано руками язычников. Святая Елена побуждала всех к труду горячими словами. “Вот, – говорила она, – место сражения, но где же знамение победы? Я ищу этого знамения нашего спасения, и не нахожу его. Как! Я царствую, а крест моего Спасителя лежит в прахе!.. Как вы хотите, чтобы я считала себя спасенною, когда я не вижу знамения моего искупления?”

Наконец, чрезвычайные усилия святой Елены Господь благословил полным успехом: под развалинами капища Венеры открыта была пещера святого гроба и, по свидетельству всех историков, (кроме Евсевия), найдены три деревянных креста, сохранившихся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Иисуса Христа и двух разбойников, с Ним распятых. Затруднение состояло только в том, каким образом узнать на котором из трех крестов пострадал Богочеловек.

К месту, где лежали кресты, принесена была женщина, одержимая неисцелимою болезнью; достали из пещеры три найденные креста. Епископ Иерусалимский Макарий, императрица Елена и все присутствующие пали на колени, прося Господа указать им древо спасения. Затем на больную по очереди были положены два креста, но безуспешно. Но едва только третий крест коснулся членов умирающей, как она открыла глаза, встала на ноги и начала ходить, прославляя Господа.

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Едва только Господь силою чуда засвидетельствовал истинный крест Христов, как святая Елена, с сердцем, исполненным радости и одновременно страха, поспешила приблизиться к священному древу. Она желала, но вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться и облобызать столь великую святыню. С чувствами глубочайшего благоговения преклонилась она пред крестом Христовым.

До отъезда из Палестины царица очень деятельно занялась сооружением церкви Воскресения и Креста Христова, которую решили воздвигнуть над святою гробницею. Кроме этого храма, Елена начала строить еще другие два: над пещерою Вифлеемской, где родился Спаситель, и на горе Елеонской – откуда Он вознесся на небо.

В конце сентября православные церкви, живущие по юлианскому и новоюлианскому календарю, отмечают праздник Воздвижение креста Господня . Полное название праздника - Воздвижение честного и животворящего креста Господня . Праздник установлен в память обретения Креста Господня царицей Еленой в 326 году. По легенде крест, на котором был распят Иисус , был найден в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Христа . C VII века праздник объединился с воспоминанием о возвращении в 629 году Животворящего креста византийским императором Ираклием из «персидского плена».

Праздник принадлежит к числу господских двунадесятых, то есть важнейших и особо почитаемых.

В народном календаре этот день называется Воздвиженье и связан с третьей и последней встречей осени, окончанием огородных работ и началом «праздников капусты» (засолки капусты на зиму).

Когда отмечается Воздвижение креста Господня

Русская православная церковь и другие конфессии, живущие «по старому стилю», отмечают этот праздник 27 сентября (что соответствует 14 сентября по юлианскому календарю). Соответственно, народно-христианское Воздвиженье на Руси также отмечается 27 сентября .

Католики и все христиане, живущие по григорианскому календарю, отметили этот праздник 14 сентября.

История обретения Животворящего креста

Как-то византийский император Константин, увидев на небе божие знамение - крест с надписью «Сим победиши», решил во что бы то ни стало отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. На поиски креста Константин отправил в Иерусалим свою мать - царицу Елену - считавшуюся одним из главных специалистов по христианским артефактам.

В это время следов земной жизни Христа в Иерусалиме почти не осталось - язычники-римляне, правившие Иудеей в те времена, постарались всё уничтожить. А римский император Адриан даже приказал засыпать землей Голгофу и гроб Господень, а на этом месте воздвигнуть храм Венеры и статую Юпитера . Здесь римляне совершали свои обряды.


Разыскивая Животворящий крест, царица Елена долго бродила по Иерусалиму, расспрашивая христиан и иудеев, и, наконец, ее поиски увенчались успехом. Некий старый еврей по имени Иуда сказал, что крест находится как раз под храмом Венеры. Тогда Елена повелела разрушить языческий храм и начала на этом месте раскопки. И, о радость! Ее помощники выкопали и сам гроб Господень, и находившиеся неподалеку от него три креста, а также дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанную по приказу Понтия Пилата. Также нашлись четыре гвоздя, которыми Иисуса пригвоздили к кресту.

Возник вопрос - а какой же из трех крестов настоящий? Тогда руководивший раскопками архиепископ Макарий стал прикладывать все выкопанные кресты к телу тяжелобольной женщины. Два креста не подействовали, а от третьего больная сразу же исцелилась. В этот момент мимо несли покойника, и его тоже удалось оживить при помощи третьего креста.

Жившие в Иерусалиме христиане уверовали, что найден тот самый крест, на котором был распят Христос. Верующие попросили епископа Макария поднять крест повыше, чтобы он был виден издалека, что и было сделано. Христиане, увидев поднятый крест, стал восклицать «Господи, помилуй» и кланялся Животворящему кресту (другое название Животворящее древо). В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего древа и найденные на месте раскопок гвозди.

В честь находки император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Голгофу, и Гроб господень. Храм строился около десяти лет. Царица Елена не дождалась освящения храма - она скончалась в 327 году. Храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, поэтому праздник Воздвижение честного и животворящего креста был установлен на следующий день - 14 (27) сентября.

Возвращение Креста

Также в этот день вспоминают еще одно событие, связанное с Крестом господним, - возвращение императором Ираклием святыни из Персии после 14-летнего «плена» обратно в Иерусалим. По легенде, когда крест возвращали в храм Воскресения, император Ираклий шел в царском венце и порфире, а рядом с ним шел освобожденный из плена патриарх Захария . У ворот, которые вели на Голгофу, император внезапно остановился и не смог двинуться дальше. Тогда Захария объяснил царю, что путь ему преграждает путь ангел Господень, поскольку сам Иисус нес свой крест в рубище. Ираклий переоделся в простую одежду, и только тогда смог внести крест в храм.

Народный праздник Воздвиженье

Согласно народным верованиям, на Воздвиженье происходит битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой. Но всё злое и темное отступает перед божьим крестом. Поэтому крестьяне в этот день клали деревянные кресты или просто связанные крест-накрест ветви в избы, закрома, сусеки, в хлев и т.д. Кресты рисовали или выжигали и на воротах, на дверной притолоке, на амбарах и стенах. Считалось, что это поможет уберечь дом, собранный урожай и скотину от бед.

Запреты на Воздвиженье

На Руси от Воздвижения до Благовещения старались не ходить в лес. Особенно строго возбранялось ходить в лес на само Воздвиженье, считалось, что именно в этот день «змеи и гады уходят в землю». Считалось, кто пойдет в этот день в лес - тот пропадет.

На Воздвиженье старались держать двери на замке, чтобы «гады» не заползли в дом.

Существовало поверье: не начинай никакого важного дела на Воздвиженье - всё пойдет прахом.

Поговорки и приметы на Воздвиженье

На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась: считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме.

На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку. Тот, кто увидел в этот день последний отлет птиц, может загадать желание, и оно обязательно сбудется. Говорили: Ключи от лета - у сизой галочки, и она, отлетая в теплые края, замыкает его и забирает с собой ключи.

На Воздвиженье - осень к зиме быстрее движется: этот день считается окончательным завершением бабьего лета, больше тепла уже не будет.

На Воздвиженье последний воз с поля движется, на гумно торопится.

На Воздвиженье солнце, когда всходит, - гуляет, прыгает, движется.

На Воздвиженье медведь залегает в берлогу.

Воздвижение является одним из самых важных православных праздников. Он связан с событиями 4 века нашей эры, с особой историей обретения креста Господня в Палестине.

Это двунадесятый праздник, следовательно, он входит в число 12 главных . Важен его смысл, его символизм, ведь крест является символом христианства. Празднуют его по всему миру, однако дата празднования разнится.

История обретения Креста

Речь идет о том самом кресте, на котором был распят Иисус Христос. Императрица Елена отправилась в Палестину для того, чтобы отыскать место погребения Спасителя. Когда оно нашлось, пред ними оказалось целых три креста, так что сначала они не смогли узнать, на каком из них был распят Сын Божий. Решить этот вопрос помогла случайность, когда одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, исцелилась от неизлечимой болезни, дотронувшись до того самого креста. По легенде, этот крест даже однажды воскресил мертвого человека — такова была его сила.

Все эти события легли в основу одного из величайших праздников христианства. Приблизительно в 335 году нашей эры церковь решила начать ежегодное празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Именно это полное название носит праздник до сих пор. Императрица Елена, причисленная позднее к лицу святых, основала храм в честь Креста Господня, но не смогла дожить до его открытия.

В современном мире остались многие фрагменты Животворящего Креста Господня. Конечно, есть вероятность того, что некоторые из них не настоящие, но в Иерусалиме есть самая большая часть Креста, на котором был распят Иисус Христос. Около 15 стран имеют храмы, где есть части Креста. Хранились они и в России, но сейчас их, к сожалению, нет.


Как праздновать Воздвижение Креста Господня

Воздвижение на Руси всегда считалось очень важной датой, причем непереходящей. Это значит, что Воздвижение отмечается всегда в один и тот же день — 27 сентября. Это не печальный день, но он полон духовного смысла, ведь крест связан со смертью Иисуса, с его великой жертвой.

Самая лучшая молитва, которую читают на Воздвижение Креста и в церквях, и дома — «Символ веры» . Конечно, эту молитву читают и в любой другой день, но мало кто задумывается о том, что акцент делается в ней именно на все символы, связанные с Иисусом Христом, верой, церковью.

Воздвижение — это радость того, что у нас есть некий символ, который означает спасение. Благодаря Кресту нам не нужно искать повод и пути сближения с Богом. Он всегда с нами, когда наш крестик находится на шее или когда мы крестимся.

С этим праздником связаны отдельные посвященные ему иконы, молитвы, традиции. На Воздвижение церковнослужители советуют проходить соборование и причащение, молиться дома, а также вспоминать добрым словом своих врагов и недоброжелателей. Говорят, на Воздвижение Креста Господня у вас есть больше шансов помириться со своими врагами.

Каждый великий праздник не должен обходиться без самоанализа. Попробуйте ответить на главный вопрос: «Как стать лучше?». Ищите возможности для развития своего духовного мира, делайте добро и больше улыбайтесь, тогда депрессия, осенняя хандра и проблемы уйдут на второй план, освободив место счастью. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Сдвиженьё - так в народе называют праздник Крестовоздвижения (воздвижение - возношение, возвышение - 27 сентября). Крестовоздвижение - чисто церковный праздник, в котором вспоминаются события обретения в IV веке в Иерусалиме креста Господнего.

Народ же, праздновал его по-своему, плохо понимая христианское значение праздника. Поэтому он переквалифицировал праздник и его название на свой лад, связывая его с тем, что происходит в природе.

Так у праздника появилось специфически народное окончание и новое название, несущее в себе совершенной иной смысл, связанный не с Господом или с тем, что
произошло в IV веке, а с тем, что всегда и каждый год происходит в природе: осенью все с-двигается к зиме.

Народ опускал духовный смысл Крестовоздвиженья с вертикали на горизонталь, на грешную землю, давая празднику соответствующее название. Сдвиженьё обозначало границу между осенью и зимой, начало переходному периоду в хозяйстве и природе.

Но любой переход от одного времени года к другому размыт во времени и в пространстве и отмечается в народе особыми приметами, связанными с соединением земли с низом и верхом, подземным миром и небесным, с тем, что было «до» и что будет «после». Начинается битва миров, старого и нового.

Битва правды и неправды, между "честью" и "нечестью", одна сила воздигается на другую, святая на несвятую. Победу одерживает с помощью Креста Господа, поднимающегося из земли, правда. Так на народный лад переиначивается история обретения Креста Господнего в IV веке св. Еленой. И верилось, что именно в честь победы солнце играло в этот день на небе, радуясь ей, как на Пасху оно радовалось победе жизни над смертью.

Сдвиженьё - это точка бифуркации, точка перелома, в которой некоторое время все находится в равновесии, словно ожидая команды: «Начали». Точка, в которой пока силы равны и ни одна не имеет перевеса. И приходится она на 27 сентября.

Существует и промежуточное название праздника, промежуточное между народным и церковным: старинное - день Креста или день Ставра от stauros - крест (по-гречески). Так один и тот же день получил три разных названия, каждый из которых несет свой особый смысл.

Крестовоздвижение - исторический, отмечаемый в церкви. Ставров день - день Креста, уже не привязанный к историческим событиям далекого четвертого века, а связанный с традициями церковной жизни.

В этот день принято воздвигать кресты на строящихся храмах, строить обетованные (обещанные) часовенки и храмы, устраивать крестные ходы во избежание напастей и бед, молиться о болящих, о будущем урожае, ходить с крестными ходами на поля. Свиженьё несет в себе природно-языческий смысл, связанный в том числе и с хозяйственными работами. В народе была такая поговорка:



"Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит ".


Земля к этому дню освобождается от хлеба, с полей сдвигается последний сноп; открываются овины; зверье уходит в берлоги и на зимние квартиры; лешие и нечисть устраивает в этот день последний сход, залегая потом в свои норы; птицы улетают; змеи уползают к своей матери под землю. С Покрова уже все в природе окончательно замирает. Но движение от лета по направлению к зиме проходит через эту точку - точку Сдвиженья.

По церковному календарю Крестовоздвиженье длится семь дней, Сдвиженьё длится две недели, вплоть до Покрова, так же, как зимние святки длятся до Крещения. Природа замирает, а люди оживают, начинаются другие, зимние, работы. Все, что собрано с полей и огородов требует переработки: лен надо прясть, капусту рубить, снопы сушить и хлеб молотить. Но все начиналось с капусты. Поэтому Сдвиженьё называлось капустиным праздником.



"На Воздвиженье первая барыня - капуста".


В этот день соседи собирались вместе, поздравляли друг друга с капустиным праздником, вместе рубили капусту, а сделав работу, устраивали вечеринки - капустники или капустные праздники. Угощали на празднике капустным пирогом.

Молодежь не отставала. Открывая капустинские вечера, она сначала ходила по домам, колядуя и собирая угощения, помогала рубить капусту, а потом, наряжаясь и семь раз помолясь о хорошем женихе, шла в избу, чтобы найти себе пару: осень - время свадеб. Танцы, песни, хороводы и веселье продолжались все две недели и не только в деревнях, но и в городах.

Сдвиженьё было также овинным праздником, овинными именинами, праздником молотильщиков: печь в овине в этот день не разжигали, окна овина украшались вышитым полотенцем, молоть прекращали.

И вообще в этот день принято было отдыхать и не начинать никаких серьезных дел.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то