Виды общения вербальное и невербальное кратко. Вербальное и невербальное общение

Жизнь человека в обществе невозможна без общения, не зря эти два слова так похожи. Общение – это одновременно и обмен информацией, и способ взаимодействия, и отдельный вид деятельности. Общение лежит в основе межличностных отношений. В вербальных и невербальных средствах общения кратко содержится вся суть успешной коммуникации.

Вербальное общение

Характеристика

Вербальное общение — это общение с помощью слов. Сюда относятся письменная и устная речь. Данный вид коммуникации наиболее рациональный и осознанный. Человек «думает словами», а значит, речь тесно связана с мышлением. К вербальному общению относятся четыре процесса: говорение, слушание, чтение и письмо.

Функции

Психологи выделяют три основные функции вербального общения: информационную, выразительную и функцию волеизъявления.

Информационная функция обеспечивает возможность обмена информацией. Недопонимание и неверное истолкование информации порождает конфликты. Поэтому умение грамотно и понятно формулировать свои мысли так важно. То, что говорит человек, может быть понятно ему самому, но не понятно его собеседнику. Зачастую люди, говорящие на одном языке, вкладывают в одни и те же слова совсем разные смыслы, и это создает проблемы в общении. Чем ближе у людей отношения, тем реже они сталкиваются с этой проблемой. Не зря о людях, которые легко друг друга понимают, говорят, что они «нашли общий язык».

Выразительная (эмоциональная) функция связана с возможностью эмоционального взаимодействия. Язык богат выразительными и эмоционально-окрашенными словами. Достаточно вспомнить урок литературы в школе: эпитеты, сравнения, гиперболы – все это способствует передаче эмоций с помощью слов. Без эмоций люди превратились бы в роботов, а речь была бы похожа на технический справочник. Чем точнее человек может выразить свои эмоции с помощью слов, тем больше у него шансов быть правильно понятым.

Функция волеизъявления (действенности) связана с возможностью влияния одного человека на поведения другого. Умело сказанная фраза может изменить человеку жизнь. С помощью коммуникации происходит внушение и убеждение. Родители ищут нужные слова, чтобы уговорить ребенка хорошо себя вести. Руководители общаются с подчиненными, стараясь как можно более эффективно организовать их работу. И в том, и в другом случае цель одна – повлиять на поведение другого человека.

Еще одна общепринятая система классификации функций вербального общения:

  • коммуникативная (обеспечивает полноценный обмен информацией между людьми);
  • конструктивная (грамотное выражение мыслей);
  • познавательная (получение новых знаний, тренировка мозговой деятельности);
  • контактоустанавливающая (налаживание связей между людьми);
  • эмоциональная (выражение чувств и эмоций при помощи интонации);
  • аккумулятивная (накопление и хранение знаний для приобретения опыта и использования в будущем);
  • этническая (единение народа, говорящего на одном языке).

Использование

Чем богаче речь, тем она убедительнее и интереснее. Кроме того, необходимо развивать умение слушать и слышать собеседника. В деловом общении важно соблюдать профессиональный этикет.

Невербальное общение

Характеристика

К невербальному общению относятся жесты, мимика, позы, прикосновения, дистанция. Невербальное общение менее осознанное: зачастую люди совершенно не замечают и не контролируют язык своего тела. И в то же время именно через «невербалику» ощущается истинное отношение говорящего.

Жесты представляют собой движения тела или отдельных его частей и могут дополнять вербальную речь, а в некоторых ситуациях и полностью заменять слова. К жестам относятся кивки головой, пожимание плечами и вообще любые движения тела, имеющие общепринятое значение. Классифицировать жесты можно по следующим категориям:

  • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные, и так далее);
  • Модальные — выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия, и тому подобные);
  • Описательные — имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Мимика – движения мышц лица – отражает эмоции человека. Мимика универсальна для представителей разных культур: люди из самых дальних уголков планеты радуются, грустят и злятся с абсолютно одинаковым выражением лица. Мимику и взгляд сложнее всего контролировать.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой — фиксируется в районе лба собеседника, так легче подчеркнуть серьезность атмосферы делового партнерства;
  • Социальный — концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, таким образом создается атмосфера непринужденного светского общения;
  • Интимный — направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности в общении;
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Для выражения заинтересованности его сочетают со слегка поднятыми бровями или улыбкой. О критическом или подозрительном отношении к собеседнику свидетельствуют нахмуренный лоб или опущенные уголки рта.

Пантомимика – комплексная составляющая невербального общения, включающая в себя такие факторы, как:

  • Поза – положение тела в пространстве – отражает отношение человека к другим участникам общения и к ситуации в целом. Поза может быть открытой или закрытой. Закрытая поза характеризуется скрещенными руками или ногами и указывает на то, что человек не хочет общаться и испытывает дискомфорт. Открытой позой человек демонстрирует готовность к общению.
  • Походка – стиль передвижения человека, включающий в себя ритм, амплитуду и динамику шага. Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека – легкая, слегка пружинистая. По походке человека можно сделать выводы не только о его характере, но и настроении и возрасте.
  • Осанка – положение тела человека, которое регулируется бессознательно, на уровне рефлексов, обычно осанка позволяет понять настроение человека, так как она напрямую зависит от его усталости и состояния. Неправильная осанка действует отталкивающе на подсознательном уровне, а значит, для эффективности в общении очень важно научиться держать спину и голову прямо и использовать это в повседневности.
  • Общая моторика тела – очень важный фактор в невербальном общении. Излишняя суетливость и нервозность движений может раздражать собеседника, нужно контролировать равномерность движений тела и не делать излишних поворотов в разные стороны.

Прикосновения – это своего рода вторжение в чужое личное пространство. Прикосновения допустимы между близкими друзьями, членами семьи и в неформальной обстановке. В деловом общении допустимым прикосновением может быть рукопожатие. Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Дистанция между собеседниками показывает степень их близости. Выделяют четыре межсубъектные зоны: интимная (до 0,5 метра), личная (0,5 – 1,2 метра), социальная (1,2 – 3,5 метра) и публичная (более 3,5 метра). В интимной зоне общаются очень близкие люди, в личной зоне происходит неформальное общение, в социальной зоне – формальные рабочие отношения, в публичной зоне – выступления перед большой аудиторией.

В невербальном общении отдельно выделяют голосовые характеристики — просодические (высота, громкость голоса, его тембр) и экстралингвистические (включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плач, кашель, смех, вздох).

Функции

Невербальное общение дополняет, обогащает, а иногда и вовсе заменяет вербальное. Самые первые фильмы в истории кинематографа не имели речевого сопровождения (так называемое «немое кино») и все происходящее на экране передавалось за счет движений и мимики актеров. На невербальных средствах коммуникации построена пантомима – отдельный вид сценического искусства, в котором актеры играют свои роли, используя «язык тела».

Вместе с тем невербальное общение выполняет те же функции, что и вербальное: несет в себе определенную информацию, выражает эмоции и является средством воздействия на собеседника.

Использование

Овладеть невербальными средствами общения сложнее. Чаще всего люди сосредотачиваются лишь на вербальной стороне коммуникации, игнорируя свои жесты, позу, мимику, пантомимику. Человек может говорить о хорошем отношении, но язык его тела будет агрессивным. Человек может называть себя уверенным, но его поза и мимика будут выдавать его страхи и сомнения.

Разговаривая с людьми, стоит обращать внимания на жестикуляцию и позы. Хорошо, если во время разговора руки не спрятаны за спиной или в карманах, а гармонично дополняют беседу умеренной жестикуляцией. Открытые ладони воспринимаются как признак доверия. В деловом общении стоит избегать закрытых, слишком напряженных или слишком расслабленных поз. Чтобы сохранить комфорт в беседе, важно соблюдать правильную дистанцию. В деловом общении наиболее уместное расстояние между собеседниками – от 1,2 до 3,5 метра.

Понимание чужой мимики помогает понять эмоции другого человека. Не всегда люди готовы говорить о своих эмоциях, но их мимика эти эмоции отобразит. Собственную мимику контролировать намного сложнее, чем замечать чужую. Поэтому самый простой способ овладеть вербальными и невербальными средствами делового общения – развивать внутреннюю уверенность и доброжелательность. Тогда и речь, и «язык тела» будут гармонично дополнять друг друга.

ОБЩЕНИЕ (англ. communication,intercourse,interpersonal relationship )- взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис – это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего проговаривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия . Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербального общения.

Различают внешнюю и внутреннюю речь . Внешняя речь делится на устную и письменную . Устная речь , в свою очередь, – на диалогическую и монологическую . При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь . В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь . Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения .

Вербальное (или речевое) общение - это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46).

По мнению авторов книги «Межличностное общение» (там же), говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.

Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей).

В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.

Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» - предполагает, что вербальное общение должно:

  • содержать оптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
  • содержать правдивые высказывания;
  • соответствовать целям, предмету разговора;
  • быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости , который подразумевает выражение в речи:

  • тактичности;
  • великодушия;
  • одобрения;
  • скромности;
  • согласия;
  • благожелательности.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (Гришина Н.В., 2002). Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений.

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть - через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Выслушивание эмоций и фактов - это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая - это невербальное поведение, а вторая - характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

Что касается неповеденческой она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.

Невербальное поведение - это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для

Жесты и позы

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Такие выражения или "стоять на полусогнутых" - это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза - невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши - это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого - "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры - это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр "из народа", мэр-"работяга".

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

3.2. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

Интимная зона (15–45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях .

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

8.2. Вербальные средства выражения ласки Вербальные средства - это ласковые обращения, в том числе использование ласковых прозвищ, даваемых любящим человеком объекту своей любви.При выборе прозвища логика часто ни при чем, так как любое, даже самое негативное слово,

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

8.3. Невербальные средства К невербальным средствам выражения ласки относятся тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, надавливания, обнимания, трепания по щеке и похлопывания по плечу) и поцелуи.Выбор средств и способа выражения ласки зависит от того, какого

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги автора

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

Из книги автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги автора

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги автора

Задание 2б. Невербальные характеристики эффективного и проблемного общения взрослых и детей Процедура наблюдения в данном задании в целом повторяет задание 2а, поэтому мы остановимся лишь на различиях.Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует

Из книги автора

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

Из книги автора

Используйте невербальные средства самоутверждения Примите удобную закрытую позу. Смотрите в глаза собеседнику (уверенным, но не неподвижным взглядом). Выпрямитесь, расправьте плечи и грудь, но не напрягайтесь. Расположитесь прямо лицом к

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?

Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё - на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.

К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:

Устный разговор:

  • слушание – восприятие речи говорящего;
  • говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.

Беседа в письменной форме:

  • чтение – восприятие информации с носителя;
  • письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.

Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.

Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

  • Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
  • Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.

Функции языка

  • Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
  • Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
  • Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
  • Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
  • Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
  • Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
  • Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.

Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.

Невербальное общение

Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.

Особенности невербального вида

Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.

Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.

Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

Средства невербальных коммуникаций

  • Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
  • Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.
  • Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
  • Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.

Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная - свидетельствует о безоблачном настроении человека.

Функции невербального общения

  • Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
  • Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
  • Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
  • Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
  • Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.

Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.

Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.

Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то