Групповая дифференциация в психологии, межличностные отношения в группах. Смешанная дифференциация (модель сводных групп) Профильное образование и профильная школа

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, т.е. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всем, что касается спорта, к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определенный статус и престиж.

Когда, например, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, «кто есть кто» в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, «ядро» класса и «болото», злостных нарушителей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всем этом педагогу необходимо знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко

различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.

В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Межличностный выбор. Социометрия. Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).

В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Бесспорно, социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью может быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которого путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ - (от лат. differentia разность) разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10% ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10% ной … Экономический словарь

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование.2) В онтогенезе то же, что дифференцировка … Большой Энциклопедический словарь

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (в биологии) - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, в биологии 1) в филогенезе расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация видообразование. 2) В онтогенезе то же, что дифференцировка (см. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА) … Энциклопедический словарь

    Дифференциация (биол.) - Дифференциация (биологическая), 1) Д. филогенетическая, расчленение в процессе эволюции единой группы организмов на две или несколько ‒ одна из характерных особенностей эволюции организмов. Наиболее важная филогенетическая Д. ‒ процесс… …

    дифференциация - как внутригрупповой процесс положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). Каждый член ее занимает определенное положение с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. Для выявления статуса индивида в группе применяются… … Большая психологическая энциклопедия

    Дифференциация дифференцировка - Дифференциация, дифференцировка * дыферэнцыяцыя, дыферэнцыроўка * differentiation возникновение различий в первоначально единой и состоящей из одинаковых элементов системе. 1. Возникновение в процессе развития в организме или отдельном его… … Генетика. Энциклопедический словарь

    Дифференциация - (Differentiation) Содержание Содержание 1. общие ведомости 2. Дифференциация населения 3. Дифференциация функциональных стилей 4. Социальная дифференциация 5. Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это… … Энциклопедия инвестора

    Дифференциация доходов населения - один из важнейших социально экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между… … Большая советская энциклопедия

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - (франц. differentiation, от лат. differen tia разница), форма организации уч. деятельности школьников ср. и старшего возраста, при к рой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Осуществление Д. о. не снижает общего… … Российская педагогическая энциклопедия

    Дифференциация - (от лат. differentia различие) выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. Дифференциация (в геологии) совокупность различных процессов, разделяющих вещество, материю. В частности кристаллизационная… … Википедия

Книги

  • Комплексная оценка достижений детей 3 лет на основе концепции программы "Детство" , Мартынова Елена Анатольевна. Диагностический журнал составлен на материалах из опыта работы педагогов и представляет систему обследования динамики развития детей декретированного возрастав первой младшей группе,… Купить за 130 руб
  • Комплексная оценка достижений детей 3 лет на основе концепции программы Детство , Мартынова Е.. Диагностический журнал составлен на материалах из опыта работы педагогов и представляет систему обследования динамики развития детей декретированного возрастав первой младшей группе,… Купить за 81 руб
  • «Новые» технологии и «старые» люди: исследование опыта пользования компьютером у представителей третьего возраста , А. Г. Кузнецов. Возраст в социологии традиционно считался основанием для формирования предписанных статусов, почти или совсем не зависящих от усилий человека. Социологические исследования возраста вообще и… Купить за 5.99 руб электронная книга
Введение

Проблема дифференцированного обучения, несмотря на многочисленные исследования в этой области, продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и начальных классов.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Те, кто относятся к “средним”, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по принуждению.

Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках математики. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, перед учителем встает проблема: как делить учащихся на типологические группы, что брать за основной критерий?

В настоящее время развернулась широкая пропаганда методик, связанных с дифференциацией обучения. В данной работе описывается методика, основанная на принципе развития математических способностей, применяемая в 1-4 классах.

I. Психолого-педагогические основы дифференцированного обучения.

1. Понятия дифференциации, индивидуализации обучения и соотношения между ними.

Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход необходим по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей; во-вторых, без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

2. Психологические особенности учащихся, определяющие уровневое деление содержания обучения.

Проблема дифференцированного подхода не является новой для советской школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно обусловленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Стоит более подробно остановиться на уровневой дифференциации, т.к. она наиболее часто используется учителем на уроке. Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты уровневой дифференциации:

Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества "уравниловка" и усреднение детей;

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;

В группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

Деление детей по уровню развития негуманно;

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

Высвечивается социально-экономическое неравенство;

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;

Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;
- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах;

Перекомплектование разрушает классные коллективы.

В соответствии с этим в классе могут быть выделены две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик из группы базового уровня мог перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы.

3. Различные подходы к выделению уровней овладения содержанием обучения.

В структуре математических способностей в педагогической литературе выделяются более десяти групп компонентов. Но В.В. Куприянович в своей работе анализировал две основные: быстроту усвоения и активность мышления.

I группа - быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:

(1) Дословное повторение текста.

(2) Частичное повторение.

(3) Воспроизведение 50 % текста.

(4) Самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста.

(5) Воспроизведение материала с помощью учителя.

(6) Воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается.

(7) Замедленное, невнятное воспроизведение текста.

(8) Умственная отсталость (затухание развития).

II группа - активность мышления. Характеризуется пятью категориями:

(1) Плодотворная работа на протяжении всего урока.

(2) Работа со «вспышками».

(3) Неполная работоспособность.

(4) Быстрая утомляемость.

(5) Игнорирование заданий.

Три уровня математических способностей: уровень А - учащиеся, имеющие хорошие математические способности (I

группа, категории (1) - (4); II группа, категории (1) - (2)); уровень В - учащиеся, имеющие средние математические способности (I, (4) - (6); II, (2) - (3));

уровень С - учащиеся, имеющие низкие математические способности (I, (7) - (8); II, (4)-(5)). Период разделения класса по уровням приходится на начало третьего года обучения. Предыдущее время обучения учащиеся подвергаются наблюдению и диагностике.

В классе формируются три группы учащихся, по-разному относящихся к математике. Учащиеся должны будут понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. Впоследствии можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и желанием учащегося.

Характеристика групп.

Учащиеся первой группы (“наименее успешные”) имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении ее к решению задач, самостоятельно могут решить задачи в 1-2 шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами; часто пропускают обоснование гипотез, сформированных в ходе попыток, и не понимают необходимости их проведения, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач. Здесь могут быть учащиеся имеющие пробелы в знаниях и отстающих в развитии вследствие частых пропусков по болезни или в силу систематической плохой подготовки уроков. Вместе с тем эту группу составляют учащиеся, относящиеся к разным уровням обучаемости. Те из них, кто имеет высокий уровень обучаемости, после ликвидации пробелов в значениях и при соответствующем обучении обычно быстро переходят на более высокие уровни развития.

Учащиеся второй группы (“успешные”) имеют достаточные знания программного материала, могут применять их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач, не справляются с решением сложных (нетиповых) задач. У этих учащихся не сформированы эвристические приемы мышления, они с большим трудом могут сформировать гипотезу относительно конечной цели в поиске решения задачи.

Третью группу (“наиболее успешные”) составляют учащиеся, которые могут сводить сложные задачи к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однотипных задач, совершенно отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения задачи, используют эвристические приемы, но обычно неосознанно.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разно уровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутри предметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

II. Методика реализации технологии дифференцированного обучения в процессе формирования у младших школьников математических представлений.

1. Характеристика существующих образовательных стандартов.

Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.

Виды дифференциации определяются, исходя из тех признаков (оснований), который лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды дифференциации - это дифференциация по общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии.

Методику дифференцированной работы на уроке описывает В.В. Куприянович в своей статье «Изучение способностей направляет дифференциацию».На первых порах трудно всем: учителю, ученикам. Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение класса организовываться для многоплановой работы на уроке окупает все издержки. Начинается поэтапное дифференцирование.

Первый этап - дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). Трем группам определяются три разных задания. Группе С на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В выполняет такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для группы А задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.

Второй этап - учет знаний учащихся на уроке. На этом этапе работу учителя облегчает так называемый планшет учета знаний. Он изготавливается очень просто: к куску фанеры прикрепляют «окно» из оргстекла. В «окно» вставляется список класса, а рядом с ним закрепляется начерченная на пластике таблица, в которой предусмотрены следующие графы: уровень учащегося; повторение (П); домашнее задание (Д); положительные ответы; ошибки, недочеты; общий итог, оценка. Перед уроком каждый ученик, подойдя к планшету, заполняет в строке возле своей фамилии клетки в графах «П» и «Д» (на пластике легко делаются пометки карандашом). Остальные клетки таблицы заполняет учитель во время урока; Причем он пользуется специальной символикой, чтобы учащиеся не отвлекались на занятии обсуждением оценок. Подчеркнем, что на таких уроках учитель не занимается непосредственной проверкой того, как учащиеся повторили теоретический материал или выполнили домашнее задание. Он также не привлекает консультантов-контролеров из числа учащихся. Его выводы основаны на полном доверии тому, что написано в графах «П» и «Д» в планшете учета знаний, и на том, как отвечали на вопросы во время урока. При подведении итога урока учитель выставляет оценки за работу в классе. Среди обычных оценок выделяется одна нетрадиционная. Это оценка-реабилитация, ее значение располагается между значениями оценок «2» и «3». Выставляя ее, учитель как бы говорит: «Первый раз ты действовал неудачно, но второй раз наметилось изменение к лучшему».

Третий этап - организация базового повторения. Что включается в такое повторение? Заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и ошибок в самостоятельных и контрольных работах. Материал, который учитель планирует повторить, он записывает в виде таблицы на доске. При разборе каждого упражнения из таблицы учитель предлагает такие, например, задания: «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в данном равенстве» (для уровня С). «Назовите правило, по которому выполнялось действие», «Закончите упражнение» (для уровня В).

«Поясните причину ошибки», «Дайте определения основным понятиям, использующимся в данной задаче» (для уровня А). Учащимся уровня А можно предложить самим придумать задания и вопросы по таблице.

Четвертый этап - проверка усвоения пройденного материала. Она может проводиться в четырех режимах. Режим «самоконтроль» предлагается учащимся из группы А; учащиеся из групп В и С поочередно работают у доски.

Пятый этап - изучение нового материала. Каждая тема требует особого подхода к ее объяснению.

Каждый урок имеет свой девиз: «Изучаем», «Усваиваем», «Закрепляем», «Углубляем». Первый урок «Изучаем» обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих уроках проявляется дифференциация. Задания для группы А быстро переходят от обязательных к творческим («Думай и дерзай!»). Группа В сосредоточивается на упражнениях; которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений («Старайся!»). Задания для группы С снова и снова возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы («Повторяй и запоминай!»)

Шестой этап - самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы можно разделить на три вида: решение по образцу (для группы С); выделение нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы А). Контрольные работы разделять по содержанию на базовые (когда проверяется обязательный материал) и так называемые объемные, в которые входят задания по всему материалу изученного курса. На одной и той же контрольной работе учащимся из группы А предлагаются задания, хоть и соответствующие программе, но повышенной сложности. Группы В и С - варианты № 1 и № 2.

Внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. С уроков ушло списывание и ничегонеделание. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда.

2. Разработка разноуровневых заданий для учащихся 1-4 классов.

Задания составляются в двух вариантах: вариант I предназначается для группы базового уровня, вариант II - для группы повышенного уровня. Вариант I содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Во II варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения.. Такой подход позволяет решить важную дидактическую задачу - предоставить слабым учащимся возможность преодолевать трудности. Во II варианте сложность заданий возрастает в значительно более высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.

Примеры заданий для базового и повышенного уровней.

1-й класс.

Запишите ответы.

1) 6+3=  10-1= 

9+1=  8-3= 

4+4=  9-2= 

2) Увеличь: Уменьши:

3 на 2  9 на 2 

7 на 1  8 на 3 

6 на 3  10 на 1 

Решите задачу.

1) Кате купили 6 тетрадей в клетку и 2 тетради в линейку. Сколько всего тетрадей купили Кате?

Решение:

Ответ:

2) Двое детей съели по 3 конфеты. Сколько всего конфет съели дети?

Решение:

Ответ:

2-й класс.

1) Верно ли равенство 60-15+5=40?

Выбери верный ответ.

Да  Нет

2) Верно ли равенство 20мин + 42мин 1ч

Выбери верный ответ.

Да  Нет

Вычисли значения выражений .

1) 32+7= 95+5=

63+20= 50-4=

77-7= 75-35=

89-50= 66-60=

2) 70-27+3= 75-70+32=

37+30-7= 56-43+80=

3-й класс.

Решите уравнения.

1) Х – 34 = 56; 72: Х = 4.

2) Х – 22 = 76 – 34; 42: Х = 63: 3.

3) Х – 35 = 44 + 53 – 23; 5 4 3: 2 Х = 45 2.

Решите задачу.

  1. Длина стороны прямоугольника 24 см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите площадь прямоугольника?
  2. Площадь квадрата в 2 раза больше площади прямоугольника. Чему равна длина стороны квадрата, если длины сторон прямоугольника равны 2 см и 5 см?

4-й класс.

Найдите значения выражений.

1) 54 107 + 7 096 3 751 – 1 809

537 4 20 750: 5

2) 102 307 - 305 7 + 36 470: 5

Вырази в указанных единицах .

1) 16 ч = _______ мин; 1 800 с = _______ мин;

30 мин = _______ с; 7 200 дм = _______ м.

2) 3600 с = _______ ч; 528 мин = _______ ч _______ мин;

1 ч 30 мин 45 с =_______ с; 20 080 м = _______ км _______ м.

Решите задачу.

1) От причала одновременно отплыли в противоположных направлениях 2 теплохода, скорость которых 32 км/ч и 40 км/ч. На каком расстоянии будут они друг от друга через 2 ч после отплытия?

2) В 8 часов утра от двух пристаней, расстояние между которыми 216 км отплыли навстречу друг другу 2 теплохода. Скорость каждого теплохода 36 км/ч. Какое время будут показывать часы, когда теплоходы встретятся?

Заключение

Применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации а также ее эффективность подтверждается опытом многих учителей: публикациями в журналах «Начальная школа», «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ».

Уровневая дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

Описанная система дифференцированных заданий применяется уже в течение нескольких лет. Отмечается, что разно уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.

Слабые учащиеся охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Это позволило сделать вывод, что таким школьникам недостаточно только показать ответ (как это делается в учебнике). Выяснив, что получен неверный ответ к заданию, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку.

Предлагая задания творческого характера, не рассчитывалось на то, что учащиеся, тем более слабые, смогут самостоятельно их выполнить. Однако результаты показывают, что творческие задания стимулируют познавательную активность слабых школьников. Ребята, потратившие определенные усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения даже в тех случаях, когда они этих приемов сами найти не смогли.

Разно уровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появлялась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рисковать пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.

Технология дифференцированного обучения способствует развитию индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействует различным средствам выполнения учебных программ каждым учащимся, предупреждает неуспеваемость учащихся, развивает познавательные интересы и личностные качества.

Список использованной литературы

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах– М. : Айрис-пресс, 2006.
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие– М. : Народное образование, 1998.
  4. Журнал «Начальная школа плюс до и после», № 9, 2005.
  5. Журнал «Начальная школа плюс до и после», № 6, 2007.
  6. О. М. Новрузова. Педагогические технологии в образовательном процессе, изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Дифференциация в группах разного уровня развития
Рубрика (тематическая категория) Психология

Люди, входящие в группу, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, ᴛ.ᴇ. закрепленными за ним правами и обязанностями, которые свидетельствуют о его месте в группе, престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств, имеет определœенное положение в системе групповых межличностных отношений. К одному из учеников относятся как к признанному авторитету во всœем, что касается спорта͵ к другому - как к мастеру посмешить и организовать какую-нибудь шалость; с одним можно хорошо и искренно поговорить о серьезных проблемах, с другим вообще не о чем говорить; на одного можно положиться как на самого себя, другому нельзя довериться ни в чем. Все это создает достаточно пеструю картину групповой дифференциации в школьном классе, где каждый ученик имеет определœенный статус и престиж.

Когда, к примеру, в класс приходит новый педагог, директор школы или заведующий учебной частью сразу же знакомит его с тем, ʼʼкто есть ктоʼʼ в классе, обозначая дифференцированную картину статусов отдельных учащихся, выделяя отличников и неуспевающих, ʼʼядроʼʼ класса и ʼʼболотоʼʼ, злостных нарушителœей дисциплины, лучших спортсменов и т.д. Обо всœем этом педагогу крайне важно знать, однако следует иметь в виду, что за этой легко

различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения.

В психологии различаются две основные системы внутренней дифференциации группы: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Межличностный выбор.
Размещено на реф.рф
Социометрия.
Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения - фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.

Американским психологом Дж. Морено бьш предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была- им названа социометрией. С помощью социометрии можно узнать количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты бывают математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис. 21).

В основу социометрического приема положен ʼʼлобовойʼʼ вопрос: ʼʼС кем бы ты хотел?..ʼʼ Он должна быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора - в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических ʼʼзвездʼʼ (которых выбирает большинство), ʼʼпариевʼʼ (от которых всœе отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.

Бесспорно, социометрический метод является весьма оперативным и с его помощью должна быть достаточно четко выявлена картина эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которого путем наблюдений потребовалось бы долгое время.

Рис. 21

Дифференциация в группах разного уровня развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дифференциация в группах разного уровня развития" 2017, 2018.

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определя­ющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся класс­ная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы.

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых - достижение обязательных результатов обучения.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неиз­менным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стан­дарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым про­граммам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет дос­тоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в кол­лективах.

Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации - по уровню достижений и по интересам, действует в параллелях V-IX классов. Переформиро­вание групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года.

Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Литература

1. Алексеев С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л. , 1991.

2. Гроот Р. Дифференциация в образовании//Директор. - 1994. - №5.

3. Гузик Н. П. Обучение органической химии. - М. , 1988.

4. Гузик Н. П. Учить учиться. - М. , 1981.

5. Дифференциация как система: В 2 ч. - М. , 1992.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то