Урок литературы по роману Стендаля "Красное и черное" (10 класс). Душевная борьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное Этапы становления личности жюльена сореля

Подняться над иллюзорностью

Честолюбивых устремлений

(По роману Стендаля « Красное и черное»)

Оборудование: роман Стендаля « Красное и черное», учебник литературы, иллюстрации романа.

Тема урока: урок – конференция.

Методы: интерактивные методы « Мозговой штурм»

Приёмы: беседа, работа, с текстом, материалом учебника, индивидуальная и коллективная работа.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности.

    Слово учителя.

Цель урока: проследить путь нравственного восхождения героя романа и причины его падения. Обучать ответам на вопросы конференции, развивать творческое мышление, умение работать с текстом, самостоятельно выполнять разные виды заданий. Воспитывать понятие о нравственности, собственные суждения о поступках героя.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности Слово учителя:

И вот настал день, когда Жюльену Сорелю объявили,» что он должен умереть; яркое солнце заливало всё кругом своим благодатным светом, и Жюльен чувствовал себя бодрым и мужественным. « Ничего, всё идёт хорошо, - сказал он себе, - я не дрожу», Никогда ещё голова эта не была настроена столь возвышенно, как в тот миг, когда ей предстояло пасть».

Так закончил свою жизнь, взойдя на эшафот, двадцатитрёхлетний герой романа « Красное и чёрное».

В чём причина того, что так трагически и в таком раннем возрасте обрывается жизнь молодого человека?

Поисками ответа на этот вопрос мы и будем заниматься на уроке.

3. Работа над темой урока. Конференция. Работа с таблицей.

Пояснение к таблице. Вторая колонка таблицы раскрывает честолюбивые мысли Жюльена, и мы видим, что перед нами человек с пороками, мечтающий « пробить дорогу», « раздавить», «добиться… хитростью».

Но цель урока – проследить путь нравственного восхождения. Видимо, наш герой не так уж и плох; есть в нем то хорошее, что позволит сохранить живую душу, поэтому мы начнём искать положительные черты, чтобы оправдать Жюльена, а наказание он выбрал для себя сам.

Учитель:

Для выполнения цели урока класс разбивается на 2-3 человека, чтобы подготовится и ответить на вопросы таблицы.

Третью колонку таблицы учащиеся заполняют сами в процессе работы над вопросами.

Вопросы для обсуждения.

1-группа

Что узнаем о герое при первой встрече? (Жюльену Сорелю 19 лет. Он сын плотника, наделённый не только внешней красотой; тонкими чертами лица, стройным и гибким станом, - но и скромностью, чистой душой. Молодой человек начитан, грамотен, знает латынь, историю. У него изумительная память. И главное – он обладает умением познавать самого себя и окружающий себя мир. Он выучивает наизусть книгу Жозефа де Местра « О папе» и весь Новый Завет, чтобы доставить удовольствие аббату Шелану, от которого зависит его будущее.)

Перечисленные выше черты Жюльена записываются учащимися в третью колонку опорной схемы. А учитель напоминает о том, что именно эти качества вызывали презрение домашних.

2 группа

Какое воспитание получил наш герой? На чем воспитывался? (Стендаль показал, что Жюльен делал жизненный выбор в соответствии с законами своего времени.

В начале своего пути он « бредит военной карьерой», свято верит истинам «Мемориала святой Елены», реляциям великой армии Наполеона и «Исповеди Руссо» . Юноша хранит портрет Наполеона,видя в нем героя третьего сословия, мечтая повторить его подвиги.

Но в 14 лет Жюльен заявил,что собирается стать священником, ведь тот в 40 лет получает жалование сто тысяч франков, то есть ровно в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона.

И мы понимаем, что не призвание движет им, а голый циничный расчёт в духе времени.

Но разве имеем мы право не замечать необыкновенной усидчивости, трудолюбия и целенаправленности нашего героя?

На лесопилке его постоянно видели латинской Библией, которую он заучивал наизусть, добрый кюре изумлялся успехам в богословии и представил Жюльена на одном обеде как истинное чудо премудрости.

Вскоре судьба даёт Жюльену шанс вырваться из ненавистной обстановки. Мы видим его гувернёром детей самого мэра города. Зная хорошо Жюльена, аббат Шелан предупреждает его о взаимной гибели души,давая наставления своему любимцу: «если вы станете заискивать перед людьми власти имущими, вы неминуемо обречёте себя на вечную гибель. Возможно, вы достигнете благоденствия, но для этого вам придётся обижать бедных, льстить… каждому влиятельному лицу и подчиняться их прихотям».

3 группа

Чем привлёк Жюльен госпожу Реналь? (Со слезами смущения и страха на глазах входит Жюльен в дом Реналей. Более всего он боится оскорбления его гордости. Но стремление к самоутверждению заставляет его добиваться любви самой знатной и уважаемой дамы города. Наивный и одновременно цинитчный юноша поднимается выше самого мэра. За маской озлобленного честолюбивца и дерзкого обольстителя открывается светлый облик юноши – чувствительного, доброго, благородного и бескорыстного.

«Сударыня, я никогда не буду бить ваших детей, клянусь вам перед богом», - сказал Жюльен при первой встрече с Луизой. И мы узнаем, что дети его обожают, а он никогда не терял терпения. И « мало – помалу ей (Луизе) стало казаться, что великодушие, душевное благородство, человечность – всё это присуще только одному этому молоденькому аббату».

В романе немало эпизодов, свидетельствующих о благородных чертах нашего героя: это и страдальчески сдвинутые брови, когда Жюльен рассказывает о собаке, попавшей под телегу, и мысль проложить дорожку, чтобы дети не смогли промочить ноги, и необыкновенная радость от того, что записался абонентом в книжную лавку.

Главное, что мы видим: наш герой не может отречься от идеала естественности, чистоты, правды, разума.)

4 - группа

Переходный момент в жизни Сореля – семинария. Здесь он должен был остановиться и задуматься о душе. Каким видим мы Жюльена в семинарии, чем отличается он от семинаристов? (Стендаль называет « омерзительным» существование в семинарии, где воспитывают будущих духовных « наставников» народа, так как там господствует лицемерие, мысль считается преступлением, а « здравое рассуждение… оскорбительно».

Аббат Пирар был порожён обширностью знаний Жюльена и вскоре искренне привязался к нему, назначив репетитором по Новому и Ветхому Завету. Семинаристы же возненавидели Сореля за его ум, красноречие, за то, что он первый по различным предметам, за то, что не доносит ни на кого. Безукоризненная опрятность и чистоплотность, нечувствительность к такого рода блаженству – сосиски с кислой капустой – вызывали негодование и зависть у семинаристов. Жюльен слабо преуспевал в своих попытках лицемерить, а после провакационного провала на экзаменах аббат Пирар с радостью убедился, что Жюльен не обнаружил ни злобы, ни желания отомстить. И, наконец, когда Пирару грозила отставка, Жюльен предложил ему свои деньги.

Чтобы спасти своего любимца, в котором « сердце доброе и даже великодушие и разум высокий», Пирар рекомендует Жюльена маркизу де Ла-Молю.)

5 группа -Каким видим мы Жюльена в доме де Ла – Моля? Чем привлёк герой 19- летнюю гордячку Матильду? (Талантливый плебей, независимый и благородный, с честолюбивыми устремлениями, приводящими на путь лицемерия, мести и преступления, - таков Жюльен в Париже. Он вынужден подавлять свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Правда, маркиз де Ла – Моль сумел увидеть незаурядную личность в бедном и безродном секретаре и обращался с ним, как с сыном. Матильда, убеждённая в своем превосходстве над всеми только потому, что она дочь маркиза,заставляет Жюльена изобретать хитроумные средства подчинить её себе. Но автор показывает, что его герой делает карьеру, достигая цели, благодаря своим истинным достоинствам.

Обратимся к тексту романа. В доме де Ла- Моля Жюльен « одурел от радости, увидев сочинения Вольтера», « работал упорно», « маркиз поручил ему вести все дела».

Матильду же Жюльен привлёк, прежде всего, независимостью, а ведь он – сын плотника. Ни словом, ни взглядом он не давал возможности себя унизить. В своих рассуждениях и мнениях по многим вопросам наш герой был гораздо выше пресыщенных аристократов.

Наконец – то Жюльен достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но живая душа молодого человека, сохранившаяся вопреки всем насилиям, переживает потрясение в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь. Не помня себя, стрелял Жюльен в женщину, осмелившуюся помешать его карьере. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищая его от пороков, привитых обществом.)

Зачитывается и анализируется речь Жюльена Сореля – часть 2, глава 16

6 группа

- В чём смысл речи Жюльена на суде?

Почему он отказывается от апелляции? (Речь обвинительная, и смысл её ясен: Жюльена судят за его происхождение. Он, плебей, осмелился возмутиться и восстать против своей жалкой участи, заняв подобающее ему место под солнцем. Находясь в каземате, Жюльен переосмысливает свою жизнь. Наконец – то открывается ему иллюзорность его честолюбивых стремлений, с которыми он связывал представление о счастье: « Честолюбие умерло в его сердце, и из праха появилось новое чувство: он называл его раскаянием».

Итак, пришло раскаяние и вместе с ним собственный суд над собой. Жюльен решительно отказывается от помощи сильных мира сего, понимая, что спасая тело, он неизбежно и окончательно потерял бы душу.

Поединок с обществом заканчивается нравственной победой героя).

    Заключительная беседа, в ходе которой учащиеся высказывают свои мнения по поводу судьбы Жюльена Сореля.

Вопросы для обсуждения. Как мог Жюльен распорядиться своим умом? Какие положительные черты героя привлекают к нему, и какие пороки отталкивают от него?

    Д/ з Письменный ответ на одну из тем обсуждения.

    Подведение итогов урока. Итак, таблица « Этапов жизни Жюльена Сореля» заполнена.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.
Первый большой роман Стендаля, "Красное и черное", вышел в 1830 году, в год Июльской революции.
Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: "Правда, суровая правда!", и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.
Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.
Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: "Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице. вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом".
Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.
Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.
Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.
Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным "героем" в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все. то, что так дорого Жюльену.
Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет" им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.
В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководящим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.
Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.
Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.
Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.
Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

Я любил правду… А где она?.. Всюду одно

Лицемерие или по меньшей мере шарлатанство,

Даже у самых добродетельных, даже у самых

Стендаль

Подзаголовок романа “Красное и черное” Стендаля -“Хроника XIX века”. На самом деле роман можно считать хроникой безвременья, которым стала для Франции эпоха Реставрации. После Великой французской революции, после стремительного возвышения и падения Наполеона, наступила реакция, душившая ростки всего нового, смелого, прогрессивного.

Возродившаяся знать и укрепившаяся

Буржуазия изо всех сил старались не допустить к власти умных и талантливых людей из народа, боясь новых переворотов. Честолюбивые юноши из небогатых семей с тоской вспоминали о времени революции, когда сословные и имущественные ограничения не были преградой на пути к славе.

Одним из таких, опоздавших родиться молодых людей был герой романа “Красное и черное” Жюльен Сорель. Умный, способный, но хрупкий и мечтательный мальчик с детства казался обузой в семье плотника. Он начал изучать латынь у местного священника, понимая, что физический труд не для него, и надеясь на духовную карьеру.

Жюльен не был набожным, но очень рано привык изображать набожность: иначе ему было не попасть в семинарию. Он лицемерил совершенно сознательно, справедливо полагая это единственным своим оружием в борьбе за существование.

Благодаря своим успехам в латыни Жюльен становится гувернером в доме мэра города господина де Реналя. Он чувствует себя в стане врагов, болезненно реагируя на грубость местной знати: “И тут, как на лесопилке своего отца, он глубоко презирал людей, среди которых жил, и чувствовал, что и они ненавидят его”. Жену мэра, госпожу де Реналь, он поначалу тоже считал врагом, стремился добиться победы над ней с помощью не очень достойного оружия – собственной молодости и привлекательности. Он добивался маленьких побед с настойчивостью настоящего полководца.

Но случилось непредвиденное: Жюльен влюбился, впервые, по-настоящему. На счастье или на беду, госпожа де Реналь была не искушенная светская львица, привыкшая менять любовников, а чистая, благородная, честная женщина, которая искренне считала себя грешницей. Ее раскаяние в итоге погубило и ее, и Жюльена.

Из-за анонимных писем Сорель вынужден был покинуть дом мэра и поступить в духовную семинарию. И тут, несмотря на привычку лицемерить, он допустил сразу несколько промахов. Жюльен не знал, что ум и знания надо скрывать, чтобы не вызвать ненависти грубых и невежественных соучеников и подозрения наставников: “После многих месяцев неустанного усердия Жюльен все еще сохранял вид человека мыслящего”.

Выбранный им в духовники за ум и честность ректор семинарии аббат Пирар был не в чести у начальства, а значит, и к Сорелю стали относиться с подозрением. К тому же его уличили в чтении посторонних книг – это преступление каралось особенно строго. Те иезуитские методы, которыми он стремился достигать своих целей, оказывается, претили его натуре, когда применялись против него самого.

Благодаря связям аббата Пирара Жюльен становится секретарем маркиза де Ла-Моля, а вскоре, – и его правой рукой. Он довольно быстро осваивается в высшем свете, противопоставляя чванству и легковесности вельмож и их отпрысков надменное презрение простолюдина, добившегося всего трудом и верящего в свою счастливую звезду. Его ум, манера держаться, тайная приверженность революционным идеалам пробудили любопытство пресыщенной, скучающей дочери маркиза Матильды. Их любовь была похожа на поединок и ничем не напоминала яркое и светлое чувство Сореля к госпоже де Реналь.

Презирающая окружающих Матильда решается выйти замуж за Жюльена. Перед ним открылась блестящая карьера. И если бы не месть иезуитов, продиктовавших госпоже де Реналь разоблачительное письмо, он достиг бы всего, о чем мечтал.

Желая отомстить, он стреляет в госпожу де Реналь и оказывается приговоренным к смерти. И тут все наносное: лицемерие, жажда славы, жестокость слетают о его души, словно шелуха. Он наконец становится самим собой. К нему возвращается прежняя любовь.

И Жюльен отказывается просить о помиловании. Почему? Может, потому, что его представления о чести и бесчестии не позволяли просить милости у тех, кого он презирал.

В своем последнем слове на суде Сорель впервые откровенно говорит о своей загубленной жизни и обвиняет высшее общество, которое желает наказать в его лице “эту породу людей низкого происхождения”, осмелившихся “затесаться” в хорошее общество.

Так оканчивает жизнь умный и достойный человек, который решил сделать карьеру, не гнушаясь любыми средствами. Но Сорель гибнет именно потому, что, провозглашая полную беспринципность на словах, оказывается на деле честнее и выше тех, с кем сталкивает его судьба. Стендаль сделал своего героя настолько узнаваемым, что книга была запрещена цензурой, а имя Жюльена Сореля до сих пор остается нарицательным для молодых честолюбцев.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода – классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман “Красное и черное”, который сам автор довольно точно назвал хроникой […]...
  2. У сваєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивасті відбиття життя у сваїх добутках. Перший великий роман Стендаля, “Черван і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневаї ревалюції. Уже його назва говарить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двах сил – ревалюції й реакції. […]...
  3. Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, “Червон і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох […]...
  4. В духовных исканиях Жюльена Сореля можно выделить несколько этапов: жизнь в Верьере в своей семье, а затем гувернером в семействе мэра господина де Реналя; пребывание в Безансонской духовной семинарии; Париж, особняк маркиза де Ла-Моля; преступление и раскаяние в тюрьме. Самым трудным периодом в духовном становлении главного героя был безансонский период. Мысль о том, чтобы стать […]...
  5. “Нехитрое дело попасть ногою в Проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, Прокладывать путь самому” Якуб Колас Жизнь Жюльена Сореля была не легкой. Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не […]...
  6. ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. […]...
  7. Школьное сочинение по мотивам романа Фредерика Стендаля “Красное и черное”. Рекомендовано школьной программой по изучению зарубежной литературы для 11 классов. Наилучшие книжки – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Стендаля “Красное и черное”. Ее замысел возник осенней ночи 1829 года. Толчком к нему газетная публикация, которая рассказывала […]...
  8. В своем романе “Красное и черное” Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. “Правда, горькая правда”, – говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий. Именно этой цели подчинена и вся система […]...
  9. Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее. Итак, во Франции, где господствует […]...
  10. ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем […]...
  11. Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие […]...
  12. Роман (бессмертное произведение) “Красное и черное” – правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации во Франции. Это социально-психологический Роман, в основе которого лежит конфликт личности с обществом. Путь главного героя Жюльена Сореля приводит к мысли, что в эпоху Наполеона он мог бы стать героем, а в эпоху Реставрации вынужден либо приспособиться, либо погибнуть. Жюльен Сорель – […]...
  13. Преступление – это не то что совершается просто так, для удовольствия или из-за скуки. Преступление всегда имеет под собой основание, и, хотя иногда его может быть почти не видно, всегда существует последняя капля, что заставляет человека перейти за черту, совершить это преступление. Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное” – человек, впал в отчаяние […]...
  14. ЛУИЗА ДЕ РЕНАЛЬ Луиза – жена мэра города Верьера, мать троих сы­новей. Жизнь ее протекает спокойно и безмятежно. Она не интересуется делами мужа и производит впе­чатление простушки. Но Жюльен Сорель, оказав­шись в доме Реналей в качестве наставника-гувернера, сразу же обращает внимание на г-жу де Реналь, которая отличается “наивной грацией, чистой и живой”. Луиза не любит […]...
  15. Сорель Жюльен – сын старика плотника из городка Верьер, сделавший блестящую карьеру в годы Реставрации, однако оставшийся духовно чужим этой эпохе, потому что его сердце безраздельно принадлежит Наполеону и тому веку героики, который ассоциируется для Ж. с именем низвергнутого императора. Катастрофа героя, оканчивающего свой путь на плахе, когда ему всего 23 года, по логике развития […]...
  16. 1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […]...
  17. Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
  18. Выстрел Жюльена в госпожу де Реналь поставил точку в мучительных попытках Жюльена Сореля достичь компромисса между “красным” и “черным”. Цена прозрения – жизнь. Он совершил двойное преступление – выстрел прозвучал в церкви – неслыханное святотатство. Таким образом, Жюльен Сорель сознательно приговорил себя к смерти. Все возвращается на круги своя: “первый шаг” на пути к призрачному […]...
  19. При Наполеоне такой юноша, как Жюльен Сорель, мог быстро сделать блестящую карьеру. Но политические ветры в тот момент, когда мы встречаемся с молодым героем Стендаля, дуют уже в иную сторону. Жюльен Сорель неоднократно убеждается в этом. “Как-то раз, прогуливаясь в одиночестве по семинарскому саду, он услышал разговор каменщиков, чинивших ограду: -Ну, вот, пришел и наш […]...
  20. С самого начала действия происходят у г-на де Реналя, который находится на посту мэра городка Верьер. Он описывается как человек высокомерный и горделивый, который не хочет ни в чем отставать от других. Поэтому он решил завести себе гувернера. Острой необходимости в гувернере не было, но г-н Вально, с которым г-н де Реналь находился не в […]...
  21. Мета: допомогти учням розкрити конфлікт головного героя роману із суспільством, з’ясувати його роль у сюжеті твору, навчити висловлювати свої судження; розвивати навички роботи з текстом художнього твору, образне й логічне мислення; виховувати активну життєву позицію, неприйняття зла та насильства, прагнення дотримуватися морально-етичних норм. оснащення: портрет письменника, видання його твору, ілюстрації до нього. тип уроку: комбінований. […]...
  22. Подводя итоги анализа его творчества, следует различать два этапа в идейно-художественной эволюции дооктябрьского Маяковского: первый – от литературного дебюта в 1912 году вместе с футуристами до начала первой мировой войны, когда наиболее чувствительно сказались наносные и чужеродные влияния на молодого поэта, и второй – 1915-1917 годы, когда революционная тема утвердилась в его больших поэмах и […]...
  23. Какие факты биографии Стендаля повлияли на его взгляды? Увлечение идеалами Просвещения, чтение трудов Вольтера, Руссо, Дидро; участие в походе армии Наполеона в 1812 году на Москву. Каковы эстетические взгляды Стендаля, отразившиеся в романе “Красное и черное”? Эстетические взгляды Стендаля сложились на основе философии эпохи Просвещения. Человек для Стендаля немыслим вне среды, его психологию нужно изучать […]...
  24. Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни […]...
  25. Впервые перед читателем Сонечка предстает молоденькой, скромной и невинной девушкой, очень бедно одетой и с немного запуганным лицом. Особой красотой Сонечка не отличалась, но ее кроткие голубые глаза отражали необычайную прелесть ее души. Когда они оживлялись, выражение лица девушки становилось настолько милым и простодушным, что невольно привлекало к себе внимание окружающих. Непросто складывалась судьба девушки. […]...
  26. Роман (бессмертное произведение) “Красное и черное” – социально-психологический Роман, в котором прослежен жизненный путь главного героя – молодого человека поколения 20-х годов XIX века Жюльена Сореля. О чем же роман “Красное и черное”? И почему “красное” и “черное”? Название романа символично и многозначно. Эти два цвета – красное и черное – отражают и идеи романа, […]...
  27. И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” – одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? “Барин”, – без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц […]...
  28. Червоний – то любов, А чорний – то журба… Д. Павлычко Со времени появления романа Стендаля прошло более полутораста лет. Роман (бессмертное произведение) прочитали миллионы людей на многих языках. Написано множество книг, посвященных творчеству Стендаля, но до сих пор литературоведы не могут прийти к единому мнению о том, какой смысл вложил автор в название романа […]...
  29. Более полувека тому назад совсем юная и никому еще не известная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность: Разбросанным в пыли по магазинам, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Прошли годы трудной жизни и напряженнейшей творческой работы – и гордая уверенность уступила место полному неверию: “Мне в современности и будущем – места нет”. Это, […]...
  30. Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М. Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть. Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата – Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего… Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором […]...
  31. Я старался показать в “Обломове”, как И отчего у нас люди превращаются прежде Времени в “кисель” – климат, среда… Дремотная жизнь и еще частные, Индивидуальные у каждого обстоятельства. И. А. Гончаров Началось с неумения надевать чулки, А кончилось неумением жить. И. А. Гончаров Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на […]...
  32. Строже всего Стендаль испытывает своего героя в любви. Именно в любви Жюльен Сорель, несмотря на все попытки превратить это чувство в инструмент тщеславных замыслов, раскрывается как натура самоотверженная, пылкая и нежная, без остатка отдающаяся природному чувству, волею обстоятельств до поры до времени спрятанному в самых сокровенных глубинах его души. Способность любить, с точки зрения Стендаля,- […]...
  33. Лучшие книги – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Фредерико Стендаля “Красное и черное”. Его замысел возник осенней ночью 1829 года. Толчком к нему послужила позапрошлогодняя газетная публикация, которая рассказывала о домашнем учителе Антуане Берте, который влюбился в хозяйку, а потом из ревности пытался ее застрелить и […]...
  34. Молодой и честолюбивый Жюльен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, враждебном обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусство” которого он вынужден осваивать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно чувствуя себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
  35. Через заголовок художественного произведения авторы выражают свою позицию. В нем может быть отражена суть повествования, назван ключевой герой или конкретный эпизод. Название рассказа М. А. Шолохова наводит на мысль об обобщенной судьбе человечества. Уже через много лет после войны Шолохов написал “Судьбу человека” (1957 г.), взяв за основу сюжета жизненную историю простого советского человека. Повествование […]...
  36. Шолохов Михаил Александрович – талантливый писатель, который затронул военную тематику в произведении “Судьба человека”. Автор тесно связывает жизнь главного героя и судьбу своей Родины, ведь у него получается в биографии одной личности показать жребий осильного русского народа. Содержанием произведения – это столкновение человека с суровыми испытаниями жизни и попытка отстоять право на существование. Шолохов написал […]...
  37. Рассказ М. Шолохова “Судьба человек” был опубликован в конце 1956 года. Это история о простом человеке, который ценой утраты близких, своим героизмом и мужеством дал право на свободу и жизнь своей Родине. Главный герой рассказа – скромный труженик Андрей Соколов. Он, как и полагается отцу большого семейства, много работал, но был счастлив. Внезапно грянула война. […]...
  38. Наполеон Бонапарт, как сказал о нем А. С. Пушкин – это “властитель человеческих судеб”. Под звездой славы выдающейся во всех отношениях личности прошла не одна человеческая жизнь. Героический полководец, который создал и спас Французскую Республику, соблазнился мишурой короны и потерял свою неограниченную власть над народами Европы. Одним из знаменитых сторонников Наполеона был и Фредерико Стендаль, […]...

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной литературы и журналистики

Реферат по истории зарубежной литературы

«Этапы развития характера Жюльена Сореля»

Преподаватель Л. Г. Михайлова

Москва – 2005

Хроника XIX века - гласит подзаголовок к «Красному и черному». Приведя Жюльена Сореля, сына плотника - вчерашнего крестьянина, во враждебное соприкосновение с жизнеустройством однажды
уже сметенной и снова ухитрившейся продлить свои дни монархической
Франции, Стендаль создал книгу, трагедийность которой - трагедийность самой пореволюционной истории. Уже название романа подчеркивает основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром.

Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен был работать на
ней, как и его отец, братья. По своему социальному
положению Жюльен - рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но
и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе
своеобразным лицом» - словно гадкий утенок: отец и
братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик.
А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила
ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «не-
истовой чувствительности». Его душа и воображение-
пламенные, в глазах его - пламя.

Жюльен Сорель - это ожесточенное классовое
сознание.
В замке г-на де Реналя в Верьере, как и
в салоне г-на де Ла Моля в Париже, это плебей,
который всегда начеку, который чувствует себя
униженным какой-нибудь улыбкой, раненным
каким-нибудь словом. Жюльен твердо знает: он живет в стане врагов. Поэтому он озлоблен, скрытен и всегда насторожен. Никто не знает, как ненавидит он высокомерных богачей: приходится притворяться. Никто не знает, о чем восторженно мечтает он, перечитывая любимы книги - Руссо и «Мемориал острова святой Елены» Лас-Каза. Его герой, божество, учитель – Наполеон, лейтенант, ставший императором. Его стихия – героика подвигов. И все же, подобный львенку среди волков, одинокий, он верит в свои силы – и больше ни во что. Жюльен – один против всех. И в своем воображении он побеждает врагов как Наполеон.

У Сореля есть свой собственный, независимый от господствующей
морали свод заповедей, и только им он повинуется неукоснительно.
Свод этот не лишен отпечатка запросов плебея-честолюбца, но запрещает строить свое счастье на бедах ближнего. Он предписывает ясную
мысль, не ослепленную предрассудками и трепетом перед чинами, главное, смелость, энергию, неприязнь ко всякой душевной дряблости,
как в окружающих, так и особенно в самом себе. И пусть Жюльен вынужден сражаться на незримых комнатных баррикадах, пусть он идет
на приступ не со шпагой в руке, а с изворотливыми речами на устах,
пусть его подвиги лазутчика в стане неприятеля никому, кроме него
самого, не нужны - для Стендаля это геройство, искаженное и постав
ленное на службу сугубо личному преуспеянию, все же отдаленно
сродни тем патриотическим доблестям, что были присущи некогда санкюлотам-якобинцам и солдатам наполеоновского войска. В бунте стен-
далевского выходца из низов немало наносного, но здесь нельзя не
различить здоровую в своих истоках попытку сбросить социальные и
нравственные оковы, обрекающие простолюдина на прозябание. И Со-
рель ничуть не заблуждается, когда, подводя черту под своей жизнью
в заключительном слове на суде, расценивает смертный приговор ему
как месть обороняющих своя доходы собственников, которые карают
в его лице мятежников из народа, восстающих против своего удела.

Жюльен выделяется в Верьеpe: его необыкновенная
память всех изумляет. Поэтому он нужен богачу де Ре-
налю как еще одна утеха тщеславия, для Верьера - не-
малая, хотя и поменьше, чем стены вокруг принадлежащих мэру садов. Неожиданно для себя юноша поселяется в доме врага: он - гувернер в семье де Реналя.

Горе тому, кто беспечен в стане врагов! Не проявлять мягкосердечия, быть бдительным, осторожным и
безжалостным, - приказывает себе ученик Наполеона.
Во внутренних монологах он вновь и вновь старается
проникнуть в тайные, истинные помыслы всех, с кем
его сталкивает жизнь, и постоянно критикует себя, вырабатывая линию своего поведения - самую верную
тактику. Он хочет быть всегда устремленным к своей
цели - подобным обнаженному клинку. Он победит,
если будет насквозь видеть противников, а они никогда
не разгадают его. Поэтому следует не доверять ни од-
ному человеку и опасаться любви, притупляющей недоверие. Главным тактическим оружием Жюльена должно стать, притворство. Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. И именно, притворство, лицемерие может помочь в удовлетворении его честолюбия. Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Естественно, что вторая, бунтарская сторона натуры Сореля не
может мирно ужиться с его намерением сделать карьеру святоши. Он
способен ко многому себя принудить, но учинить до конца это насилие,
над собой ему не дано. Для него становятся чудовищной мукой семи-
нарские упражнения в аскетическом благочестии. Ему приходится напрягаться из последних сил, чтобы не выдать своего презрения к аристократическим ничтожествам. Он беспощадно насилует себя: нелегко стать
тартюфом-иезуитом. Стендаль считал главы, посвященные семинарии-
сатирическую картину, производящую впечатление объ-
ективнейшего исследования, - наиболее удачными в ро-
мане. Эта высокая оценка, вероятно, объясняется не
только силою сатиры, но и тем, что писатель удивительно пластично и точно изобразил жизнь Жюльена
в семинарии как битву, в которой юноша побеждает
самого себя. На такие усилия способен только необык-
новенный человек, говорит автор романа. Железная
воля Жюльена подавляет его неистовую гордость, за-
мораживает его пылкий дух. Чтобы сделать карьеру,
он будет самым безличным из семинаристов, бесстраст-
ным и бездушным, как автомат. Юноша, способный на
подвиги, решается на нравственное самоубийство. Битва Жюльена с самим собою - важнейшая сто
рона романа. «В этом существе почти ежедневно буше-
вала буря», - замечает Стендаль, и вся духовная история честолюби-
вого юноши соткана из приливов и отливов неистовых страстей, кото-
рые разбиваются о плотину неумолимого «надо», диктуемого разумом и
осторожностью. В этой раздвоенности, в конечной неспособности пода-
вить в себе гордость, врожденную честность и кроется причина того,
что грехопадению, которое поначалу кажется самому Сорелю возвы-
шением, не суждено свершиться до конца.

Стендаль создал самые поэтические во французской реалистической литературе образы женщин чистых и сильных духом. Именно в отношениях с ними ярче всего проявляется развитие характера Жюльена Сореля. Свою связь с высокопоставленной супругой господина де Реналь
он затевает поначалу по образцу тщеславного книжного донжуана.
Сделаться возлюбленным жены мэра - для него вопрос «чести». Но и
первая ночная встреча приносит ему лишь лестное сознание преодолен-
ной трудности. И только позже, забыв об утехах гордыни, отбросив
маску соблазнителя и погрузившись в поток нежности, очищенной от
всякой накипи, Жюльен узнает настоящее счастье. Но это опасно: отбросив личину, он безоружен!

То же повторяется и в салоне маркиза де Ла
Моля, с одной лишь разницей: на этот раз Жюльен
находится в самом сердце вражеского лагеря.
Теперь речь идет уже не о жене провинциального
дворянчика, а о дочери крупного вельможи,
парижского ультра, близкого к правительствен-
ным кругам. И гордая Матильда - воплощение
этой среды.

Поэтому схватка гораздо более жестокая, ибо
тут и ставка выше, и страдания Жюльена от комп-
лекса неполноценности острее. Получив письмо,
в котором Матильда признается ему в любви, он
пьянеет от радости: "Он пережил сладкую минуту;
он шел куда глаза глядят, обезумев от счастья".
Но счастлив он главным образом потому, что
вопреки невыгодному положению, в которое
он поставлен своей социальной принадлежностью,
ему удалось доказать свою силу, одержав победу
над "неприятелем". "Итак, - вырвалось у него,
ибо переживания его были слишком сильны и он
был не в состоянии их сдержать, - я, бедный кресть-
янин, получил объяснение в любви от знатной
дамы!" Та же мысль приходит ему в голову,
когда он осознает, что взял верх в сердце Матильды
над своим блестящим соперником маркизом
де Круазенуа. И опять через несколько дней расчеты много
честолюбца отодвинуты в тень испепеляющей страстью. Он мучитель
но переживает охлаждение Матильды. Притворные ухаживания за
благочестивой вдовой маршала де Фервак, казалось бы, могут без тру-
да проложить ему дорогу к епископской мантии. И в этот момент
становится ясно, что долгожданный карьерный успех, венчающий все интриги, не имеет для него особой цены, что у него нет такой уж неутомимой жажды властвовать и снушать почтение, что самое большое его утешение – в любви Матильды.

"Человек XVIII столетия, заблудившийся в героической эпохе Наполеона", - эти слова К. Стрыенского, сказанные о великом французском писателе Стендале, с полным правом можно отнести и к герою его знаменитого романа "Красное и черное".

Жюльен Сорель, подверженный, как и многие молодые люди того времени, влиянию личности величественного императора, испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, которая и определяет в целом трагичность его образа.

История героя была во многом списана автором с судьбы реально существовавшего человека. О приговоренном к казни молодом человеке, сыне крестьянина, решившем сделать карьеру, служа в семье местного богача, Стендаль узнал из газет. Успешно начавший карьеру гувернера, Антуан Берте, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место" Мало того, он был изгнан из духовной семинарии, а позже - со службы в парижском аристократическом особняке, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина. Окончательной точкой в полосе неудач оказалось письмо бывшей хозяйки, госпожи Мишу.

В отчаянии молодой человек стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается покончить жизнь самоубийством. Стендаль взял за основу своего романа этот сюжет, но значительно изменил и углубил его. Жюльен Сорель воплотил в себе все характерные черты своей эпохи, и в истории его жизненного пути лежат не простые честолюбивые желания, а сложные душевные терзания, сомнения, борьба с несправедливостью общества и собственными заблуждениями. Именно на истории духовной жизни героя, становлении его характера, столкновениях с социальной средой и строится сюжет "Красного и черного".

Наделенный чуткой душой, Жюльен постоянно анализирует происходящие события, оценивает себя и свою роль в них, сомневается и обдумывает каждый свой шаг, прежде чем решиться на какой-то поступок. Поэтому главное, что выделяли в романе критики и исследователи творчества писателя, это тонкий психологизм, "точное и проникновенное изображение человеческого сердца".

Герой Стендаля, вынужденный жить в мире корысти и наживы, которым являлось высшее общество XIX века, сам резко отличается от своего окружения. Талантливый молодой человек, абсолютно равнодушный к деньгам, Жюльен Сорель обладает безудержной отвагой и энергией, честностью и твердостью духа, упорством в продвижении к цели. Будучи представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия, герой вместе с тем не хочет мириться со своим жалким положением. Он стремится изменить если не мир, то хотя бы свою судьбу.

Стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, Жюльен мечтает быть подобным этой гордой птице. "Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же..." Наполеон является для героя Стендаля высшим образцом того, как один человек способен возвыситься над окружающим миром. И хотя по духу Сорель ближе к революционерам, считает революцию своей настоящей стихией, безумное честолюбие увлекает его в противоположный лагерь.

Жюльен строит дерзкие планы достижения славы. Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в своих силе, воле, энергии и талантах, он нисколько не сомневается в успехе. Однако прямым и честным путем добиться признания в ту эпоху было невозможно. Отсюда и сложная душевная борьба героя.

Противоречия, вызванные сочетанием в душе Сореля революционных, независимых и благородных стремлений и честолюбивых желаний, ведущих на путь лицемерия и обмана, определяют внутренний драматизм этого образа. Жюльен, по словам Роже Вайяна, "вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал". Стремясь к признанию и славе, герой постигает истинную сущность власть имущих. Войти в этот мир - значит самому погрязнуть в моральной нечистоплотности, ничтожестве, корыстолюбии и жестокости. Еще до конца не осознавая всего, Сорель все же стремится в этот мир. И только став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, он понимает истинную бессмысленность своих стремлений.

Достигнув желанного счастья, Жюльен не стал счастлив по-настоящему. Потому что живая человеческая душа его ищет большего - светлого, чистого, высокого, того, чего просто нет в мире власти и больших денег.

Герой понимает иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, к нему возвращается осознание истинных ценностей: любви, дружбы, доброты, человечности. Его начинает тяготить та светская маска, которую он вынужден носить, - маска озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя. Ведь за этой маской скрывается чувствительная, благородная, добрая душа. И возродить эту душу герою помогает любовь к Луизе де Реналь.

К сожалению, окончательному возрождению души Жюльена суждено было произойти под влиянием трагических событий. В смятении чувств, вызванном компрометирующим его письмом Луизы, он стреляет в женщину, которую любит. И в этот момент герой испытывает настоящую бурю противоречивых чувств: с одной стороны - истинная всепоглощающая любовь к Луизе, с другой - разочарование в той, что обманула его святую веру, предала его, осмелилась помешать карьере. И все же чистая душа Жюльена Сореля побеждает, он возвращается к своей настоящей сущности, к своей природе. Меняя свое отношение к карьере, к самому высшему обществу, он меняет взгляд и на окружающих его людей, в частности на Матильду де ла Моль, на брак с которой так рассчитывал в порыве честолюбивых стремлений.

Теперь блистательная аристократка предстает перед ним в своем истинном обличье, таком похожем на весь мир ла Молей, де Реналей, Вально и им подобных. Теперь ему открывается и истинное отношение к нему всех этих господ. Потому на суде он открыто бросает в лицо своим судьям грозную правду: его судят не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, осмелился восстать против своей жалкой участи, мечтая занять достойное его место в мире.

К сожалению, преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена Сореля приводят его на гильотину: он отклоняет предложение Матильды и отказывается от спасения. Сложная борьба, происходившая в душе героя, окончательно измотала его. Жизнь теперь кажется Жюльену бесцельной, он ею больше не дорожит и предпочитает смерть.

Стендаль не смог решить, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь, и потому гибель для него - единственный и неизбежный выход.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то