Единое происхождение теонимов яхве и зевс. Яхве — Бог Ветхого Завета

Евреи - потомки прокаженных и пастухов-гинксосов. Моисей - последний чиновник династии Эхнатона-Соломона, строителя Первого Храма. И многоликий Яхве-Адонай-Иегова – семит, впитавший в себя культы Бахуса-Либера (дочери Семелы), египетского местного божка Атона-Йати, олицетворяющего солнечный диск, кровавого бога Баала и синайского бога вулканов Йеху

(Иегова или «Сущий" - надпись на иврите в кафедральном соборе Бурже, Франция)

«Единство, возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью...
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней...»
Тютчев , «Два единства»

Пастушки и египетский чиновник

Плутарх в «Застольных беседах » (Кн. 4, в. VI) однозначно идентифицирует бога иудеев с Дионисом – бога виноделия, оргий и религиозного экстаза, в римской традиции известным как Бахус или... Либер .

В греческой мифологии известный и как Вакх , это был первоначально фракийский бог, культ которого греками был перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно. По преданию Вакх являлся сыном дочери фиванской царя Семелы и Зевса.

Сложно сказать однозначно, о чем говорит утраченная (уничтоженная?) часть «Застольных бесед», но получется, что Вакх (он же Либер) – «фиванец, рожденным Семелой» или… семит? Если вспомнить не о греческих Фивах, а о Фивах в Египте , то город (древнеегипетский Уасет, греч. Thebes) известен с III тысячелетия до н.э. Своего наивысшего расцвета город достиг с начала Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.), что совпадает с временем первого упоминания о Фивах в Греции. Фивы стали политическим и религиозным центром Египта, границы которой на юге вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Фивы являлись центром культа бога Амона , мифология о котором перекликается со сборными мифологемами иудаизма - культа «бежавших из плена египетского ».

Согласно иудейской мифологии «Ветхого Завета», ставшего сборником преданий множества народов, проживавших на Ближнем Востоке, «Исход» произошел в XV в. до н.э. Так «сыны Израиля» вышли из Египта за 480 лет (~ 5 веков) до начала «строительства Храма Соломона» в Иерусалиме (3Цар.), возведение которого условно принято относить к X в. до н.э.

Однако с точки зрения исторической школы Исход мог иметь место в 13 в. до н.э, поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха ) впервые появляется имя Израиль . В пользу поздней датировки говорит и тот факт, что «израильтяне» вышли из Египта через Красное море потому, что сухопутное сообщение с Ханааном было перекрыто филистимлянами (Быт. ), которые появляются не раньше XIII в. до н.э.

Культ иудаизма мог выделиться из монотеистичного культа Атона , который взял свои корни из поклонению древнеегипетскому богу Солнца, затем царю богов и покровитель власти фараонов Амону .

Вполне возможно, что за фигурой Осарсефа скрываются исторические воспоминания о правлении Эхнатона (вычеркнутого из официальных анналов), о вторжении в Египет пастухов- гиксосов , основателей XV и XVI династий. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов. Около 1600 до н. э. Камос , последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев. Вопреки советам он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису - своему опорному пункту на границе с Палестиной . Камоса наследовал его брат Яхмос I (основатель XVIII династии). После трехлетней осады он захватил и разрушил Аврис, изгнав гиксосов в Азию. Но обслуживающая их «челядь» в Египте осталась.

Фигуру Осарсефа еще возможно связать с тираническим правлением визиря – сирийца Ирсу . По воле неизвестного фараона он был наделен властью и вынудил весь Египет выплачивать ему дань. Чтобы грабить имущество сельского населения, «сириец » «объединил своих соплеменников, они относились к богам, как к людям, не правились жертвоприношения в храмах» (Папирус Гарриса ). В его биографии есть явные сходства с библейским Иосифом. Ян Ассман считает вероятным, что Осарсеф (Иосиф?) есть коллективная фигура, соединившая обрывки разрозненных исторических воспоминаний.

Фрейд пишет, что после уничтожения XVIII династии и падения популярности монотеистической религии Атона, Моисей, ради сохранения своего привилегированного положения и поддержания веры в единого бога Солнца, возглавляет «оппозицию», состоящую из прежней «эхнатоновской элиты» из немху («сирот», «прокаженных ханаан» или представителей остатков «челяди пастухов-гинкосов»? ). Введя среди них традиционный обряд обрезания, принятый у традиционной элиты Египта по гигиеническим соображениям, осуществляет беспрепятственный «исход» секты атонитов-немху с территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, последователи атонизма иудеи привносят этико-религиозные элементы в предшествующий ему культ бога синайского вулкана - Яхве и развивают идею Мессии. Имя Атона приобретает звучание Адонай (ивр.

אדני ‎ , «Господь»).Яхве Иегович Ишкуров
«Когда в середине I тысячелетия н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай . Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовашее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова)»
И.Ш.Шифман , «Во что верили древние евреи?», Атеистические
чтения: Сборник. - М., Политиздат, 1988. - 343 с., ил. (С.182-183)


В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для арамейского «древнееврейского» типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве́. Словарь Брокгауза и Ефрона , и другие словари сообщают, что правильнее произносить русское написание «Иегова» как Его́ва. По старым правилам буква «и» в начале слов перед гласными употреблялась вместо нынешней «й». Написание слова осталось старым, а произношение было забыто (в связи с 70-летием официального атеизма).

В «Ветхом Завете» упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия (Иеремия 7:17-18, 44:17). Археологические частый находки статуэток Ашеры также говорят о широком распространении её культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н.э. Однако, среди исследователей наблюдается путаница между именами богинь Ашеры (жены бога Эла ) и Ашторет (Иштар-Астарты ), которые различаются в угаритской мифологии.




Яхве, он же Йеху, он же Посейдон, он же Баал, требующих человеческих жертвоприношений

Яхве (Йехи, Эл или его сын Эль , Эа , Ил , Илу , Элохим , Аллах ) - верховный бог сутиев -амореев , отожествлялся с богами - шумерским Ишкуром и аккадским Ададом . Почитался и некоторыми народами Ханаана , в частности, отождествляется с Илу - верховным богом г.Угарита . Священным животным Эля считался бык, как символ плодородия и мудрости, у палестинских пастухов ассоциировался с золотым тельцом. Эль изображался в виде милосердного старца, отличительными чертами которого являются пассивность и бездействие.

Почитание Яхве было распространено среди «первобытных иудеев» и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именем Йево и в городе под именем Йехи (Йихави ). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баале , быке-силаче, верховном хозяине и боге грозы, требующим человеческих жертвоприношений. Почитался Баал в финикийском Карфагене (Ганнибал означает «любимец Баала», от него же происходит и имя Балтазар ). Баал женат на своей сестре Анат . В греческой миф. известна под именем Артемида . Баал являлся сыном угаритского Илу. Имя «Илу» перешло в иврит в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнего местного союза племён и покровителем Эдома . Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу .

В общей западносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа. Общая путаница в родственных мифологиях в том, что согласно других легенд Эа был противником грозного Энлиля (в Библии названого Яхве), наславшего Всемирный Потоп . Такая путаница типична для родственных, но не совпадающих мифологий, ср. Уран /Зевс у греков и Дьяус /Индра у индоариев.

Яхве (Ягве) – у южных палестинских племен являлся дух божества синайского вулкана Хорив.



Как мы понимаем, с распространением торговых отношений на этой территории происходило синтетическое сращивание мифологий и создание единого культа жрецов и торговцев.

При XVI династии «царей-пастухов», захвативших Египет кочевников-гиксосов , пришедших с Синая, Сет был отождествлён с их богом Ваалом /Баалом, местом его культа как главного бога стала их новая столица Аварис .

Сет первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в имена ряда фараонов. Являясь покровителем ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, позже был демонизирован, став антагонистом Хору и персонификацией мирового зла или «сатаной» (Сет/сатана). При этом Хор и Сет могли сливаться в единое двухголовое божество Херуифи (очевидно, это в иудаизме это божество трансформировалось в «херувимов», попутно впитавших в себя мифологию различных местных крылатых богов ). Изображения крылатых существ в целом оказались широко распространены в религиозной символике. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа ).





С именем Яхве связана и Астарт , которая в Финикии почиталась как главное женское божество, «Божественная мать», дающая жизнь, мать-природа, имеющая 10 тыс. имён. У финикийцев была связана с луной и Венерой .



гаргуильи на готических | рогатый Моисей | Рогатая Итар
храмах, которые строились
на средства тамплиеров

Представлялась в виде женщины с рогами, символизирующую полумесяц осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца – перекликается с египетским Атоном), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга - Таммуза, который также был её сыном. Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана с Венерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит или Люцифер (отсюда и другое ответвление монотеизма – поклоняющегося «истинному богу Люциферу» - в частности, это «теософия» Блаватской ).


шестикрылый Люцифер Бафомет и его один из средневековых вариантов

По одной версии, отсюда же произошел и культ поклонения «Бафомету »/Баалу, в котором были , слишком много времени проводившие с «книжниками» на «Храмовой горе». Отметим особенности фигуры «Бафомета», напоминающие собой особенности фигуры Эхнатона.



Отсюда же идет и люцеферианская мистика иудо-большевиков

Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (1567-1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты - Урании , изображаемую в окружении львов и лебедей.

Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту-Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней - воительницей, дочерью бога - творца Ра.



Весь этот сонм местных богов не без участия челяди фараона-мутанта Эхнатона и вобрал в себя собирательный образ «еврейского бога Йеху-Либера».

продолжение следует...

______________
Jan Assmann , Andrew Jenkins , «The mind of Egypt: history and meaning in the time of the Pharaohs» p.227

«Элефантинские папирусы», Bezalel Porten , with J.J. Farber , C.J. Martin , G. Vittman , editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change, Brill Academic, 1996

William G. Dever , «Did God Have a Wife?», Eerdmans, 2005, Thomas L. Thompson , Salma Khadra Jayyusi «Jerusalem in ancient history and tradition», p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004

Немировский, А.И . «Мифы и легенды Древнего Востока», 2000, 544 с

Циркин Ю.Б. «Мифы Финикии и Угарита», М.: АСТ, 2003

Покровитель, бог евреев Яхве - это бог Ветхого Завета, который имел множество имен. Его культ существовал еще до соединения еврейских племен в Израиле.

Культ бога Яхве

Изначально народ, почитавший Яхве, жил в иудейском племени. Остальные еврейские племена чтили других богов - Шаддая, Аната, Таммуза, Молоха. Яхве тогда изображали в виде быка и льва. После того, как потомки Иуды стали зачинателями объединения всего народа Израиля, именно это божество стало покровителем целого Израильского царства. Изменился при этом и его внешний вид - бык теперь превратился в человека.

Евреи считают, что бог Яхве обитал на следовательно, именно там проходили и богослужения, которые включали непременные кровавые жертвоприношения. В жертву при этом приносили как животных, так и людей, которые в основном являлись врагами еврейского народа.

При этом Яхве часто общался напрямую с людьми, с неба спускаясь в виде огненного столба или света. Особенной его любовью пользовался Моисей - именно ему этот бог назвал впервые свое имя, потом помог свой народ увести из Египта, кроме того, подарил скрижали с заповедями. Данные события описаны подробно в Ветхом Завете.

Интересно, что современные исследователи, изучавшие подробно Новый и говорят, что в данных частях Библии бог Яхве описан совсем по-разному, при этом расходятся также и некоторые основные события, такие как сотворение мира. Поэтому возникло огромное количество предположений, кем была эта высшая сила. По версиям части исследователей это был требующий кровавых жертв, жестокий демон.

По второй версии бог Яхве получил внеземное происхождение. Имеется несколько фактов, которые доказывают данную теорию:

  • изображение летательного дискообразного аппарата встречается на росписях храмов и старинных иконах;
  • в книге Иезекииля описание «Славы Господа» удивительно напоминает описание современного летательного аппарата;
  • правила бога Яхве предполагают, что он может заразить человека тяжелыми болезнями, а также вылечить его;
  • Яхве к людям обращается «сыны человеческие», при этом от них дистанцируясь.

Сегодня народ, почитавший одного бога Яхве, это только небезызвестные свидетели Иеговы.

Западносемитская мифология

Встречаются источники, в которых говорится, что всевышний имел супругу, точнее, сразу 2 супруги. Это - Ашера и Анат. По мнению части исследователей, у древних евреев во время перехода к монотеизму он был единственным богом, при этом имеющим супругу. Часть источников указывает, что ею была Анат, другая часть — Ашера. При этом в Ветхом Завете было упомянуто о поклонении евреев «Царице Небесной» — именно против этого боролся

В то же время археологические данные говорят о том, что ее культ был широко распространен в Палестине примерно до VI века до н. э. Не смотря на это среди исследователей есть путаница между именами самих богинь, различающихся в угаритской мифологии.

Соответствия с прочими божествами

Скорее всего, почитание его было распространено не у одних древних евреев, кроме того, оно встречалось еще у некоторых западносемитских племен. Например, у финикийцев он обозначается именем Йево. Также он отвечал за стихию моря и был покровителем Бейрута, где позже были обнаружены тексты, полностью посвящённые Йево. Они были созданы под влиянием различных мифов о Баал-Хаддаде, сыне Илу.

У последнего имя в иврит перешло в нарицательной форме, непосредственно в значении «бог», в то время как функции Илу вобрал Яхве. Покровителем израильского союза племён он считался в Палестине и, скорее всего, там же был покровителем Эдома. Борется с левиафаном и морем (Йамму) и одерживает сокрушительную победу. В Ханаане и Угарите бог Яхве назывался Йамму — он был побеждённым при сражении с Баалом.

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Яхве (обычно в синодальном переводе «Господь») — это монотеистический личный Бог народа Израиля, который вывел евреев из Египта, а также Моисею дал божественный Закон. Интересно, что культ Яхве противопоставляется отрицательно оцениваемым культам остальных семитских божеств. При этом история взаимоотношений жителей Израиля с этим богом составляют основной сюжет Ветхого Завета.

В Библии Яхве на самом деле участвует в жизни Израиля и прочих народов, даёт заповеди, открывается пророкам, а за непослушание наказывает. Восприятие личности этого ветхозаветного бога отличалось в разных философских и религиозных учениях. Например, с точки зрения христианства подчеркивалась его преемственность в сравнении с понятием всемогущей высшей силы.

Христианство

Имя Яхве в ортодоксальном христианстве приличествует всем 3-м лицам Божества. Стоит отметить, что Моисею и пророкам под именем Яхве являлся Сын Божий (до воплощения Иисус). Яхве — законодатель, творец мира, божество, защитник, могущественный и верховный владыка. Синодальный перевод при этом передает тетраграмму словом «господь».

В христианском мире произношение «Иегова» используется уже около 200 лет, хотя во многих переводах на русский язык Библии встречается достаточно редко и заменено на прочие имена (в большинстве своем на "господь").

(19 голосов : 4.7 из 5 )

Вопрос:

Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов - «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Борис

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: ; ; Вт.9:26; и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение – Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом – йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф – имя Ему» (). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» (); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ().

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ().

Согласно Библии, вначале ничего не было и только Дух Божий носился над водой. При всей философской глубине этого образа (и даже не ставя это под сомнение, хотя и не принимая буквально) и при всем уважении к Библии, обратимся к шумерскому варианту, на сходство с которым обратил внимание Зенон Косидовский . Там бог сидел на яйцах и высидел таким образом весь мир. Не очень убедительный механизм эволюции Вселенной. Финно-угорские же мифы свидетельствуют конкретно: бог-демиург (у коми Ен , мар. Кугу Юмо , удмурт. Инмар , об.-уг. Нуми-Торум ) велел птице, плавающей в первичном океане или своему младшему брату в образе птицы (у коми Омоль , мар. и удмурт. Керемет , манс. Куль-Отар ) достать со дна землю. Эта птица (будем называть ее уткой) нырнула, достала со дна землю и отдала ее богу, который сотворил из нее весь мир. Есть вариант, в котором эта утка утаивает в клюве часть ила и из зависти к богу сама творит из этого ила ту часть мира, которая вредна человеку (в противоположность богу) . Вот, кстати, мотив противостояния Бога и Сатаны в иудаизме , христианстве и мусульманстве или Ормузда (Ахура-Мазды) и Аримана (Ахри-Манью) в зороастризме (правда, считается, что именно зороастризм иранцев повлиял на эти финноугорские мифы). Есть вариант, по которому утка ныряла три раза - вот мотив создания мира за несколько этапов (за шесть дней в Библии).

Возможно, первоначально миф был примерно следующим: бог попросил утку достать землю со дна океана, по которому она плавала. Та проделала это несколько раз, а бог последовательно строил Вселенную. Затем утка на сотворенной земле снесла яйца и высидела из них другие объекты только что сотворенного мира. Например, снесла Золотое Яйцо, из которого впоследствии вылупилось Солнце (см. русскую сказку о «курочке рябой» и обычае красить яйца на Пасху), правда, перед этим яйцо было похищено хтоническим животным (в русской сказке его символизирует мышь). Вот мотив похищения Солнца Змеем и последующей борьбы бога со Змеем (в Библии - битва Яхве с Левиафаном). Мотив похищения (проглатывания) Солнца хтоническим животным присутствует, по-видимому, и в сказке о Петушке-Золотом Гребешке, украденного лисой, а также в сказке о Колобке (см. обычай печь на Масленницу круглые блины, символизирующие Солнце). Кстати, более вероятно происхождение этого мотива именно в арктической зоне, поскольку только в Заполярье Солнце действительно временно «умирает» или «похищается».

Впрочем, близким к оригиналу может быть и шумерский миф, если уточнить, что мир высиживала Утка. В космогонических мифах индоариев мир тоже вышел из яйца (чем не современная «точка сингулярности», из которой образовалась Вселенная - причем версия с яйцом, пожалуй, более реальная).

В эскимосских мифах птица играет тоже важное значение, но это не Утка, а мудрый Ворон - посланник бога. Мотивы «божьих посланников» имеются также в иудейской (ангел - посланник бога), древнегреческой (aggelos - «вестник») и арийской (ангирас) мифологиях. А настоящим «перекидным мостом» между эскимосским Вороном-посланником и иудейским ангелом является сходно звучащее армянское слово аграв - «ворона». Это еще один аргумент в пользу индоевропейского «посредничества» во влиянии на мифологию Древней Передней Азии мифологии народов Арктики. Следует отметить, что армянская мифология (как и русские сказки) очень интересна тем, что в ней присутствуют именно реальные животные, что является характерным для палеоазиатских, африканских и других народов с архаичной мифологией.










Решаем задачу, страница 90 Объединения северного и южного Египта – 3000 год до н.э. Решение: 3000 лет – 1000 лет = 2000 лет Единое государство израильтян – X век год до н.э.


Наиболее древняя часть Библии – Ветхий завет - содержит... Древние евреи… Еврейские предания и мифы Еврейские мифы, предания, рассказы о старине Еврейские предания, мифы, рассказы о старине, древние законы, предписания.. Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам В отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию




Назовите принцип, объединяющий слова Моисей, заповеди, скрижали, завет А) Моисей дал людям заповеди, записал их на скрижалях и назвал заветом Б) Бог вручил Моисею скрижали, где были записаны заповеди, а люди заключили с Яхве завет, обещая выполнять данные им заповеди В) люди заключили с Моисеем завет о выполнении записанных на скрижалях заповедей





Что будем выяснять на уроке:. Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?


Творческая задача: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тысячи лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук. - Предположите, почему железных изделий было так мало.


Освоение железа В X веке до н.э. ремесленники стали широко использовать железо. Что изменилось с появлением железа? Подтвердите свои предположения текстом учебника на стр.81, вступление к главе 5. Египетские инструменты Ассирийские инструменты


Рассмотрите рисунок и опишите вооружение ассирийских воинов. В какой стране вы уже встречались с ним? Ассирийское войско


Ассирийцы усовершенствовали флот и научились долгое время проводить под водой при помощи кожаных бурдюков. Ассирийское войско


Завоевания ассирийских царей. Территории каких известных вам государств завоевала Ассирийская военная держава?


1. С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? 2. Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? 3. Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? 4. Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? Работа с первоисточником «Из анналов Салманасара III (гг. до н.э.)


При царе Ашшурбанапале была собрана большая библиотека в царском дворце. В ней хранились вавилонские и ассирийские мифы и предания и астрономические трактаты записанные на глиняных табличках. Ассирийцы могли различать светила и созвездия. Искусство и наука Ассирии Статуя бога-шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.



Домашнее задание: п. 17, задача



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то