Русская художественная культура xviii века. Русская культура XVIII в




  • Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса.
  • Рококо - порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии.







  • Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684-1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.





  • Другим ярким выразителем этого художественного стиля был (1703-1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии.
  • Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов.
  • Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.





  • Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (1732–1806), французский живописец и график.
  • Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
  • Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, “Праздник в Сен-Клу”, 1775, “Поцелуй украдкой”).
  • . Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света.





  • Ланкре (Lancret) Никола (22.1.1690, Париж, - 14.9.1743, там же), французский живописец, представитель искусства рококо.
  • Испытал сильное влияние А. Ватто,"мастер галантных сюжетов".
  • Ланкре писал в духе рококо “галантные сцены” (“Галантная беседа”, пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, портреты (“Танцовщица Камарго”)
  • Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа "Компания в парке", "Пастораль", "Купание", "Ловцы птиц".


  • Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
  • Даже для самого костюма рококо характерен орнамент с мотивом этой самой раковины. В этот период полностью меняется цветовая гамма, появляются ткани пастельных тонов – белого, голубого, розового. Платья шьют из атласа и сатина.




  • Женская причёска (см. подробно -претерпела значительные изменения.
  • Так, в 1720-1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.
  • Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта.


  • Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, - будь то роскошная маркиза де Помпадур , добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились -«бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».




  • Прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически «куафюры»- уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней.








  • Эпоха рококо принесла моду на бледные, маловыразительные (по сравнению с эпохой барокко) цвета: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.
  • Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати.
  • Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски.

  • С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 в. сменился новым художественным направлением - красочно-нарядным, изысканным рококо.
  • В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
  • Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму.
  • На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель - утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков.
  • Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки...



Интерьер стиля рококо

Стиль Рококо, просуществовавший довольно незначительное время, тем не менее тоже внес свою лепту в интерьерную живопись.

Росписи стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная "женская тема" - цветы, гирлянды, "путти"-ангелочки. Наиболее характерный образец - дворец Ротшильдов во Франции.




  • Франсуа Куперен
  • Французский композитор. Происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали «le grand» - «великий», стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются "Королевские концерты" (Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты "Нации" (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый "Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли" (Concert instrumental sous le titre d"apotheose composea la memoire immortelle de l"incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату "Парнас, или Апофеоз Корелли" (Le Parnasse ou l"apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б. Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал "Les Ordres" («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов. Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
  • http://blogs.mail.ru/list/bastis/56A786120173E778.html

Ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку; накопление знаний дало возможность перейти к открытию законом развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. впервые прозвучала критика отдельных сторон крепостнического строя, а в конце века первый русский революционер А. Н. Радищев призвал к уничтожению рабства и самодержавия. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со странами Европы.

Так, на смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова ratio - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя.

В рамках истории русской культуры XVIII в. обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина - вторая половина XVIII в., когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить в основном традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой.

В русском искусстве первой половины - середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия - классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в: в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде - двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-мстрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей - Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М. В. Ломоносов

Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его Ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, математик М. Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Общественная мысль

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.- с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П. П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свейской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И. Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

В середине - второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н. И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А. Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие как А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин и др.

Быт и нравы

После посещения стран Европы и возвращения из Великого посольства Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе - «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Архитектура

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом - здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д. В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое, М. Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И. Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся.

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами…

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В. И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В. И. Баженова М. Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Скульптура

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине - классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли - отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов,- Ф. И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, 3. П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов - «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы - памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М. В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник - памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконе.

Живопись

Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи - передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А. П. Антропова: А. М. Измайловой, Петра III. Близок к А. П. Антропову по живописной манере И. П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н. И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина, В. И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А. Ф. Зубов), мозаика (М. В. Ломоносов), пейзаж (С. Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А. П. Лосенко). В акварелях И. А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок.

Театр

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

XVIII столетие в мировой истории - это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма - стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны - дворцовые комплексы, лепнины и рельефы - рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера - ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра - предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля - классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

Подробное решение параграф § 30–31 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016

Стр. 188, Ключевые вопросы перед параграфом

Как развивались на российской почве стили европейского искусства? Как закладывались основы российской архитектурной школы?

На российской почве стили европейского искусства развивались успешно в благоприятных условиях. Возросла потребность в произведениях искусства у дворян, при императорском дворе, у вельмож, купцов. Большое значение для развития искусства имело открытие Академии художеств в 1757 году. На обучение в Академию принимались способные молодые люди из разных сословий, потом они направлялись за границу, где воочию знакомились с произведениями европейских мастеров разных эпох. Так закладывались основы российской архитектурной школы.

Стр.197 Вопросы внутри параграфа

1.Вспомните и назовите известные постройки в стиле барокко в городах Европы. Что для них характерно?

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме.

К французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Для искусства Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Этот стиль раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Для него обычны контрасты, противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, и духовного и телесного, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, захватывающие страсти, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, асимметрия, монументальность, декоративность, парадность, помпезная пышность.

Стр. 200 Вопросы внутри параграфа

Банкетинг-хаус в Лондоне (1619- 1622 годы).Архитектор Иниго Джонс

Стр. 210 Вопросы после параграфа

2. Подготовьте сообщение об архитекторе Ф. Б. Растрелли. Объясните, в чем состоит его вклад в развитие российской архитектуры.

Франческо Растрелли

Дата рождения: 1700 г.

Место рождения: Париж, Франция

Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко.

Франческо появился на свет в Париже в 1700 г, но точная дата неизвестна. Он продолжил род деятельности своего отца, бывшего довольно известным скульптором. Отец, Бартоломео, трудился при дворе Людовика Четырнадцатого, а когда тот скончался, получил приглашение в Россию. Франческо получил первые уроки своей будущей профессии на постройке дворцов для А. Меншикова. Для более корректного и качественного обучения он несколько раз стажировался в Европе.

После возвращения последовали самостоятельные работы – одной из них считается не особенно примечательный дворец для молдавского князя Д.Кантемира. Тем не менее, и это было успехом, хотя за двадцать лет жизни в России это была всего лишь первая работа.

Следующие строения – в Курляндии – были более интересными и показали, что Франческо развивается и прогрессирует. Это также были дворцы, которые открыли архитектору путь к сердцу русских императриц. Сначала это была Анна, а вскоре и Елизавета. Хотя до этого он уже возвел несколько строений для царственных особ, все же именно за курляндские дворцы получил звание обер-архитектора.

Для знакомства с классическим русским стилем Франческо несколько раз бывал в Москве. После возвращения он получил заказ на создание Петергофских дворцов. Выполнял он его около пяти лет, и еще не закончив, получил следующий – уже в Царском Селе.

Параллельно разрабатывал проект в Киеве. Нужно сказать, что для построек в отдалении от столицы привлекали других специалистов, хотя Франческо осуществлял общее руководство.

Узнав о знаменитом императорском сотруднике, все знатные персоны Петербурга уговаривали его построить и обставить жилище для них. Ингода архитектор удовлетворял эти просьбы – так появились дворцы Строгановых а также Воронцовский. Но вершиной карьеры стали, конечно, Смольный монастырь и ансамбль Зимнего. Проект Смольного значительно отличался от того, что получилось в реальности. На бумаге отсутствовала ставшая знаменитой высокая колокольня. В это время Франческо жил на Невском, и неподалеку начал возведение Гостиного двора. Оно скоро было остановлено, так как возникли проблемы со стоимостью проекта и излишествами в проектировке.

После смерти Елизаветы барокко сдал свои позиции, потерял их и архитектор. Сначала он уехал в Италию, а по возвращению поселился в Курляндии, где также занимался поручениями Бирона. О последних годах жизни зодчего неизвестно, есть данные только о том, что он провел их в Литве.

Достижения Франческо Растрелли:

Выстроил восемь дворцов, ставших культурным достоянием

Соединил воедино барокко и нарышкинский стиль

Даты из биографии Франческо Растрелли:

1716 г. переезд в Россию с родителями

1725 г. стажировка в странах Европы

1730 г. возведение дворцов для герцога Бирона

1738 г. стал обер-архитектором

1740 г. поездки в Москву для знакомства с русским стилем

1747 г. начало постройки Петергофского дворца

1748 г. начало работы над Смольным монастырем

1750 г. ремонт в Стрельне

1754 г. Зимний дворец

1758 г. закладка Гостиного двора

1771 г. скончался

Интересные факты о Франческо Растрелли:

При составлении списка строений, созданных им, Франческо приписал себе все творения отца. Правда, во время их постройки он все-таки был участником работ.

Был приятным и доброжелательным в общении, но деспотичным в работе.

Более ста лет не разрешалось строить здания выше, чем Зимний дворец.

Местонахождение могилы зодчего неизвестно.

При постройке использовал в качестве фундамента мощные платформы, что делало строения устойчивыми даже при перепланировке в последующем.

3. Используя иллюстрации учебника, дайте описание одного из известных сооружений XVIII в. в стиле классицизма. Чем оно привлекало людей своего времени, чем интересно для современного зрителя?

Сооружение XVIII в. в стиле классицизма – Екатерининский дворец в Царском селе Дж. Кваренги – привлекало людей своего времени правильностью и простотой форм, монументальностью и стройностью, этим же интересно и современному зрителю.

Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752-1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.

4. Охарактеризуйте достижения скульптурного искусства в России во второй половине XVIII в. (обратите внимание на скульптурные портреты, образцы скульптурной и парковой скульптуры, памятники). Какие произведения вы назовете наиболее значительными по художественным достоинствам, производимому ими впечатлению? Аргументируйте свою точку зрения.

После реформ Петра I русская скульптура начинает догонять европейскую, заимствуя из неё жанры и иконографии. В Золотой век Екатерины II, с началом классицизма, скульптура достигает чрезвычайно высокого уровня, который продолжается в образцах стиля ампир, знаменующих победу над Наполеоном. В середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Она нашла широкое применение в архитектуре барокко. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты). Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Показательны многочисленные сооружения работы следующего из династии - архитектора Варфоломея Растрелли: в Екатерининском дворце в Царском Селе скульптура подчас заменяет архитектурную деталь, создавая акценты в самых значительных частях здания - но при этом, не уничтожая архитектонику здания, не снимая ритмичности элементов и конструктивности. Также обильно пластика применялась и в интерьерах - рельефы служили рамами для панно и вставками. Скульптура остается средством раскрытия образной выразительности здания, не теряя самостоятельности.

Рельеф стал так популярен из-за своей востребованности в убранстве архитектурных сооружений, монументальной и надгробной пластике. «Дошедшие до нас надгробия свидетельствуют о высокой профессиональной культуре их исполнителей. Превосходное владение анатомией человека, умение группировать фигуры в композициях, придавать им необходимую степень психологической выразительности отличают их. Высокая культура рельефа объясняется еще и тем, что этот жанр имел богатую традицию, восходящую к древнерусскому искусству».

Скульптурный портрет 2-й пол. XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. «Стремление познать человеческий характер, богатство его психологии, столь свойственное искусству столетия в целом, в полной мере сказалось и в области скульптурного портрета, где были созданы и подлинные ценности, сохранившие своё художественное и историческое значение до наших дней». В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи: Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина.

Шубин отличался глубиной характеристики, подчеркнутым психологическим строем образа, композиционным своеобразием, высоким техническим совершенством.

Создание Этьеном Фальконе памятника Петру I (1782) - «Медного всадника» явилось крупнейшим событием истории скульптуры XVIII века. Монумент пронизан сильной динамикой, ритм его стремительных линий слит в едином порыве. «Простота и лаконизм общего композиционного строя сочетаются с простотой и значительностью деталей. Обобщенный монументальный образ объединяется здесь с ярко выраженной портретностью».

У Фальконе не было учеников в России, однако его произведение стало «школой мастерства» для русских скульпторов и воздействовала на них весьма благотворно. «Опыт Фальконе, отдавшего много лет жизни созданию этого произведения, весь сложный комплекс скульптурных и архитектурных задач, вставших перед художником, масса технических проблем наглядно убеждали в сложности и значительности монументальной пластики. В ближайшие десятилетия русские художники докажут превосходное понимание специфики этого жанра и создадут работы, которые по праву займут видное место в истории мировой скульптуры» - например, произведения Козловского и Мартоса.

Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма - крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего - Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.

Памятник Суворову на Суворовской площади - вершина творчества Козловского-монументалиста. Полководец показан с мечом и щитом в руках, в порывистом движении, как античный герой. Здесь синтезируется идея гражданственности и триумфа. Памятник стал одним из самых популярных, и его можно воспринимать как итог развития русской пластики за прошедшее столетие.

Фонтан «Самсон» - пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Этот парк и его скульптуры - одни из самых значительных по своей художественной ценности. Над его Большим каскадом работал ряд иностранных и русских зодчих - Михаил Земцов, Жан-Батист Леблон, Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Иван Старов, на всем протяжении XVIII века. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение, и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ, и для этого привлечены лучшие художественные силы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса.

Наиболее значительными по художественным достоинствам, производимому ими впечатлению можно назвать и памятники Петру I, А. Суворову, и парковый скульптурный ансамбль в Петергофском дворце. Находясь рядом с перечисленными скульптурами испытываешь чувство восхищения перед красотой, гармонией, гением человеческого труда и вдохновения, талантом авторов.

«С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов - будь то царская мемориальная „парсуна“, парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры.

В 1730-1740-е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760-1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов.

Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х - начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм. От парсуны идет в таких ранних портретах определённая застылость позы, а цвет предмета порой так насыщен, что за ним проглядывает характерный для средневековой художественной системы цвет символический. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления - все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени.

Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров середины XVIII века позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». «Доличности - шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения - поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Это придает им самостоятельное звучание и превращает, в своего рода, драгоценную оправу для лиц. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Гамму благодаря её насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную». Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами.

К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенко культивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства.

Классицизм

Академическая иерархия жанров отводила портретному серединное положение - он не был приоритетным, в отличие от исторической картины, то есть не мог умножать «героический огнь и любовь к отечеству», воспитывая и просвещая его - однако он имел свои преимущества. «Например, приобщенность к идеалам носила заразительно персональный характер, а „пример предков“ приобретал конкретность участия рода в созидании „славы Российской“. Однако ко времени победы классицизма портрет был уже «обременен» барочно-рокайльными тонами, которые в различных вариантах сохранились до конца столетия, преобразившись в «неоклассические» оттенки сентиментального и предромантического характера, «к тому же портрет был способен синтезировать различные стилевые тенденции до эффекта внестилевого состояния».

Иерархия портретов во многом зависела от места, которое модель занимала в «Табели о рангах» и частично отвечала жанровым приоритетам Академии Художеств. Поэтому самым «классицистическим» был такой портрет, который был связан с исторической живописью, а самым «историзированным» - парадный, прежде всего императорский.

К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в скульптуре - Федот Шубин. Генеральная линия развития официального портрета большого стиля была представлена в конце столетия произведениями Степана Щукина (1762-1828). Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

Историческая живопись

Еще в начале XVIII столетия в русском искусстве возникает историческая живопись как самостоятельный жанр. Однако своего наивысшего развития она достигает во второй половине века в творчестве А.Лосенко, И. Акимова, П. Соколова и Г. Угрюмова. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров.

Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия». Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков.

Первым подлинно крупным мастером исторической живописи был в XVIII веке А. Лосенко, воспитанник Академии художеств, проживший недолгую жизнь, но успевший сделать многое для развития русского искусства. Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Эпизод далекого прошлого художник старался передать не в традиционной форме отвлеченных образов, а, напротив, искал жизненной правды. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков, изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда». Идеей гражданственности проникнута другая крупная работа Лосенко - «Прощание Гектора с Андромахой». Патетика античного героя, уходящего на защиту своего родного города, перекликалась с патриотическими идеями, волновавшими современников художника. Следует отметить блестящее дарование Лосенко как рисовальщика. Его рисунки, очень живые, виртуозно исполненные, не имеют себе равных в русском искусстве того времени. В последние годы своей жизни Лысенко был тесно связан с Академией художеств, где вел большую педагогическую работу, являясь руководителем класса исторической живописи. Многие крупные русские художники обязаны ему своим воспитанием и последующими крупными успехами.

Сюжетам из русской истории посвятил свое творчество крупнейший исторический живописец конца XVIII и начала XIX века Г. Угрюмов. В его произведениях запечатлены образы Александра Невского, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Несмотря на несколько условный характер созданных им образов, искусство Угрюмова отразило живой интерес к героям родной истории, столь характерный для передовых слоев современного ему русского общества. Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». В этой картине Угрюмов воспел силу русского юноши Яна Усмаря, который, победив в единоборстве печенежского богатыря, обратил в бегство полчища врага и спас родную страну от поработителей. Велико значение Угрюмова и как профессора Академии. У него учились крупнейшие художники начала XIX века - Андрей Иванов, Егоров, Шебуев, Кипренский.

Бытовой жанр

Во второй половине XVIII в. в русской живописи начал развиваться бытовой жанр. Однако жанровая живопись рассматривалась руководством Академии художеств и привилегированными слоями общества, как нечто низменное, недостойное кисти художника. Несмотря на это, после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, как в литературе, театре и музыке, так и в живописи 1770-1780 –х г.г. начал проявляться интерес к крестьянству, его быту, образу жизни. Часто это были сентиментальные изображения идиллических пастухов и пастушек, не имеющих ничего общего с реальной крестьянской жизнью.

Однако были и исключения. Одним из первых в русской живописи крестьянскую тему развивал крепостной князя Г. А. Потемкина Михаил Шибанов. Им были написаны картины «Крестьянский обед», «Празднество свадебного сговора» и др. В картинах Шибанова нет обличения крепостнических порядков, однако в названных полотнах нет и идеализации крестьянской жизни. Художника отличает знание и понимание быта и характера русского крестьянина. Тема нашла отражение в творчестве художника И. М. Танкова (1739 – 1799), автора картины «Праздник в деревне» и И. А. Ерменева (1746 - после 1792), написавшего акварели «Крестьянский обед», «Нищие певцы» и др. Впервые в истории отечественного искусства художник передал мрачные стороны народной жизни, убожество нищеты.

Достоинства каждого жанра свое. Портретный жанр показал мастерство, особенности русской живописи, историческая живопись показывала события в истории России, благодаря мастерству художников формировались представления о важных исторических событиях, о людях, их участников, воспитывали чувство гордости за свою страну. Бытовой жанр хорош уже тем, что появился, привлекая внимание к жизни крестьян, к проблемам их жизни.

6*. Историческое путешествие. Совершите «путешествие» в Санкт-Петербург времен Екатерины II (предварительно определите, кто ваш герой, какова цель его поездки). Опишите свои впечатления от увиденного в российской столице.

Я, Джон Смит, подданный английской короны, прибыл морем в Санкт-Петербург, 1 числа июня месяца по делам коммерческим. Прогуливаясь по городу после завершения дел, я весьма был удивлен и восхищен. Улицы в Санкт- Петербурге широкие, чистые, вложенные булыжником. Повсюду великолепные дворцы, соборы, памятники. Мне очень повезло – я попал на открытие памятника Петру I. Памятник был заказан скульптору Фальконе самой императрицей Екатериной II. Он поражает своей монументальностью и, в тоже время, легкостью, памятник как будто парит над набережной Невы. Памятник - сам символ побед России над врагами, но к тому же имеет много деталей, наполненных разными смыслами. Ослепил своим великолепием и красотой и Зимний дворец. Яркий, светлый, устремленный в небо своими колоннами он поражает. На моей родине в Лондоне таких ярких дворцов нет.

Еще в Санкт-Петербурге очень много заведений для образования. Петербургская академия наук, Академия художеств, много музеев. Издается много журналов, которые читают жители города. Особенно модно это у дворянского сословия. Гулять по парку, отдыхать в беседке и читать журнал.

Познакомившись с городом поближе, уверен, что Санкт-Петербург – великолепная столица европейского уровня.

7*. Прокомментируйте историко-культурный факт. В современном музее-заповеднике «Царицыно» в Москве находится скульптурная композиция, представляющая стоящих рядом В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Что было общим в судьбе и творчестве великих зодчих?

В судьбе и творчестве великих зодчих общим было то, что оба они выходцы из неблагородных сословий, но своим упорством, талантом выдвинулись в ряд великих скульпторов России. Они вместе создали множество архитектурных шедевров в Москве, и каждый из них оставил и собственные творения.

8*. Проведите обсуждение на тему «Европейские влияния и национальные традиции в российском художественном искусстве второй половины XVIII в.»

Европейские влияния и национальные традиции в российском художественном искусстве второй половины XVIII в.

В российском художественном искусстве второй половины XVIII в. очень сильно влияние европейского стиля во всех жанрах искусства. Можно сказать, что искусство России было рождено европейскими мастерами и выросло из европейской культуры благодаря многим иностранным талантливым деятелям искусства. С другой стороны, именно во второй половине XVIII в. проявляется самобытность русской школы в искусстве в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, драматургии. Эта самобытность проявляется в яркости красок, в собственной манере выстраивать композиции.


Введение……………………………………………………………...2.

Глава 1. Учебные заведения…………………………………………4.

Глава 2. Литература………………………………………………….6.

Глава 3. Архитектура……………………………………………….13.

Глава 4. Скульптура………………………………………………...17.

Глава 5. Живопись………………………………………………….19.

Глава 6. Театр и музыка………………………………...………….24.

Заключение………………………………………..………………...26.

Литература…………………………………………………………..27.

Введение

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Само слово “культура” происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин "agriculture" или искусство земледелия. Но в XVIII в. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово "Kultur" также означало высокий уровень цивилизации.

Актуальность проблемы, выбранной мною темы, заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.

Применительно к современному времени, можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Цели моего реферата очень просты. Во-первых, показать насколько в XVIII в. изменилась наша страна, какие успехи в развитии она совершила всего за один век, и какую роль в этом играет Запад. Во-вторых, показать переход от религиозной культуры к светской. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Развитие культуры - органическая составная часть истории общества. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах.

XVIII в. был знаменателен для России заметными переменами в социально-экономической сфере и значительными достижениями в области искусства. В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.

Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Глава 1.Учебные заведения.

В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Социальный состав учащихся к этому времени в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских, принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили, главным образом, офицеров для армии и флота. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды “общественного призрения” - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г. Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов - первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

Глава 2. Литература.

Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев - богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах, вольных людях”.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”, “воля неволи не хочет”, “в поле-воля”.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы - резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.

В литературе первая половина XVIII в. была временем расцвета повести («истории»). Широко известной стала «История о российском матросе Василии Кориотском», в которой отразилась идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка, чему во многом способствовало введение гражданской азбуки. Однако для литературы характерна большая языковая пестрота, так как продолжал использоваться церковнославянский язык.

  1. Культура 18 века России (2)

    Реферат >> История

    Огромных успехов. Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре , говорит тот факт... своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты...

  2. Русская культура и революция (2)

    Реферат >> История

    В этой оценке. События периода русских революций ХХ века привели русскую культуру в совершенно новые условия... с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905-1906 годах. 18 февраля был опубликован царский манифест...

  3. Русский портрет XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство

    Пейзажа, исторического и бытового жанров. С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого... / Т.В. Ильина. – М., 2000. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то