Родченко картины. Лаконичный ссср родченко (много фото)

Творчество для Родченко было одним большим экспериментом, который открывал возможности, позволял находить новые формы, грани, приемы. По этой причине его творческая деятельность была весьма разносторонней. Он выставлял свои работы на значимых выставках авангардистов, писал научные трактаты, создал несколько циклов пространственных конструкций, активно занимался фотографией, оформлял спектакли, фильмы, занимался скульптурой и создавал рекламные плакаты.

Не уступала в плане активности и общественная деятельность. Родченко состоял в ряде таких организаций, как Живскульптарх, «Реф», ЛЕФ, МОСХ, был в числе организаторов РАБИСа, фотогруппы «Октябрь», трудился профессором во ВХУТЕМАСе и других организациях.

Скончался Александр Михайлович в Москве в возрасте 64 лет.

Особенности творчества мастера

Живопись, графика и конструкции

Родченко можно отнести к числу тех новаторов, которые не боялись экспериментировать и быть неугодными обществу. В плане живописи он был сторонником авангардизма, который ввел такие самостоятельные формы живописи, как линии и точки, экспериментировал с плоскостью, увлекался скульптоживописью Татлина, переосмысливал идеи супрематистов и других авангардистов его времени.

В живописи и графике художник строил композиции из линий и геометрических фигур, уделяя большое внимание их пересечениям, соединениям и врезкам. В противовес работе Малевича «Белое на белом» Родченко создал цикл картин «Черное на черном», в котором основное внимание уделил фактуре материала как новой характеристике живописи. Еще одной фундаментальной работой в этом направлении стал триптих «Три цвета. Желтый. Красный. Синий». Одновременно с этим художник начал внедрять такие далекие от живописи инструменты, как циркуль и линейка.

Особое значение для искусства имеют его пространственные конструкции, которые представляют собой подвешенные картонные, фанерные или деревянные элементы, соединенные по определенным принципам. Работая с конструкциями, Родченко не только использовал известные конструктивные принципы, но и находил новые. Все работы он объединил в циклы в зависимости от целей экспериментов. Так появились циклы «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм».

Рекламные плакаты и фотографии

Родченко был одним из идеологов конструктивизма, который собирал произведение, как конструктор. Также одним из первых он осознал значимость фотомонтажа для агитации, что принесло ему известность на весь Советский Союз. Особый успех имели рекламные плакаты, которые он создал совместно с поэтом В. Маяковским.

Не меньшее влияние на искусство оказали и его эксперименты в фотографии. Родченко открыл такие важнейшие приемы, как ракурс и диагональ, создал множество оригинальных фотографий, широко известных не только в СССР, но и за его пределами.

Аукционные рекорды, стоимость картин Родченко

Чтобы понять, сколько стоят картины Родченко сегодня, обратимся к аукционным продажам и начнем с рассмотрения четырех самых крупных уходов его работ.

По наименьшей цене из этой четверки ушло произведение «Реклама печенья фабрики “Красный Октябрь”». Это гуашевый коллаж, созданный художником в 1923 году для Моссельпрома. Работа является хорошим образцом того периода творчества Родченко, кода он совместно с Владимиром Маяковским создавал рекламные плакаты. Два талантливых человека сумели фактически отойти от традиций в рекламе тех времен и разработать оригинальный стиль. Для их стиля характерны неожиданные ракурсы, броский слоган и самое причудливое расположение текста. В 1925 году аналогичные работы Родченко были отмечены серебряной медалью на выставке в Париже.

В год создания эти плакаты были развешаны по всей Москве, после чего слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» стал крылатой фразой. В дальнейшем данное произведение неоднократно экспонировалось на выставках по всему миру: в США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах.

На аукционе работу купили за 201 тыс. фунтов (314 тыс. долларов) при эстимейте 170-200 тыс. фунтов.

Ко второму крупному уходу работ Родченко относится картина «Клоун. Сцена в цирке». Она представляет особый интерес уже потому, что является одной из первых, которую художник создал после четырнадцати лет перерыва в живописи. Придя к выводу, что советской стране нужны не только правила и достижения, но и клоуны, фокусники, фейерверки с их возможностями отойти от всего обычного, Родченко в дальнейшем несколько лет работал в этой тематике.

Картина «Клоун. Сцена в цирке» ранее выставлялась в знаменитом «Гараже» коллекционерами из Москвы Молчановыми. Впервые она была продана на аукционе Sotheby`s в 1988 году, а в 2006 году была выставлена в этом же аукционном доме с эстимейтом 180-220 тыс. долларов. С торгов холст ушел за 508 тыс. долларов, превысив цену предыдущей продажи во много раз.

В 2015 году на Sotheby`s была представлена еще одна работа автора, характерная для другого направления его деятельности. Это авангардистское полотно «Круговая и линейная композиция», созданное в 1917 году. Заметим, что в наиболее значительных выставках русских авангардистов художник начал участвовать с 1916 года. Полотно неоднократно представляли на выставках в самых разных городах: в Кельне, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, Дублине и других.

Владея данным произведением, дочь художника в 1962 году подарила его крупному советскому коллекционеру русского авангарда Георгию Костаки, у которого картина пробыла 28 лет. В 1990 году ее продали на Sotheby`s Адольфу Альфреду Таубману - американскому инвестору и бизнесмену. После его смерти на торгах в 2015 года картина ушла за 646 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов.

Но самой крупной считается продажа картины «Конструкция 95» с торгов Sotheby`s. При поступлении произведения в аукционный дом эксперты заявили, что это самое значительная из работ Родченко, которые когда-либо выставлялись на аукцион. Это связано в первую очередь с тем, что композиция относится к наиболее значительному периоду творчества художника, когда он написал серию картин «Линиизм». У каждого из холстов этой серии были свои номера. Более десятка из них, включая и «Конструкцию 95», художник представил на девятнадцатой выставке ВЦВБ художественного отдела Наркомпроса. Помимо этого в последующие годы ее демонстрировали в Кельне, Лондоне и Вене.

До нашего времени дошли фотографии из мастерской Родченко, на стенах которой висела эта картина. После его смерти работа находилась в коллекции его жены Варвары Степановой, а затем до 1996 года хранилась в Galerie Gmurzynska в Кельне. В этот год ее купил частный коллекционер и повторно выставил на торги уже в 2016 году. Картина изначально была заявлена с высоким эстимейтом 2,5-3,5 млн фунтов стерлингов и ушла за 3,6 млн фунтов (4,5 млн долларов).

Для полного ответа на вопрос о том, сколько стоят картины Родченко, рассмотрим примеры и менее крупных уходов. На аукционах пользуются спросом его иллюстрации для книг, плакаты, портреты, фотографии и картины в стиле авангардизма. Например, были проданы такие произведения: «Композиция» (Christie`s, 1999 г., 123 тыс. долларов), «К живому Ильичу» (Bonhams, 2013 г., 9 тыс. долларов), «Красная площадь» (Sotheby`s, 2001, 3 тыс. фунтов) и другие.

Экспертиза и продажа картин Родченко

Где и как оценить картину Родченко

При оценке произведений художника лучше воспользоваться опытом профессионалов, так как конкретная работа может стоить больших денег. В ходе проведения экспертизы картины Родченко специалисты изучат ее на предмет подлинности, авторских приемов, сохранности и ценности для общества. На основании ряда исследований, проводимых в лабораторных условиях и в литературных источниках, они смогут назвать адекватную стоимость произведения.

Соратник Маяковского по рекламе
5 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Живопись

В 1916 году Родченко переезжает в Москву, знакомится со своей женой и соратницей Варварой Степановой и активно начинает участвовать в авангардистских выставках вместе с Василием Кандинским, Владимиром Татлиным, Элем Лисицким. Сперва его деятельность как художника-беспредметника ограничивается станковой живописью с циркулем и линейкой, во многом выведенной из супрематизма Казимира Малевича.


Александр Родченко


2. Александр Родченко «Красный. Желтый. Синий», 1921 год


Он экспериментирует с плоскостью и фактурой, формой и цветом, последовательно превращая свои произведения в геометрический чертеж — еще более строгий, чем у Малевича.



3. Художник, фотограф Александр Родченко, режиссер Всеволод Мейерхольд, поэт Владимир Маяковский, композитор Дмитрий Шостакович (слева направо)


4. Александр Родченко, Владимир Маяковский «Лучших сосок не было и нет», 1923 год

5. Александр Родченко «Киноглаз», 1924 год


Из-за подобного рационализаторства Николай Харджиев, писатель, историк и один из крупнейших исследователей русского авангарда, так аттестовал Родченко: «Он появился в 1916 году, когда все уже состоялось, даже супрематизм... Он пришел на все готовое и ничего не понял».

Тем не менее в 1921-м на выставке «5×5=25» он показал триптих «Гладкий цвет» из трех монохромных полотен (желтого, красного, синего) и, таким образом, порвал с оторванной от реальности беспредметной живописью, чтобы перейти к «производственному искусству», которое должно было органично влиться в коллективную жизнь нового общества.



9. Александр Родченко «Рабочий клуб», 1925 год


Конструктивизм

«Группа конструктивистов» возникла в феврале 1921 года по инициативе художника и теоретика искусства Алексея Гана, а также Родченко и Степановой. Годом раньше Родченко начинает читать лекции во ВХУТЕМАСе (Высших государственных художественно-технических мастерских) и курировать студенческие проекты — среди них были, например, автобусная станция и универсальное выставочное оборудование.


10. Александр Родченко. У телефона. 1928 год

11. Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924 год

12. Александр Родченко. Пешеходы. 1928 год


Для него это был поворот к дизайну, эскизам интерьеров, полиграфическим работам и образцам совершенно новой мебели, которые мыслились конструктивистами как способ преодолеть индивидуализм буржуазного искусства и подчинить свое искусство интересам социалистического общества.



13. Александр Родченко «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», 1923 год


Рекламные плакаты и фотомонтаж

Одной из первых работ Родченко на злобу дня, которые были призваны «перестроить» сознание советского человека, стал плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». С 1923 года в тандеме с Владимиром Маяковским он подписывает рекламные плакаты: «Реклам-конструктор Маяковский - Родченко». Среди их совместных работ — эмблема Моссельпрома, реклама журнала «Молодая гвардия», ГУМа и Резинотреста.



14. Александр Родченко. Портрет матери. 1924 год

15. Александр Родченко. «Полевые цветы». 1937 год


16. Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год


Благодаря неожиданным ракурсам, броским образам и лозунгам и объемному тексту зародился принципиально новый язык массовой коммуникации, соединивший графику Родченко со стихотворными текстами Маяковского.


17. Александр Родченко «Композиция». 1917 год


18. Александр Родченко «Танец». 1915 год


Тогда же, в 1923 году, Родченко начал применять фотомонтаж для иллюстрирования книг. Одним из самых выразительных образов этой практики стало первое издание поэмы Маяковского «Про это», для которой Родченко составлял коллажи из фотографий и газетных заголовков, одновременно играя с версткой и шрифтом.


19. Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Фотография

Сегодня снимки Родченко ассоциируются с лаконичными формами, четкими линиями и ясными образами. Они разлетаются по аукционам и выставляются в музеях. Однако свои первые фотографии Родченко сделал в 1924 году, чтобы набрать материал для фотомонтажей.


20. Александр Родченко «Белый круг». 1918 год


21. Александр Родченко


С 1926 года он начинает экспериментировать с ракурсами, искажая изображение и акцентируя необычные детали, пишет статьи о проектном мышлении и документально точном взгляде на мир («Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость»). Его фоторепортажи публикуют в «Вечерней Москве», журналах «30 дней», «Огонек» и «Радиослушатель». Съемка человека в действии, ракурсные снимки, психологические портреты стали визитной карточкой Родченко-фотографа.

В 125-ю годовщину со дня рождения Александра Родченко (1891-1956) — конструктивиста, фотографа и одного из первых дизайнеров в СССР, опыты которого к настоящему времени оформились как культурные архетипы, «Газета.Ru» вспоминает основные вехи творчества художника.

Александр Михайлович Родченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург - 3 декабря 1956, Москва) - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Биография Александра Родченко

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец - Михаил Михайлович Родченко (1852-1907), театральный бутафор. Мать - Ольга Евдокимовна Родченко (1865-1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911-1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников.

Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ.

С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах.

Творчество Родченко

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917-1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями.

Первый цикл - «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) - из плоских картонных элементов, второй - «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - «По принципу одинаковых форм» (1920-1921) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

The Fire’s Man

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Родченко родился в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. По настоянию отца отправился получать профессию врача.

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», — вспоминал Родченко в автобиографических записках.

В 20 лет Родченко бросил медицинский и поступил сначала в Казанскую художественную школу

В 1916 году Родченко призовут в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое спасет его от отправки на фронт.

В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет».

А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды — комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

В 1925 году в жизни Родченко случилась первая и последняя «заграница»: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки много крахмальных воротничков, шесть пар чулок для жены, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» стали так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, чаще всего неповторимой точки.

Послевоенные годы превратились для Родченко в один бесконечный кошмар. В дневнике только черные записи.

Александр Родченко - Жизнь и фототворчество

Пионер-трубач 1930

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.

Автопортрет
В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.


Летний день 1929

Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.

Шуховская башня.1929

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.

Портрет матери 1924

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.

Владимир Маяковский 1924

Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».

Дом Моссельпрома 1932

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Актриса Юлия Солнцева 1930

Варвара Степанова 1924

Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929

Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

Аппарат для проекции звездного неба 1929

Прыжок в воду 1932


Поэт Николай Асеев 1927


Маневры Красной Армии 1924

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

Сухарева башня 1928

Пионерка 1930

Метательница диска 1937

Памятник Пушкину 1930

Николай Асеев в мастерской Родченко 1924

Владимир Маяковский 1924

Владимир Маяковский 1924

Актриса Юлия Солнцева 1930

Железнодорожный мост 1926

Владимир Маяковский 1924

Владимир Маяковский. 1924

Футбол 1937

Газетный киоск 1929

Бокал из серии Стекло и свет 1928

Рабочий 1929 = завод АМО

Планетарий 1932

Радиослушатель. Репортаж. 1929

Прыжок в воду 1932

Рено Маяковского 1929

Санитарка 1930

Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935

Режиссер Александр Довженко 1930

Сбор на демонстрацию 1928

Сбор на демонстрацию 1928

Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928

Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928

Пешеходы 1928

Кинорежиссер Лев Кулешов 1927

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

Дорогу женщине 1934

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

Так сложилось, что фотография стала отраслью искусства с неизвестными героями. Стоит спросить у любого человека о любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных фамилий. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает практически каждый. Пусть не все по имени, но будет тяжело найти того, кто ни разу не видел его работ. Этот человек - Александр Родченко.

Биография

Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности - протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше - в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

Творчество

Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.



Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным - по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.


В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой - . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.


Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie"s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».


Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел - через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Влияние на развитие фотографии

Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда - разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то