Рисование с натуры. Курсовая работа методика обучения школьников начальных классов рисованию с натуры отдельных предметов

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно дошкольнику.

Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.

Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей.

Нельзя обводить линией контур, если не найдена еще общая форма, так как он всегда непостоянен, изменчив и обведение его - результат, конечная стадия рисунка.

Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику, особенно 3-4-летнему, труден такой путь изображения. Он не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка - закончив одну часть, он вспоминает или видит на натуре, какая следует дальше, и пририсовывает ее. Постепенно необходимо научить детей начинать рисунок от общего наброска, так как в работе по частям есть своя сложность, затрудняющая передачу правильной формы - выделение главных частей и второстепенных, их пропорциональных соотношений и расположение в пространстве.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы. Материал программы распределен по кварталам, что способствует последовательному его прохождению и учету времени, требуемого для освоения новой задачи и закрепления умений.

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.

Итак, задачи обучения в первой младшей группе следующие:

вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

По структуре программа для этой группы отличается от программы для следующих возрастов тем, что не имеет поквартального распределения материала. Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Педагог объясняет, что эти материалы отличаются от известных детям предметов - игрушек, различных вещей. Карандашами можно производить различные действия: бумага была чистой, от движений карандашом на ней появились следы. Один конец карандаша оставляет следы, другой - нет. Если слабо нажимать на него, следов на бумаге не видно, если нажимать сильно, бумага будет рваться. Такое объяснение и наглядный показ привлекает маленького ребенка к рисованию, получению изображения, хотя он пока не понимает, что следы на бумаге могут что-то обозначать. Педагог должен использовать интерес ребенка к материалу, но в то же время учитывать, что малыш может надолго увлечься игрой с карандашами (раскладывает их, стучит ими и т. д.).

Исследования Т. Г. Казаковой и Н. Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.

Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.

Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны воспитателя к пользованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков.

Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

совершенствовать технические навыки.

В первой младшей группе дети учились проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика и т. п. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).

Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито очень слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).

Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. п.

К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в этой группе являются следующие: научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;

научить использованию цвета как художественного выразительного средства;

развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

научить передаче в рисунке несложных движений;

развивать и совершенствовать чувство цвета;

развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета.

Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Эта задача осуществляется начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.

Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы.

Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол.

На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Система Су-Джок , созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву в в конце 80-х годов ХХ века, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Что бы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости иметь медицинское образование, хотя и многие врачи пользуются этой системой.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в воздействии на кисти и стопе на определенные зоны, являющиеся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника точки соответствия. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия», связанные с этими органами. Воздействуя на эти болезненные точки можно помочь организму справиться с заболеванием.

Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном определении точек воздействия эффект наступает через несколько минут.
  2. Полная безопастность – неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  3. Универсальность – лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционным фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.
  4. Простота – для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су-Джок терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

Физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простужается при малейшем дунавении ветерка. К сожалению, таких детей у нас немного. Сегодня 30-35% первоклассников уже имеют хронические заболевания. Поэтому профилактику заболеваний детей надо начинать еще в детском саду.

В этой профилактики Су-Джок терапия незаменимый помощник.

Массаж пальчиков и кистей рук с помощю шестигранных карандашей, грецких орехов, специальных шариков «марблс» развивает не только мелкую моторику, но дает и удивительный оздоровительный эффект.

Массаж большого пальца повышает активность мозга . Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Применение данных методов Су-Джок терапии служит помимо профилактики заболеваний, для создания благоприятного эмлционального фона6 что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

СКАЗКА «ЕЖИК»

Во время занятий Су-Джок.

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит (шарик между ладошками).

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Предварительный просмотр:

ПО

РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ

Воспитатель по изодеятельности

МДОУ № 40 «Ритм»

Ковалева О.Л.

2010 год.

Одной из самых трудных тем в изобразительной деятельности дошкольников является рисование с натуры. Познакомившись с тем, как эту тему дают в педагогических училищах, меня удовлетворила только методика Николая Петровича Костерина. У других авторов эта тема раскрыта недостаточно, порой встречается путаница в последовательности ведения работы.

Поговорив с молодыми воспитателями, я узнала, что на практические занятия по изодеятельности отводится крайне мало времени, а на рисование с натуры тем более. В результате молодой воспитатель, не умея правильно сам написать пейзаж или натюрморт, не может научить этому ученика. Вместо рисования с натуры проводится рисование по воображению или представлению; или еще проще – перед детьми ставится предмет для рисования, чаще всего горшок с цветком, и говорится: «Рисуй, как видишь». А ребенок еще не умеет «видеть», когда смотрит на предмет, этому надо учить.

Способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство, даже взрослых людей, очень многого не замечают в предметах, не только в особенностях строения их формы и деталях, но и в их общем характере. Задача воспитателя помочь детям преодолеть эти барьеры.

Осмысление многообразных впечатлений, умение обобщать, наблюдать, выделять главное, а так же светлое на темном и темное на светлом – вот с чего надо начинать любое обучение изобразительному искусству.

Необходимо при каждом удобном случае обращать внимание детей на окружающее его пространство, на то красивое, необычное, что попадается на глаза («Какой сегодня интересный цвет неба», «Какой необычный силуэт дерева» и т.д.). Я даю задание детям по дороге в детский сад или домой понаблюдать за чем-нибудь, например, за цветом окон в домах утром и вечером.

При постоянном направлении внимания в этом русле и научается человек видеть, а не только смотреть.

Вот как раз рисование с натуры очень важная и полезная для этого вещь. Научив ребенка не просто смотреть на предмет рисования, но и «видеть» его. Научить сравнивать предмет со своим рисунком – это первая задача для педагога, решение которой позволяет установить связь: глаз – мозг – рука. В результате этой работы развивается рука ребенка, через руку – его мозг и, как следствие, его воображение, внимание, чувство пространства, цвета и тона.

Эти занятия строятся по двум направлениям: изучение формы путем зрения и путем осязания. Такой метод изучения дает прекрасный результат.

УПРАЖНЕНИЯ, которые полезны для развития чувства пространства, формы, цвета, тона. Эти упражнения желательно давать постоянно, но особенно перед рисованием с натуры.

Чтобы легче было уловить форму, следует дать для сравнения ребенку предметы разной формы, сначала попросить сравнить их зрительно, потом дать подержать их в руках и ощупать.

Попросить детей найти в комнате предметы светлые на темном фоне и темные на светлом фоне.

Рассмотреть один и тот же предмет на фоне стены, проема двери, окна, при дневном и вечернем освещении, а так же при включенном и выключенном свете.

Когда ребенок научится различать светлое на темном и наоборот, считайте, что пятьдесят процентов обучения «видеть» предмет уже есть.

Вырезать из плотной бумаги небольшой прямоугольник и в нем – прямоугольное отверстие. Это будет «фотоаппарат». Подносить его ближе и дальше к предмету, смотреть в окошечко, закрыв один глаз (можно рукой), искать хорошее положение предмета в окошечке рамки. Попросить детей «фотографировать» предметы в комнате. Потом можно «напечатать» (нарисовать) «фотографии» в альбоме.

Дети должны понимать форму, линию, пространство и открывать красоту там, где, казалось бы, она полностью отсутствует.

Для рисования с натуры лучше ставить две постановки, чтобы легче было выбрать место откуда рисовать. Постановку можно ставить в центре, а детей рассаживать вокруг, рисовать желательно за мольбертами.

Полезно давать детям самим составлять натюрморт.

Первые задания по рисованию с натуры лучше начинать графическими средствами (карандаш, сангина, пастель), далее переходить к технике гризали (письмо одной черной или коричневой краской). Техника гризали хорошо развивает чувство тона. Потом можно переходить к письму красками. Можно попросить детей выполнить натюрморт в технике аппликации или силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Рисовать с натуры можно начинать со средней группы. И здесь для постановок достаточно одного предмета (кубик, мячик, яблоко и т.п.).

В старшей группе – два предмета, разных по форме, величине и цвету. В подготовительной – два-три предмета, но не более трех.

Фон для постановок выбирается нейтральный или одного цвета, без драпировок , рисовать их сложно для дошкольников. Цвет фона можно создавать с помощью цветной бумаги. А первые работы лучше начинать на белом фоне.

Следует помнить, что при рисовании с натуры, расстояние от натуры до рисуюшего должно быть не менее 1,5 – 2 высоты постановки. Это необходимо, чтобы была возможность охватить взглядом всю постановку целиком вместе с фоном. Если рисующий сидит очень близко, он начинает рисовать постановку по частям, при этом очень трудно соблюсти пропорции, соотношения размеров предметов, целостность всей постановки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, которые следует ставить перед детьми:

  1. Пространственные – больше, меньше, ближе, дальше, выше, ниже, сравнение формы предметов, перекрывание одного предмета другим, передача цветом пространственных отношений;
  2. Цветовые – контрастные или сближенные цвета, различные оттенки одного и того же цвета, получение одного цвета путем смешения разных красок (например: получить зеленый цвет путем смешения желтой и синей, черной и желтой красок); выделение цветового центра, теплые и холодные цвета;
  3. Тональные – светлое на темном, темное на светлом.

Количество поставленных художественных задач должно быть одна-две, в подготовительной группе, при условии уже имеющегося опыта рисования с натуры, можно ставить и три задачи, но не более.

Когда перед рисующими поставлены конкретные задачи , то по окончанию работы легко оценить их выполнение. Анализ работ превращается еще в один полезный урок. В результате ребенок научается правильно видеть, сравнивать, оценивать свои работы. А подсказать, как исправить ошибки должен воспитатель.

В процессе работы полезно показать ребенку издали его работу или поднести рисунок к постановке, так будет легче сравнивать, видеть ошибки, и ребенок сам будет видеть, что надо исправить, ну а как- подскажет опять же воспитатель.

Если постановка состоит из нескольких предметов, то следует обратить внимание детей на общую форму постановки, для этого ее надо закрыть сверху тонкой материей или марлей. Так будет легче закомпоновать предметы на листе, выбрать наиболее удачную композицию.

Особое внимание детей надо обратить на то, чтобы они рисовали именно то, что они видят со своего места, так как у сидящего рядом, постановка будет выглядеть по-другому. У всех должны получиться разные композиции.

И, чтобы приучить детей смотреть на натуру и рисовать со своего места, а не по представлению или воображению, можно сделать следующее: держать лист бумаги над руками рисующего, чтобы ему не виден был его рисунок и просить его рисовать «вслепую», рисовать, смотря не отрываясь на натуру. Рука сама будет повторять форму предмета. В дальнейшем держать лист бумаги не обязательно, достаточно просить детей чаще смотреть на натуру. Это самый сложный этап в рисовании с натуры, от воспитателя требуется большое терпение и индивидуальная работа с каждым. В противном случае будут получаться композиции, где предметы поменялись местами, у однотонных яблок появились цветные бочки, листики и веточки, которых нет в натуре.

Работу красками лучше начинать с подготовительного рисунка карандашом тонкими линиями, по контуру. Вести работу надо одновременно по всему полю листа. Начинать писать красками с самого темного и заканчивать самым светлым. Одну постановку можно рисовать два-три занятия. На первом занятии поговорить, рассмотреть, проанализировать постановку и сделать подготовительноый рисунок. На втором (треьем) занятии закончить работу красками.

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИИ.

  1. «Я-фотограф». (5-6 лет).

Задание: красиво расположить предметы на «фотографиях», не крупно и не мелко, и расположить «фотографии» на листе бумаги.

Материалы: бумажные рамки, бумага, фломастеры.

  1. «Дары осени». (6-7 лет).

Рисование с натуры фруктов. Работа на сближенные цвета.

Задание: нарисовать каждому со своего места желтое яблоко и желтый банан. Составить два разных по тону желтых цвета, используя разные сочетания красок.

Материалы: бумага, бумажные рамки, гуашь.

  1. «Натюрморт в холодных тонах» (6-7 лет).

Задание: правильно закомпоновать натюрморт на листе, используя бумажную рамку. Написать натюрморт гуашью методом раздельного мазка. Выделить тоном главный предмет. Правильно взять тон предметов натюрморта относительно фона (светлый или темный).

Материал: бумажные рамки, бумага, гуашь, предметы постановки холодных цветов.

  1. «Две вазы». (5-7 лет). Аппликация.

Содержание занятия: вместе с детьми подобрать бумагу, подходящую по цвету для фона и ваз. Вспомнить законы композиции, расположение предметов на листе: ближе-ниже, дальше-выше; загораживание одного предмета другим. Сравнить вазы по форме, величине, цвету и тону. Вырезать вазы симметричной формы, сложив лист вдвое. Обязательно напомнить и у каждого проверить, чтобы сгиб листа приходился бы на середину вазы. Найти хорошее расположение ваз на листе и наклеить их.

Задание: подобрать цвета бумаги для ваз и фона. Вырезать две разные по цвету и форме вазы, соответствующие натуре. Закомпоновать вазы на листе и наклеить их.

Примечание: можно добавить к вазам фрукты или другие предметы.

Материал: цветной картон (для фона), цветная бумага, ножницы, клей, две вазы (бутылки) разные по форме и цвету, муляжи фруктов.

  1. «Деревенский натюрморт». (5-6 лет).

Задание: нарисовать симметричный горшок и рядом лежащий огурец. Рисовать строго со своего места. Правильно выдержать величину предметов.

Материалы: бумажные рамки, бумага, пастель, керамические горшки, муляжи огурцов.

  1. «Натюрморт в технике гризали». (5-6 лет).

Содержание занятия: повторить тональные соотношения: светлое на темном, темное на светлом. Определить какие предметы темнее, какие светлее. Показать, как смотреть на натуру рассеяным, расфокусированным взглядом или прищурившись, при этом яснее видны тональные градации. Напомнить о правилах композиции. Рассказать о технике гризали, методе заливок. Начинать писать с самого темного и заканчивать самым светлым.

Задание: написать натюрморт в технике гризаль методом заливок.

Выдержать тональные соотношения предметов.

Материалы: бумага, акварель, предметы натюрморта разные по тону.

Примечание: гризаль-техника письма одним черным или коричневым цветом. Допускается применять белила.

  1. «Силуэтное рисование». (4-5 лет).

Силуэтное рисование хорошо давать как подготовку к рисованию тоном.

Содержание занятия: « Представьте, что Вы идете по подземному переходу и видите в его конце светлый квадрат выхода и на его фоне идущих навстречу людей. Мы не видим лиц, цвета одежды, видим только темные силуэты, общую форму без деталей». Показать рисунки художников, выполненные силуэтом. Рассказать, как раньше в парках художники вырезали портреты людей из черной бумаги. Показать прием рисования силуэта от овала на середине листа.

Задание:изобразить пятном одного цвета дерево, животное, человека или любой предмет.

Примечание: в задании ориентироваться на возраст детей.

Материалы: бумага, гуашь, репродукции и оригиналы с силуэтами городов, пейзажей, людей, животных, предметов.

К рисованию с натуры относится и пленерная живопись (пейзажи), а так же портреты и наброски.

Рисование пейзажей на пленере – это сложное задание для дошкольников, не знакомых с законами воздушной и линейной перспективы. Для них хорошо простое наблюдение уголков природы. А пейзажи писать в группе по воображению.

Рисование с натуры человека тоже не годится для дошкольников, но давать делать наброски с натуры человека, животных, предметов нужно и полезно, хотя это скорее игра.

Можно делать наброски друг с друга, посадив детей по кругу.


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РИСОВАНИИ С НАТУРЫ

Рисунок - это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции.

В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая пере дает и действительную его форму. В перспективном рисунке крупного по раз мерам предмета отражаются также положение наблюдателя относительно объекта и действительная величина объекта.

Между действительной и видимой формой предмета имеется различие. Действительная форма предмета неизменна, видимая же его форма многообразна, она постоянно меняется в зависимости от ракурса или поворота предмета относительно наблюдателя и от дистанции наблюдателя.

С разных сторон и расстояний мы видим предмет по-разному, поэтому при рисовании с натуры большое значение приобретает выбор такой точки зрения, при которой хорошо выявляются объемная форма и характерные особенности изображаемого предмета. Например, если рассматривать прямой круговой цилиндр со стороны основания, то мы увидим лишь круг: боковая поверхность цилиндра не видна. Достаточно несколько повернуть цилиндр, чтобы получить правильное представление о его форме. Для лучшей передачи формы и объемности предмет для зарисовок устанавливают в таком повороте, чтобы его форма лучше выявлялась.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего, необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы.

Окружающие нас предметы, строительные детали и конструкции обладают различными внешними признаками: физическими (материал, цвет, фактура, освещенность) и геометрическими (форма, соотношение размеров, взаимное расположение отдельных частей).

https://pandia.ru/text/78/061/images/image002_233.jpg" align="left" width="396" height="440">

От положения точки зрения наблюдателя зависит характер перспектив­ного изображения предмета. Видимая форма предмета заметно изменяется при перемещении наблюдателя вправо и влево относительно первоначальной точки зрения и при обходе вокруг объекта.

Видимая форма предмета зависит также от дистанции наблюдения (рис.2). Сходимость прямых линий, или перспективный ракурс, тем больше, чем ближе расположена точка зрения относительно предмета. Если наблюда­тель находится близко к объекту (точка 1 - горизонтальный угол зрения 45°) сходимость горизонтальных прямых в перспективе становится значительной, при этом точки схода F 1 и F 2 прямых приближены к изображению предмета. По мере удаления точки зрения (точки 2 и 3 - углы зрения 30 и 15°) перспек­тивный ракурс уменьшается, точки схода прямых отдаляются вправо и влево и обычно оказываются за пределами листа. Перспективное изображение пред­мета в этих случаях выглядит по-разному.

При близкой точке зрения (изображение /) перспектива предмета приобре­тает большую выразительность, но вместе с тем и неестественный вид, при даль­ней точке и небольшом угле зрения (изображение ///) перспектива изобра­жаемого объекта становится «вялой» и невыразительной. Наиболее вырази­тельное и естественное - перспективное изображение // (угол зрения 30°). Таким образом, на перспективном изображении отражаются не только форма и положение предмета в пространстве, но и точка зрения, т. е. положение рису­ющего относительно предмета. Поэтому правильный выбор точки зрения (наи­лучшие 20...40°) и расстояния до изображаемого предмета имеют при рисовании с натуры важное значение.

При рисовании с натуры строительных конструкций, архитектурных фраг­ментов и различных сооружений знание некоторых основных закономерностей перспективы дает возможность правильно выполнить необходимые перспектив­ные построения на рисунке и избежать ошибок. На рисунке наносят линию горизонта h - h и точки схода F 1 и F 2 параллельных прямых, если они помеща­ются на листе, или проводят в пределах листа вспомогательные прямые, идущие в точки схода.

Существуют точные геометрические методы построения перспективных изображений, в основе которых лежит центральное проецирование предмета на плоскость. Эту проекционную плоскость при рисовании с натуры мы не ощущаем, однако, производя зрительные сравнения отдельных частей изображаемого предмета в перспективе или пользуясь так называемым визи­рованием карандашом на вытянутой руке, мы как бы совмещаем перспективные размеры в одну воображаемую плоскость, после чего полученные соотношения переносим на рисунок.

Перспектива здания. Чтобы построить перспективное изображение здания, необходимо иметь две прямоугольные проекции предмета - план и фасад (рис.3). На плане здания определим положение центра проецирования или точки зрения S (положение наблюдателя) и положение плоскости проекций или картинной плоскости К. На фасаде наметим высоту линии горизонта h - h .

Из точки зрения S проведем через характерные точки плана здания //, /// проецирующие прямые и определим точки 2, 3 их пересечения с основанием картины К. Далее найдем точки схода параллельных прямых продольного F 1 и поперечного F 2 направлений, проведя из точки зрения S прямые, параллельные соответствующим сторонам плана здания, до пересечения с плоскостью К. Полученные точки затем перенесем на перспективу (рис3). Перспектива здания построена с увеличением исходных данных в два раза.

На плане в точке 1, где картинная плоскость К совпадает с ближним углом здания, его вертикальное ребро проецируется в натуральную величину. Размер ребра 1 также перенесем на перспективу, увеличив его, как и все измерения, в два раза. Остальные вертикальные ребра проецируются сокращенными. Из концевых точек ребра 1 проведем прямые в точки схода F 1 и F 2- которые определяют перспективные размеры вертикальных ребер 1 и 3, поскольку гори­зонтальные прямые в перспективе изображаются сходящимися в точках схода. При рисовании с натуры архитектурного объекта рисующий не пользуется его планом и фасадом, не определяет положение картины и точки зрения (по­следняя задана положением рисующего), а выполняет перспективные построе­ния аналогично описанным ранее.

Светотехника и источники света" href="/text/category/svetotehnika_i_istochniki_sveta/" rel="bookmark">источника света , но и от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится предмет или отдельные его части.

Воздушная перспектива - часть наблюдательной перспективы; ее законо­мерности выявлены в результате натурных наблюдений. Тот или иной слой воздуха, который разделяет наблюдателя и объект восприятия, влияет на вос­принимаемую яркость освещенных мест и силу светотени. Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем различие между освещенной и затененной час­тями предмета, так называемый светотеневой контраст, погашается и стано­вится менее резким (рис.4). И наоборот, чем ближе расположен предмет к наблюдателю, тем освещенные поверхности становятся светлее и ярче, а за­тененные – темнее, светотеневой контраст усиливается (рис. 4). В процессе рисования с натуры учитывают и передают на рисунке воздуш­ную перспективу даже при относительно небольшой глубине изображаемого пространства. Это дает возможность выявить в рисунке на плоскости пространственность изображаемой композиции.

Рисование экстерьера.

При рисовании внешнего вида, или экстерьера, здания необходимо правильно передать на изображении глубину пространства и степень перспективных ракурсов сторон или фасадов здания. Внешний вид здания в общем виде представляет собой объем прямоугольных в плане очер­таний (параллелепипед) или сочетание нескольких таких объемов.

Антураж" href="/text/category/anturazh/" rel="bookmark">антураж - часть газона на первом плане, обрезанного рамкой рисунка, и легкие облака.

ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

ОСНОВНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ

Архитектурно-строительная графика включает в себя графические сред­ства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изобра­жаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений - ортогонально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эски­зах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов и т. д.).

В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы рабо­ты. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; отмывку тушью; многоцветную,

или полихромную графику.

Линейная графика - основной графический прием выполнения архитектурно-строительных чертежей. Линейную графику, с помощью которой передают лишь контурное изображение объекта, применяют на всех стадиях

проектирования.

Демонстрационный материал проекта включает в себя также чертежи, при выполнении которых линейная графика дополняется передачей светотени, фактуры и материала здания, а также изображением предметов, окружающих проектируемое здание: людей, растительности, окружающей застройки и т. д.

На рис.6 показано два изображения фасада здания, выполненных различными графическими приемами. Первое изображение выполнено в ли­нейной графике рабочего чертежа, второе - в черно-белой штриховой гра­фике демонстрационного материала к проекту с нанесением теней и передачей окружающих здание предметов. Волнистыми штриховыми линиями выделены цветовые вставки на фасаде здания.

Отмывку тушью применяют в тех случаях, когда на чертеже (обыч­но на фасаде или перспективе) требуется более наглядно выявить пространст­венное построение здания, материал и его фактуру, окружающую здание

Лекция 10 Методика организации и проведения уроков рисования с натуры, по памяти и по представлению. Роль педагогического рисунка в обучении реалистическому изображению.

Рисование с натуры является ведущим методом обучения изобразительной деятельности, т.е. рисованию. По программе под ред В.С.кузина 47% учебного времени отводится рисованию с натуры.

К урокам рисования с натуры относятся уроки, на которых рисуют непосредственно с натуры отдельные предметы или группы предметов; рисуют предметы или группы по памяти или по представлению.

Значение уроков рисования с натуры в художественном образовании и эстетическом воспитании:

обучающее

    раскрывают основы изобразительной грамоты: пропорции, перспектива, светотень, цветоведение, пластическая анатомия;

    способствуют осознанному освоению изобразительной грамоты;

    дают методику ведения графической и живописной работы: от простого к сложному, от общего к частному;

    дают представление о различных техниках, материалах и языке живописи и графики /карандаш, перо, тушь, кисть, краски; штрих, пятно, линия.../.

развивающее

    развивают чувство пропорций, тона, композиции, колористического чувства;

    совершенствуют умение и навыки работы различными материалами;

    развивают умение творчески использовать изобразительный язык живописи и графики;

    развивают умение делать длительные и краткосрочные зарисовки;

    развивают зрительную память, представление о предметном мире и различных явлениях;

    развивают логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

    развивает умение наблюдать, т.е.наблюдательность.

воспитывающее

    воспитывают трудолюбие, внимание к натуре, объекту изображения;

    воспитывают эстетические чувства при восприятии предметов, натюрмортов, имеющих художественные и эстетические качества;

    способствуют нравственному воспитанию, воспитанию патриотических и интернациональных чувств.

Структура уроков рисования с натуры . Соотношение основных составляющих урока зависит

От его цели: дать ли новые знания или развить уже приобретенные умения и навыки;

От новизны изобразительных материалов и средств изображения и т.п.;

От уровня подготовленности учащихся к самостоятельной изодеятельности.

Но, несмотря на это, в каждом уроке рисования с натуры можно найти основные составляющие урока ИЗО, меняется лишь их временная продолжительность.

Основные этапы урока рисования с натуры.

      Объяснение нового материала может происходить в виде обобщения имеющегося опыта, знаний, полученных на предыдущих занятиях (Например: натюрморт - группа предметов, тематический натюрморт..., объединенных мыслью, идеей; окружность - круг - шар и т.д.). Вести объяснение нового понятия необходимо от наблюдения явления в действительности через постановку проблемы: как это можно изобразить на плоскости (перспектива: игра в Гулливера, как уложить книгу на стол; светотень: как изобразить шар и т.д.).

Не рекомендуется вести объяснение закона изобразительного искусства от изучения обучающей схемы, например, схемы, объясняющей линейную перспективу, а затем уже “умными” глазами смотреть на мир. Такое объяснение на абстрактной схеме лишь усложнит сам процесс восприятия нового, младших же детей схема может просто сковать и напугать. Конечно, объяснение должно быть научным, особенно в старших классах, где логическое начало берет верх над чувственным. Могут здесь возникнуть вопросы: а почему все же так мы видим, чем дальше предмет, тем он меньше? При объяснении здесь в ход пойдут законы не только ИЗО, но и физики, и анатомии.

Одно из важных условий успеха в понимании детьми законов ИЗО является хорошо подобранная наглядность: предметы, модели, фотоматериалы с изображением действительности, каркасы, рамки Сапожникова, искусственное освещение, таблицы, репродукции, педрисунок и детские работы.

2. Анализ натуры , объекта следует начинать с эстетического восприятия, полюбоваться формой предмета, раскрыть связь утилитарного и декоративно - конструктивного в объекте, дать образное сравнение. При анализе группы предметов, натюрморта определить тематику его, рассказать о “тихой жизни” /still life/ предметов.

Так как анализ натуры часто ведется параллельно анализу хода работы с натуры, т.е. этапов рисования, последующий анализ выстраивается по схеме: композиция, соразмерность частей или предметов, конструктивное построение предмета или предметов с учетом перспективы, тональные отношения и лепка тоном или цветовые отношения и лепка формы цветом, обобщение изображения на листе. Как правило, анализ хода работы сопровождается педагогическим рисунком на доске

3. Анализ техники, языка и материала изображения. Если предстоит работать в традиционном материале или технике, то достаточно напомнить правила работы в этом материале. Если материал новый , не знакомый детям и техника работы в нем сложна, то перед работой с натуры самостоятельно, следует сделать “пробу” материала, выполнить ряд упражнений по развитию навыков работы с новым материалами, новыми инструментами. Новым может оказаться и язык изображения при использовании традиционных материалов. Например, новый материал: перо, тушь и старый язык - штрих или старый материал - карандаш и новый язык изображения - точка.

4. Анализ задания . В конце любого объяснения учителя, перед тем, как дети приступят к выполнению работы самостоятельно, необходимо точно сформулировать задание и его объем. Дать представление о качестве работы на каждом этапе, если предстоит работать несколько уроков.

5. Самостоятельная работа учащихся . Во время работы учащихся обратите их внимание на правильность выбора композиции, размещение и размер изображения на листе. Делать это нужно индивидуально с каждым. Общим может быть обращение внимания детей на натуру, так как дети забывают о ней и рисуют ее по памяти, искажая пропорции и отношения между предметами.

6. Анализ детских работ, их оценка . Анализировать детские работы можно фронтально перед всем классом, выставив несколько работ на доске рядом с натурой, сравнить на сколько рисунки похожи на натуру. Оценивать может весь класс. Чтобы не было обид, начинать такое оценивание нужно с желающих выставить свои работы для сравнения. Индивидуальное оценивание работ детей желательно вести в их присутствие и любую работу начать оценивать с анализа лучшего, что удалось ребенку, а затем уже высказать замечания в форме пожеланий с предложением доработать рисунок.

Критерии оценки учебного рисунка с натуры:

      Сходство графического изображения с изображаемой натурой, т.е. передача количественных и качественных характеристик предмета (группы): соразмерность, пропорциональность, соответствие тоновых и цветовых отношений.

      Композиция рисунка, т.е. выбор положения листа, вертикаль или горизонталь, соразмерность изображения и листа, размещение на листе изображения, главное и второстепенное в изображении.

      Уровень графических умений и навыков работы в материале, в технике.

      Собственное отношение к работе - это субъективный критерий оценки, Отношение к собственной изобразительной деятельности проявляется в аккуратности и в законченности работы. Следует отмечать при оценивании и рост умений и навыков каждого ученика.

Критерии оценки творческого рисунка по представлению (в основе лежит восприятие натуры) будут значительно отличаться в первом пункте, так сложно определить схожесть с тем, что вы не знаете. Тогда критерий выразительность – яркая характеристика художественного образа, через типизацию, обобщение, преувеличение (нарушение пропорций) – становится ведущим в оценки такого рисунка с натуры.

Организация натурных постановок.

Успех рисования с натуры во многом зависит от организации натурных постановок в классе. Если “натура” маленького размера /гербарий, муляжи, тех.детали и пр./, она должна быть индивидуальной, т.е. присутствовать на каждой парте.

Если “натура” имеет достаточный размер, плоская и рисуется во фронтальном положении /пила лучковая, детская лопата, осеняя ветка, фасад русской избы и пр./, то ее располагают на доске, предварительно создав нужный по тону фон, и выше уровня глаз, чтобы было видно всем детям. Чтобы искажение было минимальным, можно повесить на доску два предмета, расположив их напротив проходов между рядами.

Если “натура” или группа предметов объемная, и стоит задача передать объем и пространство, то “натуру” устанавливают ниже линии горизонта на специальных натюрмортных столиках. Чтобы обеспечить возможность всем детям видеть “натуру”, нужно иметь не менее трех постановок. Располагаются натюрмортные столики следующим образом: один у доски, два других между рядами возле третьих парт, на уровне, или чуть ниже столов - парт учащихся. Чтобы сконцентрировать внимание детей на “натуре” и облегчить их восприятие, необходимо поставить за “натурой “ вертикальную плоскость или продумать заранее конструкцию натюрмортного стола.

Натюрморт: виды, требования к натюрморту.

Д/З: Составить натюрморт к одному из уроков любой программы (и сфотографировать). Сопроводить выпиской из программы (класс, цели, задачи)

Структура уроков по разным видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.

Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.

Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.

Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.


Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н.,.93)

Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объек­тов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительны­ми (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисов­ки выполняются в течение 7-15 минут). Наброски и зари­совки выполняются в начале, в середине или в конце уро­ка (в зависимости от конкретных задач урока). Для разви­тия зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания ри­совать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в I-IIIклассах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Ос­новное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, кон­струкций, а также цвета изображаемых объектов.

С IV класса начинается изучение детьми закономернос­тей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, на­ходящихся во фронтальной и угловой перспективе (пред­мет расположен углом к рисующему и имеет две точки схо­да для сокращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пира­миды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В V-IX классах учащиеся продолжают изучать простей­шие закономерности перспективы, конструктивного стро­ения предметов, светотени, цветоведения. Они приобрета­ют навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, срав­нивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.

В разделе "Живопись" содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу "Живопись" в V-IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

В 5-9 классах в содержание разделов "Рисунок" и "Живопись" входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.

Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. (26, 212)

Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.

1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.

2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.

3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.

4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.

5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.

6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.

7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал. (Кузин с.121)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то