Методическая разработка по литературе на тему: Самостоятельная работа по литературе. Самостоятельная работа по литературе для начальных классов «Смысловое чтение

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому плану. В данной методической разработке рассматривается не только последовательность этапов проведения такой работы, но и программа действий преподавателя, критерии оценки результатов, виды самотоятельной работы обучающихся и формы контроля. В приложениях приведены методические рекомендации для студентов по составлению конспектов, написанию рефератов, сочинений, эссе, а также использованию интернет-ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

073401 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

073 403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

070214 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ

073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Преподаватель: Цветкова Е.А.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Саратовского областного колледжа искусств на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Литература» предусмотрено 85 часов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

В рабочем учебном плане по каждой специальности;

В рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

Информационно-обучающая;

Развивающая;

Ориентирующая;

Стимулирующая;

Воспитывающая.

Цели обучения:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

При изучении литературы перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Особенность изучения литературы в ГОУ СПО «СОКИ» заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

К особенностям изучения литературы относится также углубленное изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних десятилетий ХХ века.

Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа дисциплины составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

Изучение квалификационной характеристики специалиста;

Анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

Подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

Выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Уровень сформированности общих знаний и умений;

Оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

  • сочинения;
  • зачеты;
  • устные ответы;
  • доклады;
  • рефераты;
  • исследовательские работы;
  • конкурсы сочинений;
  • литературные викторины;
  • литературные турниры и т.д.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

I семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XIX века.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы на рубеже XVIII-XIX вв.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1836).

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе (1809-1852).

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского (1823-1886).

Прошлое и будущее России в Романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов».

Особенности поэтики И.С. Тургенева (1818-1883).

Ф. И. Тютчев (180-1873), его видение России и её будущего.

Поэзия А.А.Фета (1820-1892) как выражение идеала и красоты.

Художественный мир А.К. Толстого.

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (1821-1877).

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова (1831-1895).

Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) в истории русской литературы.

Отображение действительности в романе Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Преступление и наказание».

Мировое значение творчества Л.Н. Толстого (1828-1910).

Роль А. П. Чехова (1860-1904) в мировой драматургии театра.

Обзор зарубежной литературы.

II семестр

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Творчество И.А. Бунина.

Творчество А.И. Куприна.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

Творчество М. Горького.

Творчество А.А. Блока.

Литературный процесс 20-х годов.

Творчество В.В. Маяковского.

Творчество С.А. Есенина.

Единство и многообразие русской литературы в 30-40 гг.

Творчество М.И. Цветаевой.

Творчество О.Э. Мальденштама.

Творчество А.П. Платонова.

Творчество И.Э. Бабеля.

Творчество М.А. Булгакова.

Творчество М.А. Шолохова.

Литература русского Зарубежья.

III семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.

Поэзия и проза периода ВОВ.

Творчество А.А.Ахматовой.

Творчество Б.Л. Пастернака.

Творчество А.Т. Твардовского.

Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Поэзия 60-х годов.

Творчество А.И. Солженицына.

Творчество В.Т. Шаламова.

Творчество В.М. Шукшина.

Творчество Н.М. Рубцова.

Творчество Расула Гамзатова.

Творчество А.В. Вампилова.

Русская литература последних лет (обзор).

Зарубежная литература (обзор)

Беседы по современной литературе.

ИТОГО

Художественные тексты

Литература ХIХ в.

В.А. Жуковский . Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.

К.Н. Батюшков . Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.

А.С. Пушкин . К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов . Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь . Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.

И.А. Гончаров . Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов . В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

Н.Г. Чернышевский . Что делать?

И.С. Тургенев . Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).

А.Н. Островский . Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин . Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).

Н.С. Лесков . Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев . С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет . На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

А.К. Толстой . Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.

Ф.М. Достоевский . Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой . Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов . Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

Л.Н. Андреев . Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

А.А. Ахматова . Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт . Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый . Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок . Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов . Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

З.Н. Гиппиус . Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев . Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

Б.К. Зайцев . Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.

А.И. Куприн . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский . Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский . Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Ф. Сологуб . В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

А.Н. Толстой . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.

М. Цветаева . Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

И.С. Шмелев . Человек из ресторана. Пугливая тишина.

Литература ХХ в.

М. Горький . Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский . Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков . Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель . Конармия.

А. Фадеев . Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов . Тихий Дон. Судьба человека.

А. Толстой . Петр Первый.

И. Шмелев . Лето Господне.

А. Платонов . Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова . Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак . Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам . Воронежские стихи.

В. Набоков . Защита Лужина. Приглашение на казнь.

М. Цветаева . Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

М. Зощенко . Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

И. Ильф, Е. Петров . Двенадцать стульев (или Золотой теленок).

П. Антокольский . Сын.

А. Сурков . Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов . Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский . Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский . Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов . В окопах Сталинграда.

А. Солженицын . Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман . Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев . Горячий снег.

В. Васильев . А зори здесь тихие.

В. Быков . Сотников. Знак беды.

В. Астафьев . Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин . Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов . Привычное дело.

В. Распутин . Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Ю. Трифонов . Обмен.

В. Маканин . Полоса обменов. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская . Время – ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая . Рассказы.

Ю. Домбровский . Факультет ненужных вещей.

В. Ерофеев . Москва – Петушки.

С. Довлатов . Чемодан.

Н. Рубцов . Подорожник.

И. Бродский . Часть речи.

Ю. Кузнецов . После вечного боя.

Г. Айги . Стихи.

Д.А. Пригов . Стихи.

Л. Рубинштейн . Стихи.

А. Арбузов. Жестокие игры.

В. Розов . Гнездо глухаря.

А. Вампилов . Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

Темы рефератов

ХIХ век

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев , В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века http://www.belinskiy.net.ru

Фонвизин Денис Иванович

http://www.fonvisin.net.ru

Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.chernishevskiy.net.ru

Чехов Антон Павлович

http://www.antonchehov.org.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

(для подготовки сообщений и практических работ)

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

Чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

Правильно формулировать критерии поиска;

Определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

Давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

Давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

Студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса.
В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий.
Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

Примеры.
Как называется литературное направление, в соответствии с правилами которого в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» используются говорящие имена и фамилии персонажей?

В «Капитанской дочке» Пушкин описывает внешность Пугачева так: «...он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали». Как в литературе называется такое описание?

Известно, что для романа «Евгений Онегин» Пушкин придумал особую систему членения текста, основанную на объединении в группы по определенному принципу одинакового количества стихотворных строк: это группы из 14 строк четырехстопного ямба, состоящие из трех четверостиший с разной системой рифмовки (перекрестные, смежные, опоясывающие рифмы) и заключительного двустишия. Как стали называть такое членение стихотворного текста?

Содержание
Введение
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика
Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе
Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Как повторять теоретико-литературные понятия
Проверь себя
Как повторять литературные произведения
Проверь себя
Подготовка к заданиям с развернутым ответом
Критерии оценки: за что снижают баллы
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16
Проверь себя
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3
Классификация речевых ошибок
Задания
Проверь себя
Обобщающие задания
Вариант 1
Вариант 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Ответы
Приложения
Приложение 1
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного
экзамена по литературе
Приложение 2
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка, Аристова М.А., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Самостоятельная работа на уроках литературного чтения

как средство развития познавательной деятельности

Слова К. Д. Ушинского о том, что «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важнейших задач школы», актуальны и значимы в современной методике формирования у учащихся правильной читательской деятельности, которая проявляется в умении читателя думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения. Уроки литературного чтения в начальной призваны формировать у учащихся читательскую самостоятельность, развивать речевые умения, связанные с воспроизведением прочитанного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного.

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Работа над художественным произведением в начальных классах - это элементарный анализ. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить происходящие в произведении события, но и почувствовать художественное своеобразие текста.

Чтобы постигнуть идейно - художественные ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся.

Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы работы, как пересказ, составление плана, устные сочинения, словесное рисование и т. д. Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них обучающихся при подготовке к различным видам пересказа.

Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.

Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

Краткий пересказ - новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное или ответы на вопросы учителя.

Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. В связи с этим по уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы. К первой группе относится работы воспроизводящего характера, выполнял которые младшие школьники вспоминают и просто воспроизводят прочитанное.

В качестве примера можно воспользоваться вопросами и заданиями учебника самостоятельная работа урок

Кому из поэтов принадлежат строчки…?

Какие рассказы Н. Носова ты читал или слышал?

Вспомни пословицы о дружбе.

Что нового ты узнал о жизни животных?

Основная часть вопросов и заданий учебника относится ко второй группе - это работы тоже воспроизводящие, но с элементами творчества:

Почему раздел назван «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»?

Что ты заметил схожего и различного в прочитанных сказках и былинах?

Почему И. А. Бунина привлекает не пышное цветение дорогих цветов, а скромные полевые цветы? К этой группе можно отнести деление текста на части, нахождение каждой из них, составление плана, т. е. такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.

Большая доля самостоятельности имеет место в работе творческого характера, при выполнении которых обучающиеся с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично поисковые работы.

С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ «Какая бывает роса на траве?»

Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Почему сказки, сложенные русским народом давным-давно, живут и сегодня?

Подобных заданий в учебниках достаточно много, и именно по ним, можно судить о глубине осмысления учебного материала, понимания поступков героев, идеи произведения.

Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах четвертой группы. Это творческие работы поискового характера. Они вполне возможны в начальных классах. К 4 классу дети уже знакомы с различными жанрами, некоторыми литературоведческими понятиями, поэтому проводится работа на сравнение произведений разных жанров, разных авторов. Возможны и литературные работы собственного сочинения: сказки, стихи, рассказы, загадки и т.д. Работы этой группы сложные, но подготовить к ним младших школьников необходимо, и подготовительные задания уже имеются в 2 класса.

Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя.

Придумай текст с описанием.

В каких случаях можно использовать слова из басни «Да только воз и ныне там?»

Подобные задания требуют от младших школьников полной самостоятельности. Показателем литературного развития учащихся будет их умение переносить полученные знания в новую ситуацию, умение самостоятельно постичь новый материал.

Однако общие задания для всего класса не могут быть доступным в одинаковой мере всем учащимся. В этом одна из трудностей в организации и проведении самостоятельной работы в связи с чтением художественных произведений в начальных классах.

Решить эту проблему можно с помощью различных карточек, что позволит учителю дифференцировать задания.

Карточка №1

Вариант 1 (предназначен для сильных учеников)

Задание. Распредели пословицы на две группы.

Свет не без добрых людей.

Будете, друг за дружку держаться - можете ничего не объяснять.

В настоящей дружбе все друзья равны.

Живут, душа в душу.

Доброе дело никогда не поздно делать.

Вариант 2. (предназначен для слабых учащихся)

Задание. Распредели пословицы на две группы: в первую запиши пословицы о мастерах - умельцах, во вторую - о лентяях и болтунах. (Пословицы те же)

Карточка 2.

Почему же Моська «лезет в драку со Слоном»? (И. А. Крылов «Слон и Моська». Выбери правильный ответ и запиши его:

а) она действительно думала, что справится со Слоном;

б) хочет посмешить «толпы зевак»

в) стремиться создать о себе мнение, что она очень сильная.

Карточка №3.

Почему мальчик (рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок») оказался на мачте корабля?

Выбери и запиши ответ:

а) хотел испытать свою волю, смелость;

б) так сложились обстоятельства;

в) хотел похвастаться своей ловкостью.

Карточка №4

Вспомни произведения: «Гуси - лебеди», «Жаворонок», «Котенок», «Филиппок», «Старик - годовик». О чем они? Раздели названия произведений на группы. Запишите каждую выделенную вами группу в отдельный столбик.

Карточка №5.

Прочитай отрывок из рассказа Н. Н. Носова «На горке»!

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

Выбери из слова горка, строительство, двор, обед, вода те, которые больше всего подходят для названия этого отрывка, и запиши их.

А как бы ты сам назвал этот отрывок. Запиши свое название.

Подобные карточки можно изготовить ко многим произведениям, тем более что задания указанного учебника содержат подходящий для этого материал.

Выполняя эти задания, дети приучаются внимательно относиться к тексту, поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению, способствуют развитию логического мышления и, конечно, развитию самостоятельности.

Планируя самостоятельную работу учитель должен исходить из этого, что различное сочинение самостоятельных работ только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий, не зависимых от дидактических целей.

Не менее важно и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будет развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становится убеждениями.

Размещено на http://www.allbest.ru

...

Подобные документы

    Самостоятельная работа учащихся, её признаки и условия организации. Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников. Опытно-экспериментальные исследования по проблеме организации самостоятельной работы младших школьников на уроках чтения.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Сущность, структура и виды самостоятельной работы в начальной школе. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. Специфика уроков литературного чтения, основные дидактические средства, используемые на уроке для самостоятельной работы.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2012

    Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. Управление самостоятельной деятельностью школьников, ее дидактические принципы организации. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Определение понятия "самостоятельная работа" в психолого-педагогических исследованиях. Основные особенности развития навыков самостоятельной работы младших школьников. Организация процесса исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка как развитие коммуникативной компетенции. Познавательная деятельность учащихся, мотивы выполнения заданий для самостоятельной работы. Использование современных методов обучения.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Приобщение младших школьников к литературе. Система работы по развитию самостоятельной читательской деятельности младших школьников. Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках литературного чтения. Эффективность литературного образования.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала. Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия, осмысления и закрепления знаний. Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке.

    дипломная работа , добавлен 30.11.2014

    Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках. Анализ программ по литературному чтению. Работа над текстами художественных произведений. Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников.

1. Дайте определение понятиям: традиция, новаторство

1) А.С.Пушкин 2)У. Шекспир 3) Д.И.Фонвизин 4) Н.М.Карамзин 5) М.Ю.Лермонтов 6) Н.В.Гоголь 7) И.С.Тургенев 8) Н.С Лесков 9) М.Горький 10) А.И.Куприн 11) А. Сент-Экзюпери 12) А.П.Платонов 13) А.Т.Твардовский 14) В.М.Шукшин 15) А.С.Грин

А)» Алые паруса» б) «Дядя Ермолай» в) «Макар Чудра» г) Сонет д) «Недоросль» е) «В прекрасном и яростном мире» ж) «Мцыри» з) «Станционный смотритель» и) «Василий Теркин» к) «Бирюк» л) «Человек на часах» м) «Портрет» н) «Бедная Лиза» о) «Гамбринус» п) «Маленький принц»

3. Из какого произведения эти герои?

1) Игорь 2) Митрофан 3) Фома 4) Сашка 5) летчик 6) Салтан 7) ростовщик 8) Постников 9) Лойко Зобар 10) Мальцев 11) Эразм 12) рыцарь на золотом коне 13) разбойники

4. Соотнесите определения литературных направлений и направления

1) Классицизм 2) романтизм в) реализм г) сентиментализм

А) литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, единство времени, места, действия, деление героев на положительных и отрицательных, деление литературы на строго определенные жанры произведений

а) высокие — ода, героическая поэма, трагедия
б) низкие жанры — комедия, сатира, басни, мир стихотворения, роман.

Б) (от французского «чувство) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Пейзаж — не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной. Основные жанры: 1. Письма 2. Путешествия 3. Мемуары 4. Повести 5. Элегия 6. Романы

В) правдивое изображение реальной действительности.

Г) литературное направление конца 18 – начала 19 века, характерно двоемирие, герой одинок, мечтает вырваться из этого мира, но судьба часто заканчивается трагически.

5. О каком герое идет речь?

1) Пострадал от природного явления.

2) Проявил свой талант, играя на любом музыкальном инструменте

3) Был убит отцом девушки, в которую был влюблен

4) Человек искусства, пострадавший от зависти.

5) Мальчик, мечтающий о родине.

6) Человек, живущий по правилам, принятым во время правления Петра 1.

7) Часовой, бросивший пост ради спасения жизни человека.

8) Герой, который сбежал из плена, погубил войско, но был встречен с радостью

9) Молодой человек, лишивший бедную девушку счастья и жизни.

6. В каких произведениях действие происходит в этих местах?

1) в Петербурге 2) в Толубеевском депо 3) на разных планетах 4) в Восточном Ливане (пустыня) 5) в порту 6) на берегу моря 7) на Кавказе 8) в имении Простаковых 9) в Москве

7. Определите жанр произведения, найдите соответствие

1) эпическое произведение, которое изображает одно событие из жизни героя.

2) Один из видов лироэпического рода. Крупное стихотворное стихотворение с лирическим или эпическим сюжетом.

3) Средний жанр эпоса, показана история человеческой жизни на протяжении небольшого периода.

4) Стихотворение, состоящее из 14 строк.

5 ) Небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи, имеющее ритм и рифму.

6) Ж анр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы .

7) Жанр фольклора, рассказывающий о невероятной, но поучительной истории.

А) народная сказка Б) рассказ В) сонет Г) комедия Д) Стихотворение

Е) повесть Ж) поэма

8. Назовите писателя, опираясь на его характеристику.

1) Писатель, имеющий псевдоним, настоящая фамилия Пешков, родился в Нижнем Новгороде, на берегу Волги.

2) Стихи писать начал рано, еще не зная всех букв алфавита, прошел всю войну, был спецкорреспондентом военной газеты.

3) Многое пришлось пережить: с 14 лет пришлось идти работать, видеть близких, умирающих от голода, похоронить любимого сына, побывать на войне …

4) Его профессия – летчик, хотя очень любил рисовать, с детства он мечтал покорить мир, не раз бывал в трудных ситуациях, но выходил из них, а однажды вернуться не удалось.

5) Был авантюристом, путешественником, поэтом, воином, книжником, аристократом, больше всего любил бывать в Африке.

6) Его перу принадлежит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

7) Героями его произведений почти всегда были крестьяне, которых он показал с разных сторон: одни – смирились со своим положением, другие – боролись с несправедливостью.

8) Его называют «солнцем русской поэзии»

9. Определите название литературного понятия.

1 . Роды литературы. 2. Самое главное в индивидуальности литературного героя. 3. Последовательность событий. 4. Герой лирического произведения. 5. Построение произведения. 6. Описание природы. 7. Вид произведения. 8. Он рассказывает о героях и событиях. 9. Рассказ о жизни святого человека. 10. Скрытое сравнение. 11. Речь одного человека. 12. Изобразительное средство, помогающее неживой предмет увидеть живым. 13. Чрезмерное преувеличение. 14. Род литературы, предназначенный для постановки на сцене.

10. Ответьте на вопросы:

1). Кого называли недорослями в XVIII в.?

а) безграмотных, недоучившихся дворян

б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу

в) вообще невежественных людей из разных сословий

г) подростков

А) народ б) Никона в) Нестора г) князя Владимира

3). К какому жанру относится произведение «Мцыри»?

А) баллада Б) притча В) поэма – исповедь Г) рассказ

4) . Чем в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» является повторяющееся слово «переправа»

А) сравнение Б) рефрен В) анафора Г) метафора

5). Отметить тему поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:

А. Весёлые и героические случаи из фронтовой жизни Василия Тёркина.

Б. Трагическая сущность войны и стойкость русского солдата.

В. Трудности фронтовой жизни.

6). Кто изобрел грамоту?

7). Идея «Слова о полку Игореве»

8). Какому великому российскому полководцу Г.Р.Державин посвятил стихотворение «Снегирь»?

9) . Что обозначает понятие «маленький человек» Приведите примеры героев, которых можно так назвать.

10). Что значит «Духовная литература».

11. Кому принадлежат эти предметы?

1) кафтан 2) ландыши 3) гармонь 4) скрипка 5) портрет 6) картинки о блудном сыне

Ответы:

  1. Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; установившийся порядок в поведении, в быту.

Новаторство – творческое развитие традиции

2. 1з, 2г, 3д, 4н, 5ж, 6м, 7к, 8л, 9в, 10о, 11п, 12е, 13и, 14б, 15а

3. 1 «Слово о полку…» 2) Недоросль 3) бирюк 4) Гамбринус 5) Маленький принц 6) Сказка о царе Салтане 7) Портрет 8) Человек на часах 9) Макар Чудра 10) В прекрасном и … 11) Бедная Лиза 12) Золотой рыцарь 13) Братья разбойники

4. 1)а, 2г, 3в, 4б

5. 1) Мальцев 2) Сашка 3) Зобар 4) Чартков 5) Мцыри 6) Стародум 7) Постников 8) Игорь 9) Эраст

6. 1) Человек на часах, Портрет 2) В прекрасном и … 3) Маленький принц 4) Золотой рыцарь 5) Гамбринус 6) Макар Чудра 7) Мцыри 8) Недоросль 9) Бедная Лиза

7. 1б, 2ж, 3е, 4в, 5д, 6г, 7а

8. 1) Горький 2) Твардовский 3) Куприн 4) Экзюпери 5) Гумилев 6) Гоголь 7) Тургенев 8) Пушкин

9. 1) эпос, лирика, драма 2) характер 3) сюжет 4) лирический герой 5) композиция 6) пейзаж 7) жанр 8) повествователь 9) житие 10) метафора 11) монолог 12) олицетворение 13) гипербола 14) драма

10. 1) 2) б 3) в 4) б 5) б 6) Кирилл и Мефодий 7) Объединение 8) Суворову 9) низкое социальное положение, незаконное угнетение теми, кто выше; нищета; трагическая судьба; нежная, любящая, сострадательная душа; способность оказывать робкий и слабый протест; мечта о человеческом счастье 10) книги о Боге, человеке, мире

11. 1) Митрофану 2) Лизе 3) Теркину 4) Сашке 5) Чарткову 6) Самсону Вырину

Самостоятельные работы по Литературе 11кл

Самостоятельная работа

Куприн А.И. “Олеся”

1 Тема и идея произведения.

2 Где происходит действие? Какое значение имеет действие рассказа?

3 Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

4 Опишите Олесю. С чем она сравнивается?

5 В чем особенность изображения героя-рассказчика? Опишите его.

6 Как построен сюжет повести? (пересказывать содержание не нужно)

7 Какой цвет сопровождает Олесю? (пример из текста)

8 Что нагадала герою старуха? (примеры)

9Что нагадала герою Олеся? (примеры)

10 Чары Олеси (колдовство) с примерами из текста.

11 Почему счастье героев было недолгим?

Самостоятельная работа

Куприн А.И. “Поединок”

1 Тема и идея произведения.

2 Как Вы понимаете слова А.И.Куприна: “Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию“?

Актуальна ли повесть в наши дни?

3 Главный герой повести Ромашов. Опишите его. Чем он отличается от остальных офицеров полка?

4Мнение Ромашова о войне? Что нужно для её устранения?

6Расскажите об офицере Осадчем. Как он относится к солдатам, к дуэли? (гл. VIII,XIV)

7Отношение к солдатам капитана Сливы? (гл. X)

8 Чем хвастается Бек-Агамалов? (пример), (гл. I)

9 Как изображены солдаты(Бондаренко, Архипов, Хлебников, Фокин (гл. XI))? В чем особенность изображения солдат в повести?

10 Какую роль сыграл Ромашов в жизни Хлебникова? (гл.X,XVI)

11 Почему повесть называется ‘’ Поединок“?

Эпизод Ромашов – Капитан (гл. I)

Эпизод Ромашов – унтер-офицер(гл. X)

Эпизод Ромашов - Бек-Агамалов (гл. XVIII)

12 Назовите виновников в смерти Ромашова.

13 Как могла бы сложиться жизнь Ромашова? На кого из героев он похож? Почему?

Самостоятельная работа А

1 Тема и идея произведения.

2 Опишите главную героиню, княгиню Веру Николаевну Шеину.

3 Мнение Веры о любви, какой она должна быть.

4 Кто такой Г.С.Ж.? Опишите его.

5 Какой подарок получила Вера от Желткова? В чем его ценность? Каково символическое звучание этого подарка?

6 Какую историю любви рассказывает генерал Аносов?

8 Как вы понимаете слова А.И.Куприна: “Не в силе, не в ловкости, не не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви! “?

10 Любили ли герои друг друга? Найдите ответ в тексте и запишите.

11 Музыка какого композитора звучит в произведении? Какая это музыка?

Самостоятельная работа В

Куприн А.И. “Гранатовый браслет”

1 В какое время года происходит действие рассказа?

2 Где происходят события произведения?

3 Кто подарил Вере браслет с гранатами? Найдите описание граната и запишите.

4 О ком писал А.И. Куприн: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...

5 Чей это портрет: “Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типас довольно заметными скулами, с узенькими глазками…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью“?

6 О ком пишет А.И. Куприн: “… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти“?

7 Какая музыка звучит в произведении?

8 О ком пишет

9 Чей это портрет: “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно - величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…“ ?

10 Кому принадлежат слова: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть“? ..., такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. …Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.” ?

11 Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите высказывание героя, князя Шеина, в котором он говорит об истинных отношениях Желткова к Вере и запишите их.

Самостоятельная работа

Маяковский В.В.

1 К какому литературному течению принадлежит Маяковский?

А) футуризм

Б) акмеизм

В) эгофутуризм

2 Какое стихотворение посвящено матросам и революции?

А) “Левый марш”

Б) “Прозаседавшиеся”

В) “Юбилейное”

3 Стихотворение о любви, “четыре крика четырех частей “

А) “Левый марш”

Б)”Прозаседавшиеся”

В) “Облако в штанах”

4 О назначении поэта и поэзии

А) “Письмо Татьяне Яковлевой”

В) “О дряне”

5 Перескажите содержание стихотворения “Товарищу Нетте – пароходу и человеку“ (о чём стих.?)

6 Выпишите из “Стихотворения о советском паспорте“авторскиенеологизмы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то