Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности

Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.

Биосфера -- область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы высотой 12-15 км, всю водную среду планеты (гидросферу) и верхнюю часть земной коры (литосферу глубиной 2-3 км). Верхняя граница биосферы находится на высоте 15-20 км от поверхности Земли в стратосфере. Активная техногенная деятельность человека привела к разрушению биосферы во многих регионах планеты и созданию нового типа среды обитания -- техносферы.

Техносфера -- объект планетарной экологии, состоящий из элементов биосферы, гидросферы и т. д. (экосферы), которые претерпели антропогенные изменения либо созданы в результате сознательной деятельности человека.

Рисунок 1.1 - Взаимодействие человека, техносферы и биосферы

Техносфера пришла на смену биосфере и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах -- Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению. Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой -- были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако, созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей. К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает. Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах. Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях. При создании объектов техносферы происходит форсирование естественных процессов, протекающих в объектах экологии. В качестве примера можно привести влияние на среду профиля города и рельефа литосферы, изображенных на рисунке 1.2.

здесь

Рисунок 1.2 - Влияние техносферы на окружающую среду

Здесь г t T - коэффициент влияния на среду объекта тех носферы соответствует г t L - коэффициенту влияния на среду объекта литосферы:

Это соответствие подтверждается законом коммутативности. Другими словами, человек воздействует на среду в копоткий промежуток времени в той степени, которую природа создает в течение многих столетий и даже тысячелетий (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 - Инженерная экология и управление техносферой

Научно-технический прогресс (создание новых объектов техносферы, новые технологии и т. п.) требует постоянного совершенствования принципов, форм и методов управления.

Чрезвычайно острой становится проблема нарушения экологического равновесия из-за всего возрастающего количества отходов производства. Нарушается самоочищающая функция биосферы. Однако безводные, маловодные и замкнутые циклы, безотходные технологии с рециркуляцией сырья и материалов, техпроцессы, собирающие отходы и осуществляющие их утилизацию, нейтрализацию, консервацию и т. п., создают новые возможности для сохранения и восстановления природной среды.


Тема 3 . Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду.

Вопрос 1. Классификация негативных факторов.

Вопрос 2 .

Вопрос 3 . Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
Введение.

Почвенный слой земли загрязняется пестицидами (химические средства защиты растений и животных от вредителей и болезней).

Пестициды подразделяются на:

- гербициды (уничтожение сорной растительности);

- инсектициды (уничтожение вредных насекомых);

- зооциды (борьба с грызунами);

- фунгициды (борьба с грибковыми заболеваниями);

- бактерициды (против бактерий);

- лимациды (против моллюсков);

- дефолианты (удаление листьев);

- ретарданты (регуляторы роста растений);

- репелленты (отпугивание насекомых);

- аттрактанты (приманивают насекомых для последующего уничтожения).

Радиоактивное загрязнение среды происходит в результате ядерных взрывов, развития атомной промышленности, применения изотопов в медицине. Радиоактивные загрязнения распространяются в воздушной и водной средах, мигрируют в почве.

Отрицательно воздействуют на биосферу и тепловые загрязнения - выделение в атмосферу тепла (сжигание топлива, нефти, газа). Вредны шум и электромагнитные поля.

2. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды – вызванным деятельностью человека относятся промышленные пыли, выделяемые в значительном количестве многими производственными процессами. Промышленная пыль также оказывает вредное воздействие на организм человека.

Промышленная пыль - это тонкодисперсные (размельченные) частицы твердых веществ, образующиеся при различных производственных процессах (дроблении, размоле, транспортировании) и способные находиться во взвешенном состоянии в воздухе. Промышленная пыль бывает органического происхождения (древесная, торфяная, угольная) и неорганического состава (металлическая, минеральная). По воздействию на организм пыли делятся на ядовитые и неядовитые. Ядовитые пыли вызывают отравления (свинец и др.), неядовитые пыли раздражают кожу, глаза, уши, десны и, проникая в легкие, вызывают профессиональные заболевания - пневмокониозы, которые ведут к ограничению дыхательной способности легких (силикоз, антракоз и др.).

Вредность пыли зависит от ее количества, дисперсности и состава. Чем больше пыли витает в воздухе, чем мельче пыль, тем она опаснее. Пылинки размером от 0,1 до 10 мкм в воздухе оседают медленно и проникают глубоко в легкие. Более крупные пылинки быстро оседают в воздухе, а при вдыхании задерживаются в носоглотке и удаляются мерцательным эпителием (покровные клетки с колеблющимися жгутиками) к пищеводу.

К наиболее вредным промышленным ядам относятся соединения свинца, ртути, мышьяка, анилина, бензола, хлора и др. Большую опасность представляют яды, вызывающие злокачественные опухоли на коже. Это печная сажа, некоторые анилиновые красители, каменноугольная смола.

В сточных водах промышленных предприятий содержатся различные примеси: механические - органического и минерального происхождения, нефтепродукты, эмульсии, различные токсичные соединения. Так, гальванические цехи используют воду для приготовления растворов электролитов, для промывки деталей, плат перед нанесением покрытий, после травления; механические цехи используют воду для охлаждения инструмента, промывки деталей и т.п., практически большинство технологических процессов используют воду, которая загрязняется кислотами, цианидами, щелочами, механическими примесями, окалиной и пр.

Промышленные предприятия загрязняют почву различными отходами: стружками, опилками, шлаками, шламами, золой, пылью. Отходы предприятий необходимо собирать для повторной переработки, отходы, для которых не разработана технология переработки, хранятся в отвалах.
Вопрос 2. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны . Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Химические загрязнения среды и здоровье человека.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов. Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.

Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти.

Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, а также нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постоянной усталости, сонливость или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания, рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.

При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей, увеличилась во много раз.

Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.

Биологические загрязнения и болезни человека

Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов , в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.

Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания , при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы.

К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша. Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней.

Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.

Возможны и другие пути заражения. Так, в некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание лептоспироз, или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще встречаются в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль - август).

Влияние звуков на человека

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины . Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Техносфера - это часть биосферы, преобразованная человеком с помо­щью прямого или косвенного воздействия технических средств, в целях наи­лучшего соответствия индивидуальным и социально-экономическим по­требностям.

Современное общество живёт в мире технических объектов, систем и сооружений. Современную техносферу образуют миллионы дамб, мостов, туннелей, буровых вышек, морских платформ, кранов, подъёмников, кот­лов, цистерн, резервуаров, сотни тысяч километров водопроводных трубо­проводов, промысловых, технологических, магистральных нефте- , газо-, продуктопроводов, системы коммуникаций, инфраструктура и т.п. Города, пустыни, таёжные просторы, воздушные, водные, наземные т подземные пространства во всё возрастающих масштабах насыщаются объектами тех­носферы. Техносфера стала составной и определяющей частью среды оби­тания человека, которую сегодня правильнее именовать природно-техногенной средой. Одним из основных элементов техносферы является производственная среда.

От состояния, бесперебойной работы объектов, сооружений и систем техносферы зависят уровень, качество жизни и здоровье людей, состояние окружающей среды, экономическое благополучие предприятий и произ­водств, стабильное развитие городов, регионов, стран и цивилизации в це­лом. Повреждение или разрушение моста в большом городе, разрушение трубы теплосети или водопровода, отключение электроэнергии, нарушение связи дезорганизуют жизнеобеспечение тысяч людей и работу предпри­ятий. Разрыв магистрального газо-, нефтепровода вызывает экологическую катастрофу и наносит экономический урон странам и регионам.

Со второй половины XX века, особенно в последние два его десятиле­тия, резко увеличился риск негативного воздействия техносферы на здоро­вье людей и природную среду. Возросли число, масштабы, разнообразие аварий и катастроф, что является следствием, с одной стороны, старения техносферы, с другой, - наращиванием ее мощностей и использованием все более разрушительных физических процессов. Возможности обеспечения безопасности людей и природы отстают от роста уровня индустриального риска. В целом сегодня человечество не в состоянии эффективно управлять растущей и стареющей техносферой. Кризис усугубляется тем, что техно­сфера чрезвычайно затратна, экономически разорительна. Во всём мире ежегодно на развитие, поддержание и обновление техносферы расходуется порядка 3 триллионов $.

Современная техногенная цивилизация стартовала примерно 300 лет назад в Европе, а затем начала активно распространяться по всему миру. Несмотря на бесспорные успехи научно-технического прогресса, она приве­ла человечество к целому ряду катастрофических глобальных кризисов: разрушению природной среды, полярности мира, геополитическому переде­лу и наличию для этого силы оружия и т.п.


Урбанизация - это процесс повы­шения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации яв­ляются рост индустрии, развитие культурных и политических функций го­родов.

Изначально урбанизация имеет целью формирование оптимальных условий жизни населения. В городах создаются комфортные для жизнедея­тельности условия, которые не всегда осуществимы в сельских населенных пунктах: центральное водоснабжение, отопление, благоустроенные жилища, расширенная сфера услуг в области культуры и быта, значительно более вы­сокий уровень медицинского обслуживания, широкие возможности трудоустройства, разностороннего образования и т.д. Вместе с тем, урбанизация наносит непоправимый ущерб человечеству, разрывая веками складывающиеся его связи с природой. Крупный город - это система "дефицитов" воздуха, воды, тишины, природы, красоты; это концентрация пороков цивилизации - наркомании, преступности, терроризма и т.п.

В крупных городах переплелись как положительные, так и отрица­тельные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Фак­тически создана новая экологическая система с высокой концентрацией ан­тропогенных факторов. Одни из них, такие как загрязнение атмосферною воздуха, высокий уровень шума, электромагнитный смог, являются непосредственным продуктом цивилизации, другие, такие как сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокая плотность населения, миграционные процессы и т.д., - следствие урбанизации как формы расселе­ния. В крупных городах наиболее сильно изменяется естественная среда обитания, ритмы жизни, психоэмоциональная обстановка труда и быта, на­рушается климат. Из социальных факторов наибольшее значение имеют вы­сокая плотность населения, насыщенность контактами, избыточность инди­видуальной информации. Указанные факторы вызывают перенапряжение нервной системы, эмоциональный стресс. Этому же часто способствует ха­рактер труда человека в городе, который связан с повышенной эмоциональ­ной нагрузкой. Кроме того, несмотря на возрастание темпов, образ жизни в целом для горожан становится менее подвижным, население городов около 80% времени проводит внутри жилых и производственных помещений, на­блюдается рост гиподинамии.

Для питания современного городского населения характерно повыше­ние калорийности пищи, увеличение в рационе жиров и углеводов, умень­шение потребления растительной пищи и молока. Одновременно сокраща­ется доля продуктов нерафинированных или не имеющих химических доба­вок.

Все указанные отклонения городской среды от естественно-природной и образ жизни горожанина оказывают неблагоприятное совокупное воздей­ствие на физическое и психическое здоровье человека, на его безопасность.

Но тенденция к урбанизации на границе II и III тысячелетий неумоли­ма. Еще немногим более столетия назад всего 5 % населения земного шара проживали в городах, причем 2 % - в крупных городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Сегодня почти каждый третий человек планеты - горо­жанин. Городское население в последнее время растет вдвое более высоки­ми темпами, чем население Земли в целом.

При нынешних темпах рождаемости в первом десятилетии третьего тысячелетия из прогнозируемой общей численности 7,7 млрд человек 5,5 млрд будут жить в городах. Идет формирование урбанистического мира. Некоторые городские агломерации (скопление городов вокруг крупного го­рода - центра) давно приобрели гипертрофированные размеры - стали мега­полисами (от "megas" - большой u"polis" - город) - гигантскими скоплениями агломераций и городов, слившихся друг с другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побе­режья США. Крупнейший американский мегаполис состоит из переходя­щих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других, общей площадью 170 тыс. км 2 . Население этой "главной улицы" страны насчитывает около 50 млн человек, здесь производят примерно 1/4 промышленной продукции США. Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихо­океанском побережье Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60 % населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.

В Российской Федерации в городах и поселках городского типа про­живает почти 75 % всего населения (в Аргентине 83 %, Уругвае - 82 %, Австралии - 75 %, США - 80 % , Японии - 76 %, Германии - 90 %, Швеции - 83 %). Более 60 % городского населения РФ сконцентрировано в 30 круп­нейших агломерациях, которые занимают всего 6 % обжитой (заселенной) территории.

Зоны экологического неблагополучия являются прямым результа­том несообразной законам природы деятельности человека. Такими зона­ми становятся территории земного шара с испорченной с точки зрения нор­мальной жизнедеятельности природной средой за счет неразумных, эколо­гически безграмотных действий человека. Их возникновение связано либо с чрезмерным загрязнением среды (например, радиоактивное загрязнение территории вследствие выброса на Чернобыльской АЭС, "мертвые" озера Европы вследствие выпадения кислотных осадков), либо с нерациональным природопользованием (например, озеро Арал и зона Приаралья).

В Законе «Об охране окружающей природной среды в РФ» экологически неблагополучные территории подразделяются на зоны чрезвычайных экологических ситуаций и зоны экологического бедствия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окру­жающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окру­жающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, природного равновесия, разрушение естественных экологических систем.

Негативные факторы техносферы

Загрязнение техносферы токсичными веществами. Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.

Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

В результате антропогенного воздействия на атмосферу возможны следующие негативные последствия:

– превышение ПДК многих токсичных веществ в населенных пунктах;

– образование смога;

– выпадение кислотных дождей;

– появление парникового эффекта, что способствует повышению средней температуры Земли;

– разрушение озонового слоя что создает опасность УФ-облучения.

Загрязнение гидросферы. При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство. Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Антропогенное воздействие на гидросферу приводит к следующим негативным последствиям:

– снижаются запасы питьевой воды;

– изменяется состояние и развитие фауны и флоры водоемов;

– нарушается круговорот многих веществ в биосфере;

– снижается биомасса планеты и воспроизводство кислорода.

Загрязнение земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при: добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли – при внесении удобрений и применении пестицидов.

Антропогенное воздействие на земную кору сопровождается:

– отторжением пахотных земель или уменьшением их плодородия;

– чрезмерным насыщением токсичными веществами растений, что неизбежно приводит к загрязнению продуктов питания;

– загрязнением грунтовых вод, особенно в зоне свалок и сброса сточных вод.

Энергетические загрязнения техносферы. Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. К энергетическим загрязнениям относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

Вибрации в городской среде и жилых зданиях, источником которых является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту

Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками и устройствами и др.

Основными источниками электромагнитных полей являются высоковольтные линии электропередач, радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.

Воздействие ионизирующего излучения на человека может происходить в результате внешнего и внутреннего облучения. Внешнее облучение вызывают источники рентгеновского и γ-излучения, потоки протонов и нейтронов. Внутреннее облучение вызывают α и β-частицы, которые попадают в организм человека через органы дыхания и пищеварительный тракт.

Негативные факторы производственной среды. Производственная среда –это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламонтированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. Воздействие негативных факторов производственной среды приводит к травмированию и профессиональным заболеваниям работающих.

Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях.Чрезвычайные ситуации возникают при стихийных явлениях (землетрясениях, наводнениях, оползнях и т.п.) и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту.

Основными причинами крупных техногенных аварий являются:

– отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

– ошибочные действия операторов технических систем;

– концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

– высокий энергетический уровень технических систем;

– внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т.п.

Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.


Оглавление

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения 3
2. Какими факторами обусловлена опасность развития техносферы для населения и окружающей среды? 8
3. Классификационная таблица «Средства защиты органов дыхания и кожи» 9
4. Терминологический словарь по разделу «Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций» 10
5. Схема состава Вооруженных Сил 12
Список литературы 13

1. Особенности труда педагога образовательного учреждения

Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.
Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций.
Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.
Педагогический труд – творческий труд. Он «требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи» . Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.
Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.
Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.
Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Труд преподавателей отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Работники педагогического труда «назначаются из числа лиц, имеющих специальное педагогическое образование, по состоянию здоровья могут выполнять соответствующий вид работы и прошли обучение и соответствующие инструктажи по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности» .
Перед допуском к работе начальник проводит с работником первичный инструктаж по охране труда, знакомит его с условиями труда. При выполнении работ, не предусмотренных трудовым соглашением или на которые не оформляются распоряжения или другие документы, педагогический работник должен получить целевой инструктаж на рабочем месте.
Педагогический работник должен знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). О выявленных неисправностях оборудования, оборудования, устройств, другие опасные проявления и случаи, произошедшие в помещении учебного заведения, педагогический работник должен сообщить директору или лицу, его заменяющему.
Педагогический работник перед началом работы должен:
1. Осмотреть свое рабочее место (спальную, игровую комнату или игровую площадку) с целью устранения выявленных опасных для жизни и здоровья детей факторов.
2. В случае выявления нарушений или неисправностей, принять меры по их устранению, а при необходимости − сообщить руководителю учебного заведения.
3. Перед пользованием электроприборами необходимо визуально проверить целостность электропроводов, электровилок.
4. Проверить, чтобы на рабочем места у электророзеток были сделаны трафаретные яркие надписи, указывающие на величину напряжения .
Педагогический работник не должен пользоваться поврежденными розетками и удлинителями, включателями и другими электроприборами, оставлять без присмотра свое рабочее место, когда оборудование подключено к электросети (компьютер, радиоприемники нагревательные электроприборы и т.д.).
При возникновении несчастного случая, который произошел во время учебно-воспитательного процесса с учеником или воспитанником, педагог обязан оказать первую доврачебную помощь, вызвать медработника и сообщить директору.
При этом педагог образовательного учреждения должен осмысленно относиться к вопросам безопасности, систематически проходить специальное обучение по использованию ценностей физического воспитания и здорового образа жизни в форме семинаров, курсов, специально организованных мероприятий. Осуществляя созн......

Список литературы

1. Алексеенко, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности / В.А. Алексеенко, И.Ю. Матасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 320 с.
2. Безопасность жизнедеятельности / Сост. М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 123 с.
3. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин. - М.: Лист, 2007. - 173 с.
4. Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2009. - 218 с.
5. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русан. - СПб.: Лань, 2010. - 340 с.
6. Соколов, Э.М. Безопасность жизнедеятельности / Э.М. Соколов. - Тула: Гриф и К, 2009. - 357 с.
7. Сантаева, Т.С. Педагогическое и правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и работников ДОУ / Т.С. Сантаева. - Якутск: Оперативная полиграфия, 2008. - 118 с.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то