Методическая работа: «Методы работы над коллективностью со старшим хором ДМШ. Художественный этап работы над хоровым произведением
Методы вокальной работы в хоре
1. Трансформация методических приёмов сольной педагогики.
Особенности воспитания вокального слуха хористов.
Формирование связей между слуховым восприятием коллективного звучания, внутренними представлениями о соответствующем звуке своего голоса, мышечными действиями и специфическими певческими ощущениями работы голосового аппарата. Зависимость всех компонентов вокальной техники – певческого дыхания, атаки звука, динамики, регистровой приспособляемости и тембровой окрашенности пения – от требований хорового ансамбля.
Преобладание методов целостной и косвенной регуляции голосообразования. Широкое применение фонетического метода. Воздействие с помощью специально подобранных фонем на коллективное звучание с целью эффективного управления голосообразованием каждого хориста. Использование метода эмоциональной настройки хора, обеспечивающего рефлекторную координацию работы голосового аппарата.
2. Специфически хоровые приёмы вокальной работы.
Методы целенаправленного воздействия специально формируемой хоровой звучности на индивидуальное пение. Акустико-физиологический эффект сонастроенности голосов в хоре.
Формирование у хористов техники ансамблирования с целью создания красочного хорового ансамбля. Обучение их приёмам эффективного контроля за темброобразованием. Активизация резонаторного вибрационного самоконтроля, не подверженного маскировке в условиях хора. Использование упражнений, концентрирующих внимание хористов на этих ощущениях и усиливающих их. Применение тактильных приёмов, специально подобранных фонем и эмоционально-образных терминов.
3. Современные направления вокальной работы с детьми.
Традиционный подход к воспитанию певческого голоса. Оригинальные авторские методики.
Многолетний хормейстерский опыт и собственные научно-педагогические исследования побудили нас разработать методику обучения пению в хоре, основанную на активизации резонаторных вибрационных ощущений. Она создана на базе концепции профессора В. П. Морозова, автора резонансной теории искусства пения (Морозов, 1977, 2002).
Заслуга учёного прежде всего в том, что он создал свою концепцию не умозрительно, а в результате многолетних скрупулёзных исследований искусства выдающихся певцов и методик лучших педагогов. Выводы автора, несомненно, имеют большое практическое значение для всех специалистов, занимающихся воспитанием певческих голосов.
Нами разработаны упражнения, концентрирующие внимание ученика на этих ощущениях и усиливающие их (Сафонова, 1988). Упражнения выстроены в определённой последовательности.
Вначале целесообразно научить хористов воспринимать чётко локализованные резонаторные ощущения, усиливающие вибрации в области либо головных, либо грудного резонаторов.
Первый этап работы с хором мальчиков – особенно трудный и ответственный. По сути, хормейстер создаёт исполнительский коллектив из юных музыкантов, не владеющих своим инструментом – певческим голосом. Ведь, несмотря на то, что голосом человек пользуется с рождения, пение в академической манере существенно отличается от речи акустическими характеристиками звука и способом голосообразования.
От природы для мальчиков характерно звукообразование в чистых регистрах – грудном и головном (Попов, 1999). Микст встречается крайне редко. В настоящее время, во многом из-за нездорового звукового окружения, они говорят и пытаются петь исключительно в грудном режиме (отсюда и увеличившееся число «гудошников»). При этом «тянут» разговорную манеру звукообразования в несвойственную ей высокую тесситуру. В результате получается фальшивый, надсадный крик «на горле» вместо пения. Ребята при этом попросту срывают голос.
При переходе с речи на пение юные вокалисты должны научиться перестраивать режим работы органов голосообразования с грудного на головной (повторим, что головное звучание естественно для мальчиков, но поскольку сейчас они его практически не слышат, постольку и не используют). Привить навыки чисто головного пения на начальном этапе целесообразно и потому, что оно резко отличается от речи. Мальчики сразу убеждаются в особенностях певческого звукообразования.
В дальнейшем следует научить их сохранять при пении в разной тесситуре ощущения одновременного отзвучивания грудного и головного резонаторов, используя механизмы смешанного голосообразования.
Управление голосовым аппаратом на основе вибрационных резонаторных ощущений чрезвычайно перспективно в условиях хора, где певцы постоянно сталкиваются с изменениями и нарушениями слухового самоконтроля. Вибрационные ощущения (далее по тексту – ВО), как показывает практика, не маскируются в разных акустических условиях.
Упражнения, способствующие усилению резонаторных ощущений в области головы:
Упражнение 1. Пение на одном звуке.
Упражнение 2. Пение по большим секундам вверх и вниз.
Упражнение 3. Пение параллельными терциями по секундам вверх и вниз. Тесситура средняя и высокая. Динамикар итр. Атака мягкая. Упражнения исполняются на гласные «у», «ю» и слог «ку». Эмоциональный настрой: петь светло, безмятежно, с радостным удивлением. Контролировать ровность, экономность и длительность фонационного выдоха, сохранение «вдыхательной» установки. Цель упражнений – добиться лёгкого, головного звучания и зафиксировать ВО в средней части нёбного свода и в области мягкого нёба. Вертикальная проекция вибраций создаст ощущения направленности звука в «купол» и в «темя». Наиболее чётко эти ощущения будут локализоваться на «ми» второй октавы (одна из речевых формант «у» 650 Гц, абсолютная высота «ми» второй октавы – 660 Гц. Совпадение речевой форманты «у» с частотой «ми» второй октавы вызовет резонанс, который усилит ВО). Прерывистое, «острое» звучание способствует активизации ВО. С этой же целью в упражнениях используются йотированный гласный звук «ю» и слог «ку».
Упражнение 4. Пение с закрытым ртом на согласные «м», «н», «хн» одного и двух соседних звуков.
Упражнение 5. Пение быстро чередующихся соседних звуков, перемежая слоги «ри», «ли», «ни» с гласной «я».
Упражнение 6. Пение быстро чередующихся соседних звуков по ступеням мажорного трезвучия вверх и возвращение к исходному звуку. Тесситура средняя и высокая. Атака преимущественно мягкая, иногда твёрдая. Динамикар итр (в упражнении 4),mf (в упражнениях 5 и 6). Эмоциональный настрой: в упражнении 4 – радостное удивление, на «хн» – лёгкая досада; в упражнениях 5 и 6 – радость, торжество, восторг. Петь следует более насыщенным звуком, чем в предыдущих упражнениях, активно «подавая» дыхание. Следить за единообразием гласных, ровностью и наполненностью звука. Цель упражнений 5 и 6 – добиться яркого, блестящего звучания и зафиксировать вибрационные резонаторные ощущения в области передней части твёрдого неба, а также в полости носа и его придаточных пазухах, в «маске». Этому способствуют сонорные согласные «м» и «н», при которых звуковые волны излучаются через нос и усиливают вибрации в нём и его придаточных полостях. С этой же целью рекомендуется петь «немым» звуком. При пении на «хн» («хныканье») воздух выходит толчкообразно, акцентированное звучание усиливает ВО (упражнение 4). Сочетание сонорных согласных «р», «л», «н» с гласной «и» усиливает резонаторные ощущения в передней части твёрдого неба и вызывает интенсивное отзвучивание резонаторов в области «маски». Яркость ощущений возрастает в высокой тесситуре.
Упражнения, способствующие усилению вибрационных резонаторных ощущений в области груди:
Упражнение 7. Пение одного звука на слоги «ми – мэ – ма – мо – му». Штрихиlegato ипоп legato.
Упражнение 8. Пение одного и двух соседних звуков. Слоги те же. Штрихпоп legato. Сначала исполнять отдельно каждый звук, затем объединитьlegato по два звука.
Упражнение 9. Пение мажорного трезвучия вверх и вниз на слоги «ми – ма». Штрихпоп legato. Следует объединятьlegato по два звука. Тесситура средняя и низкая. Динамика –mf иf . Атака твёрдая. Эмоциональный настрой: упражнение 7 исполнять спокойно, величаво. Упражнения 8, 9 – с досадой, с ощущением «стона», драматически. Дыхание необходимо «подавать» очень активно. При пениипоп legato каждый слог атакировать с помощью быстрого сокращения мышц низа живота и последующим их расслаблением. Цель упражнений – выработать насыщенное звучание и зафиксировать ВО в области грудного резонатора. Наиболее яркие ощущения возникнут при пении в низкой тесситуре на «ля» малой октавы, на слогах с гласной «и» (одна из речевых формант «и» – 240 Гц почти совпадает с абсолютной высотой «ля» малой октавы – 220 Гц). Эти упражнения в низкой тесситуре можно сначала проговорить, а затем спеть.
Для концентрации внимания хористов на ВО и активизации их восприятия использую вспомогательные приёмы.
Тактильные. Рекомендуем прикоснуться рукой к резонаторам и петь так, чтобы ощущать их вибрацию. Даже если хористы реально не ощущают эти вибрации, например прикасаясь к темени, этот приём помогает концентрировать внимание на необходимых ощущениях. На индивидуальных занятиях возможно моделировать ВО в области нёбного свода на ладони, сложенной в виде купола. Предварительно рекомендую певцам нащупать соответствующую точку резонирования на нёбном своде кончиком языка.
Дирижёрские. Ладонь дирижёра имеет форму купола. Она имитирует положение верхней челюсти хорового певца. На этой модели можно показать, в какой точке нёбного свода следует ощущать вибрации, соответствующие тому или иному звучанию. Мы напоминаем хористам о необходимых ощущениях, прикасаясь рукой к собственным резонаторам; советуем максимально сосредоточить внимание на ВО, даже за счёт слуховых.
Эмоциональные. Используем метод эмоционального настроя, эмоционально-образную терминологию. Формируем устойчивые ассоциативные связи между певческим звучанием, терминологией и соответствующими резонаторными ВО.
Упражнения, способствующие сохранению в разной тесситуре ощущений одновременного отзвучивания грудного и головных резонаторов:
Упражнение 10. Пение мажорного пентахорда сверху вниз и возвращение к исходному звуку на слоги «ку-ма-ми» и «я». Диапазон: «до» первой – «ми» второй октавы. Динамикар итр. Атака мягкая. Штрихlegato. Эмоциональный настрой: исполнять светло и безмятежно. Петь округлым и прикрытым звуком, экономно расходуя дыхание. При движении мелодии вниз необходимо сохранять позиционную высоту первого звука.Цель упражнения – мягкое, округлое звучание и сохранение ощущений головного резонирования при движении мелодии сверху вниз. Слог «ку» способствует фиксации ощущений в области мягкого нёба.
Упражнение 11. Пение мажорного пентахорда сверху вниз со словами: «Родина моя!» Диапазон: «до» первой – «ми» второй октавы. Динамикаmf иf . Атака мягкая. Штрихlegato. Эмоциональный настрой: исполнять радостно, с подъёмом. Петь активным и наполненным звуком. Цель упражнения – достижение микстового звучания и смешанных ВО. На слоге «ро» удобно фиксировать ВО одновременно в передней точке твердого нёба и груди. На «р» кончик языка вибрирует у верхних зубов, а одна из речевых формант гласного «о» – 535 Гц близка низкой певческой форманте. Наиболее чётко смешанные ощущения возникнут надо диез второй октавы, абсолютная высота которого 550 Гц.
Упражнение 12. Пение с первой на третью ступень мажора и возвращение к исходному звуку на согласный «м» и слоги «ми», «ре», «да». Тесситура средняя и низкая. Динамикатр иmf Атака мягкая. Штрихlegato. Эмоциональный настрой: петь спокойно и уверенно. Необходимо соблюдать ровность звучания, следить за активной, но мягкой подачей дыхания. Цель упражнения – сохранение ощущений грудного резонирования (при движении мелодии снизу вверх) и ощущений смешанного резонирования. Этому способствует подбор фонетического материала. На «м» даже в низкой тесситуре возникают вибрации в полости носа и его придаточных пазухах. Слоги «ми» и «да» способствуют усилению ВО в «маске» и передней части твёрдого нёба.
Упражнение 13. Пение верхнего тетрахорда мажорной гаммы вниз, с возвращением к исходному звуку, и мажорного трезвучия вверх. Вторая часть упражнения исполняется трёхголосно. В конце упражнения все голоса переходят на полтона вниз и возвращаются к исходным звукам. Рекомендуем исполнять на слоги «тра – ляля». Диапазон: «до» первой – «фа» второй октавы. Динамикаmf иf . Атака мягкая. Штрихmarcato. Эмоциональный настрой: петь следует радостно и бодро. Звук яркий и полный. Дыхание подавать активно. Цель упражнения – единообразие звучания и ВО. При движении мелодии вниз не следует терять ВО в передней части твёрдого нёба (за верхними зубами). Активизации этих ощущений способствует слог «тра», при произнесении которого кончик языка смыкается и вибрирует у альвеол верхних зубов. Слог «ля» помогает сохранять эти ощущения.
Упражнение 14. Мажорную гамму сверху вниз рекомендуем исполнять двумя способами: штрихомlegato, с названием нот ипоп legato, на слоги «ри», «ро», «ра» или «ми», «мо», «ма». При пениипоп legato каждый слог следует атакировать с помощью быстрого сокращения и последующим расслаблением мышц низа живота. Диапазон: «ля» малой – «ми бемоль» второй октавы для альтов и «до» первой – «соль» второй октавы для сопрано. Начиная с «фа» второй октавы сопрано поютlegato, на гласные «я-е-ё-ю». Динамикаmf иf . Атака мягкая. Эмоциональный настрой: петь уверенно, настойчиво и бодро. Цель упражнения – насыщенное звучание и ощущение полноценной работы всех резонаторов. Штрихпоп legato способствует пению на хорошей опоре и усиливает ВО в груди. Фонетический материал упражнения помогает зафиксировать ВО в передней части твердого неба и в «маске».
Упражнение 15. Пение мажорной гаммы снизу вверх и обратно, с постоянным возвращением к исходному звуку, на слоги «мима». Диапазон: «ля» малой – «ми бемоль» второй октавы для альтов, «до» первой – «соль» второй октавы для сопрано. Динамикаmf иf Атака мягкая. Эмоциональный настрой: петь торжественно, широко, привольно. Исполнять активным полным звуком. Скачок на октаву сверху вниз в середине упражнения петь следующим образом: верхний звук –f концентрируя внимание на ВО в груди; нижний звук –р, направляя внимание на ВО в области головных резонаторов. Цель – та же, что и в предыдущем упражнении. Необходимо сохранять ощущение резонирования в груди, при движении мелодии вверх, и в «маске», при движении вниз. Этому способствует постоянное возвращение к исходным звукам, на которых первоначально были зафиксированы необходимые ощущения.
Упражнение 16. Пение мажорного пентахорда снизу вверх, с остановками на звуках мажорного трезвучия, опевание пятой ступени и возвращение к исходному звуку на гласные «я», «а». Диапазон: «ля» малой – «ми бемоль» второй октавы для альтов, «до» первой – «си бемоль» второй октавы для первых сопрано (вторые сопрано – до «соль» второй октавы). Динамикаmf иf crescendo к верхнему звуку. Штрихиstaccato иlegato. Эмоциональный настрой: петь весело, игриво, «остро». Следить за активной работой мышц брюшного пресса. Цель упражнения – яркое, блестящее звучание с преобладанием ВО в «маске».
Упражнение 17. Пение мажорной гаммы снизу вверх и обратно, в быстром темпе, на одном дыхании, на гласные «и-а». Диапазон: «ля» малой – «фа» второй октавы для альтов (вторые альты – до «ми бемоль» второй); «до» первой – «си бемоль» второй октавы для первых сопрано (вторые сопрано, по возможности, – до «соль» второй октавы). Динамикаот p до f, crescendo к верхнему звуку. Атака мягкая. Штрихlegato. Эмоциональный настрой: петь весело, как бы смеясь. Исполнять уверенно, не задерживая внимание на каждом звуке. При переходе с гласного «и» на «а» не менять локализацию ВО. Цель упражнения – яркое, блестящее звучание на всем диапазоне голоса и сохранение ВО в груди и в «маске».
Упражнение 18. Сочетание движений арпеджио по звукам мажорного трезвучия вверх и гаммообразного движения вниз, на гласные «и», «а».
Упражнение 19. Несколько усложненный вариант предыдущего. Перед гаммообразным движением вниз несколько раз опевается тоника. Диапазон: «си бемоль» малой – «ми бемоль» второй октавы для альтов, «до» первой – «си бемоль» второй октавы для сопрано. Динамикаmf иf . Атака мягкая и твердая. Штрихипоп legato иlegato. Эмоциональный настрой: петь радостно, ликующе. Перед верхним звуком обязательно взять дыхание и атакировать его уверенно и активно. Цель упражнения – полноценное использование свойств голоса и выработка ярких ВО при одновременной работе всех резонаторов.
Возможно включать в распевание хора фрагменты изучаемых сочинений с определёнными техническими заданиями.
Многолетний педагогический опыт убедил нас в том, что резонансная методика обеспечивает оптимальное развитие голосов в условиях коллективного обучения и весьма положительно влияет на эстетические свойства хорового звучания.
Эти слова в адрес драматических актеров вполне применимы и к певцам, в том числе и к хоровым, поскольку в хоровом исполнительстве, в силу его коллективной специфики, красота и громкость звучания каждого отдельного голоса должны гибко приспособиться к общему ансамблю. Коллективный характер хорового исполнительства определяет то особое значение, которое имеет здесь выработка единой манеры формирования звука, единого тембрового колорита звучания.
Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных, достижение которой представляет даже в сольном пении, не говоря уже о хоре, весьма сложную задачу, поскольку разнообразие гласных само по себе предрасполагает к известной звуковой пестроте. Так, при пении гласного a рот широко открыт; при пении гласных о, е, у, ю рот сужен; на гласных е, и, ы он расширен в поперечном направлении, губы несколько растянуты. Наибольшй объем полость рта имеет при звуке а, меньший - при звуках о, у, е; самый маленький - при звуке и. А поскольку от перемены формы рта зависит изменение точки упора звуковых волн в твердое небо - важнейшего фактора, влияющего на формирование тембра, можно представить, сколько сил и мастерства нужно приложить хормейстеру, чтобы добиться единообразия тембровой окраски у каждого певца и хора в целом.
Известно, что, если направить звуковые волны в твердое небо вперед, звук станет более открытым, приобретет более светлую окраску; если же звуковые волны направить в твердое небо назад, звук сделается закрытым, глухим. При промежуточных точках упора звуковых волн формируются разнообразные промежуточные тембры. Известно также, что, если открыть рот больше в вертикальном направлении, звук получится закрытым, а если в горизонтальном направлении, звук станет открытым. В связи с этим задача по выравниванию звучания сводится к максимальному сближению гласных по способу их формирования. Один из путей достижения этого - формирование открытых гласных a/я, э/е, и/ы по образцу прикрытых, чему помогут мысленные представления об эталоне округлого звучания. Например, исполняя звук а, следует представлять себе о; при звуке и представлять ю ; при звуке е представлять ё и т.д. Такая постоянная мысленная поправка в исполнении открытых гласных на манер звуча-
ния прикрытых дает эффект единой окрашенности исполняемых гласных.
Для удержания одной позиции на различных гласных полезно петь их последовательно, начиная с наиболее красиво звучащего, постепенно приравнивая к нему другие. При этом нужно стремиться, чтобы основной тембр, установленный, для звука а, не был утерян при пении последующих гласных. Единому формированию различных гласных помогает присоединение к каждому из них одного и того же согласного» (ли-ле-ля-ле-лю, ми-мо-ма и т.д.). В зависимости от того, требуется ли «высветлить» тембр или сделать его более прикрытым и приглушенным, нужно выбрать в качестве условного эталона более «светлый» или «темный» гласный звук. Если нужно округлить звук, полезно петь последовательность лю-ле-ля-ле-ли; если же осветлить - ли-ле-ля-лё-лю. Однако, приближая гласные друг к другу, важно соблюдать меру, чтобы не исказилась индивидуальная характеристика каждого из них.
Не меньшее значение, чем достижение единообразия звучания гласных по горизонтали, имеет выравнивание их по вертикали. Известно, что голос имеет регистровое строение, то есть звучит на разных участках диапазона по-разному. Если предложить необученному певцу спеть снизу доверху весь звукоряд, имеющийся в его диапазоне, то, подходя к звукам определенной высоты, он почувствует некоторое неудобство, неуверенность, после чего голос вновь легко пойдет вверх, но имея уже иную окраску и характер, поскольку звучит в другом регистре. Переход из одного регистра в другой, исполнение так называемых переходных звуков без изменения тембра представляет собой задачу исключительно сложную и требует от хормейстера постоянной работы. Одним из наиболее эффективных приемов перестройки на другой регистр является округление верхних звуков, помогающее формированию переходных звуков.
Для выработки того или иного тембра большое значение имеют согласные. Уже сами названия их - шипящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие - говорят о звуковых особенностях. Согласные могут передавать рокот, свист, шипение, мягкость и твердость, силу и слабость, крепость и вялость. От произношения согласного звука зависит окраска последующе-го гласного, окраска всего слова. Ф.И. Шаляпин, например, считал, что звук во фразе «Сатана там правит бал!» должен
174
«свистеть, как сатана». Именно эта деталь в исполнении великого певца придавала фразе зловещий, сатанинский оттенок.
В работе с хором над произношением согласных также необходимо исходить из характера сочинения и его конкретных образов. В произведениях героического характера согласные должны звучать сильнее и более подчеркнуто, чем в произведениях лирических, где они произносятся мягче. Юмор, как и героика, требует четких, иногда даже гротескно подчеркнутых согласных.
Большое влияние на качество тембра хоровой партии, как и отдельного певца, оказывает наличие в голосе вибрато - небольших периодических изменений, колебаний звука по высоте, силе и «спектральному» составу. Пульсации вибрато делают голос живим и одухотворенным, в то время как полное их отсутствие вызывает впечатление прямого, тупого и невыразительного звука. С точки зрения исполнительской практики особенно важно то обстоятельство, что, воспринимаясь как тембровая особенность звука, вибрато придает голосу определенную эмоциональную окраску, выражая степень внутреннего переживания.
По своему характеру вибрато певцов довольно разнообразно. При слишком большой скорости вибрато в голосе появляется тремоляция, при слишком малой частоте колебаний и плохой их ритмичности возникает впечатление неустойчивой интонации, «качания» звука. Следует отметить, что эталон нормального вибрато у разных дирижеров различен, что связано не только с их творческой индивидуальностью, но и с традициями хорового искусства данной местности. Например, вибрато, которое московские дирижеры рассматривают как нормальное, дирижеры Латвии расценивают как чрезмерное, а то, что латвийские дирижеры определяют как пение с нормальным вибрато, московские дирижеры считают пением без вибрато. Не отдавая предпочтения какому-либо одному типу вибрато, отметим, что певцы хора в целях наиболее полного раскрытия художественного образа произведений должны овладеть различными приемами вибрато, не переходящими в тремоляцию или «качание», поскольку тип вибрато, подходящий для произведений одного стиля, может не подходить для других.
Коллективный принцип исполнительского процесса в хоровом пении предъявляет к певцам особые требования. Здесь
Средства исполнительской выразительности 175
каждый должен поступиться своей индивидуальной манерой формирования тембра и при помощи «затемнения» или «осветления» , округления или открытости звука найти такие градации, которые обеспечат максимальное единство и слитность партии.
Существенное значение для достижения общности формирования тембра имеет, как уже отмечалось, психологическое единомыслие певцов. Часто причиной дефектов ансамбля служит отсутствие единого понимания образа и звукового колорита, требуемого для его воплощения.
Единомыслие, единочувствование певцов в ансамблевом исполнении способствует выработке у них соответствующей тому или иному переживанию мимики, что самым непосредственным образом влияет на тембр.
Влияние мимики на формирование разнообразных оттенков тембра отмечал выдающийся русский педагог школы вокала И.П. Прянишников. Он обращал внимание молодого певца, например, на такую деталь, как форма рта: «Стоит придать, - писал он, - рту форму, принимаемую им, например, при смехе, звук сейчас же примет веселый, светлый характер; стоит опустить углы рта, придать ему плаксивое выражение, такое же выражение примет и голос; при выражении лицом ярости, со сдвинутыми бровями, раздутыми ноздрями и оскаленными зубами, голос делается резким, злым. Этим объясняется, почему у певца, способного увлекаться при исполнении, чувствующего исполняемое им, голос сам принимает оттенки, требуемые смыслом текста, - у такого певца обыкновенно и черты лица сами принимают выражение испытываемого чувства, а вместе с выражением лица, особенно с выражением рта, получается и требуемый тембр 1 .
Наряду с изобразительными и выразительными возможностями тембр может оказывать известное влияние и на формообразование. Например, сохранение одного и того же тембра на протяжении звучания какого-либо отрывка служит фактором, способствующим его целостности и отличию от прочего материала. Поэтому хормейстер, желая ярче, контрастнее оттенить какой-либо раздел произведения, должен найти для него новую тембровую краску. Представим себе, что запев песни идет в миноре, а припев - в мажоре. В таком случае следу-
1 Прянишников ИЛ. Советы обучающемуся пению. - М., 1958. - С. 62.
176 Глава 6. Репетиционная работа с хором
ет, исходя из более светлого характера припева, высветлить в нем тембр.
Существует также определенная взаимосвязь тембра и ин-. тонации. Дирижер не достигнет чистого хорового строя, если будет думать только о высоте звуков, не увязывая работу над интонацией с тембром. Интонация, как способ воплощения художественного образа, всегда сопровождается определенной тембровой окраской голоса. Формирование тембровых качеств голоса очень важно, поскольку это связано и с особенностями слухового восприятия. Если голос певца звучит слишком глубоко, без достаточной тембровой яркости, создается впечатление нечистой интонации. И наоборот, светлый тембровый оттенок почти всегда ассоциируется с чистой, высокой интонацией. Поэтому когда дирижер ищет в звучании хора нужную музыкальную интонацию, он одновременно должен думать и о соответствующем тембре.
Двойная связь - акустическая и художественная - наблюдается между тембром хора и динамикой. Установлено, что от силы звука меняется его обертоновый состав, а тем самым и тембровые качества. При усилении звука увеличивается количество субъективных гармоник и комбинационных тонов. Это акустическое явление в некоторой степени определяет и формирование основного тембра хора, и выбор динамического нюанса, более для него подходящего.
Практика показывает, что воздействие силы звука на тембр хора в значительной степени зависит от опытности певцов. Если они в достаточной мере владеют вокально-хоровой техникой, то динамика не оказывает существенного влияния на формирование основного тембра, во всяком случае изменения нюансов не вызывают особых трудностей в темброобразовании. Обычно в достаточно подвинутом, опытном хоре форте звучит ярко, сочно, но мягко, пиано же звучит тепло, нежно, но чисто и светло. В начинающем хоре форте часто характеризуется остротой, крикливостью, форсированием звука, а пиано - сиплостью и лишено как интонационной, так и тембровой чи-стоты.
Руководителям хоров следует иметь в виду, что у неопыт-ных хоровых певцов слуховое восприятие недостаточно развито. При большой силе звука образовавшиеся субъективные обертоны создают у них ложное представление о тембре зву-ка. При пиано слуховое восприятие значительно улучшается,
Средства исполнительской выразительности 177
и вообще умеренная сила звука способствует более успешному формированию основного тембра хора. На начальном этапе следует придерживаться умеренной силы звука (меццо-пиано, меццо-форте). В этом случае певцы поют без излишнего физического напряжения, которое возникает при пении форте или фортиссимо, и вместе с тем не теряют опоры звука, что часто сопровождает исполнение пиано и пианиссимо. Из этого, однако, не следует, что при формировании основного тембра хора можно ограничиться только нюансами меццо-пиано и меццо-форте. Одновременно с развитием вокально-технических навыков певцов следует расширять и динамическую шкалу, достигая полного, широкого и свободного форте и нежного, теплого, чистого пиано.
Формирование основного тембра хора зависит также от темпа. Практика показывает, что упражнения в подвижном темпе не дают желаемых результатов, поскольку при этом значительно ухудшается самоконтроль певцов и слуховой контроль дирижера. В умеренном и медленном темпе тембровый слух участников хора развивается более успешно, а дирижеру легче контролировать и исправлять некоторые неточности. Тембровая перестройка требует от исполнителя изрядней вокальной техники, поэтому не следует прибегать к частой смене тембров на слишком коротком временном участке, дабы певец успевал перестроиться на новый характер звука. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что новый тембровый колорит будет по-настоящему воспринят слушателями лишь при достаточно длительном звучании и относительно медленном темпе.
В формировании хорового тембра исключительно велика роль показа, который дирижер осуществляет как при помощи голоса, так и посредством жеста. Поскольку характерной чертой участников хора (особенно в самодеятельных коллективах) является стремление (часто неосознанное) подражать манере пения руководителя, голос дирижера часто становится своеобразным эталоном, по которому певцы «настраивают» свой тембр. В связи с этим понятно влияние, которое может оказывать на основной тембр хора хорошо развитый певческий голос дирижера (назовем его условно хормейстерским), под которым обычно подразумевают не сильный, но чистый и приятный голос с ярко выраженным тембром, легко ансамблирующий с другими, широкий по диапазону, достаточно ровно звучащий
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕМЕНТЬЕВОЙ И.В.
НА ТЕМУ «ОСНОВЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ. РАБОТА СО СТАРШИМ ХОРОМ.»
декабрь 2016
Содержание:
1. Введение……………………………………….... ……. 3
2. Вокальные навыки……………………………….. . …7
3. Работа со старшим хором…………………..............7
4. Вокальные навыки…………………………............... 7
5. Певческая установка……………………………….. 7
6. Работа над дыханием…………………………......... 7
7. Работа над звуком…………………………………... 8
8. Работа над дикцией………………………………… 9
9. Вокальные упражнения……………………….......... 9
10. Строй и ансамбль…………………………………….10
11. Работа над строем и ансамблем………………….10
12. Работа над текстом и партиями………………. .12
13. Упражнения на развитие ладового чувства…..... 12
14. Работа над исполнением хорового произведения…13
15. Исполнение…………………………………………… 14
Введение
Хоровое пение - из древнейших искусств. Вся история мировой культуры
нерасторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама
природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении
вокального дара людей – так необъяснимо глубинно и так естественно. Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в нее как непосредственная и неотъемлемая ее часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение - это богатые возможности, надёжные пути к достижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, к устремленному движению к высотам духовности.
Детский хор – особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя. Известный американский музыкант и педагог Дж. Бете верно, как представляется, сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».
На протяжении веков произрастание хорового искусства берегло и лелеяло звучание детских голосов в самом своём сердце. Хоровое звучание и его законы стали колыбелью великой европейской музыкальной культуры. Навсегда запечатлена эта первородность в решающем музыкальном понятии – голосоведении.
«Ангельской чистотой» и премудростью детских голосов напоены были величайшие духовные и художнические откровения мастеров всех эпох: и Средневековья, и Ренессанса, и Барокко, и всех – до наших дней. Музыкальная культура христианства в полной мере вобрала в себя певческие достоинства детской талантливости, неповторимости, искренности, жизнечувствия вечности. За всем этим многовековым процессом стоит огромный, терпеливый, бескорыстный воспитательный труд с детьми выдающихся музыкантов педагогов – от безвестных монахов монастырей до великих Жоскена де Пре, Палестрины, Лассо, Шютца, Монтеверди, Джезуальдо, Баха, Генделя, венских классиков, корифеев XIX и XX веков.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая музыкальные способности, музыкальную одаренность, музыкальную интуицию, музыкальное мировоззрение, но и обязательный, незаменимый фундамент всякого музыкального развития. Надо сказать, что в Отечестве нашем вожди музыкального мира понимали это безусловно, с бескорыстной страстью, вдохновенно и учительски конкретно. Непосредственные личные вклады выдающихся композиторов - Бортнянского, Березовского, Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского - Корсакова, Рахманинова – блистательные страницы истории русской культуры. Хоровое дело России дало миру выдающихся хоровых дирижеров, непревзойденных создателей хоровой звучности, создателей великих биографий великих хоров. Петербургская капелла и Московский Синодальный хор в ряду высших прозрений нашей национальной культуры. Имена Ломакина, Орлова, Данилина, Чеснокова, Климова, Голованова, Кастальского, и других – на долгие времена будут стимулировать творческое дыхание нашего хорового
искусства. И пристально всматриваясь в музыкальную деятельность этих знаменитых подвижников, мы хорошо понимаем, что они были, пожалуй, прежде всего - учителями детей, устроителями детского музыкального образования, создателями исполнительских школ и просто кропотливыми педагогами учебных заведений.
Они всегда настойчиво подчеркивали ответственейший смысл роли пения в хоре с малолетства в музыкальном воспитании. А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
Во всем мире проблема развития музыкальных способностей в пространстве хоровой звучности всегда рассматривается как одна из важнейших в музыкальном образовании. Крупнейшие композиторы и музыкальные деятели посвящают этому часто всю свою творческую жизнь. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось олицетворением и выражением русского духа, русской художественной натуры, русского национального характера.
Представим себе идеальный образ воображаемого детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с трепетным ожиданием; открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; «ангельские» голоса, наполняющие слушателей животворной одухотворенностью и гармонией.
Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать…
Большая и увлекательная работа ожидает хормейстера занимающегося с детьми. Много трудностей предстоит преодолеть, многому придётся научиться самому, чтобы найти ответы на кажущиеся простыми вопросы:
Как научить маленьких певцов слушать и вслушиваться, понимать и осознавать, ценить и чувствовать?
Как открыть перед ними волшебный мир музыки так, чтобы он стал любимым на всю жизнь?
Всегда следует помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребенка. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
Общеизвестно, что музыка наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу восприятия человека, она активно участвует в формировании чувств и эмоций. При разучивании и исполнении произведений закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Этот процесс оказывает многостороннее воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, обостряя способность к наблюдениям и обобщениям, делая более тонким и восприимчивым его слух. Детьми постигается связь целого и частей, выразительное значение каждого из элементов, составляющих
музыкальное искусство, воспитывает ощущение формы, красоты, гармонии…
Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.
Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В «репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя на его понимание хорового искусства, что в конечном итоге определяет художественно- исполнительское лицо детского коллектива.
Выбор репертуара – это не одномоментный акт, это длительный процесс, органично входящий в повседневную деятельность хормейстера и требующий от него многих знаний и умений. Например, нужно знать законы восприятия детьми тех или иных музыкальных произведений, как по отдельности, так и в их взаимосвязях и сочетаниях. Нужно уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые «комплексы» музыкального материала. Знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. Нужно уметь гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Имеют значения и принципиальные методические установки дирижера, а также умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении и т.п.
К сожалению, нотные издания для детского хора не столь объёмны и разнообразны, как, например, фортепианная литература. И хотя в последние годы появились новые интересные хоровые сборники, постоянно ощущается так называемый «репертуарный голод», недостаток сочинений, в которых бы сочетались неоспоримые музыкально-поэтические достоинства и педагогическая целесообразность. Особенно мало такой литературы для самых маленьких певцов и начинающих хоров. Ограничен круг изданных произведений классической музыки, как русской, так и зарубежной. Современный репертуар, исполняемый детьми, зачастую служит лишь поверхностной развлекательностью и никак не способствует развитию вкуса и душевной отзывчивости певцов.
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями,
способствует полёту воображения…»
Платон
Эти мудрые слова Платона музыке в полной мере можно отнести и к хоровому пению, а также к самому процессу обучения детей искусству хорового пения. Но как научиться работать с хором так, чтобы постоянно воодушевлять детей исполняемой музыкой, окрылять их на новые успехи и достижения, развивать фантазию и воображение? Как сделать так, чтобы дети не чувствовали себя « послушными винтиками» в выполнении скучной и надоедливой работы, безликой и серой массой? Как превратить обычное хоровое занятие в постоянный праздник, в радостное и желанное сотворчество при погружении в удивительный мир музыки?..
Само хоровое занятие – необыкновенно увлекательный процесс. И как бы заранее не продумывалось его содержание, задачи, репертуар – всё равно каждый раз это в значительной степени импровизация, это живое действо со своими радостями, достижениями, неудачами и неожиданностями.
Вот несколько простых советов, которые необходимы, на мой взгляд, для создания подобной естественной и творческой атмосферы хорового занятия:
заниматься всегда всем хором вместе (расходиться по группам или партиям внутри занятия, на небольшой отрезок времени);
учить только те произведения, которые по душе хормейстеру, их, следовательно, полюбят и дети;
иметь большой, разнообразный и обязательно художественный репертуар;
на каждом занятии работать над достаточно большим количеством сочинений;
заниматься с детьми с удовольствием, благожелательно и радостно.
Работая с детьми среднего возраста, имеющими небольшой опыт хорового пения и пока не очень много знаний, особого внимания заслуживает эффективность и продуктивность каждого хорового занятия, темп работы над произведениями, включенность каждого певца в совместное исполнение музыки. На хоровом занятии одновременно решается много задач, дети постепенно овладевают сложными умениями и навыками, но происходит это незаметно для них самих, очень постепенно, но постоянно – в этом мастерство руководителя хора.
Работа со старшим хором .
1. Вокальные навыки.
А) певческая установка
Над правильной певческой установкой настойчиво и упорно проводилась работа в младшем хоре, в результате у большинства детей вошло в привычку сидеть прямо; ноги упирать в пол, корпус и голову держать прямо; при пении «стоя» держаться прямо, с опорой на обе ноги. Но и в старшем хоре постоянно нужно следить и напоминать (по мере необходимости) о правильной певческой установке. Здесь также каждый ученик должен иметь свое постоянное певческое место. Общепринятый порядок расположения хоровых партий такой: слева - I сопрано, затем – II сопрано и справа - альт. В зависимости от количества поющих детей, руководитель может изменять расположение по своему усмотрению. Правильная певческая установка и непрерывное внимание к руководителю хора – одно из первоначальных требований хоровой дисциплины, от которой зависит плодотворность работы.
Б) работа над дыханием
Правильное певческое дыхание положительно влияет на красоту и силу звучания хора, а также на интонацию. Навыки, приобретенные в младшем хоре, необходимо закреплять, давая упражнения, несколько усложненные в отношении диапазона и продолжительности.
От старшего хора можно требовать большой силы звучания, так как дети здесь старше, дыхание у них глубже, голосовой аппарат более вынослив. Но работу эту надо проводить осторожно, постепенно добиваясь большого звука.
Упражнения для укрепления навыков дыхания могут быть двухголосными и трехголосными, но непременно должна вестись работа и над одноголосием. Активный вдох и постепенность выдоха – главное, зачем нужно постоянно следить.
Примеры:
Упражнения без текста даются для пения либо закрытым ртом, либо с названием нот на гласные. Пение закрытым ртом хорошо способствует выработке правильного дыхания: вдоху, ощущению полноты взятого открытым ртом воздуха.
Чем длиннее фраза, тем бережнее следует относиться к дыханию. Начало фразы всегда должно быть активным, а конец – спокойным. Для усиления звучности дыхание следует беречь к концу.
Фразы с прерывающимся звучанием исполнять на одном дыхании.
Важное значение для силы звучания имеет владение дыханием на выдержанном звуке. Упражнять этот навык можно на звуках гаммы, добиваясь полетного, насыщенного и ровного звуковедения. Дыхание берется только на паузу.
Владение дыханием на выдержанном звуке помогает лучше усвоить прием «цепного дыхания». «Секрет» этого приема заключается в том, чтобы для сохранения непрерывности льющейся мелодии нарушить установленное правило – дышать по фразам (в указанном месте) и брать дыхание несколько раньше или позже и не всем одновременно, а одним – раньше, другим – позже «по цепочке».
Непременным условием при этом является сохранение ровности и силы звучания; после вдоха включаться в общий хор незаметно.
В) работа над звуком
В младшем хоре дети приобретают необходимые навыки для правильного звукообразования путем соответствующих упражнений и постоянного внимания педагога к звуку. Но работа над звуком, так же как и над другими вокальными навыками, должна проводиться на протяжении всех лет обучения хоровому пению.
Постоянной должна быть забота о певческой культуре, прикрытом звучании в свободном естественном детском пении.
В старшем хоре, так же как и в младшем хоре нужно найти место для специальных упражнений на округленность гласных, твердую атаку, ровное звуковедение. Добиваясь более мощной звучности, нельзя допускать напряжение и фарсировки. Необходимо проводить работу над укреплением детских голосов. Отсутствие такой работы может привести к перенапряжению голосовых связок и к серьезным заболеваниям. Большое значение для сохранности детских голосов имеет выбор репертуара. Произведения, где преобладает слишком низкая или слишком высокая тесситура, могут быть исполнены не всяким хором. Подбирая репертуар, следует исходить из диапазона, которым владеет хор на данном этапе, и нельзя забывать, что есть дети с ограниченным диапазоном голоса, слабыми голосовыми связками; их нужно предостерегать и вовремя останавливать.
Главное внимание в работе над звуком следует направлять на достижение хорошей кантилены, но в равной степени хор должен владеть пением нон легато и стаккато; владение этими приемами дает возможность более широкого выбора репертуара.
При пении нон легато надо касаться звука, твердо протягивая его, без плавных переходов в соседний звук.
При пении стаккато – касаться звука легко почти не протягивая, образуя между звуками паузу.
Хорошего звучания хора можно достигнуть только тогда, когда в процессе работы уделяется внимание правильной певческой установке: дыханию, дикции и артикуляции (правильное положение рта), ибо все вокальные навыки тесно связаны между собой.
Для укрепления голосов и расширения диапазона хора нужно применять специальные упражнения. Принято считать за диапазон детского хора шкалу от «соль» - малой октавы, до «соль» («ля») - второй октавы. Таким диапазоном владеют хоры, развитые в вокальном отношении. С хором музыкальной школы, в силу его специфики, достигнуть этого почти невозможно и практически здесь применяется шкала диапазона от «си» («си-бемоль») – малой октавы, до «фа» («фа-диез») – второй октавы.
Внимательного отношения к себе требуют голоса мальчиков. Неестественность разговорчивой речи, хрипота – признаки мутации. Это является несомненной причиной для освобождения их от пения в хоре. В случае, когда период мутации у мальчиков проходит безболезненно, разрешается петь тихо (вредно громко разговаривать и кричать).
Г) работа над дикцией
Словесный текст в песне имеет важное значение и хор должен владеть хорошей дикцией, чтобы внятно и выразительно донести до слушателя содержание.
Навыки, приобретенные в младшем хоре, помогают свободнее справляться с дикционными трудностями, но обойтись без надлежащих упражнений в старшем хоре нельзя.
Хорошая дикция положительно влияет и на звукообразование, и на интонацию. Произношение гласных должно быть четким и определенным, а согласных - как можно короче. Необходимо следить за логическими ударениями, это придает убедительность исполнению.
Добиваясь более совершенной дикции, необходимо помнить, что она является только средством для наиболее выразительного исполнения произведения, поэтому нельзя допускать автоматизма и механичности.
Полезно в качестве упражнений использовать отрывки из песен.
Д) вокальные упражнения
Вокальные упражнения играют большую роль для укрепления детских голосов, для улучшения качества звука. В старшем хоре можно смелее требовать полнозвучности и мощности, так как дети здесь постарше и имеют определенную подготовку в освоении вокальных навыков.
Руководитель хора заметив недостатки в исполнении, должен устранить их и стремиться, чтобы хор развивался гармонично.
Добиваясь расширения диапазона хорошо сначала давать упражнения на небольшом звукоряде, укрепляя его крайние звуки.
свободно зазвучит высокая нота, переходить в следующую тональность.
То же проделывать в нисходящем порядке.
Затем переходить к упражнениям с более широким звукорядом.
Для выравнивания общего звучания и достижения стройного унисона – полезно задерживаться на отдельных звуках, вслушиваться, исправлять неточности, обращая на это внимание детей.
Упражнения – распевки, предлагаемые педагогом хору, не должны пропеваться механически. Важно, чтобы дети понимали их значение, целенаправленность, тогда будут заметны положительные результаты как в отношении укрепления интонации, развития навыков дыхания, звукообразования, дикции, артикуляции, так и в работе над исполнением хорового произведения.
2. Строй и ансамбль
А) работа над строем и ансамблем
Самым главным в работе над строем и ансамблем является интонация. Большое внимание в первую очередь должно быть проявлено к интонированию отдельного звука интервала в мелодической последовательности, то есть – к горизонтальному строю. Если подготовленность хора позволяет вести работу над двухголосными
и трехголосными произведениями, то параллельно непременно должно иметь место одноголосное пение. Пение в унисон наилучшим образом воспитывает и развивает чувство ансамбля (слитность, стройность, ритмическую и дикционную четкость, динамическую гибкость и так далее), без которого не может быть хорошего строя.
Чистое интонирование - непременное требование к каждому поющему. Педагог не должен допускать небрежности интонирования, фальшивого пения; на все неточности нужно обращать внимание детей, стараться тут же их исправить. Необходимо научить учащихся замечать свои ошибки. Накопленные у детей за время пения в хоре музыкально – теоретические знания (параллельно в классе сольфеджио) должны помогать преодолению трудностей. Музыкальная грамотность хора, сознательное пение – значительно облегчает работу педагога над двухголосными
Сохранение строя при исполнении хора аккапелла является трудной и подчас невыполнимой задачей. Отчего? Прежде всего по причине «неудачного» выбора произведения; неинтересного по музыке и текстовому содержанию, несоответствие вокальным возможностям хора, неудобное расположение голосов (слишком широкое). На качество строя влияют также утомленность детей, невнимание, отсутствие выдержки. Необходимыми условиями для сохранения строя являются: доступность, качество хорового произведения, заинтересованность детей, сосредоточенное активное слуховое внимание и здоровое физическое состояние.
Упражнения, предшествующие работе над вертикальным строем, как правило, нужно петь без сопровождения фортепиано и обязательно по нотам (с доски или по тетрадке) - видеть кварту, терцию, секстаккорд и т. д. Полезно чередовать пение в унисон с последующим звучанием аккорда.
Примерно такими упражнениями можно пользоваться и для настройки хора.
В детских музыкальных школах, где хоровая работа ведется последовательно с первых классов, в соответствии с требованиями программы, развитие детей со стороны вокальных и технических навыков позволяет в старшем хоре разделить поющих на три хоровые партии : первое сопрано (первый голос), второе сопрано (второй голос) и альт (третий голос), (в работе над четырехголосным произведением партия альта делится на первый и второй альт).
Деление на хоровые партии является очень ответственным моментом, требует большой осторожности. Правильнее проводить эту работу в процессе наблюдения за детьми, исходя из их вокально-слухового развития, учитывая диапазон и характер голоса. Вначале можно разделять детей только на две хоровые партии: первый и второй голос; позже из второго голоса выделить партию альта. По количеству поющих в хоре детской музыкальной школы партии не могут быть равными, так как вокальные возможности учащихся различны, а также есть дети вовсе не владеющие голосом. Постепенно голоса детей развиваются, их диапазон расширяется; в результате этого могут произойти изменения в составе партий, переводы из одной партии в другую. В партию второго сопрано и альта нужно подбирать детей с наиболее компактной звучностью голоса в среднем и нижнем регистрах хорового диапазона.
Легкие, подвижные, наиболее светлые и высокие голоса должны составлять партию первого сопрано. Состав партий, равный по звучанию, расширяет возможности выбора репертуара. Соответственно подобранный репертуар способствует продуктивности работы с хором, но особенно важной является вся проводимая педагогом работа над вокально-хоровыми навыками, она влияет на качество строя и ансамбля, находит в них свое отражение.
Б) работа над текстом и партиями
Работа над текстом, словесным и нотным, требует большого внимания. В старшем хоре дети должны петь, как правило по нотам, так как это помогает осознанию изучаемого материала и наиболее прочному запоминанию хорового произведения. Полезно даже знакомые выученные песни время от времени петь по нотам, сольфеджировать наизусть, развивая зрительную память.
Постоянное общение хора с нотным текстом (партиями) способствует развитию навыка чтения с листа, что ускоряет и облегчает процесс разучивания. Как можно дольше нужно заниматься сольфеджированием, по возможности одновременно всем хором: какая то партия в данный момент «главенствует», другие как бы сопровождают ее, затем – наоборот. Трудные места следует прорабатывать отдельно с каждой партией, но стараться этому уделять минимум времени. Важно, чтобы дети все время слышали хор, чтобы пение на два и три голоса стало для них потребностью, вызывало интерес. Полезно для сосредоточенности внимания на нотном тексте в партиях сначала не подписывать слова, познакомив детей предварительно с содержанием произведения. После того, как свобода в сольфеджировании достигнута, следует продолжать работу уже с текстом. Словесный текст обычно запоминается в процессе разучивания, учить его в отрыве от музыки не имеет смысла; исключение может составлять трудный текст в
дикционном отношении.
В работе со старшим хором разучивание без нот, по слуху, занимает небольшое место. Материалом для разучивания по слуху должны служить песни или хоровые произведения, легко запоминающиеся, не вызывающие больших затруднений интонационного и ритмического порядка. Разучивание по слуху можно начинать сразу со словами или без слов (закрытым ртом, на гласные слоги и т. д.) в соответствии с задачей, которую ставит в данный момент педагог (сосредоточить внимание детей на словесном тексте или мелодии, ритме).
В работе над текстом и партиями нельзя допускать поспешности и небрежности. Дети должны усвоить, что разучивание хорового произведения и предшествующая этому работа – большой кропотливый труд, отражающий все накопленные ими навыки и знания.
В) упражнения на развитие ладового чувства
Развитие ладового чувства начинается уже в младшем хоре, когда внимание детей обращается на интонирование тона и полутона, на неустойчивые и устойчивые звуки, сопоставление мажора и минора. Работа над элементами двухголосия развивает гармонический слух. В старшем хоре дети овладевают более широкими понятиями о ладовом тяготении и функциональной зависимости - это помогает наилучшему закреплению полученных ранее навыков и интонировании звука, интервала, освоению более сложных гармонических созвучий.
Уделяется серьезное внимание пению акапелла. Важно добиться безупречной чистоты и устойчивости в исполнении упражнений. Пение гамм, трезвучий главных ступеней, диссонирующих аккордов с разрешением, каденций, секвенций – все это требует большого слухового внимания и осознания.
Пропевание упражнений без сопровождения дает возможность сосредоточить внимание детей на чисто хоровом звучание, лучше ощутить лад. Достижение устойчивости интонации в упражнениях положительно отразится на исполнении хоровых произведений акапелла.
В гармонических упражнениях нужно стремиться, чтобы дети поняли насколько велика ответственность за правильность интонирования. Не механическое запоминание упражнений, а сознательное воспроизведение каждого звука со строгим самоконтролем является залогом успеха в этой работе.
3. Работа над исполнением хорового произведения.
А) разбор
Для того чтобы дети лучше поняли хоровое произведение, чтобы оно стало наиболее доходчивым для слушателей, в течение всего процесса изучения необходимо проводить работу над исполнением. Вместе с детьми педагог раскрывает содержание произведения, находит все новые и новые характерные для него особенности. Важен не сухой анализ сразу всех сторон, а постепенный разбор в живой связи с процессом работы. Прежде всего нужно выявление художественного образа, затем выявление средств музыкальной выразительности для наиболее правильной передачи его. Занимаясь раскрытием словесного и музыкального содержания, следует обращать внимание на трудности и особенности, которые ранее не встречались. Беседа о композиторе и авторе слов должна быть краткой. Теоретический анализ надо проводить только в целях улучшения интонации и строя. Неудобные для исполнения отдельные обороты необходимо разбирать вместе с детьми, чтобы они поняли причину неудачи.
В рабочем хоровом репертуаре всегда имеется несколько произведений и, разбирая одно произведение нужно сравнить его с другим (желательно контрастным), тогда все особенности первого представляются ярче, и оно живее воспринимается детьми.
До разучивания сам педагог должен всесторонне проработать произведение, знать его наизусть, предвидеть трудности каждой хоровой партии, тщательно продумать его со стороны дыхания, имеющего важное значение для качества исполнения.
Б) исполнение
Любое хоровое произведение, будь то народная, хоры русских и зарубежных композиторов – классиков, должно быть исполнено просто, убедительно, доходчиво. С самого начала изучения произведения техническая и художественная стороны работы должны тесно переплетаться. Дети должны знать, что от них требуется всегда не только грамотное и чистое пение, но и выразительное.
Темп, динамические оттенки, фортепианное сопровождение – играют при исполнении хорового произведения не менее важную роль, чем вокальная и интонационная стороны. На уроках постоянно нужно заниматься «исполнением», т.е. пропеванием в нужном темпе с нюансами, не обязательно всего произведения, а части его или даже фразы. Дети в классе должны себя почувствовать исполнителями, а не только учениками, увидеть результаты проделанной работы.
Хоровое произведение должно быть понятно учащимся, тогда оно будет исполняться выразительно, с присущей детям эмоциональностью. Произведение, трудное для их понимания, несоответствующее подготовленности хора, даже после упорной работы над ним, будет исполняться формально, неубедительно.
Никогда не нужно спешить с подготовкой хора к выступлению, потому что это снижает качество исполнения. Работа над исполнением – творческая работа, педагог не может быть удовлетворен достигнутым, он должен искать все новые и новые средства для повышения качества исполнения.
Залогом успешного исполнения является хороший контакт, взаимопонимание между руководителем и хором. Требования руководителя – дирижера, начиная еще с младшего хора, должны быть последовательны, а дирижерские жесты (играющие немалую роль при исполнении) понятными. У каждого руководителя – дирижера со временем вырабатывается свой стиль работы, выявляется своя дирижерская индивидуальность.
Раздел процесс разучивания хорового произведения с хором
Следует заметить, что репетиционный процесс довольно продолжительный и сложный, охватывающий различные стороны изучения музыкального материала. Репетиционный режим, формы и методы репетиционной работы с хором могут быть самыми разнообразными и выбираются в зависимости от особенностей изучаемого репертуара, от индивидуальности и квалификации дирижера, от условий труда хорового коллектива, от уровня подготовки данного хора и других обстоятельств.
Для организации системной репетиционной работы над хоровыми произведениями студенту-хормейстеру необходимо знать следующую классификацию хоровых репетиций:
а) по составу исполнителей :
Репетиции по голосам хоровых партий (сопрано, альты, тенора, басы);
- репетиции по группам (женский состав, мужской состав или первые голоса, вторые голоса);
- сводные репетиции (общехоровые, с концертмейстером, с оркестром или другими составами исполнителей);
б) по этапам работы над репертуаром :
Репетиции предварительного разбора (знакомство с произведением, чтение с листа, первичный анализ);
- репетиции детальной работы над хоровым произведением;
- репетиции по «впеванию» хорового произведения;
в) по характеру деятельности :
Рабочие;
- прогонные;
-генеральные.
Следует заметить, что репетиционная работа основывается на результатах предварительной работы дирижера над хоровой партитурой. Весь многосторонний и многообразный репетиционный процесс условно делится на следующие основные фазы репетиционной работы:
1 – эскизная или начальная;
2- технологическая или подготовительная;
3- художественная или заключительная.
Рассмотрим каждую из предложенных фаз подрорбно.
Целью эскизной или начальной фазы является общее ознакомление хорового коллектива с произведением. Дирижер предваряет начало музицирования вводной краткой и информативной беседой, в которой сообщает содержание произведения, основной художественный образ, музыкальные и текстовые особенности данного произведения и т.д.
Следующий шаг – исполнение хоровой партитуры на фортепиано самим дирижером или аудио-демонстрация. Исполнение партитуры на фортепиано должно соответствовать исполнительской интерпретации, созданной в результате предварительной работы дирижера. После этого произведение «читается с листа» всем хоровым коллективом 1-2 раза. Таким путем хоровой коллектив получает первичное представление о произведении.
Вторая технологическая фаза предусматривает кропотливую, детальную, трудоемкую работу по изучению хоровой фактуры. Сначала рекомендуется сольфеджирование по хоровым партиям (при наличии в партитуре divisi каждая партия сольфеджируется отдельно). Дирижер обращает свое внимание и внимание исполнителей на правильную и точную интонацию, ритмическую четкость. Далее рекомендуется общехоровое сольфеджирование хорового произведения, однако, при совместном сольфеджировании возникает «фонетическая разноголосица», которая не позволяет певцам слышать друг друга. В данном случае эта существенная сторона репетиционной работы может быть восполнена пропеванием каждой партии единого слога, например, «лю», «лё», «та», «ди» и подобных им слогов, способствующих правильной атаке звука.
Закончив эту сторону изучения хоровой партии, следует перейти к ее изучению в союзе с поэтическим текстом. На данном этапе дирижеру необходимо обращать внимание на правильное единообразное звукообразование, за тембровой слитностью каждой хоровой партии, следить за ясностью произношения, как отдельных согласных звуков, так и слогов, и целых текстовых фраз. Параллельно с этой работой осуществляется работа по выравниванию общей звучности, сглаживанию регистров, отрабатываются моменты певческой атаки и штрихов, динамики, музыкальной фразировке, работа по регулированию певческого дыхания каждой партии.
Проведя детальную работу по партиям, хормейстер переходит к «склеиванию» всех элементов в единую общехоровую звучность, регулируя ее в соотношении с исполнительским замыслом, переходя к художественной фазе разучивания произведения. На данном этапе работы дирижер ведет тщательную работу над мелодическим и гармоническим строем, работает над всеми видами хорового ансамбля (метроритмическим, темповым и агогическим, динамическим, штриховым, тембровым, ансамблем хора и сопровождения, ансамблем хора и солиста). Одновременно осуществляется работа над налаживанию взаимосвязей между содержанием хорового произведения и формой его исполнения. Именно этот творческий процесс по созданию художественного образа является самым интересным и ответственным моментом, где раскрываются «ум и душа» дирижера. По мнению авторитетного хорового дирижера А.А.Егорова, на данном этапе дирижер подобен «живописцу-художнику, выбирая любые хоровые и свободно распоряжаясь ими, создает надолго запоминающиеся художественные образы».
Завершается весь репетиционный процесс заключительной или генеральной репетицией, где подводятся итоги, проверяются достигнутые результаты технической подготовки и художественная зрелость исполнения. Цель заключительной репетиции – репетиция концертного выступления, так называемый «прогон», на котором определяется хронометраж каждого произведения и всей программы, утверждается порядок хоровых произведений в концертной программе, определяется точное местоположение хорового коллектива и других исполнителей (солистов, концертмейстера, ансамбля, оркестра) на сцене, отрабатывается вход и выход исполнителей.
Лекция 10. Часть 3
А. Изучение партитуры дирижером
1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.
2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.
Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм, темпы (агогика), динамика, интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.
3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на сколько голосов. Ансамбль.
Строй (интонирование), диапазон каждой партии, степень
использования каждой партии и тесситура, особенности
дыхания, характер звука, вокальность текста и особенности
дикции и т. д.
4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.
5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.
Б. Разучивание музыкального произведения с хором
1) Вступительная беседа о композиторе,
о его жизни, творчестве и данном музыкальном произведении.
Краткое сообщение об авторе литературного текста.
2) Технический разбор произведения:
а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в специально отведенное время);
б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе, альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в) на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям (порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры музыкального произведения).
3) Работа над строем и ансамблем.
4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей
артикуляцией в ритме музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.
В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период технического разбора произведения.
В. Работа с хором в художественном плане
1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания литературного текста в целях осознания художественных задач в исполнении.
2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза содержания литературного и музыкального текстов: динамические оттенки, темп (темпы), характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое равновесие, музыкальная фразировка в целом.
3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного произведения на
эстраде.
Задача 1. Разберите партитуры двух хоровых произведений, намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а) анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур; в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения произведения.
Задача 2. Составьте план репетиционных занятий по разучиванию намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с подробным указанием содержания каждой из репетиций.
Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по задаче 1 произведений, занесите в него весь процесс выполнения намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите расхождения в них и объясните их причину.