Средства музыкальной выразительности таблица. Средства музыкальной выразительности
Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.
Главная задача – единства образа слышимого и видимого.
Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.
Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.
Важные виды мелодического рисунка
1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.
2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.
3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.
Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.
Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.
Основная терминология:
Adagio – медленно
Andante – умеренно
Allegro – быстро
Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.
Ashelerando – ускорение
Ritardando – замедление
Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.
Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.
Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?
Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.
Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.
Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).
Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.
Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.
Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.
А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.
Целая нота «1и2и3и4и »
Половинная «1и2и »
Четвертная «1и »
Восьмая «и »
Шестнадцатая на «и » - два удара
Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.
Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).
Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.
К динамическим оттенкам музыки относится:
1. изменение силы звучания
2. постепенное замедление или ускорение темпа
3. плавное или прерывистое звучание мелодии
Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:
Forte – громко
Piano – тихо
Crescendo – усиление
Diminuendo – ослабление
Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.
Музыка и танец
1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.
2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.
3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.
4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.
На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).
Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.
Взаимосвязь музыки и танца.
1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.
2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.
3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.
4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности».
Цель: закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
Научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;
Развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся, вокально-хоровые навыки;
Воспитывать слушательскую культуру учащихся;
Тип урока: урок обобщения знаний.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), «Метелица» А.Ермолов
Ход урока:
- Музыкальное приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Д: - Здравствуйте!
- Беседа
У: - Сегодня, среди зимы, у нас в классе распустился необыкновенный цветок! Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Сегодня мы вспомним, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?
Д: - Мелодия!
У: - Верно! Все лепестки выросли из этого главного в музыке – мелодии (это основной мотив произведения). Мелодия – это «душа музыки», как сказал П.И.Чайковски, это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы».
У: - Как двигалась мелодия в песне?
Д: - Плавно, без больших скачков…
У: - Правильно. Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?
Д: - Мажор и минор!
У: - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?
Д: - Минор - темную, мажор - светлую.
У: - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.
У: - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах.
А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного? Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.
Д: - Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.
У: - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно.
У: - Каждое произведение исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп.
Также и ритм присутствует и в музыке. Это чередование долгих и коротких звуков. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.
У: - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком - пунктирный ритм.
Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?
Д: - С песней.
У: - Конечно же с песней! Сейчас мы с вами исполним песню «Метелица».
Слушание, опрееление характера и исполнение песни.
У нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? Д: - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - медведю.
У: - Правильно! Также и у каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.
У: - Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.
- Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.
- Рефлексия.
У: - Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?
Д: перечисляют все средства.
У: - Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.
У: - Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.
Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.
Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
- Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
- В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
- Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
- Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
- Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.
По версии ученых-историков, нечто похожее на музыку появилось более 50 000 лет назад. Она была только устной и примитивной. Самые первые люди использовали очень простые средства музыкальной выразительности. Песни, записанные знаками клинописи, были обнаружены археологами, ведущими раскопки Ниппура в Ираке. Предположительный возраст одной из самых первых мелодий - около 4 000 лет.
Что важнее - звук или молчание?
Музыкой (от древнегреческого «искусство муз») называют ритмическую последовательность из коротких или протяжных звуков и пауз, организованных в единую систему. Одновременное извлечение нескольких звуков называют аккордом или созвучием. Средства музыкальной выразительности, законы построения мелодий и последовательностей изучает гармония.
В устной речи слова состоят из звуков, предложения - из слов, фразы - из предложений. Мелодией (голосовым воспроизведением песни) называют законченную музыкальную мысль, состоящую из созвучий, аккордов, мотивов.
Пауза - это кратковременное молчание в общем ритме основного напева, подчеркивающее характер всей песни или оркестрового произведения. Можно сказать, что без молчания нет мелодии.
Как связаны звуки, здоровье и настроение?
Когда человек слушает красивую песню, он не задумывается о том, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Мелодии действуют на каждого индивидуально. Любой культуре, любому поколению свойственен свой стиль:
- народный или классический;
- рэп или фолк;
- джаз или поп;
- рок или духовные песнопения.
Гармоничные звуки влияют не только на чувства и эмоции, на тело и психику человека. Они затрагивают способности к созерцанию и интуиции, к фантазии, к игре. Японские ученые доказали, что прослушивание классической музыки значительно увеличивает количество грудного молока у кормящих матерей, а рок и поп - сокращают этот показатель. А музыка Моцарта способна положительно повлиять на интеллект. Даже куры становятся счастливее и несут больше яиц, когда звучат успокаивающие мелодии.
Лад в ритмичном темпе и скорость
Средства музыкальной выразительности в музыке усиливают эмоциональность и богатство звучания напева. Ритм организовывает звуки по времени. Без его ритмической постоянной формулы не может быть ни вальса, ни марша, ни танца. Сложные африканские и некоторые азиатские мелодии можно воспроизводить только на ударных инструментах.
Темпом в музыке называют скорость развития песни или оркестровой пьесы за минуту или секунду времени. В нотных текстах можно прочитать итальянские слова: аллегро, престо, дольче и другие. Это и есть средства музыкальной выразительности для понимания замысла композитора, которые задают темп как всему произведению, так и отдельным его частям. Перечислим некоторые из них:
- медленно - ларго;
- решительно - резолюто;
- страстно - эспрессиво;
- торжественно - маэстозо;
- и другие общепринятые обозначения.
Музыкальный лад не только объединяет различные звуки вокруг главного - тоники. Возникают мелодичная слаженность и согласованность, тяготение друг к другу, стройность произведения. Правила образования мажорного и минорного ладов делают музыку эмоциональной:
- мажор - это бодрые, светлые, радостные и весело звучащие мелодии;
- минор - это грусть, лирика и печаль.
Характер, эмоциональная составляющая всего произведения зависят именно от лада.
Нюансы и интонация как средства музыкальной выразительности
Таблица чувственных оттенков, несмотря на свою обширность, не может передать все разнообразие возможностей человеческого голоса и музыкальных инструментов. Силу или громкость звучания, нарастание или затихание мелодии, ласковый плеск воды и оглушительный гром люди подслушали у природы. В нотном письме все эти нюансы обозначаются латинским шрифтом, соответствующим начальным буквам слова - символа. Например:
- с резким акцентом - sf (сфорцандо);
- очень тихо - pp (пианиссимо);
- громко - f (форте);
- и другие обозначения.
Регистры и артикуляция
Музыкальным размером (метром) называют порядок смены сильных долей слабыми и наоборот. Можно выделить простой, сложный и смешанный метрический размер. Аналогичное понятие существует в поэзии: ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, хорей и гекзаметр. К самым известным размерам в музыке можно отнести 3/4 в вальсах, 2/4 - в военных маршах.
Регистром голоса и любого инструмента является его диапазон или возможности звукоизвлечения. Расстояние между самым низким и самым высоким звуками разделяют на нижний, верхний и средний регистры. Мрачную окраску имеют произведения, исполняемые исключительно в низком диапазоне, высокий регистр - это звонкие, чистые и прозрачные мелодии. Интересно, что во время прослушивания музыки, человеческие голосовые связки произвольно, но беззвучно повторяют мелодию.
Средства музыкальной выразительности предполагают различные способы звукоизвлечения, дыхания и разной манеры исполнения мелодий. Среди них можно назвать штрихи (способы извлечения) и артикуляцию (ясное произношение):
- отрывисто (стаккато) и связно (легато);
- выделяя (маркато) и пиццикато (дергая пальцем за струны);
- глиссандо - скользить по клавишам, струнам или нотам.
У каждого музыкального инструмента и человеческого голоса имеются своя звуковая палитра, тембр, диапазон и определенная комбинация штрихов.