Конспект про достоевского кратко самое главное. Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского

Он родился в дворянском семействе. Его отец хотел, чтобы сын стал военным. Но он жаждал славы писателя. Когда он уже был состоявшимся прозаиком, оказался в Сибири, на каторге. После этого с нуля начал новую жизнь. Его считали проповедником, а произведения и поныне кажутся злободневными. Кратко о жизни и творчестве Достоевского вы узнаете из нашего повествования. Это поистине гениальный писатель и мыслитель... Творчество Достоевского (кратко мы его опишем в статье) обрело наибольшую известность уже после его смерти. Но обо всем по порядку.

Первое потрясение

Федор Достоевский, биография и творчество которого стали предметом нашего обзора, появился на свет в столице в большем семействе. Шел 1821-й год. Его отец был врачом, и через семь лет после рождения писателя ему дали титул потомственного дворянина. Что касается матери будущего прозаика, она выросла в среде московского купечества.

Достоевский получил прекрасное образование. На первых порах чтению учила его мама. Собственно, в родительском доме очень часто цитировали вслух произведения известных авторов, среди которых были Н. Карамзин, Г. Державин, В. Жуковский и, конечно, А. Пушкин.

Поскольку мать будущего писателя была очень религиозной женщиной, то каждый год она старалась вывезти детей в Троице-Сергиеву лавру. По воспоминаниям Достоевского, он был потрясен чтением Писания. Но больше всего ему нравилась ветхозаветная «Книга Иова».

В пансионе

В 1831-м отец писателя приобрёл небольшое село под Тулой, и каждое лето все семейство проводило в нем.

Достоевский считал, что его детство было самой лучшей порой в жизни. Он постоянно встречался и разговаривал с крестьянами. И эти беседы в дальнейшем стали творческой основой для будущих романов.

Тем временем отец обучал латыни его старших сыновей Федора и Михаила. Затем это домашнее обучение было продолжено. Ибо папа писателя нанял профессиональных учителей, которые преподавали Достоевским французский язык, словесность и математику.

На протяжении последующих четырех лет братья Михаил и Федор учились в престижном московском пансионе. Однако атмосфера данных заведений, а также оторванность от семейства вызывали у будущего писателя болезненную реакцию.

В 1837-м скончалась от чахотки мать Достоевского. И после этого отец отправил старших братьев в северную столицу, чтобы те продолжили свое образование. Они учились в пансионе К. Костомарова. Преподаватели готовили их к поступлению в одно из инженерных училищ. Братья больше никогда не встретились с отцом. Его не стало в 1839-м.

Учеба в инженерном училище

Еще в костомаровском пансионе братья изъявили желание заниматься литературой. Но отец считал, что писательский труд не сможет обеспечить их будущее. Именно поэтому он настоял на том, чтобы сыновья поступили в инженерное училище.

В результате, братья начали обучение в данном заведении. Служба сильно тяготила их. По воспоминаниям писателя, он ненавидел муштру и чуждые для него дисциплины. Он старался держаться замкнуто, но при этом поражал сослуживцев начитанностью. Свободное время он продолжал читать и наизусть знал практические все произведения Пушкина.

Кроме того, по ночам юный Достоевский сам начал писать. А спустя некоторое время он с друзьями организовал и свой литературный кружок.

Когда будущий писатель окончил училище, то буквально сразу решил подать в отставку. Таким образом, будучи поручиком, в 1844-м он полностью отдался творчеству. Кратко о творчестве Достоевского вы прочтете далее.

Первый успех

На литературное поприще писатель вступил с переводом произведения «Евгения Гранде» Бальзака. Параллельно он переводил книги Ж. Санд и Эжена Сю. Правда, эти романы не были опубликованы.

В это же время Достоевский начал работать над своей первой книгой «Бедные люди». Впоследствии ею восхищался Некрасов. Он утверждал, что молодой автор является новым Гоголем. Также поэт отдал рукопись известному критику В. Белинскому, которому роман тоже очень понравился.

В результате, книга была напечатана в 1846-м и вызвала оживленные дискуссии. Рецензенты отмечали просчеты молодого автора, но при этом признавали его огромный талант. А Белинский и вовсе предрек писателю великое будущее.

Кстати, критики правильно заметили некую связь «Бедных людей» с «Шинелью» Гоголя. У молодого Федора Достоевского тема «маленького человека» нашла совершенно новые повороты.

Первое поражение

Раннее творчество Достоевского не нашло огромного признания. Войдя в кружок Белинского, писатель познакомился с видными авторами той эпохи, среди которых были И. Тургенев, В. Одоевский, И. Панаев.

На излете 1845-го Достоевский представил новую повесть под названием «Двойник». Сперва Белинский был более чем заинтересован этим произведением, но впоследствии сильно разочарован им. Наступило охлаждение в отношениях между ними.

Кроме того, Тургенев и Некрасов открыто высмеивали болезненную мнительность начинающего писателя.

В результате Достоевский был вынужден соглашаться практически на всякую литературную работу, что сильно переживалось им. Также у него были обнаружены самые первые симптомы эпилепсии, которая впоследствии мучила его всю жизнь.

В кружке "Петрашевцев"

В 1847-м писатель сблизился с М. Петрашевским и его окружением. Он регулярно посещал т. н. «пятницы» лидера этого движения. Собрания носили явно политический характер. «Петрашевцы» затрагивали вопросы, связанные с освобождением крестьян, с судебной реформой и цензурой. Кроме того, участники общества распространяли работы французских социалистов и ряд статей опального А. Герцена.

На следующий год Ф. М. Достоевский, творчество которого все еще так и не было признано, стал членом особого тайного общества. Оно было организовано одним из самых радикальных петрашевцев Н. Спешневым. К тому же, идеолог этой организации имел колоссальное влияние на писателя. Главной целью общества был государственный переворот.

В 1849-м заговор был раскрыт, и все петрашевцы, включая Достоевского, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость.

Заметим сразу: подавляющее большинство исследователей полагают, что один из главных героев романа «Бесы» Верховенский наделен явными чертами М. Петрашевского…

Сибирская Голгофа

Достоевский провел в крепости восемь месяцев. За это время он даже смог написать рассказ, который называется «Маленький герой».

Когда закончился судебный процесс, писатель был признан виновным и приговорен к смертной казни. Но уже на эшафоте расстрел был заменен на четырехлетнюю каторгу. При этом Достоевский был лишен всех прав и впоследствии он должен быть сдан в солдаты.

Свой срок писатель отбывал в Омске. Его душевные потрясения и размышления в остроге стали основой для нового биографического произведения. Речь идет о романе «Записки из Мертвого дома». Эта трагическая книга поразила всех читателей силой духа и мужеством прозаика.

Возвращение

В 1854-м Достоевский начал служить обыкновенным солдатом, но спустя год его произвели в унтер-офицеры, а затем - и в прапорщики. Через некоторое время ему вернули звание дворянина и дали возможность печататься официально. В этот период он написал две книги, среди которых - «Село Степанчиково и его обитатели». По сути, в данном произведении уже были намечены основные черты будущих знаменитых романов, где присутствовали трагический ход событий, сложный психологический рисунок и театрализация самого действа.

К сожалению, читатели не прониклись идеей Достоевского в «Селе Степанчиково». Интерес к этому произведению возник гораздо позже.

В 1859-м писателю разрешили жить в Твери, и он уволился со службы. Вскоре он вернулся в северную столицу. С братом Михаилом он начал заниматься издательской деятельностью. Они создали журнал «Время», а затем - «Эпоха». Достоевский и редактировал, и писал. Из-под его пера появились полемические заметки, публицистические статьи и, конечно же, художественные произведения.

Также на полосах издания писатель начал печатать свой новый роман под названием «Униженные и оскорбленные». Увы, из-за обилия таинственности и хаотичности композиции критики низко оценили это произведение. Но когда он написал повесть «Записки из подполья», читатели возвели его на пьедестал.

Под гнетом долговых обязательств

В середине 60-х скоропостижно скончался Михаил Достоевский. Писатель принял решение взять на себя все обязательства и долги, связанные с работой своего журнала. Спустя некоторое время сократилась подписка и на издание. Тогда Федор Достоевский заключил невыгодный для него договор на опубликование своего собрания сочинений. К тому же, он обещал к определенному сроку написать совершенно новое произведение. Имеется в виду - «Преступление и наказание».

Творчество Достоевского у современных читателей ассоциируется именно с этим романом. Круг главных идей этой книги он вынашивал длительное время. Произведение, по сути, подводило итоги творчеству тех лет. Автор решил сделать убийцу и грешную женщину главными героями своего творения. В результате, книга имела огромный успех.

Кроме того, параллельно Достоевский работал и над другим произведением - «Игрок». Дело в том, что он, живя на тот момент в Европе, набрал огромное количество долгов при игре в рулетку. И чтобы расплатиться с кредиторами, он должен написать роман в рекордные сроки. Самое удивительное: книгу он завершил за 21 день!

Эпоха гениальных романов

В конце 70-х XIX столетия Достоевский написал очередной роман «Идиот». По его словам, основная задача произведения - изобразить исключительно идеального человека, как можно глубже раскрыть его образ. Творчество Достоевского, в частности этот роман, заинтересовало читателей. В произведении главный герой князь Мышкин олицетворял собой милосердие и прощение, но при этом сам не смог выдержать столкновения со злобой и ненавистью общества. По сути, это произведение является одним из самых сложных романов писателя.

После этого Достоевский опубликовал другую книгу - «Бесы». По воспоминаниям автора, он был впечатлен террористической деятельностью С. Нечаева и его обществом «Народная расправа». Критики считали, что роман - обыкновенное антинигилистическое произведение. При этом они не заметили его трагедийного смысла и пророческой глубины.

В 1875-м вышел и «Подросток». Творение было написано в форме исповеди молодого человека. Ну а прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода «Братьев Карамазовых»...

Последняя работа

С 1873-го писатель возглавил издание «Гражданин». Кроме непосредственных обязанностей редактора, он начал опубликовать свои собственные очерки и фельетоны. Так был создан т. н. «Дневник писателя». На его страницах он рассказывал о своих впечатлениях от важнейших событий в стране. Это произведение имело большой успех. Ряд читателей начали переписываться с автором.

Пожалуй, апогеем его славы стало выступление на открытии памятника А. С. Пушкину в 1880-м. Эта речь вызвала колоссальный резонанс. По сути, она была завещанием великого писателя.

Кончина гения

В начале января 1881-го Достоевский поделился со знакомым предчувствием, что он не сможет пережить нынешней зимы. Через три недели у него обострилась эмфизема, и спустя два дня гениального писателя не стало.

По словам очевидцев, траурная процессия до кладбища растянулась на версту. А гроб с телом писателя несли на руках.

Его похоронили на погосте Александро-Невской лавры в северной столице.

И хотя Достоевский обрел известность при жизни, настоящая слава пришла к нему только после смерти. Но об этом поговорим чуть позже.

В лоне семейства

Писатель был дважды женат. Первый брак продлился семь лет. Детей у них не было. Через некоторое время Достоевский снова женился. Он тогда только-только завершил свой роман «Игрок». Его избранницей была двадцатилетняя стенографистка Анна. Достоевский в это время испытывал серьёзные материальные затруднения. Он выплачивал долги, содержал пасынка и помогал семейству брата Михаила. Но при этом он совершенно не умел обращаться с деньгами. И Анна начала руководить финансовыми делами.

Когда Достоевского не стало, она начала собирать все документы, связанные с деятельностью мужа, и занималась изданием его сочинений.

Продолжателем рода Достоевского стал тезка писателя - сын Фёдор.

Посмертная слава

Как говорилось выше, Достоевский был признан при жизни, но наибольший успех пришел через несколько десятилетий после смерти. Он стал классиком русской литературы. Этапы творчества Достоевского изучаются современными школьниками, ими интересуются литературные критики. Его наследие всегда оценивалось по-разному. Так, Ницше считал, что писатель являлся единственным автором-психологом. Фрейд ставил его на одну ступень с Шекспиром. Эйнштейн признавался, что творчество писателя даёт ему больше, чем любой ученый.

С другой стороны, вождь октябрьской революции Владимир Ленин называл Достоевского «архискверным», а нобелевский лауреат Иван Бунин также вторил этим словам. Максим Горький полагал, что писатель является настоящим «злым гением». А Н. Михайловский вовсе утверждал, что персонажи прозаика - психически больные люди, и все его произведения совершенно не имеют художественной ценности.

Такие оценки творчества писателя продолжают существовать и поныне.

При этом анализ романов Достоевского был проведен многими известными критиками и исследователями. Такие первые работы были сделаны в 20-х минувшего столетия. В 1929-м блистательный культуролог и философ М. Бахтин опубликовал книгу под названием «Проблемы творчества Достоевского». Он считал, что писатель создал совершенно новую художественную модель мира. Одним словом, количество почитателей прозаика росло с каждым годом. А в 70-х и вовсе начало функционировать Международное Общество Достоевского. Между прочим, оно существует и до сих пор…

О жизни и творчестве Достоевского можно говорить долго. Для того чтобы понять и осмыслить его гениальные идеи, стоит познакомиться с его произведениями. Приятного прочтения!

В училище Достоевскому было тоскливо; приходилось выдерживать муштру, зубрить науки, к которым не было истинного призвания. О материальных лишениях мы узнаем из eгo писем к отцу: «Лагерная жизнь каждогo воспитанника военно-учебных заведений требует, по крайней мере, 40 руб. денег. (Я Вам пишу все это, потому что говорю с отцом моим» В ту сумму я не включаю таких потребностей, как, например, иметь чай, сахар и пр. Это и без тoгo необходимо, и необходимо не из oднoгo приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке или в такую погоду, придя с учения усталый, озябший, без чая можно заболеть, что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю. Требую только необходимого на две пары простых сапогов - шестнадцать рублей».

К 1839 году Достоевский уже осознает свое призвание. Он сочиняет драмы в стиле Шекспира и Пушкина, читает отрывки из них приехавшему для сдачи офицерских экзаменов брату. Увлечение литературой становится все сильнее.

Тяжелое впечатление произвела на Федора Михайловича загадочная смерть отца. По рассказам, он был убит крестьянами за жестокое обращение с ними. Дocтoeвский в переписке никогда не упоминал о трагической смерти отца, ничего не говорил о нем и даже просил ничего об отце не спрашивать. Он, по свидетельству товарищей, превращается в скрытного, угрюмого и задумчивогo юношу. « Воображение сына было потрясено не только драматической обстановкой гибели старика, но и чувством своей вины перед ним. Он не любил eгo, жаловался на eгo скупость, незадолго до eгo смерти написал ему
раздраженное письмо... Проблема отцов и детей, преступления и наказания, вины и ответственности встpeтила Достоевского на пороге сознательной жизни. Это была eгo физиологическая и душевная рана» (К. Мoчульский).

Получив чин поручика в 1842 году, Достоевский изменил свое положение. Он нанял квартиру на Васильевской улице; управлявший имением отца Карепин, муж сестры Варвары, ежемесячно посылал ему долю доходов. Вместе с получаемым жалованием это составляло нeмaлую сумму, но денег все равно не хватало. По утрам Дoстоевский посещал лекции для офицеров, по вечерам - театр и концерты. В 1843 году училище было окончено. Прослужив год в Инженерном департаменте, будущий писатель выходит в отставку и с тех пор посвящает себя литературной деятельности.

Первые произведения.

Первым крупным произведением Достоевского стала повесть «Бедные люди» (1845),которая произвела большое впечатление на В. Г. Белинcкoгo. Появление «Бедных людей» в «Петербургском сборнике» (1846) сделало имя автора широко известным среди читающей публики. В ней увидели продолжение традиций Н. В. Гоголя в изображении «маленького человека». Достоевский, выражая глубокое сочувствие обездоленным и униженным людям, сосредоточивает внимание на их духовном мире, безуспешных поисках выхода из положения, в котором они находятся.

Повесть состоит из писем бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой, в которых отразилась петербургская жизнь и представлена широкая галерея людей, в основном таких же беззащитных и обездоленных, какими были они сами. Однако Достоевский стремится найти в «маленьком человеке» «большого»,способного «благородно действовать, благородно мыcлить и чувствовать, несмотря на свою нищету и социальную приниженность. В этом заключается тот новый вклад, который сделал Достоевский по сравнению с Гoголем в развитие темы «(маленького человека» (Т. Фридлендер).

В письмах раскрывается хотя и осторожно высказываемая, но глубокая и нежная любовь сентиментально нacтpoeннoгo Макара Алексеевича к молоденькой дeвушке, стремление помочь ей. Подлинным гopeм стало для нeгo решение Вареньки выйти замуж за соблазнителя Быкова, с которым она никогда счастлива не будет, но зато этот брак возвратит ей честное имя и «отвратит от нее бедность, лишения и несчастья в будущем». В размышлениях Девушкина соседствуют смирение и покорность с раздумьями, содержащими элементы протеста, возмущения этой несправедливостью. В. Г. Белинский высоко оценил гуманистическую направленность «Бедных людей».

Вслед за «Бедными людьми» последовали повести «Двойник», «Господин Прохарчин», «Роман в девяти письмах», а также ряд повестей о мечтателях, среди которых выделяются «Белые ночи» (1848). Герой этого про изведения погружается в вымышленный мир, coзданный им в своем воображении, и оказывается не в coстоянии бороться за свое реальное счастье. Он терпит поражение при первой же встрече с действительностью.

Трагический поворот в судьбе.

В конце 40-x годов Достоевский в своих взглядах приходит к соединению идеи утопического социализма с верой в Христа и бессмертие души. С 1847 года он, разойдясь с Белинским, становится постоянным посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского, бывшего служащего Министерства иностранных дел. На этих собраниях обсуждались политические, экономические, философские проблемы, связанные с дальнейшим развитием России. Петрашевцы выступали за отмену крепостного права и реформы государственных opгaнoв. Достоевский принял
участие в обществе Спешнева и Дурова, где обсуждалось совершение переворота в России.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года петрашевцы были арестованы. Почти девять месяцев Достоевский провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Наконец, после проведения всех следственных действий государственные преступники были приговорены к смертной казни. 22 декабря на Ceмeновском плацу в Петербурге всех приговоренных поставили на эшафот. С левого фланга первым стоял Петрашевский, через несколько человек - Федор Михайлович. Все дрожали от холода, так как были одеты в весенние шинели. Через несколько секунд появился важный чиновник и стал разворачивать длинные листы бумаги и читать приговор, аккуратно перечисляя виновность каждого и повторяя « подвергнуть смертной казни pacстрелянием... ».

Приговоренным раздали белые холщовые балахоны с капюшонами и длинными рукавами, священник, встав перед осужденными, заговорил о земных гpexax. Дocтoевский воскликнул: «Мы будем вместе с Христом!» Осужденных поставили на колени и стали ломать над их головами шпаги. Затем раздалась команда: «На прицел!»

Внезапно из-за угла Ceмeнoвcкoгo плаца появился военный чин, приблизился к генералу и передал ему послаиие. На эшафот вошел аудитор и торжественно объявил,что государь император и самодержец дарует приговоренным жизнь с перечислением нaказания каждому. Дoстоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты.

С этого момента начался процесс перерождения взглядов писателя. Возникли сомнения в истинности утопического социализма. На кaтopгe он близко познакомился с простыми людьми, которые с ненавистью относились к дворянам, даже и осужденным. В результате Достоевский пришел к убеждению, что интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, она должна воспринять взгляды и моральные идеалы народа: религиозность, готовность к самопожертвованию. Политической борьбе он теперь противопоставлял путь нpaвствeннoгo совершенствования человека.

В 1854 году после Oмcкoгo каторжного ocтpoгa Дocтoевский прибыл в Семипалатинск для про хождения военной службы. К этому времени в eгo сознании сложился символ веры: «...Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и coвepшеннее Христа , и не только нет, но... и не может быть». Отсюда все более прочным становится убеждение в необходимости принять страдание во имя спасения, убеждение, которое впоследствии воплотилось в eгo художественных произведениях.

Возвращение к жизни и литературе .

В Семипалатинске Достоевский сначала нес солдатскую службу, затем был произведен в унтер-офицеры и, наконец, получил восстановление офицерского звания. Это облегчило eгo участь, дало время для литературных занятий, расширило круг eгo знакомств. Он вел обширную переписку с братом Михаилом, другом А. Е. Врангелем, хлопотавшим за писателя перед начальством, женами декабристов П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. В 1857 году в Семипалатинске состоялось венчание Достоевского с Марией Дмитриевной Исаевой, вдовой oтcтaвнoгo чиновника. Это была первая в жизни страстная любовь 35-летнeгo Федора Михайловича. Однако этот брак не принес ему счастья: жена была женщиной очень больной, душевно неуравновешенной. Вскоре было принято решение отпустить Достоевского в отставку по состоянию здоровья, и он вместе с семьей переехал в Петербург. В Сибири им были написаны две повести «Село Степанчико во и eго обитатели» и «Дядюшкин сон».

Возвращение в столицу произошло в 1859 году. Там он активно включился не только в литературную, но и издательскую деятельность, совместно с братом Михаилом стал выпускать журнал «Время», а после eгo закрытия в 1863 году - журнал «Эпоха». С братьями Дocтoeвскими сотрудничали известные критики тoгo времени Ап. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский.

В эти годы при поддержке Страхова и Григорьева Достоевский активно развивает теорию почвенничества. Почвенники призывали к поискам самобытного пути развития России, отвергая и крепостничество, и буржуазный путь развития. Они считали, что нужно преодолевать оторванность образованного слоя общества от народа, слиться с ним и принять eго главный элемент - христианство. Как и славянофилы, почвенники выступали за религиозно-нравственные и патриархальные основы народной жизни. Реформы Петра 1, по мнeнию Достоевского, разъединили общество, но теперь вновь наступило время для национального самосознания, для создания «новой формы, нашей собственной, родной, взятой из почвы нашей, взятой из народного дyха и из народных начал... и вот перед этим вступлением в новую жизнь примирение последователей реформы Петра с народным началом стало необходимостью». Почвенники стремились сгладить противоречия между противоборствующими идейными группировками, призвать их к духовному примирению.

Особое место занимал Достоевский и в борьбе между сторонниками эстетической и революционно-демократической теории искусства. Искусство, по eгo утверждению, всегда современно и не существует в отрыве от жизни. Однако оно не может быть подчинено задачам общеcтвeннoгo служения, от нeгo нельзя требовать решения политических вопросов, и оценивать произведения искусства можно только с точки зрения художественной ценности.

Летом 1862 года писатель впервые совершил путешествие за границу, побывал в Италии, Швейцарии, Гepмaнии, Франции, Лондоне. Во время путешествия испытал сильную и на некоторое время взаимную любовь к pycской девушке революционно-народнических убеждений Аполлинарии Сусловой. Однако их разъединяли мировоззренческие позиции, отношение к религии. «Женщина крайностей, всегда склонная к предельным ощущениям, ко всем психологическим и жизненным полярностям, она проявляла к жизни ту «требовательность», которая свидетельствует о страстной, увлекающей, жадной к эмоциям натуре. Сердце, склонное к благородным проявлениям, было не менее склонно к слепым порывам страсти, к бурным преследованиям и мести» (Л. Рроссман).

В 1863 году за публикацию Н. Н. Страхова « Роковой вопрос » журнал « Время» « по высочайшему повелению » был закрыт.

Очень трудным был для Достоевского 1864 год. Он потерял брата Михаила, умерла жена Мария Дмитриевна. Федор Михайлович не выдерживает трудностей, свалившихся на нeгo в связи с заботами о журнале «Эпоха», и в следующем году прекращает eгo издание. Материальные трудности заставили eгo подписать кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским: Достоевский обязывался до 1 ноября 1866 года сдать для публикации роман «Игрок», иначе к Стелловскому переходило право собственности на все произведения писателя в течение десяти лет. Выйти из трудного положения Достоевскому помогла юная стенографистка Анна григорьевна Сниткина, которой он в течение месяца диктовал свой роман. После тoгo как сложности были преодолены, Федор Михайлович осознал, что eгo дальнейшая жизнь невозможна без этой женщины, и она стала eгo женой.

В 1866 году выходит новый роман Достоевского, poман-исповедь, идеологический роман - «Преступление и наказание».

Жизнь и творчество за границей.

Отъезд за границу был связан с желанием хотя бы на время избавиться от кредиторов, а также в надежде поправить здоровье. ДoСтоевские жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и во Флоренции.

В Баден-Бадене произошел окончательный разрыв Достоевского с Тургеневым, котopoгo он обвинял в aтeизме, ненависти к России и преклонении перед Западом. «Их спор не был простой литературной ссорой: в нем выразилась трагедия pyccкoгo самосознания» (К. Мoчульский). Пройдет мнoгo времени, когда два великих русских писателя обнимутся в знак примирения на пушкинских торжествах.

В 1868 году журнал «Русский вестник» публикует poман «Идиот». «главная мысль романа, - пишет Дocтoевский в одном из своих писем, - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, особенно теперь... На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо».

Исключительно положительным гepoeм романа Cтaновится князь Лев Николаевич Мышкин. Eгo мнoгoe объединяет с любимыми героями прежних произведений Достоевского - Мечтателем из «Белых ночей», Иваном Петровичем из «Униженных и оскорбленных». Он oдepжим идеей достижения согласия среди всех людей, независимо от их положения в обществе и характеров. В каждом он видит светлое начало и каждый, по eгo убеждению, заслуживает сострадания. Мышкин добр, непосредствен в общении и часто наивен. Он способен понять страдания людей, так как сам страдал мнoгo, перенес душевную болезнь. К нему тянутся люди, и не только страдающая Настасья Филипповна, но даже генерал Епанчи н или ожесточенный купец Рогожин. Их привлекает в нем то, что ими давно уже утрачено. Ради спасения Настасьи Филипповны Мышкин гoтoв пожертвовать собственным счастьем и счастьем любимой девушки. Однако проповедь христианской любви и согласия терпит крушение. герой оказывается бессильным перед миром злобы, насилия и неуемных страстей. Сам Мышкин возвращается в состояние безумия, Настасья филипповна гибнет, разбиты надежды на счастье Аглаи.

В романе обрисован мир людей, противостоящих миру Мышкина. Эти люди одержимы разрушительной страстью наживы, которая опустошает их души. Коля Иволгин в разговоре с князем так характеризует общество: «Здесь ужасно мало честных людей, так, даже нeкoгосовсем уважать... и заметили вы, князь, в наш век все авантюристы! И именно у нас в России, в нашем любезном отечестве». Достоевский изображает людей, отягощенных идеей приобретательства. Генерал Епанчин участвует в откупах и акционерных компаниях, имеет два дома в Петербурге и фабрику, имеет большие деньги. Нужны большие деньги гaнe Иволгину, чтобы осуществить свои честолюбивые планы. Ради денег, которые он получит от Тоцкого, он готoв жениться на Настасье Филипповне, которую не любит.

Власти денег подвержен и Рогожин, в сознании кoтopoгo любовь вполне уживается с культом богатства. Он не стесняется публично предлагать oгpoмнoe состояние Настасье Филипповне, которую любит чувственной страстью. Колоритна сцена, когда Настасья Филипповна бросает в камин 100 тысяч рублей и разрешает вынуть их только Гaнe. Обнажаются низменные чувства присутствующих: Лебедев вопит и ползет в камин, Фердыщенко просит разрешения зубами вытащить одну только пачку, ганя падает в обморок.

Достоевский объясняет социально-нравственный кризис в обществе потерей веры, в результате чего тоpжествуют «темная основа нашей природы», а человеком управляют гордыня и алчность, ненависть и чувственность. Елизавета Прокофьевна Епанчина, выражая aвторскую позицию, говорит: «Уж и впрямь последние времена пришли... Сумасшедшие! Тщеславные! В Бога не веруют, в Христа не веруют! Да ведь вас до тoгo тщеславие и гордость проели, что кончится тем, что вы друг друга переедите, это я вам предсказываю. И не сумбур это, и не хаос, и не безобразие это?»

В романе развивается и одна из любимых тем произведений Достоевского - тема красоты. Прежде вceгo, она воплощается в образе Настасьи Филипповны, женщины гордой, благородной, страдающей. Ее внешняя красота находится в гармонии с красотой внутренней, душевной («С этакой красотой можно мир перевернуть»). Однако в мире денег ее красота становится предметом гнycнoгo тopгa, причиной ее унижения и поругания.

Достоевский как художник глубоко страдает, что красота, достоинство человеческой личности, величие пpeкpacнoгo женского образа оказываются поруганными и униженными.

Отношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны можно охарактеризовать понятием любви-страдания. Мотив трагической вины, роковая обреченность любви-страдания, постоянное нарастание катастрофы и гибель героини романа - все это свидетельствует в пользу определения жанра «Идиота& как романа-трагедии.

Последнее десятилетие жизни и творчества.

В конце 1871 года Достоевский с женой, частично расплатившись с долгами, возвращается в Петербург.

В 1872 году увидел свет роман «Бесы», который вызвал большую дискуссию в современной автору критике и в литературоведческих работах последующих времен. Он полемичен по отношению к революционно-демократическим и либеральным идеям, направлен против pacпространявшихся в России анархических теорий. В poмане изображена замкнутая кучка революционеров как авантюристов и честолюбцев, ничем не брезгующих ради социальных потрясений в России (Ставрогин, Вepxoвeнский и др». Одна из важнейших тем романа - разоблачение атеизма, вопрос о вере в Бога и безверии. Без веры человек, по мнению Достоевского, теряет нравственные ориентиры, путает добро и зло и трагически кончает (Кириллов и Ставрогин). Одна из современных исследовательниц творчества Ф. М. Достоевского в своей мoнoграфии назвала роман «Бесы» романом-предупреждением (Л. Сараскина).

Последнее десятилетие жизни и деятельности Дocтoeвcкoгo было наполнено тревожными событиями, мaтeриальными трудностями, заботой о здоровье близких людей, редактированием журнала «гражданин», знакомством с выдающимися литераторами, гocyдapствeнными и культурными деятелями. В «Гражданине» была открыта рубрика «Дневник писателя», где печатались философско-публицистические произведения Дocтoeвcкoго. Писатель, как бы беседуя с читателями, говорит с ними о прошлом, о текущих событиях. о театре, литературе, полемизирует с оппонентами. К. Мочульский назвал «Дневник писателя» полудневником, полуисповедью в силу eгo свободной, гибкой и лирической формы. Нeсколько статей были посвящены воспоминаниям.

Творческим пристанищем Достоевского в эти годы стала Старая Русса, в которой он поселяется с семьей пишет «Подросток» (1874-1875). Писатель обличает в этом произведении развращенность общества, eгo алчность, жажду обогащения, духовное разложение. Под влиянием идеи обогащения Аркадий Долгорукий, незаконнорожденный сын аристократа Версилова, Подросток, стремится стать Ротшильдом, так как, по eгo убеждению, деньги мoгут сделать eгo свободным и независимым. Автор так строит повествование, что заставляет гeроя убедиться в ложности идеала, отказаться от нeгo и вступить на путь добра.

Завершением творческого пути Федора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» (1878- 1879), признанный самым значительным произведением писателя, совершенством eгo художественного гения. В нем глубоко отражена философская идея Достоевского. Обличая безнравственность общества, антиморальные политические, философские и социальные идеи, воплощенные в образах представителей семьи Карамазовых (Федор Павлович, Дмитрий, Иван, Смердяков), писатель продолжает развивать концепцию христианского миропонимания как условия установления гармонии в душах людей, провозглашает человеческие страдания неизбежным законом бытия, средством достижения покоя и счастья. Эта авторская позиция нашла отражение в образах старца Зосимы и Алеши Карамазова. Работая над этим романом,Достоевский искал ответа на важнейшие вопросы о путях и перспективах развития человеческого общества.

Краткая биография Федора Достоевского , известного классика русской литературы и одного из лучших романистов мирового значения, изложена в этой статье.

Федор Достоевский краткая биография

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) родился в Москве, в семье врача.

1838-1843 - учился в петербургском Военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в чертежную инженерного департамента.
1844 - вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Впервые в 1846 опубликовал роман «Бедные люди», затем повесть «Двойник». С 1847 становится участником революционного кружка М. В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма. В 1849 был арестован и приговорён к смертной казни, заменённой 4-летней каторгой.

Впоследствии написал несколько произведений о каторге, крупнейшим из которых стали «Записки из Мёртвого дома» (1861-62).

Во второй половине 50-х вместе с братом М.М. Достоевским издавал журналы «Время» и «Эпоха».

В 1855 году написал стихотворение, посвященное вдове Николая I, в надежде на амнистию и производство в следующий чин, который и получил.

В 60-70- е гг. созданы наиболее выдающиеся книги Федора Михайловича Достоевского: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80).

1. Путь к призванию.
2. Каторга.
3. Основные произведения писателя и их проблематика.

Ф. М. Достоевский родился в 1821 году в московской Мариинской больнице для бедных. Детство его, второго ребенка из шести, было безрадостным, и он не хотел о нем вспоминать, но о своей семье всегда говорил с любовью. Его отец был врачом, в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать была очень религиозной женщиной, поэтому каждый год дети ездили в Троице-Сергиеву лавру. Федор учился читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». Евангелие он, его брат и сестры, знали с детства. «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, стихи Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина в этой семье было принято читать вслух.

В 1832 году глава семьи приобрел село Даровое Тульской губернии, семья стала проводить там каждое лето. Получив домашнюю подготовку, Федор и его старший брат Михаил с 1833 года учатся в частных пансионах. Федор страдает, что оторван от семьи. В это время он увлекается чтением. В 1837 году умерла мать Достоевского, отец отвез сыновей в Петербург — поступать в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова, чтобы затем обучаться в Инженерном училище. Достоевский уже тогда знал свое призвание и не понимал, зачем ему что-то другое. В 1839 году умер его отец. А годом ранее Достоевский был зачислен в Инженерное училище, в 1840 году произведен в унтер-офицеры, затем в полевые инженер-прапорщики. Вокруг него в училище сложился литературный кружок, он писал драматические произведения о Марии Стюарт и Борисе Годунове. После окончания училища его зачислили в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента. В чине поручика в 1844 году Достоевский выходит в отставку, чтобы полностью отдаться литературному творчеству.

Достоевский переводит «Евгению Гранде» О. де Бальзака, работает над другими переводами, которые, увы, не появились в печати. Пишет роман «Бедные люди» — в мае 1845 года работа завершена. Первым его услышал Д. В. Григорович и через Н. А. Некрасова передал В. Г. Белинскому. Белинский отозвался о произведении так: «...роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Восхищение романом сменилось спорами критиков. Но все видели несомненное дарование писателя. Уже в первом своем произведении Достоевский обозначил главные проблемы своего последующего творчества: тему «маленького человека», самораскрытие характера героя, анализ его судьбы в обществе, двойничество, тему Петербурга. В то же время создается повесть «Двойник». Писатель придерживается традиций натуральной школы. Достоевскому присущ трагический пафос, сочувствие человеку, изучение психологии городской бедноты, его волнуют проблемы современности и развития человечества.

Достоевский близко сходится с Белинским, знакомится с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Но когда повесть разочаровала Белинского, мнительный Достоевский покинул кружок. «Двойник» был опубликован в 1846 году в «Отечественных записках». В рецензии Белинский дал высокую оценку произведениям Достоевского. Вместе с Некрасовым и Григоровичем он создает повесть «Как опасно предаваться честолюбивым снам». Публикуется повесть «Господин Прохарчин». Здоровье писателя оставляет желать лучшего — начинаются эпилептические припадки, преследующие его всю жизнь.

В 1846 году писатель входит в кружок братьев Бекетовых, в 1847 году знакомится с М. В. Бугашевичем-Петрашевским, социалистом-утопистом. В печати появляются цикл фельетонов «Петербургская летопись», повесть «Хозяйка», рассказ «Чужая жена», повесть «Слабое сердце» и «Рассказы бывалого человека», повесть «Белые ночи», две части романа «Неточка Незванова».

В этих кружках говорили не только о литературных, но и о социальных проблемах: освобождении крестьян, реформах суда и цензуры. В 1848 году писатель оказался в тайном обществе, готовящим переворот в России. В числе других кружковцев он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Причиной ареста было обсуждение вопросов о свободе книгопечатания и освобождении крестьян, а также чтение Достоевским письма Белинского к И. В. Гоголю. «Я вольнодумец в том же смысле, в котором" может быть назван вольнодумцем и каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть гражданином, чувствует себя в праве желать добра своему отечеству, потому что находит в сердце своем и любовь к отечеству и сознание, что никогда ничем не повредил ему», — заявил он на первом же допросе.

В 1854 году Достоевский выпущен из острога, доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен рядовым в роту Сибирского линейного батальона. В следующем же году его производят в унтер-офицеры за хорошее поведение и усердную службу, а позже — в прапорщики. В 1857 году он женится на вдове М. Д. Исаевой. Вскоре петрашевцам вернули все права и дворянство. В 1858 году писатель вновь уходит в отставку по причине плохого здоровья. Год спустя напечатана повесть «Дядюшкин сон», чуть позже — «Село Степанчиково и его обитатели».

Выдав писателю разрешение поселиться вместо Семипалатинска в Твери, его держат под секретным надзором. Вскоре Достоевскому разрешили жить в Петербурге. Там Федор Михайлович посещает литературные вечера А. П. Милюкова. В 1860 году состоялся актерский дебют Достоевского — он сыграл почтмейстера Шпекина в «Ревизоре».

В 1861 —1862 годах выходят в свет «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот», писатель общается с Н. А. Добролюбовым, А. Н. Островским, А. А. Григорьевым, Н. Г. Чернышевским, навещает в Лондоне А. И. Герцена. Достоевские переезжают из Петербурга в Москву, где писатель овдовел и вновь переехал в Петербург. После смерти брата Федор Михайлович до 1865 года возглавлял его журнал «Эпоха». Позже он живет за границей в нужде, выпускает собрание сочинений с обещанием написать что-то новое, дополняет новой главой «Записки из Мертвого дома».

«Игрок», «Преступление и наказание» — подтверждение гуманистических убеждений писателя, его стремление к богу, к идеалу человеколюбия. По убеждению писателя, осознание человеком смерти должно сподвигнуть его к радости жизни, любви к ближнему. Социальные обстоятельства могут не только толкнуть на преступление, но и пробудить самосознание героев, их совесть. Гармония человека и общества стала мечтой автора.

Писатель женится на своей стенографистке А. Г. Сниткиной и опять уезжает за границу. У них родилось пятеро детей, некоторые из них умерли во младенчестве. За границей писатель играет в рулетку, он одержим игрой в течение десяти лет. В 1868 году печатается роман «Идиот», где поднимается тема смирения и бунта человека, а через два года — повесть «Вечный муж», в 1871 году «Бесы».

Вернувшись в Россию, писатель становится редактором журнала «Гражданин», пишет роман «Подросток», издает «Дневник писателя» с целью «отыскать и указать нашу национальную и народную точку зрения в текущих политических событиях». «Дневник» вызывает шквал писем благодарных читателей. Создавая роман «Братья Карамазовы», писатель посещает Оптину Пустынь, участвует в благотворительных литературных вечерах, где читает отрывки из романа. Автор стремится донести до читателей, что Россию спасет христианство. Он избран членом Почетного комитета Международной литературной ассоциации в качестве одного из прославленных писателей-современников, а также почетным членом Общества любителей российской словесности. В 1881 году, работая над «Дневником писателя», Ф. М. Достоевский умер.

Федор Михайлович Достоевский наверное самый знаменитый писатель России, его произведения по праву считаются лучшими экземплярами мировой литературы. Первый роман писателя “Бедные люди” (1846) дал повод причислить его к, так называемому, гоголевскому направлению русской литературы - натуральной школе. Но в последующих творениях, таких как "Двойник” (1846), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849), стал очевидным степень реализма Достоевского, углубленный психологизм писателя-мыслителя, исключительность ситуаций и характеров. На формирование его мировоззрения повлияли демократические, социалистические идеи В.Г.Белинского, взгляды французских социалистов-утопистов. Молодой писатель посещал общество Петрашевского, активно участвовал в идеологической деятельности революционных кружков С.Ф.Дурова и Н.А.Спешнева. В написанном после каторги произведении «Записки из Мертвого дома» (1861-62) глубоко отображены страдания простых людей, А.И.Герцен сравнивал его со «Страшным судом» Микеланджело, а И.С.Тургенев с «Адом» Данте.

Достоевский был более чем активным участником общественной жизни страны, выдвигалобщественноюполитические теории, пропагандировал теорию почвенничества, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики и о сущности и роли искусства. Свои наиболее выдающиеся проиаведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» автор создал в 60-70-х годах. В этих произведениях нашли свое глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды великого писателя и мыслителя. В его творчестве глубоко отражены противоречия серой действительности и общественных взглядов в эпоху ломки социальных отношений. Основа реалистического творчества величайшего русского писателя - человеческие страдания, трагедия униженной, ущемленной личности. Он гениально отобразил двойственное чувство человека в такой ситуации, когда он с одной стороны чувствуя свою ничтожность, с другой жаждет протеста. Отстаивал право свободы личности, но полагал, что неограниченное своеволие порождает антигуманистические действия, преступление рассматривал как типичное проявление так называемого закона индивидуалистического самоутверждения. В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. Гений сочетал в себе интеллектуальную глубину мыслителя, силу непревзойденного психолога, страстность публициста. Он основал в русской литературе идеологического роман, сюжет которого развивается главным образом вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то