Захарьина-юрьева (захарьина-кошкина) анастасия романовна. Нежная любовь тирана

25 августа по старому стилю родился будущий русский царь, которого в народе прозвали Грозным. Но и ему были не чужды любовь и радость. О самой большой привязанности в жизни страшного тирана.

У Ивана Рюриковича, которого за "мягкий и покладистый" характер нарекли Грозным, было пять жён. Но любимой была только самая первая. После смерти Анастасии Захарьиной-Юрьевой рассудительный правитель превратился в жестокого тирана. Так кем была женщина, смерть которой настолько сильно повлияла на правителя великой державы?

Хочу жениться! И царство в придачу

Отец Ивана, русский царь Василий III, скончался в 1533 году, когда мальчику было всего три года. Незадолго до смерти правитель распорядился, что после его смерти ребёнка до совершеннолетия будет оберегать опекунский совет.

Но на трон, который в 1533 году остался без хозяина, претендовали буквально вся боярская знать и родственники матери Ивана, Елены Глинской. Ещё через пять лет не стало и её.

Всё, что наблюдал будущий правитель в течение своего детства, - попытки теми или иными боярскими кланами захватить власть. В итоге он решил себя объявить совершеннолетним и венчаться на царствие в 16 лет, в августе 1546 года.

Также он объявил о намерении жениться. В январе 1547 года в Успенском соборе его венчали на царствие. Вскоре после того, как на голову нового правителя надели шапку Мономаха, был объявлен смотр невест.

Отметим, желание Ивана Грозного жениться было вызвано вполне объективными причинами. Дело в том, что на Руси царь считался "полноценным" и совершеннолетним, лишь когда был женат.

По всей Руси разослали грамоты с требованием предоставить дочерей на смотр. Кандидатуру отбирали из тысяч прекрасных девушек. Сначала они должны были пройти отбор на месте, потом "победительниц" в Москве отсматривали повитухи, медики. Затем их оценивали бояре. И только потом самых-самых представляли пред очи царя.

Самую скромную

Иван Грозный остановился, пожалуй, на самой скромной из претенденток. Историки Людмила Морозова и Борис Морозов отмечают, что за скромное поведение конкурентки даже подшучивали над ней.

Род Захарьиных был в целом известен при дворе. Они часто присутствовали на праздниках в кремлёвских соборах. Как отмечает Николай Карамзин, отец Анастасии был окольничим (придворный чин) при Иване III. Так что родовитостью невеста вполне подходила для будущей царицы.

Внешность и характер будущей царицы наиболее полно охарактеризовал Карамзин: "Целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом, не говоря о красоте". Ростом чуть выше полутора метров, с густыми тёмно-русыми волосами, огромными глазами - на неё невозможно было не обратить внимание, даже если ты и царь.

Свадьба пела. И плясала. Две недели

Государь, люби и чти свою супругу, а ты, христолюбивая царица, повинуйся ему. Как святый крест - глава церкви, так и муж - глава жены, - сказал митрополит Московский и всея Руси Макарий во время венчания молодых 3 февраля 1547 года.

Свадьба проходила по всем традициям. Например, после венчания молодые выпили вино из одного кубка, который после государь растоптал своим сапогом. Жена же не спорила с верховенством мужа, не наступала.

Пир устроили в Грановитой палате. Гуляли буквально всем миром: были не только приближённые и родственники, но и дьяки, купцы. Даже простые москвичи, проходившие мимо, славили новую царицу и их союз.

Историки отмечают, что свадьбу праздновали аж две недели. После этого молодожёны пешком отправились в Троице-Сергиев монастырь 17 февраля.

Впрочем, толком отдохнуть им практически не удалось. К государю приехали псковичи с жалобой на градоначальника. Царь дал понять, что не собирается этим всем заниматься, а жалобщиков велел раздеть и поджечь им волосы и бороды.

Вскоре к монастырю прибыл гонец, который сообщил, что в Кремле со звонницы упал колокол, что было крайне плохой приметой. Грозный с супругой и придворными засобирались домой.

С мужем в поход

Как отмечают историки, молодой царь изменился до неузнаваемости.

С первых недель знакомства с Анастасией Иван не переставал ею восхищаться. Если при боярах царь позволял себе быть резким и грубым, то при кроткой и нежной супруге он успокаивался и становился любящим и заботливым мужем, - подчёркивают Людмила и Борис Морозовы.

Анастасия Захарьина стала первой царицей, которую царь взял с собой в поход. В декабре 1547 года он выдвинулся на Казань, но в феврале, когда войско пришло к Нижнему Новгороду, началась оттепель, лёд на Волге стал таять, и царь был вынужден повернуть назад.

Воспитывать буду сама

Казань взять Иван Грозный не передумал, но во второй поход отправился уже без супруги. В семье тирана в 1549 году родилась дочь. По слухам, узнав об этом, тиран заплакал.

О появлении в семье первого ребёнка узнали все жители страны по колокольному звону, который доносился из всех церквей. А 18 августа счастливый отец лично отвёз малышку в Новодевичий монастырь на крестины.

Анастасия решила пренебречь традициями и не стала отдавать девочку на попечение мамок, нянек и всех остальных приближённых к люльке: мать воспитывала дочку сама. Но через год Анна внезапно скончалась.

Грозный с супругой решили, что прогневили Бога, и стали ездить по монастырям - вымаливать прощение. Делали щедрые взносы в церкви. Анастасия даже стала вышивать иконы. Что касается Ивана, он делал щедрые вклады. Например, в 1550 году по его заказу для мощей Сергея Радонежского стали изготавливать серебряную раку (гроб). В 1557 году для одного монастыря сделали часы с колокольным звоном.

"Запрусь и не выйду"

В 1552 году Иван вновь заявил, что будет брать Казань. Как указывают историки, после его отъезда Анастасия заявила, что до возвращения мужа не выйдет из своих покоев и будет молиться о его здравии.

Иван же, когда пала Казань, отправил гонцов в Москву и на словах велел передать об успехе. Письмо же он написал только для Анастасии. Текст письма, видимо, мы уже никогда не узнаем. Вскоре Анастасия послала гонцов из Москвы рассказать о рождении наследника. Царь был счастлив настолько, что тому, кто озвучил благую весть, даровал шубу с царского плеча.

После возвращения Ивана Грозного из Казани счастливые родители отправились вместе с малышом в сторону Волги. И тогда произошла трагедия: ребёнка, который был завёрнут во множество одеялок, одна из мамок уронила в воду. Малыша быстро вытащили, но даже нескольких секунд хватило, чтобы он захлебнулся.

"Развлечь жену"

Когда Анастасия вновь родила в 1554 году, заявила, что не будет выходить из дома, а сына, названного Иваном, не пустит крестить в Троице-Сергиеву лавру. Царь согласился и прислал митрополита Макария, который совершил таинство в Чудовом монастыре.

Женщина буквально всё время не отходила от ребёнка и не разрешала его брать в руки никому, кроме отца. Иван же решил, что жену-затворницу нужно как-то отвлечь, и стал устраивать шумные свадьбы, где непременно должна быть царица.

Были и другие методы развлечений. Так, царь и царица очень любили представления скоморохов - "позоры". Иногда в этих весельях даже сам тиран принимал участие.

Ребёнок рос, Анастасия всё больше успокаивалась. Через ещё три года у царской четы появился сын Фёдор. Всего же в их семье родилось шестеро детей, из которых дожили до сколько-нибудь сознательного возраста лишь двое - Иван и Фёдор. Первый должен был занять трон, но скончался после ссоры с отцом. А второй стал последним Рюриковичем на престоле и правил страной более 13 лет.

Болезнь или отравили?

Анастасия серьёзно заболела поздней осенью 1559 года во время поездки в Можайск, которую Иван Грозный устроил для неё и детей. По одной из версий, она подхватила воспаление лёгких, которое к тому моменту на Руси лечить не умели.

Царской семье удалось отправиться в обратный путь и найти лекарства хотя бы для поддержания здоровья не сразу. В результате почти за месяц состояние царицы сильно ухудшилось. При этом здоровье было подорвано ещё и частыми родами - за 13 лет шестеро детей.

После возвращения в столицу Иван буквально окружил Анастасию лекарями и повитухами. Царице делали растирания, поили настойками. Это приносило облегчение, но лишь временное. Стоило на день прервать процедуры - как всё по новой.

В июле 1560 года в Москве начался пожар: горел Арбат и прилегающая к нему территория. Чтобы уберечь горячо любимую жену, Иван отправил её в Коломну. Там она и скончалась в августе.

Историки до сих пор спорят, отравили Захарьину или всё же она умерла от простуды.

Так, в 1995 году учёные взяли для анализа несколько волосков из косы правительницы. На них были обнаружены следы яда - солей ртути. Такие же следы нашли на одежде царицы. Отметим, что в XVI веке этот яд был одним из самых популярных. По сути, это порошок без вкуса и запаха. Поэтому заметить его в пище довольно проблематично.

Сам Грозный склонялся именно к этой версии и подозревал в убийстве своих приближённых: протопопа Сильвестра, Андрея Курбского и Алексея Адашева.

А с женой вы меня пошто разлучили? - писал правитель Курбскому.

Забрала с собой и добродетель

Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу. Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, - писал Николай Карамзин.

На похоронах её Иван рыдал и "от великого стенания и от жалости сердца" едва держался на ногах. Он с трудом мог сам идти за гробом. За руки царя вели брат Юрий и князь Владимир Старицкий. Тиран горько плакал.

Её похоронили в Вознесенском соборе в Кремле. Могила находилась рядом с местом упокоения матери Ивана Грозного Елены Глинской.

Конечно, он мстил за смерть супруги. Вскоре Сильвестра удалили от двора и постригли в монахи то ли в Соловецком, то ли в Кирилло-Белозерском монастыре. Адашева сначала отправили в Ливонию руководить войском, а вскоре - в Дерпт, где посадили под стражу. Там он заболел горячкой и скончался. Андрей Курбский же бежал в Речь Посполитую. А для Руси началось время жестоких репрессий, о которых и через 500 лет будут вспоминать с содроганием.

7.08.1560 (20.08). - Кончина Царицы Анастасии, первой жены Царя Иоанна IV Грозного, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых .

Послеофициального венчания на царство(16.1.1547), в феврале 1547 года молодой Царь Иван IV Васильевич решил жениться и устроил смотрины лучших невест из боярских и дворянских семей. Выбор Царя остановился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьева из рода, известного с середины XIV века, хотя и к высшей знати не принадлежащего.
«Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чуствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты», - писалН.М. Карамзинв "Истории государства Российского".

Источники сохранили мало сведений о характере и жизни первой русской Царицы и первой, любимой жены Грозного Царя. Анастасия, «ростом маленькая, а коса до полу, богатая», получившая воспитание в затворе боярского терема, не обладала властным характером и не стремилась оказывать влияние на государственные дела мужа. Однаковзятие КазаниЦарь посвятил ей, своей Царице.

Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией Романовой

Летопись гласит, что «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели», усмиряя его несдержанный нрав. Русскому летописцу вторит современник Грозного, некий англичанин Дорсет, бывший в Москве по торговым делам: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

Золотое шитье светлиц великокняжеского рода. Хоругвь двухсторонняя, мастерская Анастасии Романовны.


Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве "пяличного дела". Пелены, покровцы, плащаницы, воздухи передавались в дар Церкви. Аналогов этим произведениям нет и поныне, а те, что сохранились, составляют безценные собрания музеев.


"Богоматерь Одигитрия"

Анастасия родила царю трех сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго - по одной из версий (возможно, преувеличенной) - "убил отец". И лишь третий,Феодор, станет наследником престола и в 1584 г. Царем. Царицы Анастасии к тому времени уже давно не будет в живых. В 1560 г. она умирает в селе Коломенском, пережив долгую болезнь.
Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о причине смерти «и отравами царицу Анастасию изведоша». Это добавило Грозному ненависти к прочим боярским интригам.Исследования, начатые в 2000 г., подтвердили факт отравления. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Ртуть в те времена была самым распространенным смертельным ядом.

Погребение Анастасии

Специалисты также установили возраст Царицы - ей было не более 25-26 лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить "захудалых", "некняжеских" родственников Анастасии из окружения Царя, где они заняли важные государственные посты.
Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», - сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях Грозного Царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах.
Тем не менее Царица Анастасия и после своей смерти сыграла в русской истории, пожалуй, самую важную роль - она стала связующим звеноммежду пресекшейся царствовавшей ветвью династии Рюриковичейи новой династией Романовых:призванный Земским Собором Царь Михаил Феодоровичбыл всем дорог каксвойственник угасшего царского рода, "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет", как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.

Анастасия Романова - первая жена царя Ивана Грозного (таким образом, первая русская царица). Была выбрана царём на смотре невест из 1500 девиц. Венчалась с царём в феврале 1547 года, умерла в июне 1560-го года в возрасте 27-и лет. Славилась необыкновенной красотой, добротой и помощью бедным.

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых. Отец её, Роман Юрьевич, был окольничьим при Иване 3-ем, деде Ивана Грозного. Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Захарьиных-Юрьевых,впоследствии Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598-ом году близкое родство с последним царём Фёдором дало основание Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613-ом году первый царь из рода Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны.

Внешность.

Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи высокого роста, он обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Смерть Анастасии Романовны наступила при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, и стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию террора против бояр и ближних чиновников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными, но только с этого времени принято говорить о переходе к террору). Похоронена царица Анастасия в Вознесенском монастыре Московского Кремля, который был основан княгиней Евдокией,вдовой Дмитрия Донского для погребения великих княгинь и цариц. По преданию, монастырь основан на том месте, где великая княгиня провожала своего мужа на Куликово поле и где встречала его уже с победой. У северной стены Вознесенского собора была похоронена и боярыня Ульяна, мать Анастасии Романовой, которая после смерти дочери приняла постриг в этом монастыре и в нём же скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000-ом году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой: в значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных такого количества ртути не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание ядовитого металла). "Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве - 4,8 миллиграмма в перерасчёте на сто грамм навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5миллиграмма).

1. царевич Дмитрий Иванович (1552-1553 гг), наследник отца во время смертельной болезни в 1553-ем году; в том же году младенец случайно утонул в реке.

2. царевич Иван Иванович, погибший во время ссоры с отцом (1554-1581-ый гг).

3. царевич Фёдор Иванович (1557-1598-ой гг), с 1584-го года царь.

Кроме того, у Ивана и Анастасии были дочери Анна, Мария и Евдокия, умершие, очевидно во младенчестве.

Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых , впоследствии прозывавшихся Романовыми . Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев , был окольничим при Василии III , из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна .

    Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей Храма Василия Блаженного) .

    Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты .

    Свадьба

    Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Будущая царица Анастасия славилась своей красотой. Очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

    Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа - Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич , входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества.

    Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты

    Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского , данное вдове-боярыне Иулиании : «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крёстным дочери Анастасии - Анны).

    «Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

    Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

    Жизнь в браке

    По словам летописцев:

    Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» - связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

    Среди них:

    • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
    • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
    • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
    • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
    • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
    • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар».

    К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры» .

    • Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах". Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жён.

      Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости Христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

      Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе

      Последствия кончины

      Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными).

      Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было » . Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша ».

      Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой . На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

      Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело» .

      Свадьба Ивана Грозного с Анастасией Романовой.
      Царственная книга.

      Анастасия Романовна (?-1560) - московская царица, первая жена Ивана Грозного . дочь боярина Р.Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. В 1547 году была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. имела большое влияние на царя; по словам летописцев, "предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели". Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался Анастасии Романовны и был верен ей до самой ее смерти. В 1559 году она заболела. Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре и скончалась. В браке с Иваном родила трех сыновей и трех дочерей: Дмитрия, анну, Ивана, Марию, Федора и Евдокию.

      АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА - московская царица, 1-я жена Ивана IV Васильевича Грозного, младшая из двух дочерей окольничего, а затем боярина Р. Ю. Кошкина-Захарьина-Юрьева от брака с княжной Ульяной Федоровной Литвиновой-Мосальской. Отец царской невесты был ничем не примечательным человеком. Зато ее дядя состояля при малолетнем Иване в качестве опекуна, так что великий князь знал семью невесты с детства. В 1547 г. была выдана замуж за только что венчанного на царство Ивана IV. Была выбрана самим царем из большого количества претенденток, свезенных со всей России. По словам летописцев, «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели». Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался А. Р. В этом браке у них было шестеро детей, но лишь двое остались живы. Старшие девочки - Анна и Мария - умерли, не достигнув и года. Царевич Дмитрий Иванович умер через полгода из-за нелепой случайности. Второго сына, царевича Ивана Ивановича, А. Р. родила 28 марта 1554 г. Еще через 2 года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын в царской семье родился 31 мая 1557 г. Здоровье А. Р. было к тому времени подорвано частыми родами, ее одолевали болезни. Последний ребенок, царевич Федор Иванович, оказался поэтому болезненным и слабоумным. В 1559 г. она серьезно заболела. Из-за московского пожара 1560 г. царицу увезли в с. Коломенское, где она 7 августа в 5-м часу утра и скончалась, не дожив до 30 лет. А. Р. похоронили в кремлевском Вознесенском монастыре. На ее похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем». В дела мужа она почти не вмешивалась. Неблагожелатели Захарьиной любили сравнивать ее с нечестивой императрицей Евдокией, гонительницей Златоуста. В этом сравнении заключался намек на неприязнь царицы к Сильвестру. Отношения супругов нельзя назвать безоблачными, особенно к концу жизни царицы. Молва о предосудительном поведении царя проникла в летописи: «Умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело». И все-таки царь был привязан к первой жене и всю жизнь вспоминал о ней с любовью и сожалением. На похоронах ее Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то