Икона ахтырская. Ахтырская церковь в Курской епархии

Ахтырская икона принадлежит к числу наиболее прославившихся на Руси икон Божией Матери.

История ее чудесного явления такова. В первой половине XVIII века при Покровской церкви в Ахтырке (бывшая Харьковская губерния) служил священник о. Василий Даниилов, отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля 1739 года во время сенокоса о. Василий, желая попробовать новую косу, вышел с ней в огород. Едва успел он размахнуться, как увидел лежавшую перед ним в высокой траве икону Богоматери, испускавшую ослепительный свет. Коса выпала из рук священника; он упал на колени и стал читать известные ему молитвы к Богоматери; потом с благоговением принял икону и отнес к себе в дом. Здесь стояла она три года, чудотворно исцеляя страждущих. После перенесения в церковь икона в скором времени прославилась новыми знамениями.

По истечении некоторого времени было предписано произвести расследование явленных иконой Пресвятой Богородицы чудес. Дело было затребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна приказала вновь исследовать чудеса, которые полностью подтвердились. В 1751 году Святейший Синод постановил Ахтырскую икону Божией Матери почитать чудотворной.

Императрица, чтобы почтить икону, решила воздвигнуть для нее в Ахтырке каменный храм, план которого был составлен знаменитым зодчим графом Растрелли.

Накануне Дня Святой Троицы икону из Покровского собора с торжественным крестным ходом, учрежденным в 1844 году, переносили в возобновленный Ахтырский Троицкий монастырь.

Много совершалось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них следующее.

Во времена императрицы Екатерины Великой жена генерала Вейделя Елисавета приехала в Ахтырку крайне больная. На следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь». Больная, проснувшись, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.

С чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери русскими иконописцами написано множество списков с удивительными судьбами. Один из списков, как святыня и семейная реликвия, хранился в семье русских эмигрантов в США. В июле 2004 года по желанию представителей семьи образ Пресвятой Богородицы возвратился на Родину. Особенностью этого чтимого образа, украшенного серебряным окладом, является то, что вокруг изображения Пресвятой Богородицы с Младенцем расположены мощевики, в которых хранятся частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, святого апостола Андрея Первозванного, святых апостолов Филиппа и Варфоломея, святых бессребреников Космы и Дамиана, святого преподобного Сергия Радонежского и других чтимых угодников Божиих.

Предание

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (Сумская обл., Украина). Священник Покровского храма Василий Данилов, отличавшийся праведной, благочестивой жизнью, во время сенокоса обрел в высокой траве излучавший ослепительный свет образ Богоматери, на котором было изображено моление Богородицы перед распятым на Голгофе Господом Иисусом Христом. Иерей благоговейно поднял икону и перенес ее к себе в дом, где она находилась три года.

По прошествии трех лет, в праздник Покрова, о.Василий был поражен исходившим от иконы необычайным светом. В этот же день в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть образ чистой водой. Поступив, как указала ему Богородица, священник собрал воду в сосуд, чтобы поутру вылить ее в реку, но той же ночью он увидел второй необыкновенный сон. Снилось о. Василию, что он идет к реке с водой, оставшейся после омовения иконы, и слышит голос Богородицы: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Отец Василий имел дочь, страдавшую от этой болезни. Он дал ей испить святой воды, и больная мгновенно выздоровела. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, священник решил, что образ должен быть в храме, и перенес его в сельскую Покровскую церковь.

После чудесного случая исцеления дочери священника последовали еще несколько необычайных событий. Водой от святой иконы исцелился больной лихорадкой сын иконописца Иоанна, бравшегося поновить чудотворный образ. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери во сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году. Богородица указала ей день ее скорой кончины и обещала покровительство двум малолетним дочерям баронессы. Обе сироты после смерти матери были взяты ко двору императрицей Елизаветой Петровной и впоследствии выданы замуж за богатых вельмож, графов Панина и Чернышова. Графини до самой смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ, приобретенный Степановым, был подлинной чудотворной иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее в благословение Комитету Русской Православной молодежи.

В 1975 году о местонахождении Ахтырской иконы стало известно в СССР, и через 20 лет, в 1995 году, митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с чудотворного образа и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлен крестный ход с чтимым списком на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Этот ход совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых.

Перед чудотворной иконой Ахтырской Пресвятой Богородицы издревле принято молиться не только об исцелении от лихорадки и других болезней, но и о благополучном замужестве дочерей. Также икона считается покровительницей детей.

Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Иконография

В иконографии Ахтырской иконы Божией Матери явственно прослеживаются черты итало-греческой школы. Скорбящая Богоматерь, в соответствии с католической традицией, изображена со сложенными на груди в молении руками (имеются другие изводы того же образа с иным положением рук), слева от нее - Иисус Христос , распятый на Голгофском кресте . Такая примечательная деталь, как значительная разница в высоте фигур Христа и Богоматери, относит изображенное не столько к определенному моменту предстояния Богородицы у креста Спасителя, но, скорее, символически говорит о подвиге всей жизни Богоматери, еще задолго до рождения Христа знавшей о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Который пострадает за грехи людские. Богородица предстает на Ахтырском образе в глубоком смирении и полной покорности воли Божией, выраженными в Евангелии словами: «Се Раба Господня».

Иконография образа отражает и некоторые черты литургической практики. Известно, что в древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, молящейся за весь род человеческий.

В различных иконографических вариантах Ахтырской иконы Богородица изображается в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIXв., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). Также иконографическая схема Ахтырского образа послужила основой для созданной в XX веке Равенсбрюкской иконы , которая отличается от прототипа тем, что на ней Христос изображен распятым в отроческом или младенческом возрасте.

Списки с иконы

После прославления Ахтырской иконы Божией Матери в 1751 году с образа был сделан ряд списков. Один из первых по времени списков с чудотворной иконы, также прославившийся многими исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла , построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова в 1773 году.

Особое распространение копии с Ахтырского образа получили на юге России, в Харьковской епархии. Известны также чтимые списки с Ахтырской иконы в храме «Николы Явленного» и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве , в Козельске в Вознесенской церкви . Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарской», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря .

В честь чудотворной иконы был освящен также ряд храмов: в селе Чернетове Брянской области (построен в 1805 году на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области (основан в 1870-е, местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 1920-х гг.), храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области (построен в 1825 году А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен Церкви в 1991 году), храм Ахтырской Божией Матери и Крестовоздвижения в с. Лукино (Псковская область), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000 г.).

Еще одним святым местом, связанным с чудотворной иконой, являются часовня и купель в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Архангельские Борки Липецкого района, созданные в 1816 году. Источник стал почитаемым после того, как в нем омыли икону Божией Матери «Ахтырская», прославившуюся после этого многочисленными исцелениями.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, / у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, / скорбь велию претерпела еси / и благодать от Него прияла еси / сущия в скорбех утешати. / Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе / и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, / умиленно к Тебе вопием: / Заступнице усердная, / благая и милостивая! / Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни / и спаси души наша, // да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, / чудотворному Пречистыя Девы образу; / сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, / емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, // покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
© Все права защищены

Икона «Ахтырская Божья Мать» считается у православных верующих одной из самых важных и исцеляющих, она помогает людям вылечиться от болезней и укрепиться в вере в Бога. С момента ее обретения и до наших дней эта святыня являет миру чудеса веры и исцеления от болезней и напастей.

История обретения иконы

Обнаружил икону чудесным образом 2 июля 1739 г. священник Василий Данилов, который проживал в деревне Ахтырка, расположенной в Харьковской губернии (сейчас это Сумская область, Украина). Служил иерей Даниил в местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной из дерева.

По свидетельствам летописей, однажды утром священник вышел косить траву и дикую ромашку. Ударив несколько раз косой, он увидел в траве стоящую икону, сияющую необычайно ярким светом, который освещал все вокруг на несколько метров. Священник, осенив себя крестом, начал чтение пришедшей ему в этот момент в голову молитвы к празднику Рождества Богородицы. Затем он взял икону и поставил в своем доме.

Здесь икона простояла почти 3 года, освещая комнату и принимая первые слова молитвы от иерея Даниила. Постепенно стало понятно, что на каждого входившего в комнату одинокого человека икона наводила безотчетный страх, из-за чего он стремился убежать подальше.

Чудесные исцеления

Спустя 3 года, войдя однажды в октябре в комнату, священник был поражен исходившим из иконы светом, что стало повторяться все чаще. Он молился, но никому об этом не сообщал. В это время его дочь болела лихорадкой. Однажды, задремав, священник во сне услышал повеление явленной ему Богоматери о том, что необходимо икону почистить и омыть водой. Проснувшись, он выполнил ее просьбу, собрав воду после мытья иконы в сосуд, чтобы затем вылить в реку. Однако сон ему приснился опять, в котором он идет на речку, а навстречу ему двигается Богоматерь в образе молодой Прекрасной девы и спрашивает: «Куда ты несешь эту воду? Тебе нужно вернуться, чтобы помогать и исцелять этой водой всех больных».

Когда он проснулся, то решил дать воды из сосуда своей дочери, и чудесным образом она выздоровела. После ее исцеления священник больше не скрывал чудотворный образ Божьей Матери, а рассказал об исцелении своей дочери. С той поры люди узнали о свойствах воды, которой омывали образ Богородицы, что лечит икона «Ахтырская Божья Мать» тех, кто страдает от лихорадочных состояний.

Чтобы привести икону в порядок, Даниил передал ее иконописцу Иоанну для исправления повреждений. Иоанн, узнав о чудесных возможностях ее, омыл икону и дал эту воду выпить своему больному сыну. Мальчик очень быстро выздоровел. Иконописец уже хотел начать работу по восстановлению иконы, однако ему во сне привиделся голос, который велел вернуть ее «туда, где взял», и ничего не исправлять. Помолившись всю ночь, Иоанн утром отнес икону обратно. Убедившись в чудотворности иконы, отец Василий поставил ее в церкви Покрова, и все больные лихорадкой стали приходить сюда, произносить молитву и получать исцеление.

Исследования иконы

Известие о том, где находится икона Ахтырской Божьей Матери, которая способна исцелять заболевших, распространилось по всем селам и губерниям. В Ахтырку стали приходить больные, которые мечтали выздороветь. В 1743 г. Молдавский митрополит Антоний провел расследование, в ходе которого было опрошено множество исцелившихся людей. Результатом этого стало донесение в Синод. Узнав обо всем, российская императрица Елизавета Петровна провела еще два расследования (1744 и 1746 гг.), которые проводили под главенствованием архиепископа Черниговского Амвросия и архимандрита Киево-Печерской лавры Тимофея. В Ахтырку приехал следователь, который опросил повторно всех исцелившихся больных, которые испытали на себе благодатную силу этой иконы. Все сведения подтвердились и послужили прославлению иконы.

В 1748 г. история Ахтырской иконы Божией Матери и ее способности к исцелению больных подтвердились также необычными обстоятельствами, когда сюда приехала с двумя детьми вдова генерала Вейделя. Придя в церковь, баронесса стала молиться о своем исцелении. В следующую ночь ей приснился сон, в котором Богоматерь сообщила ей о невозможности выздоровления, т. к. через 5 дней ей суждено умереть. При этом она повелела ей раздать все свои средства и имение бедным церквям и нищим людям, чтобы спасти свою душу. Когда вдова спросила о детях, то Владычица ответила, что станет им покровительствовать.

Утром баронесса, послушавшись вещего сна, раздала все свое имущество бедным, а через 5 дней скончалась. Когда печальные известия о пророчестве дошли до императрицы, она взяла дочерей-сирот к себе ко двору, где они были в дальнейшем воспитаны и благополучно выданы замуж за состоятельных графов. Обе дочери всю жизнь чтили икону и церковь Ахтырской иконы Божией Матери, где она находилась, и делали щедрые взносы для ее сохранения.

Чудотворная икона и возведение собора

В 1751 г. по указанию Святейшего Синода, который ознакомился с результатами следствий о чудесах исцеления, Ахтырская икона была признана церковью чудотворной. На средства Елизаветы Петровны (лично переданные 2 тыс. рублей) в месте явления ее был построен из камня Покровский собор (арх. Ф. Растрелли), в котором была поставлена икона и находилась там до начала ХХ в.

Свято-Покровский собор в Ахтырке строился с 1753 по 1768 гг. под руководством архитектора С. Дудинского, рядом была построена Введенская колокольня. После его освящения знатные люди стали присылать богатые дары: граф С. Шереметьев подарил золотой крест со святыми мощами, граф П. Панин — Евангелие и серебряные чаши, графиня А. Чернышова — перо из бриллиантов, кадило, плащаницу, вышитую золотом.

Сейчас храм является кафедральным собором, относящимся к Украинской православной церкви, т. к. Ахтырка расположена в Сумской области в Украине. В его ведении находятся два списка с этой чудотворной иконы.

Икона «Ахтырская Божья Мать»: описание

По традиции святую Богородицу иконописцы изображают вместе с младенцем, а вот сюжеты без него считаются уникальными и не совсем стандартными. Такое изображение имеет и эта икона, на которой Богородица видна по пояс, где, сложив руки на груди, она молится. Голова ее не покрыта, потому некоторые считают ее близкой к иконографии католицизма, а значит, необычной. Голова Девы Марии непокрыта из-за того, что ее лик изображен в период отрочества, когда Спаситель еще не родился.

Слева от нее на кресте находится распятый Иисус Христос. Лицо ее искажено муками и страданием, ведь она молится перед страдающим сыном. Богородице еще до рождения Христа было явлено видение, рассказывающее о том, что она станет матерью Сына Божьего, который будет страдать за грехи людские. Всю жизнь она прожила, ожидая и повинуясь воле Бога. В нижней части иконы есть надпись, в которой указана дата ее явления, а также двухглавый орел как символ признания российскими государями и знак того, что восторжествовало православие.

Значение иконы «Ахтырская Божья Мать» и ее образа состоит в предзнаменовании великого начала и конца, перед которым находится юная Дева Мария, которая в будущем станет Божьей Матерью. В древности эту икону и изображение распятия ставили по сторонам престола, что напоминало не только об истине явления Бога, но и о Его Матери, которая молится обо всех людях. В 1844 г. икона была передана в Свято-Троицкий монастырь в Ахтырке.

Судьба иконы в ХХ веке

В 1903 г. было принято решение о реставрации и восстановлении иконы «Ахтырская Божья Мать», для чего ее направили в Санкт-Петербург, по дороге она таинственным образом исчезла, сбылись предсказания Богородицы, не желавшей изменять свой лик на иконе.

Обнаружена она была только в 1995 году в США. По рассказам ее нынешнего владельца С. Степанова, после исчезновения она была найдена в Харбине. Местный протоиерей Н. Труфанов признал, что не единожды прикладывался к ней еще в Ахтырке и подтвердил ее подлинность. Затем ее приобрел сын Степанова, который в 1950-е годы перевез ее в Бразилию, позднее - в Сан-Франциско. В этом городе она была подарена Комитету русской православной молодежи как знак благословения. Сейчас оригинал находится у Сиднейского архиепископа Иллариона.

О местонахождении оригинала иконы в 1975 г. стало известно в СССР и Русской православной церкви. Позднее, в 1995 г., митрополит Харьковский Никодим поехал в Сан-Франциско и привез список с оригинальной иконы, который был торжественно передан в Покровский собор в Ахтырке.

День почитания Ахтырской Божьей Матери

В конце 1990-х годов было решено возобновить крестный ход, который проводится на 3-й день после празднования Святой Троицы. Официальный день почитания иконы «Ахтырская Божья Мать» приходится на дату ее чудесного обретения — 15 июля (2 июля по старому стилю).

Ранее с 1844 г. такой ход ежегодно проводился в субботу Пятидесятницы, а в обратный путь икону переносили в День Всех Святых. В некоторых храмах, где хранятся списки этой иконы, дни почитания отличаются от официального. Так, например, почитание Самарской Ахтырской Богородицы приходится на ноябрь.

В 1999 г. в Ахтырке были проведены торжественные мероприятия, посвященные 260-летию явления чудотворной иконы.

Что лечит икона, молитвы

Обращаясь к Ахтырской иконе Божией Матери, о чем молятся люди? Прежде всего, это надо знать заранее тем, кто хочет приехать и обратиться со своими просьбами к Богородице:

  • о здравии своем и своих родных;
  • об исцелении от тяжелых хворей и вирусных заболеваний;
  • о покровительстве малым детям и сиротам;
  • о благополучном браке для своих выросших дочерей, устройстве их в обществе;
  • об удачном продвижении начатых дел;
  • о том, чтобы быстрее найти работу и устроиться в жизни.

Все эти пожелания, сопровождаемые молитвой, которая читается перед ее образом, будут обязательно услышаны Божьей Матерью и исполнены. Самой сильной считается молитва, которую произносят верующие в день празднования и почитания иконы. В этот день 15 июля каждый год собираются очереди, состоящие из множества людей, страждущих и желающих помолиться и высказать просьбы о помощи.

Тропарь или молитва к иконе «Ахтырская Божья Мать» имеет определенный текст, но просьба может быть и в произвольной форме.

Некоторые люди, подходя к иконе, просто останавливаются и рассматривают ее, не замечая за красивой рамой ничего удивительного. Но, произнося молитву, в которой обращаются к Богородице с просьбами о решении жизненных проблем и улучшения здоровья, можно заметить, что черты лица Девы Марии смягчаются и заметна ее мягкая улыбка. Многие священники отмечают это как знак благосклонности ее образа к верующим и искренне молящимся людям.

Храмы, посвященные Ахтырской Богородице

С иконы «Ахтырская Божья Мать» за прошедшие столетия древними и более современными мастерами иконописи было выполнено более 20 списков, которые сейчас находятся в разных местах России и Украины. В ее честь были названы православные храмы в Московской, Омской, Брянской, Орловской и Царицынской губерниях.

Один из ранних и знаменитых списков, который за несколько столетий прославился чудесами и исцелениями верующих, расположен в Ахтырском соборе в г. Орле. Храм был возведен на деньги купца К. Пастухова в благодарность за его выздоровление, которое произошло в 1773 г.

В Курске в XVIII в. была выстроена Успено-Ахтырская церковь, которая пережила сложные годы, но затем была возвращена Русской православной церкви. Она знаменита еще и тем, что здесь похоронены родители Св. Серафима Саровского, которого почитают и любят на Руси.

Несколько списков находятся во владении Харьковской епархии и в южных областях России. «Ахтырская икона Божья мать», которую называют Самарской, является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского монастыря.

Один из списков был подарен императрицей Елизаветой Петровной и выставлен в Москве в храме Николая Чудотворца Явленного на Арбате, откуда позже икона была перенесена в Церковь апостола Филиппа.

Еще один список, привезенный из США, возвращен на ее родину в Ахтырку, третий — в Вознесенской церкви, г. Козельска.

В усадьбе Ахтырка в Подмосковье еще в начале XIX в. была построена церковь Ахтырской иконы Божией Матери по указанию князя Трубецкого, который искренне ее почитал. Этот образ передавался каждому последующему поколению в семье. Церковь пережила тяжелые годы революции и войн, и в 1990-е годы была возрождена. Теперь здесь проводятся богослужения, достроена часовня.

В 2011 г. список чудотворной Ахтырской иконы Богоматери был подарен Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге от имени правительства России и ее президента.

Чудесные обновления иконы

Кроме чудес исцеления, некоторые интересные моменты происходят и с самой иконой «Ахтырская Божья Мать». Самые известные из них — чудо обновления. Так, первая копия образа, которая несколько столетий пробыла в родном городе, со временем стала тускнеть и темнеть. Лик Божьей Матери перестал просматриваться.

И вот, во время рождественского поста в 1998 г. случилось первое чудесное обновление иконы, после чего она обновлялась несколько раз. Священники церкви в Ахтырке говорят, что это обновление послужило знаком возрождения православной веры. Многие люди со временем стали ближе к вере, были возрождены крестные ходы, прихожане стали чаще посещать церковь. Ведь многие из них поверили в чудо, как в доказательство того, что Богородица услышала молитвы верующих, одобряет и внимает им.

Иконографически Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Есть предание, что когда Богородица была еще подростком, отроковицей, то во время молитвы увидела Крест и распятого на нем Христа, Своего будущего Сына. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божиеи. "Се Раба Господня". История этой иконы такова.

В Покровской церкви г.Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) в XVIII веке служил священник Василий Данилов , отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля (15 по новому стилю) 1739 года О.Василий решил попробовать новую косу. Он вышел в свой огород, расположенный близ церкви. Едва он взмахнул косой, как увидел лежащую в высокой траве икону Божией Матери, испускавшую ослепительный свет. Коса выпала из рук священника, он упал на колени и начал читать известные ему молитвы к Богоматери. Потом он с благоговением принял икону и отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

Через три года после обретения иконы Отец Василий во сне получил от Богоматери приказание снять с иконы пыль, омыть чистой водой и украсить. Он проснулся и тут же ночью исполнил приказание Царицы Небесной и снова лег спать. Вскоре он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". Вновь проснулся Отец Василий и вспомнил о своей дочери, страдавшей от лихорадки. Он прошел к ее постели и напоил водою от иконы. Дочь тотчас выздоровела. Вскоре произошло еще несколько подобных исцелений.


Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее Отцу Василию. Священник убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил передать ее в храм. Вскоре икона прославилась новыми чудесами. В 1743, 1744 и в 1746 годах были трижды произведены расследования чудесных исцелений. Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для твоей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до Российской императрицы Елизаветы Петровны и она взяла сирот ко двору, воспитала их как фрейлин и впозже при имперском дворе их выдали замуж.

Одну дочь боронессыдобрую и милую как Ангел, Анну -Марию Ведель (уроженку Ахтырского уехда), императрица выдала замуж за графа Петра Ивановича Панина , который был внучатым племянником князя А.Д.Меньшикова и участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Это был второй брак графа Панина и очень счастливый, за который граф Панин очень щедрые дары преподносил в Ахтырку, в тот Покровский собор, в котором находилась чудотворная икона. Однако Анна-Мария умерла при родах пятого ребёнка.

Один из сыновей этого брака, Панин Никита Петрович ,( на фото вверху ) был известным российским дипломатом, служил послом России в Берлине, а до этого являлся губернатором города Гродно.

Другую дочь баронессы, очень вспыльчивую и в то же время сильно набожную Анну Ведель, императрица выдала замуж за графа Захара Григорьевича Чернышова , который был старше её на 22 года. Детей от этого брака не было. но сам брак был так же очень счастливым.

Обе семьи до смерти делали щедрые вклады в собор Ахтырки, где пребывала икона.

В 1751г. Святейший Синод постановил считать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. Прославление иконы очень радовало императрицу и она пожертвовала на строительство каменного храма для нее две тысячи рублей, сумму по тем временам огромную. Собор был построен по проекту знаменитого зодчего графа Растрелли . Размеры его величественны: длина 51 м, ширина 30 м, высота почти 64 м.

Сама икона не сохранилась , есть данные, что она исчезла в 1903 г., когда ее отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону !

Однако в 1975 году появились сведения о том, что икона якобы находится на Американском континенте, — по разным данным, в Сан-Франциско или в Канаде . В настоящее время в храме Ахтырки пребывает один из списков с иконы.

Известны почитаемые списки Ахтырской иконы. Один из них находится в храме "Николы Явленного" или же "Воскресения Славущего" на Арбате в Москве , (что внизу на фото )


А так же почитаемые списки с иконы находятся в храмах: в Козельске в Вознесенской церкви, в Михайловском храме Харькова , в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. В честь иконы Ахтырской богоматери были названы несколько православных храмов — в Брянской, Орловской, Царицынской, Московской, Омской губерниях ; современная часовня в Петрозаводске .


На фото сверху Свято-Покровский собор (Московского Патриархата) города Ахтырки (Сумская область), в этом храме до 1905 года и находилась местная святыня, Ахтырская икона Богородицы. Собор основан в 1768 году.

В Покровский собор щедро потекли пожертвования знатных людей — в 1768 году граф С. Б. Шереметьев подарил собору золотой с бриллиантами крест со святыми мощами 13 святых, граф П. И. Панин в 1771 году передал собору напрестольное Евангелие, серебряные чаши, графиня А. Р. Чернышова пожертвовала в 1809 году бриллиантовое перо, кадило весом в 13 фунтов, расшитую золотом плащаницу.

С Покровским собором связаны имена ряда деятелей украинской культуры. В 1823 году тут в Ахтырском соборе было зарегистрировано рождение украинского поэта-романтика Яков Иванович Щёголева .


В 1870-ых годах на клиросе Ахтырского собора поёт будущий поэт и переводчик, участник революционного движения, Павел Грабовский . Он же является отцом Бориса Грабовского, одного из изобретателей телеыидения .

Во времена Советской власти в Свято-Покровском соборе были расположены складские помещения. В годы второй мировой войны собор серьёзно пострадал. В 1960-ых годах местные власти Ахтырки намеревались снести полуразрушенное здание собора, а на его месте построить гостиницу или универмаг. Однако собор уцелел и был реставрирован в 1970—1972 годах. 6 апреля 1991 года в соборе была проведена первая после долгого перерыва церковная служба .

Молитва:

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь,

Преблагословенная Дево, Богродительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак,

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу матерним предстательством.

ОБ ИКОНЕ

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа "государями всероссийскими" и одновременно - это знак Торжества Православия.

В первой половине XVIII века в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом) "муж благоговейный, простой и кроткой жизни". Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы". Потом он с благоговением принял икону и, никому ничего не сказав, отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

В октябре 1742 года, через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде, чтобы поутру отнести в реку. Вскоре, снова заснув, он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". У священника же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о.Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для твоей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным: в 1905 г) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Впоследствии, святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.

В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.

С Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы. Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме "Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, чудотворному Пречистыя Девы образу; сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Канон Богородицы в честь иконы Ея "Ахтырская". Глас 4.

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Даждь нам слово, Слове Божий, Иисусе Всеблагий, воспети радостное явление иконы рождшия Тя Богоневесты и преславная Тоя чудеса, в нихже сила Твоя Божественная славно прославися.

О, предивнаго Твоего чудесе, Владычице, и многаго милосердия к людем: се бо икону Твою честную в былии травном солнцеподобным сиянием иерею благоговейну являеши днесь и исцелений множество от Нея источаеши недужным, яко Всемилостивая.

Ты, о Богомати, рождшая Претерпевшаго нас ради на древе Крестнем распятие, умоли Его благость, еже страдание Его всегда памятовати, волю же Его Божественную творити и благ Небесных наследники быти.
Владычице Всеблагая, умоли Сладчайшаго Сына Твоего и Господа, рукописание грех наших на Кресте пригвоздившаго, да сподобит нас достойно одесную Его стати и глас благий Его слышати, егда приидет во славе Своей.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Во образе невесты явилася еси во сне, Богородице, обретшему икону Твою иерею Даниилу, лице Твое на иконе омыти водою повелевающи, и сия, яко врачевство богоданное, во исцеление недужным явися.

В скорбех многих и гонениих скончати жизнь временную обретшему икону Твою иерею судила еси: да, яко злато, в горниле скорбей очистився, достоин явится блаженнаго в вечности упокоения.

Омраченных нас грехи многими, о Мати Божия, просвети и на стезю спасительную покаяния направи, отверзи очи наша душевная, якоже очи телесная слепой жене и слепому отроку пред иконою Твоею отверзла еси, да узрим свет спасения и имя Твое прославим святое во веки.

Страстей нечистых беснование обуревает нас, Госпоже Всемилостивая, и иныя Помощницы, разве Тебе, Всеблагая, не имамы, от сего душегубительнаго беснования избави нас, якоже многая беснуемыя от насилия вражия пред иконою Твоею свободила еси, яко Всесильная.

Седален, глас 4

Яко воистину Божественное украшение Церкви и залог милости Твоей к христоименитым людем икона Твоя, Богородице Дево, показася: всяк бо, с верою к ней приходяй, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах вспоможение от Тебе скоро приемлет, Всемилостива бо сущи, милости Твоея источник в чудотворнем образе Твоем нам зде являеши, да славим имя Твое преблагословенное во веки.

Слава, и ныне, той же.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Единаго возлюбити Христа сподоби нас, Владычице, и Ему присно угождати Сама научи нас, Всеблагая, якоже болящую Евфимию, во сне той явльшися, ко храму Твоему приити наставила еси и в нем исцеление недугом просити.

Житие непорочное на земли совершити помози нам, Преблагословенная Дево, и от разслабления греховнаго рукою Твоею державною свободи нас, якоже зело разслабленнаго Моисея пред иконою Твоею исцелила еси преславно.

Ты, о Благодатная, в милостивом явлении чудотворнаго Твоего образа страну нашу благодатно посетила еси и ныне чудотвореньми, от него бываемыми, нас посещаеши, ихже множество исчести невозможно, но, елико мощно, сия благодарне во славу Твою исповедуем.

Благочестно отвсюду, о Богомати, к чудотворней иконе Твоей притекающия и усердно покланяющияся милостей Твоих и щедрот не лишаеши, от бед сия спасающи, от недуг избавляющи, духи лукавыя от них прогоняющи, утешение же и здравие всем подающи, яко Всеблагая.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

К Твоей, Дево, прибегаем благости и очи сердец наших к Тебе, Чистая, возводим: не презри воздыханий наших молитвенных, но буди нам покров и Помощница в День судный.

Едина всем еси Предстательница, Богомати Владычице: услыши убо наша моления, пред чудотворным образом Твоим днесь приносимая, и сподоби нас в будущем веце узрети Тя купно с Сыном Твоим, на облацех во славе грядущим, и глас Божественный Его слышати, призывающий в Царство Небесное.

Земля Российская явлением чудотворнаго Твоего образа, Владычице, освятися, и град малый велик и знаемь по благодати Твоей во всех концех явися: в нем бо драгоценное сокровище блюдется - Твоя целебная икона, залог сый Твоего к нам благоволения.

Лютыми помышлении от лукавых враг стужаемых нас не остави погибнути до конца, Богородительнице: трепещут бо силы Твоея дуси тьмы и боятся имене Твоего, якоже многажды у иконы Твоея чудотворныя сия изъявишася. Ихже злодейства и нас избави, упование на Тя возложивших.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Освящение, здравие и спасение душам и телесем нашим, Мати Божия, от святыя Твоея иконы подаеши, ейже благочестно покланяемся и усты и сердцем благоговейно сию целуем, Твоя чудеса и неисчетную милость к христианскому роду присно славяще.

Кое благодарение принесем Ти, Богородице, яко в последняя лета таковаго дара сподобила еси нас, даровавши нам многоцелебную Твою икону? Тем убо, о Всеблагая, о таковей неизреченней милости достойно благодарити Тя Сама нас научи.

Боголепное явление Пречистыя иконы Твоея, Владычице, новое явление Божия благодати, Православной Церкви присущей, в посрамление ересей и расколов показася и яко новое утешение свыше всем православным и верным ея сыном подается.

Мати Божия милосердая, милости Твоея двери отверзи нам, озари нас светом Божественныя благодати Твоея и от мысленных волков соблюди нас невредимых, в Православии нерушимом сподобивши нас благоугождати Сыну Твоему и Богу и приити живота конец благий.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику- чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Икос

Преславное явление иконы Твоея, Богородице, радости исполни сердца верных сынов Православныя Церкве: царие бо и святители о сем возликоваша и вси людие утешения Небеснаго исполнишася, яко в последняя наша времена таковый дар Божия благодати России свыше дарован бысть Твоим благопромышлением, Владычице. Молим убо Твою благость, умильно к чудотворному Твоему образу припадающе: спасай всех нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Вдовиц заступление и сирот Покровительнице, Владычице Пречистая, некия умирающия матере молитву о чадех ея услышала еси и паче надеяния сиротствующия дщери ея благоустроила еси, яже славити навыкоша милость Твою по вся дни живота своего.

Извещение от Тебе, Богородице, благочестивая императрица Елисавета приимши, сиротствующия две отроковицы под кров своего попечения восприят, Твою же икону честную зело возлюби и новый храм вместо ветхаго от щедрот своих царских благолепно сооруди.

Известная верных еси Помощница и всяких благ Подательница, Пречистая Дево, иконою бо Твоею чудотворною неисчетныя милости просящим подаеши и вся спасаеши, иже Тебе верно вопиют от души: помилуй и спаси нас, Владычице.

Мати Божия Всеблагая, милосердых щедрот Твоих не лиши нас, обнищавших во гресех, и от челюстей мысленнаго волка исхити души наша, да не погибнем до конца, но приносим присно плоды покаяния Богу.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

О, преславных чудес Твоих, Владычице, и многаго Твоего к человеком сострадания: единым бо прикосновением к иконе Твоей немощныя врачуеши и издалече, в сониих и видениих, к ней требующих Твоего заступления призываеши.

Вода освященная и елей от лампады иконы Твоея святыя недуги неисцельныя, Богородице Дево, врачуют и оныя с верою приемлющим во исцеление и спасение бывают; сего ради Тя, Целительницу, ублажаем и чудеса Твоя, от иконы Твоея явленная и присноявляемая, славим.

Воспети пречистаго образа Твоего явление сподоби нас, Владычице, и пений наших хвалебных, Тебе от усердия возносимых днесь, не презри, но приими, Всепетая, молитвы раб Твоих и подаждь нам в нуждах и бедах помощь Твою державную и Твоего заступления благодать.

Днесь радости исполнила еси нас, Богородице, явивши нам икону Твою святую дивно, на нюже взирающе и с любовию ей покланяющеся, Тебе сице вопием: Мати Божия, спаси град и страну явлением иконы Твоея прославленныя и вся ны помилуй, яко милосердая Предстательница.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Явление предивныя иконы Твоея, Мати Божия, славословим радостно: сия бо, в былии травном светом Божественным сияющая, явися и чудес множество сотвори, яко воистину Твоего к нам благоволения залог Богодарованный.

Яко звезда светозарная, икона Твоя, Пресвятая Богородице Дево, явлением своим Церковь Российскую благодатно озари: лучи бо чудес испущает и верныя души к славословию Бога, всельшагося в Тя, приводит, яко Тобою падшему человечеству благодеющаго.

Единаго от Троицы нетленно рождши, Богородительнице, Матернее к Нему дерзновение имаши: слышит бо молитву Твою Сын Твой и Бог и милостивно к прошению Твоему приклоняется, Егоже не престай молити за род христианский, присно в песнех Тя славящий.

Приими наша хвалебныя гласы, Владычице, и пение смиренное не отвергни, но, яко Сын некогда Твой две лепте вдовицы прият, тако и наше славословие благоугодно да будет пред Тобою. Слава Тебе, Богородице Дево, иконою Твоею честною преславная чудеса творищей, слава Тебе.

Светилен, глас 4

Пречистаго образа Твоего явление, Мати Божия, празднуем светло, ибо в нем Твоих чудотворений величество познаем и Твоих щедрот множество приемлем: милуеши бо и щедриши чтущия Тя и от бед спасаеши уповающия на Тя, Богородице Всепетая и Неискусобрачная.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Ахтырская"

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ахтырская икона Божией Матери

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то