Художественная роль эпилога в «Войне и мире. Cочинение «Логично ли поведение Наташи в эпилоге В смысл эпилога война и мир

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

Роль эпилога в романе “Война и мир” достаточно велика, без него произведение не имело бы полной законченности, он завершает каждую сюжетную линию, подводя итоги судеб героев. Это структурная часть композиции содержит огромное количество гениальных философских изречений, которые автор очень гармонично вплетает в канву произведения.

Судьба героев

Эпилог был необходимостью в смысловом плане произведения, он раскрывает те “плоды”, которые принесли поступки персонажей в их судьбу. Особое внимание автор уделяет обновлённым семьям Безуховых (Наташа и Пьер) и семье Ростовых (Мария и Николай). Автор описывает события 1821 года, война позади и герои живут мирной жизнью.

Вечно ищущий Пьер наконец нашёл успокоение в семейной жизни, в чувствах к Наташе, в заботе о детях. Он не перестал мыслить и тянуться к самосовершенствованию, его влечёт общественная деятельность, в герое формируется будущий декабрист. Несомненно Безухов будет участвовать в восстании, он не сможет остаться в стороне, такова уж натура героя. Наташа, его супруга, обрела своё счастье после многочисленных испытаний судьбы, потерь именно в союзе с Пьером.

Она поддерживает супруга во всех начинаниях, наслаждается материнством и семейными узами. Образ Ростовой закончен именно благодаря эпилогу, в нём автор раскрывает её предназначение – материнство (у пары четверо детей). Автор рисует свой идеал женщины, которую видит матерью, хранительницей уюта и семейных уз. Наташа Ростова “раздобрела”, её уже не узнать, материнство и замужество изменило героиню и внутренне и внешне.

Война и личность человека

Л. Н. Толстой размышляет о роли личности в истории, о том, насколько один человек способен изменить её ход. Его интересует личность императора Александра 1 и великого французского полководца Наполеона. Вывод к которому приходит автор: все события истории и их оценка субъективны, только время, смена эпох даст ответ, добро или зло принесло то или иное событие.

Человеческому разуму не дано понимание событий, которые являются судьбоносными для истории государства, есть нечто сильнее и мощнее человеческого разума, именно это управляет человечеством. Автор высказывает следующую мысль: “Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни”. Таким образом, вторая часть эпилога, вполне самостоятельное композиционное целое, его смысловое наполнение не связано с сюжетом “Войны и мира”. Оно по своей законченности и отдалённости от проблематики произведения претендует на отдельное художественное целое. Если воспринимать эпилог как структурную часть, в которой содержится основная мысль произведения, последующие события из жизни героев, их судьба, то его вторая часть содержит основное идейное ядро.

Значение эпилога

Важно подчеркнуть, что именно наличие эпилога в романе-эпопее даёт возможность автору обобщить свои представления о семейных ценностях, о тех событиях, которые произошли в России за то десятилетие, которое прошло после войны 1812 года. Автор окунается в философские размышления о политических переменах этого периода, увековечивает историю, глазами своих персонажей. Его личная оценка многих событий просматривается в определённых мыслях, ведь Л. Н. Толстой попытался охватить переломный момент в истории Родины, изобразить его максимально правдиво, многосторонне, разнопланово, показать итог.

Важна мысль автора о “законах необходимости”, которые двигают исторические события, именно они причина тех или иных последствий. Человек, по мнению автора, “пешка”, он должен принять и понять эти законы, иначе сопротивление судьбе будет приносить боль, разочарование, разрушительные последствия.

В нашей статье содержится материал, который может быть полезен при подготовке к сочинению “Роль эпилога в “Войне и мире””.

Тест по произведению

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге романа «Война и мир». В семье как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодопол-няется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трогательна покорная, нежная любовь Марьи «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его».
В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогор-ского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково - радостно или печально - важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию».
Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовный союз.
Ростовы. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Дворовые Ростовых - Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна - преданы своим господам, ощущают себя с ними единой семьей, обнаруживают понимание и проявляют внимание к барским интересам.
Болконские. Старый князь представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья - передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни.
Семейство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских.
При Бородине, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». «Солдаты... мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой».
Так чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.

Когда, много лет спустя, Толстого спросили, должен ли был бы Николенька Болконский выступить в романе из эпохи декабристов, Толстой «с улыбкой, осветившей его лицо, сказал: – О, да! Непременно!» Повествование о судьбе «полу-вымышленных» героев романа закончено. Оно вылилось из-под пера автора стройно и не подвергалось переделкам ни в плане идейном, ни композиционном.

Он слушал спор Пьера с Николаем, и «всякое слово Пьера жгло его сердце». Ему важно было узнать, согласился ли бы с Пьером его отец. Пьер подтвердил это. Взволновавший мальчика спор претворился в страшный сон, увиденный им в ту же ночь. Он видел себя и Пьера в касках впереди огромного войска, «легко и радостно несущимся к цели». Пьер вдруг заменился отцом, который «ласкал и жалел» сына. Проснувшись от рыданий, Николенька думал о том, какой «чудный человек» дядя Пьер, и мечтал о том, что он сделает то, чем бы отец его был доволен. В эпилоге нет князя Андрея; его роль продолжит сын, будущий декабрист.

Пьер «со времени женитьбы, после необычайных открытий, сделанных им о том, что настоящее супружество есть подвластность, с удовольствием покорился своей участи и в этой подвластности нашел новые силы и опору».

Роль Наташи, выходила за пределы семьи. Если бы осуществился замысел романа «Декабристы», судьба Наташи стали бы судьбой жены декабриста. Завершает эпилог (как в первой редакции его, так и в окончательной) пятнадцатилетний Николенька Болконский. Своего дядю Николая он любил, но «с чуть заметным оттенком презрения». Предметом его «восхищения и страстной любви» был Пьер. Николенька «не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Мыслимои - плод всей умственной работы моей жизни…

Л.Толстой

ЛевНиколаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающийо смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия.Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении«Война и мир».

Напротяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В нашебыстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо егоколоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобыпроникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не тойнаносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различнымиисточниками.

ФилософиюТолстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир»приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или несоглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Ноистинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениальносказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самомсебе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их длятого, чтобы служить недоступным человеку целям общим…

Человекудоступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другимиявлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачиваяогромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешноведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленноеколичество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешноеповествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает одальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь неостанавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, ане наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.

Вэпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и НаташаРостова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей,верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага.Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность,доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и намужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становитсятерпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается»,именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.

Ноне только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о техполитических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристскоевосстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от стольвеликих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются толькодогадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людейпервой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многоеизменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение кРодине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.

Рассуждаяв эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилогеприступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери ихранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся»Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая лиженщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественнуюроль человека в жизни страны.

Вэпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даныавтором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь необрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществитьзадуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием кпроизведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои,созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то