Воздвижение Креста Господня. Икона. Молитвы. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что та кое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжестввенным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на анал ое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других - безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, - после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, - ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, - времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, - только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер - неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Воздвиженка - улица в Москве

Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновска армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени.

«На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!».

«На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!».

«На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!».

«Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!».

«Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».

День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится»,

«Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!»,

«Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».

Праздник Воздвижения именовали также «капустницами» .
«Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!» , «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!».

Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!».

Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Поговорки и приметы о Крестовоздвижении

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день.
На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.
Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!

На Вздвиженье первая барыня – капуста!
На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!

Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!
На Воздвиженье – осень к зиме быстрее движется.

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

ж."Фома" №9 2915

Воздвижение Креста Господня икона

Воздвижение Креста Господня. Икона. Молитвы.

Воздвижение Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября. Праздник Воздвижение креста господня напоминает верующим об обретении в 326 году в Иерусалиме Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Полное название — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Православные в этот день вспоминают о двух событиях. Как говорили выше, возле горы Голгофы, на которой был распят Иисус, обрели в 326 году Крест. Второе событие так же очень важное, возвращение из Персии (из плена) Животворящего Креста, греческим императором Ираклием в седьмом столетии.

Эти два события объединены тем, что перед народом Крест поднимали (воздвигали), обращая по очереди во все стороны света, чтоб все люди смогли ему поклониться и порадоваться за обретение святыни.

Праздник Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, которые связаны событиями земной жизни Спасителя и Богородицы. Они делятся на Господские, которые посвящены Господу Иисусу Христу, и на Богородичные, которые посвящены Богородице. Крестовоздвижение относится к Господским праздникам.

Праздник Воздвижение Креста Господня имеет день предпразднства, когда в богослужения входят молитвословия к наступающему большому празднику, а так же сем дней попразднства, т.е. после праздника так же отмечаются.

4 октября отдание праздника, т.е. последний день важного праздника, когда проводится особое более торжественное богослужение, чем в другие дни попразднства.

В праздник Воздвижения Креста Господня у православных верующих строгий пост, когда нельзя есть рыбу, мясо, яйца, молочные продукты, пища приправляется растительным маслом.

В день Воздвижения Животворящего Креста Господня совершается Всенощное бдение и Литургия. Во время Утрени Евангелие читается в алтаре, а не на середине храма. В кульминационный момент, одетый в фиолетовое облачение первенствующий священник, выносит Крест. Все молящиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает в этот момент святым елеем. При поклонении Кресту в храме поется тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». До дня отдания, т.е. до 4 октября Крест лежит на аналое, после чего его уносят в алтарь.


Вторник. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обре́тение мощей свт. Дими́трия, митр. Росто́вского.

Прп. Дании́ла Шу́жгорского.

Совершается славословная служба отдания праздника Воздвижения (А) . Служба ап. Кодрата переносится на 22 сентября.

Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Димитрия Ростовского вместе с отданием Воздвижения, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы в пято́к 7-я неде́ли по Па́сце, во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва, или́ в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы» (Б) .

Календарные заметки:

Служба ап. Кодрата поется 22 сентября (см. Типикон). При совершении службы свт. Димитрия в этот день можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
По отпу́сте литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» - кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вседневной вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.

Канон праздника на 12 (ирмосы по дважды). В 9-й песни – 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 6 (ирмос дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Та́ин еси...» и «Сне́дию древа...» (с припевами).

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Пречестны́й Крест Господень» . (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происхо́дит…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

По отпусте Литургии

Примечание.

ю́́же чт е́́я́́ и фарисея», «На утрени…»).

е́́рзу уст а́́ мо я́́

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды), и святителя, глас 8-й и глас 6-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кра́сны но́зе…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (с припевами своими). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Возра́дуемся, росси́йстии собо́ри…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Его́же дре́вле Моисе́й…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника.

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 3-й: «Ма́рфа и Мари́я...», седален святителя по 2-м стихословии, глас 8-й: «Яко на седа́лищи...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 7-й (по выбору), «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 8-й. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…».

На входе: «…Плотию распны́йся…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честны́й Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.

Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри».

По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в н ю́́же чт е́́тся священное и святое Евангелие, притчи мытар я́́ и фарисея», «На утрени…»).

Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отв е́́рзу уст а́́ мо я́́…» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).

См. службу свт. Димитрия Ростовского в Минее (21 сентября). На основании указаний 1-й Марковой главы Типикона под 25 мая, 9-ю песнь канона допустимо петь следующим образом: 1-й канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос дважды), святителя на 4 и 2-й канон праздника на 4.

По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

В 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая на блаженнах от канона святого указывается песнь 3-я, а в службе свт. Димитрия Ростовского в Минее – песнь 6-я.

Воздвижение Креста Господня празднуется Церковью очень торжественно, заранее Церковь готовит народ Божий к этому празднику чтением Евангелия, посвящённому Кресту, ещё загодя, за неделю. И празднование происходит от дня Воздвижения целую неделю, и ныне мы совершаем отдание этого праздника, и читается Евангелие о Кресте, которое мы сегодня должны были слышать. Слова эти нам знакомые, но по своей глубине они неисчерпаемы. И это очень для нас важно, потому что человеку, который обратился к Богу, следующий шаг сделать очень сложно. Гораздо сложнее, чем даже само обращение к Богу. Во всём мире люди обращаются к Богу. А дальше идут в тот храм, к которому принадлежит его народ: если он индус, он идёт в языческий храм, если японец – в синтоистский, если он таджик, он идёт в мечеть, если итальянец, он идёт в костёл, если русский, он идёт в православную церковь. Если его, конечно, допрежь того не привели в какую-то секту. Таких тоже людей сотни тысяч, которые приходят, обратившись к Богу, не в православный храм, а в какую-нибудь секту. Какое тут отличие? В храм, в костёл, в мечеть человек приходит сам, а в секту его всегда приводят. Принципиальная разница. В каждой секте существует специальная обработка сознания человека. У нас принято называть теперь это – хоть и не совсем правильно, но во всяком случае всем это понятно – зомбированием. То есть мозг человека настраивают определённым образом, он начинает всё другое отрицать, на него никакие аргументы не действуют, и в этом сектантство и представляет собой опасность.

Некогда каждый из нас, обратившись к Богу, в силу того что мы в России живём, и в Москве, где храмов уже немало, и, возможно, и наши предки были крещёные православные люди, пришёл именно в православный храм. В том, что мы здесь очутились, ничего удивительного нет. И нет никакой нашей заслуги. Просто Господь решил нам Себя открыть. Но уже в храме мы сталкиваемся с такими вещами, которые совсем для нас непривычны. Более того, христианство учит прямо противоположно тому, чему учит нас этот мир. Христианство противоположно тому, чему учит семья. Христианство противоположно тому, как устроено наше государство. Христианство учит совершенно другим вещам. Если бы это немножко отличалось, как католицизм от православия – это ещё ничего. А тут прямо противоположные вещи. Поэтому в каждом храме среди людей, которые посещают регулярно (некоторые – десятилетиями) православных христиан совсем немного. Потому что большинство людей так и не понимают, в чём состоит христианство, не понимают, что такое покаяние, не понимают, зачем носят на себе крест. И вот, Святая Церковь, пытаясь в нас утвердить именно подлинные христианские истины, особенным образом выделяет разные праздники, чтоб мы через богослужение, которое носит катехизический характер, изучали христианство. Вот таким особенным образом празднуют Крест Господень.

Сегодня мы читали Евангелие от Марка. Евангелист Марк приводит слова Христовы: ...Кто хочет идти за Мою, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Вот урок номер один. Что такое христианство? Христианство – это есть следование за Христом. Куда? На Голгофу. А что на Голгофе сотворили со Христом? Его распяли. Что такое христианство? Это сораспятие человека со Христом. А нам достаточно посмотреть, как мы относимся ко всяким скорбям, болезням, хирургическим операциям, как мы относимся к воспитанию детей. Прямо ровно наоборот. Детей сохранить хотим от всяких скорбей, поэтому такое повальное движение, чтобы ребёночка освободить от армии. Чему родители хотят научить? Спрашиваешь девочку 14-ти лет: «Кем ты хочешь стать?», она говорит: «Экономистом». Нормально? Как это девочка в 14 лет хочет стать экономистом? Это значит, у неё сознание перевёрнуто, она деньги хочет зарабатывать. Это в 14 лет! Хотя должно быть совсем наоборот. Что она должна сказать? «Я хочу быть мамой». Потому что Бог её создал не для того, чтоб она стала экономистом, или полицейским, или судебным приставом, а для того, чтобы она стала мамой. А для чего становиться мамой? Для того, чтобы для Христа воспитывать новых чад Церкви – вместо себя, вместо бабушки, дедушки, другого дедушки, другой бабушки, вместо своего мужа – воспитать тех детей, которых ей дарует Господь, христианами. Вот главное дело на земле. Откуда у девочки в 14 лет желание стать экономистом? От мамы и от папы. То есть совершенно людей не готовят к тому главному, что заповедовал Бог. Господь же не сказал: «Будь экономистом!» или, не дай Бог, «Будь художником!». Нет. Первая заповедь: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). Это первое. А потом там уж по склонности. Кто на гончарном круге делает посуду, кто строит домики, кто решил построить автозавод. Это не так важно. А кто-то дворником стал, хорошо метёт. Вот я сегодня ехал на машине в храм, смотрю: таджик метёт листья, и прям такой тротуарчик чистенький. Думаю: как хорошо! Какой хороший парень! С утра вместо нас – город-то наш – наводит чистоту. Он приехал из далёкой жаркой страны, работает за гроши, ему платят только половину того, что он заработал, живёт, как пёс, в каком-то подвале – и трудится. И как хорошо трудится! То есть этот таджик, хотя он, конечно, скорее всего, некрещёный человек, но он, понятно, ближе ко Христу, чем многие из нас, которые в церковь сегодня пришли, потому что половина опоздало, например, совершенно со спокойной душой, другая половина даже и к Причастию не приготовились, а он уже трудится с утра за эти гроши, которые зарплатой даже назвать нельзя. Человек может сам себя утешать, что я, мол, иду за Христом. Э, нет! И Господь про это говорит: Возьми крест свой (Мк. 8, 34). Ну а разве убирать тот дом, в котором ты живёшь – это не твой крест? Город этот, разве он не наш? Ну вот и пожалуйста.

Современная цивилизация, которую люди построили на развалинах цивилизации христианской, забыла о кресте, которым священник нас благословляет при отдании. Современная цивилизация совершенно антихристианская, она стремится к тому, чтоб от креста избавиться совсем. Господь заповедал человеку: В поте твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19) – как результат грехопадения. А человек? А человек, даже взрослый, хочет играть. И особенно в Москве. То, что мы делаем – это нельзя назвать работой. Мне один директор завода говорил, что для современного человека главное – пройти проходную, а потом выйти. И он уже считает, что ему должны. А результат его пришествия на работу – ноль и даже минус, потому что он ещё в заводской столовой поел. А остальное что? Курево, разговоры, чего-то ждут, а на самом деле сама работа никак не идёт. И так во всём.

В воспитании детей никто не хочет на них потратить ни энергии ума, ни какого-то терпения, чтобы чему-то их научить. Любого ребёночка попроси прочесть «Отче наш» – он не знает, потому что папа его не научил, мама даже и не думает учить. Она думает, чтобы он только покушал и сделал уроки. А о душе никто не думает. В церковь привели – молодцы. Но это же всё-таки не телёнок, которого можно привести-увести. Его обязательно нужно научить. Обязательно вся семья должна бороться с его греховными проявлениями и, наоборот, поощрять то, что в нём есть от Бога – рудиментарные остатки чего-то доброго. Но это практически мы нигде не наблюдаем. И такие же отношения между супругами – совершенно не христианские.

Крест, который нам дан Самим Богом – это святыня. Своим болезни, трудные обстоятельства, нападение ближних, войны, безденежье – это есть святыня, это есть дар Божий. С помощью всяких трудных вещей, если это принимаем со смирением, с благодарностью, мы постепенно можем превратиться в христиан. А мы от этого отлыниваем, мы не хотим терпеть, и детей учим тому, чтобы как-то от всего этого избавиться, то есть поступаем прямо противоположно тому, что предписывает нам Евангелие. Правильно ли это? Да нет, конечно. И вот, Господь объясняет это: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). Ценность души человека исключительно в одном пункте – насколько эта душа привержена Евангелию. У нас есть такое выражение: по остаточному принципу. У нас сначала наша жизнь – работа, друзья, какие-то поездки, а Евангелие – в самую последнюю очередь. А должно быть наоборот: всю жизнь нужно перестроить так, что сначала Евангелие, евангельская жизнь, а потом – всё остальное. Но нет, все мысли направлены на земное устройство.

Сегодня ко мне одна женщина пришла, уже в годах, и говорит: «Переживаю очень за внука», я спрашиваю: «А кто его кормит грудью-то?», – «Да нет, ему уж 47 лет, всё переживаю», – «О чём?», – «Ну, как-то вот в жизни не устроен». Я говорю: «Маленький мой! Ну пока ж можно его грудью кормить и об устройстве крошки переживать 47-летней». И переживает. И о чём переживает? Что он никогда в жизни не причащался? Или о том, что он не знает, что такое покаяние? Или о том, что он не читал Евангелие? Или о том, что он ради Христа ничего не сделал? А если сделал, то ради себя и только для тех, кто ему приятен? Так что ж, человек не научен, умирает ни с чем, не в курсе дела самого главного.

Что главное в истории человечества? Помимо создания человека. Из ничего Господь создал человека – это удивительное дело. Всякие болящие люди, совершенно, конечно, безбожные, ищут во вселенной разум. Нашли остатки грязи на Марсе: о! там жизнь! Это совершенно исключено. Эти люди никогда не прикасались к Священному Писанию. Это, как раньше говорили, невозможно, потому что это не может быть никогда и нигде. Мы во всей вселенной на своей крохотной Землюшке – единственные. Пусть и такие придурочные, но всё-таки, кроме нас, никого нет. А искать этот разум – это просто вытягивать из правительства деньги, способ существования. Как правозащитные организации. Что надо сделать тому, кто не может себя нигде применить и не хочет потеть? Надо просмотреть все правозащитные организации, которые есть в Европе, выбрать себе по вкусу, перевести на русский язык их уставные документы и здесь основать такую же. И начать шуметь. Тебя заметят, тебе какой-нибудь дадут грант, и ты будешь бороться за свободу дельфинов, за то, чтобы куниц не выращивать, чтобы они не шли на воротники, жалеть куницу. При этом могут миллионы детей убивать в твоей стране – это не жалко. А куницу, которую специально на шкурку вырастили – это нельзя! И вот, у тебя уже дело, пиши на компьютере, конференцию организуй международную. Очень просто: позвонил приятельнице из Белоруссии, она приехала. Вот, вы собрались вдвоём и организовали международную конференцию. Потом из Интернета возьми какой-нибудь полный народу зал и покажи, что прошла конференция. И всё. Международная, кто же спорит! И всё, и грант ещё дадут, и ещё. Вот как борются против смерти куниц! И выступить против этого. Уже будешь заметной, будешь ездить на Запад, потому что они будут приглашать. За счёт приглашающей стороны ты уже и в Америку съездил. Хорошо бы ещё язык знать, это, конечно, сильно делу поспособствует. Вот так, не проливая пота, не зарабатывая стиркой или кружевными работами, не крутя машинку, можно вполне заработать, устроиться. Этих организаций – тысячи. Просто даю такой алгоритм для тех, кто не хочет ничего делать. А можно, наоборот, что-то полезное и сделать, и это будет очень даже хорошо. Но Господь учит одному, а мы этого как будто не слышим. И в этом печаль. И надо нам это в себе преодолеть, услышать Господа. А услышав, покаяться.

А что такое «покаяться»? Сегодня один человек мне сказал: «Угостила меня соседка тремя блинами, а я ем, думаю, оладушки, а по вкусу, как курица. Я у неё спрашиваю: «Что у тебя за такие интересные оладушки, что ешь, а как будто ты ешь курицу?», а та и отвечает: «Да я курицу провернула и вместе с оладьями спекла»». И она у меня спрашивает: «Что же мне теперь делать?» Она же пришла в храм, а в блины-то положили курицу! Человек думает, что покаяние – это когда ты ешь блины на постном масле, а не когда тебе тайком от тебя туда вложили курицу. Я даже не знал, что такое вообще возможно. Надо будет попробовать, хорошо ли это или нет. Так вот, покаяние – это не блины с курицей, потому что Христос умер на Кресте, вися обнажённым под палящим иерусалимским солнцем, не для того, чтобы человек лишился курицы в блинах, а для того, чтобы он был в своей совести повергнут перед Крестом Господним и пошёл бы за Христом на Голгофу, неся свой крест. Вот зачем. А не для того, чтобы он на блинах сосредотачивал своё драгоценное внимание. Нужно как-то понимать, что в жизни важно, а что менее важно. Никто пост не отменял и отменять никогда не будет. Мы на этом и стоим. Без поста невозможно научиться вообще никакому воздержанию, это хорошее упражнение, но оно всё-таки, как апостол говорит, мало полезно (1 Тим. 4, 8). А есть вещи более полезные, когда человек отвергается себя. Ради чего? Ради Бога и ради ближнего. Входит человек в трамвай и садится не по ходу движения лицом вперёд, а встаёт сзади в самое неудобное место, для того чтобы любой другой пришёл, и ему бы стоять или сидеть было удобно. Вот что такое христианство. Христианство – это за столом садиться на последнее место. Помним? Помним. И так во всём. Ближнего предпочитаю самому себе, потому что это есть любовь. Многие матери говорят, что вообще себе не готовят, за детьми подъедают. Очень по-христиански. И выбрасывать не надо еду, и себе тарелку экономят, потому что с одной тарелки, с другой-третьей, вот уже и сыта. Но – это дети. Как Тарас Бульба говорил в бессмертном произведении, что и зверь любит своё дитя. Поэтому если человек поступает, как волк, кормит своих детей, ради деток жертвует – это только первый шаг. Все живые существа любят своих детей. Чужих – нет, своих – любят. Когда молодой лев убивает старого или прогоняет его, если тот может убежать, он берёт себе в жёны его львицу и всех его детей убивает, а львица рожает ему новых. Он детей чужого льва не любит, так у львов заведено.

У нас сейчас многие своих детей не любят. Наоборот, дети нужны как некая помощь в жизни. «Вот, – говорит, – скучно мне что-то. Мама умерла. Может, взять из детского дома ребёночка?» Почему? Ну потому что скучно дома одной! Не потому, что хочу кровь пролить за этого ребёнка, а потому что мне скучно. Да заведи пса! И всё. И он такой забавный, особенно когда маленький. Ребёнок – это же не игрушка. Воспитывать детей – это кровь проливать. Почему люди не хотят детей рожать? Не потому, что голодно, нет. Это отговорка. Совсем по другой причине. Потому что дети всё время требуют всего внимания, всего времени, всех средств и так далее. Ну и всё время надо думать: один упал, другой подскользнулся, третий двойку принёс, пятого избили, шестой избил сам. И вот так всё время. Зачем такая жизнь? А когда телевизор? А когда кино? А в Турцию когда поедем? Да вообще никогда. Потому что попробуй всех отвези. Да это на самолёт растратишь все деньги, на которые мечтал там хорошенько отдохнуть, когда всё включено. Дети только жить мешают. Поэтому поменьше, поменьше. И это все. Даже если дочка из романтизма: «А вот рожу четверых!», бабушка тут же: «Ты что, с ума сошла?!». Врач в консультации: «Зачем Вам это надо?». А когда с третьей беременностью, врач, не слушая ничего, сразу выписывает направление на аборт. Женщина говорит: «Я рожать хочу!», – «А... А зачем Вам это надо?». Вот такой подход к детям, потому что кому они нужны. Чтоб поразвлечься – ну один, ну редко – второй. В среднем в России полтора ребёнка на семью.

И вот ещё после этого человек на себе крест носит, приходит в церковь, свечки ставит. Он думает, это такое взаимодействие с Богом, но это большое заблуждение, потому что Богу от нас не нужны ни свечки, ни записки. Абсолютно. У Него всё есть. Те материалы, которые мы используем для свечек – нефть, потому что свечки стеариновые у нас – это всё Божие создание. Когда-то росли на земле папоротники, хвощи, плауны; они давно закончили своё существование, их спрессовало пластом, получился где уголь, а где нефть; и вот, мы сейчас пользуемся этими запасами земли от тех эпох, когда человечков ещё на свете не было. Просто даром досталось. Кто-то открытие сделал, что это можно сжигать, а из нефти вообще всё что хочешь можно сделать – от полиэтиленового пакета до искусственной кожи, всё делается из нефти, вот такой драгоценный продукт.

Чтобы понять, что такое христианство, надо тот крест, который мы носим на себе, которым украшаем наши храмы, священнические облачения, которым мы благословляем, в себя, внутрь пропустить. Дать своему сердцу возможность любить. Что такое христианство? Христианство – это уподобление Христу. Христос специально для нас перед всем человечеством прожил жизнь. Всё Евангелие наполнено рассказом о том, что это была за тяжёлая жизнь. Он гонения испытывал с первого дня Своего рождения. И эта Его мученическая жизнь закончилась смертью на Голгофе. Первый христианин – Иисус Христос – прожил такую жизнь. И всех призывает, кто хочет, следовать за Ним: кто хочет идти за Мною (Мк. 8, 34). Силком – невозможно. Есть, конечно, сумасшедшие мамы, которые заставляют детей ходить в церковь. Но как это можно заставить любить? Заставить ненавидеть – это можно, потому что человек грешен, ему это сродни. А заставить любить – нет. Человек будет любить только того, кого он хочет. Привить любовь можно попробовать, постараться. Но это нужно самому любить Христа. А если мама учит: тут соври, тут возьми, тут не отдавай. И прощает всё на свете, любое хамство по отношению к себе, к бабушке. Ну и кого ты растишь-то? Того, кто даже на похороны к тебе не придёт? Скажет: «Мать, ну я не люблю покойников, там без меня похоронят». Похоронят, конечно. Ни один на улице не валяется.

Святая Церковь, желая в нас посеять любовь ко Кресту, доносит до нас через Евангелие эти великие слова о том, что кто хочет душу свою сберечь, он как раз её потеряет (см. Мк. 8, 35). Для чего потеряет? Для Царства Небесного.

У меня умер не так давно мой одноклассник, и девчонки наши устраивают поминки. Впервые за 35 лет мне задали такой вопрос, а мне всё время в день задают десятки, а то и сотни вопросов, но такой вопрос впервые: «Что надо ставить на стол?» О! Я ей ответил: «Желательно не просроченное». Потому что а что ставить? Люди думают, что от того, что стоит на столе, участь усопшего как-то изменится. Вот что у них в головах? Вот блин должен быть, рис с курагой, водки. Вот это вот так вот надо. Это даже не языческие представления, когда древние египтяне клали лошадей, жён фараона в могилу – это я понимаю: вот он здесь с ними жил, и там, поэтому горло резали и клали рядом, и они там подсыхали так же, как и фараон. Это хоть понятно, они как-то думают, что они прям отсюда туда, хотя это тоже совсем не так, а, может быть, даже наоборот: фараон пойдёт в преисподнюю, а жён-то его как мучениц, может, Господь себе возьмёт как страдалиц – с этим идиотом жили, мучились в гареме, да ещё горло им перерезали под конец жизни. Хорошее дело – побыть царицей. Не приведи Господь! Может, и так, мы же ничего не знаем. Но от того, что там положили из еды, вообще ничего не зависит. Но – ХХI век, люди запускают космические аппараты на Марс, в Голливуде делают сцены о полёте на Луну, потом все говорят про американских астронавтов, всякие технические достижения делают, термоядерную энергию обуздывают. И думают, что загробная участь зависит от того, что будет поставлено на поминальный стол! Причём все с высшим образованием, в нашем классе все поступили в ВУЗы, сто процентов. И вот, они задают такой вопрос. Чему же человека учат в ВУЗе? Наверно, как стать экономистом.

Какой самый главный вопрос жизни? Это вопрос смерти. Потому что какой смысл в твоей жизни? Для христианина смысл понятен. Когда ты обратился к Богу, прийти ко Христу, последовать за Ним, неся свой крест. Вот это есть смысл христианства. А во всём остальном какой смысл? Живи как хочешь, делай что хочешь, лишь бы на столе стояло то, что надо. Телевизор что ли приучил? Потому что любой праздник – что Курбан-байрам, что Пасха – а что кушать в этот день? А вот у нас кушают вот это, вот плов, вот с этим... И вот всё про еду. Как будто передача для поросят. Вот, свиньи, смотрите, что главное в праздник. Авраам принёс в жертву своего сына, Господь руку его остановил, и поэтому главное (главное!) – это кушать. Кушать, как будто ты свинка. Нет, всё таки в любой религии главное – её духовная составляющая, а совсем не еда. Но вот, к сожалению, самые популярные передачи – о том, как поесть. Как поесть вкусно и сытно, и что-нибудь такое новенькое. Весь предел человеческой жизни – это еда. Тогда надо и ставить это лозунгом: «Да здравствует вечное свинство!». Христос против этого. Наоборот, воздержание – главное, главное – духовная жизнь, которая в тебе, главное – благодать Святаго Духа, которая преодолевает твои греховные страсти. И главное – твоя жизнь во Христе.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то