Биография гусляра баяна. Боян (Баян) – славянский бог музыки и поэзии

Наверняка многие пользователи интернета сталкивались с таким понятием, как баян. Что значит это слово, знают многие, но не все, поэтому для некоторых эта статья окажется познавательной.


Чаще всего слово "баян" можно увидеть на различных форумах, в чатах, а также в социальных сетях, например "ВКонтакте". Допустим, группа или паблик выставляет интересную картинку или смешной анекдот. Хоть один из участников да скажет о том, что это баян. Что значит это слово, поинтересоваться, конечно, можно, но нежелание быть обсмеянным вряд ли позволит незнающим это сделать. Проще всё узнать самому. Между тем информация о том, что значит баян в "ВК", так и остаётся вопросом, на который приходится искать ответ.

Определение

Если вы "находитесь" в интернете не один год, вы наверняка заглядываете на разные сайты. Вы видите картинки, читаете посты и забавные/страшные/грустные истории, удивляетесь, смеетесь или не испытываете ничего. вы запоминаете те изображения или рассказы, что вам попались на глаза. Проходит несколько лет, и вот вы видите в одной из групп "ВК", например, ту самую картину, которую некогда видели на другом сайте или в другой группе, или в этой же. Вы точно знаете, что видели изображение, причём не вчера/позавчера/на прошлой неделе, а именно давно, несколько лет назад. Это и есть баян, что значит "несвежая" информация, шутка или картинка.

Итак, из вышесказанного выносим полноценное определение. Баян - слово, выражающее неодобрение лиц того факта, что им показывают информацию, новость, картинку, шутку и т. д., которая либо давно разгуливает по интернету, либо уже была в этом же месте раньше (например, повторяющийся в группе в "ВК" один и тот же пост). Вот, что значит баян в интернете.

Происхождение

У большинства слов или фраз есть происхождение, и "баян" не исключение. Был некогда анекдот: «Хоронили тёщу. Порвали два баяна». Он настолько часто постился на одном и том же сайте, что окончательно надоел всем участникам. Негативные комментарии лились рекой, среди которых в какой-то момент начали появляться слова вроде «баян», что значит в переводе «снова этот надоевший анекдот про эти надоевшие баяны». Кто-то подхватил, пустил в интернет, и понеслось - это слово начало расползаться повсюду в слегка модернизированном смысле, чем в него вкладывали изначально.

Другая версия, пусть и менее правдоподобная, но также имеющая право на существование такая: чтобы не писать одно и то же слово по несколько раз, люди стали употреблять знак -//- для обозначения повтора. Поскольку эти символы похожи на баян, а пользователи интернета, которые сами писали эти знаки при письменной речи, стали обозначать ими именно непригодную для «свежей новости» информацию, появилось название "баян".

Схожие понятия

Синонимом к слову «баян» является фраза «бородатый анекдот». Именно это словосочетание наиболее приближено к его смыслу. Правда, "баян" распространяется на более масштабный контент. То есть, например, увиденную в 13-ый раз грустную историю о котике можно назвать баяном, но нельзя - бородатым анекдотом. А смешной рассказ о какой-нибудь собаке, которая появляется где-то чуть ли не каждый день, можно назвать и так, и так.

Бородатый анекдот - это термин, означающий шутку, которая уже давным-давно всем известна. Название у него такое потому, что, высмеивая человека, его рассказавшего, люди говорили, что, мол, ещё их деды смеялись над этой «забавностью». А поскольку при воспоминании о дедушках приходят ассоциации с бородатыми мужчинами, пошло схожее название.

Итог

Да, баяны многих раздражают. Но никогда нельзя забывать о тех, кто, возможно, не видел знаменитую картинку или историю. Некоторые редко заходят в интернет, поэтому для них большинство получаемой информации кажется новой, а значит, пока есть спрос, будут рождаться предложения. Пока в интернете появляются новые пользователи, баяны были, есть и будут.

Мерзкая погода, курсы валют, новые законы, цены на жилье, плохие кафе, какающие на газонах собаки, музыканты-бездари, соседи-придурки - поводов для нытья у белорусов хоть отбавляй. Кажется, с каждым днем волна всенародного стенания все нарастает. Жалобщики у нас - это уже почти профессия. Позитивный взгляд на что бы то ни было - признак инфантильности, дурной тон. Но, видимо, мироздание не терпит однополярности - в противовес тысяче нытиков появляются десятки ярких, инициативных ребят, которые говорят: все проблемы кроются исключительно в нас, и решить их можно только самостоятельно, хватит жаловаться, пора браться за дело.

Музыкальная сцена - квинтэссенция белорусской депрессии. Как побороть уныние и посредственность? Что сделать для того, чтобы наши музыканты стали ярче, живее и заряжали всех вокруг своим творчеством? Такими вопросами задавались многие, но панацею так и не нашли. Зато есть примеры того, как исполнители развиваются, создают, покоряют вершины - и делают это играючи, вопреки всем тем проблемам, которыми озабочено большинство. Оказывается, это возможно! О неиссякаемом источнике жизнерадостности - сегодняшний разговор.

Кто это?

Виталий Воронко - многократный победитель классических международных музыкальных конкурсов. Но узнавать артиста начали тогда, когда он отложил в сторону Римского-Корсакова и Листа, надел костюм супергероя и начал отжигать на многочисленных конкурсах современной музыки не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Выступление родившегося год назад «Человека-баяна» становится событием буквально всегда. И если жюри порой не балует его высокими оценками, присутствующая в зале публика всегда выражает свою благодарность бурными овациями.

Меня всегда поражало то, насколько отвратительно белорусы относятся к своим исполнителям. Едешь в ту же Польшу - они обожают своих рэперов, рокеров, попсарей - да всех! Буквально носят их на руках. Та же картина в Литве, Германии, Латвии. Я, поверьте, совершенно не ною, просто задаюсь вопросом: отчего вы, люди, так не любите своих земляков? Почему не готовы поддержать их?

- Так, может, причина банальна - их пока не за что обожать?

Ну, здесь с какой стороны посмотреть. Ведь это взаимообратный процесс. Музыкант играет, его творчество хвалят, он окрылен и готов играть лучше и так далее. Но проблемы, конечно, есть. Начнем с того, что мы до сих пор не умеем создавать до конца качественный продукт. Возможно, дело в бюджетах, но скорее всего - в идеях. Кроме того, согласитесь, мы до сих пор не доверяем белорусскому производству. В смысле молочко там, маслице, тракторы - это еще можно, а вот что-то более возвышенное - музыка, кинематограф, изобразительное искусство - это вроде как нашему брату и не по силам.

А ведь при этом буквально во всех белорусах есть огромный потенциал. Но мы, с…а, ленивые! Многим музыкантам государство подарило классическое образование. Как ни крути, оно просто обязывает смотреть на мир чуть шире, стремиться экспериментировать, фантазировать, развиваться. А вместо этого они выбирают самый простой путь - «лабают» то, что умеют, не пытаясь напрягаться, меняться и двигаться вперед. Очень многие выпускники музыкальных учебных заведений играют музыку, которая им совсем не нравится. Почему? Наверное, «прыцярпелися». Чуть измениться, попробовать что-то новое для них сродни подвигу. Задумайтесь: человеку проще годами рутинно перебирать струны, бренчать по клавишам, с отвращением думая, что завтра тебе опять подниматься на ту же сцену, только бы не напрягать мозги, только бы не вступать в зону дискомфорта, в которой придется решать что-то самостоятельно.

- С пустыми карманами создавать качественный продукт не так просто…

Так надо с чего-то начинать! Основное мое место работы - по распределению - приносит зарплату в 1,5 млн белорусских рублей, я езжу на стареньком ржавом четвертом «гольфе», живу на съемной квартире. Наверное, собирая деньги, заработанные на «халтурах», я смог бы купить машину поновее, отложить про запас. Но вместо этого за последний год я побывал в Австралии, ОАЭ, Польше, Литве, Австрии, Норвегии, Британии. Деньги надо вкладывать в развитие, перебороть наш накопленный поколениями менталитет страха за будущее. Руки-ноги есть? Голова есть? Значит, заработаешь. Чего бояться-то?

Конечно, кто-то скажет, что здесь, в Беларуси, невозможно строить свое дело, творить и так далее. Но, ребятки, давайте разберемся. Эта земля и эти люди дали вам возможности на старте: образование, начальный капитал… А вообще, по большому счету, нытиков, которые хают свою страну, уже ведь не перевоспитаешь. Поэтому надо, наконец, нам всем, кто любит свою страну, сказать им: «Не нравится Беларусь? Так почему вы до сих пор здесь? Валите, никто вас не держит. Не можете свалить? Тогда задумайтесь: почему? Может, потому, что вы и там никому нафиг не нужны?»

- То есть уедут лучшие, востребованные, а здесь останутся одни посредственности?

Почему мы так боимся, что кто-то от нас уедет? Если захотят уехать, вы их что, цепями прикуете? Надо смотреть шире: другие страны - это расширение кругозора. У кого есть возможность учиться за рубежом - учитесь. Кто-то может сразу «ввязаться в драку» - попробовать выступать на конкурсах, телешоу, да просто играть на улице - дерзайте! Шенгенские визы есть, наверное, у половины минчан, билет до Вильнюса стоит совсем немного. А там лоукосты дают огромное пространство для маневров. Я вот купил билет в Норвегию туда и обратно за €9. Залез на фьорды в костюме супергероя и отчасти почувствовал себя таковым. Нет денег? Экономический кризис? Да ладно, ребята, признайтесь: проблема только в головах! Я привез с собой море энергии, вдохновения и идей.

А потом еще слетал в Австралию, выступил на Тихоокеанском Кубке мира по баяну - и выиграл его. В долги залез по самые уши, но это того стоило, поверьте. Я верю, что сильное желание двигаться вперед меняет мир и подстраивает его под тебя порой самым удивительным, я бы даже сказал парадоксальным образом. Вот вам пример. В Австралию я приехал на десять дней. Чтобы не терять время даром, получил лицензию уличного музыканта (для этого пришлось выдержать экзамен перед муниципальной комиссией). Выхожу на улицу поиграть, смеху ради затягиваю «Без тебя, без тебя…». И тут ко мне подходит и начинает подпевать… кто бы вы думали? Стас Михайлов! Я, скажем так, не большой его поклонник. Но мне кажется, это вселенная посылает мне знаки, мол, ты все делаешь правильно, только не останавливайся, не задавайся вопросами типа «Как бы мне начать что-то делать?», а делай.

Можно было бы начинать карьеру уличного музыканта не на том конце света… Вот и принес бы пользу родной стране.

Лет девять назад я единственный раз попробовал играть в переходе в Минске. Купил себе дорогущий баян, не терпелось опробовать его. Шли с другом-саксофонистом, остановились - и давай играть. На улице 11 градусов мороза. Сразу народ начал собираться, и за 15 минут игры мы заработали по нынешнему курсу $20. Думаю: вот это крутой бизнес! Но он быстро закончился, нас прогнала милиция.

Действительно, очень многие талантливые музыканты начинают с уличных концертов. Это оттачивает умение работать с аудиторией, чувствовать ее. Сейчас в Москве приняли правила, по которым ты можешь играть на улице лишь после того, как сдашь специальный экзамен. Лично я считаю, что это очень крутая идея. Имея такие разрешения, наши ребята могли бы спокойно, не опасаясь репрессий со стороны милиции играть, радовать людей, зарабатывать деньги и получать опыт. Все бы от этого выиграли. Вот вам, кстати, реальный шаг к тому, чтобы развивать белорусский шоу-бизнес. Государство даже могло бы заработать, принимая небольшую плату за такие разрешения.

Белорусы постоянно «загоняются» по поводу того, выиграли мы на «Евровидении» или нет. Ты трижды пытался пробиться на этот конкурс, но дальше финала отбора не прошел, затем пробовал свои силы на российских, украинских и польских музыкальных конкурсах. Везде эти попытки заканчивались неудачей. Откуда берутся силы на все новые и новые заходы?

Почему вы думаете, что эти выступления были неудачными? Я «засветился» перед аудиторией, получил кайф от выступления. Некоторые ролики набрали в YouTube больше миллиона просмотров. Значит, результат есть. Идем дальше: последнее мое выступление на британском конкурсе Britain’s Got Talent было все-таки успешным. Я прошел в полуфинал и скоро еще поборюсь за право быть первым. Вот ты правильно говоришь: белорусы «загоняются» по поводу победы, они не столько болеют за своих, сколько ждут от них результата. У меня возникает ощущение, что, ни черта не создавая, мы хотим просто угадать рецепт успеха. Так не бывает. Для того чтобы его найти, требуется перелопатить море материала, необходима критическая масса, в которой родится звезда. А для меня важны участие, опыт, веселье. Все это я получаю сполна.

Но давай смотреть правде в глаза. Ратуешь ты за то, чтобы поднимать белорусскую музыку, а выступать ездишь в Европу…

Я же говорю, еду туда набираться опыта. Генерировать идеи можно в любой стране мира, но все равно точка отсчета будет здесь, на родине. С нее все началось, и, если вы личность целостная, здесь все продолжится и закончится. Тем более что Беларусь в музыкальном плане - просто поле непаханое. Сегодня здесь фактически нет конкуренции. Посмотрите, сюда стремятся именитые иностранные исполнители, рассчитывая подзаработать. Не просто так! Мои знакомые из Европы, смотря на белорусский музыкальный рынок, говорят: «Вау! Это же просто идеальная страна для старта и развития». От нас, белорусских исполнителей, требуется только пахать так же, как заезжие «зорки», и все будет просто прекрасно.

- Откуда появился «Человек-баян»?

Помните, на телеканале ТНТ мелькала программа, в которой фигурировал супергерой «Человек-синяк»? Поначалу кажется, что это чистая «ржака», но, если задуматься, образ достаточно глубокий. В России с ее нынешними проблемами (как, кстати, и у нас) главная беда заключается в том, что все ждут прихода героев, способных изменить мир. Вот только себя в их роли никто не видит. Конечно, страшно ведь, задаешься вопросом: а чем я, собственно, особенный, чтобы вот так выделиться, заявить о себе? Но в итоге все завертится только тогда, когда героями начнут становиться те, кому уже нечего терять. Например, те же «синяки» - они ведь на самом деле могут. Каждый может. Остальные, смотря на «простых смертных», готовых к подвигам, наконец поймут, что герой есть в каждом из нас, каждый обладает суперспособностями. Я вот на баяне неплохо играю - так и получился «Человек-баян». Считайте, что это мой протест против скуки, безынициативности и лени. Вам сложно оторвать ж…у от стула? Тогда к вам идет «Человек-баян»!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Представьте ситуацию: вы заходите в любимый паблик в ВК и видите довольно смешную картинку или анекдот. Вот только одна проблема — вы уже видели это в других группах. Вполне возможно, что в комментариях уже посыпался шквал комментариев типа «Админ, это баян!», «Баян! Отписываюсь от вас!» и т.д.

История может повторяться изо дня в день, а порой вы встретите затасканную по всем ресурсам шутку спустя год иди даже несколько лет!

Баян в интернете

Итак, давайте дадим определение жаргонизму, столь часто используемому в интернете. Баян — это слово, которое выражает неодобрение пользователей в случае демонстрации им устаревшей информации. То есть группа лиц возмущается, если видит новость, информацию, мем или шутку, которые уже давненько «разгуливают» по сети.

Иногда пользователи в соц сетях возмущаются, если видят в одном и том же паблике регулярно повторяющуюся новость. Для людей она становится баяном и они имеют полное право донести это до админов.

Подведем итог. Баяном можно назвать:

  • Рассказанную в сто первый раз печальную историю о котике.
  • Старый анекот.
  • Мем, который «гуляет» на просторах сети уже не первый год. Вспомните нашумевшую историю с Дианой Шурыгиной. Знаменитый мем «на донышке» теперь смело можно назвать баяном.
  • Новость, о которой все уже давно знают.

Кстати, само слово баян стало источником многочисленных мемов! Такие дела.

Баян на молодежном сленге

Молодежный сленг — отдельная тема для разговора, поскольку ребята очень часто употребляют такое выражение. Слово баян начало активно использоваться после того, как Макс +100500 использовал его в своем дисклаймере.

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Баян (Боян) – древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве. По одной из версий, самое слово «боян» или «баян» (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) — хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского «бати», означавшего, с одной стороны: «ворожить», «заговаривать», с другой «баснословить». Отсюда старославянские слова: «баальник», «баальница», «волхв», «ворожея»; «баание», «бание» – ворожба, «басня»; «баник», «бан» – баятель, «incantator». Отсюда и позднейшие русские формы: «баян», «боян», «балян» – краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская «баюн» — охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово «баян», «боян» встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. По другой версии Боян – славянское имя, от боятися: «наводящий страх», «которого боятся» (аналогично таким известным древнерусским именам, как Хотен или Ждан). По третьей версии, имя тюркско-болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj – «становиться богатым». В арабском языке слово «бая́н» (араб. بيان) означает «разъяснение, объяснение, пояснение» (есть и другие значения).

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие – Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др. Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарского князя Батбаяна. По древнерусским граффити из Киева (запись о «Бояней земле» в Софийском соборе) и берестяным грамотам из Новгорода и Старой Руссы XI–XII веков известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реальность этого имени и в различных регионах Руси. Известна также улица Бояна (в древности – Буяна или Бояна) в Великом Новгороде, существующая и поныне, названная, видимо, в честь новгородца, жившего в этом месте. Делались попытки отождествить певца из «Слова» с тем или иным из этих Боянов, но такие гипотезы, разумеется, ненадёжны.

Кем был?

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории состоит в том, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути». Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет – до сих пор спорят учёные.

Другие произведения Бояна и служение при княжеском дворе

Первым произведением Бояна была песнь о единоборстве Мстислава с Редедей. По мнению Шлякова, «в летописи мы имеем следы Бояновых песен, и летописец пользовался ими как источником для своих сведений» (Шляков. Боян, с. 495). Начав свою песнотворческую деятельность в Тмутаракани, Боян затем перешел в Чернигов. Шляков предполагает, что одно время Боян находился при дворе Ростислава Владимировича (ум. 1066 г.), затем перешел на службу к Святославу Ярославичу (ум. 1076 г.), воспевая деяния его и его семьи, «тесно связав особенно свою судьбу с судьбою его старшего сына – энергичного Олега» (там же, с. 498).

О том, что Боян был песнетворцем или придворным поэтом Святослава Ярославича и его сына Олега, писал М. Н. Тихомиров. Он отмечает, что все заимствования из «похвальных слов» Б. в «Слове о полку Игореве» «относятся к определенному и сравнительно узкому промежутку времени. В них говорится о пребывании полоцкого князя Всеслава на Киевском столе (1068 г.), о Святославе Ярославиче, сменившем Всеслава на Киевском престоле (умер в 1076 г.), о смерти «красного» Романа Святославича (1079 г.), о смерти Бориса Вячеславича (1078 г.).

О самом Олеге Святославиче говорится как о младом и храбром князе, внуком которого был Игорь Святославич, герой поэмы. Следовательно, Боян писал про молодого Олега, когда тот еще был «Гориславичем», т. е. до 1094 г. С этого года Олег уже прочно сидел на отцовском столе и борьба за Чернигов окончилась (Тихомиров. Боян и Троянова земля, с. 175–176)..

«Не подлежащую сомнениям» связь Б. с «домом чернигово-тмутараканских князей» подчеркивает Б. А. Рыбаков, который уделяет много места Б. в своем исследовании «Слова о полку Игореве». Ранний период песнотворчества Б. Рыбаков относит ко времени княжения Мстислава Храброго (ум. в 1036 г.), ратные подвиги которого воспевал Б. После смерти Мстислава Б., как полагает Рыбаков, перешел ко двору киевского великого князя Ярослава, к которому перешли черниговские и тмутороканские владения умершего бездетным Мстислава. Затем Боян снова вернулся в Тмуторокань. Большинство исследователей, опираясь на припевку Б. о Всеславе Полоцком – «Ни хытру, ни горазду, ни птицюгоразду суда божиа не минути», считают, что Боян умер после смерти Всеслава (1101 г.).

Гипотеза №1

А.X.Востоков в примечаниях к своей стихотворной повести «Светлана и Мстислав» в «Опытах лирических» (1806 г.) писал, что он, вслед за В.Т.Нарежным, считает, что русские поэты, которые «должны были находиться при дворе государей древних», назывались «Баянами». Об этом, отмечает Востоков,

«не говорит «Повесть о походе Игоря», упоминающая только об одном Баяне, как о собственном имени; но нельзя ли предположить, что упомянутый песнотворец по превосходству назван общим именем Баяна, т.е.: баснослова, вития, рассказчика»

Так же понимает имя Б. Пушкин в «Руслане и Людмиле» – оно у него одновременно и имя собственное, и нарицательное: «Все смолкли, слушают Баяна…», «И струны громкие Баянов / Не будут говорить о нем!»

Историко-археологические находки последнего времени не только подтвердили бытование имени Б. в Древней Руси, но свидетельствуют о его достаточно широкой распространенности. В Новгородской 1-й летописи упоминается «Бояня» улица, в Рядной грамоте Тешаты и Якима (1261–1291 гг.) названо имя послуха Бояна (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949, с. 317). Имя «Боян» встречается в трех новгородских берестяных грамотах (одна – 80-х гг. XI в., две – XII в.).

Гипотеза №2

Стоит сказать, что в Великом Новгороде сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых – Боян был тем самым Новгородским Волхвом Богомилом. Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся новой вере князя Владимира и поднял настоящий бунт. Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, сокрушили идолы и капища. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле, в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт право делать предположение, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

Гипотеза №3

Интересно, что еще в 1842 году исследователь литературы древней Руси А. Ф. Вельтман впервые высказал мнение, что Боян – это летописный Янь. Основанием для поисков Бояна послужили свидетельства летописца Нестора под 1106 годом, где зафиксировано два события, связанных с именем Янь: «Повоевали половцы возле Зареческа, и послал на них Святополк (Изяславич) Яна Вышатича и брата его Путяту… В это же лето умер Янь («Вышатич» – доказывал академик Д. С. Лихачев), старец добрый, жил лет девяносто, в старости маститый: жил по закону Божьему, не худший первых праведников, от него же я слышал много словес, которые и вписал в Летописец. Его же и гроб есть в Печерском монастыре, где лежит тело его, положенное месяца июня в 24-й день».

В. В. Яременко высказал интересное предположение: «Вот, очевидно, и есть биография Бояна. На самом деле – Яна, нашего первого известного песнетворца… Если Янь умер в 1106 году в 90-летнем возрасте, то, соответственно, родился в 1016 г.». Но дальше приоритет отдавали мнению академика Д. С. Лихачева, что Янь-поэт, он же Янь Вышатич – киевский воевода и потомок Добрыни, брата Малуши.

Изучение «Повести временных лет» расширило круг летописных знаний о герое «Слова…» Бояне – Яне: 1016 г. – родился; в 1073 г. (ему 57 лет) – дом праведника Яня и Марии посетил святой Феодосий; 16 апреля 1091 г. (75 лет) – овдовел; 24 июня (7 июля) 1106 г. (90 лет) – умер автор летописных словес и похоронен рядом с женой и

Феодосием в притворе Успенской церкви Печерского монастыря с левой стороны, «…где и лежит тело его», – записал Нестор 888 лет назад.

А это лучшее свидетельство, что Боянь, друг св. Феодосия и св. Нестора, не был ни язычником, ни «руководителем языческих праздников», ни оборотнем, поскольку сам черноризец св. Нестор назвал уважаемого Яня праведником, а св. Феодосий пожелал, чтобы тот был положен рядом с ним в Печерской церкви.

В 1960-х гг. археологом В. В. Высоцким было найдено на стене Софии Киевской граффити, которое свидетельствовало о покупке Бояневой земли вдовой князя Всеволода за 700 гривен. Мог ли такими землями владеть не князь и не воевода? Мог, свидетельствует «Слово о полку Игоревом», ведь «Боянь песни творил», причем песни, достойные летописных текстов. Выходит, во времена киевских князей Ярослава Мудрого и его сыновей (после 1054 до 1074 г.) такое уникальное творчество Бояна, скрытого в летописи под именем «Янь», дорого ценилось.

Образ Бояна в «Слове о полку Игореве»

Боян – это древнерусский певец и сочинитель песен. Исследователи предполагают, что Боян жил во второй половине XI века. Об этом говорят песни Бояна, которые связаны именно с историей XI века. Судя по всему, Боян был достаточно знаменитым певцом в свое время. Его песни сохранялись в народе около столетия. Народ был знаком с творчеством Бояна. Автор «Слова о полку Игореве» называет Бояна «старинным соловьем», то есть певцом из прошлого. Действительно, Боян жил несколько раньше, чем автор «Слова»: «…О Боян, старинный соловей!..» В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей. Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи: «…Боян был песнотворец, сочинитель песен о битвах и ополчениях…» (Д. В. Айналов «На каком инструменте играл Боян?»)

Боян был известным певцом, но он не был народным поэтом. Д. С. Лихачем считает Бояна «придворным поэтом», то есть служащим «при дворе» князей: «…Очевидно, Боян и не был подлинно народным поэтом. По-видимому, это был поэт придворный…» (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»).

В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает, что Боян играл на каком-то струнном музыкальном инструменте: «…И на струны возлагал живые, –Вздрагивали струны, трепетали,Сами князям славу рокотали…» На каком инструменте играл Боян? Исследователи пришли к выводу, что Боян играл на гуслях. Вот что об этом пишет известный историк Д. В. Айналов: «…Из текста «Слова о полку Игореве» видно, что Боян пел и сопровождал свое пение игрой на каком-то струнном инструменте, название которого автор Слова не сообщает…» «…Бояна в XV–XVI вв. считали за гудца на гуслях и что определение его музыкального инструмента как гуслей восходит еще к XIV в., а судя по некоторым данным, и к более раннему времени…» (Д. В. Айналов «На каком инструменте играл Боян?»)

Как относится автор «Слова» к Бояну?

Отношение автора к Бояну неоднозначное. Автор «Слова» признает авторитет Бояна. Он называет Бояна «вещим» (что означало «волшебник», «чародей»): «…Вещие персты он подымал…» Но автор «Слова» не разделяет манеру Бояна воспевать князей и их подвиги. В отличие от Бояна, автор «Слова» стремиться быть объективным и говорить только о реальных событиях: «…автор «Слова» стоит значительно выше Бояна в понимании исторического смысла событий русской истории…» «…В отличие

от Бояна, автор «Слова» не только воздает хвалы князьям. Он взвешивает и расценивает их деятельность не с точки зрения их личных качеств (удаль, храбрость и т. д.), а с точки зрения оценки всей их деятельности для общенародного блага…» (Д. С. Лихачев «„Слово о полку Игореве“ и культура его времени»).

О Бояне позднее вспоминали и в других произведениях Древней Руси, и в XIX веке, но источник у всех был один – «Слово о полку Игореве». Был ли в действительности такой певец-поэт или автор «Слова» его «выдумал», создав поэтический образ, в котором воплотил реальные черты придворных певцов Киевской Руси, – останется навсегда загадкой. Однако же благодаря «Слову» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных песен во славу князей.

Источники

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Боян http://web-kapiche.ru/104-boyan-veschiy.html http://historicaldis.ru/blog/43924880319/Boyan-%E2%80%94-drevnerusskiy-poet-pevets. http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Lit/S/SlovoPolkIgor/Bojan.html
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то