Отношение базарова к религии цитаты. Базаров и его отношение к искусству (по роману И

Главный герой романа «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Отношение к любви этого молодого и дерзкого нигилиста, как многие помнят, было не совсем почтительным. Для него подобные чувства - дурь и белиберда. Давайте посмотрим, насколько изменится этот персонаж к концу произведения.

Влияние нигилизма на личность Базарова

Евгений не может воспринимать любовь как что-то серьезное, ведь он нигилист, а значит, обязан отрицать ее, так как чувство не может принести практической пользы. Главный герой выходит из себя, узнав о том, что Аркадий, которого он считал своим последователем, хочет жениться.

Чтобы привести в тексте цитаты Базарова о любви, достаточно вспомнить, что он оценивает отношения между мужчиной и женщиной только с точки зрения физиологии: от женщины надо «добиться толку».

Базаров и Кирсанов

Роман «Отцы и дети» построен на антитезе, все произведение пронизывают споры двух поколений. Передовые взгляды Евгения противопоставлены позиции немолодого аристократа, Павла Петровича. У него и главного героя различные представления о жизни, искусстве, природе. На протяжении всего произведения мы наблюдаем спор Базарова и Кирсанова. О любви у этих двух людей также различные представления.

Павел Петрович принадлежит к поколению, которое возвышает чувство, относится к женщине с трепетом и благоговением. Евгений, как мы помним, прагматик и относится к романтическим взглядам Кирсанова с едкой иронией. Однако в его жизни суждено произойти переменам, которые заставят главного героя испытать любовь.

Одинцова

Знакомство с Анной Одинцовой существенно меняет представление Базарова о человеческих отношениях. Удивительно, но то, что герой Тургенева испытывает к ней, совершенно противоречит всем его жизненным устоям. Эта прекрасная женщина привлекает внимание Евгения, он невольно любуется ею на балу у губернатора, но оценивает в ней только физическую привлекательность, грубовато замечая, что у нее «богатое тело», «на остальных баб она не похожа».

Таковы высказывания Базарова. О любви наш герой не говорит тогда ни слова. В этот период жизни он еще искренне удивляется: «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной?» Он уверен, что он - физиолог, потому хорошо разбирается в этом.

Отношения Евгения и Анны Одинцовой

Базаров, безусловно, является харизматичной личностью, и Анна не могла им не заинтересоваться. Она даже решается пригласить его к себе в гости, и Евгений приезжает к ней. В Никольском они с Базаровым проводят много времени, прогуливаясь, беседуя, споря. Одинцова оценивает незаурядный ум Евгения.

А что же Базаров? Отношение к любви главного персонажа совершено меняется, для него это чувство перестает быть чепухой и художеством, теперь он действительно любит. Он не мечтает о взаимности, а лишь ждет некоторого расположения избранницы своего сердца.

О перемене в душе главного героя

Большинству из нас сложно вспомнить , в какой главе Базаров говорит о любви , но мы не ошибемся, если проследуем за Евгением и Анной в сад, где они прогуливались. Эта женщина, видя, что Евгений испытывает к ней сильное чувство, сумела вызвать его на откровенность и услышать признание.

Для Базарова увлечение Одинцовой оказывается настолько сильным, что он уже не может применить свою прагматичную теорию к тому, что происходит в его жизни. Евгению важна теперь одна единственная женщина - Анна, для которой превыше всех страстей личное душевное спокойствие. Одинцовой интересен Базаров, но она отказывает ему во взаимности.

Главный герой отвергнут. Евгений сильно переживает и, приехав домой, целиком отдает себя работе, чтобы забыть о своем чувстве. Так меняется Базаров. Отношение к любви Евгения в этой части романа совсем другое. Теперь это уже не прагматичный нигилист, а человек, который целиком захвачен чувством.

Любовная линия в романе

Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения - братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова - нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова - источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.

Аркадий по возрасту - представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.

Павел Петрович Кирсанов - представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.

Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.

Вечное одиночество

Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.

В романе « Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви - это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», - впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», - задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Несколько интересных сочинений

  • Образы крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов

  • Как известно, все люди на этой планете уникальны. Каждый имеет свой индивидуальный характер, свою судьбу. Возможно, вы удивитесь, но книги тоже уникальны. Они, как и люди, имеют свою судьбу и характер.

  • Почему людей привлекает «виртуальная реальность»? Итоговое сочинение

    ля того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять довольно очевидный факт – людей вообще привлекает новое и интересное, а виртуальная реальность является всем этим, да еще предоставляет множество возможностей

  • Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова сочинение

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать.

  • Сергей Платонович Мохов в романе Тихий Дон образ и характеристика сочинение

    Как мы знаем, в таких романах-эпопеях, как «Тихий Дон», важны не только главные, но и второстепенные персонажи. Одним из самых ярких второстепенных персонажей является Сергей Платонович Мохов – очень богатый купец хутора Татарского

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да молодой задор.

Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.

Решился все косить - валяй и себя по ногам!

Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.

Прошедшего не воротишь...

Удивительное дело, как человек еще верит в слова.

Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники.

С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.

А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки.

Старая шутка смерть, а каждому внове.

Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.

Нас не так мало, как вы полагаете.

Порядочный химик в двадцать раз лучше всякого поэта.

Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр.

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец.

Может быть, точно, всякий человек - загадка.

Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!

В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.

Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.

Кто злится на свою боль - тот непременно ее победит.

Настоящий человек - не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.

Всякий человек сам себя воспитать должен, - ну хоть как я, например…

Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

Цитаты Кирсанова Павла Петровича

«Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.

Он [русский народ] свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры.

Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

Либо я глуп, либо это всё вздор.

Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

Цитаты Кирсанова Аркадия

Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.

Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно - потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.

АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Половина стихов “Горя от ума” вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов - роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Может быть, это не такой богатый источник, как стихи Грибоедова и Крылова, может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не так широко вошла в наш речевой обиход, но и жанр философского романа Тургенева - это не жанр комедии или басни. И все же…

Природа не храм, а мастерская”. Весь строй романа отрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит к осознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее (“человек в ней работник”) не раз выдавалась за синоним горьковского “Человек - это звучит гордо”.

Хорошо, конечно, что другое высказывание Базарова, всем известные слова о порядочном химике, не стало руководством к действию для современных деятелей прогресса. Впрочем… Забытая ныне дискуссия о физиках и лириках в пору научно-технической революции лет двадцать - тридцать назад проходила под этим знаком.

Удивительно точно и емко сформулировал Тургенев устами своего героя credo физиологов (Павлова и др.). “Мы с тобой те же лягушки”, - объяснял Базаров дворовым мальчишкам физиологию человека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тургеневым, раскрылся в начале XX века, когда “Роковые яйца” и “Собачье сердце” Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку.

Афоризмы Базарова о воспитании человека, о психологии и сложной душевной жизни, которую он в начале своего поприща склонен был отрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий смысл, неясный, конечно, для героя, но предчувствуемый автором. “Люди что деревья в лесу”… Отсюда один шаг до знаменитого: “Лес рубят - щепки летят”. “Ни один ботаник, - как говорил Базаров, - не станет заниматься каждою отдельной березой”. Конечно, если между древесиной и человеком не усматривается принципиальной разницы (а древесина - это ведь даже не лягушка!), всегда найдется “ботаник”, который пустит на щепки “русский лес”. И пустили.

Так вот, если первобытный человек видел в дереве дриаду, в ручье - наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не желающего видеть душу в самом человеке, один шаг до какого-нибудь киборга. И вполне в духе этой логики отношение Базарова к любви. У лягушек разве есть любовь? А мы с тобой те же лягушки. Значит, нет таинственных отношений между мужчиной и женщиной. “M ы , физиологи, знаем, какие это отношения”. А женщины… “Свободно мыслят между женщин только уроды”, - считает Базаров. В тоталитарном государстве замечательный герой Тургенева сделал бы карьеру Благодетеля из романа Замятина. Личность отменяется, поэтому все - “Мы”. Любовь отменяется, всем выдаются билеты на “физиологические отношения”. Свобода мысли тоже ни к чему. Свободно не мыслят уже ни женщины, ни мужчины. Впрочем, для себя Базаров оставляет некоторую недосягаемую для других высоту. Известно его высказывание: “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Значит, “мы с тобой” лягушки, “твари дрожащие”, а Базаров-то, оказывается, “право имеет”, говоря словами другого “сверхчеловека”, который уже не лягушек “распластал”, а человека убил. И для Раскольникова человек тоже был лягушкой, “вошью”. Впрочем, некоторые интересные в анатомическом отношении экземпляры таким сверхчеловекам даже очень нравятся.

Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр” - так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки”. Когда-то мы писали сочинение на тему: “Почему Одинцова не ответила на любовь Базарова?” А вы бы ответили на “любовь” индивидуума, сладострастно прикидывающего, как лучше пустить вас под скальпель? Как и следовало ожидать, природа сумела отомстить за себя, “лягушка” оказалась не “тварью дрожащей”, а “царевной-лягушкой”, тайну которой Базаров не постиг, “спасовав” перед непостижимой природой и величием Вселенной. Сообразил герой Тургенева довольно-таки поздно, что он “атом”, “математическая точка”. Раньше он готов был отказаться даже от неба (“Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть”), а теперь увидел, что “может быть, точно, всякий человек - загадка”. Последний афоризм в жизни Базарова - его слова, обращенные к Одинцовой:

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Поэтично. И слова эти сказал уже не тот Базаров, который гордо провозглашал: “Рафаэль гроша медного не стоит”. И не тот Базаров, который рекомендовал “не говорить красиво”. Страшное, гибельное ослепление, за которое Базаров поплатился жизнью, которое он осознал (недаром последние его слова - перифраз из “Гамлета” - “теперь темнота”) - удел тех, кто посягает на загадку жизни, предсказанный автором великого романа.

Но у меня есть любимый герой в этом романе, и есть любимый афоризм. Это, по-моему, ключевые слова произведения, сказанные ключевым героем, Павлом Петровичем.

Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным”. Об этом и написан роман Тургенева. В романе показано, как потерпела крах передовая теория, выраженная в афоризмах, потому что никакие умники и сверхчеловеки, никакие Чацкие и Базаровы, самые передовые и умные, не смогут понять “живую жизнь”, а тем паче сформулировать ее сущность в двух броских словах.

Как видим, средства выражения авторской позиции в тургеневском романе многообразны. Это и композиция произведения, и авторские характеристики, и комментарии, и деталь (зачастую символическая), и пейзаж. Мотивы и образы предшествующей литературы (реминисценции из пушкинской поэзии, “Героя нашего времени” Лермонтова, баллад Жуковского, даже греческой мифологии) создают своеобразный интертекст (литературный и мифологический контекст) романа, помогающий выявить авторскую позицию. По-разному можно интерпретировать такое, казалось бы, точное, ясное, напоминающее формулу название (“Ни отцы, ни дети”, - остроумно заметила Тургеневу одна читательница).

И все-таки этот роман всегда останется одним из самых загадочных произведений мировой литературы наряду с “Горем от ума” Грибоедова; в этих книгах отражены извечные противоречия человеческой жизни - максимализм юности и житейская умудренность, бескомпромиссность и умение прощать, дерзание и философская созерцательность… Что лучше? Ответ на это в вечности, в спокойствии “равнодушной природы”, в последних, примиряющих строках романа.

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то