Трехмерные фигуры названия. Конспект урока с презентацией " Геометрические фигуры плоские и объёмные"

ФИО: Яковлева Е.В.

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Учебная тема: Геометрические фигуры: Плоские и объёмные (Образовательная программа «Гармония»)

Технологическая карта урока.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

Понимать различие плоскостных и объёмных геометрических фигур.

Основные понятия

Куб, цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Индивидуальные конверты с геометрическими фигурами

Индивидуальные опорные листы

Презентация к уроку «Геометрические фигуры»

Ход урока:

I . Психологический настрой (С-1)

Посмотрите на наше солнышко.

Какое у него настроение?

Почему вы так решили? (солнышко улыбается и подмигивает нам)

Давайте тоже улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.

II . Актуализация знаний учащихся.

Ребята! Сегодня утром я обнаружила в нашем классе необычную посылку. Здесь написано: ученикам 2 класса, от учёных Центра Исследований Космоса. Интересно, что же в посылке?

А вот ещё одна надпись: «Замок – голосовой, назови код!» Нам нужно расшифровать код замка.

Вы знаете какой это код?

Посмотрите, у нас на доске записаны выражения, думаю, в этом задании и зашифровано слово-код. Найдите значение выражений.

(Выражения записаны на доске, а буквы и ответы на карточках)

Ф 3●0= 0 Р 3●6= 18 У 2●8=16

И 2●4= 8 Г 9●1=9 Ы 3●7= 21

Мы решили примеры, как выдумаете, что нужно сделать дальше, зачем нам нужны ещё и буквы?

Давайте попробуем расположить числа – результаты действий в порядке возрастания.

0 8 9 16 18 21

Ф И Г У Р Ы

Какое слово получилось?

Какое значение имеет это слово? (Шахматные фигуры, фигура человека, геометрические фигуры.)

Итак, код замка расшифрован. Давайте тихонько произнесём эти слова. (Открывается ящик.)

Кто же это? (достаёт игрушку инопланетянина) (ответы детей)

Посмотрите, здесь ещё что- то есть. (Достаёт геометрические фигуры )

Как вы думаете, зачем нам всё это прислали?

Посмотрите, здесь ещё какая- то записка. Кто хочет нам её прочитать? (кто- то из детей читает записку.)

Уважаемые второклассники!

Этого маленького инопланетянина зовут Геометриус. Он прилетел

к нам на Землю из далёкой фантастической галактики, чтобы добыть

как можно больше знаний о геометрических фигурах. Помогите ему.

Желаем вам удачи!

Учёные Центра Исследований Космоса.

Поможем Геометриусу?

Сделайте предположение о теме нашего урока. (Геометрические фигуры)

III . Подведение к «открытию» нового знания.

Давайте рассмотрим те фигуры, которые нам прислали?

Что вы знаете об этих фигурах? Что могли бы рассказать? (ребёнок по желанию выходит к доске и рассказывает о выбранной фигуре )

О каких фигурах мы ничего не смогли рассказать? Почему? (ничего о них не знаем )

- Тогда, какую цель для себя поставим? (узнать об этих геометрических фигурах )

А где мы можем найти нужную информацию? (в книгах, в интернете, в справочниках, энциклопедиях…..)

Давайте откроем наш учебник на с.94 и прочитаем полностью тему нашего урока.

« Геометрические фигуры: плоские и объёмные»

На какие две группы можно разделить присланные нам геометрические фигуры? (плоские и объемные)

Найдите плоские фигуры (вывешиваются на доску под словом «плоские»)

Как вы думаете, а какие фигуры будут относиться к объёмным?

У нашего инопланетянина возник вопрос, как вы определили, что одни фигуры плоские, а другие объёмные?

Давайте исследуем геометрические фигуры и научим Геометриуса отличать плоские и объёмные фигуры.

IV . «Открытие» нового знания в практической исследовательской работе.

С-2

(Учитель показывает куб и квадрат.)

Чем они похожи?

Можно ли сказать, что это одно и тоже?

Чем же отличается куб от квадрата?

Давайте проведём опыт. (Ученики получают на парту фигуры – куб и квадрат.)

Попробуем приложить квадрат к плоской поверхности порты. Что видим? Он весь (целиком) лёг на поверхность парты? Вплотную?

Как назовём фигуру, которую можно целиком расположить на одной плоской поверхности?

(Плоской фигурой .)

Можно ли куб полностью (весь) прижать к парте? Проверим.

Можно ли назвать куб плоской фигурой? Почему? Есть ли пространство между рукой и партой?

Значит, что мы можем сказать о кубе? (Занимает определённое пространство, является объёмной фигурой.)

ВЫВОДЫ: Чем же отличаются плоские и объёмные фигуры? (Учитель вывешивает на доске выводы.)

ПЛОСКИЕ ОБЪЁМНЫЕ

Можно целиком расположить Занимают определённое пространство,

на одной плоской поверхности. возвышаются над плоской поверхностью.

- Ребята, объёмные фигуры ещё называют пространственными фигурами или геометрическими телами.

V . Физкультминутка « Инопланетяне»

Геометриус приглашает нас отдохнуть вместе с его друзьями- инопланетянами.

VI . Работа в группах. Знакомство с названиями объёмных фигур, умение находить их в окружающей обстановке.

Продолжить работу я предлагаю в группах.

Перед началом совместной работы вспомним правила работы в парах и группах.


- уметь договариваться;
- уметь слушать друг друга;
- работать дружно;
- не ссориться и не обижать друг друга;
- работать тихо, не мешать своим одноклассникам.

У каждого из вас на столе лежит картинка с геометрическим телом. Пройдите к столу, на котором стоит такая фигура. Каждая группа получила задание, вам нужно его выполнить и оценить работу каждого в листе самооценки.

1 группа: куб, параллелепипед

Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое куб, параллелепипед»?

Выберите предметы, которые по форме похожи на куб, параллелепипед.

(Картинки развешаны по классу, стоят различные предметы)

- Выполните № 294 с.95

2 группа: конус

Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое конус»?

Выберите предметы, которые по форме похожи на конус.

Выполните №298 с.98.

3 группа: пирамида

Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое пирамида»?

Выберите предметы, которые по форме похожи на пирамиду.

Выполните №295 с.95.

4 группа- цилиндр

Найдите в справочнике, приготовьтесь прочитать громко для всех: «Что такое цилиндр»?

Выберите предметы, которые по форме похожи на цилиндр.

Выполните №299 с.98.

Отчёт групп о проделанной работе С- 4,5,6,7.

VII . Физминутка. Конструирование геометрических абстракций . (С-8)

1. Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий. (Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

2. А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

3. Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

VIII . Самостоятельная работа учащихся

    Самостоятельная работа по карточкам. С- 9

    Проверка самостоятельной работы С-10

    Тест « Перволого».

Внесение результатов работы в « Лист самооценки ученика»

Закрепление полученных знаний. Наблюдение над связью между плоскими и объёмными фигурами.

С-11 - К сожалению, Геометриусу уже нужно отправляться домой, но на чём же нам его отправить? (предложения детей)

Я думаю, что нам нужно построить для него ракету. А вот из чего её построить?

1 группа – Блоки Дьенеша.

    План работы.

Составьте ракету из блоков Дьенеша.

2 группа Аппликация из плоских геометрических фигур.

    План работы.

Составьте ракету из геометрических фигур, используя рисунок.

Представьте свою работу. Начните высказывания так:

При строительстве нашей ракеты для Геометриуса

мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.

3 группа - конструктор «Лего».

    План работы.

Составьте ракету используя конструктор «Лего» .

Представьте свою работу. Начните высказывания так:

При строительстве нашей ракеты для Геометриуса

мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.

4 группа - « Подарок для Геометриуса»

    План работы.

Сделайте на память о нашем уроке подарок для Геометриуса на ноутбуке.

Представьте свою работу. Начните высказывания так:

Для подарка Геометриусу

мы использовали (плоские, объёмные) фигуры. Назовите их.

Геометриус благодарит вас за новые знания, которые вы помогли ему получить на уроке и за прекрасные ракеты.

X . Итог урока. Рефлексия.

С-12 Сегодня на уроке

Я удивился (удивилась)….

Я узнал (узнала)…..

Мне понравилось…

Мне было трудно….

Раиса Баландина
«Объемные геометрические фигуры»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему :

«Объемные геометрические фигуры » .

Задачи :

Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке

Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года

Закрепить представления детей о геометрических фигурах

НОД занятия.

Ребята, посмотрите, сегодня утром я шла в детский сад и встретила почтальона. Он мне дал вот такое интересное письмо. Его прислал Буратино. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет :

«Дорогие ребята! Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, давайте поможем Буратино.

1 задание. Ответьте на вопросы :

Какое время года сейчас? (Весна)

Назовите весенние месяцы

Какой месяц сейчас идёт? (март)

Сколько дней в недели? (семь)

Назови их;

Какой сегодня день недели? (вторник)

Какой четверг по счету? (четвертый)

Вчера какой был день недели?

Завтра какой будет день недели?

2 задание.

Ребята, Буратино, не может выполнить следующее задание. Давайте ему поможем :

Какой бывает счет? (прямой и обратный)

Считай от 10 до 20;

Считай от 20 обратно;

Назови число меньше пятнадцати;

Назови соседа 11 и 14;

Сравни числа 16 и 18;

Сравни числа 15 и 15;

3 задание.

Воспитатель : А сейчас мы будем работать с карточкой, которую прислал Буратино. Вы должны рассказать, где и как расположены фигуры .

Воспитатель : - Где находиться прямоугольник?

Ребенок : - Прямоугольник находится посередине.

Воспитатель : - Где находится овал?

Ребенок : - Овал находится справа от прямоугольника

Воспитатель : - Где находится круг?

Ребенок : - Круг находится внизу, под прямоугольником

Воспитатель : - Где находится квадрат?

Ребенок : - Квадрат находится слева от прямоугольника

Воспитатель : - Где находится треугольник?

Ребенок : - Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

Физминутка.

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Столько раз ногою топнем (показываю цифру 6)

Столько раз руками хлопнем (показываю цифру 10)

Мы присядем столько раз (показываю цифру 7)

Мы наклонимся сейчас (показываю цифру 4)

Мы подпрыгнем ровно столько (показываю цифру 8)

Ай да счёт! Игра и только.

4 задание.

На столе перед детьми расположены объёмные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус)

- Следующее задание : Дети что это? Какие фигуры ? Сколько их? Какая фигура стоит первой ? Второй? Третьей? Какая стоит последней?

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать , начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

А)- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник

Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник

Сколько треугольников получилось? (два)

Сколько палочек вы отсчитали?

Б)- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.

Отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат

Какая фигура у вас получилась ? (прямоугольник)

Сколько четырехугольников получилось? (три)

А сколько многоугольников получилось? (три)

Назовите их (два квадрата и один многоугольник)

На какие делятся геометрические фигуры ? (объёмные и плоские)

Чем они отличаются друг от друга? (плоские можно расположить на плоскости, а объёмные нет) .

Мы сейчас с вами выкладывали на столе объемные или плоские фигуры ?

А сейчас мы с вами сделаем из палочек и пластилина фигуру , которая состоит из нескольких… а чего? Вы узнаете, отгадав загадку :

Три вершины в нем видны,

Три угла, три стороны,

С ним знаком даже дошкольник

Ведь фигура – (треугольник) .

Ребята, как называется фигура , которая состоит из нескольких треугольников? (пирамида)

Давайте, сделаем из пластилина и счетных палочек пирамиду.

5 задание.

Ребята, Буратино говорит, что вы уже устали - давайте поиграем. Эта игра - испытание «Верно-неверно» - поможем исправить ошибки, которые Буратино специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

Утром солнышко встает; (верно)

По утрам нужно делать зарядку; (верно)

Нельзя умываться по утрам; (неверно)

Днем ярко светит луна; (неверно)

Утром дети идут в детский сад; (верно)

Ночью люди обедают; (неверно)

Вечером вся семья собирается дома; (верно)

В неделе 7 дней; (верно)

За понедельником следует среда; (неверно)

После субботы идет воскресение; (верно)

Перед пятницей стоит четверг; (верно)

Всего 5 времен года; (неверно)

Весна наступает после лета; (неверно) .

8 задание. А теперь Буратино приготовил вам графический диктант. Вы должны нарисовать один из признаков (явлений весны) .

Дети, поставьте карандаш на выделенную точку и рисуйте по клеткам.

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом.

Молодцы, ребята!

Итог занятия.

Вот и выполнили вы все задания Буратино. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания были трудными?

Буратино благодарит вас за помощь.

Конспект урока математики

Тема: «Плоские и объёмные геометрические тела» слайд

Цель: углубить и расширить представления детей о плоских и объёмных предметах; их сравнение и выявление различия между ними.

Форма: урок-путешествие.

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы начинаем урок математики.

Знаете ли вы, что в огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием - Геометрия.

Эту страну населяют не числа, а различные линии, фигуры и тела. Слайд

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Геометрии и посетим города, в которых живут плоские и объёмные фигуры.

Наша задача разобраться, что же такое плоские и что такое объёмные фигуры, чем они отличаются и какие геометрические фигуры относятся к плоским, а какие к объёмным.

Путешествовать мы будем на воздушном шаре. Слайд

Как думаете, почему?

- Собран из геометрических фигур.

Из каких?

В процессе путешествия мы выясним, к какой группе относятся детали нашего воздушного шара.

2. Основная часть.

Итак, в путь!

Слайд

Солнце встало высоко

И летим мы далеко.

Город видим впереди.

Что за город? Погляди!

1 станция - распределительная.

Да не один город, а целых два. Слайд

Пред вами два города. Прочитайте их названия.

На партах вы так же видите различные фигуры-жители городов. Расселите фигуры каждую в свой город.

Работа парами.

А теперь расскажите, какие фигуры вы заселили в Город плоских фигур.

Ответы детей. Слайд

Что общего у всех плоских фигур?

- Они целиком укладываются на листе, столе, не возвышаются над плоскостью, их можно вырезать из бумаги.

Математики говорят, что плоскость – это двухмерное пространство, т.е. у неё есть два измерения: длина и ширина.

Какие ещё плоские фигуры вы знаете?

- Отрезки, прямые, треугольники, круги…

А теперь назовите фигуры, которые поселили в Город объёмных фигур.

Ответы детей. Слайд

Что общего у этих фигур?

- Их как ни клади, они будут возвышаться над столом, доской..

Какие ещё объёмные фигуры знаете? Ответы детей.

В геометрии есть специальное название для объёмных фигур – геометрическое тело.

Все тела вокруг нас имеют три измерения : длину, ширину и высоту. Правда, далеко не у всех геометрических тел можно указать длину, ширину, высоту. А вот у прямоугольного параллелепипеда можно.

Слайд

Демонстрация учителем, дети рассматривают свои параллелепипеды.

Все его грани являются прямоугольными. Многие предметы имеют такую форму. Назовите их. Слайд

Ответы детей.

А теперь вернёмся к нашему воздушному шару. Из каких фигур, плоских или объёмных он состоит?

- Цилиндр и шар – объёмные фигуры, а тесёмки-линии – плоские.

Слайд

Солнце встало высоко

И летим мы далеко.

Остановка впереди.

Что же это? Погляди!

2 остановка – научная.

А сейчас догадайтесь, о какой фигуре идёт речь.

Читают дети:

    Ты на меня,

    Ты на него,

    На всех нас посмотри.

    У нас всего,

    У нас всего,

    У нас всего по три.

- Это треугольник. Слайд

Почему так решили?

- У треугольника 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.

А какая это фигура, плоская или объёмная?

Подумайте, треугольник – это одна линия или несколько?

Ответы детей.

Треугольник образуется тремя отрезками ломаной линии. Показ учителем.

Попробуйте смоделировать свои треугольники.

Поднимите, покажите свои треугольники.

Отгадайте, о какой фигуре теперь пойдёт речь…

Ученик.

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

- Это круг. Слайд

Какая это фигура, плоская или объёмная? Ответы детей

Слайд

Солнце встало высоко

И летим мы далеко.

Остановка впереди.

Что же это? Погляди!

3 остановка – конструкторская.

Слайд

Перед вами лежат конверты. Достаньте из них геометрические фигуры.

Назовите их.

Какие они плоские или объёмные? Почему?

- Не возвышаются над плоскостью.

Сегодня с помощью этих геометрических фигур мы будем украшать открытку к празднику. Заготовки открыток вы найдёте на парте.

А какой праздник скоро все мы будем отмечать?

Сегодня мы с помощью этих геометрических фигур украсим новогодние открытки. Какие новогодние предметы мы можем собрать из них?

Украсьте новогодней аппликацией свою открытку, выбрав любой узор.

Итак, мы должны собрать узор для новогодней открытки.

Какие новогодние предметы могут получиться из ваших фигур?

Вам осталось только самостоятельно приклеить геометрические фигуры на открытку в нужном порядке.

Работа парами.

Покажите свои работы.

Выставка работ.

Открытки получились замечательные. Их вы сможете подарить своим родственникам, близким, друзьям и поздравить с Новым годом. Положите открытки перед собой.

3. Итог урока.

Слайд

Вот и закончилось наше первое путешествие по стране Геометрии. Но вам предстоит ещё не раз побывать в этой удивительной и замечательной стране и узнать много нового.

Сегодня вы все работали замечательно и поэтому вы ….молодцы.

Наш урок окончен. Спасибо за внимание.

VI. Игра «Ромашка». Работа в группах. Классификация геометрических фигур.

Наш гость Гексаэдр предлагает вам поиграть в игру «Ромашка».

1. Правила игры: Разделимся на две группы. Каждая группа получает сердцевинку ромашки (на одной написано «объёмные фигуры», на другой «плоские фигуры») и набор лепестков с названиями разных геометрических фигур. Вам предстоит одеть ромашку, прикрепить соответствующие сердцевинке лепестки. Готовую ромашку прикрепить на доске. Затем подобрать

модели фигур, соответствующие названиям.

(Названия фигур в наборе для каждой группы: четырёхугольник,треугольник,шестиугольник,квадрат,круг,прямоугольник,шар,цилиндр,конус, пирамида, параллелепипед, куб.)

2. Повторение правил работы в группе.

3. Работа в группах.

4. Представление работ.

5. Работа по учебнику (с. 47). Взаимопроверка.

Давайте проверим себя, правильно ли распределены фигуры на двух ромашках (по учебнику).

Проведём взаимопроверку, сверяясь с учебником. Просигнальте светофором: верно или не верно

выполнена работа.

6. Вывод. Почему данные геометрические фигуры мы называем плоскими, объёмными?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то