Речевая характеристика флягина очарованный странник. Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине? (по повести "Очарованный странник")

Главный герой “Очарованный странник” – настоящий русский богатырь в монашеской рясе. Его жизнь удивительна сложна и разнообразна: он был крепостным, служил “нянькой”, был артистом, пленным у азиатов, управляющим конюшней у богатого князя, воевал на Кавказе и получил награды и звание офицера. В повести Лескова странник очарован жизнью, её непостижимостью, красотой. Это произведение о духовном взрослении человека, о его становлении, поиске себя. Автор показал множество характеров, нравов, судеб, описывая основные вехи жизненного пути Ивана Голована.

Характеристика героев “Очарованный странник”

Главные герои

Иван Северьяныч Флягин

Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Родился с большой головой, мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах, явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.

Грушенька

Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и прятал под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша встречает Ивана, он предлагает ей жить, как брат с сестрой. Она отказывается, просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва, любовь к князю не даёт ей жить. Иван убивает Грушу. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.

Бояре из Орловской губернии

Первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку боярской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься. Случай изменил его судьбу, за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.

Князь

Берёт Ивана в “няньки” присматривать за своей грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать.

Девочка

Больше года Иван работает у одного поляка, присматривая за ребёнком. Девочка больна, ей необходимо солнце и песок. Каждый день бывая с девочкой на пляже, он встречает её мать и разрешает бывать с ребёнком. В итоге ему приходится отдать дочку матери и бежать.

Второстепенные персонажи

В произведении автор поднял вопросы религиозного характера, сделал попытку показать истинно русский характер. Повесть построена по законам жанра жития, его художественного варианта. В книге “Очарованный странник” герой обретает дар пророчества, его терзают “бесы”, он продолжает свой путь, собираясь на войну за русский народ. Его жизнь полна мистических совпадений, тайн, случайностей, будто незримая рука ведёт героя на протяжении всей жизни. Список характеристик персонажей повести поможет при подготовке к уроку или написании творческой работы.

Тест по произведению

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Н.А.Некрасов

В повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя - Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого - цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Чернозёмный Телемак». Телемак - это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской войны. Французский писатель Ф.де Салиньяк Фенелон (1651 - 1715) создал очень популярный в своё время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» (1699).

Тема повести Лескова - изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести - представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 - 70-х годов XIX века. Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против общественной несправедливости и старых государственных устоев. Славянофилы считали, что положительным героем будет человек патриархальных взглядов, богобоязненный хранитель «русского духа». Положительный герой Лескова не похож ни на «борца», ни на «смиренника», он - другой, обычный дворовый крепостной из русской провинции, человек чудаковатый, но цельный и искренний. Иван Северьянович повидал на своём веку множество людей, побывал в самых невероятных местах и переделках, но нигде не захотел остаться навсегда, не нашёл счастья. Почему? Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть (это было бы слишком просто), ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям.

Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом. Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко.

В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нём воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие (с раннего детства отец приучает героя к лошадям; мальчик становится сначала форейтером, потом конюхом), преданность господам (Иван спасает жизнь своим барам, останавливая взбесившихся лошадей на краю обрыва). При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьёзным достоинством крепостного - покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился. Ему стало обидно не потому, что граф забыл своё обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.

Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример - его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и её любовнику, уланскому ремонтёру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет своё решение. Отдаёт ребёнка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своём поступке. Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жён и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них. Служа у нового хозяина - молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьёт запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает.

Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры. Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу - счастье в том, чтоб жить для людей, - приходят герои Л.Н. Толстого - просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обострённое чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие.

Рассказывая о странствиях героя, Лесков даёт широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север - одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчёркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познаёт окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель - служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу. Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. (...) Я клобучок сниму, а амуничку надену» (XX).

Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому "святы Господу"» (Н.С.Лесков. «Предисловие к сборнику "Праведники"»). Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».

Сочинение


Лесков в своей замечательной повести "Очарованный странник" формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.

Иван Северьяныч Флягин - "очарованный странник"; он "очарован" сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Повесть Лескова "Очарованный странник" была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…",- пишет Лесков.

Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.

Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он "всю жизнь погибал, но не мог погибнуть", и объясняет это тем, что он - "большой грешник", которого "ни земля, ни вода принимать не хочет". На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его "искушают бесы". Но ни один из его "греховных" поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. "Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла", - умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему "за народ очень помереть хочется", и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая "так живчиком и переливается" по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. "Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…"

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: "… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь".

Флягин - недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования - все время испытывать радость - состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.

На образе "очарованного богатыря" Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»

Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»

Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконномколпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...”,- пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Живя “при отце на кучерском дворе”, он “постиг тайну познания в животном” и полюбил коней да быструю езду.

Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был “сыном обещанным” и с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню...”

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.

Вера для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужих в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться”. “Так молишься,- говорит Иван,- что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь”.

Герой много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет. Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое первое призвание к Богу, он “прошел от одной стражбы до другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все... монахом в ведении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось” за его недоверие.

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Лев Толстой говорил: “Лесков - писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко поучительна”. Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в истории великой русской культуры.

Повесть «Очарованный странник» представляет своему читателю образ человека, которого невозможно сопоставить ни с одним из персонажей русской литературы. Это образ героя легко сливающегося с любыми передрягами жизненного пути. Флягин Иван Северьяныч или «очарованный странник», как назвал его автор повествования, «очарован» собственной жизнью, в частности, и всем миром, в общем. Он принимает жизнь как дар, великое чудо, не имеющее пределов и границ. Куда бы ни забросила судьба героя, он открывает для себя нечто новое и удивительное и, может от того, абсолютно не страшится перемен.

Образ Флягина впитал в себя всё русское. Это человек схожий с героем древних былин — огромен ростом, открыт лицом, а его волосы вьются и отливают благородной сединой. На вид ему лет пятьдесят, он добр, простодушен и открыт душой для каждого встречного. Тот факт, что Иван Северьяныч никак не уживётся на одном месте, не означает, что он непостоянен или легкомыслен, такой образ жизни скорее говорит о том, что герой стремиться испить весь мир до дна. Хотя бы настолько, насколько успеет за отведённые ему Богом годы.

Жизнь Ивана Северьяныча Флягина

При рождении Флягин отнял жизнь у своей матери (родился он с очень большой головой, за что получил кличку «Голован»), но, вместе с тем, сам словно неуязвим для смерти, которую готов принять в любую минуту. Герой удерживает коней у края обрыва, едва не кончает с собой, побеждает в опаснейшем поединке, спасается бегством из плена, избегает пуль во время военных действий. Всю жизнь ходит по краю гибели, но земля не спешит его принять.

С детства Иван любил лошадей и умел с ними обращаться. Но судьба его сложилась так, что ему пришлось бежать и совершить кражу коней. Скитаясь, Флягин попадает к татароам и проводит 10 лет свой жизни в плену (он попадает в плен в возрасте 23 лет). Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином. В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя - отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером. Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него "нечистую силу", но все безрезультатно. Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам.

Флягин соблюдает каноны своей собственной морали, оставаясь по жизни честным перед другими и самим собой. На его счету оборванные жизни монаха, татарина и молодой цыганки. Но, ни один из проступков странника не рождён из ненависти или лжи, не совершён с жаждой наживы или из страха за собственную жизнь. Монах погиб в результате несчастного случая, татарин был сражён в бою на равных, цыганка же сама молила оборвать её невыносимое существование. В истории с этой несчастной Иван взял грех на себя, освободив тем самым девушку от необходимости совершения самоубийства.

Иван Северьяныч рассказывает о своей жизни случайным попутчикам во время водного путешествия на судне. Герой ничего не утаивает, так как душа его открытая книга. В борьбе за справедливость он жесток, как со случаем, когда отрезал барской кошке хвост за то, что та повадилась душить его голубей. Но в другой ситуации, Флягин ушёл на войну за парнишку, которого боялись потерять любящие родители. Единственная причина тех или иных поступков Ивана — природная сила, бьющая из него через край. Вся эта мощь и удаль богатыря русского в управлении штука достаточно сложная. От того и не всегда Иван Северьяныч мог её верно рассчитать. И потому безупречным героя повести назвать нельзя, он многогранен — беспощаден и добр, умён и наивен, дерзок и романтичен.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то