Разница между типами формами и видами культуры. Формы культуры

Технические растения – это растения, используемые в производстве. Однако не стоит думать, что технические культуры растений выращивают лишь для того, чтобы удовлетворить потребности человека в пище, одежде и так далее. Многие технические культурные растения служат и для услады глаз – взять хотя бы подсолнечник, который многие флористы используют для создания прекрасных композиций. Ниже приведены примеры технических культурных растений с фотографиями и краткими характеристиками.

Какие бывают технические растения: лен

Список технических растений, крайне важных в современной жизни, начнем со льна. Одежда из льна очень популярна. Уже 10 000 лет из стеблей этого растения получают волокно, прядут нити, ткут ткани. Жмых льна идет на корм коровам, а мякина - свиньям. Скорее всего, родиной льна являются горные районы Китая, Индии и Средиземноморья. На территорию России лен попал из Азии. Сегодня он возделывается в умеренном поясе всей Евразии, Северной Америки и Северной Африки.

Лен – яркий пример технического растения, к этому роду относятся более 100 видов, но самым распространенным является лен обыкновенный, или прядильный.

Говоря о том, какие культурные растения называют техническими, нельзя не отметить, что лен используется не только в хозяйстве. Один из его видов - лен крупноцветковый с изящными красными цветами - высаживают в садах как декоративное растение.

Сегодня разводят два подвида обыкновенного льна: долгунец - для пряжи и кудряш - для семян. А долгунец еще известен как лен посевной, моченец, ильнец, ильняк, люченец и сланец.

Прежде чем отправить собранный лен на фабрику, его необходимо высушить. Это делают прямо на поле.

Посмотрите на фото этого технического растения — у льна пятимерный цветок (т. е. имеет 5 лепестков и 5 тычинок). Кроме того, есть еще 5 недоразвитых зубчиков, которые расположены напротив лепестков.

Льняные платья раньше были частью национального костюма у многих народов, в том числе у русского, белорусского и украинского. Сегодня лен ценится особенно высоко, ведь синтетические ткани не могут его заменить.

Льняное семя имеет целебные свойства: оно помогает при воспалениях. Из семян также делают масло, которое употребляется в пищу. Но чаще всего из льняного масла делают лаки и краски, а также используют его для изготовления непромокаемых тканей.

Лен - это не единственное растение, из которого делают пряжу. Есть еще и джут, растущий в тропиках, а также в Индии, Бангладеше и Мьянме. Из него изготавливают не только канаты, но и ковры, упаковки и пакеты, которые гораздо лучше и долговечнее пластиковых.

Какие культурные растения называют техническими культурами: хлопок

Для названия такого технического растения, как хлопок, во всем мире используется слово cotton. Хлопок, а точнее хлопчатобумажные изделия, знаком всем. До второй половины XIX в. вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага» - отсюда и распространились такие понятия, как хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность. Волокно, которое идет на производство ткани, добывают из плодов хлопчатника. Говоря о том, какое растение является технической культурой, хлопок вспоминают чаще всего — он настолько важен, что его даже называют белым золотом.

Хлопок зацветает примерно через 10-12 недель после посева семян. На нем появляются цветки белого или желтого цвета. Со временем они меняют окраску и становятся розовыми или фиолетовыми.

Хлопчатник - основная прядильная культура нашей страны.

Хлопчатник выращивают во всем мире. Известно несколько видов этого растения. Самые распространенные - хлопчатник обыкновенный и хлопчатник травянистый. Есть еще хлопчатник барбадосский и древовидный, но они культивируются в гораздо меньших объемах. Хлопок выращивают в теплых краях - в Закавказье, Средней Азии, Индии, Америке, а также во многих других регионах.

Хлопчатник - это род семейства, относящегося к мальвовым. Плодом хлопчатника является коробочка с семенами, которые покрыты белым пушком. Этот пушок и есть хлопок. Существует два вида хлопковых волосков: длинные и пушистые или короткие и ворсистые.

Хлопок-сырец отправляют на хлопкоочистительный завод, где сначала отделяют волокна от семян, а затем длинные волокна от коротких. Волокна, достигающие 20-55 мм, идут на изготовление ткани. Из коротких волокон делают вату. Кроме того, волокна хлопка используют для производства взрывчатых веществ, искусственного волокна, пленок, лаков и пластмасс.

Одежду из хлопка шили давно, а рабочие плотные штаны изготавливали даже из конопли. Их делали в основном из парусины, так как парусники уступили место пароходам, и оставалось много лишней ткани. Но считают, что джинсы появились к 1853 г. Тогда американский портной Леви Стросс стал шить для ковбоев, фермеров и золотоискателей рабочую одежду из хлопка, используя заклепки на швах для карманов, чтобы сделать их прочнее. Он покрасил их самой дешевой синей краской. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов. А в XX в. они завоевали весь мир, став одеждой, доступной для каждого.

Вырастить хлопок не так уж и просто. На протяжении многих веков его убирали, да и сейчас убирают вручную. Это очень тяжелый труд - под жарким солнцем нужно собрать все коробочки с белым пухом, из которого потом, к примеру, сошьют твои джинсы. В наши дни на многих хлопковых полях работают хлопкоуборочные комбайны.

В Средние века европейцы знали, что хлопок собирают с растения, но мало кто его видел. Многие считали, что на этом чудесном растении вырастают животные наподобие ягнят, с которых состригают шерсть.

Пример технического культурного растения: подсолнечник

Список технических культурных растений, употребляемых в пищу и служащих для составления цветочных композиций, возглавляет подсолнечник. Благодаря своей красоте и яркости он по праву считается солнечным растением. Какие ещё технические растения так радуют глаз? С утра подсолнечник раскрывает свои соцветия-корзинки навстречу солнцу, да и сам похож на солнышко. Отсюда и пошло название этого технического культурного растения – подсолнечник означает «под солнцем». А пришло это растение к нам из Америки. Индейские племена считали его символом дневного светила и выращивали его уже в 3000 г. до н. э., в основном ради муки. В Европу подсолнечник привезли вскоре после первых путешествий Колумба, примерно в 1500 г. Однако долгие годы он считался декоративным растением и только в XIX в. стал важной сельскохозяйственной культурой.

Подсолнечник относится к обширному роду, включающему более ста видов. Самый известный из них - подсолнечник масличный, или подсолнечник однолетний. Это растение устойчиво к засухе и любит свет. Именно его сегодня выращивают во всем мире для производства подсолнечного масла. Однако это растение может давать и мед, и резину, точнее млечный сок-латекс, из которого и делают резину. Сегодня ученые вывели для производства резины специальные сорта. Из лузги подсолнечника делают топливные брикеты.

Соцветием подсолнечника является корзинка с наружными бесплодными цветками, дающими красивые лепестки, и внутренними, которые дают плоды-семянки. Эти плоды расположены по спирали и создают эффектную сердцевину. Сегодня выведено множество декоративных сортов с оранжевыми, кремовыми, розовыми, красными лепестками.

Подсолнечник масличный тоже бывает декоративным, но ради красоты разводят и другие виды этого растения.

Есть сведения, что ацтеки еще до открытия Америки европейцами добывали масло из подсолнечника.

В Англии в 1716 г. был оформлен патент на производство подсолнечного масла, но дальше этого дело не пошло. И только в 1829 г. в России крепостной крестьянин графа Шереметева Даниил Семенович Бокарёв из Алексеевки сумел получить подсолнечное масло и вместе с купцом Папушиным организовал первый в мире маслодельный завод. Подсолнечное масло стали называть «постное», потому что его можно было употреблять во время Великого поста. Очень быстро это производство распространилось по всей России, в Западной Европе и Америке. А в Алексеевке Белгородской области Бокарёву даже воздвигли памятник.

Топинамбур или земляная груша

Топинамбур, или земляная груша, - это тоже подсолнечник, но многолетний и немного другого вида, чем растение, из которого добывают масло. Свое научное название - подсолнечник клубненосный - он получил потому, что на его корнях формируются клубни, обладающие полезными свойствами. Соцветия топинамбура немного похожи на подсолнечник масличный, только главным в топинамбуре являются не семечки, а клубни, немного похожие на грушу.

Какое растение является технической культурой: масляное дерево

Продолжая разговор о том, какие бывают технические растения, нельязя не вспомнить о маслине или оливе - одном из самых древних культурных растений в мире. Причем в диком виде это вечнозеленое субтропическое дерево не встречается. Родом оно из Средиземноморья, а разводится ради оливкового масла, которое получают из его плодов. На русском языке и для дерева, и для плода существует два названия - маслины и оливки. Собственно говоря, латинское название «олеа», от которого произошло слово «олива», и означает «масло». Поэтому оливковое масло буквально толкуется как «масло масляное».

Плод оливы - костянка, и зелеными бывают не только незрелые оливки. Некоторые сорта сохраняют зеленый цвет, даже зрелые и съедобные.

Темные оливки называют «маслины», но на самом деле и те, и другие - плоды одного и того же дерева. Просто созревая, эти плоды меняют цвет.

Оливковые рощи украшают южные страны уже тысячи лет. До сих пор точно неизвестно, где истинная родина этих деревьев. Но один из мифов повествует, что оливу подарила грекам богиня Афина, которая оспаривала у Посейдона власть над Аттикой - областью, где ныне находится город Афины. Посейдон же подарил людям новый источник воды. Но дар Афины сочли более важным. И сегодня оливковая ветвь служит символом мира, ведь она является источником благополучия для множества людей.

В России оливками называют зеленые плоды масличного дерева, а маслинами - черные. Обычно зеленые плоды консервируют, а из черных делают масло. А консервированные черные маслины часто могут оказаться зелеными оливками, которые обработали так, что они потемнели.

Древнегреческий поэт Гомер, живший около VIII в. до н. э., упоминает в своей поэме «Одиссея» оливковое масло и описывает обычай умащать им тело.

Но он называет этот обычай восточным, а значит, в те далекие времена привычная для Греции олива была еще чужеродной.

Какие ещё бывают технические растения: гевея

Что сегодня может быть привычнее резины? Она встречается везде - от шин и различных прокладок в механизмах до мячей и ластиков, и, конечно же, цветных резинок, скрепляющих волосы. Но так было не всегда.

Говоря о том, какие растения называют техническими культурами, не все вспомнят гевею. А ведь когда была открыта Америка, конкистадоры привезли оттуда мячи из плотной древесной смолы - очень упругие и прыгучие. Но только в 1738 г. французский путешественник Ш. Кондамин обнаружил в Амазонской селъве удивительное дерево - гевею, выделяющую белую смолу, точнее млечный сок, который индейцы назвали «каучу» - «слезы млечного дерева». Они делали из каучу непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, детские игрушки. Европейцы же, чаще видевшие уже застывший сок, дали ему название «резина» (от латинского - «смола»).

Бразилия много лет берегла источник своего богатства, и за попытку вывезти из страны семена гевеи здесь полагалась смертная казнь. Однако в 1876 г. британский разведчик Генри Уикхем сумел вывезти 70 000 семян на корабле «Амазонас». И вскоре плантации гевеи появились во всей Юго-Восточной Азии. Сегодня в Бразилии производится лишь небольшая доля натурального каучука.

Гевея относится к семейству молочайных. У большинства таких растений при надрезе выделяется белый как молоко сок (латекс). У этого вечнозеленого дерева ростом до 20-30 м в латексе содержится примерно 40-50% каучука. Чтобы получить натуральный каучук, кору гевеи надрезают и в специальные емкости собирают латекс - млечный сок.

Добытый из латекса каучук не сразу превращается в привычную резину. Его обрабатывают кислотами, чтобы он свернулся, потом промывают водой. Затем из него раскатывают листы, которые сушат и коптят, чтобы уберечь каучук от вредных бактерий и окисления. Поэтому на каучуковых плантациях можно видеть такие резиновые «простыни».

Экипажи с металлическими колесами были очень неудобными, и пассажиров в них здорово трясло. Однако появление бесшумных шин вызвало недовольство, ведь теперь приближение тихого экипажа можно было и не услышать. В Америке резиновые шины сначала даже запретили, а в России московские власти приказали, чтобы экипажи на резиновом ходу, обрызгивающие грязью неосторожных прохожих, имели специальные номера, «дабы обиженные шинниками обыватели могли заметить своих обидчиков, чтобы привлечь их к законной ответственности».

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности – значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то